899 Неудивительно, что для не прекращавшегося верховенства скромная роль земнородного была порабощением. 900 Для обыкновенного разумения это было далеко не самоочевидно, и потому Апостол прибавляет, что предвечный Логос умалил Себя в зрак раба в то время, когда реально уподобился человекам. 901 Этим снова подчеркивается, что и ныне Господ не был и содержал в Себе высшее начало, для которого человечество было добровольным итогом самоуничижения. 902 Пока воплощение всюду рассматривается с точки зрения неотлучности образа Божия и пред ним бывает низменным. Тем не менее, по вочеловечении Христос не отрицался от Своего рабского состояния и – наоборот – приспособлялся к Нему во всем Своем поведении. 903 По всему Своему внешнему усмотрению Он заявлял Себя человеком и таковым созерцался всеми с неотразимостью. Исход гармонически связывался у Него с аналогичным продолжением в человеческой рабственности для со присущего божества. Отсюда мы убеждаемся, что и начало не было простым физическим лишением, а мотивировалось этическими влечениями, 904 поддерживавшими непременность в исполнении взятого долга. В этом направлении Богочеловек увенчал смирение самопреданности спасительному избавлению безусловным послушанием воле Божией до позорной смерти на кресте. Все это не вызывалось богосыновством и допускалось, конечно, не без нарочитых целей, которые были вполне оправданы и должны принести свой плод. С другой стороны и повиновение не могло не вознаграждаться одобрением. 905 В таком случае достаточно мотивизированным следствием 906 было и «превознесение» Искупителя. В противовес прежнему принижению это будет возвеличение человечества чрез усвоение ему достоинств вышетварных или божественных, 907 которые теперь и для него будут не «хищением», а даром Бога в обожании человеческой природы (ср. Mф. XXVIII, 18 ). Естественно, что пред ними все преклоняется, и разумные существа исповедуют, что Иисус в качестве Христа – Мессии стал Господом 908 и своим прославлением послужил к славе Бога, поскольку и в этом отношении Он показал Себя достойным Его Сыном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Вторыя и во славу водворенны будет, в ней же во веки веков со Богом пребудет. Свойство 899 Божие 900 Четыри 901 свойства Господь найпаче являет человеком, ими же весь мир управляет. Та суть: крепость, премудрость и благость святая, четвертая – истинна пребожественная, Их же Езекиилю образ божественный в четырех древле бяше зверех проявленный 902 . Крепость чрез крепка телца ему показася. мудрость чрез солнцезряща орла знаменася, Благость чрез человека бе образованна, истинна чрез лва страшна дивне показанна. Крепость же Свою Господь наипаче явил есть, егда из ничесого весь мир сотворил есть. Мудрость во правлении мира изъявляет 903 , егда вся мудре 904 строит, хранит, управляет. Благость возстроением мира показал есть, елма Сына Своего за ны на смерть дал есть. Истинну совершенну имать проявити. егда Христос вся люди приидет судити. Тогда не осуди мя. щедрый Христе Боже, по делом моим скверным во огненно ложе. Но по милости Твоей изволи ми дати во светлостех святых Ти со аггелы стати. 2 905 Естественная свойства у всех Творца Бога, та же и совершенства предоволно многа, Яже обаче миру не купно являше 906 , но подробну, яко Сам ползу быти знаше 907 . Всемощество показа, егда мир творяше. от еже не быти. вся в бытие ввождаше 908 . Благость божественную светло показал есть, егда по образу Си Адама создал есть. Любовь же ко Адаму тогда изъявил есть, егда дал помощницу, звери 909 покорил 910 есть. Истинна Его над 911 ним тогда проявленна, елма изгна из рая в кожу облеченна. Тажде воды потопа всемирна явися, и егда огнем лютым Содома спалися 912 . Еще же во Египте, егда затверженный в злобе Фароон 913 морем бяше истребленный. Премудрость Си дивную тогда Бог 914 явил 915 есть, егда в многи языки роды разделил есть. Промысл Свой Божественный тогда показал есть, Иосифа в Египет елма предпослал 916 есть. Да во время гладное род свой препитает, Египтяны и ины люди 917 насыщает. И паки, Израилю 918 елма манну дате в 919 пустыни 920 вместо хлеба, и долго питаше. Милость прародителем в рай проявил есть,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Инах женился на женщине по имени Мелия, от которой имел трех детей: сыновей Каса, Бела и дочь, которую назвал Ио 900 в честь Селены; она была очень красивой девушкой 