– 1.246,044 p., а в 1878 г. по 1.677,813 p. – 1.385,281 p. За нею следовала обыкновенно та, которая употребляемая была на церковные школы и благотворительные при приходах заведения. В 1869 г. на это употреблено было 118,025 p., в 1875 г. – 165,801 p., а в 1878 – 164,079 p. Третью и последнюю долю составляла обыкновенно та, которая употребляема была на содержание причта. В 1877 г. она состояла из 108,523 р., а в 1878 из 128,452 р. 5 Причина, почему сумма пожертвований на долю украшения храмов значительно превышает сумму пожертвований на другие предметы, заключается в том, что для сельского жителя храм имеет несколько иное, чем для городского, значение. Он есть для него и школа, где дается ему религиозно-нравственное образование и больница, где врачуются все его духовно-телесные недуги и, наконец, место всех высших духовных наслаждений. Содействуя, поэтому, благоукрашению храмов, попечительства, во-первых, содействуют поднятию духовно-нравственного развития в прихожанах и, во-вторых, освобождают бедняков от таких затрат, от которых они, при всей своей бедности, никогда не отказались бы. Не смотря, впрочем, на незначительность суммы, уделяемой на дела благотворения, она, как подаваемая всегда во время и кому следует, значительно преимуществует перед теми капиталами, какие затрачиваются городскими благотворительными обществами. Как прекрасно понимали попечительства при распределении этой суммы задачу свою, на то можно было бы привести бесчисленное множество примеров, но как это потребовало бы очень много времени, то довольно сказать, что одни, как попечительство села Горошина Полтавской губернии, давали в 1865 г. приют и пропитание погоревшим, другие, как попечительство села Ивановка Самарской губернии, во время бывшего там неурожая, купило 500 пудов рожи и раздало взаимообразно неимущим 6 , третьи, как попечительства села Прохоровки, Ляпляво и Велико-Кручевское Полтавской губернии, изыскали средства на содержание врача, акушерки и больницы, четвертые, как Корчкодомское Ярославской епархии, боролось с нищенством и бродяжничеством, пятые собирали средства не давая им определенного назначения 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Итак, преимущественная сфера занятий бабы – помощь в рождении или предотвращении появления на свет детей. Этнографические материалы подтверждают наше предположение: в народной терминологии баба – повитуха, которая не только помогала при родах, но и «знала заговоры и молитвы для облегчения родов, лечения новорождённого и роженицы». 809 Однако смысл некоторых статей, связанных с бабами, остаётся неясным. Одна из наиболее распространённых статей: «Блудила ли блуд кыи з бабами богомерьзкыми?». В той же формулировке статья читается и в епитимийных правилах, например в Соловецкой Кормчей 1493 г. 810 Понимание смысла статьи затруднено тем, что в разных текстах она имеет разную грамматическую структуру, и создаётся впечатление, что мужчины, составители исповедных вопросников, сами не очень хорошо представляли себе, о чем говорится в статье. Так, в разных текстах определение «богомерзкий» отнесено к разным словам. В одних текстах это определение относится к бабам, в других – к блуду, в третьих – переделано в наречие. 811 В тексте XII в. «богомерзкий» превратилось в «богом кумирским». 812 Однако независимо от падежного окончания определения наблюдается одна закономерность: слово «богомерзкий» всегда стоит после слова «бабы» и перед словом «блуд». Нам не встретилось ни одного списка, в котором читалось бы словосочетание «богомерзкие бабы», только «бабы богомерзкие». Однако и это не позволяет однозначно ответить на вопрос: к какому слову относилось определение «богомерзкие» в протографе – к «бабам» или к «блуду»? В древнерусском и церковнославянском языках определение могло стоять как после определяемого слова, так и перед ним. 813 Из статей, соседствующих в исповедных текстах с процитированным вопросом, мы узнаем, что баб могли «важивать к себе в дом». 814 В ряде текстов статья о бабах традиционно соседствует с циклом статей о магии и колдовстве: об умении отнимать и давать подругам детей, об омовениях мёдом и молоком, о зелье. 815 К статье о «блуде с бабами» примыкают статьи об отправлении языческих треб: «Или молилася еси идолом?», «Молилася вилам, и роду, и роженицам, и перену, и хорсу, и мокоши пила и ела?», «Или молилася еси бесом, или чашу их пила еси?» 816 В одном из текстов «блуд с бабами» непосредственно связывается с поклонением идолам: «Аще блудивши с бабами богомьрзъкыя блуды кыи, молитися вилам?».