переводу «Церковной истории», в котором Руфин Аквилейский, следуя Евсевию, называет так Новациана). Далее сообщается о Соборе, на к-ром были осуждены новациане, о примирении рим. исповедников с К. и о перенесении мощей апостолов Петра и Павла. Узнав об этом событии, император стал преследовать христ. клириков, а К. сослал в Центумцеллы. Тем временем в Африке проконсул Патерн заточил в темницу Киприана Карфагенского, к-рый направил К. послание (упоминание о проконсуле Патерне заимствовано из Актов Киприана (CPL, N 53), сведения о тюремном заключении Киприана - из Мученичества К.). Приведенный далее текст послания составлен на основе 2 писем Киприана ( Cypr. Carth. Ep. 39; 60). Некие прислужники диавола донесли об этом императору, который разгневался на К., решив, что он ведет переписку с врагами гос-ва. После этого пересказывается Мученичество К. и в заключение сообщается, что понтифик пострадал «в тот же день, что и Киприан, епископ Карфагена, но в другой год» (ср.: Hieron. De vir. illustr. 67). Мученичество К., которое впоследствии приписывали Гильдуину, аббату Сен-Дени (814 - ок. 840), известно в 2 основных версиях: первоначальной, вероятно, является версия BHL, N 1962-1962a (изд.: Catalogus codicum hagiographicorum Bibliothecae Regiae Bruxellensis. Brux., 1889. Pars 1. T. 2. P. 65-67); BHL, N 1963 - ее переработка (изд.: Catalogus codicum... 1886. Pars. 1. T. 1. P. 80-85, 91-93; см.: ActaSS. Sept. T. 4. P. 145). Рукописная традиция обеих версий позволяет предположить, что они были составлены во Франции; самые ранние рукописи относятся к XII в. (Paris. lat. 5274. Fol. 151v - 154v (BHL, N 1962); Vat. Reg. lat. 498. Fol. 116v - 120r (BHL, N 1963)). Версия BHL, N 1962 начинается сообщением, что в 189 г. после Страстей Христовых власть над Римской империей захватил Деций с сыном Волузианом. Император с исключительной жестокостью стал преследовать христиан. В это время Римскую кафедру занимал К., происходивший из знатного рода (ex prosapia sancti Dalmatii... de quadam nobile progenie Adamavorum fuisse referuntur).

http://pravenc.ru/text/2458665.html

811. На страдание Господа, во Свитый и Великий Пяток. 1839. I. 303. 812. На святую Пасху. 1840. II. 36. 813. Из текста: В начале бы слово. 1840. II. 194. 814. На Святую Пятьдесятницу. 1834. II. 245. 815. На Преображение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. III. 162. 816. Похвальное Пресвятой Деве, Богородице Марии. 1839. IV. 27. 817. Похвальное Апостолу Павлу. 1840. II. 304. 818. Похвальное Апостолу Андрею. 1839. IV. 188. 819. Похвальное Иоанну Златоустом у. 1840. I. 65. I.       Беседы: 820. О воплощении Господа нашего Иисуса Христа. 1832. XLVIII. 265. 821. На Святую Пасху. 1835. II. 3. 822. О предании Божественной Литургии. 1839. IV. 36. 823. Послание к Армянам о Вере. 1841. I. 351. Св. Феодота, Епископа Анкирского †около 431 I. Слова: 824. В день Рождества Христова. 1825. XX. 270. 825. На Святую Богородицу и на Симеона. 1841. I. 226. II. Беседы: 826. В день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. IV. 303. 827. В день Иоанна Богослова, против Нестория. 1839. II. 190. 828. III. Толкование на Символ Св. Никейских трехсот осьмнадцати Отец. 1841. II. 214. Преподобного Марка Подвижника †около 450 829. Слово о посте. 1834. II. 250. 830. О тех, которые думают оправдаться делами, 226 глав. 1821. III. 267. 831. О законе духовном 200 глав. 1821. II. 237. 832. Разговор ума со своею душою. 1828. XXIX. 14. Св. Нила †450 833. Увещания к монахам. 1835. III. 139. 834. Увещания. 1827. XXV. 271. 835. Беседа о нравственных и других предметах, содержащих в себе правила для духовной жизни. 1830. XXXIX. 146. 836. Сто пятьдесят три главы о молитве. 1828. XXXII. 125. 837. Об осьми злых духах. 1826. XXIV. 125. 838. О различных порочных помыслах. 1827. XXVII. 43. 839. Духовные мнения. 1827. XXV. 271. 840. Краткие мысли. 1827. XXVII. 168. 841. Учительное письмо о Святой Троице. 1830. XL. 3. 842. Письма: Зосиме домостроителю, Филимону Схоластику, Досифею, Птоломею, Маркиану, Ксенону, Феодориану, Евфразию Епископу, Афанасию Екдику, Иппонику, Амфилохию, Декуриону, Максимиану, Аттику Чтецу, Елевферию, Мартину Диакону, Левкадию, Фортунату, Феоне, Химазию, Леониду, Гераклиту Схоластику, Феофилу Стратиону, Евсевию Диакону, Евифию, Сосфену, Зосарию, Трибуну, Помпею Диакону, Аникию, Аффонию, Самаритянину, Ему же, Вениамину Еврею, Ему же, Клеарху, Евлампию, Аглаию, Евграммию, Ему же, Ему же, Астерию Чтецу. 1828. XXXVI. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

