Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВСТРАТИЙ ТАРСИЙСКИЙ [греч. Εστρτιος το Τρσου] (ок. 772/3 - 10 янв. 867/8), прп., чудотворец (пам. 9 янв.), настоятель мон-ря Агавр на Вифинском Олимпе, сподвижник прп. Иоанникия Великого . Источники Основным источником является анонимное Житие Е. Т. (BHG, N 645), созданное в 1-й пол. X в. монахом мон-ря Агавр ( Mango. 1984. P. 393), не знавшим Е. Т. лично и черпавшим сведения о нем в записях очевидцев его чудес. Помимо воспоминаний современников в распоряжении агиографа было Житие прп. Иоанникия, вероятнее всего первоначальная версия, составленная Петром Монахом (BHG, N 935). Кроме того, исследователи отмечают параллели с др. агиографическими произведениями IX в.- Житием прмч. Стефана Нового (BHG, N 1666; Auzé py . 1999. P. 194-195) и Житием прп. Филарета Милостивого (BHG, N 1511z - 1512; PMBZ, 1824). Посвященная Е. Т. заметка в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) (SynCP. P. 380-382) основана на анонимном Житии. Житие Е. Т., организованное не только по хронологическому, но и по тематическому принципу (в основном во 2-й ч., посвященной чудесам святого), не всегда позволяет последовательно проследить жизненный путь Е. Т. Так, рассказ о взятии г. Аморий в 838 г. помещен после упоминания о восстановлении иконопочитания в 843 г. (Vita Eustratii. 12, 21), назначение Е. Т. игуменом при имп. Феофиле, т. е. не раньше 829 г., описано в гл. 7, после к-рой автор возвращается ко времени правления имп. Льва V (813-820), и т. п. Восстановить хронологию жизни Е. Т. до 846 г. помогают 2 Жития прп. Иоанникия Великого: гл. обр. составленное Петром Монахом, а также позднейшая переработка мон. Саввы (BHG, N 936). Прп. Иоанникия и Е. Т. в течение 50 лет связывала крепкая дружба, Е. Т. был свидетелем множества чудес прп. Иоанникия, а также являлся его доверенным лицом ( Каждан. 2002. С. 431). Воспоминания Е. Т. легли в основу Жития прп. Иоанникия, написанного Петром Монахом ( Mango. 1984. P. 394; Vita S. Ioannicii, auctore Petro Monacho. 12). Это Житие прп. Иоанникия более подробное, чем Житие Е. Т.: напр., именно благодаря Житию Иоанникия становятся известны причины, побудившие Е. Т. неск. раз посетить К-поль.

http://pravenc.ru/text/187526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ЧУДОТВОРЕЦ (кон. VIII - нач. IX в.), прп. (пам. 4 дек.), еп. Поливотский. Единственным источником сведений об И. Ч. является краткое Житие, помещенное в ряде визант. Синаксарей,- К-польской ц., кон. X в., Laurent. San Marco. 787, 1050 г. и др. В его основе может лежать утраченное пространное Житие этого святого. Согласно синаксарному Житию, И. Ч. с детства стремился к праведной жизни, избегал игр и веселья, проводя дни в посте и молитве. Видя его усердие и подвиги, патриарх рукоположил И. Ч. во диакона, а затем во иерея. Через некоторое время он получил должность скевофилакса (вероятно, в Софии Святом соборе в Константинополе ), а затем был рукоположен во епископа г. Поливот (ныне Болвадин, Турция). После возобновления иконоборческих гонений при имп. Льве V Армянине (813-820) И. Ч. отправился в К-поль, чтобы обличить императора в нечестии. Вернувшись, он наставлял христиан, чтобы они были готовы пролить кровь за веру. Вскоре после поездки в столицу И. Ч. скончался. Около его мощей совершалось множество чудес. Когда напавшие на Византию арабы, взяв Аморий (ныне Хираскёй) в авг. 838 г., захватили и Поливот, они разорили церковь и хотели сжечь мощи И. Ч., но те остались невредимыми. При этом кто-то ослеп, у других отсохли руки или искривилась шея. Раскаявшись, арабы стали просить у святого помиловать их. Они отпустили всех ранее взятых в плен христиан и получили исцеление. Мощи святого оставались нетленными в течение долгого времени, и в день Пятидесятницы, престольного праздника кафедрального собора Поливота, тело И. Ч. доставали из раки, облачали в епископские одежды и водружали на епископский трон, где оно и находилось во время совершения литургии. От мощей получало исцеление множество бесноватых. Впосл. мощи были перевезены в г. Мосинополь во Фракии. Помимо 4 дек. память И. Ч. встречается под 13 февр. в Минологии имп. Василия II кон. Х - нач. XI в. (PG. 117. Col. 312).