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Несмотря на анхиальское поражение, Юстиниан до конца своего царствования оставался с болгарами в союзных отношениях, как видно из того обстоятельства, на которое было указано выше, что в 710/11 г. Тервель послал императору на помощь трехтысячный отряд, который и сопровождал его в Малой Азии, пока воцарение Филиппика-Вардана не положило конца этому беспокойному искателю приключений, нашедшему для себя опору в союзе с хазарами и болгарами. Нужно думать, что в княжение Тервеля и в соответствующий ему период крайнего упадка политического и военного значения империи болгаре успели прочно укрепиться в занятых областях и начали без помехи делать набеги на открытые и незащищенные области Фракии. Такой случай описан под 712 г. 100 , когда болгаре сделали опустошительный набег на имперские области, дошли до Босфора и разграбили окрестности Константинополя до самых Золотых ворот. Как было беззащитно положение столицы, видно из того, что такой отважный набег не нашел отпора, и что болгаре с награбленной добычей спокойно ушли за Балканы. Само собою разумеется, болгарское владычество на Балканском полуострове должно было затрагивать самые существенные интересы империи, которая не могла относиться равнодушно к неожиданным набегам и опустошениям своих областей. Даже то обстоятельство, что хану Тервелю был пожалован сан кесаря, не изменило характера отношений между двумя соседями. Перед вступлением на престол Исаврийской династии состоялось между болгарами и византийцами соглашение, имевшее форму договора, в котором определялись на будущее время государственные отношения между двумя странами и твердо обозначалась граница владений Болгарии. Этого договора, который, по всей вероятности, был записан на каменной колонне, как большинство последующих соглашений между болгарами и греками, не сохранилось, но о нем есть упоминание у современного событиям писателя. Именно Феофан при изложении событий времени хана Крума под 813 г. заметил, что тогда был возобновлен договор, состоявшийся при Феодосии и патриархе Германе с Кормесием, ханом болгар 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

К VIII в. обнаружилось существенное расхождение в устном и письменном языке, поскольку на протяжении меровингского времени авторы сознательно отказывались от традиций античной лит-ры, к-рая постепенно становилась достоянием культурного меньшинства, чтобы иметь возможность обратиться к более широкой аудитории, терявшей способность понимать правильную латынь. В период К. в. стали отказываться от этой практики во имя сохранения знания классической латыни как языка Библии. Латынь становится языком культуры и образования, недоступным для большинства населения. Соборы 813 г. в Реймсе и Майнце предписывали проповедникам обращаться к слушателям на «народном» языке, были выполнены переводы основных молитв. Составлялись глоссарии лат. лексики, в к-рых значения слов устанавливались на классической и «народной» латыни. Для германского населения Франкской империи создавались двуязычные словари, а также учебники грамматики. Первый глоссарий на древненем. языке был составлен в Санкт-Галлене в сер. VIII в.; во 2-й пол. VIII - IX в. он часто переписывался и сохранился в 3 рукописях IX в. Во 2-й пол. VIII в. появляется довольно большое количество пособий по грамматике. В придворной школе в Ахене использовались учебники, составленные Петром Пизанским, Климентом, Алкуином. В епископских и монастырских школах учились по грамматике Элия Доната (IV в.). «Бернский Физиолог». Ок. 825–850 гг. (Городская б-ка, Берн. Codex Bongarsianus. Fol. 75) «Бернский Физиолог». Ок. 825–850 гг. (Городская б-ка, Берн. Codex Bongarsianus. Fol. 75) Из произведений античных авторов обращались прежде всего к творчеству поэтов (Вергилий, Гораций, Овидий), поскольку обучение стихосложению считалось важной частью грамматических штудий, но также читали труды древнерим. философов, риторов и историков - Плиния, Сенеки, Цицерона, Светония, Саллюстия, Тита Ливия, Юстина и др. Рим. писатели были известны гл. обр. по фрагментам через посредство глоссаторов и грамматиков. Алкуин и его ученик Кандид адаптировали для нужд школьного преподавания сочинения Клавдиана Мамерта , блж.