Hymn 44.378–393. 772. Hymn 47.69–81. 773. Hymn 51.143–153. 774. Hymn 52.142–148. 775. Hymn 52.149–152. 776. Cat 18.288–290. 777. Cat 19.151–160. 778. Eth 1.3.52–64. 779. Eth 1.5.120–124. 780. Eth 2.7.57–64. 781. Eth 4.260–269. 782. Eth 4.269–279. 783. Eth 5.412–417. 784. Eth 7.356–369. 785. Eth 7.371–383. 786. Eth 10.751–753. 787. Eth 7.425–429. 788. Eth 7.453–457. 789. Eth 9.463–482. 790. Eth 10.873–888. 791. Eth 14.285–290. 792. Hymn 11.1–4. 793. Hymn 11.17–19. 794. Hymn 11.35–38. 795. Hymn 11.44–49. 796. Hymn 11.54–58. 797. Hymn 11.75–79. 798. Hymn 11.66–71. 799. Hymn 15.44–50. 800. Hymn 15.52–59. 801. Hymn 20.13–16. 802. Hymn 20.32–44. 803. Hymn 20.181–184. 804. Hymn 24.1–10. 805. Hymn 27.96–106. 806. Hymn 29.103–104. 807. Hymn 42.48–55. 808. Hymn 42.74–78. 809. Hymn 41.19–30. 810. Hymn 58.5–12. 811. Theol 1.124–126. 812. Theol 2.202–204. 813. Theol 2.83–84. 814. Theol 2.108–111. 815. Theol 3.47–48. 816. Theol 3.101–105. 817. Я имею в виду замечание о. Даррузеса: Lorsque (Symeon) emploie la formule δι το Υο, il s " agit de la mission ad extra: ce qui reviendrait equivalement, pour la procession ad intra, a la formule photienne, non au diagramme: du Pere par le Fils. Traites Theologiques… T. I, p. 161 n. 2. 818. Eth 1.10.129–132. 819. Hymn 41.188–189. 820. Eth 7.311–333. 821. Eth 7.342–346. 822. Hymn 47.1–29. 823. Cat 9.1–25. 824. Eth 4.388–390. 825. Eth 3.43–45, 56–59. 826. Eth 9.448–461. 827. Euch 1.223–237. 828. Eth 5.407–409. 829. Eth 10.481–490. 830. Eth 8.202–207. 831. Eth 8.207–216. 832. Eth 11.700–722. 833. Eth 12.184–188. 834. Hymn 52.1–6. 835. Eth 14.194–197. 836. Eth 9.351–355. 837. Hymn 47–17. 838. Eth 7.509–537. 839. Eth 3.104–112. 840. Eth 3.115–122. 841. Eth 3.361–374. 842. Eth 3.558–560. 843. Hymn 1.132–147 844. Hymn 13.32–36. 845. Eth 10.606–611. 846. Eth 2.7.205–208. 847. Theol 1.404–407. 848. Eth 5.418–424. 849. Eth 5.442–460. 850. См. примечание 2 к настоящей главе. 851. Eth 7.377–383. См.: Часть IV. Христос. Прим. 53. 852. Cat 6.198–201. 853.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

Без искушений невозможно познание истины и приближение к Богу 832 , ибо цель их – «возбудить в нас любовь и страх». «чтобы мы думали о Боге и познавали , и чтобы изумление Им приводило нас к любви к Нему, и чтобы устыдились мы и исправили поведение наше в здешней жизни» 833 . Искушениями порождается разум 834 , а от него происходит смиренномудрие и стяжавается дар смирения, освобождающий человека от всякого греха 835 . Искушение обучает : «да не надеемся убо на ся» 836 , – и учит возлагать все надежды на Бога, почитая Его источником всех благих и обличая себя во всех неподобных 837 . Смотрительно попускаемые искушения учат человека трудолюбию 838 и свободной молитве 839 и истинному отношению к сущности духовных и материальных вещей и явлений 840 . Телесные искушения искореняют миролюбие и устремляют сердце человека к Богу, а не к привременному 841 . Искушение является, таким образом, источником силы к стяжанию многих добродетелей 842 : «безболезненно приобретаемое бывает легко теряемым», поэтому «первее искушает Бог и томит, таже показует дарование», так что человек «елико терпит скорби, толико победит врага» 843 . В целом, «аще бо не бы были страсти, не бы были добродетели, ниже венцы даруемые от Бога достойным от человек» 844 , поэтому отцы и говорят о том, что «злые скорби являются оселком души», и в них, и «в страданиях, в терпении, в вере сокрыты обетования» 845 ; таким образом, «кто бежит от искушений, тот бежит от добродетели» 846 . Поэтому человек должен не доискиваться причин