http://pravenc.ru/text/471555.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНК [лат. Concas, Conchas; франц. Conques], католич. бенедиктинский, впосл. премонстрантский мон-рь Спасителя и св. Веры (деп. Аверон, Франция). История Мон-рь Спасителя и св. Веры Мон-рь Спасителя и св. Веры Аббатство было основано в горном ущелье у слияния рек Дурду и Уш, на территории графства Руэрг (в 37 км к северу от г. Родез). Происхождение названия (от лат. concha - раковина) обычно связывают с формой ущелья и неровной поверхностью горных склонов. Точных сведений о времени и об обстоятельствах основания мон-ря нет. В источниках (часть из них была фальсифицирована в XI в.) содержатся противоречивые данные. В картулярии аббатства, составленном на рубеже XI и XII вв., при аббате Бегоне III (1087-1107), сохранилось только 7 грамот, датируемых ранее 900 г. Самая ранняя грамота, к-рая признаётся подлинной,- дарственная местного сеньора Леутада (801) аббату Мадральду (Медральду) и насельникам мон-ря Пресв. Девы Марии, расположенного в местности Конкас (Concas). В грамоте сообщается, что монахи соблюдали Устав св. Бенедикта (см. ст. Венедикт Нурсийский ). В завещании Дадилы, аристократа из Септимании (813), упоминается о мон-ре К. (Conchis), посвященном Спасителю. В договоре мены (concambiaria) между К. и монастырем Пресв. Девы Марии в Лане, заключенном в сент. 823 г. при участии Клермонского еп. Стабилиса по поручению имп. Людовика Благочестивого (814-840), аббатом К. назван Анастасий. Ранее основными источниками сведений по ранней истории мон-ря считались грамоты имп. Людовика Благочестивого и короля Аквитании Пипина II (838-864) (эти грамоты не были включены в картулярий). В имп. грамоте, датированной 8 апр. 819 г. (изд.: Cartulaire. 1879. P. 409-411; Oudart. 1997), сообщается, что некогда в место под названием Конк пришел подвижник Дадон, чтобы вести там уединенную жизнь. В ущелье скрывались от сарацин неск. христиан, к-рые решили построить ораторий; Дадон принял участие в сооружении часовни.

