При создании Бог вложил в ее естество законы добродетелей, рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели 798 . Душевные тайники весьма глубоки. Но Бог, по слову Сираха, проникает бездну и сердце 799 , а также душевные очи и слух, которые «внутреннее» телесных. При озарении светом Духа Божия очи души распознают Господа, созерцают Его красоту. От этого человек уязвляется любовию к Богу и настраивается ко всем добродетелям 800 . Мудрецы века сего не могут постигнуть душевной тонкости или сказать, что такое душа. Ведение о ней и понятие точное открывается только при содействии Святого Духа 801 . Душа неутомима и легкокрыла в мысленных витаниях и может служить Богу мыслию сердца в молитве 802 . Чувства ее обучаются в различении добра и зла 803 , т. е. отличают ухищрения демонов и явления Божией помощи, вместе с тем и дарования Святого Духа 804 . Ум, сердце и воля души имеют свои характерные проявления. 1.      Ум наш есть престол Божества, и, наоборот, престол ума – Божество и Святой Дух 805 . Быстрым своим зрением ум – это око души – предусматривает козни бесов 806 . Борясь с греховными помыслами, он ищет защиты у Бога и получает ее 807 . Ему доступно пленять всякое помышление в послушание Христу 808 и быть с Господом в Его благодати 809 , если только он вникает в себя. Твердым помыслом ум в состоянии побеждать порочные стремления и пожелания и властен собирать свои помыслы к стоянию пред Богом как своего рода Церковь 810 . Добрые твердые помыслы ума подобны драгоценным камням и жемчужинам 811 . Лица, насадившие божественный закон в сердце, имеют просвещенные очи ума, которыми зрят Бога 812 . Как чистый телесный глаз всегда ясно видит солнце, так ум, очистившись совершенно, всегда видит славу света Христа и с Господом пребывает день и ночь 813 . Прозорливость и чистоту сообщает уму огонь Духа Святого и тем открывает ему зрелище в мире чудес Божиих 814 . Ум способен не только рождать или производить помыслы, но и сдерживать их, устремлять против сатанинских прилогов 815 , а также мгновенно пробегать мыслью большие пространства 816 и расширяться мысленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Замечательное явление в природе: когда посадишь растение в большой, широкий горшок или в кадку, растение сильно идет в корень: он толстеет, дает много разветвлений, и дерево худо растет вверх, дает немного и небольшие листья и цветы. А когда посажено в малый горшок, тогда корень бывает малый, а растение быстро возрастает вверх, дает хорошие листья и цветы (если растение производит цветы). Не так ли бывает с человеком? Когда он живет в просторе, изобилии и довольстве, тогда он растет в чрево свое и не возрастает духом выспрь, не приносит плодов - добрых дел, а когда живет в тесноте, в бедности, в болезнях, в напастях, в скорбях, словом, когда животная сторона его подавляется, тогда он духовно возрастает, произращает цветы добродетелей, зреет и приносит богатые плоды. Потому-то тесен путь любящих Бога. Запись 800 Мы все, без различия состояний, нищие и богатые, знатные и незнатные, образованные и необразованные - одно тело и должны любить друг друга, как себя. Едино тело есмы мнози Кор. 10, 17]. Любите друг друга [Иоаи. 15, 17], заповедал Господь. Сердце свое, крепко противящееся этим словам в действии, в обыденной жизни, в житейских столкновениях с ближними, самолюбивое, гордое, презорливое, злое, мрачное, мертвое, смутное, многострастное сердце надо распинать, презирать и волю свою отсекать и во всем следовать воле Божией. Записи 801-814 Многострастное сердце наше любит услаждение и спокойствие, не терпит горечей и скорбей и не любит, если кто нас обеспокоит чем, напр. просит сделать для него что-либо. А Господь велел отвергать этот греховный покой плоти и быть слугою всех, и Сам показал пример, ибо не знал покоя на земле при служении Своем нашему спасению. Апостолы тоже пример, особенно Апостол Павел. Запись 802 Сердце наше нередко спит на молитве; внешний человек молится, а внутренний - нет. Часто льстим мы только языком на молитве. Запись 803 Облекшись во Христа верою и причастием Св. Таин, я бываю словесен и тверд, как скала. Христос полнота для меня всех благ, а главное - сладкий, пресладкий живот и мир, превосходят всяк ум [Филип. 4, 7]. Запись 804

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1006...