До походов О. в Италию на протяжении более чем полувека папы Римские находились в зависимом положении от светских властителей Италии и рим. патрицианских семейств. Папский престол фактически находился под контролем представителей знатного рим. рода Феофилактов. На Папский престол возводились их ставленники, любовники и сыновья. Распространить свое влияние на Римскую кафедру стремились также король Италии Беренгар II и его сын Адальберт. Во время 2-го похода в Италию О., прибыв в Рим с войсками по призыву папы Иоанна XII и получив имп. корону, установил основные принципы взаимоотношений с Папским престолом, которые сохранялись и при его преемниках из Саксонской династии - вплоть до начала самостоятельного правления Оттона III (995-1002). На имп. коронации О. принес клятву соблюдать и защищать интересы Римской Церкви (в обмен на обещания помощи со стороны папы и рим. знати). После коронации в Риме прошел Собор, на к-ром 13 февр. папе Римскому была дарована т. н. Оттоновская привилегия (Privilegium Ottonianum), составленная по образцу аналогичных документов Каролингской эпохи - грамоты 817 г. (Ludovicianum) имп. Людовика Благочестивого (814-840) и Римского уложения 824 г. (Constitutio romana или Lotharianum) имп. Лотаря I (823-855). Оттоновская привилегия не признавала Константинова дара , но подтверждала границы Папской области, утвержденные при Каролингах. Фактически же значительная часть этих территорий была подконтрольна византийцам, арабам или светским феодалам, пользовавшимся значительной самостоятельностью. Реальным влиянием папа Римский мог обладать лишь в Центр. Италии. Вторая часть документа - положения, регулировавшие взаимоотношения папы и императора,- возможно, была добавлена уже позднее, в ходе конфликта О. с Иоанном XII в 963-964 гг. В ней формально закреплялась свобода канонического избрания папы без вмешательства императора, но с обязательной клятвой понтифика соблюдать соглашения с императором и не поддерживать его противников. Тем не менее под давлением О. на Папский престол были избраны его ставленники - Лев VIII и Иоанн XIII, низложены оказавший поддержку противникам императора Иоанн XII и избранный римлянами антипапа Бенедикт V.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

