В тот день, говорит Господь, Я сделаю вождей иудейских, как жаровню с огнем, среди дров, и, как горящий факел, среди снопов, и будут они поядать, по правую и по левую сторону, все окрестные народы. То есть, не только сами руководители иудейские уверуют, но и других будут обращать к истинной вере 265 . А Иерусалим, т. е. Церковь Бога живого, будет стоять на своем месте в Иерусалиме ( Зах. 12:6 ), который навсегда останется внешним центром истинного богопочтения, как город, в котором совершилась тайна Божественного искупления мира 266 . И спасет Иегова шатры Иуды прежде, чтоб величие дому Давидова и величие жителей Иерусалима не превышало величия Иуды (12:7): другими словами, не без особенного устроения Божия, иудеи рассеяния обратятся ко Христу прежде, чем обратятся к Нему– родственный Ему дом Давидов и, вообще, жители Иерусалима, чтобы таким образом не было никакого повода к превозношению одних христиан пред другими, как членов духовного царства мира и любви, в котором, кто хочет быть большим, тот должен быть всем слугой (см. Мк. 9:35 ; Лк. 22:26 ) 267 . В тот день Иегова будет охранять жителей Иерусалима; и слабый из них в тот день будет, как Давид; дом же Давидов будет подобен Богу, будет как Ангел Иеговы пред ними (12:8). Когда, т. е., и жители иерусалимские примут, наконец, христианство наравне с иудеями рассеяния; тогда Иерусалим будет видеть только знаки Божественного благоволения к себе, без опасности уже быть когда-нибудь отверженным, – так как меньший из христиан будет по вере не ниже Давида (сравн. Мф. 11:11 ), потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы сами ветхозаветные праведники не без нас достигли совершенства, – так как мы взираем на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо, предлежащей Ему, радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия, чтобы предстать ныне за нас пред лицом Божиим ( Евр. 11:40; 12:2; 9:24 ) 268 . " А дом Давидов яко Бог, то есть, как толкует это место св. Ефрем Сирин , потомки Давидовы, вспомоществуемые Богом, уподобятся Богу, изведшему иудеев из Египта; якоже Ангел Господень, который пред ними поразил хананеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Дан. 7, 7. Пешитта=Синод.: зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами. 253 Иер. 50, 17 (Пешитта). Синод.: Израиль — рассеянное стадо; львы разогнали его; прежде объедал его царь Ассирийский, а сей последний, Навуходоносор, царь Вавилонский, и кости его сокрушил. 254 Дан. 7, 4. 255 Дан. 4, 33 (Пешитта). Синод.: волосы у него выросли как у льва. 256 Дан. 7, 4. 257 Ср. Дан. 2, 38. 258 Иер. 28, 14; 25, 11. Синод.: железное ярмо возложу на выю всех этих народов, чтобы они работали Навуходоносору, царю Вавилонскому, и они будут служить ему, и даже зверей полевых Я отдал ему. 259 (B) add. Зверь. 260 (B) зверем. 261 В сир. тексте глаголы «превознесся» и «было отнято» передаются с помощью глагола " eZtqel. 262 Ср. Дан. 4, 25–34. 263 Дан. 7, 5. 264 Дан. 7, 5. 265 Ср. Дан. 8, 5. 266 Дан. 7, 6. 267 Дан. 7, 6. Пешитта=Синод.: четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего. 268 Дан. 7, 7. Пешитта=Синод.:. страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами. 269 Отождествляя третьего (греки) и четвертого (римляне) зверя, Афраат указывает на основные вехи истории третьего и четвертого царства: от Александра Македонского до Октавиана и от Октавиана до Филиппа. По мнению Т. Барнса (T. D. Barnes, Constantine and the Christians of Persia//The Journal of Roman Studies 75 (1985), p.132), под «Севером» Афраат, в силу неясных представлений о римской истории, подразумевает Галерия, также как и Север правившего 18 лет. Доведение истории четвертого царства только до Галерия связано, по мнению того же исследоваетля, с тем, что Афраат только языческий Рим считал четвертым царством (этим объясняется и неожиданное упоминание Филиппа, который в IV в. многими считался первым императором–христианином). С признанием христианства Константином начался промежуточный период между концом четвертого царства и приходом Христа. Однако, эта интерпретация противоречит другим местам тахвиты, где утверждается, что четвертое царство будет существовать до самого Второго Пришествия. 270

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Другая группа св. Отцов: Иоанн Златоуст , Ефрем Сирин , блаж. Феодорит, Кирилл Иерусалимский , Иероним, Августин и другие – придерживались другого мнения. Они учили, что «сыны Божии» – это именно «сифиты»; следовательно, «дочери человеческие» – «каинитки». То, что «сынами Божьими» назывались в Библии люди, тому есть достаточно подтверждений. О древних евреях сказано: «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем» ( Втор.14:1 ). Из контекста данного стиха видно, что речь здесь идет именно о людях. В Новом Завете мы находим нечто подобное: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» ( Гал.3:26 ); и еще: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» ( Рим.8:14 ). Сравним последний текст со следующим фрагментом: Ной ходил пред Богом ( Быт.6:9 ). Есть текст, где прямо говорится, что верующие люди уравнены Богом в достоинстве «сынов Божьих» с ангелами: «и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» ( Лк.20:36 ). Наличие разных, прямо противоположных мнений у св. Отцов не должно смущать нас. Напротив, подобное обстоятельство должно сильнее привязать нас к принципам соборности. Некоторые находят какое-либо утверждение у Отцов и ставят его во главу угла, не понимая, что на частном мнении, даже святого отца, нельзя выстраивать своего мировоззрения. Почитай побольше книг и найдешь совсем другие высказывания у святых. Подобные, внешне противоречивые высказывания – не взаимоисключающие, а взаимодополняющие. Как учил св. Августин: «В главном единство, во второстепенном свобода, и во всем любовь». О таких, которые основывают свое религиозное мировоззрение на неких частностях, св. Григорий Богослов говорил: «…Всякий, поступающий несправедливо, готов оправдываться, – но что редко, то не закон для церкви, так как одна ласточка не показывает весны, или одна черта не делает геометром (землемером), или одно краткое плавание – мореходцем» ( Григорий Богослов . Творения, ч. 3-я, изд. Москва, 1844 г., слово 39, стр. 265).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иер. 10 :3. Ибо законы язычников суетны: дерево, срубленное в лесу, работа плотника, и сплав (металла). Иер. 10 :4. Серебром и золотом украшают, молотом и гвоздями укрепляют 256 , чтобы они не двигались. Иер. 10 :5. (Они) изваянное серебро 257 , они не говорят 258 , их носят, потому что ходить не могут;. не бойтесь их, ибо они не причиняют зла, но и добра нет от них. Иер. 10 :6. Нет 259 подобного Тебе, Господи! Ты велик и велико имя Твое могуществом. Иер. 10 :7. Кто не убоится Тебя, Царь народов? Тебе (единому) принадлежит честь 260 , между всеми мудрецами народов и во всех царствах их нет 261 подобного Тебе. Иер. 10 :8. Все они безсмысленны и глупы 262 , пустое учение их – это дерево. Иер. 10 :9. Листовое 263 серебро из Θ арсиса, золото из Уфаза приходит, и рука позолотчиков – все есть дело художников; в гиацинт и пурпур 264 одевают их; все это 265 – дела людей искусных 266 . Иер. 10 :10. А Господь есть истинный Бог, Он Бог живой 267 и Царь вечный; от гнева Его поколеблется земля и не стерпят народы негодования Его 268 . Иер. 10 :11. Так скажите им: боги, которые неба и земли не сотворили, да исчезнут с земли и из под небес 269 . Иер. 10 :12. Господь, сотворивший землю силою Своею, устроивший вселенную премудростию Своею, разумом Своим распростер небо. Иер. 10 :13. По гласу Его с неба дается множество вод, и Он возводит облака от краев земли, производит молнии среди дождя, и изводит ветр 270 из хранилищ Своих. Иер. 10 :14. Сделался неразумным всякий человек в знании (своем) 271 , устыдился всякий плавильщик своих идолов, ибо ложь выплавил он, нет в них духа. Иер. 10 :15. Тщетныя дела, достойныя смеха, во время посещения их они погибнут. Иер. 10 :16. Не такова часть Иакова, ибо Создавший все — Он есть (часть его) 272 , а Израиль – жезл достояния Его: Господь сил – имя Ему. Иер. 10 :17. Собрал 273 отвне имение, находящееся у избранных 274 . Иер. 10 :18. Ибо так говорит Господь: вот Я выброшу жителей земли этой в скорби, и стесню их 275 , чтобы открылась язва твоя 276 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ис. 18 :6. И оставит все птицам небесным и зверям земным: и соберутся на них птицы небесные и все звери земные придут туда. Ис. 18 :7. В то время принесены будут дары Господу Саваофу от народа оскорбленного и злосчастного, и от народа великого ныне и издавна 261 , — это народ самонадеянный и униженный, живущий в речной части страны своей, — к месту имени Господа Саваофа, на гору Сион. Глава 19 Ис. 19 :1. Видение на Египет. Вот Господь возседит на облаке легком и придет в Египет и потрясутся от лица Его идолы Египтян, и сердца их 262 разслабнут в них. Ис. 19 :2. И возстанут Египтяне на Египтян, и вооружится человек на брата своего и всякий на ближнего своего, возстанет город на город, область на область 263 . Ис. 19 :3. И дух Египтян смятется в них, и разрушу совет их и будут спрашивать богов своих, и идолов своих, и вызывателей мертвых и чревовещателей. Ис. 19 :4. И предам Египет в руки людей — жестоких владык, и жестокие цари будут владеть ими. Так говорит Господь Саваоф. Ис. 19 :5. И будут Египтяне пить воду приморскую, а река 264 оскудеет и высохнет. Ис. 19 :6. И изсякнут протоки и каналы речные, и высохнет всякое вместилище вод во всяком озере, поросшем тростником и камышем, Ис. 19 :7. И вся зеленая трава вокруг реки и все, посеянное при реке, посохнет от знойного ветра. Ис. 19 :8. И застонут рыбаки, и застонут все, бросающие уду в реку, и закидывающие невод и сети оставящие возрыдают Ис. 19 :9. И будут в стыде чешущие лен и обработывающие виссон. И будут в скорби делающие 265 это. Ис. 19 :10. И все приготовляющие сикеру 266 опечалятся и заскорбят душею. Ис. 19 :11. И объюродеют князья Танисские, мудрые советники царя; совет их будет безумным. Как скажете вы царю: мы сыны мудрецов, мы сыны древних царей? Ис. 19 :12. Где ныне мудрецы твои? Пусть же возвестят тебе и скажут, что определил Господь Саваоф о Египте? Ис. 19 :13. Оскудели князья Танисские, и возвысились князья Мемфисские 267 , и введут они в заблуждение каждое племя в Египте. Ис. 19 :14. Ибо Господь послал 268 на них дух обольщения 269 , и они ввели Египет в заблуждение всеми делами своими, как блуждает изрыгающий пьяный.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

«Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями» — Лк. XXII, 52—53. 265 «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и детях ваших» — Лк. XXIII, 28. 266 «Какое еще нужно нам свидетельство?» — Лк. XXII, 71. 267 Сцена отречения Петра — Лк. XX, 60—62. 268 «Не ведают, что творят» — Лк. XXIII, 34. 269 «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» — Лк. XXII, 43. 270 Он дал Своей матери нового сына — перед казнью Иисус сказал Марии, указывая на любимого ученика: «Жено! се, сын Твой» (Ин. XIX, 26). 271 Мудрость мира его обратилась в безумие — Кор. I, 20. 272 Лифостротон — каменный помост перед домом римского наместника в Иерусалиме (Ин. XIX, 13), место судилища над Христом. 273 «Умыть руки» — в переносном смысле снять с себя ответственность; восходит к библейской легенде: Понтий Пилат предлагал иудеям отпустить Христа, но народ потребовал казни. Умыв руки, Пилат переложил ответственность за смерть Христа на иудеев и выдал Его на распятие (Мф. XVIII, 24). 274 Бог на небе и все хорошо — цитата из поэмы Р. Браунинга «Пиппа проходит». 275 Душа язычества требовала, чтобы один Человек умер за народ. — По обычаю, на праздник Пасхи отпускали одного узника. Пилат предложил отпустить Христа, но народ предпочел разбойника Варавву (Мф. XXVI, 26). 276 Саддукеи — религиозная группировка в Иудее II в. до н. э. — I в. н. э., высшее жречество, «мудрецы». 277 Бог оставил Бога — на кресте Иисус возопил: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. XXVII, 46). 278 Извещая о чьей-либо смерти, римляне говорили: «он отжил». 279 Господь-Садовник гулял по саду — Мария Магдалина, не узнав воскресшего Христа, обратилась к нему как к садовнику (Ин. XX, 15). Ср. также — Бт. III, 8. 280 Симона, первого из апостолов, Христос нарек Петром (по-гречески — «камень»), сказав: «на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. XVI, 18). Святому Петру поручены ключи от врат рая. Говоря, что Петр более похож на трость, чем на камень, Честертон намекает на его отречение. 281 Эбиониты — христианская секта I—II вв., требовавшая перед крещением вступления в «закон Моисеев» через обрезание и соблюдения, наряду с христианскими, и иудаистских обрядов. 282

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

«На Кармиле». В Библии, как отмечают еще Евсевий и блаж. Иероним (Onomasticon, 602), известны две различных горы и местности этого имени: гора Кармил на севере Палестины, в южной части Ассирова колена, где пребывал пророк Илия (ныне Джебел Кармаль; о положении этого Кармила см. в «Толковой Библии», т. II, с. 453). Другой Кармил – местность и город в нагорной части колена Иудина ( Нав.15:55 ), упоминаемая в истории Саула и Давида ( 1Цар.15:12,25:2 ), к юго-востоку от Хеврона; см. «Толковую Библию», т. II, с. 98 и 265. В данном месте ( 2Пар.26:10 ) может быть разумеем только этот последний Кармил, так как северный Кармил, лежавший далеко на севере Израильского царства, не входил в состав Иудейского царства и потому не мог принадлежать к владениям Озии. Некоторые толкователи (Philippson, Kautzsch), впрочем, считают евр. Karmel данного места нарицательным: сады, фруктовые плантации. 2Пар.26:11 .  Было у Озии и войско, выходившее на войну отрядами, по счету в списке их, составленном рукою Иеиела писца и Маасеи надзирателя, под предводительством Ханании, одного из главных сановников царских. 2Пар.26:12 .  Все число глав поколений, из храбрых воинов, было две тысячи шестьсот, 2Пар.26:13 .  и под рукою их военной силы триста семь тысяч пятьсот, вступавших в сражение с воинским мужеством, на помощь царю против неприятеля. Указывается численность воинской силы царя Озии. В числе составителей списков войска, кроме придворного писца Иеиела (о должности придворных писцов, евр.: Соферим, см. комментарии к ( 2Цар.4:3 ) в «Толковой Библии», т. II, с. 309), упомянут еще некоторый Маасея надзиратель, евр.: шотер, LXX: κριτς, Vulgata: doctor, слав.: «судия». Проф. А.А. Олесницкий видит в Маасее летописца периода царствования Озии: «хотя Маасея и называется здесь именем «шотер», но должность шотеримов, или составителей генеалогий, иногда соединялась при царях с обязанностями дееписателя». («Государственная летопись царей иудейских», «Труды Киевской духовной академии», 1879, 8, с. 427). Правда, летописная функция шотеримов является еще спорной (о ней лишь можно находить неопределенное указание в местах в ( Исх.5:6 и далее; Втор.1:15,20:5 ) и др.), но не может подлежать сомнению, что для тех богатых сведений о царствовании Озии, какими восполняет священный писатель ( 2Пар.26 ), сжатое и общее повествование об Озии (Азарин) 4 книги Царств, необходимо должны были быть материалы современника-летописца, именно из близкой двору сферы, каким и мог Быть Маасея.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Насмешливая песнь надменному человеку состоит из возглашения пятикратного горя: Горе обогащающемуся! Горе неправедно желающему обезопасить себя! Горе строящему город на крови! Горе опьяняющему ближнего своего, чтобы видеть срамоту его! Горе идолопоклоннику! Приносящий горе другим пятикратно вкусит его сам. Это не песнь праведника. Праведник верою жив будет. Праведник с Авва­кумом воспоет песнь Богу, от юга Грядущему. Здесь же песнь крови проли­той, вопиющей об отмщении; это насмешливая песнь премудрости над безу­мием силы и зла. Св. Кирилл Александрийский отмечает, что «падение (надменного че­ловека) послужит предметом песней, – на это (пророк) ясно указал, гово­ря: приимут притчу на него, как бы сделают его предметом предположений и народной поговорки, и он будет на языке у многих» 265 . Мир разорен надменностью человека. И с разоренных полей и гор зазвучала песнь. Насмешливая песнь. В притчах и загадках раскрывалась Святая София Премудрость Божия. ПЕРВОЕ ГОРЕ 2.6–8 ГОРЕ ТОМУ, кто без меры обогащает себя не своим, – на долго ли? – и обременяет себя залогами? Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение? Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех, живущих в нем. Еще хозяйничает по всем землям Навуходоносор, а от пределов разорен­ной им Иудеи уже звучит Насмешливая песнь, возглашается пятикратное горе ему. Приносящий горе сполна вкусит его сам. Горе – крикнул народам надменный человек Навуходоносор. Пятикратным эхом горе, горе... верну­лось оно ему. Еврейское (гой) означает «горе», но оно же используется и просто, как междометие изумления, горя и негодования. Точнее, это слово евреям и произносится просто как «ой», что уж очень совпадает с русским «ой», восклицаемым при боли. Потому и семьдесят толковников переводят это слово Аввакумовой насмешливой песни то как οα – «горе», то просто как междометие . Из Септуагинты это перешло и в славянский перевод или, как «горе», или как оу – междометие, произносимое нами в лютый мороз: у-у-у…

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ноеминь возникает в тексте не раньше, чем умирает её муж и сыновья. И первое, что мы о ней узнаём даже до того, как автор называет её по имени (не в качестве жены Елимелеха) – то, что она повёрнута всем сердцем и вниманием в сторону страны Израиля: «И встала она со снохами своими, и пошла обратно с полей Моавитских; ибо услышала на полях Моавитских, что Бог посетил народ Свой и дал им хлеб» ( Руфь.1:6 ). Эта стремительность заставляет предположить, что она ждала этого, прислушивалась, узнавала вести с родины в течение всего пребывания в Моаве. Пока муж и сыновья, женившиеся на моавитянках, были живы, она ничего не могла предпринять. И вот теперь она возвращается. Читателю может показаться, и некоторые комментаторы так это и понимают 265 , что Ноеминь принимает разумное