Песнь 5 Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче. Покой, Господи, душу усопшия рабы Твоея. Имый живота и смерти власть, преставленную от нас покой, Христе Боже, Ты бо еси всех, Спасе, покой и живот. Покой, Господи, душу усопшия рабы Твоея. На Тя, Спасе, надежду возложь, умершая отыде от нас; Ты же, Господи, ущедри ю, яко Бог многомилостив. Слава: Просвети нас, Трисвяте, воспеваемый Владыко, молящихся Тебе, мир небесный прияти, и в мирных селех душу вчини, отшедшую от временных в надежде безконечныя жизни. И ныне: Шуйяго стояния, Пречистая, избавити преставленную умоли Сына Твоего, Дево Госпоже, яко Спаса и Бога нашего Мати сущая. Песнь 6 Ирмос: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя. Покой, Господи, душу усопшия рабы Твоея. Ада испроверг, Владыко, воскресил еси умершия от века: и ныне преставленную от нас, в недро Авраамле Ты, Боже, всели, прегрешения вся отпустив, яко Милосерд. Покой, Господи, душу усопшия рабы Твоея. Заповедь, юже ми дал еси, Боже, преступих и смертен бых, но Ты, Боже, сошедый во гроб и души яже от века воскресивый, не возстави мене, Владыко, на мучение, но на покой, преставленная вопиет Тебе с нами, Многомилостиве. Слава: Молим Тя, безначальне Отче и Сыне и Душе Святый, злобою душезлобнаго мира озлобленную и к Тебе, Зиждителю, прешедшую душу во адово дно не отрини, Боже Спасе мой. И ныне: С небесе Христос Бог наш, яко дождь на руно, Пречистая, сниде на Тя, напаяя весь мир и изсушая вся безбожныя потоки, наводняяй всю землю разумом Своим, Приснодево; Того моли дати покой преставленней рабе Твоей, имярек. Господи, помилуй (Трижды). Слава и ныне: Кондак, глас 8-й Со святыми упокой, Христе, душу рабы Твоея, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос Сам един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека; земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

Польза её для беседовника? Она может 1) обогатить ум обилием мыслей, назидательностью, точностью в соображениях, искусством в выборе материй, обширностью взора; 2) ещё более развить Христианское чувство во вкус, ибо в ней сознание и сочувствие истин Веры самое живое и благодатное; 3) оживить и воцерковить слог Фигурами всякого рода, словами и оборотами, хотя вышедшими из употребления, но весьма сильными и проч; 4) согласить тон и дух беседы с духом удельной Службы и с расположением слушателей; кроме того, непонимающим языка церковного – объяснить; 5) наконец она есть единственная ручная Библиотека для приходского Священника, по недостатку других Богословских книг и комментариев при церквах. § 116. Содержание? Октоих, Минея месячная, Минея общая, Минея праздничная, Триодь Постная, Триодь Цветная, Требник и проч. § 117. Что в Октоихе? Службы 8-ми гласов, в каждом по 7-ми Служб сообразно дням седмицы; 1) неделя – учение о Троице и воскресении; 2) Канон покаянный, страшный суд, взывание о помощи к Ангелам в Понедельник; 3) Вторник – к Иоанну Крестителю; 4) Среда и Пяток – учение о страданиях Спасителя, Каноны Богоматери; 5) Четверток – Апостолам и Св. Николаю Чудотворцу; 6) Суббота – всем святым и поминовение усопших. Все – материи Гомилетические 196. § 118. Минея месячная? В двенадцати томах содержит около 800 Служб, – на каждый день по две и по три, редко по одной. Очень удобна тем, что из неё на день приходится только один урок, читаемый служащим и по обязанности. 119 . Минея общая? Содержит Службы (17) по характеристическим сонмам и названиям Святых: Апостолам, Пророкам, Мученикам и т. д. Она – руководство не только для проповедей, но и для практической системы Богословской. § 120. Минея праздничная или Анфологий? Извлечение из месячной, содержащее Службы на праздники Господские, Богородичные и великих Святых. Анфологий, содержа избранные Службы, а) указывает важнейшие эпохи и лица; b) удельные материи; с) их развитие. § 121. Роды бесед по Минеям? Беседы на праздники

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

