800. Слово 15. 801. Слово 15. 802. Слово 15. 803. Слово 15. 804. Слово 15. 805. Слово 15. 806. Слово 15. 807. Слово 15. 808. Слово 15. 809. Слово 15. 810. Слово 15. 811. Слово 16. 812. Слово 16. 813. Слово 16. 814. Слово 16. 815. Слово 16. 816. Слово 16. 817. Слово 16. 818. Слово 16. 819. Слово 16. 820. Слово 16. 821. Слово 16. 822. Слово 16. 823. Слово 16. 824. Слово 16. 825. Слово 16. 826. Слово 16. 827. Слово 16. 828. Слово 16. 829. Суд. 7. 20. Слово 16. 830.  Любовь долготерпит, милосердствует (1 Кор. 13. 4). 831. Слово 16. 832. Слово 16. 833. Лк. 23. 42. Слово 16. 834. Слово 17. В этом Слове преподобный Исаия поведает, что душу, исшедшую из тела и проходящую воздушное пространство в сопровождении святых Ангелов, встречают демоны и подвергают истязанию. Это место внесено в «Слово о смерти» и потому здесь не повторяется. 835. Слово 17. 836. Слово 17. 837. Слово 17. 838. Слово 17. 839. Слово 17. 840. Слово 17. 841. Слово 17. 842. Слово 17. 843. Слово 17. 844. Слово 17. 845. Слово 17. 846. Слово 17. 847. Слово 17. 848. Слово 17. 849. Слово 17. 850. Слово 17. 851. Слово 17. 852. Слово 17. 853. Слово 17. 854. Слово 17. 855. Слово 17. 856. Слово 17. 857. Слово 17. 858. Слово 17. 859. Слово 17. 860. Слово 17. 861. Слово 17. 862. Слово 17. 863. Слово 17 864. Слово 17. 865. Слово 17. 866. Слово 17. 867. Слово 17. 868. Слово 17. 869. Слово 17. 870. Слово 17. 871. Слово 17. 872. Слово 17. 873. Слово 17. 874. Слово 17. 875. Слово 17. 876. Слово 17. 877. Слово 17. 878. Слово 17. 879. Слово 17. 880. Слово 17. 881. Слово 17. 882. Слово 17. 883. Слово 17. 884. Слово 17. 885. Слово 17. 886. Слово 17. 887. Слово 17. 888. Слово 17. 889. Слово 17. 890. Слово 17. 891. Слово 17. 892. Слово 17. 893. Слово 17. 894. Слово 17. 895. Слово 17. 896. Слово 17. 897. Слово 17. 898. Слово 17. 899. Слово 17. 900. Слово 17. 901. Слово 17. 902. Слово 17. 903. Слово 17. 904. Слово 17. 905. Слово 17. 906. Слово 17. 907. Слово 17. 908. Слово 17. 909. Слово 17. 910. Слово 17. 911. Слово 17. 912. Слово 17.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Deinde Lege Gabinia promulgatum, qui coiciones ullas in urbe constavisset more majorum capitali supplicio multaretur… 813 Светоний. Aug. 32: plurimae factiones titulo collegii novi ad nullius non facinoris societatem coibant: igitur… collegia praeter antiqua et legitima dissolvit. 815 Dig. Ill, 4: Neque societas, neque collegium, neque hujusmodi corpus passim omnibus habere conceditur, nam et legibus et senatus consultis et principalibus constitutionibus ea res coercetur. 816 Dig. 47, 22: mandatis principalibus praecipitur praesidibus provinciarum, ne patiantur esse collegia sodalicia, neve milites collegia in castris habeant. Sed permittitur tenuioribus stipem menstruam conferre, dum tamen semel in mense coeant, ne sub praetextu ejus modi illicitum collegium coeat… Sed religionis causa coire non prohibentur… 817 Dig. 47, 22, 3: collegia si qua fuerint illicita, mandatis et constitutionibus et senatus consultis dissolvuntur. 818 Dig. L, 6, 6: si… idcirco instituta sunt ut necessariam operam publicis utilitatibus exhiberent. 825 Светон. Aug. 31, 63; Dio Cass. LII, 36. Однако запретительные меры Августа касались только Рима; по отношению к провинциям он оказался более терпимым и мудрым политиком. Ioc. De bell. Iud. V, 38; Phil. Leg. ad Cajum. 40. 828 Светон. Тиверий. 36. Иосиф – Ant. Iud. 18, 3, 4; Фидон. in Flaccum, §1; Leg. ad Cajum. §24; Сенека. Ер. 113, 22; Hardy op, cit. 27–28 pp. 835 Mommsen op. cit. p. 83; о неспокойном характере juvemim более позднего bpeмehu–Dig. XLVIII, 28, 3. 