Связи кафедры К. с Римом оставались прочными, это выражалось в т. ч. в обязательном получении архиепископом паллия, строгом следовании рим. обряду в богослужении и бенедиктинскому уставу в жизни монашества. До сер. IX в. регулярно проводились Соборы. На Соборе в Кловешо (747), созванном архиеп. Кутбертом (740-760), был принят ряд постановлений о церковной дисциплине, пастырском окормлении мирян и неукоснительном соблюдении рим. традиций в богослужении. Со времен кор. Эрконберта (640-664) в Кенте действовали законы, по которым запрещалось поклонение языческим идолам, под угрозой суровых наказаний предписывалось соблюдать Великий пост (Ibid. III 7). Архиеп. Берхтвальд (693-731) добился от кор. Вихтреда освобождения духовенства от податей, а также принятия законов о христ. браке, о соблюдении воскресного дня, о запрете языческих обрядов и др. (т. н. Закон Вихтреда, 695 (?)). Были основаны епископские кафедры Шерборн в Уэссексе и Селси (в 1075 кафедра перенесена в Чичестер). К кон. VIII в. относится конфликт архиепископов К. и Оффы, кор. Мерсии (757-796), который установил контроль над Юж. Британией и намеревался перенести резиденцию архиепископа в Лондон. Потерпев неудачу, король основал архиепископство с центром в Личфилде и добился паллия от папы Римского Адриана I . Суффраганами архиепископа Личфилдского стали епископы Вустера, Доммока, Лестера, Линдси, Херефорда и Элмема, но Кентерберийский архиеп. Иенберхт (765-792) объявил действия кор. Оффы неканоническими. Только после смерти Оффы архиеп. Этельхард (793-805) добился от папы Льва III пересмотра дела. Личфилд вновь стал суффраганом К., а Собор в Кловешо (803) постановил, что в Юж. Британии может быть лишь 1 архиепископская кафедра. Кентерберийский архиеп. Вульфред (805-832) вступил в спор с Кенвульфом, кор. Мерсии (796-821), предметом к-рого была юрисдикция над мон-рями (архиепископ оспаривал право мирян-донаторов контролировать монашеские общины). С этим конфликтом могло быть связано путешествие архиеп. Вульфреда в Рим (814); король предпринимал попытки низложить архиепископа или отправить его в изгнание. На Соборе в Кловешо (825) спор был решен в пользу архиепископа.

