Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАСХАЗИЙ РАДБЕРТ [лат. Paschasius Radbertus] († между 856 и 865, аббатство Корби), св. Римско-католической Церкви (пам. 26 апр.), аббат мон-ря Корби , католич. богослов, экзегет, автор 1-го на лат. языке трактата о таинстве Евхаристии . Жизнь Хронология жизни П. Р. устанавливается приблизительно. Считается, что он род. в Суасоне между 785 и 795 гг. (как правило, указывают среднюю дату - ок. 790). Вероятно, он рано осиротел или был брошен (expositus) родителями, а потому отдан на воспитание в женский мон-рь Пресв. Девы Марии в Суасоне (Нотр-Дам-де-Суасон) ( Engelmodus. Ad Radbertum abbatem. 69-71//MGH. АА. Poet. T. 3. P. 64). Нек-рые исследователи полагают, что П. Р. был облатом и попал в эту обитель из-за тесной связи аббатства с королевской семьей (аббатиса Гизела (ок. 780-810) была дочерью франк. кор. Пипина Короткого (751-768) и сестрой франк. кор. Карла Великого (768-814; император с 800)), что открывало П. Р. возможности для дальнейшей карьеры. Вспоминая о том, как он был пострижен в мон-ре, П. Р. писал, что он был тогда еще «ребеночком» (puerulus), а при совершении чина присутствовали монахини из аббатства Пресв. Девы Марии, что, возможно, указывает на принятие им тонзуры в Суасоне ( Paschas. Radb. Expositio in Psalmum 44. III 53-57/Ed. B. Paulus. Turnhout, 1991. P. 74. (CCCM; 94)). П. Р. находился в этом мон-ре до 803/4 г., когда имп. Карл Великий запретил воспитание мальчиков при жен. обителях (Capitula ecclesiastica ad Salz data. 7//MGH. Leg. Capit. T. 1. P. 119). После этого нек-рое время П. Р. жил в миру (exulatus longdiu in saeculo), вероятно, при имп. дворе в Ахене , поскольку был хорошо осведомлен о жизни в этот период Валы († 836), буд. аббата Корби. Ок. 812 г. П. Р. стал монахом аббатства Корби. Некоторые исследователи указывают 814 г. как дату его поступления в Корби, но это представляется сомнительным, поскольку после прихода к власти имп. Людовика Благочестивого (814-840) аббат Адальхард I († 826), учитель П. Р., был отправлен в ссылку. Однако поскольку в 814 г. Вала, тоже входивший в состав ближайшего окружения имп. Карла Великого, был насильно пострижен и стал препозитом в аббатстве Корби, он мог привести с собой из Ахена и П. Р.