838 In caeteris civitatibus, quae nostro jure obstrictae sunt, res hujus modi prohibenda est. Plinii. op. cit. pp. 395–396. 839 Epist. X, 43 (34): quodcunque nomen ex quaecunque causa dederimus iis, qui in idem contracti fuerint… haeteriae aeque brevifuerint. Plinii op. cit. p. 367. 840 Dig. XLVII, 22, 2: quisquis illicitum collegium usurpaverit, ea poena tenetur, qua tenetur qui hominibus armatis loca publica veltemla occupasse judicati sint. 847 Quibus coire, convenire, collegiumque habere liceat.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Giesel. 1, 1:270. 770 Euseb. 1:44, 5. Закона против всех жертвоприношений не существует на лицо, но о нем упоминается у Констанция. Cod. Theod. 16, 10:2. 785 Документы касательно донатического раскола см. в приложении Диогена к Sanct. Optatus и приложении к 9 тому бл. Августина (Patrol. 8, 9:18). 787 Acta Conc. Cirt. ap. August. c. Creseon. 3:30 и след. 4:36; Brevic. Coll. 3:17; Optatus. 1:15; Aug. Ep. 43. 797 Euseb. Hist. Eccl. 10:5 . Μιλτιδη χ. Ρωα. κα Μρχαι. Некоторые (как Тильман, 6:30) предполагают, что второе имя означает Мирокла, епископа миланского, другие – римского пресвитера или диакона Марка, который сделался епископом римским в 336 году. См. Patrol. 6:32; 11:930. 805 Patrol. 8:487–92; Бл. Августин, по-видимому, говорит, что он в последствии просил епископов, извинить за это его вмешательство. Ep. 63:20. 811 Optat. 2:4. Aug. c. Litt. Petil. 2:247; De Unit Eccles 6. Издатели Августина предполагают что Луцилла была испанской патронессой. 813 Optat. 5; Aug. De Hacres. 69. Перекрещивание обращенцев не было установлено самим Донатом (Aug. Retract. 1:21) и признано было излишним донатистским собором в 330 г. 825 Один судья, подвергшись такому нападению, ловко провел просителей. Он приказал палачам связать их, как будто для смерти, и затем, сделав их таким образом безвредными, оставил их (Aug. Ер. 85:12). В другой форме этот рассказ передается у Феодорита, Haeres 4:6. 838 Epiph. 44:1, 2. Приходская система была введена в Александрии раньше, чем в других городах, где все духовенство обыкновенно приписывалось к главной церкви и оттуда совершало служение в окружных церквях. 839 Philosterg. 1:3. Ho нет достаточных оснований в подтверждение даже рассказа о том, что он вообще был кандидатом. 845 Athan. De Synodis,17, p. 720 (где приводятся образчики из «Фалии»). De Sentent Dyon. 6; Socr. 1:9; Sozom. 1:21. 847 Euseb. 5. C. 2:63–71. Письмо было написано из Никомидии и, по общему предположению, было доставлено епископом этого города. 852 Athanas. de Synod. 41, 42; Orat.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем яростней свирепствовала война с халифами Мамуном (813–833 гг.) и Мутасимом (833–842 гг.). Страшная социальная революция, произведённая в монархии халифов объединёнными под руководством Бабека коммунистами (хумарритами) оказала империи неизмеримые услуги. Персидский князь Хорасана, носивший христианское имя Феофова, перешёл со своими отрядами к грекам; число этих персидских наёмников достигало 30 000 человек. Хорошо понимая интересы империи, Феофил предпочёл войну выдаче этих перебежчиков их законному господину. Феофова высоко чтили и выдали за него замуж сестру императора Елену. Мутасим напрягал все свои силы; войско его систематически вновь формировалось из турецких и берберских наёмников. Тем не менее, византийские генералы, Мануил и Феофов, счастливо проникли в арабское государство, взяли в 837 году Самосату и разрушили Занетру (Созапетру), родину владыки правоверных. Ярость последнего не знала границ. С напряжением всех сил ринулся он в 838 году на Малую Азию, чтобы уготовить твердыне империи, Аморию, колыбели фригийской династии, ту же участь. Турки одержали полную ужасов кровавую победу. Пятьдесят пять дней защищал город мужественный Аэтий. Предложенная архиепископом и иерархами капитуляция была отвергнута. Мести, не победы жаждал халиф. Судьба блестящего города была ужасной. Напрасно выступил в поход сам император. Военным талантом своих генералов он не обладал, и битвы окончились для византийцев несчастливо. Они вынуждены были купить мир уплатой военных расходов. Несмотря на несчастную войну, торговля и промышленность мощно цвели в империи; финансовое хозяйство шло совсем превосходно, и средства никогда не иссякали для дорогостоящих потребностей правительства. Заслуга в том принадлежит не императору, который своим безграничным строительным рвением только затруднял установление финансового равновесия, но отлично функционировавшему бюрократическому аппарату. В церковных делах император обнаруживает всю ничтожность ограниченного фанатика эпохи «просвещения», не понимающего знамений нового времени. Разумная терпимость его отца выродилась в столь же мелочное, как и жестокое притеснение духовенства совершенно в духе какого-нибудь Помбаля или Хуареса. Эдикт 832 года вновь настоятельней подчеркнул запрещение иконопочитания и наивно пытался лишить святых православной церкви их почётных предикатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

12) Смилец, из болгарских бояр, после бегства Тертериева поставленный в 1291 г. ханом татарским Ногаем, во скоро согнанный с престола сыном Ногая Чакой (Tzacas) (Memor. рор. II, 796). 13) Феодор Святслав (т. е. Святослав, у греков Освентислав) 18 сын Тертерия, поставленный в том же 1294 г. названным выше сыном Ногая и зятем Тертерия – Чакой, который, после поражения его отца ханом Тохтой, бросился с остатками его орды в Болгарию и подчинил ее своей власти. Правил сначала как подручник Чаки, а потом, захватив и убив его, как самостоятельный государь (Memor. рор. II, 792 sqq) до 1322 года (ibid. 813 fin.). Воевал с греками и завладел от них несколькими городами, прилежащими с юга к Гему, также приморскими городами Анхиалом и Месемврисй (ibid. 799 fin., 804 § 378, 810 § 388, 804 § 380). Из этих завоеваний его узнаем, что после Константина Тиха болгары лишились всех своих владений во Фракии; а из сербской истории известно, что тогда совсем не были их владений и в Македонии, которая принадлежала частию сербам, частию грекам. (Во время правления Святослава, пытался было завладеть болгарским престолом, с помощию императора греческого, Михаил, сын Константина Тиха, но не успел в своем намерении:Метог. рор. II, 794 sqq; вероятно, считая его законным претендентом, греки и после продолжали называть его царем. См. у Григоровича в Путешествии по Турции стр. 73 хризовул импер. Андроника.) 14) Георгий Тертерий 2-й, сын предыдущего, с 1322 по 1324 г. (Memor. рор. 813 fin., 817), завоевал у греков провинцию Родопскую и Филиппополь (ibid. 814 § 395). 15) Михаил 2-й, сын деспота или удельного владетеля виддинского Срацимира или Шишмана, избранный болгарскими боярами после умершего без наследников Георгия Тертерия (Memor. рор. II, 817; см. также Животи кральева и архиепископа српских, изданные Даничичем, Загреб, 1866, стр. 117 sqq). Греки противопоставляли ему, впрочем безуспешно, соперника в лице Воисилы ( Βοησι’ λας), сына Тертерия 1-го и дяди Тертерия 2-го (Memor. рор. 813, 815, 817, 819); при нем отошла к империи некоторая часть владений Болгарии (ibid. 815 § 397); убит в войне с сербским королем Стефаном Дечанским, с которым враждовал из-за бывшей за ним в замужестве и отвергнутой им по вступлении на престол для греческой царевны, сестры последнего (Memor. рор. II, 838 ssq, Животи кральева, изд. Данич., стр. 178 sqq), в 1330 г. (Monumenta Serbica Миклошичар. 100).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«Великое Поле»; так же и в церковнославянских переводах) на горе Сигриани на южном побережье Пропонтиды. Феофан известен главным образом своей «Хронографией», которая, будучи продолжением труда его друга Георгия Синкелла, охватывает период от Диоклетиана до воцарения Льва V (813 г.). Феофан поддерживал Тарасия и Никифора против Феодора Студита , а затем отказался повиноваться Льву V, за что был сослан на о. Самофракия, где и умер. Продолжатель Феофана даже приписывает ему некие ямбы против еретиков (см. Главу I). Впоследствии император Константин VII Багрянородный считал себя родственником Феофана по материнской линии. Перу патриарха Мефодия принадлежит одно из Житий Феофана Исповедника (Methodii Vita Theophanis), а Феодор Студит написал Похвалу в его честь (Theodori Studitae Laudatio Theophanis). 220 Братья преп. Феодор (ок. 775–841 или 842, день памяти 27 или 28 декабря) и Феофан (ок. 778–845, память 11 октября) Начертанные (Graptoi) – палестинские монахи, ученики Михаила Синкелла. Прибыли в Константинополь вместе с ним в 813 г., также подверглись репрессиям при Льве V и впоследствии при Феофиле. Последний приказал вытатуировать на лбу у обоих братьев обличительное стихотворение, отчего они и получили свое прозвище. Довольно малоинформативное Житие Феодора, составленное Симеоном Метафрастом , сохранило, тем не менее, уникальный документ – письмо самого Феодора, в котором тот подробно описывает суд над ним и его братом Феофаном под личным председательством Феофила. Феофан Начертанный, рукоположенный в 843 г. митрополитом Никейским, прославился также как плодовитый поэт-гимнограф. 221 Титул августы носили в Византии жены правящих императоров, однако он давался не автоматически, а через особую церемонию коронования. 222 Халиф аль-Мутасим взял Аморий, столицу крупнейшей азиатской фемы Анатолик, 15 августа 838 г., то есть не на пятый, как здесь сказано, а на девятый год правления Феофила. Поход аль-Мутасима был предпринят в отместку за то, что Феофил годом раньше разорил родной город халифа Запетру (Созопетру), истребив там все мусульманское население.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как бы то ни было, разносторонняя деятельность Мануила прослеживается на протяжении 40 лет (Guilland R. Recherches sur les institutions byzantines. – Berlin; Amsterdam, 1967. – Vol. 1. – P. 436,478). Согласно хроникам «семьи Симеона Логофета » (Symeonis Magistri annales//Theophanes Continuatus. Ioannes Cameniata. Symeon Magister. Georgius Monachus/Rec. I. Bekkerus. – Bonnae, 1838. – P. 636. 12 sq.; Georgii Monachi vitae imperatorum recentiorum//Theophanes Continuatus. Ioannes Cameniata. Symeon Magister. Georgius Monachus/Rec. I. Bekkerus. – Bonnae, 1838. – P. 802. 6 sq.; Leo Grammaticus Chronographia/Rec. I. Bekkerus. – Bonnae, 1847. – P. 218. 7 sq. et al.), в сражении с арабами в 838 г., выручая василевса, Мануил был ранен и вскоре скончался (ср.: Kazdan A. A. Manuel//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 2. – P. 1289). 771 Речь идет об Иоанне VII Грамматике, которого некоторые византийские авторы называли Яннесом (по имени известного мага, соревновавшегося, согласно еврейско-христианской традиции, с самим Моисеем). Обвинение Иоанна в занятиях магией, волшебством и в связи с демонами имело, конечно, политический смысл и было обусловлено его ярым иконоборчеством (cm.: Abrahamse D. Magic and Sorcery in the Hagi­ography of the Middle Byzantine Period//Byzantinische Forschungen. – 1982. – Bd. 8. – P. 7 ff.; Cutler A., Kazdan A. A. John VII //The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 2. – P. 1051–1052). Уже Лев V (813–820) хотел назначить Иоанна Грамматика патриархом, однако этому помешала молодость последнего. В начале правления Феофила он занимал пост патриаршего казначея (синкела) и возглавил одно или два посольства к халифу Мамуну в Багдад (о дате посольства cm.: Brooks Е. [Рец.:]//BZ. –1901.– Bd.10.– Р. 288 (Васипьев А. Византия и арабы. – СПб., 1900). Скорее всего, рукоположение Иоанна патриархом состоялось 21 апреля 838 г. (библиографию вопроса по поводу этой даты cm.: Treadgold W. The Chronological Accuracy of the Chronicle of Symeon the Logothete for the Years 843–845//DOP.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никита родился около 763 года. — Пафлагония — суровая горная область в северной части Малой Азии, пограничная с Понтом и Вифинией. Хазар царствовал с 775 по 780 г. Жена его, Ирина, управляла государством в царствование малолетнего сына Kohcmahmuha VI Порфирородного и потом после него царствовала с 797 по 802 г. Сицилия в то время находился под Византийским владычеством, продолжавшимся от половины VI века до 827 года, когда остров завоеван арабами. император Hukuфop I царствовал с 802 по 811 год. Сын его Ставракий царствовал после него всего лишь 2 месяца и шесть дней. Muxauл I Рангав царствовал с 811 по 813 год. святого Никиты в монашество полагают около 813 года. В это время ему было уже 50 лет от роду. Азиатской части Константинополя, на месте древнего города Вифинии Хризополя, которое составляло как бы пригород Константинополя. е. до 820 года. 829 году. иконоборец, был патриархом с 821 по 832 год. 838 года. Память святого мученика Вениамина диакона царь Uздurepд I царствовал с 399–420 г. При нем мученически страдал учитель и епископ Вениамина диакона, св. Авда (в 418 г.). Память его 3 (16) марта. Вениамин диакон пострадал спустя три года после мученической кончины св. Авды, уже при преемнике Издигерда, сыне его Bapaxpahe V, в 421 году. Страдание святых мучеников Назария, Гервасия, Протасия и Кельсия епископ Лин был первым епископом Римской церкви непосредственно после св. апостола Петра; принадлежал к лику 70 апостолов. Память его совершается 5-го ноября и 1-го января вместе с другими апостолами. (54–68 гг. по Р. Хр.) — один из наиболее жестоких, тщеславных и развратных римских императоров. Им было воздвигнуто первое в Риме гонение на христиан, во время которого пострадали апостолы Петр и Павел. — людей не знавших Истинного Бога и погибавших духовно. Образ речи заимствован из кн. Исх. 9:2; ср. Мф.4:16. или Кимелла — один из галльских городов, близ нынешней Ниццы, на юге Франции. заимствовано из посл. к Филипп, гл. 1, ст. 23. иначе Трир, многолюдный, цветущий город в северной Галлии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Царствовавший в Византии иконоборец всячески преследовал православных, вплоть до открытого гонения. На Иерусалимском престоле патриарха Фому I (807-820) сменил Василий (820-838). В апреле 836 года патриарх Василий созвал в Святом Граде Поместный собор в защиту почитания святых икон, на котором присутствовали патриархи Александрийский Христофор (817-841) и Антиохийский Иов (813-843) с большим количеством монахов. Соборяне составили послание свирепствовавшему императору Феофилу, ставшее монументальным трудом и историческим памятником той эпохи. Особенной жестокостью к христианам отличался халиф Джафар Аль Мутаваккил (847-861), издавший против христиан ряд законов. Помимо прочего христианам впредь