901 . Когда царь западных пределов Пик, он же Зевс, услышал об Инахе, что он имеет очень красивую дочь, он послал грабителей, похитил дочь Инаха Ио, соблазнил ее и, сделав брюхатой, имел от нее дочь, которую назвал Ливией 902 . Ио тяжело переносила случившееся с ней и, не желая жить с Пиком Зевсом, скрылась от него и (D. 75) всех остальных, оставив свою дочь и отца Инаха. Испытывая стыд, она бежала, отплыв в Египет 903 . Прибыв в страну Египет, она поселилась там. Через какое-то время, узнав, что Египтом правит сын Пика Зевса Гермес, и испугавшись Гермеса, Ио бежит оттуда к горе Сильпион, где спустя много веков македонец Селевк Никатор основал город и назвал Антиохией Великой в честь своего сына. Когда Ио добралась до Сирии, она скончалась. Так сообщил мудрейший Феофил 904 . Другие же утверждали, что Ио скончалась в Египте. (Р. 42) Ее отец Инах послал на поиски ее братьев и родичей, а также Триптолема 905 вместе с аргосцами, которые, повсюду разыскивая, не нашли ее. Когда же аргосцы иополиты узнали, что Ио скончалась в Сирии, они, добравшись туда, оставались там недолго, они стучали в каждый дом и говорили: «Пусть спасется душа Ио». Во сне они получили оракул, увидев телицу, говорившую им человеческим голосом: «Я, Ио, нахожусь здесь». Проснувшись, они удивились чуду видения и решили, что Ио покоится в этой горе. Основав для нее святилище, они поселились у горы Сильпион, построив для себя (D. 76) город, который назвали Иополь; сирийцы до сих пор называют их иополитами. Сирийцы Антиохии с того времени, как аргосцы явились к ним на поиски Ио, и поныне сохраняют память об этом событии. Каждый год в определенное время они стучатся в дома эллинов. Аргосцы остались в Сирии потому, что когда отец Ио царь Инах приказал им отправиться на поиски, он сказал: «Если не приведете мне дочь Ио, не возвращайтесь в аргосскую землю».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Β X веке, когда Русь приняла византийское христианство, на славянский язык уже были переведены многочисленные библейские, литургические, богословские и исторические тексты. Эти переводы были сделаны Кириллом и Мефодием в Моравии либо позднее в Болгарии. Русская “Начальная летопись” повествует о культурных связях Руси и Болгарии, о миссии Кирилла и Мефодия. В тексте этой летописи, который воспроизводится во всех последующих сводах, есть рассказ об обращении в христианство Болгарии и Моравии, причем упоминается, что греческие миссионеры употребляли тот же самый язык, “яже грамота есть в Руси и в Болгарех Дунайских” 898 . Мы знаем также, что новые переводы с греческого попадали в Киев и там переписывались 899 . Трудно определить, какие переводы были сделаны за границей, а какие – на Руси. В любом случае не может быть сомнения, что в первую очередь удовлетворялись потребности церкви: уже в X–XI веках имелись переводы всего Нового Завета, тех частей Ветхого Завета, которые имели литургическое употребление (в частности, псалмов), литургических текстов и чинопоследований таинств, а также огромного количества византийских гимнов 900 . Кроме этих книг, необходимых для ежедневного богослужения, были переведены многие житийные сочинения, читавшиеся в монастырях, монастырские уставы и некоторые тексты энциклопедического характера, такие, как хроники, “Христианская топография” Косьмы Индикоплова, “Физиолог” 901 . He меньшее значение имеют переводы юридических сочинений, сделанные в Болгарии. “Эклога” императоров Исаврийской династии использовалась славянами под названием “Закон судный людям”. В Болгарии и Сербии были переведены на славянский язык и другие сочинения по церковному и гражданскому праву, в том числе подлинный текст “Эклоги”, “Прохейрон”, “Номос георгикос” и два главных варианта Номоканона (византийский кодекс гражданских и церковных законов) 902 . В 1274 г. митрополит Кирилл ввел на Руси Кормчую книгу – славянский перевод Номоканона, сделанный св. Саввой Сербским 903 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Глаголаше убо Иисус к веровавшим ему Иудеом: аще вы пребудете во словеси моем, воистинну ученицы мои будете. Ин.8:32 . И уразумеете истину и истина свободит вы. Ин.8:33 . Отвещаша и реша ему: семя Авраамле есмы и никомуже работахом николиже: како ты глаголеши, яко свободни будете; Отличие веры «Иудеев» от веры людей «простых сердцем» заключалось в том, что убеждаясь, что Господь Иисус есть Мессия, они не хотят однако «пребыть во словеси Его». Признавая в эту минуту, что Господь Иисус есть Христос, они однако не хотят отказаться от несбыточных надежд земного царства, от всех предрассудков своих, от кичливости Иудея и книжника; они не могут подняться до любви к Богу и ближним своим и уразуметь душою сию великую тайну царствия Божия: что Бог есть любовь 900 . Господь хочет возвести их на Свой путь 901 , глаголя к ним: «аще вы пребудете во словеси моем, воистинну ученицы мои будете и уразумеете истину и истина свободит вы». Но Иудеи не восхотели понять глубоких священных слов сих. Они не могли и не хотели понять, что только отрешившись навсегда от своего кичливого разума и восприяв сердцем Божественный огнь, могли они соделаться учениками Господа и идти по пути, Им указанному, который приведет их к нравственной свободе, к той свободе, которая отрешает человека от материальных уз земли и среды, в коей он живет, и от всех мелких и суетных влияний, воздымая его выше их и делая его по истине свободным от сей кратковременной жизни, ибо по истине «страннии и пришельцы есмы на земли и взыскуем вечного отечествия» 902 . Только пребывая во словесах Господних, могли Иудеи уразуметь истину (абсолютную), которая могла освободить их от оков их безумия. Истина здесь разумеется не как отвлеченное только понятие, но как воплощение Самого Бога Слова, вечной истины, ибо «Бог есть истина и суды Его праведны» 903 . «Небо и земля прейдут, словеса же Господа не прейдут» 904 . Посему и ранее (ст. 25) глаголал Господь: «Аз есмь начаток, яко и глаголю вам» 905 . Уразуметь истину есть уверовать, что Господь Иисус есть Христос, – и есть вместе с тем уразуметь волю Божию и тем освободиться от рабства плоти и греха и земли, ибо «где Дух Господень, там свобода» 906 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Город, в котором заперся Меса и на стенах которого он принес в жертву своего сына, – Кир-Харешет, – называется и Кир Моав (см. Исаш прор. XV, 1; XVI, 7,11); его отожествляют с нынешним Кераком, стоящим на возвышенности, лежащей к востоку от южной части Мертвого моря. Это была сильная крепость, защищавшая южную границу Моава, как Ар-Моав или Раббат Моав, была северною крепостью царства и вместе с тем его столицею 901 . Нам остается сказать несколько слов о том документе, называемом Моавитским камнем, о находке которого мы говорили выше, в приложении к предыдущей главе. Здесь мы хотим главнейше указать на различные мнения о времени его начертания и на те исторические выводы, к которым приводит сличение его с указаниями Библии. На камне этом прочитано имя Моавитского царя, которого мы знаем из первой и третьей главы 4-й книги Царств, поэтому колебание во времени начертания надписи может быть лишь в немногих числах годов. Всеми семитологами, – говорит Роулинсон 902 , принято за несомненный факт, что надпись Меша (Меса) на знаменитом Моавитском камне начертана тем именно монархом, который упомянуть в I и III главах второй (4-й) книги Царств. Но на счет точного времени начертания этой надписи, о борьбе, которая в ней упоминается и о точном отношении этой надписи к различным событиям, упоминаемых в (3 и 4) книгах Царств, – существует несколько различных мнений. Между тем, как некоторые относят эту надпись к первым двум годам царствования Охозии и указывают что под словами: «отложился Моав от Израиля по смерти Ахава» (4 Ц. I, 1) – разумеется вооруженное восстание и даже война, о которой говорится в Моавитском камне 903 , – другие 904 думают, что надпись начертана Месой в начале царствования в Израиле Ииуя, – т.е. после смерти Иорама и истребления династии Ахава, – и что надпись имела в виду именно то событие, о котором мы сейчас говорили, т.е. отступление Израиля от Кир-Харешета, выраженное в словах: «и отступили Израильтяне от него и возвратились в свою землю» (4 Ц. III, 27). Главное доказательство, которое приводят в подкрепление последнего мнения, заключается в том, что в Моавитском документе говорится, что угнетение Моава при Амврии и его потомках продолжалось сорок лет. Эти сорок лет нельзя иначе составить, как придав ко времени царствования Амврия и Ахава годы царствования Охозии и Иорама. Но с другой стороны мы знаем, что на востоке число сорок употребляется часто, как число неопределенное, означающее много, но никак не в смысле точного исчисления времени. Если оно употреблено в этом неопределенном значении и означает, быть может, от тридцати до тридцати пяти лет, в продолжение которых Моав был угнетаем Израилем, – тогда нет причины не принять первого мнения о том, что камень означает время восстания Моава по смерти Ахава при Охозии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

2 После Адамова падения сатана имеет особый доступ к невозрожденному благодатию человеку, живет в нем, покоится и непрестанно искушает его на всякое зло мысленно, сердечно и действенно. Потому падшая душа, пока в ней пребывает греховная тьма, называется телом лукавой тьмы 899 . Князь злобы ее обуревает, кружит и сеет в ней вещественные, мятежные помыслы, мирские пожелания и препятствует ей умом и сердцем переселиться в иной век 900 . Одержимый диаволом человек, подобно Каину, тревожится, стонет и беспокоен, удобно принимает лукавые и темные помыслы, а с ними и самого сатану допускает в собственное сердце. Здесь-то диавол и аггелы его начинают свободно гнездиться 901 , разжигая разные страсти у человека настолько, что подчас он как бы сгорает от пожеланий греховных 902 . К сожалению, большинство грешников не сознают в себе обитания противоборной силы, влекущей их к совершению греховных дел 903 . Между тем эта сила сатаны проявляется одинаково в царях и нищих, душевно и телесно побуждает людей к тысячам злых дел и отведыванию вкуса всевозможных страстей 904 . Впрочем, диавольское зло страстворено с нами не как вино с водой, но как пшеница и плевелы, совместно растущие на поле 905 . Адамову потомству невозможно было бы совратиться в порок и лукавство, если бы в него не вошла мысленная сила сатаны как закваска греха 906 . Именно она растлевает человеческую душу, как блудницу, всякими разновидностями греха 907 и покрывает ее тьмою. Бесчисленное множество демонов – эти реки змиев и уста львов – неотвязно, настойчиво и часто вкрадываются в сердечные помыслы людей и там заседают 908 . Падшие люди, обладаемые мысленными змиями, являются их пленниками, хотя того и не понимают 909 . Им кажется, что такими они были изначала. Если же кто-либо из истинных христиан откроет невозрожденным благодатию очи ума на то, что они вдовствуют от Бога и совращены к погибели демонами, то в тех только тогда поднимаются стенания пред Богом по случаю своего духовного запустения. Они начинают тогда искать спасения, обращаясь к Спасителю 910 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Согласно Оригену «история человека есть только часть мирового процесса» 900 , «цель творения состоит в причащении полноте Божества» 901 , а «целью человеческой жизни является созерцание Бога» 902 . По Св. Мефодию Олимпийскому «существенным признаком созданного Богом во времени человека – свобода и бессмертие, он самовластен, самодержавен, имеет самовладычественную волю и самопроизвольный выбор доброго» 903 . «Человека он понимает, как микрокосм и как «украшение мира " » 904 . «В начале, когда земля была еще девственна и невозделана, Бог , взяв персть, без семени образовал из нее разумнейшее животное (человека)» 905 , и, таким образом, «девство – состояние первого человека» 906 . Образ и подобие Божие По Тертуллиану «только в одном человеке из всех Своих видимых творений Бог находит Свой образ и подобие» 907 , «Образ заключается в облике (effigies), подобие – в вечности» 908 . Климент Александрийский видит образ Божий в разуме, т.к. «разум есть отображение образа Божия, т.е. Логоса, Человека бесстрастного» «Образ дан человеку … от начала, тогда как подобие будет им приобретено впоследствии через усовершенствование», «в грехе человек утрачивает эту возможность, это уподобление, но образ Божий в нем не гаснет» 909 . По Оригену «душа человеческая создана но образу Божию ( Быт.1.26:27 ), …существо, созданное по образу Божию, не в состоянии совершенно утратить свои характерные свойства и принять другие, присущие неразумным животным» 910 . Сложным составом «человека обуславливается постоянная борьба в нем. Если человек побеждает в этой борьбе, то он достигает Богоподобия – образ Божий он неизгладимо носит в неразрушимом, разумном и потому бессмертном духе, охлажденном до состояния душевного» 911 . По Мефодию Олимпийскому «Человек наделен свободою и образом и подобием Божиим. Они находятся в разумной душе и во всем существе человека. Точнее даже: образ заключается в душе, а подобие в возможности нетления» 912 . Свобода воли По Тертуллиану «воля человека сильнее воли ангелов, потому что человек может побеждать диавола, этого падшего ангела» 913 . Свободой человека объясняется его падение 914 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Проповедник всегда готов, в случае, если вопрос превосходит границы исследования, и нельзя проникнуть далее вглубь, исповедать недостаточность и ограниченность своих сил и смиренно преклониться пред верой в божественное откровение. «Никто пусть не вопрошает меня, – говорит он однажды о смысле тайного. – Если пришёл ты испытать неиспытуемое и исследовать неисследимое, то знай, что ты погиб. Испытывать неиспытуемое и исследовать неисследимое то же значит, что видеть невидимое и сказать невыразимое» 899 . Часто среди проповеди, особенно когда обсуждается какой-нибудь трудный вопрос, он призывает слушателей к вниманию. «Великая тайна, братия, – говорит он в таких случаях, – будьте внимательны!» 900 или: «будьте внимательны, святые» (attendite sancti) 901 . «Воздвигните сердца ваши, братия мои, воздвигните» 902 или: «расширьте сердца ваши, помогайте скудости речи моей. Что могу сказать, слушайте: чего не могу, сами поразмыслите о том» 903 . «Ах, братия, напрягите все силы вашего духа» (Eja, fratres, adestote toto animo) 904 , – эти и подобные обращения к слушателям весьма часты в проповедях блаженного Августина , и слушатели не оставались холодными к его призыву. Они втягиваются в беседу, следя за нею со всем вниманием и напряжённостию. Несмотря на то, что путь исследования иногда бывает длинен и тяжёл, они идут за проповедником, или, точнее, вместе и рядом с ним, нимало не ослабевая, а, напротив, более и более возбуждаясь словами его, так что проповедник живёт, как справедливо замечает один из его биографов, душою слушателей и эти последние его душою. Отсюда речь его нередко носит диалогический характер, и «слово его есть как бы разговор между им и слушателями» 905 . Он ставит вопросы и отвечает на них. «Вот криком вы предваряете… что буду говорить, вы знаете и криком предупреждаете… слушайте, что знаете; не учу, а напоминаю, проповедуя. Скорее не учу, потому что знаете, и не напоминаю, потому что помните, а вместе будем говорить о том, что вы держите вместе с нами» 906 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Приходы устроялись и церкви строились обществами и отделимыми людьми, и именно обществами: в городах – концами, слободами, улицами, полу-улицами и вообще большими или меньшими соседствами и околотками. В деревнях – разных размеров округами, волостями и волостками; частными людьми: 1) собственниками-землевладельцами в их имениях (включая в то число и князей, как частных собственников), 2) не собственниками, но по тем или другим побуждениям хотевшими строить церкви для общин (сельских и городских), которые не имели их и которые изъявляли желание их иметь. Приходские церкви, построенные общинами или составлявшие «мирское строение», конечно, с самого первого времени были той же общинной собственностью, что и в настоящее время, ибо быть чем-нибудь иным не могли. Общины, конечно, с древнего времени заведовали ими также как и теперь, т. е. через выборных людей или церковных старост. В позднейшее время старост приставляли не по одному, а по нескольку и, по крайней мере, по два. Весьма вероятно, что так было с самого древнего времени 900 и что целью этого было устроить некоторый контроль над расходованием церковных денег (само собой подразумевается, что в древнее время не велось нынешних приходо-расходных книг, хотя, впрочем, некоторые записи на «досках», отметки на бирках или посредством бирок 901 может быть, и были) 902 . Совсем иное, чем о церквах, построенных самими общинами, и довольно неожиданное должно думать о тех приходских церквах, которые были строены для общин частными людями. В Греции частные люди, строившие общественные церкви приходские или не приходские (ибо бывали общественные церкви и не приходские или бесприходные), и в своих ли имениях или где бы то ни было, становились их наследственными, так называемыми ктиторами, или получали на них наследственное так называемое ктиторское право ( κττορες, κτιτορικν δκαιον). То же, что на западе патроны и патронат 903 . Это право состояло, во-первых, в том, что ктиторы безотчётно и единолично, на правах частной собственности, распоряжались доходами церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010