http://pravenc.ru/text/1684195.html

В качестве примера рассмотрим Надгробное слово свт. Василию Великому свт. Григория Богослова (IV век), житие свт. Иоанна Милостивого, составленное еп. Леонтием из Неополиса (VII век), житие свт. Георгия Амастридского, составленное митр. Никейским Игнатием, житие Стефана Сурожского (VII–VIII вв.), житие Николая Мирликийского ( Симеон Метафраст , X век) 803 . Начиная рассказ о подвиге святителя, византийские агиографы нередко подчеркивают их предызбранносгь к своему служению. Так, Георгий Амастридский родился после долгих и усердных молитв родителей и их обета посвятить дитя Богу 804 . О свт. Николае сообщается, что в младенчестве он постился в среду и пятницу, «следуя еще до вступления в детский возраст святому правилу и с самого начала показывая склонность к воздержанию». Этим «Бог показал, каким будет Николай, достигнув разумного возраста» 805 . Все упомянутые святители родились от «благочестивых и боголюбивых родителей» 806 . В качестве одного из достоинств святителя составители житий называют ученость и в первую очередь, конечно, обширные познания в богословии и духовную мудрость. Так, Стефан Сурожский «в науках превзошел всех своих сверстников и школьных наставников», на восемнадцатом году постиг «духовные и светские предметы» 807 . Святитель Николай «вследствие своих природных дарований и остроты ума в краткое время превзошел большинство наук» и «много потрудился для разумения Божественных догматов» 808 . И о свт. Василии Великом свт. Григорий Богослов пишет: «Кто больше Василия... просветился светом ведения, прозрел в глубины Духа, и с Богом исследовал все, что ведомо о Боге?» 809 . Наряду с ученостью в святителях восхваляется «неукоризненность жизни» 810 и аскетизм. Например, свт. Николай «предавался бдению, постам и молитвам, стремясь наблюдать бестелесную жизнь в смертном теле» 811 . Святитель Стефан Сурожский принял постриг «потому что возлюбил монашескую и подвижническую жизнь» 812 . Свт. Георгий Амастридский был «образцом подвижника» и имел «обоготворенную посредством умерщвления желаний душу» 813 . О стремлении к аскетизму свт. Иоанна Милостивого свидетельствует случай с дорогим одеялом, подаренным ему неким вельможей взамен худого 814 . Известно, что этот патриарх, чтобы стяжать память смертную, приказал изготовить для себя незаконченный гроб и каждый праздник напоминать ему о внезапности смертного часа и необходимости доделать гроб 815 . Святители Василий Великий и Григорий Богослов в Афинах знали только две дороги – в храм и «к наставникам наук внешних» 816 . Святитель Николай Мирликийский «сторонился неподходящих сборищ и бесед, уклонялся вступать в разговор с женщинами и даже не смотрел на них, заботясь лишь об истинно разумном» 817 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

799. См. выше, стр. 128. 800. Собор Сарагосской (Caesarang.) 280 г. Пр. 3. Ammianus Marcel, XXI, 2. Ruinart, Acta mart., passio Philippi Heracleensis c. 2, p. 440. Kellner Heortologie, 115. 801. Августин. Слово 202 гл. 2. 802. Cod. Theodos. II, 8, 20, 25. v, 2. Cod. Justin. III, 12, 6. 803. Апостольские Постановления V, 3. VIII, 33. 804. Seldenius, De Synedriis III, 14. Kellner, Heortol. 112. 805. Так и у Ипполита Римского. Слово на Богоявление. 806. Августин. Слова 199–204. Тоже Фульгенций, еп. Руспенский в Сев. Африке (VI b.). На Западе с праздником издавна соединялось и воспоминание о чуде в Кане, как показывает нынешнее богослужение в Римской Церкви 6 января, а по местам и воспоминание о чудесном насыщении 5000 и даже о воскрешении Лазаря (Kellner, Heortologie, 113). 807. Епифаний Кипрский. Против ер. 51. 16–27. Изложение веры, 21 и см. ниже. 808. Паломн. § 25. 809. Паломн. § 26. 39. 810. Паломн. § 26. 811. Епифаний Кипрский. Прот. ер. 51. 16. 24. 812. Кассиан. Собеседов. X, 2. 813. Василий Великий Сл. 25, на св. Рождество. Migne, Patrol. s. gr. 31 col. 1473. 814. Григорий Богослов. Слово на светы. 38. Migne, Patrol. s. gr. t. 46, col. 579. 815. Comberfis F. Historia heresis monophelitarum. Par. 1648, p. 306. 816. Последнее и самое полное издание в Monumenta German. Historiae, Auctores antiquissimi t. IX, vol. 1 fasc. 1. Berol. 1891. Важнейшие отделы сборника: Natales (дни рождения) Caesarum, Fasti consulares (присутственные дни) на 354 г., Пасхалия 312–358 г., продолженная позднейшею рукою до 410 г., список римских префектоа до 354 г., Depositio episcoporum — дни смерти римских епископов 255– 352 г., Depositio martyrum — дни погребения римских мучеников, календарь языческих праздников, написанный и художественно отделанный Фурием Дионисием Филокалом (по катакомбным надписям — каллиграфом папы Дамаса). Сборник снабженный и многими иллюстрациями (портретами цезарей видами городов) составлял должно быть справочник для сановника; сохранился в рукописи VII–VIII вв. Kellner, Heortologie, 92.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