http://pravenc.ru/text/1841928.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАЛАР СИМФОЗИЙ (Амаларий) [лат. Amalarus Symphosius] Мецкий (Мецский) (ок. 775 или 780, окрестности Меца, совр. Франция - ок. 850, предположительно Мец), литургист, автор первого в Зап. Европе аллегорического толкования богослужения. В 809-813 гг. архиепископ Трирский, затем находился на службе в придворной школе в Ахене . В 813 г. по поручению имп. Карла Великого А. С. совершил поездку в К-поль, воспоминанием о к-рой стали его «Морские вирши» (Versus marini). В составленной в 823 г. «Книге о церковной службе» (Liber officialis) А. С. впервые применил к богослужению метод аллегорического толкования, с тем чтобы во внешней обстановке богослужения (череда служб суточного круга, последовательность молитв, жесты литургические , утварь и облачение, храмовая архитектура, колокольный звон) выявить сокровенное и, по его мнению, истинное содержание литургического действа. В интерпретации А. С. центральный момент богослужения - совершение таинства евхаристии - превращался лишь в часть, хотя и важнейшую, повествовательно-драматического действия, воспроизводящего жизнь, Страсти, смерть и Воскресение Христовы. В 831 г. А. С. составил Антифонарий (не сохранился), в к-рый вошли рим. и галликанские варианты песнопений. Позднее написал «Книгу об Антифонарии» (Liber de ordine antiphonarii) и трактат о Градуале (не сохранился). В первом трактате, во многом сопоставимом с сочинениями Аврелиана из Реоме и Берно из Рейхенау , А. С. сравнивает певч. традиции Рима и Галлии (вероятно, Меца) и рассматривает состав, форму и чин пения, не касаясь нотации. В 835 г. А. С. становится архиепископом Лионским. Смещен в 838 г. синодом в Керси, в основном по инициативе диак. Флора Лионского , увидевшего в толкованиях А. С. мессы отступление от традиции. Соч.: Amalarii episcopi Opera limurgica omnia/Ed. J. M. Hanssens. Città del Vaticano, 1948-1950. 3 vol.; Versus marini//MGH. Poet. Vol. 1. P. 426-428. Лит.: Kolping A. Amalar von Metz und Florus von Lyon//ZKTh. 1951. Bd. 73. S. 424-464; Cabaniss A. Amalar of Metz. Amst., 1954; Haffner F. Symphosius Amalarius von Metz, Erzbischof von Trier, zur Geschichte der Sakramentarspendung//Festschrift A. Thomas. S. l., 1967. S. 135-140. Н . Ф . Усков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114218.html

В лето 771-е (1263) ноября в 14 день преставися великий князь Александр Ярославич Невский, во иноцех и в схиме, и положен бысть во Владимире в церкви Рожества Пресвятыя Богородицы. Сего сынове Василий, Димитрий, Андрей, Данила Московский. И по нем начаша княжити в Русской земли братия и сынове его и сын его, великий князь Данила Московский. В та же лета Быша на Русскую землю от татар насильства и зла многа. Быша же сынове великого князя Даниила Московского Юрий, Александр, Борис, Иван, Афанасий. Бысть же княжении сынов Александровых и великого князя Даниила Московского лет 40. Сей великий князь Даниил паче возлюби в Москве жительствовати, и созда его паче первого, и граждани насели, бе бо добродетелен и нищелюбив, по премногу и к Богу имяше веру, и молитву, и слезы велия; и от того прославися и паче Москва-град. Пожит же на Москве князь великий Данила Александрович лет 12, и преставися в лето 811 (1303) марта в 4 день, и положен бысть во своем ему в Даниловском монастыре. По нем начаша княжити в Русской земли сродичи и сынве его и бысть княжения их лет 25. В лето 813 (1305) прииде на Русь Петр митрополит, поставлен Афанасием, патриархом Цареградским. А лето 831 (1323) заложена бысть на Москве церковь каменна соборная Успение Пресвятыя Богородицы. Тое же зимы и преставися преосвященный Петр, митрополит Киевский и всея России, декабря в 21 день в 3 час нощи, и положен бысть в церкви Святыя Богородицы, юже сам созда. В лето 836 (1328) седе на великом княжении владимирском и московском сын его, князь Иван Данилович, зовомый Калита. И того же лета заложена бысть церковь каменна