Ис.48:16–22 . С 16–22 идет третье и последнее увещание Израиля, отличающееся особенной торжественностью стиля. Основываясь на этом, а также на некоторых отдельных, характерных выражениях ( «приступите ко Мне, слушайте» 16 ср. Ис.49:1 ; «ныне послал Меня Господь... и Дух Его», 16 ст., Ис.61:1 и др.), комментаторы полагают, что эта речь принадлежит «рабу Иеговы», «ангелу Завета», т. е. Второму Лицу Святой Троицы – Сыну Божию, от имени Которого и выступает здесь пророк. Ис.48:16 . Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того време­ни, как это про­исходит, Я был там; и ныне по­слал Меня Го­с­по­дь Бог и Дух Его. После торжественного вступления в речь Господь указывает на открытый и ясный характер своих спасительно-промыслительных отношений к Своему избранному народу. «Я и сначала говорил не тайно». «Не в темном месте земли», как пояснял это пророк раньше ( Ис.45:19 ), сопоставляя точный и несомненный смысл божественных пророчеств с темными и двусмысленными изречениями языческих оракулов. «С того времени, как это происходит, Я был там». Если справедлива мысль относить эту речь ко Второму Лицу Пресвятой Троицы, то в этих словах следует видеть параллель известному изречению Ипостасной Премудрости: «от века Я помазана, от начала, прежде бытия земли» ( Притч.8:23 ). «И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его». Если допустить, что выше говорилось о предвечном Совете Божием по спасению людей, то здесь, очевидно, говорится о временном посольстве Сына Искупителя: «Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне» ( Пс.39:8 ). Ис.48:17 . Так говорит Го­с­по­дь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Го­с­по­дь, Бог твой, науча­ю­щий тебя по­лезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. «Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев». Смысл подобных выражений был раскрыт нами раньше ( Ис.41 и Ис.43:14 ). «Научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти». Сильный и выразительный образ промыслительно-руководственных отношений Господа к Израилю ( Втор.4:7–8 ; Втор.7:6–10 ; Пс.47 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Объяснение. Того, что здесь говорится, об умерших праведниках нельзя сказать. Их тела по смерти свидетельствуют о могуществе и славе Божией. Об этом говорится у того же Премуд. сына Сираха: Сир.48:12–15 , а потому при виде этого Божия могущества, бываемого чрез мощи святых угодников, мы сами должны прославлять Бога. Ис.8:19 . «И когда скажут вам: «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мёртвых о живых?» Объяснение. Язычники, о которых здесь говорится, не только спрашивали мёртвых о живых, но даже оракулов и истуканов, сделанных их же руками, думая узнать от них будущее. Православные же христиане никогда не обращались к мощам угодников Божиих с такими вопросами, а только оказывают им то или иное почитание, подобное тому, какое в Ветхом Завете оказал Моисей костям Иосифа: Исх.13:19 , и Иакова: Быт.50:7–9 , вынесши их с большими почестями из Египта в землю Ханаанскую. Иер.8:1–2 . «В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их; И раскидают их пред солнцем и луною, и пред всем воинством небесным (пред звёздами), которых они любили, и которым служили, и в след которых ходили, которых искали и которым поклонялись; не уберут их и не похоронят; они будут навозом на земле». Объяснение. Эти слова Иеремии не имеют никакого отношения к святым мощам угодников Божиих, которые пользовались уважением евреев: Быт.50:7–9 ; Исх.13:19 . Здесь Господь устами пророка обличает Иудеев за их идолопоклонство и коснение во зле: ст.4–5. За такое беззаконие, за то, в частности, что Иудеи приносили человеческие жертвы: Иер.7:30–34 , Господь накажет еврейский народ и даже давно умерших, между прочим, тем, что предаст кости их посрамлению: Иер.16:4:34:20 . В Священном Писании много есть доказательств богоугодности почитания святых останков угодников Божиих, божественного попечения об этих останках – нетлении их и чудесах, являемых чрез них: 1Кор.15:53 ; 2Тим.1:8–10 ; Пс.33:20–21:15:10 ; Деян.2:27 . Так как Христос был не только Бог, но и человек безгрешный, то и пророчество о нетлении тела Христова относится и к телам Его последователей: 1Кор.15:48–49 ; 2Кор.4:10–11 ; Мф.27:52 . Бог проявлял великие чудеса даже и чрез кости ветхозаветных праведников: 4Цар.13:21 ; Сир.49:12:48:14–15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Прокимен, глас 3, песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 240. Аллилуия, глас 8 Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б 29. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи Прокимен, глас 7 Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе. Пс 63:11а, 2а Зачало 33. Аллилуия, глас 4 Стих: Праведник как пальма расцветёт, как кедр, что на Ливане, приумножится. Стих: Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут. Пс 91:13, 14 30. Перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 31. Положение пояса Пресвятой Богородицы Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 320. Аллилуия, глас 2 Стих: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Пс 131:8, 11а Прокимны, Апостолы и аллилуиарии: Общие святым Служба Пресвятой Богородице Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Или прокимен, глас 6 Памятным сделаю имя Твоё/во всяком роде и роде. Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Пс 44:18а, 11а Зачало 240, или зачало 320. Аллилуия, глас 8 Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

«Я возвещал это и внезапно делал, и все сбывалось». К чему не раз апеллировал пророк и раньше ( Ис.41:26 ; Ис.43:9–10 ; Ис.44:7–8 ; Ис.47:11 ). Ис.48:4 . Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой – медный; «Вем, яко жесток еси, и жила железна выя твоя, и чело твое медяно». Славянский перевод здесь лучше русского передает мысль пророка, его художественно сильный образ крайней жестоковыйности Израиля ( Исх.32:9 ; Иер.5:3 ; Иез.3:7–8 ; Зах.7:12 ). Она же именно и заграждала доступ к сердцу Израиля всех обличающих и предостерегающих увещаний пророка. Данные слова пророка Исаии очень близко стоят к изречению Второзакония: «ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою» ( Втор.31:27 ; ср. Втор.32:15 ). Ис.48:5 . поэтому и объявлял тебе задолго, пре­жде нежели это при­ходило, и пред­ъявлял тебе, чтобы ты не сказал: «идол мой сделал это, и истукан мой и изваян­ный мой по­велел этому быть». «Поэтому и объявлял тебе задолго... чтобы ты не сказал: «идол мой сделал это» Здесь пророк ясно указывает причину данных им пророчеств о Кире и Вавилоне, это именно – очевидно небезосновательное опасение, как бы Израиль, видя совершение столь неожиданных и великих событий, не приписал бы самого исполнения их чуждой силе языческих богов и их идолов (ср. Ис.41:22–24 ; Ис.44 и сл.) Подтверждение этому находим мы и у др. позднейшего пророка ( Иез.20:30–31 ). Ис.48:6 . Ты слы­шал, – посмотри на все это! и неужели вы не при­знаёте этого? А ныне Я воз­вещаю тебе новое и сокровен­ное, и ты не знал этого. «Ты слышал – посмотри на все это!» Ты слышал целый ряд подобных же удивительных пророчеств и являешься свидетелем их поразительного исполнения ( Ис.43:10 ). Из ближайших пророчеств этого рода пророк Исаия мог иметь в виду исполнившееся пророчество о гибели Израильского царства ( Ис.7:8 ; Ам.2:6 ; Ам.5:2, 16 ; Ам.6 и Ос.1:4 ; Ос.4:6 ; Ос.11:1 ). «Неужели вы не признаете этого?» Каких же вам нужно еще более убедительных доказательств, если вы не верите фактам и не видите во всем прежде сотворенном от Господа Его всемогущества?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

19 двенадцать частей. Существует явная параллель между поступком левита и действиями Саула, разрезавшего быка на двенадцать частей, дабы призвать вес народ Израиля на борьбу против аммонитян ( 1Цар. 11,6–8 ). В свете этой истории Саул выглядел крайне негативно. Глава 20 20:1–48 Посягательство на левита и насилие над его наложницей привели к гражданской войне, в которой весь Израиль воевал против колена Вениаминова (гл. 19). Впервые в Книге Судей израилевых говорится о том, что Израиль был объединен (ст. 1,2,8,11). По иронии он объединился, чтобы наказать за грех одно из своих колен, но не смог заметить «бревна в своем глазу», потому что каждый делал то, что ему казалось справедливым. Колено Вениаминово понесло заслуженное наказание за свой грех (ст. 23–28; ком. к 19,1 21,25 и 19,14 20,48). Колено Иудино должно было главенствовать в борьбе против колена Вениаминова (ст. 18), как оно прежде возглавляло борьбу против хананеев (1,1.2). 20 собралось все общество, как один человек. Впервые Израиль объединился, но целью этого объединения была война со своими братьями. от Дана до Вирсавии. Т.