§ 2. Применение теории византийского осмогласие к греческому распеву в России Греческий распев в России общей для своих мелодий областью имеет девять звуков: ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля-(си). Причём последний из этих звуков встречается как септима от тоники в немногих мелодиях 20 ; низшая же этой области нота соль и высшая до встречаются как редкие исключения. Распев этот строится по системе византийского церковного осмогласия, именно: мелодии его распределены по восьми гласам или ладам. Основанием каждого гласа служит свойственная ему область звуков в объёме тетрахорда (δι τεσσρων) или пентахорда (δι πντε), с известным расположением интервалов и гласовыми приметами, т. е. определенными для каждого гласа звуками господствующим и конечным. Близость греческого распева к византийскому осмогласию усматривается и в том, что его мелодии допускают иногда расширение объёма своей области высшими или низшими её звуками и вращаются в том же ладе в пределах октахорда (δι πασν), хотя полного количества звуков октавы не заключает в себе ни одна отдельно взятая мелодия нашего греческого распева. В распеве этом, с другой стороны, есть следы различения гласов главных (ρθο) и производных или побочных (πλαγοι), а равно их взаимного сродства и переноса мелодии из одного гласа в другой (модуляция). Такое сходство гласов частью усматривается в гласовых областях их звуков, но ещё нагляднее выражается сходством той или другой гласовой приметы (т. е. господствующего или финального звука) и сходством мелодического движения 21 . Так, гласы 1 и 5 совершаются в одной и той же гласовой области: до-ре-ми-фа-соль, но первый глас имеет господствующим звуком фа, а финальным до, пятый же глас – господствующим и финальным звуком ре; гласы 2 и 6 одинаково имеют своей областью: до-ре-ми-фа и финалом до, но во втором гласе господствующее значение принадлежит звуку ми, а в шестом – звуку фа; гласы 3 и 7 сходны по области звуков, которой для них служит пентахорд: ля-си-до-ре-ми, и по финалу до, но глас третий имеет господствующим звуком ми, а седьмой – до: гласы 4 и 8 совершаются в области звуков: до-ре-ми-фа-соль с финалом до, но в 4 гласе (в тропаре и богородичне) господствующим звуком служит ми, а в 8 соль.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Стихиры воскресны на Господи воззвах: см. стран. 11. Свете тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; тем же мир Тя славит. Прокимны В Субботу, гл. 6. Господь воцарися, в лепоту облечеся. В Воскресенье, гл. 8. Се ныне благословите Господа вси раби Господни. В Понедельник, гл. 4. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему. Во Вторник, гл. 1. Милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего. В Среду, гл. 5. Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди мя, и в силе Твоей суди ми. В Четверг, гл. 6. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. В Пятницу, гл. 7. Боже, заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя. Ныне отпушаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Песнь Пресвятой Богородице. Гл. 4. Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою: Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Полиелей. Хвалите Имя Господне хвалите раби Господа. Аллилуия. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуия. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуия. Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его. Аллилуия. Тропари воскресны Гл. 5. Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим. –      Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша, и с Собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша. –      Почто мира с милостивыми слезами, о ученицы, растворяете? блистаяйся во гробе Ангел мироносицам вешание: видите вы гроб и уразумейте, Спас бо воскресе от гроба. –      Зело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающия, но предста к ним Ангел и рече: рыдания время преста, не плачите, воскресение же Апостолом рцыте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБЛАМСКИЙ Даниил (кон. 20-х или нач. 30-х гг. XIX в.