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Сформировано всероссийское молодёжное антинаркотическое движение, более 100 общественных организаций ведут активную работу, направленную за защиту интересов материнства, детства от наркотиков. В феврале 2015 года ими было принято решение об объединении и создании общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков». Как Вы уже сказали, Владимир Владимирович, в стране действует более 500 негосударственных центров, которые занимаются постмедицинской реабилитацией наркопотребителей. Вместе с тем рабочая группа отмечает: распространённость потребления наркотиков среди населения всё ещё остаётся на неприемлемо высоком уровне, хотя и имеет тенденцию к снижению. Данные социологических опросов, которые были проведены в 2014 году в рамках мониторинга наркоситуации, показывают: общее число лиц, употребляющих наркотики как регулярно, так и эпизодически, оценивается в 7,3 миллиона человек; число лиц, употребляющих наркотики регулярно, - в 2 миллиона человек. С предложением попробовать наркотики сегодня сталкивается каждый четвёртый опрошенный респондент. Как вы все понимаете, уважаемые коллеги, практически все они граждане молодого и часто подросткового возраста. Лица, употребляющие наркотики, способствуют формированию напряжённой криминогенной обстановки в стране. За 5 лет, с 2010-го по 2014-й, в России совершено более 1 миллиона преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, из них 813 тысяч - это тяжкие и особо тяжкие. В учреждениях уголовно-исполнительной системы сегодня содержатся свыше 124 тысяч человек, которые нуждаются в психиатрической, наркологической помощи, из них 83,4 тысячи - с зависимостью от наркотиков. Рабочей группой отмечено существенное увеличение количества граждан, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения. За пять лет их число увеличилось в 2,6 раза: с 9,5 тысячи до 24 300 человек. Рассматривая экономический ущерб от незаконного оборота и немедицинского потребления наркотиков, надо принимать во внимание не только вред, который наносится обществу организованной наркопреступностью, но и то, что неспособность наркопотребителя полноценно участвовать в трудовых процессах влечёт за собой определённую нагрузку на экономику. Прежде всего, накорпотребители поставлены перед необходимостью добывать деньги на наркотики, как правило, противоправным путём. Постоянная потребность в наркотике, например, героинового наркомана определяется суммой минимум 2 тысячи рублей в сутки. Таким образом, ежегодно из валового внутреннего продукта страны выводится до 1,5 триллиона рублей. Это в полтора раза больше, чем бюджет Министерства обороны. При этом затраты бюджета на правоохранительные органы, судебную, уголовно-исполнительную системы в сфере противодействий наркопреступности составляют 96 миллиардов рублей в год.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Между тем, председатель оной консистории в составленной по моему требованию табели показал, что для церквей Литовской епархии требуется ещё 103 Евангелия и 151 Апостол. Засим для избежания всякого недоумения предлагаю консистории, по ближайшем рассмотрении дела, донести мне в возможной скорости: сколько действительно требуется ещё помянутых книг, с показанием, если можно, для которых именно церквей, равно с объяснением, почему оказался таковой недостаток. Г. Виленскому военному генерал-губернатору князю Долгорукову (конфиденциально), от 29 января за 40, об оставлении до окончания дела, на Морочском приходе священника Рудаковского, обвинённого Минским губернатором в дозволении Римскому монаху служить в своей каплице Известно вашему сиятельству из отзыва моего, от 13 истекшего декабря за 813, что, вследствие вашего требования, сделано мною распоряжение об отрешении священника Рудаковского от Морочского прихода, по поводу донесения к вам Минского гражданского губернатора, якобы оный священник действовал совокупно с Латинским монахом бернардином Павловским, обращавшим Униатов Слуцкого уезда в Римскую веру. Между тем, из прилагаемого у сего списка отношения викария моего Антония к Минскому губернатору, от 23 ноября истекшего года, ваше сиятельство усмотреть изволите: что помянутый священник Рудаковский сам доносчик и доказчик по делу о законопротивных и вообще слишком явно известных действиях Римского монаха Павловского; что в защиту этого монаха, а против Рудаковского, вооружилась вся господствующая в тех местах партия; что в видах этой партии действовал и производивший это дело гражданский чиновник, и что представление к вашему сиятельству Минского губернатора или через губернатора, об удалении священника Рудаковского от Морочского прихода, последовало