http://pravenc.ru/text/2579153.html

Во время совместного правления имп. Ирины и ее сына Константина VI (780-790) Е., по сведениям Жития, участвовал в посольстве к багдадскому халифу, где проявил себя способным дипломатом. Др. источниками это посольство не засвидетельствовано, и сама его возможность представляется маловероятной. Во время правления имп. Никифора I (802-811), возможно в кон. 803 - нач. 804 г., Е. вместе с др. малоазийскими иерархами - буд. исповедниками Евдоксием, еп. Аморийским, и сщмч. Феофилактом , еп. Никомидийским, был сослан на о-в Пантеллерия (между Сицилией и Тунисом) по обвинению в поддержке восстания Вардана Турка (авг.-сент. 803). Житие, однако, сообщает, что настоящей причиной было то, что Е. постриг в монахини девушку, на к-рую имел виды император. Вряд ли эта информация достоверна. По настоянию патриарха Тарасия, к-рый противился низложению одного из своих самых верных соратников, Е. был возвращен из ссылки, но на кафедре не восстановлен. Ее занял свт. Иоанн , впосл. также исповедник. Имп. Михаил I якобы неоднократно обещал вернуть E., к-рый жил на покое в феме Опсикий, его кафедру, но выполнить обещание не успел. На рождественской имп. аудиенции 814 г. присутствовали Е., патриарх Никифор I (806-815) и др. иерархи, к-рые вместе выступили против намерений имп. Льва V (813-820) устроить диспут между сторонниками и противниками почитания икон. Факт приглашения лишенного кафедры епископа на столь представительное собрание говорит о высоком авторитете Е. До этого главные сторонники иконоборчества Иоанн Грамматик (впосл. патриарх К-польский Иоанн VII ) и Антоний, митр. Силейский (впосл. патриарх К-польский Антоний I Кассимата ), более 2 месяцев безуспешно пытались уговорить Е. как притесненного прежними властями принять их сторону, обещая ему Патриаршество. После возобновления иконоборчества в 815 г. Е. был сослан на о-в Фасос (в нек-рых источниках ошибочно - Асос). В нач. 821 г. имп. Михаил II освободил всех ссыльных, и Е. вновь участвовал в дворцовой аудиенции, где в резкой форме отверг попытку компромисса между иконопочитателями и иконоборцами, предложенную императором. За это Михаил приказал сослать его, но тут же вернул. При имп. Феофиле (829-842) Е. арестовали под неким неясным предлогом: согласно Житию, обвинение заключалось в том, что Е. и св. Иосифа, еп. Фессалоникийского, регулярно посещали высокопоставленные сановники. Е. допрашивали, избивали и наконец сослали на о-в Св. Андрея у мыса Акрит в Вифинии (в нек-рых источниках ошибочно - о-в Крит), где в это время находился в ссылке св. Мефодий, буд. патриарх К-польский (843-847). Согласно Житию святых Давида, Симеона и Георгия (Сар. 22), допрос Е. неким Космой сопровождался настолько жестокими пытками и избиениями, что Е. умер 8 дней спустя.

http://pravenc.ru/text/187665.html

John Anthony McGuckin Bulgaria, Patriarchal Orthodox Church of STAMENKA E. ANTONOVA The Bulgarian state was established in 681 CE by Khan Asparuch (681–700) on the territory of the Roman imperial provinces of Thrace and Illyria to the south of the Danube river. Khan Asparuch was the leader of the Bulgars, who were Turanian nomads originating from Central Asia, who first led his people across the Danube into territory of the Roman Empire, and then established a long line of successors. In addition to the Bulgars, who possessed warlike tendencies and initiated later expe­ditions and territorial expansions, there were also Slavs who had been gradually immigrating and settling in the same region from the beginning of the 6th century. In spite of the fact that the Slavs were more numerous than the Bulgars, the latter gained hegemony due to their more aggres­sive policies. In 681 the Byzantine Empire was compelled to negotiate a peace treaty with Khan Asparuch and to legitimize the claims to power and territory by the immi­grant population. In spite of the fact that a peace treaty was made, however, the Bulgars continued to pose a challenge to Byzantine authority. In 811 Khan Krum (803–14) defeated and killed the Byzantine Emperor Nicephorus I (802–11), after an unsuccessful attempt on the part of the emperor to vanquish the new state. In 813 Khan Krum defeated Emperor Michael I, in addition to sacking the city of Adrianople and advancing as far as the walls of the city of Constantinople. After the sudden death of Kahn Krum, his successors Khan Omurtag (814–31) and Khan Malamir (831–52) agreed terms with the Byzantine Empire, and stopped the expansion of the Bulgar state to the east, turning instead to Macedonia and territories westward. Although there were pockets of Christians in the new Bulgar state from its inception, they were not only marginal in number but were also suspected by the political leaders as having allegiance to the emperor at Constantinople. In addition to the local Christians (who were indeed under the influence of Byzantine Christian civilization at the time), the Bulgars and the Slavs followed ancestral religious practices and worshipped the sky-god Tengri. Most of the hostile attitude toward Christianity in this era was primarily due to the Bulgars’ fear of Byzantine imperialism and the possibility of strengthening Byzantine influence among the more numerous Slavs. As a result, when Khan Omurtag’s son Enravotas converted to Christianity, he was executed publicly along with others in 833. In order to protect the political and religious integrity of the Bulgar state, Khan Omurtag also formed an alliance with the Frankish Kingdom against Byzantium.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОМУРТАГ правитель Болгарии (814/5-831), сын хана Крума (803-814). Пришел к власти после внезапной смерти отца (13 апр. 814) и ожесточенной борьбы, приняв титул «канасюбиги» (благословенный правитель). В высеченных на греческом языке надписях именовался правителем от Бога (κ Θεο ρχον), согласно визант. титулатуре. Сохранился один из 2 известных золотых медальонов с изображением О. в одеянии, подобном облачению к-польского василевса, с крестом в руках и в увенчанной крестом короне, также имитирующем изображения императоров на визант. монетах нач. IX в. Нек-рые надписи, выполненные от имени О. на греч. языке, начинаются с крестного знамения и включают датировку годами не только от Сотворения мира, но и «от явления Бога истинного» ( Бешевлиев. 1979. С. 167. 43). В одной из надписей О. обращается к Богу с просьбой даровать ему победу над императором, дабы «попирать его ногами… пока сияет Солнце» (Там же. С. 201. 57). Сохранились сведения о жертвоприношениях О. языческому верховному божеству (возможно, Тангре), совершённых в честь заключения мира с Византией. В резиденции О. в Плиске обнаружены остатки монументального языческого храма. После вступления на престол О. потерпел поражение от визант. имп. Льва V под Месемврией (совр. Несебыр) и прекратил многолетнюю войну с Византией, заключив в 816 г. мир на 30 лет. Многочисленные пленные, в т. ч., по преданию, и малолетний буд. визант. имп. Василий I, были освобождены, но значительная часть осталась в Болгарии. В визант. «Синаксарии» IX в. О. (Муртагону) приписывается мученическая казнь многочисленных пленных, к-рые отказались отречься от Христа, в т. ч. архиеп. Адрианополя Мануила, епископов Девельтского Георгия и Никеи Фракийской Льва, а также Петра (без указания кафедры), память к-рых празднуется 22 и 23 янв. (см. в ст. Мануил , Георгий , Петр , Леонтий , Сионий , Гавриил , Иоанн , Леонт , Парод и другие 377 мучеников ). Сказание было переведено на слав.