или источников искушений, а благодарить за них, терпеть их и просить Бога, чтобы Он даровал необходимые силы для их достойного перенесения 847 : «хощет бо Господь наш самовластное наше искусити, камо преклоняется», «подвига ради ко искушению веры, яко да явится, на Бога ли имать надежду, или на человека, или на свою крепость и мудрость» 848 . «Надеяйся же на ся, а не на Бога, падает падением дивным» 849 . Важное качество искушения – его качественная и временная мерность, соразмерность с целями педагогического процесса и возможностями человека. «Неверующий наказывается по мере неверия» 850 . Бог знает потребности человека в научении – насколько каждый должен прийти в испытание, воспитание, наказание и искушения, «чтобы он стал более опытным» и овладел терпением; знает Он и то, сколько может вынести душа, и Своим согласием на испытания дозволяет их именно столько, сколько необходимо «в меру» каждого человека 851 , не допуская, чтобы душа настолько подверглась искушениям и скорбям, чтобы она не могла вынести их 852 , и потому в подобающее время Сам, Своею благодатью, прекращает воздействие искушения на человека 853 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

842 . Княжна Е.А. Долгорукова в ссылке в Березове и в монашестве в Томске//Тобол, губ. ведомости. – 1871. – 3–4. 843 . Княжна Екатерина Алексеевна Долгорукая в ссылке в Березове и в монашестве в Томске. – Вырезка из: Рус. вестник. – М-, 1880. – Т. 148. – С. 5–19. 844 . Краткие записки о жителях Березовского уезда В.Н. Шаврова//Чтения в Имп. о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те-1871. – Кн. 2. То же//Тобол, губ. ведомости. – 1871. – 43. 845 . Крестный ход на осляти, который в старину был отправлен в Тобольске в Вербное воскресенье//Тобол, губ. ведомости. – 1859. – 13. То же//Иркут. епарх. ведомости. – 1866. – 45–47. 846 . Крещение кокандца в городе Омске//Странник. – 1877.-Т. 2. -Май. 847 . Мансветов на службе в Тобольске//Странник. – 1863. – 11. 848 . Материалы для истории пугачевского бунта//Чтения в Имп. о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те. – 1859. – 849 . Место заточения, смерти и погребения бывшего митрополита Ростовского А. Мацеевича//Иркут. епарх. ведомости. – 1863. – 37–39; Чтения в Имп. о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те. – 1864. – 4; Яросл. губ. ведомости. – 1868. – 9. 850 . Мирная кончина преосвященного Вениамина (Багрянского) как плод молитвы о том//Странник. – 1865. – Май. 851 . Миссионерства Березовского края – Обдорское, Кондинское и в особенности Сургутское. – СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», 1869. – 14 с. – Отт. из: Странник. – 1869. 852 . Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий Римский-Корсаков//Тобол, епарх. ведомости. – 12–13. 853 . Мнимая могила Арсения Мацеевича в Верхнеудинске; Одна из ошибок, какие встречаются в сочинениях и статьях, касающихся судьбы Арсения Мацеевича ; К жизнеописанию Арсения Мацеевича. – Б.м., – 35 с. 854 . Многочтимые иконы по Западной Сибири. – Омск: Тип. Окр. штаба, 1881. – 24 с. 855 . Назидательная кончина//Странник. – 1864. – Т.1. – Янв. 856 . Наказанное зложелание//Странник. – 1867. -Т. 2. – Май.– Отд. 1. 857 . Наказанное кощунство//Странник. – 1867. -Т. 2. – Июнь. – Отд. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