запрещалось передвигаться по стране, а на их жилищах положено было изображать демонов. Для расширения улиц и площадей множество христианских домов были снесены. Патриарх Феодосий (862-878) С восхождением к власти халифа аль Муштаина (862-866), когда Иерусалимской церковью управлял патриарх Феодосий (862-878), положение христиан заметно улучшилось. С его приходом у христиан снова появилась возможность общения с Вселенской Церковью. Патриарх Феодосий начал вести активную переписку с Константинопольским патриархом Игнатием (86-877), а позже и с Фотием (858-867, 878-886), открыто прося помощи у императора Василия I (867-886): «…смилуйся богоизбранный император над Церковью Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и сжалься над Сионом, матерью Святых Церквей…». В этот недолгий период весьма сильно возрос интерес к Святым Местам. Их непрестанно посещали видные личности того времени, оказывая посильную помощь. Пришедший после аль Муштаина халиф Аль Мутаж (866-869) не только позволил восстанавливать разрушенные храмы, но впервые за столь длинный период освободил от поголовного налога монахов. Непрекращающиеся разрушения и восстановление храма Воскресения Начавшиеся было улучшаться отношения между арабским миром и христианами снова стали ухудшаться при Иерусалимском патриархе Илье III (878-907).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВСТРАТИЙ ТАРСИЙСКИЙ [греч. Εστρτιος το Τρσου] (ок. 772/3 - 10 янв. 867/8), прп., чудотворец (пам. 9 янв.), настоятель мон-ря Агавр на Вифинском Олимпе, сподвижник прп. Иоанникия Великого . Источники Основным источником является анонимное Житие Е. Т. (BHG, N 645), созданное в 1-й пол. X в. монахом мон-ря Агавр ( Mango. 1984. P. 393), не знавшим Е. Т. лично и черпавшим сведения о нем в записях очевидцев его чудес. Помимо воспоминаний современников в распоряжении агиографа было Житие прп. Иоанникия, вероятнее всего первоначальная версия, составленная Петром Монахом (BHG, N 935). Кроме того, исследователи отмечают параллели с др. агиографическими произведениями IX в.- Житием прмч. Стефана Нового (BHG, N 1666; Auzé py . 1999. P. 194-195) и Житием прп. Филарета Милостивого (BHG, N 1511z - 1512; PMBZ, 1824). Посвященная Е. Т. заметка в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) (SynCP. P. 380-382) основана на анонимном Житии. Житие Е. Т., организованное не только по хронологическому, но и по тематическому принципу (в основном во 2-й ч., посвященной чудесам святого), не всегда позволяет последовательно проследить жизненный путь Е. Т. Так, рассказ о взятии г. Аморий в 838 г. помещен после упоминания о восстановлении иконопочитания в 843 г. (Vita Eustratii. 12, 21), назначение Е. Т. игуменом при имп. Феофиле, т. е. не раньше 829 г., описано в гл. 7, после к-рой автор возвращается ко времени правления имп. Льва V (813-820), и т. п. Восстановить хронологию жизни Е. Т. до 846 г. помогают 2 Жития прп. Иоанникия Великого: гл. обр. составленное Петром Монахом, а также позднейшая переработка мон. Саввы (BHG, N 936). Прп. Иоанникия и Е. Т. в течение 50 лет связывала крепкая дружба, Е. Т. был свидетелем множества чудес прп. Иоанникия, а также являлся его доверенным лицом ( Каждан. 2002. С. 431). Воспоминания Е. Т. легли в основу Жития прп. Иоанникия, написанного Петром Монахом ( Mango. 1984. P. 394; Vita S. Ioannicii, auctore Petro Monacho. 12). Это Житие прп. Иоанникия более подробное, чем Житие Е. Т.: напр., именно благодаря Житию Иоанникия становятся известны причины, побудившие Е. Т. неск. раз посетить К-поль.

http://pravenc.ru/text/187526.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010