http://pravenc.ru/text/2578409.html

Архив Пн Представители Русской Православной Церкви и Департамента образования г. Москвы обсудят введение курса ОРКСЭ в школах 4 марта 2013 г. 12:55 5 марта 2013 года в Департаменте образования г. Москвы состоится совместное совещание Синодального отдела религиозного образования и катехизации и Департамента образования, посвященное вопросам введения курса ОРКСЭ в школах г. Москвы. На совещании будут обсуждаться вопросы подготовки и аттестации педагогов, обеспечения свободы выбора предмета по религиозной культуре, расширения преподавания предметной области ОРКСЭ по ступеням и годам общеобразовательной школы. Со стороны Русской Православной Церкви в мероприятии примут участие председатель Отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , управляющие викариатствами столицы и сотрудники викариатств, а также ответственные за преподавания «Основ православной культуры». Также будут участвовать руководитель Департамента образования г. Москвы И.И. Калина, руководители окружных управлений образования и ответственные за преподавание ОРКСЭ в Департаменте и административных округах. По результатам совещания планируется выработать практические рекомендации по взаимодействию светских и церковных образовательных структур в Москве для обеспечения качественного преподавания предмета «Основы православной культуры». Данное совместное совещание является подготовительным мероприятием к Общегородской конференции преподавателей «Основ православной культуры», проведение которой планируется 16 апреля 2013 года в Храме Христа Спасителя. Начало в 17.00. Аккредитация по телефону: 8 (495) 623-04-21, 8 (916) 803-09-38. Синодальный информационный отдел /Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892).

http://patriarchia.ru/db/text/2826542.ht...