800 ...еже въ царствующихъ градх... и Великомъ Новград... – Автор вновь напоминает о чудесном спасении городов и победах над врагами благодаря заступничеству святых икон Богородицы – Влахернской, Владимирской (спасение Москвы от нашествия Едигея в 1395 г.), Новгородской Знамение (победа над суздальцами в 1170 г.). 801 Якоже древле царя Давида по сочтении Иизраиля язвою смертною... – В наказание за перепись, проведенную Давидом, Бог насылает на израильтян смертную язву. Рассказ об этом см.: 2 Цар., 24. 802 ...якоже Ахава при Илии пророце... – Пророк Илия обличал израильского царя Ахава за то, что тот начал поклоняться идолам (Ваалу), и предрек засуху, посланную Богом на земли Ахава, которая длилась три года. См.: 3Цар. 16, 29–34; 17, 1–24; 18, 1–46 . 803 ...во царьствующемъ Констянтин граде при Устиян... – Во времена византийского императора Юстиниана I (482 или 483–565) было много стихийных бедствий: чума в 542 и 558 гг., землетрясение в 554 и 557 гг., голод в 556 г. 808 ...башня кругла каменна с церковию святаго Николы чюдотворца равна... над враты... верхъ острой. – Башня и Никольская церковь – единое сооружение, они имеют общую стену (северная стена церкви замыкает собою стены башни) и кровлю. Нижний ярус Никольской башни и цоколь церкви образуют сводчатый проезд, который был перегорожен воротами, так что Никольская церковь стоит «над вратами». Кровля храма имела, вероятно, пощипцовое покрытие. 809 ...а врата въежжие трои з башнями. – Монастырь имел три входа: в Никольской и Изборской башнях, третий вход был расположен рядом с башней Нижних решеток («на ручью»). 814 ...очепных и за языкы. – Очепный колокол – колокол, в который звонили, раскачивая его; сам колокол был прикреплен на брусе (очепе), который и приводили в движение. В колокол «за языки» звонили, раскачивая язык. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 13: XVI век. – 2005. - 858, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

795. Игнатий Брянчанинов. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. С. 215 (Здесь и далее цит. по: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Том пер–вый: Аскетические опыты. Изд. 3–е. СПб., 1905). 796. Там же. С. 217. 797. Тамже.. С. 260. 798. Игнатий Брянчанинов. Слово о молитве Иисусовой. С. 239 (Здесь и далее цит. по: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Том второй: Аскетические опыты. Изд. 2–е. СПб., 1886). 799. Там же. С. 251. 800. Там же. С. 310. 801. Пс. 71:8, 11,14—17,19. 802. Игнатий Брянчанинов, Слово о молитве Иисусовой. С. 239—240. 803. Пс. 28:2. 804. Игнатий Брянчанинов. Слово о молитве Иисусовой. С. 241. Ср.: Пс. 9:11. 805. Пс. 142:11. 806. Пс. 79:19. 807. Пс. 102:1. 808. Игнатий Брянчанинов. Слово о молитве Иисусовой. С. 242—244. 809. Мр. 16:17. 810. Мф. 14:33. 811. Игнатий Брянчанинов. Слово о молитве Иисусовой. С. 245—250. 812. Там же. С. 270. 813. Там же. С. 310—312. 814. Игнатий Брянчанинов. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. С. 274. 815. Хорошо известно печатное выступление Феофана Затворника против мнения Игнатия Брянчанинова о телесности ангелов. 816. Умное делание. О молитве Иисусовой (Сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей). Издание Ново–Валаамского монастыря. Сортавала, 1936. С. 45. 817. Там же. С. 15. 818. Там же. С. 16. 819. Там же. С. 45. 820. Там же. С. 16. 821. Там же. С. 33. 822. Там же. С. 38. 823. Ин. 14:6. 824. Там же. С. 57. 825. Там же. С. 15—16. 826. Там же. С. 16. 827. Тамже. С. 31. 828. Там же. С. 185. 829. Там же. С. 185. 830. Там же. С. 193—194. 831. Там же. С. 31. 832. Там же. С. 32. 833. Там же. С. 73. 834. Там же. С. 109. 835. Там же. С. 97. 836. Там же. С. 38. 837. Там же. С. 125—126. 838. Там же. С. 58. 839. Там же. 840. Там же. 841. Там же. 842. Там же. С. 58—59. 843. Там же. С. 34. 844. Там же. С. 32. 845. Там же. С. 112—113. 846. Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. С. 400. 847. Василий (Гролимунд), иеромонах. Послесловие к кн.: Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Пятое издание, дополненное. Париж, 1989. С. 299. Подробные сведения об авторстве «Откровенных рассказов» и о различных редакциях книги см. в: Пентковский А. От «искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника». — Символ 27. Париж, 1992. С. 137— 166. См. также: Пентковский А. Кто же составил Оптинскую редакцию рассказов странника? — Символ 32. Париж, 1994. С. 259—278. Первоначальный вариант книги: Михаил (Козлов), архимандрит. Рассказ странника, искателя молитвы. — Символ 27. Париж, 1992. С. 7—135.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