- после 1888), свящ. в с. Козлове Переяславского у. Полтавской губ. Во 2-й пол. 80-х гг. XIX в. при покровительстве митр. Киевского и Галицкого Платона (Городецкого) А. предпринял издание «Круга обычного православного церковного пения», первого подобного издания в Киеве. Из объявленных 8 выпусков были опубликованы сыном А. Николаем только 2: «Всенощное бдение, вечерня и утреня и Божественная литургия: св. Иоанна Златоустаго, св. Василия Великаго и Преждеосвященных даров св. Григория Двоеслова» (К., 1887; М., 1888) и «Октоих святыя православныя церкви, или Воскресные службы 8-ми гласов» (К., 18882). Круг строился на местных напевах, употребляемых в южнорус. губерниях, и рассматривался как пособие для псаломщиков, учителей сельских школ и воспитанников духовно-учебных заведений. Положенный на 3 голоса, он, как заметил свящ. М. А. Лисицын , представлял собой необработанную запись исполняемых на клиросе напевов с грубыми мелодическими и гармоническими ошибками. Неумение автора привести собранные напевы в надлежащий вид принесло, по мнению А. В. Преображенского , больше вреда, чем пользы. На этом основании Учебный комитет при Святейшем Синоде не одобрил представленные 2 части «Круга» в качестве пособия. В 1889 г. Н. Абламский, учитель начальных классов, напечатал в Киеве составленное им «Руководство к обучению церковному пению по «Кругу обычного православного церковного пения, положенного на ноты... священником Даниилом Абламским»», к-рое также не получило распространения ввиду непрофессиональности автора. Лит.: Преображенский А. Словарь русского церковного пения. М., 1896. С. 1-2; Лисицын. Обзор. С. 1; Левашев. Нотография. С. 50. А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества АЛЯКРИЦКИЙ Алексей Иванович (1786 -?), вероятно, автор " Проекта об отпечатании древнего российского крюкового пения "

http://pravenc.ru/text/62464.html

Что нужно брать из октоиха при совершении ц. служб? В каждый седьмичный день 1) – для вечерни – стихиры на Господи воззвах и стиховны стихиры, 2) для повечерия – канон Божией Матери, 3) для утрени – седальны по стихословии кафизм, каноны, далее – стихиры на стиховне, а в субботу – стихиры на хвалите – мученичны; 4) для литургии – блаженны, прокимен пред апостолом, аллилуарий и причастен. В воскресные дни – а) для малой вечерни – стихиры на Господи воззвах, прокимен, стиховны стихиры и тропарь, б) для повечерия – канон Божией Матери, такой гласа, – в) для полунощницы – канон Животворящей Троице и молитву Св. Троице, – для утрени – тропарь воскресный с Богородичным, седальны во стихословии, ипакой, степенны антифоны, прокимен пред Евангелием, каноны три воскресный, крестовоскресен и Богородице экзапостилларий, стихиры на хвалите, стихиру евангельскую или утреннюю; на литургии – блаженны 12 . Молитвословия и песнопения октоиха в церк. Уставе обозначаются словами дне, гласа, воскресны, напр., прокимен дне, стихиры воскресни, блаженны гласа. 4) Минея месячная, как и октоих, содержит дополняемый к часослову и служебнику молитвословия и песнопения на каждое число 12-ти месяцев в честь и память св. угодников и праздничных событий, и разделяется на 12-т частей или книг. Что нужно брать из минеи при совершении ц. служб? На каждое число месяца в минеи содержится: а) для вечерни стихиры на Господи воззвах, (в праздники – паримии), стиховны стихиры и тропарь святому; для утрени каноны, стиховны стихиры, а в праздники – седальны по стихословии кафизм, стихиры на хвалите; для литургии – прокимен и причастен, если положено Евангелие святому, а в великие праздники Господни – антифоны. Для повечерия – во дни препразднеств Господних праздников – Рождества Христова, Богоявления полагается трипеснец, и кондак препразднества. В некоторые дни назначены особые молитвословия для часов и полунощницы. В конце минеи месячной приложены: а) Богородичны воскресны догматики, б) Богородичны 8-ми гласов, поемые после положенной в минеи славы святому, по гласу ее, называемые славниками, в) Богородичны отпустителные воскресные, поемые после тропарей святым, и отпустителные Богородичны 8-ми гласов, поемые в непраздничные дни после тропарей святым на вечерни, на утрени на «Бог Господь» и в конце утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Если каждый из нас будет молиться, по примеру мытаря, с сокрушенным сердцем и духом смиренным, то, без сомнения, удостоится великой милости от Сердцеведца: Господь отверзет и ему двери покаяния, введет его во святые и спасительные дни св. Четыредесятницы, поможет ему благодатью Своей принести истинное покаяние и получить полное прощение и помилование. Кондак, гл. 4. Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя. Покаянные тропари. Гл. 8. Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой яко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко Щедр очисти, благоутробной Твоей милостью. – Неделя (воскресенье) Мытаря и Фарисея бывает в период времени от 11 янв. по 15 февр. – На утрене в неделю (воскресенье) Мытаря и Фарисея, а также в 1,2, 3,4 и 5-ю св. Четыредесятницы, вм. полиелейных псалмов, Уставом положены «Непорочны» (сн. ниже, примеч. к Табл. утрени), т.е., 17-я кафизма (но если нед. Мыт. и Фар. случится 30 янв. или 2 февр., или с нею совпадет храмовой праздник, то поются полиелейные псалмы). – В недолго Мытаря п Фарисея и затем в следующие воскресные дни, кончая 5-м воскресеньем Великого поста, после чтения Евангелия и 50-го псалма, поются покаянные тропари: на «Слава» (вм. «Молитвами апостолов») – «Покаяния отверзи ми двери», на «И ныне» (вм. «Молитвами Богородицы») – «На спасения стези», потом – " Помилуй мя Боже» и (вм. «Воскрес Иисус») – «Множества содеянных» (но, если в приготовительные недели к Вел. посту случится Сретение Господне, то, вм. покаянных тропарей, поются обычные: на «Слава» «Молитвами Богородицы», на «И ныне» – тоже, затем – «Помилуй мя Боже» и стихира праздника; точно также и в храмовой праздник, случившийся в указанные недели, поются обычные песнопения). – Хотя на утрене в неделю Мытаря и Фарисея и в следующие недели, кончая 5-й неделей Великого поста, следуют гласы Октоиха и Евангелия утренние воскресные рядовые; но в служебном Евангелии, при указании порядка рядовых гласов и Евангелий, они не обозначаются, какой именно глас и какое утреннее Евангелие бывает в ту или другую неделю, потому что в разные годы бывает не одно и то же число недель от недели Всех Святых до недели Мытаря и Фарисея; после 32-й недели не всегда сряду следует 33-ею неделя Мытаря и Фарисея, а потому как на эту, так и на следующие за тем недели приходятся в разные годы не одни и те же, по порядку, рядовые гласы и утренние воскресные Евангелия (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

К книгам, составляющим неизменяемую часть общественного Богослужения, относятся: часослов и служебник; а к составляющим неизменяемую часть Богослужения: – октоих, минея месячная и общая, и триоди. 1) Часослов, или часовник, содержит чинопоследования суточных церковных служб, расположенных по определенным часам дня с теми преимущественно молитвословиями и песнопениями, которые поются и читаются чтецами и Овцами. В нем содержатся чинопоследования: 1) полунощницы вседневной будничной, субботней и воскресной, 2) утрени, 3) первого часа, 4) третьего часа, 5) шестого часа, 6) изобразительных 7) девятого часа, 8) вечерня и 9) повечерия – великого и малого. После служб помещаются тропари и богородичны отпустительные – воскресни, поемые на утрени, а в прочие седьмичные дни поемые на вечерни и утрени, и последование молебна. 2) Служебник содержит в себе чинопоследования вечерни, утрени, литургии Златоустого, Василия Великого и преждеосвященных Даров с теми молитвословиями, какие употребляются священником и диаконом, и с указанием того, что они должны делать при совершении служб. После служб в нем помещаются: 1) чин литии (малой панихиды), совершаемой по умерших, 2) месяцеслов. 3) прокимны, произносимые на литургии, утрени и вечерни – повседневные и воскресные, и 4) устав, как иерею и диакону должно приготовляться к совершению священных служб, и особенно к Божественной литургии. 3) Октоих от (χτ χος осмогласник) содержит изменяемые и дополнительные к часослову и служебнику молитвословия и песнопения для каждого дня седмицы, разделенные на 8 гласов и напевов. Последование каждого гласа продолжается седмицу, начиная с вечера субботы до вечера следующей субботы. В молитвословиях и песнопениях каждого дня ( в стихирах, тропарях и каноне ) содержатся воспоминания и чествования некоторых святых и свящ. событий, напр. в понедельник прославляются Бесплотные силы, – во вторник – Св. Предтеча Иоанн, – в среду – воспоминается предание Господа на смерть, страсти Христовы и животворящее древо Креста Господня, – в четвертою – прославляются Апостолы и Св. Николай, – в пятницу – страдания Господа и смерть Его на кресте, – в субботу – церковь ублажает всех святых (в особенности Св. мучеников) и творит поминовение умерших, – в воскресенье (в неделю) – прославляет Воскресение Христово. Божия Матерь прославляется в молитвах и пенопениях каждого дня. Эти воспоминания и чествования повторяются в каждый из 8-ми гласов; но молитвословия и песнопения каждого дня седмицы не одни и те же, но особые, хотя и относятся к тем же воспоминаниям и чествованиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Казалось