As a result of the successful reigns of Khan (or Kanas) Krum (r. 803-814 AD), Khan (Kanas) Omurtag (r. 814-831 AD), Khan (Kanas) Malamir (r. 831-836), and Khan (Kanas) Presian (r. 836-852 AD), by the middle of the 9th century the First Bulgarian Empire had become a huge empire spanning from theBlack Sea in the east to the Adriatic Sea in the west, and from the Northern Carpathian Mountains in the north to the Aegean Sea in the south, including the entire or part of the territory of modern-dayBulgaria, Romania, Serbia, Greece, Turkey, Albania, Macedonia, Hungary, Moldova, and Ukraine.However, the major peoples inhabiting the Bulgarian Empire – the Ancient Bulgars (whose religion is known as tengriism) and the Slavs as well as the local Thracian population and others – worshipped different gods according to their own religions and mythologies. This was true even though there were entire areas in the then Bulgarian Empire which had been Christianized in earlier periods, and even though the first Khans from the House of Dulo are believed to have been Christians who werebaptized by the imperial court of the Eastern Roman Empire, i.e. Byzantium: Khan (Kanas) Kubrat (r. ca. 630-ca.660) who founded the so called Old Great Bulgaria in 632 AD on the territory of much ofmodern-day Ukraine and Southwest Russia; Khan (Kanas) Asparuh (r. ca. 680-700) who expanded the state to the southwest technically creating modern-day Danube Bulgaria around 680 AD; and Khan (Kanas) Tervel (r. 700-718/721) who saved Europe from an Arab invasion during the siege of Constantinople in 717 AD. This led Khan Boris I to decide to unite the different ethnicities in the First Bulgarian Empire with a new common religion, and to pick Christianity (even though the adoption of Islam and Judaism were also offered to him by foreign emissaries) because Bulgaria was then the only still pagan major European power, and he wanted Bulgaria to be treated as an equal by the Byzantine Empire in the east and the successors of the Frankish Empire in the west.

http://pravoslavie.ru/82610.html

The Urvich Treasure is dated to the 14th-17th century AD, and consists of silver and gold-coated wreathes, belt decorations, and head decorations used by the late medieval Bulgarian nobility for wedding rituals as well as two rings, a bracelet, and different necklace decorations. Sofia Municipality has made it clear it is working on making Urvich part of a large-scale route forcultural tourism including a high number of archaeological and historical sites around the Bulgarian capital. Background Infonotes: The fortress of Urvich is located some 20 km southeast of Bulgaria’s capital Sofia. The medieval fortress there was built in the 9th-10th century by the First Bulgarian Empire, possibly as early as the reign of Khan (or kanas) Krum (r. 803-814 AD) who first conquered Sofia for Bulgaria in 805 AD, and was lated developed during the reign of Tsar Ivan Asen II (r. 1218-1241 AD). It was first excavated in 1969 by Prof. Dimitar Ovcharov, father of Prof. Nikolay Ovcharov. Prof. Nikolay Ovcharov has resumed the excavations there in recent years. The Urvich archaeological site bears marks from different time periods – from the Roman Empire in the late Antiquity, Byzantium, the First Bulgarian Empire (680-1018 AD) and the Second Bulgarian Empire (1185-1396 AD) to the Ottoman Empire. In Bulgarian culture and national memory it is mostly known as a site of heroic resistance against the Ottoman Turkish invaders in the second half of the 14th century by some of the last state leaders of medieval Bulgaria, defending the strategically vital city of Sredets (today’s Sofia). As the Second Bulgarian Empire was being conquered by the Ottoman Empire in the late 14th century (Sofia was conquered in 1385 AD), the Urvich fortress was set on fire but was later rebuilt and used by the Ottoman Turkish invaders; the local monastery was also restored. The archaeological excavations at Urvich have unearthed murals from the St. Iliya (St. Elijah) Church and St. Iliya Monastery, and some of the frescoes have been shown to the public. It has also been emphasized that there is information about the monastery at Urvich in the first History of Bulgaria, the Slavic-Bulgarian History, compiled by the Bulgarian monk Paisiy Hilendarski in 1762 AD, which was the book that essentially laid the foundations of the modern-day Bulgarian nation leading to the so called period of Bulgarian National Revival (late 18th-19th century). There is evidence that the St. Iliya Church at the Urvich Monastery was restored in the 15-17th century.