800. Слово 15. 801. Слово 15. 802. Слово 15. 803. Слово 15. 804. Слово 15. 805. Слово 15. 806. Слово 15. 807. Слово 15. 808. Слово 15. 809. Слово 15. 810. Слово 15. 811. Слово 16. 812. Слово 16. 813. Слово 16. 814. Слово 16. 815. Слово 16. 816. Слово 16. 817. Слово 16. 818. Слово 16. 819. Слово 16. 820. Слово 16. 821. Слово 16. 822. Слово 16. 823. Слово 16. 824. Слово 16. 825. Слово 16. 826. Слово 16. 827. Слово 16. 828. Слово 16. 829. Суд. 7. 20. Слово 16. 830.  Любовь долготерпит, милосердствует (1 Кор. 13. 4). 831. Слово 16. 832. Слово 16. 833. Лк. 23. 42. Слово 16. 834. Слово 17. В этом Слове преподобный Исаия поведает, что душу, исшедшую из тела и проходящую воздушное пространство в сопровождении святых Ангелов, встречают демоны и подвергают истязанию. Это место внесено в «Слово о смерти» и потому здесь не повторяется. 835. Слово 17. 836. Слово 17. 837. Слово 17. 838. Слово 17. 839. Слово 17. 840. Слово 17. 841. Слово 17. 842. Слово 17. 843. Слово 17. 844. Слово 17. 845. Слово 17. 846. Слово 17. 847. Слово 17. 848. Слово 17. 849. Слово 17. 850. Слово 17. 851. Слово 17. 852. Слово 17. 853. Слово 17. 854. Слово 17. 855. Слово 17. 856. Слово 17. 857. Слово 17. 858. Слово 17. 859. Слово 17. 860. Слово 17. 861. Слово 17. 862. Слово 17. 863. Слово 17 864. Слово 17. 865. Слово 17. 866. Слово 17. 867. Слово 17. 868. Слово 17. 869. Слово 17. 870. Слово 17. 871. Слово 17. 872. Слово 17. 873. Слово 17. 874. Слово 17. 875. Слово 17. 876. Слово 17. 877. Слово 17. 878. Слово 17. 879. Слово 17. 880. Слово 17. 881. Слово 17. 882. Слово 17. 883. Слово 17. 884. Слово 17. 885. Слово 17. 886. Слово 17. 887. Слово 17. 888. Слово 17. 889. Слово 17. 890. Слово 17. 891. Слово 17. 892. Слово 17. 893. Слово 17. 894. Слово 17. 895. Слово 17. 896. Слово 17. 897. Слово 17. 898. Слово 17. 899. Слово 17. 900. Слово 17. 901. Слово 17. 902. Слово 17. 903. Слово 17. 904. Слово 17. 905. Слово 17. 906. Слово 17. 907. Слово 17. 908. Слово 17. 909. Слово 17. 910. Слово 17. 911. Слово 17. 912. Слово 17.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

С приходом династии Аббасидов ненадолго наступила экономическая стабилизация И. и Джазиры. Ирригационное строительство способствовало подъему сельского хозяйства, в к-ром основными культурами были пшеница, ячмень, хлопок и финиковая пальма; развивалось садоводство. В армии бедуинские ополчения были оттеснены на задний план сначала хорасанскими добровольцами, а позднее тюрк. невольничьей гвардией, к-рую со временем пополнили греки, берберы и славяне. При аль-Мамуне (813-833) и его наследниках в городах И. продолжились догматические споры между мутазилитами , пользовавшимися покровительством халифов, и приверженцами формировавшейся суннитской ортодоксии. В правление аль-Мамуна центр халифата пережил культурный подъем, связанный с освоением научно-философского наследия античности. Главную роль в этом процессе сыграли «люди книги». Халиф аль-Мамун основал в Багдаде ун-т Дар аль-хикма (Дом мудрости) с б-кой и обсерваторией. Ок. 827 г. он поставил во главе ун-та христианина Сахля ибн Харуна и сабия Сальма из Харрана, под руководством к-рых работали христиане Хунайн ибн Исхак, ставший позднее ректором, его сын Исхак ибн Хунайн, Коста ибн Лука и сабий Сабит ибн Курра, знатоки греч., сир. и араб. языков, переводчики медицинской и философской лит-ры. При мон-ре Мар-Петион в Багдаде работала школа, во главе к-рой католикос Савришо II (832-836) поставил Ишо бар Али, выпускника этого ун-та. В тот же период еп. Басры Ишоднах написал «Книгу целомудрия», в которой собраны жития мн. подвижников и основателей монастырей, а также составил 3-томную церковную историю ( Селезнев. 