бы, всё предельно просто: в минеи или октоихе указан глас для исполнения тропаря или стихиры, им и нужно руководствоваться. Но певчие наших “правых” хоров почему-то предпочитают или сложить гласовые песнопения на плечи “левого” хора, или заменить гласовую мелодию авторской. Так, на протяжении уже долгих десятилетий всем известное постовое “Покаяния отверзи ми двери” по возможности стараются исполнять в авторской редакции А. Веделя (применяются, конечно, и другие обработки), хотя уставом указаны 8ой и 6ой гласы. И в качестве главного аргумента обыкновенно приводят недостаточную для торжественности момента музыкальную выразительность гласовой мелодии. Так ли это? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить: а с какой целью вообще создавался гласовый материал? Нас сейчас не интересует история становления певческого обихода, нам не важно, почему гласов всего 8, а не 7 или 9. Нам интересно, почему вообще богослужение имеет певческий элемент, почему оно не читается всё целиком, а ещё и поётся? Ответ находим в словах святителя Григория Нисского : “Всё, что согласовано с нашей природой, приятно ей. И музыка согласна с нашей природой. Поэтому великий Давид к мудрому учению о добродетелях присоединил сладкопение. В высокие догматы он влил как бы медовую сладость, при помощи которой наше естество излечивает себя. Исцелению нашего естества способствует гармоничность жизни, которой, по моему мнению, прикровенно способствует сладкопение”. Очевидно, что музыкальный аспект есть не столько допускаемый по снисхождению к человеческой немощи элемент богослужения, каковое мнение можем встретить у некоторых теоретиков, сколько существенная, неотъемлемая, хотя и второстепенная (вслед за словом) составляющая материи богослужения. Мало того, гармоничное пение (здесь не имеется в виду многоголосое пение, построенное по законам гармонии, хотя явно и не отрицается) задаёт гармоничный же строй души, а потому является элементом аскетического делания. “Исполнение псалмов с мелодией есть доказательство гармонии душевных помыслов, а мелодичное чтение есть признак упорядоченности и мирного состояния разума”, — говорит святой Афанасий Великий . Замечание очень важно, и следование этому принципу, на наш взгляд, непременно должно быть отражено в церковно-певческом обиходе, иначе святоотеческий опыт так и останется для нас отвлечённой схоластикой.

http://azbyka.ru/kliros/garmoniya-esteti...

Вообще в позднейших изданиях нотирование применяется к голосовым средствам певцов и происходит в сокращенной средневидной голосовой области в пределах одной октавы (ля-ля). Звуков нижнего соль и верхних си, до, ре (по цефаутному ключу) в осмогласии киевского и обычных напевов «на Господи воззвах» вовсе нет; даже верхнее ля встречается весьма редко. Сокращаются иногда и пентахорды гласов сверху и взамен того добавляются снизу (в глл. 2, 4 и 8). Как в большом знаменном распеве, так и в киевском с его отраслями первые четыре гласа суть основные, верхние или главные, а последнее четыре – от них производные или нижние. Отношения между главами главными и производными, по исследованию о. прот. Д. В. Разумовского, выражаются так: «первые четыре гласа киевского распева различаются взаимно одной степенью в нисходящем порядке: первый глас не имеет звуков выше соль, второй – выше фа, третий – выше ми, четвертый – выше ре. Последние четыре гласа различаются друг от друга также одной степенью, только в восходящем порядке: пятый глас не употребляет звуков выше ми, шестой – выше фа, седьмой – выше соль и восьмой – выше ля 69 . Но затем близкого взаимного сродства гласов главных и производных не видится; не существует и переноса мелодий из одного гласа в другой. Сходство же некоторых мелодических строк в разных гласах 70 должно объяснить случайностью совпадения мелодий или же частных мелодических оборотов. Наконец, нельзя оставить без внимания и того, что в киевском и обычных напевах глл. 3 и 7 бедны количеством и мелодическим содержанием своих строк, как те же гласы и большого знаменного распева; напротив, глл. 2, 4, 6 и 8 наиболее других богаты мелодическим содержанием, – знак, что означенные напевы и в этом отношении не остались без влияния на них древнерусского столпового церковного пения. Проследим, в частности, гласовые области звуков и гласовые приметы киевского и обычных осмогласных мелодий параллельно с таковыми же областями и приметами гласов малого знаменного распева по изложению его в нотном Обиходе 1772 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