http://pravoslavie.ru/87015.html

В качестве примера рассмотрим Надгробное слово свт. Василию Великому свт. Григория Богослова (IV век), житие свт. Иоанна Милостивого, составленное еп. Леонтием из Неополиса (VII век), житие свт. Георгия Амастридского, составленное митр. Никейским Игнатием, житие Стефана Сурожского (VII–VIII вв.), житие Николая Мирликийского ( Симеон Метафраст , X век) 803 . Начиная рассказ о подвиге святителя, византийские агиографы нередко подчеркивают их предызбранносгь к своему служению. Так, Георгий Амастридский родился после долгих и усердных молитв родителей и их обета посвятить дитя Богу 804 . О свт. Николае сообщается, что в младенчестве он постился в среду и пятницу, «следуя еще до вступления в детский возраст святому правилу и с самого начала показывая склонность к воздержанию». Этим «Бог показал, каким будет Николай, достигнув разумного возраста» 805 . Все упомянутые святители родились от «благочестивых и боголюбивых родителей» 806 . В качестве одного из достоинств святителя составители житий называют ученость и в первую очередь, конечно, обширные познания в богословии и духовную мудрость. Так, Стефан Сурожский «в науках превзошел всех своих сверстников и школьных наставников», на восемнадцатом году постиг «духовные и светские предметы» 807 . Святитель Николай «вследствие своих природных дарований и остроты ума в краткое время превзошел большинство наук» и «много потрудился для разумения Божественных догматов» 808 . И о свт. Василии Великом свт. Григорий Богослов пишет: «Кто больше Василия... просветился светом ведения, прозрел в глубины Духа, и с Богом исследовал все, что ведомо о Боге?» 809 . Наряду с ученостью в святителях восхваляется «неукоризненность жизни» 810 и аскетизм. Например, свт. Николай «предавался бдению, постам и молитвам, стремясь наблюдать бестелесную жизнь в смертном теле» 811 . Святитель Стефан Сурожский принял постриг «потому что возлюбил монашескую и подвижническую жизнь» 812 . Свт. Георгий Амастридский был «образцом подвижника» и имел «обоготворенную посредством умерщвления желаний душу» 813 . О стремлении к аскетизму свт. Иоанна Милостивого свидетельствует случай с дорогим одеялом, подаренным ему неким вельможей взамен худого 814 . Известно, что этот патриарх, чтобы стяжать память смертную, приказал изготовить для себя незаконченный гроб и каждый праздник напоминать ему о внезапности смертного часа и необходимости доделать гроб 815 . Святители Василий Великий и Григорий Богослов в Афинах знали только две дороги – в храм и «к наставникам наук внешних» 816 . Святитель Николай Мирликийский «сторонился неподходящих сборищ и бесед, уклонялся вступать в разговор с женщинами и даже не смотрел на них, заботясь лишь об истинно разумном» 817 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

As a result of the successful reigns of Khan (or Kanas) Krum (r. 803-814 AD), Khan (Kanas) Omurtag (r. 814-831 AD), Khan (Kanas) Malamir (r. 831-836), and Khan (Kanas) Presian (r. 836-852 AD), by the middle of the 9th century the First Bulgarian Empire had become a huge empire spanning from the Black Sea in the east to the Adriatic Sea in the west, and from the Northern Carpathian Mountains in the north to the Aegean Sea in the south, including the entire or part of the territory of modern-day Bulgaria, Romania, Serbia, Greece, Turkey, Albania, Macedonia, Hungary, Moldova, and Ukraine. However, the major peoples inhabiting the Bulgarian Empire – the Ancient Bulgars (whose religion is known as tengriism) and the Slavs as well as the local Thracian population and others – worshipped different gods according to their own religions and mythologies. This was true even though there were entire areas in the then Bulgarian Empire which had been Christianized in earlier periods, and even though the first Khans from the House of Dulo are believed to have been Christians who were baptized by the imperial court of the Eastern Roman Empire, i.e. Byzantium: Khan (Kanas) Kubrat (r. ca. 630-ca.660) who founded the so called Old Great Bulgaria in 632 AD on the territory of much of modern-day Ukraine and Southwest Russia; Khan (Kanas) Asparuh (r. ca. 680-700) who expanded the state to the southwest technically creating modern-day Danube Bulgaria around 680 AD; and Khan (Kanas) Tervel (r. 700-718/721) who saved Europe from an Arab invasion during the siege of Constantinople in 717 AD. This led Khan Boris I to decide to unite the different ethnicities in the First Bulgarian Empire with a new common religion, and to pick Christianity (even though the adoption of Islam and Judaism were also offered to him by foreign emissaries) because Bulgaria was then the only still pagan major European power, and he wanted Bulgaria to be treated as an equal by the Byzantine Empire in the east and the successors of the Frankish Empire in the west.