– ст. 9-й: Господне (только от Господа) есть спасение (: да будетъ же) и на людех твоих (на всех верующих и избранных Твоих от всех стран и времен) благословение Твое! Заключение первой, как отчасти и всякой другой, «славы»: слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу: аллилуиа (трижды). И ныне и присно, и во веки веков, аминь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа: слава Тебе, Боже (трижды и «аллилуиа» тройное и припев: «слава»...)! И тотчас следует малая эктения: Повторение выражаемого в «великой эктении» приглашения к молитве: паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся; Общее прошение, заимствуемое из «великой же эктении»: заступи, спаси... Заключение из той же эктении: Пресвятую, Пречистую… с обыкновенным припевом: Тебе, Господи, и с возгласом священника : яко Твоя (Господи) держава и Твое есть царство… После « малой эктении », на « воскресной вечерне» читается вторая и третья слава первой кафизмы, с повторением той же самой, после каждой «славы», эктении, и уже после третьей малой эктении поётся: Господи, воззвах к Тебе 70 ...; на «праздничных же вечернях» это пение следует прямо за первою «малою эктениею», так как две последние «славы» первой кафизмы на этих вечернях не читаются. 71 Пение псалма: «Господи, воззвах к тебе»… и проч. с стихирами § 48. Псалом : Господи, воззвах к Тебе … (140) употребляется на «вечерне» вместе с тремя другими (141-м, 129-м, 116-м), и первые два стиха его непременно поются на какой либо из 8-ми гласов, смотря т.е. по тому, какой следует по «октиоху», или какой полагается в «минеи». При пении, стихи эти подразделяются на три отдела, и, после каждого отдела, повторяется «припев», заимствуемый из 1-го стиха; Отдел. 1-й: Господи, воззвах (я взываю) кТебе, услыши мя: Припев: услыши мя, Господи! Отдел. 2-й: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми (внемли) гласу моления моего, внегда (когда нужно и должно) воззвати ми к Тебе: IIpuneb: услыши мя, Господи! Отдел. 3-й: Да исправится (исправною, достойною явится, пусть благоговейно вознесется) молитва моя, яко кадило (как фимиам, или дым кадильный) пред Тобою; воздеяние руку моею (а возношение, поднятие рук моих, в знак усердия моей молитвы, да будет, как) жертва вечерняя(приносившаяся в ветхозаветные времена каждый день, за спасение людей и в благодарность спасающему Господу):

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Откр.10:5–6 . «И Ангел, егоже видех стояща на мори и на земли, воздвиже руку свою на небо. И клятся живущим  во веки веков, иже созда небо, и яже на нем, и землю, и яже на ней, и море, и яже в нем, яко лета уже не будет». И Ангел клятся живущим Богом. Ибо Бог, понеже ни единым имаше большим клятися, клятся собою. ( Евр. 6:13 ). Ангелы же, как твари, по причине нашего неверия удостоверяют в сказанном ими, клянясь Творцем. Клянется же, что не будет уже времени или в будущем веке, в котором нет времени, измеряемого солнцем, и непродолжительно будет время после гласов Ангела до исполнения пророчеств. Почему прибавляет. Откр.10:7 . «Но во дни гласа седмаго Ангела, егда имать вострубити, тогда скончается тайна Божия, якоже благовести своими рабами Пророки». Этим, думаю, обозначает, что, по истечении шести веков, во дни седьмого века, означаемого седьмой трубой, придет в исполнение сказанное Святыми Пророками. Благовестием же называется сие по причине уготованного святым покоя. Глава 29. О том, как Евангелист взял книжку от Ангела Откр.10:8 . «И глас его слышах с небесе паки глаголющ со мною, и глагола: иди и приими книжицу разгнутую в руце Ангела, стоящаго на мори и на земли». Здесь иная некая высшая ангельская сила повелевает Евангелисту под образом книги принять разумение предсказываемого. Откр.10:9 . «И идох ко Ангелу, глаголя ему: даждь ми книжицу, и рече ми: приими и снеждь ю: и горька будет во чреве твоем, но во устех ти сладка будет яко мед». Сладко тебе, говорит, видение будущего, вместе горько оно будет для чрева, т.е. для сердца – этого вместилища умственной пищи, из сожаления о тех, коим нужно будетъ принять насланные, по Божиему определению, язвы. Можно понимать и иначе. Поскольку он свят был, то опытом не изведал худых дел, через поглощение же книги, содержащей в себе деяния нечестивых, показана ему была сладость греха в начале и горечь его после в наказании. Откр.10:10 . «И приях книгу от руки Ангела и снедох ю: и бе во устех моих яко мед сладка: и егда снедох ю, горька бяше во чреве моем».