по-видимому с тою целью, чтобы, с одной стороны, бедствием Рудаковского устранить на будущее время всякое сопротивление Униатского духовенства известным видам Римлян, а с другой, удалить до окончания дела доказчика и тем самым дать делу направление, соответственное тем же видам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Казалось бы, что духовенство начало постепенно вводить различные молитвословия, исходя из личного благочестия, а переписчики, в свою очередь, следовали собственным вкусам при их отборе для включения в манускрипты. По крайней мере, трудно нащупать логику в различных комбинациях рукописной традиции и увидеть последовательную линию развития. Мы сомневаемся даже в наличии каких-либо закономерностей. В одном и том же евхологии ЗЛАТ и ВАС могут содержать различные молитвенные формулы в то время, когда молитвы, характерные для каждой из них, уже стали стабильными. 812 В свитке Esphigmenou 34 (1306 г.), диатаксисе XV (?) в. собрания Дмитриевского, и некоторых позднейших источниках есть рубрика, указывающая священнику произнести Пс. 23, 16 («вплоть до Поднимите врата»), кадя перед процессией. Это может быть признаком распространенной практики употребления Пс. 23, 7 по достижении врат. Стихи 16 были приурочены ко входам в различных богослужениях. 813 Не мог ли подобный процесс быть основой происхождения произнесения Пс. 50 во входе? Мы видели, что последние один-два стиха из 50-го псалма обычно читаются при каждении даров после поставления на престол и покрытия аером. И некоторые источники указывают, что перед входом нужно произносить псалом только до 19-го стиха, оставляя последние два до момента каждения. 814 Однако все источники являются позднейшими, и лучше интерпретировать эту практику в свете последующих размышлений о необоснованности произнесения стихов 2021 до или после входа. 4. Трисвятое, «Свят, свят, свят», покаянные тропари и т.д. Что касается покаянных тропарей и других формул, читаемых сразу после 50-го псалма, различные позднейшие рукописи добавляют Трисвятое или санктус, Символ веры , «Отче наш», а некоторые списки даже дюжину или больше тропарей, и все это до начала Великого входа! Взгляда на аппарат издания Трембеласа литургии, или на примеры, которые мы приводим ниже, будет достаточно, чтобы показать, насколько Великий вход обременен повторяющимися молитвами, большинство из которых явно мо-нашеского происхождения. Любопытно, что многие из них вводились в монастырские списки уже после появления печатных книг. 815

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4, 813, л. 6 об.) 27 . Наряду со всеми этими мастерскими в Мстере и Холуе существовали те самые «сельские фабрики», о которых упомянул Д.А. Ровинский. В основном они выпускали дешевые «расхожие» иконы для простонародья. В последней четверти ХХ в. к ним относилась, например, холуйская мастерская А.П. Шахова. Вполне возможно, что тогда же такие иконы выпускало и заведение И.Е. Мумрикова, имевшего, по словам ВТ. Георгиевского, «одну из самых обширных и разнообразных по иконописному производству мастерских в Мстере» (Георгиевский, 1895, март, с. 195). Массовое ремесленное производство всегда диктовало узкую специализацию секторов и широкое развитие сопутствующих ремесел. Развитие этих «секторов» в суздальском иконном деле свидетельствует как о необыкновенной развитости и разветвленности структуры промысла, так и интересно приоткрывает саму эволюцию иконописного ремесла, появление в нем характерных для низовой ремесленной культуры черт и особенностей. Если в старину иконную доску часто готовил сам мастер, то иные масштабы иконного дела потребовали выделения специального промысла изготовления досок. Этим промыслом занимались целые села, Почти круглый год (исключая летние месяцы) доски делали крестьяне деревень Большие Мосты, Пестяки, Емельянова, Верхнего Ландеха и многих других. Как и везде, по большей части использовались местные породы дерева. Если в Малой Азии брали в основном орех, а в Греции – кипарис, то в средней полосе России чаще всего использовали липу, широкую употребимость которой в народном ремесле ярко описал еще Павел Алеппский (Алеппский, вып. 2, с. 127). Кипарисовые доски импортировали из Греции. Иногда – с Афона. Ольховые и осиновые доски доставляли из Гороховецкого уезда, а липовые – из Вятской губернии. Доски для фольговых икон делали также в селе Пурех Нижегородской губернии, а «оклеенные орехом или просто крашеные» киоты мя них делали в 40 селах Гороховецкого уезда Пестяковской волости (ОИКП, т. 5, СПб., 1898, с. 417). На протяжении столетий привоз досок сосредоточивался на местных ярмарках Холуя, Палеха и Мстеры.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