святого Иоанна списателя Лествицы. Той же великий князь Иван Данилович в лето 838 (1330) постави на Москве церковь каменну Преображения Господне у своего двора. В лето 841 (1333) единем летом князь великий Иван Данилович содела церковь каменну архистратига Михаила. Той же великий князь Иван Данилович в лето 847 (1339) содела около Москвы новый деревян град и укрепи его зело паче первого. Во дни же княжения его бысть на России тишина велия. И начася ему писати величество великий князь Иван Данилович Владимирский и Московский и всея России. В лето 6819 (1311) преставися князь великий Иван Данилович Калита марта в 31 день, и положен бысть на Москве во Архангеле. С его сынове Симеон, Иван, Андрей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разбойничьи набеги. Состояние Святых Мест Во время правления халифа Арун аль Рашита (786-809) Палестину поразила эпидемия чумы. Тысячи людей умерли, а оставшиеся переселились, бросив свои жилища и нажитое имущество. Чтобы заселить опустевшую Палестину, халиф отменил поголовный налог на возвращавшихся в эти земли «зимми». Страну также непрестанно терзали не утихавшие между пятью арабскими племенами междоусобные войны, в которых больше всех страдало христианское население. Так в 786 году были вырезанны насельники обители святого Саввы. Пользуясь царившими в халифате неразберихой и анархией, разбойничьи племена бедуинов начали предпринимать поражавшие своей жестокостью набеги на монастыри и целые селения. Убийцы ничего не щадили на своем пути. Они полностью разрушили города Газу, Аскалон, Сарифею и Елевферуполь, превратив их в безжизненную пустыню. С трудом удалось спасти Иерусалим. Разбойники захватили почти всю Палестину, отрезав уцелевшие города от внешнего мира. После месяца осады и чуть ли не ежедневных сражений разбойники захватили Лавру святого Саввы. Память погибших в обители святого Саввы монахов празднуется Церковью 20 марта/2 апреля. Вопреки всем несчастьям Святые Места не только были сохранены, но даже пребывали в достаточно хорошем состоянии. В Иерусалиме сохранялись три монастыря, в которых подвизались около 40 монахов. На горе Елеон подвизались еще аскетов, а в Гефсимании – 3 монаха и несколько инокинь. Близ горы Елеон находился монастырь первоверховных апостолов Петра и Павла с 35 насельниками, а близ Иоардана сохранялся монастырь святого Евфимия с 30 насельниками. Уцелели монастыри Хозивитский, св. Саввы и св. Харитона. 70 монахов подвизались в обители святого Феодосия. Близ Вифлиема сохранялся монастырь называемый «Паства» (Monasterium pastorum). 12 монахов подвизались на горе Фавор и еще 10 – на месте насыщения Иисусом Христом пяти тысяч пятью хлебами и т.д. Мир в Палестину пришел лишь с халифом Аль Мамуном (813-838), который вел успешную войну с императором Феофилом (829-842).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Царствовавший в Византии иконоборец всячески преследовал православных, вплоть до открытого гонения. На Иерусалимском престоле патриарха Фому I (807-820) сменил Василий (820-838). В апреле 836 года патриарх Василий созвал в Святом Граде Поместный собор в защиту почитания святых икон, на котором присутствовали патриархи Александрийский Христофор (817-841) и Антиохийский Иов (813-843) с большим количеством монахов. Соборяне составили послание свирепствовавшему императору Феофилу, ставшее монументальным трудом и историческим памятником той эпохи. Особенной жестокостью к христианам отличался халиф Джафар Аль Мутаваккил (847-861), издавший против христиан ряд законов. Помимо прочего христианам впредь запрещалось передвигаться по стране, а на их жилищах положено было изображать демонов. Для расширения улиц и площадей множество христианских домов были снесены. Патриарх Феодосий (862-878) С восхождением к власти халифа аль Муштаина (862-866), когда Иерусалимской церковью управлял патриарх Феодосий (862-878), положение христиан заметно улучшилось. С его приходом у христиан снова появилась возможность общения