С распадом Римской империи Месембрия попала в состав Византии и с 330 г. снова сделалась центром религиозной и культурной жизни. В V-VI вв. были заложены стоящая поныне крепостная стена, первые трехнефные базилики - «Старая митрополия», Св. Софии. В 681 г. на Балканском полуострове возникло новое государство протоболгар и славян. Один из его первых правителей хан Крум (803-814) овладел городом – с тех пор (812 г.) город называется Несебр. Часто упоминается византийскими историками как город ссылки высших опальных духовных и светских чинов. Наибольшего расцвета город достиг в период Второго Болгарского Царства при царе Иване Александре (1331-1371). В этот период здесь производилась чеканка серебряных монет, было отстроено более сорока церквей – св. Феодора, св. Параскевы, св. Архангелов, Христа Пантократора, св. Ивана Алитурга и др. В 1336 г. город был взят крестоносцами Амадея VI Савойского, в 1453 г. – османскими турками. Только к XVIII в. Несебр стал выправлятся – тогда был сформирован архитектурный вид нынешнего приморского города с двухэтажными деревянными домами, балконами, эркерами, множеством окон, увитыми виноградной лозой террасами, огромными розовыми кустами, миндальными деревьями и смоквами во дворах. Отсюда мои коллеги уехали в Турцию, а я вернулась в Софию. Поздно захожу в темный подъезд своей многоэтажки, поднимаюсь на лифте и в коридоре вижу, что из -под двери выбивается свет. Открывает молодой человек. - «Ты кто?» - «Я-Ангел». Да, забавные эти южно-славянские имена —Здравко, Вишня, Ангел, Румян… 8 мая – 17 мая. София. Ребята уехали в Турцию, а я осталась изучать греческие рукописи в Софии. Одна из самых жутких страниц болгарской летописи — лето 1014 г., когда после разгрома болгарского войска у Беласицы св. византийский император Василий II, прозванный за это Болгаробойцей, приказал ослепить 15 тысяч пленных болгар, оставив на каждую сотню слепцов по ослепленному на один глаз поводырю и так привел их к инициировавшему войну царю Самуилу (976-1014), который не выдержав зрелища, скончался.