решение: старому человеку естественно вернуться на родину. И поскольку её род в Моаве не продолжился, с этой страной её ничто не связывает. Мы полагаем, что это совершенно не соответствует ситуации, которую конструирует автор КР. Свою ситуацию, финансовую и правовую, лучше всего характеризует сама Ноеминь, когда говорит о себе (rêq h ) – пустая. Пустота – это реализация божественного проклятия, карета. Разумеется, отсутствие мужчины-защитника и какого-либо постоянного обеспечения действует в Моаве также, как и в Иудее, однако в Моаве сохранились у Ноемини родственные связи, и поведение обеих её невесток не оставляет никакого сомнения в том, что они не бросили бы её умирать с голоду на улице 266 . «Да воздаст вам Господь милость, да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною!» (КР. 1:8). Слово хесед, безусловно, подразумевает, что невестки и при жизни их мужей, и после проявляли к Ноемини нечто большее, чем выполнение родственных обязательств. Отправляется же она в Вифлеем, где никто ничем ей больше не обязан. Степень риска, на которую она идёт, выражает глагол, которым пользуется Руфь в своей прославленной клятве: «Где ты будешь жить – переводят практически все переводчики – там и я буду жить». Однако в подлиннике стоит глагол (lîn) – «ночевать», который в породе ифиль, каузальной, может означать также «искать ночлега» или «проситься на ночлег» 267 . Т. е. Руфь допускает, что в Вифлееме Ноеминь не ждёт никакое пристанище.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Ос. 13 :14. От руки ада избавлю их и от смерти искуплю их: смерть! где тяжба 263 твоя? ад! где твое жало 264 ? Утешение сокрылось от моих очей 265 . Ос. 13 :15. Но поелику он произведет разделение между братьями 266 , то наведет Господь знойный ветр из пустыни на него, и изсушит жилы его, и опустошит источники его, Он высушит землю его и все любимые сосуды его 267 . Глава 14 Ос. 14 :1. Погибнет Самария, потому что возстала против Бога своего, от меча падут сами, и младенцы их будут разбиты, и беременные их будут разсечены. Ос. 14 :2. Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему, ибо ты изнемог от неправды твоей. Ос. 14 :3. Возьмите с собою слова 268 и обратитесь к Господу Богу вашему, скажите Ему: (Ты можешь простить всякий грех) 269 , чтобы не получить вам (за) неправды 270 , но получить блого, — и мы принесем плод уст наших 271 . Ос. 14 :4. Ассур не спасет нас, на коней не сядем, более не будем говорить Ос. 14 :5. Делам рук наших: «вы — боги наши, ибо у Тебя найдет милость сирота». Уврачую селения их, явно 272 возлюблю их, ибо отвратился 273 гнев Мой от них. Ос. 14 :6. Буду для Израиля как роса, он процветет как крин и пустит корни свои как Ливан 274 . Ос. 14 :7. Пойдут ветви от него и будет как плодовитая маслина, и блогоухание от него, как от Ливана 275 . Ос. 14 :8. Возвратятся и будут сидеть под тению его, будут жить и подкрепляться пшеницею, и процветет как виноград, память 276 его — как вино Ливанское. Ос. 14 :9. У Ефрема что общого с кумирами? Я смирил его, Я и укреплю его 277 , как густой 278 можжевельник 279 , от Меня оказался плод твой. Ос. 14 :10. Кто премудр и уразумеет это? и (кто) разумен и узнает это? Правы пути Господни и праведные пойдут по ним, а нечестивые изнемогут 280 на них. Книга пророка Иоиля Глава 1 Иоль. 1 :1. Слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила. Иоль. 1 :2. Слушайте это, старцы, и внимайте, все жители земли! Было-ли таковое во дни ваши, или во дни отцов ваших? Иоль. 1 :3. Об этом передайте своим детям, а дети ваши — своим детям, а дети их следующему 2 роду.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010