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Господи воззвах – в ирмологе 1709 г. Напев тот же, который нам известен и из Синод. Обихода л.20 под именем киевского, но здесь он мелодичнее, пространнее и украшеннее; изложен на кварту ниже, при том вдвое протяженнейшими нотами. Стихирный запев «Слава и ныне» – знаменного распева и на одной высоте с излагаемыми в Синод. Октоихе, но украшеннее. Богородичен догматик «Всемирную славу» – большого знаменного распева, как и в Синод. Октоихе, но несколько иной редакции. Имеется в ирмологах 1674 и 1709 г., а без сомнения и в ирмологах 1652 и 1700 г., но в этих последних первые листы утрачены. Тот же богородичен, в редакции юго-западной, имеется и в ирм. Головни (л. 41) и в переложениях г. Малашкина (Всенощ. бд. Стр.11). На стиховне, слава и ныне: «Се исполнися Исаино проречение». Распев знаменный, несколько иной редакции, чем изложенный в Синод. Октоихе (л. 6 об.). Имеется в ирмологах 1674 и 1709 г. Тот же напев и в подобной же редакции изложен в ирм. Головни (л. 42) и у Малашкина (ор. 42, стр. 34). Степенны, антифоны 1, 2 и 3; «Внегда скорбети ми» – в ирмол. 1674 и 1709 г. Напев знаменного распева несколько иной редакции и на кварту ниже Синод. Октоиха (л. 7–9), с окончаниями на нижнее ут ниже пятилинейного стана (т.е. на две кварты ниже Лидийской тональности этого гласа). Тот же напев в ирмологе Головни (л. 43) и у Малашкина (ор. 42) с обычными разностями редакции. Ирмосы: «Твоя победительная десница» и проч. Большого знаменного распева, весьма близкой к Син. ирмологу и во всех южно-русских ирмологах почти тождественной редакции, но положены сравнительно с первым на кварту ниже. В ирм. 1652 г. изложены несколько мелодичнее, чем в других ирмологах. Тот же напев и в ирм. Головни (л. 45). У г. Малашкина (стр. 126) изложен неизвестный краткий напев с мелодическими оборотами, напоминающими то старый знаменный распев, то Московско-лаврский, изложенный в «круге обычного пения Москов. епархии» (7, 1, 1881 г.) и частью в ирмологе Троице-Сергиевой Лавры (см. напр. ирмосы в поклонение Креста). В ирм. Головни, сверх того, перед ирмосами 8-ми гласов (л.35–40) положен «канон ирмосен в день преславной победы под Полтавою, июня 27 числа, глас 1-й «Твоя победительная десница» знаменного распева, несколько иной редакции от изложенной наряду ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

нет известных слов: преложив я Духом твоим Святым. На Литургии Преждеосвященных Даров указывается священнику, при произношении слов: свет Христов просвещает всех, смотреть к востоку. 8. Служебник. Бум. 8 , 1 столбец. Гораздо новее предыдущего номера. Помещены в книги: чин поставления Подиакона и Диакона, и чин, бываемый на поставление Попа. Везде указывается говорить: достоин, а не аксиос, и притом, при рукоположении Диакона, один только раз, по наложении ораря, тоже и при священническом рукоположении, но не сказано, когда именно. Говорится только: по аминь, архиерей преложить заднюю часть ораря его на предь. Потом облекут его вь фелонь, и целовав его, повелит стати ем с прочиими попы. Есть два листка из чина Архиерейского служения; там попалось в глаза следующее: В первиих помени Г и Архиепископа, протопопа и Хартоф лака и прочии попии. Епископа (?). Последи же диаконы в олтари стое: Мате 212 , преосвященного архи п ка Оустынианы и всее Бльгарие и всее поморскые и западные земли«. Тут же, но другою рукою написано: Кирилла , Е п ка нашего 213 . 9. Часослов. Бум. 8 . 1 столбец. В начале недостает целых 17 тетрадей. Последняя помечена цифрою л (37). В конце есть приписка: " Ведомо буды, яко скончасе синаксарь (?). Слава ти с т аа Троице». Какое отношение имеет к часослову синаксарь? И какой синаксарь? И что за нужда делать ведомым кому-то о его скончании? Про всё это ведает один писавший заметку. Письмо книги XVI века. 10. Часослов. Бум. 16 . Без начала и конца. Совершенно разбитая книжка. Того же века. 11. Октоих. Бум. 8 . 