с Вселенской Церковью. Патриарх Феодосий начал вести активную переписку с Константинопольским патриархом Игнатием (86-877), а позже и с Фотием (858-867, 878-886), открыто прося помощи у императора Василия I (867-886): «…смилуйся богоизбранный император над Церковью Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и сжалься над Сионом, матерью Святых Церквей…». В этот недолгий период весьма сильно возрос интерес к Святым Местам. Их непрестанно посещали видные личности того времени, оказывая посильную помощь. Пришедший после аль Муштаина халиф Аль Мутаж (866-869) не только позволил восстанавливать разрушенные храмы, но впервые за столь длинный период освободил от поголовного налога монахов. Непрекращающиеся разрушения и восстановление храма Воскресения Начавшиеся было улучшаться отношения между арабским миром и христианами снова стали ухудшаться при Иерусалимском патриархе Илье III (878-907).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Царь с радостью узнал о его решении, позвал во дворец 812 и вернул все блага. Он даровал прощение и помилование и всем остальным 813 и выселил их из Синопы, а также и Амастриды. А поскольку умножились они и возросли в числе до трех мириад 814 , решил царь, что негоже оставлять их свободными и без при- смотра, и потому, хорошо рассудив, отправил по две тысячи в каждую фему в подчинение местным стратигам 815 и велел поставить над ними турмархов 816 . Вот почему до нашего времени сохранили наименование «персы» турмы 817 тех фем, по которым они были рассеяны. Вот так эта наглая и бесстыдная в глазах Феофила дерзость привела к расселению персов, а Феофобу вскоре стоила жизни 818 . Но была и вторая причина, о которой будет рассказано на своем месте 819 . [О подготовке у Тарса ответного удара халифа Мутасима летом 838 г., завершившегося потерей ромеями крупнейшего центральномалоазийского города Амория]. [§ 9 шестой книги «Хронографии», посвященной Льву VI Мудрому, повествует о войне болгарского царя Симеона с ромеями, начавшейся в 894 г. и ее причинах, очевидно, связанных с нарушением митатных принципов торговли в Фессалонике 820 ]. 10. Поскольку доместик Никифор 821 был чрезвычайно любим царем, василеопатор Зауца 822 отметил его как человека могущественного и пожелал с ним породниться при помощи брачного союза. Тот, однако, стал отказываться, дабы не внушить подозрений царю Льву, и разозленный Зауца выдвинул против него обвинения и сместил с должности. Доместиком схол вместо него был назначен магистр Катакалон 823 . Никифор долго пребывал без дела, а потом был определен стратигом в фему Фракисиев 824 . За свою воинскую жизнь он совершил много доблестных подвигов, водрузил много трофеев над агарянами и прочими народами и умер в доброй старости, остави сыновей Варду и Льва, из коих Варда 825 был царю ближайшим и любимым и сослужил ему немалую службу. Царь же, как говорилось, назначил Катакалона доместиком, отправил его против Симеона 826 , а вместе с ним отправил и Феодосия, патрикия 827 и протовестиария 828 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Катаока Иоанн – 11, 221, 228, 261, 282, 290, 491, 698, 722, 723 Катаока Кенкици – 229 Като Елисей – 80, 426, 540, 546 Като Игнатий – 79, 100, 158, 176, 183, 203, 204, 213, 283, 327, 371, 411, 473, 476, 525, 529, 569, 905 Като Лука – 695 Като Петр – 605, 608, 632, 672 Като Тимофей – 531 Като Филимон – 100 Катоо Киёмаса – 625 Кацумата Павел – 340, 813 Кацумата Сергий – 340, 817 Кацура, политик – 94, 394, 650, 901 Каяно, катехизатор – 28, 332, 333 Каяно Яков – 162, 175, 496 Кванно Анна – 39, 44, 45, 55, 59, 60, 61, 65, 67, 77, 83, 166, 496, 641 Кванно Мария – 61 Кванно Пантелеймон – 166, 496 Кейици Цубои – 277 Кенсин – 549 Кёбер Рафаил Густавович – 71, 72, 117, 118, 625 Кёри – см. Cary Otis Кикуци Василий – 103 Кикуци Дарья – 326 Кикуци Иоанн – 124 Кикуци Марк – 862 Кикуци Павел – 178, 202, 455 Кикуци Петр – 326 Кикуци Симон – 173 Кимицука Сен – см. Кимицука София Кимицука София – 