http://pravoslavie.ru/39688.html

И не предай же достояниа твоего в руце скверным сим кровопийцам!» Врази же святыя Троица делом своим коварствено промышляюще о градоемстве 803 и беспрестанно стреляюще изо многих пушек и пищалей. Во время же псалмопениа вназапу ядро удари в большой колокол, и сплыв в олтарное окно святыя Троица, и проби в деисусе у образа архистратига Михаила деку подле праваго крыла. 804 И ударися то ядро по столпу сколзь от левого крылоса и сплы в стену, отшибесе в насвещник пред образом святыя живоначальныя Троица и наязви 805 свещник, и отразися в левой крылос и развалися. В той же час иное ядро прорази железныя двери с полуденный страны 806 у церкви живоначалныя Троица и проби деку местнаго образа великаго чюдотворца Николы выше левого плеча подле венца; за иконою же ядро не объявися. Тогда убо в церкви святыя Троица нападе страх велик на вся предстоящаа люди, и вси колеблющеся. И полиан бысть мост 807 церковной слезами, и пению медлящу от множества плача. О ВЫЛАСКЕ И О ОБРЕТЕНИИ ПОДКОПОВ И О ЗАРУШЕНИИ ИХ В то же время от Святых ворот голова Иван Внуков с товарыщи и со всеми людми прииде против подкопов на литовских людей, возвавше той же ясак, збивше литву и казаков под гору на Нижней монастырь 814 и за мелницу. А Иван Есипов с товарыщи своим полком бьющеся с литвою по Московской дороге по плотине Краснаго пруда до Волкуши горы; старцы же Сергиева монастыря ходяще в полках, бьющеся с литвою и укрепляюще люди не ослабляти в делех. И тако вси охрабришяся и бьяхуся крепко, глаголюще друг другу: «Умрем, братие, за веру христианскую!» И благодатию божиею тогда обретошя устие подкопа. Въскочьше же тогда в глубину подкопа ради творимаго промысла крестьяне клемянтиевские Никон, зовомый Шилов, да Слота; и егда же зажгошя в подкопе зелие с калы и смолу, заткавше устие подкопа, и взорва подкоп. Слота же и Никон ту же в подкопе згорешя. Градстии же людие приступающе крепко к Волкуше горе к наряду литовскому; они же стреляюще из-за туров. Тогда же ранили голову Ивана Есипова и троицких людей прогнали до Нижняго монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

В сигиллии от 1092 г., данном сицилийскому монастырю св. Марии De Mili, он прямо заявил, что считает делом справедливым и разумным восстанавливать разрушенные врагами и временем монастыри, наполнять их монахами и тем прославлять имя Божье. 802 И действительно, очень многие монастыри обязаны ему реставрацией или постройкой как в Сицилии, так и на материке. В 1080–1083 гг. он построил в Сицилии, в городе Троине, два новых монастыря – во имя пророка Илии и архангела Михаила и обогатил их недвижимыми имениями, 803 а в 1084 – монастырь св. Ангела в долине Деманской, сделав его самостоятельным и независимым. 804 К 1087 г. относится основание Роджером монастыря св. Марии на реке Миле близ Мессаны; он подарил ему через пять лет соседние горы, долины, поля, сады и дал право независимости от церковной власти острова. 805 В 1090 году Роджер основал монастырь св. Филиппа в Деманской долине, названный потом de Fragala, а в 1093 – монастырь свв. Петра и Павла de Itala к югу от Мессаны, наделив и его недвижимыми имениями; игуменом в последнем монастыре он сделал благочестивого монаха Герасима, который прекрасно благоустроил его с внутренней стороны. 806 В 1098 г., после победы над сарацинами, он воздвиг новый монастырь – св. великомученика Георгия в Триокале, 807 в следующем – св. Николая в местечке Фике (de Fico), 808 а в 1100 г. – монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Mandanichii в Мессанской области. 809 В год смерти (1101) Роджер был занят восстановлением монастыря во имя Богоматери в селении Гала (de Gala), но умер, не докончив дела; оно завершено было его вдовой Комитиссой Аделаидой в 1105 г. 810 Кроме того, Роджером I были основаны: монастырь св. Филиппа в Луции (de s. Lucia) в Сицилии 811 и несколько монастырей в городе Панорме, 812 а также восстановлен монастырь св. Панкратия близ Филадельфа. 813 На материке Роджер построил следующие монастыри: св. Николая Греческого ( τν Γραικν) близ Бари, 814 св. Николая в Мариоте в Калабрии, св. Григория Чудотворца в Сталетти, 815 во имя Богоматери на территории Сквилляче, 816 св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010