1 столбец. Книга содержит в себе одни Воскресные службы восьми гласов. Конец оторван. На дощечке замечено скорописью: Вь лето, зр (1672) паде слана (?) м ц а априля , и повар i ило (?). И вьсе лето тоурцы повоеваше на Москов i ю, и беше гладъ крепко по местамь на вьсточнеи стране«. А еще ниже прибавлено: Тогда прповезахъ сию книг грешни попь Никола при господине вл д ц моего Феофана. У. града Скоп i я. И простите ми отцы и братия моя»... Чем-то Московийским веет от этой безграмотной заметки особенно – от частого употребления е вместо . Обстоятельство, что книга когда-то находилась в Скопле, бросает некую тень на туземное происхождение монастырских рукописей.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Так, последование крещения – за оглашением, последование обручения – сразу по божественной литургии. Иногда в требнике слова «последование», «чин» употребляются таким образом, что слово «последование» надписывается над изложением молитв для богослужения более продолжительного, нежели «чин». «Воскресен», при пении Триоди Цветной. Например, при выражении «седален воскресен», «стихиры воскресны» есть указание не на пасхальные (Триоди), а на воскресные седальны и стихиры Октоиха. Воскресные евангельские стихиры, в воскресных службах, после стихир на «хвалите», поется на «Слава» стихира евангельская, иначе называемая «стихирою утреннею», «стиховною утреннею», «утренним самогласном»; по содержанию она воскресна. Число стихир евангельских то же, какое и воскресных утренних Евангелий, т.е. одиннадцать. Каждая из стихир евангельских всегда поется постоянно на один глас, и потому над ними надписывается, на какой глас они должны быть петы. Первые 8 стихир поются по порядку на 8 Гласов; на 9-й стихире назначен глас 5-й, 10-й – 6-й, 11-й – 8-й глас. Выражение Типикона «стихира евангельская, ряд» означает: рядовая, по порядку, из числа 11 стихир. Ряд тот же, который и воскресных утренних Евангелий. В Октоихе воскресные евангельские стихиры печатаются особо, в конце книги. Воскресные отпустительные тропари 8-ми гласов (Октоиха) с их Богородичными печатаются (в Следованной Псалтири, также в Минее – в конце каждого месяца) вместе с ипакоями, кондаками, прокимнами на утрени перед Евангелием и аллилуиариями. Излагаются все эти песнопения вместе, потому что поются в одни и те же дни, а именно в неделю (воскресение), если в оную не случится дванадесятого Господнего праздника. Песнопения эти берутся из настоящего гласа Октоиха, т.е. того гласа, который поется в ту неделю и седмицу. Воскресный отпустительный тропарь первого гласа начинается так: «Камени запечатану от иудей». Воскресные стихиры по алфавиту (см. По алфавиту стихиры). Восточны стихиры (см. Анатолиевы стихиры). Всякое дыхание, в Ирмологионе не нотном, в Следованной Псалтири, в Обиходе содержится указание на двоякого рода пение на утрени хвалитных псалмов (148, 149:150).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

гл. 2). Все эти выражения значат одно и то же, именно: что «Господи воззвах» должно петь на тот глас, на который прилучится петь стихиры, например: на неделю – на прилучившийся глас (Октоиха) той недели, на которой стихиры поются. Когда же полагаются двум празднествам стихиры и притом разных гласов, в таком случае пение «Господи воззвах» бывает на глас тех стихир, которые поются первые. Псалом «Господи воззвах» в великом Часослове или Псалтири с восследованием и в Ирмологии печатается несколько иначе, нежели в Псалтири (малой) не служебной, именно печатается так, как он поется на вечерне – с повторением, в виде припева, слов первого стиха. Один лик поет: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи». Другой лик поет: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя, услыши мя, Господи». Засим в Часослове сказано: «и по чину стихи» 347 . В церквах следующие стихи псалмов обыкновенно читаются, а не поются, до того стиха, пред которым напечатано: «на 10-ть», или до того, пред которым напечатано: «на 8-мь», или: «на 6-ть», или: «на 4-ре», смотря по тому, сколько стихир положено петь. Например, если положено на 8-мь, то стихи псалма читают, а не поют, до того стиха, где напечатано: «на 8-мь», а с сего стиха поют их и т. д. 348 Но на всякой вечерне на все дни непременно поется псалом с теми стихами, которые следуют