2001. С. 43). Халиф аль-Мутасим (833-842) перенес столицу в г. Самарра. Но, устроив здесь двор и военный лагерь, Аббасиды попали в зависимость от тюрк. начальников гвардии, фактически контролировавших всю армию. Ситуацию дестабилизировали и частые кровавые стычки между наемниками, расквартированными в казармах по землячествам. Халиф аль-Мутаваккиль (847-861), прекратив поддержку мутазилитов, способствовал торжеству суннитов. В 850 г. он распорядился выслать всех багдадских Алидов в Медину, запретил им ездить на лошадях, держать более 1 раба и арендовать гос. земли. Была срыта и осквернена святыня шиитов - гробница аль-Хусейна (внука Мухаммада) в Кербеле; алидского имама аль-Хади перевели в Самарру, где он и умер. Под страхом смерти запретили хулить 3 первых халифов. Интенсивной строительной деятельностью, созданием новой столицы Эль-Джафарийи и увеличением средств на проведение церемониалов аль-Мутаваккиль почти полностью истощил казну халифата. В правление халифа аль-Мутаваккиля репрессии против христиан зачастую были спровоцированы жалобами служивших при дворе единоверцев. На службе у халифа было много чиновников-христиан, и в 849 г. халифу пришлось отдать распоряжение об ограничении их числа. В этот период была также завершена исламизация арабо-христ. племен (таглиб, баджила, джузама).

http://pravenc.ru/text/673821.html

Вероятно, переименование состоялось к концу периода самостоятельного правления Михаила III и не позже начала правления Василия I Македонянина (867–886). Во всяком случае, в Херсоне найдена медная монета с литерами MB на аверсе и аббревиатурой К/(М?) на реверсе 1869 , которые можно расшифровать как «Михаил василевс» (либо «Михаил III – Василий I») и «Климата». Как уже было сказано, она датируется в пределах от 842 г. до 866–867 г. и может быть одним из свидетельств официального употребления первоначального названия стратигии. Зато в Тактиконе 899 г. название Климата отсутствует и в иерархии высших чинов на 30-м месте, из 59, значится стратиг только Херсона 1870 . В списке стратигов он назван 24-м и последним, если не считать приписки относительно других фемных эк просопу (kai ek prosopou eisi ton thematon), очевидно, все тех же кира, экдика, «отца города», протевонов, выступавших «от лица» стратига (см.: рис. 172) 1871 . Стратигом Херсона это должностное лицо именуется и на моливдулах, начиная примерно с середины IX в., что позволило К. Цукерману высказать предположение о существовании фемы с названием Климата в очень узких хронологических рамках, не более нескольких лет, до конца 840-х или начала 850-х гг. 1872 . Окончательно прояснить этот вопрос помогут только новые нумизматические или сфрагистические находки, которые, надо надеяться, не заставят себя долго ждать. Вместе с тем, утверждать, что «амбициозный проект Феофила потерпел провал» было бы неверно 1873 . Именно благодаря существованию фемы на здешних землях и ее тесной связи с заморьем трудная политическая ситуация, сложившаяся вокруг города в середине IX столетия, со временем оказалась преодолена для херсонитов с наименьшими потерями и с наибольшими перспективами. Отражением неослабного внимания правительства к преобразованной феме могло стать строительство в правление Василия I большого общественного архитектурного комплекса, возведенного в это время на территории «цитадели», который И. А. Антонова убедительно интерпретировала как здание византийского претория – резиденции стратига и командиров его ведомства 1874 . В таком случае именно для него в апреле 1059 г. стратигом Херсона и Сугдеи, патрикием Львом Алиатом, было приказано изготовить «железные двери» (ai portai ton praitoriou siderai), что указывает на преемственность расположения провинциальной администрации Херсона в течение всего существования фемы и на