е. от самой северной до самой южной точки Израиля. пред Господа в Массифу. См. 11,11 и ком. 20 народа Божия. Бог карал Свой народ, но не переставал считать его Своим народом, а Себя его Богом. 20 наложницу мою замучили. Левит умолчал о том, что сам выдал наложницу насильникам (19,23–25). 20 как один человек. См. ст. 1,11 и ком. к 20,1–48. Израильтяне поклялись довести это дело до конца. 20 искореним зло. Израильтяне не понимали, что зло полностью пропитало их общество. 20 были левши. См. 3,15 и ком. 20 в дом Божий. Ковчег Господень и священник с ефодом в это время находились в Вефиле (ст. 27). кто из нас прежде пойдет на войну с сынами Вениамина? В самом начале Книги Судей израилевых прозвучал вопрос: «кто из нас прежде пойдет на Хананеев воевать с ними?» (1,1). Иуда. Господь дал тот же ответ, что и в 1,2, но уже в иной ситуации. 20 плакали. Неудача, постигшая израильтян в первый день войны с вениаминитянами, должна была напомнить им, что они сами были не без греха (ст. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2). Господь воздает не по молитвам за умерших, а по делам их: «соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ; ср. Рим.2:6 ; Гал.6:7 ; Откр.20:13 ). В указанных местах речь идет о всеобщем суде, на котором все услышат последний приговор, и участь каждого определится на всю вечность ( Мф.25:46 ), и когда действительно, никакая молитва не принесет пользы. До наступления же страшного суда мздовоздаяние грешникам и праведникам неокончательны, а только предначинательны, и милосердный Бог дарует время для развития по молитвам Церкви тех зачатков добра, с какими скончались покаявшиеся грешники, чтобы и они сделались достойными воскресения к блаженной жизни. 3). «Что посеет человек, то и пожнет» ( Гал.6:7 ), следовательно, молитвы за умерших излишни. Молитвы за умершего и есть то, что он посеял; ведь молятся за людей, делавших добро (ср. Лк.16:9 ). Когда молятся дети за родителей, пасомые за пастыря, облагодетельствованные за благодетеля, то обнаруживает возрастание семян, посеянных в сердцах их умершими, пожинающими за это от Бога помилование. 4). «Человек никак не искупит брата своего» ( Пс.48:8 ). Пророк Давид говорит не о молитве за умерших, а о неизбежности для всех смерти ( Пс.48:10–12 ), от которой человек не искупит (не избавит) брата своего, «но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» ( Пс.48:16 ). 5). «Какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мк.8:37 ). Между тем богатые дают деньги на поминовение. Денежные приношения за молитвы об умерших не есть «выкуп» за душу, потому что в мире нет ничего ей равноценного, а есть или дар Богу ( Лк.21:4 ), или вознаграждение за труд ( Лк.10:7 ; 1Кор.9:7–14 ) тем, которые молятся. Когда богатые делают пожертвования в пользу церкви или служителей ее, то они, по слову Божию, приобретают себе друзей богатством неправедным ( Лк.16:9 ) и не подлежат за это осуждению. 6). Мы не знаем участи умерших, о которых молимся: быть может, некоторые из них уже получили от Бога прощение и изведены из ада, а другие отвержены навек, почему молитвы за умерших бесплодны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 240. Аллилуия, глас 8 Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б 23. Святителя Леонтия, епископа Ростовского Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 318б. Аллилуия, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 25. Третье обретение главы святого Иоанна Предтечи Прокимен, глас 7 Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе. Пс 63:11а, 2а Зачало 176. Аллилуия, глас 5 Стих: Свет воссиял праведнику и правым сердцем — веселие. Стих: Истина из земли взошла, и правда с неба склонилась. Пс 96:11; 84:12 27. Праведного Иоанна Русского, исповедника Прокимен, глас 7 Восхвалятся святые во славе/и возрадуются на ложах своих. Стих: Воспойте Господу песнь новую, хвала Ему в собрании святых. Пс 149:5, 1 Зачало 233. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а Июнь 8. Великомученика Феодора Стратилата Прокимен, глас 7 Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе. Пс 63:11а, 2а Зачало 292. Аллилуия, глас 4 Стих: Праведник как пальма расцветёт, как кедр, что на Ливане, приумножится. Стих: Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут. