864 По новому Синодальному русскому переводу: Жаль Мне народа, — говорит Он, — что уже три дня находятся при Мне — ред. 865 3 Цар 19, 7. 866 По старому Синодальному русскому переводу: пределы Магедана — ред 867 Мф 14, 15. 868 По новому Синодальному русскому переводу: Жаль Мне народа, что уже три дня находится при Мне — ред. 869 По новому Синодальному русскому переводу: народе — ред. 870 По новому Синодальному русскому переводу: Потому что уже три дня находится при Мне — ред. 871 Блаж. Иероним разумеет, что в некоторых кодексах на достает части второго стиха от слов: Когда наступает вечер… и всего третьего стиха до слов: распознавать знамений времени включительно (Прим, переводчика). 872 Блаж. Иероним разумеет, что в некоторых кодексах на достает части второго стиха от слов: Когда наступает вечер… и всего третьего стиха до слов: распознавать знамений времени включительно (Прим, переводчика). 873 По новому Синодальному русскому переводу: фарисейской и саддукейской — ред. 874 По новому Синодальному русскому переводу: на лодку — ред. 875 По новому Синодальному русскому переводу: на лодке — ред. 876 У пер.: примешана — ред. 877 Лк 3,1. — У пер.: Трахонитидской — ред. 878 По новому Синодальному русскому переводу: Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? — ред. 879 В греческом тексте стоит: Τνα με λγουσιν ο νθρωπο εναι, τν υν το νθρπου, — что значит: Кем называют люди Меня, Сына человеческого? [или: Кто, по словам людей, Я, Сын человеческий?] (Примеч. переводчика). 880 Пс 4, 3. — По новому Синодальному русскому переводу: Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? — ред. 881 Мк 6, 16. — По Синодальному переводу, использовавшемуся переводчиком: Иоанн, которого я обезглавил; сам восстал из мертвых и в нем проявляют действие силы — ред. 882 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах — ред. 883 В греческом Мф. 16, 17 читается: Ξμων βρ Ιον; а Ин 21, 15, 16, 17 читается: Ξμων Ιονα (Примеч.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

868. Гл. 44. 869. Общежитие близ Александрии, руководимое духовным наставником. Святой Иоанн Лествичник провел в этом общежитии значительное время и много говорит о нем в 4 и 5 Словах Лествицы, также в Слове к пастырю. 870. Гл. 52. 871. Гл. 65. 872. Гл. 85. 873. Гл. 88. 874. Гл. 100. 875. Гл. 103. 876. Гл. 116. 877.  …настой… обличай, запрещай, … во время и не во время (2 Тим. 4. 2). 878. Здесь под именем ангелов, начал и сил разумеются духи падшей ангельской иерархии: они именно заботятся об отлучении человека от любви Божией. 879.  …ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, …ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви (Рим. 8. 38, 39). 880. Главы 27 и 28. 881.  Любовь … не мыслит зла (1 Кор. 13. 4, 5). 882. Главы 25 и 26. 883. Гл. 31. 884. Гл. 29 и 30. 885. Гл. 34. 886.  …приготовь душу твою к искушению (Сир. 2. 1). 887.  Благодаря…, за все (Еф. 5. 20). За все благодарите (1 Сол. 5. 18). 888. 1 Кор. 10. 13. 889. Залоги страстей — впечатления и навыки страстные. 890.  Угнетен Ефрем, поражен судом (Ос. 5. 11). 891. Иер. 42. 892.  Не бойтесь царя Вавилонского, …говорит Господь, ибо Я с вами, чтобы спасать вас и избавлять от руки его (Иер. 42. 11). 893.  …если вы решительно обратите лица ваши, чтобы идти в Египет, и пойдете, чтобы жить там… и вы будете проклятием и ужасом, и поруганием и поношением, и не увидите более места сего (Иер. 42. 15, 18). 894.  …«не хотим жить на этой земле», …«мы пойдем в землю Египетскую, где войны не увидим и трубного голоса не услышим, и голодать не будем, и там будем жить» (Иер. 42. 13, 14). 895. После взятия вавилонянами Иерусалима и бегства во Египет оставшихся иудеев, Навуходоносор, царь Вавилонский, завоевал Египет и захватил бежавших туда Иудеев. Навуходоносор владел и Ассириею, а потому называется и царем Вавилонским и царем Ассирийским. 896.  …молитесь о жизни Навуходоносора (Вар. 1. 11). 897. Исполнившего страсть в самом деле мучат, после сделанного им согрешения, хотя он и раскается в нем, помыслы и мечтания соделанного им греха, мучат в продолжение значительного времени. Это можно видеть во многих жизнеописаниях святых Отцов, между прочими и в жизнеописании преподобной Марии Египетской. Иногда же восстает страсть и в таком подвижнике, который не исполнял ее делом, томит его страстными помыслами, мечтаниями и пожеланиями. Очевидно, что преподобный авва Дорофей говорит здесь о том и о другом случае вместе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

872 . Затем, вообще, когда Христос говорит о законе, то, вопреки уверениям Л. Толстого. Он всегда разумеет под ним писанный Моисеев закон, а не иной. Подробно доказывать это даже нет надобности. Сам этот писатель дал вам в руки прекрасное средство для опровержения собственной же его мысли. Он категорически утверждает, будто слово: νμος, коль скоро стоить в Евангелии без члена, обозначает собою именно Моисеев закон, а не вечный Божий закон, заложенный в человеческие души. 873 Возьмем же несколько примеров употребления в Новом Завете слова: νμοσ с членом и посмотрим, действительно ли в этом случае идет речь не о Моисеевом законе, а о каком-то другом. Однажды фарисеи собрались вместе, чтобы уловить Христа в слове. Один из них, искушая Спасителя, спросил Его: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе ν τ νμω? 874 Тут, как видим, пред словом νμοσ поставлен член. Значить, здесь должна бы речь идти вовсе не о Моисеевом законе. Но что же оказывается на самом деле? Уже из вопроса фарисеев видно, что, напротив, идет речь именно о Моисеевом законе. Ведь только в нем изложены заповеди, а не в душе человеческой. Из ответа Спасителя на вопрос фарисея еще более убеждаемся в этом. Указавши на заповеди о любви к Богу и к ближним, Христос заключил Свой ответ следующими словами: на сих двух заповедях утверждается весь закон ( νμοσ) и пророки. 875 Здесь поставлен же член пред греческим словом закон, а между тем Спаситель прямо и ясно говорит о Моисеевом законе, а не о другом каком-нибудь. Из многочисленных примеров возьмем еще один, но такой, который до очевидности же ясно опровергает мнение Л. Толстого, хотя последний и не видит этого, приводя его в подтверждение своей мысли. Так, некогда подошел к Христу один из законников и, искушая Его, спросил: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» На этот вопрос Спаситель отвечал вопросом же: «в законе (ν τ νμω) что (τ) написано (γγραπτι)? Как читаешь (πς ναγινσχεις)? Законник сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего своего, как самого себя». Спаситель заметил на это: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить». 876 Что здесь идет речь неоспоримо о писаном законе, а не о каком-либо внутреннем, это очевидно для всякого как из простановки члена пред словом: закон, так из третьей и пятой книг пророка Моисея, излагающих, между прочим, заповеди о любви к Богу и к ближним. 877

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

(875, 216) ...Ваша милость упоминали о том, что написано в Послании святого Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» [ Иак 5, 14–15 ]. Нет сомнения, что это должно понимать и принимать как относящееся к больным верным, которые могут быть помазаны святым елеем, освященным епископом. Этим елеем, освященным епископом, дозволено пользоваться не только священникам, но и всем христианам, чтобы совершать помазание для своих личных нужд либо для нужд близких. Впрочем, это дозволение кажется нам излишним: был задан вопрос, может ли епископ совершать то, что безусловно разрешено священникам. (876, 216) Так о священниках говорится потому, что епископы, занятые другими делами, не могут посетить всех больных. Но если епископ имеет такую возможность и если он считает, что кто-то заслуживает посещения, он, безусловно, может благословить его и сам совершить помазание елеем, поскольку именно он освящает елёй. Нельзя совершать помазание кающихся, поскольку оно относится к Таинствам [genus est sacramenti]. Так как если кому- то отказано в других Таинствах, как можно думать, что позволительно даровать ему такое Таинство? Булла «Exsultate Deo» папы Евгения IV (22 ноября 1439 г.) Декрет для армян 425 В отличие от первоначального применения, помазание больных в Средние века было включено в покаянный обряд для умирающих и на практике постепенно отклонилось от своего первоначального значения. Более того, обязанности, налагавшиеся на больных в случае их исцеления (воздержание, умеренность и т. д.), привели к тому, что большинство людей стало бояться его. Таким образом, оно стало помазанием прежде всего умирающих, а не обычных больных, откуда и пошло «соборование», широко распространившееся с конца XII в. Представители Восточной Церкви упрекали Рим в том, что они считали искажением веры. Флорентийский Собор представляет учение Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

а. Назорейство И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу и проч… (Ст. 1–2). Что такое было назорейство в ветхом завете? По словопроизводству с еврейского языка, название назорея означало человека особливого или отдельного; ибо назореи, не в пример прочим людям, отказывались от разных удовольствий и удобств житейских, и добровольно налагали на себя строгие подвиги благочестия, для достижения наитеснейшего соединения с Богом. Следовательно, они вполне соответствовали новозаветным инокам (инок – иной, особливый человек) подвижникам, приемлющим на себя исполнение высших советов евангельских. Различие только в том, что иноческие обеты в новом завете произносятся на всю жизнь; между тем, как обеты ветхозаветных назореев могли быть произносимы на разные сроки, свободно определявшиеся самим человеком 875 , хотя могли так же распространяться и на целую жизнь, как то видно из примеров Самуила и Самсона 876 . Отсюда открывается преимущество новозаветной добродетели пред ветхозаветной. Что же касается самих обетов назорейских, то они состояли в том во-первых, что назорей должен был воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни вина, ни уксуса из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод. Во все дни назорейства своего не должен он есть (и пить) ничего, что делается из винограда от зерен до кожи. (Ст. 3–8). Такое строгое и решительное воздержание от всего хмельного было знаком крайнего воздержания от всего страстного и нечистого. Βо-вторых, во все дни обета назорейства бритва не должна касаться головы назорея, но должно было ему растить свои волосы – как символ нравственной силы и преуспеяния во всякой добродетели. Наконец назорей, подобно великому первосвященнику, должен был беречь себя от прикосновения к мертвым телам, даже в случаях смерти самых ближайших своих родственников (отца, матери, брата и сестры), – в знак того, что он тщательно должен убегать греха, породившего смерть, и в знак своей всецелой преданности воле Божией и подчинения всех земных своих чувств религиозным идеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В новом переводе читается: Предлагается: Мат. гл. I. 11. пред переселением вавилонским. Пред переселением в Вавилон. Никто не скажет: пред переселением Московским, вместо того, чтобы сказать: пред переселением из Петербурга в Москву 869 . 20. Зачавшееся в ней. родившееся в ней. Это согласнее с подлинником и с таинством; так было в прежнем переводе; и нет нужды переменять 870 . 21. Народ свой от грехов его. людей своих от грехов их. Новый перевод неверен: потому что спасение относится не к народу в массе, но к людям порознь, что и выражено в Греческом множественным: ατν 871 . 22. Сказанное. реченное. Тут же поставлено: нарекут; почему же не поставить: реченное Господом? Это меньше тождесловит с следующим: говорит 872 . 23. Зачнет во чреве. во чреве приимет. Это согласнее с подлинником и с таинством. Пресвятая Дева не зачала безначального, а прияла во чреве 873 . 24. Сделал так, как. 11. И вошли в дом, и увидели. 13. Мать. Матерь. 14. Мать. Матерь. От ученого до безграмотного никто не скажет: Мать Божия, а всякий скажет: Матерь Божия 876 . 16. выведал он. 17. сказанное. реченное. 20. Мать. Матерь 21. Мать. Матерь 22. В Иудеи. 11. Но идущий за мною крепче меня, у которого я не достоин понести обувь; тот будет. Но идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь его; он будет. В новом переводе ход речи неправилен: и на что относительное местоимение: тот 879 12. Лопата в руке у него. солому Это верно с подлинником и с натурою вещей. Плевы на русском ничего не значит. Плева значит: перепонка 881 . 14. идешь 16. И он увидел. И увидел. Если не угодно сказать: Иоанн увидел; по крайней мере не надобно прибавлять Он, чтобы читатель волен был относить слово: видел к Иисусу или к Иоанну. Последнее вернее 883 . 17. И се глас с небес. И се глас с небес глаголющий. Для чего бояться слова: глаголющий в речи возвышенной? Не боялись же поставить: се 884 . 4. человек живет не хлебом одним, но всяким словом. не хлебом одним живет человек, но всяким словом Понятие, связывающее речь, есть хлеб: и потому должно стоять напереди 886 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Ведь он сделал двух телиц золотых, одну поставил в Вефиле, a вторую – в Дане и сказал народу: – Довольно вам ходить в Иерусалим. Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской. И отвел Израиля от следования Господу, и вынудил его согрешить Б252 грехом великим ( 3Цар. 12:28–30 ). И ходили сыны Израилевы во всех грехах Иеровоамовых, и служили и поклонялись пустому, пока не переселил/114г их Господь от лица Своего в Ассирию. Глава 70 А после Иеровоама царствовал Нават, сын его (901–900), и сделал зло перед Богом, и убит был Ваасой, процарствовав 21 год. Глава 71 А после Навата царствовал Вааса (900–877), и сделал злое пред Бога, и убит был на войне, процарствовав 24 года. Глава 72 А после Ваасы царствовал Ила, сын его (877–876), и сделал злое пред Бога, и был убит Замврием, процарствовав 2 года. Глава 73 А после Илы царствовал и сделал злое перед Богом, и сожжен был в доме воинами, процарствовав 12 лет. И178 Глава 74 После Замврия царствовал Ахав, сын его (869–850), и сделал зло перед Богом, и убит был, Б253 и умер в грехах своих, процарствовав 24 Ведь жена его [Иезавель] убила Навуфея и так виноградник его захватил. И сказал ему Илия пророк: «Так говорит Господь: За то, что убил ты и завладел землею, где псы лизали кровь Навуфееву, –/115а там будут лизать псы твою кровь», «Иезавель съедят псы перед стеной городской», «и погублю мочащегося на стену ( 3Цар. 21:19, 23:21 ) и поступающего как собака и кот, который ловит Итак, Ахав построил в Самарии города большие и укрепленные и дом весьма удивительный из слоновьих зубов. А после этого начал войну против ассирийцев, убив из них 12 тем [то есть 120 тысяч] и царя захватив, сына Адерова, которого оставил в живых и отпустил против воли Божьей. Он явно обличается Михеем пророком, говорящим: «Так говорит Господь: Ты выпустил мужа губителя из рук твоих. Душа твоя вместо души его, и народ твой вместо народа его» ( 3Цар. 20:42 )./115б И, услышав это, ушел, печальный и встревоженный ( 3Цар. 20:43 ). И на третий год снова выступил войной неразумного и изменившего (ему) царя ассирийского. Так как Михей воспрещал ему, он с яростью сказал своим приближенным: «Схватите его (и) бросьте в дом темничный, и пусть ест хлеб беды пьет воду печали, пока я не возвращусь с миром». Б254 И сказал Михей: «Если возвратишься с миром, то не говорил Господь во мне» ( 3Цар. 22:27–28 ). И вышел на брань, и поражен был стрелой между латами и грудью, и возвратился на и умер, и лизали псы кровь его на том месте,/115в по слову, которое сказал Господь ( 3Цар. 22:38 ) рукою Илии пророка. Глава 75

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава X. Христос с точки зрения иудеев, отказавшихся от закона и вступивших в число последователей Иисуса 875 Иудеи, отвергшие Иисуса, оставили свой закон, но каким образом могли отпасть от закона люди, делающие упрек другим лицам, не желающим внимать закону, и говорящие так: «Скажите вы, не желающие быть под законом, разве вы не слушаете закона 876 ? О волах ли заботится Господь, или во всяком случае о нас? Да, для нас это написано» 877 . Отказавшиеся от закона иудеи, последовавшие за Христом, не сумели еще доныне определить свое отношение к закону: одни соединили с ним нравственный и преобразовательный смысл и потому могли сделаться истинными последователями Иисуса; другие, придавая закону духовное объяснение, в то же время твердо удерживали и полученные от предков предания, некоторые же, не желая ничего знать о духовном истолковании закона и удерживая его буквальный смысл, признают Иисуса Тем, Кем провозвестили Его пророки, и соблюдают Моисеев закон согласно с отеческими преданиями. Истинное же отношение прозелитов из иудейства и эллинизма заключается в том, что они в законе Моисея усматривают двери, ведущие к учению Иисуса, и кто вступает в эти двери, тот допускается к познанию истины и глубины, проникает во внутренний смысл ветхозаветных писаний и обычаев и постигает сокровенные доселе тайны, проявленные чрез голос пророков и явление Спасителя. Христиане высоко ценят достоинство закона, показывая, какая тайная и великая мудрость содержится под покровом простых и обычных слов. И Сам Иисус Христос свидетельствовал: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, так как Моисей писал о Мне» ( Ин. 5:46 ) 878 . Предположим, что Иисус соблюдал все обычаи иудеев, не исключая и тех, какими сопровождаются у них жертвоприношения, но