813  in Matth. comm. ser. n. 55 р. 874. 875; 1686 sg. Ориген приводит три толкования на это место ( Мф. 24:36 ). Одно из них относит эти слова исключительно к человеческой природе Христа и притом до её прославленного состояния (audebit autem aliquis dicere quoniam homo qui secundum Salvatorem intelligitur proficiens sapientia et aetate... proficiebat quidem super omnes scientia et sapientia, non tamen ut veniret jam quod erat perfectum priusquam propriam dispensationem impleret... Ante suam dispensationem dixit, quia nemo scit... neque Filius. Post dispensationem autem impletam nequaquam hoc dixit postquam Deus ilium superexaltavit... Nam postea et Filius cognovit scientiam a Patre suscipiens, etiam de die consummationis et hora, ut jam non solum Pater sciret de ea, sed etiam Filius). По другому более распространённому объяснению (alia expositio quae famosiorest eis quae jam tradita sunt) Христос говорит это как глава церкви по Своей тесной связи со Своим телом (ср. 1Кор. 15:28 ); смысл слов Спасителя такой: «Я не знаю этого и узнаю только тогда, когда узнают это и члены Моего тела – церкви» (donec enim ecclesia quae est corpus, nescit diem illam et horam, tamdiu nec ipse Filius dicitur scire diem illam et horam, ut tunc intelligatur scire, quando scierint et omnia membra ejus). Но Ориген выставляет ещё одно толкование, основанное на сближении этих слов Спасителя с Его ответом апостолам: «не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян. 1:7 ). Et quoniam in sua potestate tempora et momenta consummationis mundi... posuit, ideo quod nondum fuerat praedefinitum a Deo, nemo poterat scire. Unumquodque autem eorum quae praefinit, non ab inexperibili praefinit: non possibile est enim hoc. Quod autem praefinit, praefinit principium praefiniendi faciens. Si autem ita est, praefinivit quidem consummationem facere mundi, non autem et tempora et momenta praefinivit quae posuit in sua potestate, ut si voluerit ea augere, sic judicans augeat eä si autem abbreviare, abbreviet nemine cognoscente.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

1. Тебе было предсказано и о труде апостолов: Сколь прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих добро, 809 не войну и не зло. Вторит 810 и псалом: До всякой земли доходит речь их и до пределов земли голос их, 811 – а именно, несущих Закон, что пришел из Сиона, и слово Господа из Иерусалима, 812 дабы было, как написано: Все, которые далеко от Моей пραвды, приблизились к Моей правде и истине. 813 2. Когда для этого дела препоясались апостолы, разорвали ли они связи с иудейскими старейшинами, правителями и священниками – или нет? «Конечно, – говорит , – как проповедники иного бога». Напротив, Того же Самого, Писание Которого они как раз и исполняли: Удалитесь, удалитесь, – восклицает Исаия, – уйдите отсюда и не касайтесь нечистого, – т. е. хулы на Христа, – уйдите из среды их, – конечно, синагоги, – отделитесь, что несете Господни сосуды. 814 3. Ибо, как написано выше, Господь уже открыл Своей рукою Святого, 815 – т. е. силой Своей Христа, – перед язычниками, дабы увидели все язычники и края земли спасение, которое было от Бога. Так , удалившись и от самого иудаизма, заменив обязательства и бремена Закона евангельской уже свободой, осуществили сказанное в псалме: Разорвем узы их и сбросим с себя их ярмо, 816 – конечно, после того, как взволновались племена и народы замыслили тщетное; восстали цари земли и князья собрались вместе против Господа и против Христа Его. 817 4. Что потом претерпели апостолы? «Всевозможные, – говоришь, – несправедливости гонений, конечно, от людей Творца как противника того, которого они проповедовали». А как Творец, если Он был противником Христа, не только предвещает, что Его апостолам предстоит претерпеть, но и осуждает ? 5. Ведь Он не мог предвещать чреду деяний другого бога, о котором Он не имел, как вы утверждаете, представления, и не осуждал бы тο, о чем Сам позаботился: Смотрите, каким образом погибает Праведный – и никто не принимает этого к сердцу, и праведные мужи умерщвляются – и никто не обращает на это внимания; ведь лицом справедливости устранен Праведный, 818 – кто это, если не Христос? Придите, – говорят, – умертвим Праведного, ибо Он вреден нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010