По мнению исследователей, Фульрад способствовал широкому распространению почитания мученика на территории гос-ва Каролингов ( Stoclet. 1993. P. 238, 243, 307-310, 371-374). Первоначально мощи хранились в мон-ре, основанном Фульрадом в сел. Аудальдовиллар (Фульрадовиллар, ныне Сент-Ипполит, деп. В. Рейн), о к-ром упоминается в его завещании (777): «...обитель, что зовется Аудальдовиллар, где почивает святой Ипполит» ( Tangl M. Das Testament Fulrads von Saint-Denis//NA. 1907. Bd. 32. S. 209). Впосл. святыня была перенесена в мон-рь Сен-Дени. Перенесение мощей обычно приписывается аббату Гильдуину (814-840/44) (напр., в «Церковной истории» Гуго из Флёри (ок. 1120) (MGH. SS. T. 9. P. 363)). Однако в сказании о перенесении мощей св. Вита (BHL, N 8718-8719), составленном между 837 и 847 гг., утверждается, что мощи И. были доставлены в Сен-Дени Фульрадом. Римский папа Александр III , посетивший аббатство в 1163 г., чудесным образом удостоверился в подлинности мощей, от которых впоследствии стали совершаться исцеления ( Delisle. 1877. P. 449-450, 472-474). Благодаря тому что мощи И. хранились в Сен-Дени, почитание мученика получило распространение в Париже, где с 1158 г. известно о существовании приходской церкви во имя И. В позднейшей традиции инициатива перенесения мощей И. приписывалась имп. Карлу Великому. Согласно сказанию о святых, почивающих в Сен-Дени (1-я пол. XIII в.; включено в состав «Жития и деяний блж. Дионисия»), Карл Великий лично забрал из Рима мощи святых Александра, И. и Кукуфата. После кончины императора его племянник Фульрад перенес мощи И. и Кукуфата в Сен-Дени ( Liebman Ch. J. Étude sur la Vie en prose de Saint-Denis. Gen.; N. Y., 1942. P. 204-205). В сочинении мон. Ива об истории мон-ря Сен-Дени (окончено в 1317) утверждается, что в 816 г. аббат Фульрад обнаружил мощи И. и Кукуфата в некой церкви, где их оставил имп. Карл Великий. В «Галльском Мартирологе» (1636) А. дю Соссея сообщается, что Карл получил святыни от папы Льва III (ActaSS. Aug. T. 3. P.

http://pravenc.ru/text/673789.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Гамбург. Портовая часть города [нем. Hamburg, от средневерхненем. ham - залив, изгиб реки, burg - укрепленный город; от сакс. Hamma - окруженное канавами место на берегу реки], город на севере Германии, адм. центр федеральной земли Г. в исторической обл. Саксония на р. Эльбе в 110 км от ее впадения в Северное м.; центр католич. архиеп-ства и евангелическо-лютеран. епархии. Из 5,8 млн чел., проживающих в наст. время в католич. архиеп-стве Г., 396 527 - католики (An. Pont. 2005. P. 284-285). Г. основан в нач. IX в. франк. имп. Карлом Великим как укрепленный пункт на месте древнего саксон. поселения. Город стал форпостом франк. влияния на Скандинавию, земли полабских славян и весь Балтийский регион. По преданию, первая церковь, посвященная Богоматери, была построена в 810-811 гг. мон. Херидагом из мон-ря Аморбах в Оденвальде, но эти сведения в наст. время оспорены историками (Г. Кречмар и др.), к-рые на основе археологических раскопок датируют первые церковные сооружения в Г. временем правления франк. имп. Людовика Благочестивого (814-840). В 845, 915, 983, 1066 гг. подвергался набегам и разграблениям со стороны викингов и славян. С сер. X в. в городе началась борьба за власть между архиепископами Г. и саксон. герцогами из династии Биллунгов, к-рая длилась ок. 2 веков. В 1111-1201 гг. Г. находился под властью графов Шауэнбургских; в этот период значительно увеличилась площадь и население города. В 1189 г. Г. получил от имп. Фридриха I Барбароссы грамоту, предоставившую городу ряд торговых привилегий. В кон. XII в. 2 частями города, архиепископской и графской, стали избираться 2 городских магистрата, были возведены 2 ратуши. В 1201-1227 гг. Г. находился под властью Дании. На протяжении XIII в. возросло значение Г. как центра морской торговли; он превратился в важный перевалочный пункт для купцов Любека, с чем связано вступление Г. в Ганзейский союз (1253). В XIV-XV вв. Г.- одна из важнейших политических сил на Северном и Балтийском морях, его жители занимались пиратством, город участвовал в торговых войнах. В 1510 г. имп. Максимилиан Габсбург даровал Г. статус имперского города. В 1525-1529 гг. Г. присоединился к Реформации и стал протестант. городом. Архиепископство Г.-Бремен

http://pravenc.ru/text/161614.html

Еще одно славное, по всеобщему признанию, чудо было совершено святой Лиобой, о чем, как мне думается, нельзя умолчать. Одна из сестер монастыря, по имени Виллисвинда, славившаяся примерным поведением и добрым нравом, тяжело заболела. Ее недуг врачи называют геморроем. Из-за постоянных кровопотерь она страдала от боли в кишечнике. Мучения ее продолжались и усиливались, пока силы окончательно не истощились, так что больная не могла ни повернуться, ни встать с постели и пойти без чьей-либо помощи. Когда она уже не могла оставаться в общей спальне из-за сильного зловония, то родители ее, жившие неподалеку, получили разрешение монастыря положить ее на носилки и перевезти домой через речку Тубераха. Вскоре болезнь настолько усилилась, что сестра вот-вот должна была умереть. Больная уже перестала чувствовать нижнюю часть своего тела и едва могла дышать. Родители ее попросили аббатису Лиобу, чтобы она не приходила навещать ее, но просто помолилась у себя в келье о том, чтобы страдалица умерла мирно. Но Лиоба все же пришла и, подойдя к больной, которую окружали рыдавшие родственники и соседи, велела, чтобы с нее сняли пелены, ибо больная уже была завернута в льняные ткани, что обычно делают с мертвецами. Лиоба положила свою руку на грудь больной и сказала: «Прекратите рыдания, ибо ее душа еще не рассталась с телом». Затем аббатиса велела идти в монастырь и принести ей ложечку, которой она обычно пользовалась за столом. Когда ей принесли эту ложечку, святая, благословив молоко, налила в нее немного и капля за каплей влила в рот умиравшей монахине. Как только больная сделала глоток, ее дыхание и все жизненно важные органы тотчас восстановились. Монахиня заговорила и вскоре уже могла повернуть голову. На следующий день ей стало еще лучше, так что она смогла принимать пищу, а к концу недели смогла самостоятельно дойти до монастыря (до этого ее носили только на носилках). Эта монахиня дожила до правления Людовика, короля франков (814–840. – Д.Л.) и всегда находилась в силе и добром здравии даже после смерти Лиобы, усердно служа Богу.

http://pravoslavie.ru/32226.html

95. Иоанн II (III), патриарх Иерусалимский – православный или монофисит?//Религия в жизни человека и общества. X Крымская международная конференция по религиоведению. Тезисы докладов и сообщений.  Севастополь, 2008, с. 7. 96. Евфимий Сардский//Православная энциклопедия, т. 17, 2008, с.397-398. ♦97. Об одном латинизме в византийских хрониках//Индоевропейское языкознание и классическая филология, 12, 2008, с. 11-14. 98 . Утраченные византийские источники в древнерусской словесности // Slavica Slovaca 1 (2008), p. 29-44=Труды Отделения историко-филологических наук, 2007. М., 2009, с. 400-422. 99 . Свт. Фотий, патриарх Константинопольский. Интронизационное послание патриарха Фотия папе Николаю I/пер. с греч. и примечания Д.Е. Афиногенова//Альфа и Омега, 3 (56), с. 52-57. (0,4 п.л.) ♦100. Хрисипп пресвитер. Похвала архангелу Михаилу/пер. с греч. и примечания Д.Е. Афиногенова//ВДИ 2, 2009, с.   (0,4 п.л.) (ВАК) 101.Игнатий, патриарх Константинопольский//ПЭ, т. 21, с. 64-67 (0,5 а.л.) 102.Игнатий Диакон//ПЭ, т. 21, 47-48 (0,3 а.л.) ♦103.Иоанн III, патриарх Иерусалимский, – православный или монофисит?//ВДИ 3, 2009, с. 13-17. (0,4 а.л.) (ВАК) 104.(совместно с А.В. Муравьевым) Два мотива антиисламской полемики в хронике Георгия Монаха//Христианский Восток, 5, 2009, с. 358-368 (1 а.л.) – 1/3 участия. 105. Еще одна версия Жития Филарета Милостивого?//Византийский семинар Cersînoj qšmata: «империя» и «полис». Тезисы докладов и сообщений. Севастополь, 2009, с. 9. 106. The Condemnation of Anthony of Syllaion in 814: the Procedure and the Political Context//XI Международная научная конференция по религиоведению «Сакральные феномены: вчера и сегодня». Тезисы докладов и сообщений. Краков, 2009, с. 8-9. 107.Сохранение «непонятных» слов в древнерусской рукописной традиции на примере «Многосложного свитка».// IV Международный конгресс русского языка. Москва, 2010, с. 840. (10-12 апреля 2010 г.) 108. Империя о варварах: стилистические особенности экскурса о болгарах у Феофана, Никифора и Георгия Монаха.//II Византийский семинар Cersînoj qšmata: Империя и полис. Севастополь, 2010, с. 5. (1-4 июня 2010 г.)

http://bogoslov.ru/person/263661

Кроме скудных упоминаний в сочинениях каролингских авторов, основными источниками сведений по истории еп-ства в этот период являются картулярии капитула в Бриуде и монастыря Сосийанж, а также ранние грамоты аббатства Клюни . Овернь вошла в состав номинального королевства Аквитания, к-рое в 781 г. кор. Карл Великий передал сыну Людовику (впосл. имп. Людовик Благочестивый (814-840)); здесь находилась королевская резиденция Эбрёй. Между 843 и 852 гг. власть над Аквитанией оспаривали кор. Пипин II и кор. зап. франков Карл Лысый , к-рому удалось одержать верх при помощи знати, в т. ч. графа Оверни Бернарда. Ослабление династии Каролингов привело к укреплению позиций местной аристократии; в годы правления кор. Карла Простоватого (893-923) за контроль над Аквитанией боролись графы Оверни и Пуатье. Во 2-й пол. IX в. Овернь подвергалась нападениям норманнов; в 864 г. норманны разграбили К. Возможно, в 60-х гг. IX в. в сел. Марса укрывались от норманнов каноники базилики св. Мартина в Туре. В 871 г. кор. Карл Лысый передал мон-рь Сен-Пурсен (ныне Сен-Пурсен-сюр-Сьюль) бежавшим от норманнов монахам аббатства Нуармутье, которые везли с собой мощи св. Филиберта. В 898 г. монахи из аббатства Сен-Мексан (ныне Сен-Мексан-л " Эколь) поселились в бывш. королевской усадьбе Эбрёй и основали мон-рь (в нем хранились мощи св. Леодегария). По преданию, мон-рь св. Петра и св. Австремония в Иссуаре был основан монахами, прибывшими из аббатства Шарру. В 818 г. Людовик Благочестивый даровал привилегии мон-рю Манглиё; вероятно, тогда же в обитель были доставлены реликвии св. Себастиана. Крупнейшим в Оверни монастырем было аббатство Моза; в 848 г. по указанию кор. Пипина II сюда из Вольвика были доставлены мощи св. Австремония. После этого Моза стал местом паломничества к мощам просветителя Оверни. Здесь было дополнено Житие Австремония, написанное св. Прейектом (BHL, N 844), составлены сказания о перенесении мощей и о чудесах святого. В 1-й пол. IX в. был основан капитул каноников в Бриуде (грамота имп.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

Самое раннее упоминание о Л. содержится в грамоте имп. Людовика Благочестивого (814-840), текст к-рой был включен Урдистеном в Житие св. Винвалоэ. По свидетельству агиографа, аббат Матмонок получил эту грамоту в 818 г. в Призьяке (совр. деп. Морбиан), куда он прибыл для встречи с императором. Грамота адресована епископам и всему бретон. духовенству. В ней сообщается, что Матмонок рассказал императору о жизни монахов и о том, что они соблюдали обычаи, заимствованные у ирландцев (cognoscentes quomodo ab Scotis sive de conversatione sive de tonsione capitum accepissent). Император выразил желание, чтобы монахи соблюдали обычаи Вселенской Церкви и жили «по чину всей святой апостольской Римской Церкви». Ради укрепления единства с Римской Церковью он повелел им принять Устав св. Бенедикта (см. ст. Венедикт Нурсийский ) и форму тонзуры, которая была распространена в империи Каролингов. Новый устав следовало ввести также в др. мон-рях, подчинявшихся Л. (Vita S. Winwaloei. 1888. P. 226-227). Церковь аббатства Ландевеннек. XI-XII вв. Церковь аббатства Ландевеннек. XI-XII вв. Встреча Людовика Благочестивого и Матмонока состоялась во время успешного похода императора против бретон. мятежника Морвана. Учитывая непрочность контроля франков над Бретанью, император стремился продемонстрировать свою власть и заручиться поддержкой церковных иерархов ( Smith. 1992. P. 70-73; Morice. 2007. T. 1. P. 397-401, 414-420). В 816 г. он даровал привилегии аббатству Сен-Меэн (см. в ст. Иудикаэль). Указания, данные им Матмоноку, соответствовали постановлениям Ахенских синодов 816-817 гг., направленным на унификацию норм монашеской жизни по бенедиктинскому уставу. При этом бретон. мон-ри в отличие от франк. обителей не были обязаны императору налогами и служениями (см. разд. «Монастырская реформа» в ст. Каролинги ). В правление Людовика Благочестивого Устав св. Бенедикта был принят и в др. мон-рях Бретани, прежде всего в Редоне, основанном в 832 г. св. Конвойоном . Вскоре примеру Редона последовали др. обители Вост. Бретани, прежде всего Леон (близ совр. Динана). По-видимому, в зап. регионах Бретани распространение бенедиктинского устава было связано с влиянием Л. (см.: Morice. 2007. T. 1. P. 428-439; Deuffic. 2008. P. 106-111).

http://pravenc.ru/text/2463095.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА [лат. Jonas] († 843), еп. г. Орлеана (Франция), церковный писатель и богослов эпохи позднего Каролингского возрождения . Род. в Аквитании (Юго-Зап. Франция), там же получил начальное и церковное образование, стал клириком. В посвящении Валькальду, еп. Льежскому, к-рым начинается Житие св. Губерта, И. упоминал об их совместном обучении в придворной школе. В 818 г., после низложения Орлеанского еп. Теодульфа , обвиненного в причастности к мятежу Бернарда Итальянского, племянника франк. имп. Людовика Благочестивого (814-840), И. с одобрения императора занял Орлеанскую кафедру. Вскоре епископ стал активным гос. и церковным деятелем, неизменно поддерживал имп. Людовика Благочестивого. Особое значение имела деятельность И. на Парижском Соборе 825 г., где обсуждался вопрос о почитании икон. В 824 г. визант. имп. Михаил II Травл (умеренный противник почитания икон) обратился к франк. имп. Людовику Благочестивому с жалобой на иконопочитателей, к-рые бежали в Рим и распускали слухи об иконоборческой ереси. Михаил II в послании подчеркнул, что принятые им меры были направлены лишь против неподобающего поклонения иконам, а не против икон вообще, и просил Людовика содействовать одобрению этих мер Римским папой и изгнать клеветников из Рима. Франк. император направил в Рим Фрекульфа, еп. Лизьё, однако папа Римский Евгений II отказался идти на уступки, заявив, что вопрос о почитании икон решен на Вселенском VII Соборе (787) и не может быть пересмотрен. Однако в гос-ве Каролингов господствовало негативное отношение к этому Собору, что нашло отражение в «Libri Carolini» (Карловых книгах). Парижский Собор 825 г. в целом одобрил позицию визант. императора и особым меморандумом (libellus) запретил поклонение иконам, разрешив их почитание (veneratio). Сансский архиеп. Иеремия и И. передали решения Парижского Собора папе Римскому, однако Евгений II не изменил свою позицию. Тогда же И. выступил против франк. сторонников радикального иконоборчества во главе с Туринским еп. Клавдием.

http://pravenc.ru/text/578290.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010