тогда существовало ли у них какое-нибудь препятствие, чтобы веровать в Него как Сына Божия? Иисус есть Сын того же Бога, Который даровал закон и пророков, а потому не иудеи, а христиане, являвшиеся членами Церкви, не только не нарушили закона, но, отвергая иудейские басни, исследуют таинственный смысл закона и пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Жизнь вне привычного шума может помочь многим из нас понять пустоту нашей души и пробудить желание чего-то лучшего, тоску по Небу. Она может побудить нас к молитве. Тишина в доме может оказать такой же эффект. Когда суета пропадает, «звуковые волны» Господа могут быть услышаны кем-то, возможно, впервые. Жизнь вне привычного шума может помочь многим из нас понять пустоту нашей души Одно из добрых дел, которое я вижу здесь в Финляндии, заключается в том, что некоторые миряне, по причине невозможности участия в церковных богослужениях, принялись регулярно совершать утренние и вечерние молитвы на дому, в кругу своих близких. Кризис сблизил духовно этих верующих и деятельных людей, что может лишь радовать. Я вижу таких людей и в нашем духовном центре достаточно часто, что помогло нам сплотиться в одну большую семью. Что может быть радостнее! «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», – говорит Христос (Мф. 18, 20). Такое общение нужно всем христианам – особенно сейчас, когда в мире так неспокойно. – Будет только хуже, или всё исправится, как вы считаете, профессор? – Господь попустил этот кризис по грехам человечества, одновременно призывая к покаянию и обновлению духовной жизни. Причина пандемии – в нас самих. Господь может помиловать человечество – и сделает это, видя искреннее покаяние. Святой старец Паисий особенно подчеркивал, что Господь не попускает ничего плохого, если за этим не последует еще большего блага. Поэтому и нам следует в этой ситуации сохранять светлое сознание и внутреннее спокойствие, помня слова апостола Павла: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4, 4–7). Я предлагаю не паниковать, а каяться – это очень действенное лекарство. Рейтинг: 10 Голосов: 876 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/130497.html

Здесь Двоеслов развивает мистическое толкование слов Иова, говоря о вселении Премудрости-Христа в сердца верных. Он пишет: свидетельство Иова – Бог знает путь ее, и Он ведает место ее ( Иов. 28:23 ) – «может быть понято также и в другом смысле. В отношении Ее «пути» не неуместно принять, что это реальное состояние, которое есть проникновение в человеческий ум и вселение внутрь нас. И «местом» Ее делается сердце, в котором Она пребывает. Следовательно, об этом «пути» сказано: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу ( Мф. 3:3 ), то есть: «откройте в ваших сердцах вход Премудрости для Ее прихода»... Таким образом эта Премудрость имеет «путь» и имеет «место»; «путь», посредством которого Она приходит, «место», где Она пребывает; как Она Сама говорит: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ( Ин. 14:23 ). Вот это и есть «путь», которым Она приходит, и «место», в котором Она пребывает» 874 . По святителю Григорию, именно Премудрость совершает и в мире, и в нас самих дело Спасения. Как раз посредством Премудрости Господь и «прозирает до концов земли и видит под всем небом» (см.: Иов. 28:24 ). По Двоеслову же, « " видеть» для Бога значит восстановить все, что было потеряно и упущено, под Свою благодать» 875 . Именно Премудрость Божия является Собирательницей всех спасаемых под «крыло Божие». Поясняя в нравственно-аллегорическом смысле слова Иова Он ветру полагал вес ( Иов. 28:25 ), святитель Григорий говорит о том, что действующая в сердцах верующих Божественная Премудрость, изгоняя из них их былую «ветреность», как бы придает им новую духовную «весомость», зрелость постоянства в добродетели 876 . Комментируя же речение Иова о том, что Бог Премудростью располагал воду по мере ( Иов. 28:25 ), Двоеслов высказывает мысль о том, что здесь образно ведется речь о соучаствовавшем в деле творения вселенной Духе Святом. Ведь Дух очень часто в Священном Писании обозначается как раз именованием «вода». Святитель Григорий, в частности, припоминает здесь изречение из книги Премудрости Иисуса, Сына Сирахова (и водою мудрости напоит его – Сир. 16:3 ), а также слова из Евангелия от Иоанна: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010