Все это служит яркой иллюстрацией трудности пути ко Христу – в частности, процесса воцерковления. Необходима своя последовательность, прохождение через этапы принятия веры, так что познание таинственных вещей возможно лишь тогда, когда обнаруживается согласие веры оглашаемого с верой Церкви. Как видим, в наибольшей степени насыщенное такими тайнами Евангелие от Иоанна содержит красноречивое свидетельство этого рода. Так обнаруживает себя кризис, критическая точка веры, момент выбора: «какие странные слова! кто может это слушать?» (6, 60 ) или «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (6, 68 ). Кризис как острейшее противостояние веры и неверия всякий раз становится финалом очередного общения (беседы, спора) Иисуса со слушателями. Иудеи хватаются за камни, чтобы побить Его, но Иисус таинственно скрывается (8, 58–59 ) до тех пор, пока не наступил Его час. Мы намеренно употребили слово «кризис», взятое из греческого текста Ин. без перевода, хотя в русском языке это греческое слово стало иметь несколько иное значение. Kri/sij по-гречески – «суд». Вместе с глаголом «судить» (kri/nw) они также составляют важную часть терминологии Ин. (3, 17–19 ; 5, 22. 24. 27. 30 ; 8, 15–16. 26. 50 ; 9, 39 ; 12, 31. 47–48 ; 16, 8. 11 ). Явление Иисуса и есть суд (суждение, выявление), который происходит здесь и сейчас, ибо открывается четкая разница между верой и неверием. Такой суд подобен свету, который возжигают, чтобы увидеть вещи такими, какими они являются на самом деле: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы ( Ин. 3, 19 ). Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну ( Ин. 5, 22 ). На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы ( Ин. 9, 39 ). Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон (12, 31 ). Суд происходит ныне, ибо явился Свет. «Ныне» как требование выбора обращено как к тем, кто слушал Иисуса, так и к читателям Евангелия. Утешитель О Духе Святом, Который часто именуется Утешителем (para/klhtoj) или Духом Истины (to pneu=ma th=j a)lhqei/aj), в Ин. говорится больше, чем в других Евангелиях: даже если не в количественном отношении (здесь примерно столько же, сколько и в Лк.), то в содержательном – как бы изнутри бытия Святой Троицы 885 . По сравнению с земным служением среди людей Иисуса – воплощенного Слова, о Духе или об Утешителе говорится как о некоей иной форме Божественного присутствия – невидимой, но не менее реальной:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Господь же сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф. 8:21-22). А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: прежде позволь мне пойти проститься с домашними моими. [Col. 1785] Он же сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Небесного (Лк. 9:59, 61-62). И продолжает: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой души своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14:26). И: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк. 9:23). Ему же слава во веки. Аминь.     Свт. Василий Великий. Нравственные правила. 1, 2; Пролог 4, 1.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к ефесянам. 8.    То есть у ветхозаветных праведников и пророков. Слово 113. О послушании    Желающий быть в послушании да отвергнется от собственной воли, и да облечется в спасительную [волю] Спасителя нашего, и да возьмет крест свой, по слову Его, и да пойдет вслед за ним (Лк. 9:23). Так что желающий жить в послушании пускай оставитмертвым погребать (ср. Мф. 8:22) свои мертвые пожелания и пусть приобретет живые вместе с живыми. Желающий жительствовать в послушании пусть умертвит себя по отношению к временной жизни и пусть откажется от своего суждения, чтобы поистине оказаться в вечной жизни.    Избравший пройти путь заповедей Господних, выйти на широту и просветиться пусть будет уподобляться одежде. Так же как суконщик ее бьет, попирает и мнет и в результате она отбеливается и становится белоснежной, так и находящийся в послушании терпит от многих дерзости и, будучи оскорбляем и уничижаем, очищается и становится сияющим, словно расплавленное серебро. Посему желающий достичь совершенного послушания пусть оставит все бесполезное и держится того, что приносит пользу, и [тогда] окажется [он] истинным Христовым учеником, чтобы сказать вместе с Петром: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Грех 3-й Почитание мощей нетленными есть вражда против Бога, так как Сам Бог сказал еще Адаму, нашему прародителю по плоти: прах ты, и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ). А потому почитающие умерших, хотя бы и святых, нетленными, делают Бога лживым, потому что не веруют слову Божию, так как в Св. Писании засвидетельствовано во многих местах, что человек, отходящий в вечность, есть прах и тлен. Смотрите в следующих местах Писания, а именно: ( Пс.89:4 ; Ин.11:39 ; Деян.13:36 ; 1Кор.15:50 ; Иер.8:1–2 ). Мы же, будучи потомками прародителя нашего Адама, не должны и думать, что тела человеков могут быть нетленными, ибо Сам Бог сказал Адаму: прах ты, и в прах возвратишься. Сказывая это Адаму, значит Он и нам говорит тоже, как потомкам Адама, происшедшим из чресл его. И слово Божие верно, ибо Он лгать не может ( Чис.23:19 ). Грех 4-й Ходатайство перед Богом поручено единственно только Иисусу Христу, потому что на Нем положили печать Свою Отец Бог ( Ин.6:27 ). И апостол Павел также говорит об этом: ибо Един Бог, Един и Посредник между Богом и человеком – человек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ). А также сказано и в следующих местах Св. Писания, которые обозначены ниже, а именно: ( 1Ин.2:1 ; Ин.14:13–14 ; Рим. —130— 8:26:27:34; Еф.2:18 ; Евр.7:25; 8:6; 9:15:24; 12:24 ; Пс.59:13; 141:5–7 ; Ис.8:19 ; Ос.7:16 ; 1Цар.28:15–1 6). Изложенные выше писания ясно свидетельствуют, что если кто-либо обращается за ходатайством к кому-либо, кроме Иисуса Христа, то тот становится врагом Богу. Даже запрещено обращаться за ходатайством и к святым, которые отошли в вечность. Это видно из ( 1Цар.28:15–16 ). Отсюда ясно видно то, что вопрошающие святых, которые отошли в вечность, тревожат дух их и тем делают себя врагами Богу. Грех 5-й Всякий человек, кто бы он ни был, но если он обращается в молитве к Пресвятой Деве Марии и говорит: Пресвятая Богородице, спаси нас, – то тот человек становится врагом Богу, так как в Св. Писании прямо и ясно сказано: ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:12 ). И еще следует читать ниже, а именно: ( Ин.10:7:9; 14:6 ; Деян.5:31; 13:39; 15:11; 10:42–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дьявол сильно старался истребить эту веру между людьми, зная, что, если он истребит веру в домостроительство, то большая часть дела нашего спасения погибнет. Затем есть и другая причина — немощь слушателей и невозможность для них, видевших Его тогда в первый раз и слышавших тогда в первый раз, усвоить себе высшее догматическое учение. А что сказанное не есть догадка, это я постараюсь показать и объяснить тебе из самых Писаний. Так, когда Он говорил что–нибудь великое, высокое и достойное своей славы, — что я говорю: великое, высокое и достойное своей славы? — когда Он говорил что–нибудь высшее человеческой природы, то они смущались и соблазнялись; а когда Он говорил что–нибудь уничиженное и человеческое, то прибегали к Нему и принимали учение. Где же, скажут, можно видеть это? Особенно у Иоанна; когда Христос сказал: « Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался », то они говорят: « Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама » (Иоан. 8:56–57)? Видишь ли, что они относились к Нему, как к простому человеку? Что же Он? « Прежде, нежели был Авраам », говорит Он, « Я есмь ». Они же « тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него » (Иоан. 8:58–59). И когда Он, излагая продолжительную речь о таинствах, говорил: « хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира », то они говорили: « какие странные слова! кто может это слушать? С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним » (Иоан. 6:51, 60, 66). Что же, скажи мне, следовало Ему делать? Употреблять ли постоянно высшие выражения, чтобы отогнать уловляемых и отвратить всех от учения? Но это не согласно было бы с человеколюбием Божьим. И затем, когда он сказал: « кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек », то они говорили: « иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек » (Иоан. 8:51–52)? И удивительно ли, что народ так относился к Нему, когда и сами начальники имели такие же понятия? Так, Никодим, бывший начальником, приходивший к Христу с великим благорасположением и говоривший: « мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога », не мог усвоить учения о крещении, которое было гораздо выше его немощи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Закрыть itemscope itemtype="" > Стоит ли деканонизировать апостола Павла? Отклик протоиерея Георгия Городенцева на статью священника Александра Зайцева «Оправдание Каина» 12.10.2012 3911 Время на чтение 8 минут Прочитав статью священника Александра Зайцева «Оправдание Каина» , грешащую очередной десталинизацией, я еще более утвердился в своем мнении о значении (в том числе и нравственном) личности и деятельности И.В.Сталина, как для бывшего СССР , так и для нынешней России. Главный и единственный аргумент, который приводит о.Александр против этого состоит в том, что, якобы (цитирую): «Нельзя возвышать и ставить неким идеалом того, кто сознательно умножал жертвы, выкорчёвывал веру, стал прямым виновником мучений и гибели множества новомучеников и исповедников российских. Это безнравственно. Это чудовищно. Это есть оправдание Каина и презрение Авеля. Покойный святейший Патриарх Алексий на вопрос о новых тенденциях возвышения и освящения Иоанна Грозного однозначно ответил, что история Церкви ещё не знала такого, чтобы во святые возводили и мучеников, и их мучителей». Мне уже приходилось в одной из своих статей критиковать последний тезис, как ложный. Интересно, что его аналогичной критике на форуме статьи о.Александра обоснованно подвергает некто Яков (п.7), заметив: «Что-то Вы, батюшка, в словах Патриархов путаете. Во святые возвели и архидиакона Стефана, и мучителя его – ап. Павла». И действительно, в Деяниях апостольских мы читаем о том, как убийцы первомученика и архидиакона Стефана «положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана… Савл же одобрял убиение его» (Деян. 7,58-59. 8.1). Относительно скромное участие будущего апостола Павла в убиении св.Стефана объясняется лишь тем, что, как и сказано в Деяниях, он по иудейским меркам еще был юношей, т.е. ему еще не исполнилось 30 лет, поэтому по закону ему еще нельзя было принимать участие в общественных деяниях, коим почиталось избиение камнями. Но, тем не менее, Савл всей душой рвался принять участие в этом убийстве. Как говорят толкователи этого места Св.Писания, «если бы у него была и тысяча рук, он всеми ими бы метал камни в Стефана». Но скоро, когда Савл достиг 30-летия и смог участвовать в общественных иудейских делах, он удовлетворил свою злобу в отношении христиан: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме… А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавая в темницу» (Деян.8,1.3). Более того, он «еще дыша угрозами и убийствами на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему (христианскому) учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим» (Деян.9,1-2).

http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/12/st...

И наконец, через Крест Иисус Христос вознесся во славе ( 1Тим.3:16 ; см. также: Лк.24:26 ; Ин.17:1 ; Флп.2:8–9 ). Глава 10. О крестном знамении Священник : Каждый христианин, если он истинный сын Православной Церкви Христовой, проводящий жизнь в благоговении и страхе Божием, имеет обычай при начале и окончании всякого дела (будь то молитва или телесный труд, душеполезное чтение или домашняя трапеза, пробуждение или отход ко сну, сборы в дорогу или возвращение), а также во время бедствий или искушения от худых помыслов, осенять себя знамением святого Креста. Поступая так, он приводит себе на память безмерную силу Того, Кто освятил крест пречистой Своею Кровью и оставил его нам как Божественное знамение и непобедимое оружие на диавола, по слову Писания: Ты дал боящимся Тебя знамение, дабы они избегли лука ( Пс.59:6 ), и еще: запечатлелся на нас свет лица Твоего, Господи ( Пс.4:7 ). Мы знаем, что в молитве, наравне с умом и сердцем, должно участвовать тело со всеми его членами, среди которых особое значение принадлежит рукам. Вот несколько свидетельств об этом Священного Писания. – Сам Господь руками благословлял апостолов: И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их ( Лк.24:50 ) и детей: И, обняв их, возложил руки на них и благословил их ( Мк.10:16 ). – Апостолы посвящали священников и диаконов через молитву и возложение рук (см.: Деян.6:6; 14:23 ), почему и таинство священства называется в Павловых посланиях возложением рук священства ( 1Тим.4:14 ). Молитвой и возложением апостольских рук приобщались Духа Святого новокрещеные, и это было прообразованием таинства миропомазания (см.: Деян.8:14–17; 19:5–6 ). То, что в молитве должно участвовать тело и в особенности руки, явствует также из увещаний апостола: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ); желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ). Уже Ветхий Завет говорит о молитве, сопровождаемой телесными действиями колено- и главопреклонением, воздеянием рук и так далее. Например, у Псалмопевца читаем: Так буду благословлять Тебя в жизни моей, во имя Твое подниму руки мои ( Пс.62:5 ) 76 . Руки ветхозаветных патриархов и праведников прообразовали и знамение святого Креста, будучи то скрещены (когда Иаков преподал благословение сыновьям Иакова. См.: Быт.48:14 ), то простерты вперед (когда Моисей разделил воды при переходе евреев через Красное море. См.: Исх.14:26–28 ), то воздеты к небу (когда он же остановил течение солнца в битве с амаликитянами. См.: Исх.17:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

И прежде Иисус именно в этой формуле излагал символ новой веры: «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (Ego eimi)» (Ин. 8,28). Причем эта формула явно соотнесена с пророчеством Исайи, которому Ягве сказал: «Мои свидетели вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы разумели, что это Я (Ego eimi)» (Ис. 43,10). Если же вспомнить продолжение этой фразы у Исайи, то становится вполне ясно, что в Ин. 8,28 по сути повторяется свидетельство Христа: «Я и Отец одно»: «прежде Меня не было бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня,.. и вы – свидетели Мои, что Я Бог» (Ис. 10-12). Этот параллелизм был настолько очевиден, что иудеи хотели побить Иисуса камнями (Ин. 8,59). Но для Иисуса употребление священного имени – это не способ раздразнить иудеев. На самой возвышенной странице Евангелия от Иоанна мы встречаем объяснение, почему Иисус употреблял это Имя: «Отче Святый! соблюди же их во имя твое, которое Ты дал мне!» (Ин. 17,11 и 17,12). В синодальном русском переводе это место звучит как «соблюди во имя Твое тех, которых Ты мне дал», то есть переводчиками эти слова поняты как передача апостолов Отцом Сыну. Однако апостолов Он Сам избрал, а не взял у Отца. Ряд рукописей, на которые опираются некоторые современные переводы Евангелия 1572 содержат чтение «данное» (ho dedokas, то есть единственное число среднего рода), и при таком написании Христос говорит именно об имени, которое дано Ему. Если бы подразумевались ученики («данные»), стояло бы " ous (это чтение содержится в той группе рукописей, которой следует синодальный русский перевод). Контекстуально же логичнее тот перевод, который говорит о передачи имени Отца Сыну: ведь в Флп. 2,9-11 апостол говорит, что «Бог дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» 1573 . Христос «Славнейшее наследовал имя» (Евр. 1,4). Апостолов эта передача имени Ягве Спасителю радовала. Но именно то, что радовало апостолов, то возмущало иудеев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

И Я приемлю ее избранную, и будет она в числе праведников, возлюбивших Меня, и отпущены ей будут ее прегрешения. Имя же ее не изгладится во веки веков, но что сделала она, из рода в род будет пересказываемо в память ее. И все, слыша о поступке ее, сами сделаются любителями добрых дел и причастниками богатых и вечных благих даров». О если бы и нам стать подражателями ее, и, исповедав нечистоту душ своих, очистить слезами и сподобиться человеколюбия святого Бога! Ему слава – Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь. Сказания о святом апостоле и евангелисте Луке Память его – 18 октября. I. Евсевия, епископа (+ 340 г.) Кесарийского 58 Лука, родом из Антиохии, художеством врач, большею частью находился при Павле и ревностно обращался с прочими апостолами. Переняв от них искусство врачевать души, он оставил нам доказательства этого в двух богодухновенных книгах: во-первых, в Евангелии, которое начертал, говорит, якоже предаша ему, иже исперва самовидцы и слуги бывшие Словесе ( Лк.1:2 ), и в котором следовал всем им с самого начала; во-вторых, в апостольских Деяниях, которые написал уже не по слуху, но как самовидец. Полагают, что о его-то Евангелии упоминает Павел, когда, будто о каком-то собственном, говорит: по благовествованию моему ( 2Тим.2:8 ). II. Преп. Иеронима, пресвитера (+ 419 г.) стридонского 59 Лука, антиохийский врач, знакомый, как показывают его послания, с эллинскою образованностью, последователь апостола Павла, спутник его во всех путешествиях, написал Евангелие. О нем Павел говорит: «С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование» ( 2Кор.8:18 ), и к Колоссянам: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный» ( Кол.4:14 ), и к Тимофею: «один Лука со мною» ( 2Тим.4:10 ). Есть у него и другое прекрасное сочинение, подписанное: «Деяния апостольские», в котором он доводит историю апостолов до двухлетнего пребывания Павла в Риме, т. е. до четвёртого года царствования Нерона, из чего и узнаем, что сочинение это написано в том же городе. Полагают, что Павел всякий раз, когда говорит в своих посланиях «по благовествованию моему» ( Рим.14:24 ; 2Тим.2:8 ), разумеет здесь книгу Луки, и что Лука научился Евангелию не только от апостола Павла, который не обращался с Господом во плоти, но и от прочих апостолов. Об этом сам он ясно говорит в начале своей книги: «как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителям Слова» ( Лк.1:2 ). Итак, Евангелие свое он написал по слуху, а Деяния апостольские изложил как самовидец. Останки его находятся в Константинополе, куда мощи его вместе с останками апостола Андрея перенесены были на двадцатом году царствования Констанция. III. Святого Иоанна Дамаскина (+ 754) 60

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Причины, по которым рассматриваемый эпизод вошел не во все рукописи, содержащие канонический текст Нового Завета, могут быть разными. Однако очевидно, что в том месте Евангелия от Иоанна, в котором он окончательно закрепился, он отнюдь не представляет из себя «заплату из небеленой ткани» ( Мф.9:16 ). Даже если он, как кажется, разрывает ткань диалогов Иисуса с иудеями, он тематически тесно связан с предшествующим и последующим повествованием Евангелия. И не только со словами: Вы судите по плоти; Я не сужу никого ( Ин.8:15 ). Он имеет также связь с беседой с Никодимом, где Иисус говорит: Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин.3:17 ). И со словами Иисуса: Не судите по наружности, но судите судом праведным ( Ин.7:24 ). Нельзя также не указать на то, что 8-я глава Евангелия от Иоанна начинается с того, что Иисус спасает женщину от побиения камнями, а заканчивается тем, что иудеи берут в руки камни, чтобы забросать ими Его Самого ( Ин.8:59 ). Безусловная достоверность рассказа подтверждается его полным соответствием тому образу Иисуса, который возникает при чтении всех четырех Евангелий. Несмотря на разницу в расстановке акцентов, все четыре евангелиста рисуют цельный образ Учителя, Который во всех ситуациях действует четко и последовательно. Его поведение в эпизоде, вошедшем в Евангелие от Иоанна, напоминает то, как Он вел Себя в других случаях, когда фарисеи, «искушая Его», задавали Ему сложные и двусмысленные вопросы. Все попытки уловить Его в словах ни к чему не приводили: на двусмысленные вопросы он давал однозначные ответы, не оставлявшие Его противникам никакого пространства для дальнейших споров. Однако главным, на что обращает внимание читателя автор истории, является отнюдь не мастерство, с которым Иисус избегает прямых ответов, а Его отношение к оказавшемуся перед Ним человеку. Наиболее сильным моментом всего рассказа является диалог Иисуса с женщиной. Иисус ни одним словом не осуждает ее, несмотря на то, что ее грех был очевиден. В этом Он напоминает отца из притчи о блудном сыне: как отец безоговорочно и сразу восстанавливает вернувшегося из далекой страны сына в сыновнем достоинстве ( Лк.15:22–24 ), так и Иисус восстанавливает женщину в ее попранном человеческом достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ученики связывали имена Иисуса и Бога. Его последователи обращались к имени Иисуса не только как посредника при ответе на молитвы, но и как их восприемника ( Деян. 7:59 ; 1Кор. 5:4 ). Нередко в молитвах или благословениях имя Иисуса упоминается наряду с именем Бога, например: «благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 1:3 ; Еф. 1:2 ). Имя Иисуса появляется в равной позиции с именем Бога в так называемых тройственных формулах: Иисус заповедал крестить «во имя [в единственном числе] Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). Эта же связь устанавливается в конце 2 Коринфянам: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами» ( 2Кор. 13:13 ). Ученики называли Иисуса Богом. Фома, увидев раны Иисуса, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин. 20:28 ). Павел считает Иисуса Тем, в Ком «обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). В Послании к Титу Иисус назван: «великий Бог и Спаситель» ( Тит. 2:13 ), а священнописатель Послания к евреям говорит о Нём: «престол Твой, Боже, в век века» ( Евр. 1:8 ). Павел подтверждает, что Христос, прежде чем существовал в образе человека (что ясно указывает на Его полностью человеческую сущность), существовал в «образе Божьем» ( Флп. 2:5–8 ). Параллельность конструкций подразумевает, что Иисус, коль скоро был полностью человеком, то был и полностью Божеством. Аналогичная фраза «образ Бога» в Кол. 1:15 обозначает проявления Бога. Такое представление Иисуса усилено в Послании к евреям, где сказано: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей [...]» ( Евр. 1:3 ). В прологе к Евангелию от Иоанна сказано категорично: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово [Иисус] было Бог» ( Ин. 1:1 ; курсив Н. Г.). Ученики считали, что Иисус превосходит ангелов. Ученики не просто верили, что Иисус больше, чем человек; они верили, что Он больше любого сотворённого существа, в том числе ангелов. Павел говорит, что Иисус «превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» ( Еф. 1:21 ). Бесы подчиняются Его повелениям ( Мф. 8:32 ). Ангелы, отказывающиеся от поклонения человека, изображены поклоняющимися Ему ( Отк. 22:8–9 ). Священнописатель Послания к евреям приводит полное обоснование превосходства Христа над ангелами, указывая: «Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? [...] Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии " » ( Евр. 1:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010