особое отношение ромейских властей к «цитадели» и здешнему военно-административному комплексу 1875 . Именно за его содержание на херсонской земле местные власти могли получать весьма значительные арендные деньги – те две литры (144 номисмы) пакта (tas duo tou paktou), o которых, наряду с прочими казенными выплатами, выдаваемыми кастрону Херсон, особо упоминал Константин Багрянородный 1876 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Nauman 1993а). Сага сохранилась в нескольких пергаменных рукописях: А – AM 152 fol. (середина XV в.), В – GKS 2845 4to, датирующейся серединой XV в., С – AM 589 f 4to (вторая половина XV в.). Издание: Göngu-Hrólfs saga//Fomaldarsögur Norðurlanda/Guðni Jönsson. Reykjavik, 1950. В. III. Bls. 161–280 (в основе издания лежит рукопись А). Разночтения подведены по изданию: Gaungu-Hrólfs saga//Fornaldar sögur Norðurlanda/C. C. Rafn. Kaupmannahöfn, 1830. В. III. Bls. 235–364 (Далее: Gaungu-Hrólfs saga/Rafn). Переводы: Древнерусские города 1987. C. 173–174 (фрагменты); Рыдзевская 1978. С. 86–87 (фрагменты); Пряди истории. С. 11–128. Литература: Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 110–111; Naumann 1993a. P. 254–255. X.6.1 Глава 1 Так начинается эта сага, что конунга зовут Хреггвид 842 . Он получил правление над Хольмгардарики 843 , которое некоторые люди называют Гардарики 844 . Он был высок ростом, силен, хорош собой и умело обращался с оружием, разумен и решителен в бою, умён и хороший советчик, много одаривал своих друзей, суров и непреклонен к своим недругам. Он был человеком многих достоинств. Он был женат на королеве, происходившей из очень знатного рода, но она не названа, потому что она не участвует в нашей истории. У них с королевой был единственный ребенок – дочь по имени Ингигерд 845 . Она была прекраснее и учтивее всех женщин во всей Гардарики и даже за ее пределами. [...] Говорят, что когда конунг был молод, он много ходил в грабительские походы и подчинил себе [земли] вдоль реки Дюны 846 , которая протекает по Гардарики, и оттуда грабил по Аустрвегу 847 различные народы. Там приобрел он разнообразные сокровища. Эта река – третья или четвертая среди самых крупных рек в мире 848 . Истока этой реки искал Ингвар Путешественник 849 , как говорится в саге о нем 850 . В этом походе пробыл Хреггвид семь зим подряд. Думали люди тогда, что он умер. После этого, пришел он в Гардарики и сидел тихо. [Конунг Хреггвид приобрел себе коня Дульцифала, который понимал человеческую речь, и доспехи, в которых были и волшебные предметы: шлем, который отражал все удары, меч, который «мог перерубить всё – и сталь, и камень, и человеческое тело», но не мог ни проржаветь, ни сломаться, щит, который при ударе особым копьем звенел перед победной битвой.] Никогда у конунга Хреггвида не было поражений с тех пор, как он получил этого коня и эти доспехи 851 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Других угоняют в плен, связав им руки за спиной: напрасно оглядываются они на свое село и дом. Третьи, несчастные, падают на землю, пронзенные крючковатыми стрелами, ведь летучее железо пропитано ядом 840 . Чего [враги] не в состоянии унести или увезти с собой, то они уничтожают, и вражеское пламя сжигает невинные хижины. Даже и тогда, когда стоит мир, [жители] трепещут, боясь войны, и никто, налегая на плуг, не взрыхляет почвы. Эта страна или видит врага, или боится, не видя его, и заброшенная земля бездеятельно простаивает, застыв в пустом оцепенении. Здесь сладкая виноградная гроздь не прячется в тени листьев и клокочущее молодое вино не наполняет глубоких чанов 841 . Страна лишена плодов, и Аконтию не на чем было бы здесь написать слова, чтобы их прочла его любимая 842 . Здесь видишь только голые поля без зелени и без деревьев... О места, в которые не следует приезжать счастливому человеку! И вот, хотя так широко раскинулся огромный мир, как раз эта земля избрана для моего наказания!.. 843 Все еще совершает общее [для всех] время свое привычное движение, или время моей жизни остановилось с тех пор, как я живу на побережье Эвксина с обманчивым именем 848 и в действительно левой 849 земле Скифского моря? Бесчисленные племена грозят вокруг жестокими войнами: они считают постыдным для себя жить не разбоем. Ничто небезопасно вне [стен]: самый холм защищен слабыми стенами и своим местоположением. Многочисленные враги, как птицы, налетают, когда их меньше всего ждешь, и едва их успеешь только рассмотреть, как они уже уводят добычу. Часто собираем мы посреди улиц вредоносные стрелы, попавшие внутрь стен при запертых воротах. Поэтому редко кто осмеливается заниматься земледелием, да и тот несчастный, пока одной рукой пашет, другой держит оружие. Пастух, надев на голову шлем, играет на тростинках, скрепленных смолой, и пугливые овцы страшатся не волка, а войны. Нас едва защищает крепость, но и внутри [стен] вызывает страх толпа варваров, смешанная с греками, ведь варвары живут вместе с нами без такого различия и занимают большую часть домов 850 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

818. Честным – от σεπτς почитаемый, священный, святой. 819. См. службу праздника, прим. 69. 820. νματα – потоки. 821. См. службу праздника, прим. 59. 822. πρχων 823. πρξενος – должность у древних, соотв. нашему консулу; отсюда – заступник, ходатай. 824. См. службу праздника, прим. 495. 825. Греч. «являясь... получает поклонение», см. прим. 694. 826. Покланяемый – προσκυνομενος. 827. Присно – κστοτε всякий раз. 828. Лютых – от δεινς страшный, ужасный; ср. р. мн. ч. – бедствия. 829. Очищение – λασμς 830. πταισμτων – падений; поэтическое название греха (αμαρτα). 831. Тмы – от χλς мрак, тьма; др. поэт. слово, в прозе позднее. 832. πταισμτων. 833. Тлетворныя – см. прим. 369. 834. ενσχυσον – см службу праздника, прим. 212. 835. См. службу праздника, прим. 160. 836. Добрыми виды καλν δαις – букв. «видами прекрасного» – со всем хорошим, что есть у нас; δα – вид, внешность, образ, способ, идея; τ καλ – прекрасное, хорошее, прекрасные вещи (дела, качества). 837. Так в греч., слав, деепричастие «ослаждая» – ошибка. 838. " Прежде (πρτερον) знаменуя». 839. См. службу праздника, прим. 535 840. καταποντζω – бросать в море. 841. καταιγς – буря; поэт. сл. (от αγς козья шкура, эгида – щит Зевса, от сотрясения которого, по мифам, происходят бури). 842. Из глубины – φθορ порча, растление, гибель. 843. Повешен – от ναρτω вешать на что-л.; в службе праздника о распятии не употребляется. 844. Источает – от ποκενω делать пустым, опоражнивать; «истекает кровью и водою». 845. Наздахомся – от ναπλττω создавать заново. 846. Хранитель – см. службу праздника, прим. 191. 847. Греч. «дань». 848. Крепкое- ρρηκτος несокрушимый, нерасторгаемый. 849. Правости – εθτης прямизна, честность, справедливость; противоположение к «наветы». 850. νδρα – злоумышление, умысел, засада. 851. φλναφος – болтовня, вздор; редкое слово. 852. Греч. «поклоняемся», а вместо «чтим» – πντοτε – во всякое время, всегда. 853. Греч. другой тропарь: «В древности божественный Моисей прообразует тебя, Крест, жезлом разделяя море; мы же ныне, кланяясь тебе, посуху проходим море страстей». 854. λυτρωτς. 