http://pravoslavie.ru/88785.html

Кванно Иоанн – 252 Кванно Марфа – 760, 833 Кванно Пантелеймон – 280, 635, 760 Кейкоо – 446 Кельин – 216 Кеннеди – 368 Кёбер Рафаил Густавович – 95, 109, 175, 197, 229, 233, 234, 236, 246, 259, 263, 279, 285, 287, 309, 342, 346, 360, 363, 402, 422, 438, 483, 508, 559, 560, 563, 581, 619, 658, 698, 699, 753, 776, 838 Киккава, барон – 803 Кёри – см. Cary Otis Кикуци Авраам – 20, 21 Кикуци Дарья – 120, 124, 136, 177 Кикуци Иов – 21 Кикуци Павел – 25, 93 Кикуци Петр – 23, 25, 26, 120, 124, 136, 177 Кикуци Симон – 22, 401 Кимицука Сен – см. Кимицука София Кимура, учитель автора – 12 Кимура, полковник – 552 Кимура Исаак (Исак) – 200, 245, 246, 255, 310, 358, 457, 472, 474, 475 Кимура Лука – 22, 64 Кимура Мануил – 260 Кимура Матрона – 344, 472 Кимура Петр – 171 Кимура Савва – 64, 640 Кинг – см. King Киреев – 825 Кирилл Владимирович, вел. князь – 742, 745, 747, 748, 751, 753, 771, 799 Кисида Лука – 483, 484 Кисимото Петр – 208 Кису Акила – 71, 428, 459, 527 Кису Вера – 71, 72, 450 Кису Иннокентий – 102, 121, 171, 194, 239, 287, 384, 428, 450, 507, 551, 594, 662, 685, 709, 747 Кису Мария – 72, 450, 527 Китагава – 589 Китагава Алексей – 362, 386, 549, 630 Китагава Яков – 396 Китадзима Иоанн – 241, 291 Китамура, писатель – см. Кавасаки, писатель Китамура Иов – 229, 311 Китамура Мануил – 318, 497, 572, 716, 717 Китамура Хадзиме – 225 Китасима Иоанн – см. Китадзима Иоанн Китасиракава, вел. князь – 185, 198, 201 Клинген Иван Николаевич – 163, 164 Князев – 387 Кобаяси Иосиф – 642 Кобаяси Павел – 78 Кобаяси Сергий – 166, 215, 224, 523, 529, 539, 545 Кодадзима Марк – 258 Кодадзима Петр – 249 Кодадзима Сира – 249 Кодзима Павел – 63, 68 Кодзукури Иоанн – 458 Коеда Алексей – 262 Коеда Иоанн – 262 Козава – 391 Козаков Г. А. – 252, 338, 507, 735, 742 Коита Петр – 438 Колокольцев А. А. – 352, 353, 679 Комабара Яков – 242 Комага – 355 Комагамине Тихон – 389, 491 Комацу, вел. княгиня – 100, 102 Комацу Петр – 57 Комацу Роман – 183 Комацу Тит – 12, 129, 147, 153, 156, 157, 169, 183, 189, 191,201, 202, 208, 219, 221, 247, 266, 268, 281, 318, 319, 339, 381, 392, 411, 460, 573, 595, 608, 612, 613, 621,624, 625, 637, 648, 669, 677, 687, 691,692, 712, 714, 719, 720, 788, 814

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010