после слов: «на 4-ре», т. е. «От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа» и пр. В день же Благовещения на день Архистратига Гавриила, когда на «Господи воззвах» положено 11-ть стихир, пред 11-ою стихирою поется особый стих, взятый из предначинательного псалма ( Пс.103 ): «Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный» (Тип., 26-го марта). На вечерне на день чтения Великого канона св. Андрея Критского , кроме обычного числа 6-ти стихир Триоди, положено петь Великого канона 24-ре стихиры, по алфавиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Слава: Источник жизни сый, Владыко, в мужестве Божественнем, окованныя изводя рабы Твоя, яже к Тебе верно отшедшия, в пищи райстей всели. И ныне: В землю возвратихомся, преступивше Божию заповедь; Тебе же ради, Дево, на небеса от земли вознесохомся, тлю смертную оттрясше. Господи, помилуй (трижды). Слава и ныне. Кондак, глас 8-й Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос Сам един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека; земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия. Песнь 7 Ирмос: Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Избавльшиися Твоею кровию мученицы перваго преступления, окропившеся же своею кровию, прообразуют яве Твое заколение; благословен еси, Боже отец наших. Покой, Господи, души усопших раб Твоих. Свирепеющую пещь умертвил еси, Слове Живоначальнейший, в вере же Твоей усопшия приими, Тебе поющия, Христе, и глаголющия: благословен еси Бог отец наших. Слава: Воодушив мя, человека, вдохновением Божественным, Богоначальнейший Владыко, преставленныя Царствия Твоего сподоби, пети Тебе, Спасе: благословен Бог отец наших. И ныне: Превышши всех тварей, Пренепорочная, была еси, заченши Бога, сокрушившаго смертная врата, и вереи 37 стершаго. Темже Тя, Чистая, песнословим, вернии, яко Богоматерь. Песнь 8 Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси, и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Крепко подвиги показующе, победы венцы приясте, мученицы страстотерпцы, Христови зовуще: Тя превозносим, Господа, во веки. Покой, Господи, души усопших раб Твоих. Священно верныя, житейская оставльшия и к Тебе, Владыце, отлучившияся, приими кротко и упокой, яко милосерд, Тя превозносящих Господа во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

И ныне: Иже естеством Содетель, содетельствуется в ложеснах Твоих, полный, яко Бог, истощавается, Всенепорочная: един Безсмертный, за всех спасение умирает смертию. Господи, помилуй (трижды). Слава и ныне. Кондак, глас 8-й Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос Сам един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека; земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия. Песнь 7 Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Все желание мучеников простреся ко единому Владыце, любовию Тому соединяемое, и поющее: благословен еси, Господи Боже, во веки. Покой, Господи, души усопших раб Твоих. Подаеши верою преставльшимся светлость Божественнаго Царствия, нетления одежду даруяй вопиющим: благословен еси, Господи Боже, во веки. Слава: Исполни радости и веселия яже преставил еси рабы Твоя, Щедре, сподобивый их взывати Тебе и пети: благословен еси, Господи Боже, во веки. И ныне: Разрешая Евину клятву, в пренепорочную вселился еси Деву, благословения источник источая вопиющим: благословен, Пречистая, Плод Твоего чрева. Песнь 8 Ирмос: Мусикийским органом 40 согласующим и людем безчисленным, покланяющимся образу в Деире, три отроцы не повинувшеся, Господа воспеваху и славословляху во вся веки. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Земленыя подвиги прошедше, небесныя прияша венцы мученицы истиннии, вопиюще Ти непрестанно: Господа пойте и превозносите Его во вся веки. Покой, Господи, души усопших раб Твоих. Сошед в ров преисподнейший, иже во гробех живущия воскресил еси живоначальною дланию и подал еси рабом Твоим, верою прежде усопшим покой, Щедре. Слава: Яко источник жизни присносущныя, яко сладости сый поток, рабы Твоя, благочестно к Тебе преставленныя сподоби пети и славословити Тя во вся веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010