447, 451 Кимура Давид – 197 Кимура Исаак (Исак) – 389, 524, 606, 608, 702, 748, 827 Кинг – см. King Киносита, журналист – 581 Кириакия – 295 Кирилл Иерусалимский , св. – 727 Кирилл Владимирович, вел. князь – 56, 646, 654, 670, 672, 673, 675 Кирпичников – 826 Кистер Александра Степановна – 611 Кистер Анатолий Опокович – 611, 615, 616, 623, 631, 636 Кису Иннокентий – 101, 211–213, 238, 275, 658, 684, 737, 738, 822, 857 Кису Мария – 390 Китагава София (Софья) – 15, 21, 22, 27, 61–64, 370, 787, 895 Китагава Яков – 561, 564 Китасато, бактериолог – 217 Клей-Маколей – 268, 845, 846 Кнап – 268 Кобаяси Иоанн – 139, 140, 147, 150, 151, 154, 163, 177, 218 Кобаяси Моисей – 91, 187, 278, 451 Кобаяси Павел – 207, 882 Комура – см. Камура Кодзима, подрядчик – 292, 293, 294, 296, 297, 298, 299 Кодзима Павел – 223, 224 Козловский – 381 Козьма Александр Иванович – 233, 234 Козьянинов Леонид Лаврович – 382, 383 Колесов Георгий – 880 Колобашкин – 311 Колянковский Владимир Александрович – 844 Комаров, жертвователь – 676 Комаровский Георгий Владимирович, граф – 493 Комацу, принц – 613, 628, 774, 775 Комацу Тит – 9, 42, 82, 87, 88, 112, 113, 118, 120, 121, 126, 163, 164, 167, 168, 173, 179, 186, 220, 223, 227, 230, 232, 247, 251, 267, 317, 321, 324, 333, 340, 343, 346, 356, 366, 403, 416, 426, 430, 431, 437, 466, 479, 492, 493, 503, 506–508, 514, 515, 540, 562, 570, 584, 597, 617, 621, 636, 637, 664, 696, 698, 792, 834, 835, 838, 862–864, 872

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

12) Смилец, из болгарских бояр, после бегства Тертериева поставленный в 1291 г. ханом татарским Ногаем, во скоро согнанный с престола сыном Ногая Чакой (Tzacas) (Memor. рор. II, 796). 13) Феодор Святслав (т. е. Святослав, у греков Освентислав) 18 сын Тертерия, поставленный в том же 1294 г. названным выше сыном Ногая и зятем Тертерия – Чакой, который, после поражения его отца ханом Тохтой, бросился с остатками его орды в Болгарию и подчинил ее своей власти. Правил сначала как подручник Чаки, а потом, захватив и убив его, как самостоятельный государь (Memor. рор. II, 792 sqq) до 1322 года (ibid. 813 fin.). Воевал с греками и завладел от них несколькими городами, прилежащими с юга к Гему, также приморскими городами Анхиалом и Месемврисй (ibid. 799 fin., 804 § 378, 810 § 388, 804 § 380). Из этих завоеваний его узнаем, что после Константина Тиха болгары лишились всех своих владений во Фракии; а из сербской истории известно, что тогда совсем не были их владений и в Македонии, которая принадлежала частию сербам, частию грекам. (Во время правления Святослава, пытался было завладеть болгарским престолом, с помощию императора греческого, Михаил, сын Константина Тиха, но не успел в своем намерении:Метог. рор. II, 794 sqq; вероятно, считая его законным претендентом, греки и после продолжали называть его царем. См. у Григоровича в Путешествии по Турции стр. 73 хризовул импер. Андроника.) 14) Георгий Тертерий 2-й, сын предыдущего, с 1322 по 1324 г. (Memor. рор. 813 fin., 817), завоевал у греков провинцию Родопскую и Филиппополь (ibid. 814 § 395). 15) Михаил 2-й, сын деспота или удельного владетеля виддинского Срацимира или Шишмана, избранный болгарскими боярами после умершего без наследников Георгия Тертерия (Memor. рор. II, 817; см. также Животи кральева и архиепископа српских, изданные Даничичем, Загреб, 1866, стр. 117 sqq). Греки противопоставляли ему, впрочем безуспешно, соперника в лице Воисилы ( Βοησι’ λας), сына Тертерия 1-го и дяди Тертерия 2-го (Memor. рор. 813, 815, 817, 819); при нем отошла к империи некоторая часть владений Болгарии (ibid. 815 § 397); убит в войне с сербским королем Стефаном Дечанским, с которым враждовал из-за бывшей за ним в замужестве и отвергнутой им по вступлении на престол для греческой царевны, сестры последнего (Memor. рор. II, 838 ssq, Животи кральева, изд. Данич., стр. 178 sqq), в 1330 г. (Monumenta Serbica Миклошичар. 100).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010