855. Благочествовавшия – от εσεβω благочестиво, богобоязненно жить, поступать. Выражение (вместо «благочестивые») указывает на то, что отроки не оставили своего благочестия и в раскаленной печи. 856. Прописуя – προγρφων. 857. Из боку – λγνων, λαγν – пустота, мягкость, бока, ущелье. 858. Поживе – от συναναστρφομαι находиться вместе, обращаться с кем-либо. 859. Повешен – см. выше прим. 840. 860. См. службу праздника, прим. 181. 861. Единеми – επμονος выносящий, твердый, постоянный. 862. Деянии – ργασα дело, работа, труд, занятие. 863. Краснейший- ραιτατος; ραος (от ρα – время года, час, пора) – зрелый, цветущий, красивый; см. службу праздника, прим. 646. 864. καταυγζω (αγ сияние, блеск, луч, особ. солнечный) – освещать. 865. Попаляеши – от φλγω жечь, сжигать, гореть. 866. Воскресение ξανστασις (усиление νστασις – воскресение) – воскресение из мертвых.

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

Другими словами, в перспективе опрокинутой пирамиды, как утверждает Старец, истинной и непреложной на все века победой является та победа, которая завоевана «поражением» 840 доброго Пастыря. Причастниками и наследниками этой победы становятся те, кто следует по Его стопам и в своих злостраданиях остается верным Его любви. В них пребывает «дух славы, дух Божий» 841 , и они приносят неувядаемые плоды 842 . Жизнь духовника, который пребывает в напряженном плаче покаяния, богата благодатью и страданиями. Как Христос «охватил... в едином вечном Акте и Небо, и Землю, и Преисподнюю» 843 , так и Его слуга через повторяющийся круговорот отъятий благодати и восхождений непреложно и непрестанно носит в своем сердце «и царство, и ад» 844 . Его восприятие утончается, и его сердце становится, как обычно говорил Старец, подобным радару, который за один раз измеряет землю. Более того, Старец считал это состояние признаком того, что человек приближается к уподоблению Христу 845 . Таким образом, духовник, имея состояние Христово, в общении с верными становится для них дверью в вечную жизнь. Как Господь Вседержитель, хотя и говорил человеческими словами, открывал вечность Своего абсолютного Бытия 846 , так и Его служитель произносит обыкновенные слова, но при этом передает благодать и становится причиной возрождения своих собратьев. Ведая путь Господень, а также множество искушений, которые встречаются на нем, пока не будет достигнута божественная любовь, духовник становится источником вдохновения для своих учеников. Будучи обладателем всецелого духовного ведения, он укрепляет и воодушевляет верных на то, чтобы они стали причастниками страданий Христовых и тем самым познали экзистенциально величие «Божиего замысла о нас» 847 . Своим словом, молитвой и примером он подвизается за то, чтобы ввести всякого человека туда, где царствует мир Христов 848 . С терпением и любовью он заботится о тех, которых ему доверил Промысел Всевышнего, так чтобы в них изобразился и восстановился образ Христов, почерневший в результате грехопадения. Он несет их немощи, отождествляется с их жизнью. Сам он, «обложенный немощью» 849 , приносит покаяние за самого себя и за других. В этом покаянии он уподобляется Христу, Который принял на Себя грех всего мира. Служение духовника в настоящем веке – веке, отвергающем смиренный дух Христов, – является чрезвычайно тяжелым и никогда не достигает желаемого результата. Поэтому и Старец говорил, что без непрестанной и настойчивой сердечной молитвы, которая испрашивала бы у Бога слова и благословение, это духовное служение является тщетным. Оно превращается в «полуслепую» мирскую деятельность 850 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010