в гласах 2, 6 и 8) заключают в себе элемент энгармонический обнаруживающийся в них присутствием интервалов, увеличенных или уменьшенных на четверть тона 25 , а также употреблением нот, не имеющих точной определённости, именно возвышающихся на четверть тона при восходящем движении мелодии и понижающихся на четверть тона при движении нисходящем, по закону аттракции. Таковы, наприм , в 1 гласе нота ми перед ре, в 7 гласе соль перед фа, в 4 гласе фа перед соль и др. Затем мелодии некоторых гласов, превышая свою область хотя бы на одну или две ноты, переходят в другой сродный глас (модулируют), в других же гласах с расширением гласовой области они не покидают своего лада и гласа. – В нашем греческом распеве нет такого обилия и разнообразия гласовых гамм и напевов, совершенно нет энгармонизма и соединённых с ним тонкостей мелодического голосоведения, нет и такой широты диапазона в мелодиях, а равно и частого выступления мелодий из их гласовых областей в смысле модулирования. Наш греческий распев беднее мелодиями и значительно проще по своему построению греко-восточного пения; напевы его происходят вообще в тесных пределах их гласовых областей. Правда, напевы эти иногда и в одном и том же гласе не одинаковы, но они происходят обыкновенно в одной и той же гамме. Разность гамм мы можем указать разве в гласе 4 и ещё в тех случаях, когда песнопение одного по надписанию гласа поётся напевом другого, сродного ему гласа. Сходные по мелодическому движению строки действительно мы находим в разных гласах, но ясные примеры модуляции видим только в некоторых припевах на 9-й песни пасхального канона (Обих. л. 227). Далее, сравнивая греко-восточную систему гласовых гамм с системой греческого распева в России, мы видим, что в том и другом пении в гласах 5 и 8 не только гаммы, но и гласовые приметы одни и те же. Гаммы гласов 3 и 7 нашего греческого распева, при своём тождестве с греко-восточными, отличаются от них лишь тем, что нотированы на кварту ниже их, а гамма 4 гласа на терцию ниже греко-восточной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Соч.: Забытое богатство (о пении на подобен)//Воскр. чт. Варшава, 1930. 37. С. 572-575; 38. С. 596-598; 39. С. 607-611; Догматич. содержание канона Вел. Субботы. Варшава, 1935; Glocken als liturgisch-musikalisches Instrument in der russischen Kirche//OS. 1958. Bd. 7. H. 3. S. 173-178; Das Cento-Prinzip der Tropierung und seine Bedeutung für die Entzifferung der altrussischen linienlosen Notationen//Musik des Ostens. Kassel, 1962. Bd. 1. S. 106-121; К вопросу об исчезновении кондакарного пения//Правосл. жизнь. Джорд., 1962. 5. С. 7-17; Zum Problem der Nomenklatur der altrussischen Neumen//Die Welt der Slaven. 1962. Bd. 7. H. 3. S. 300-316; Изображение св. Романа Сладкопевца как церк. певца//Правосл. жизнь. 1964. 10. С. 19-24; Das Problem des altrussischen demestischen Kirchengesanges und seiner linienlosen Notation. Münch., 1965. (Slavist. Beitr., 25); Певческое исполнение кафизм в древнерус. богослуж. практике: (Экскурс в литург.-муз. археологию)//Правосл. путь. Джорд., 1966. С. 145-170; Проблема построения т. н. «церковного звукоряда» (гаммы) знаменного роспева//Там же. 1968. С. 145-174; Страницы литург. музыковедения: Экфонетика: (Чтение о возгласах)//Там же. 1969. С. 136-159; А. Ф. Львов, директор Имп. Придворной Певческой Капеллы и духовный композитор (1798-1870)//Там же. 1970. С. 112-198; О синодальных богослуж. певч. книгах и о пении по ним//Там же. 1971. С. 108-119; Об инструмент. музыке и о хоровом полифонич. пении в правосл. богослужении//Там же. 1973. С. 24-40; Kult und Kontemplation in Ost und West. Regensburg, Zur Frage der Verwendung des Sema Fita in den altrussischen liturgischen Gesangshandschriften mit linierter Notation. Wiesbaden, 1970; System und Wesen des russischen Kirchengesanges. Wiesbaden, 1976; Богослужебное пение РПЦ. Jord., 1978-1982. 2 т. Серг. П., 19982. М., 20043; Diskographie des russischen Kirchengesanges. Gersau, 1991r. Муз. соч.: Сборник духовно-муз. сочинений. Берклей (Калифорния), 1962. [Вып.] 1; Духовно-муз. произведения: Партитура для смеш. хора. Н.-Й., 1963; Антифоны степенны 8 гласов знам. расп.: Партитура для смеш. хора. Jord., 1964; «Аллилуия» (литургийное), 8-ми гласов киев. расп: Партитура для смеш. и однородн. хора. Jord., 1966.

http://pravenc.ru/text/161677.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010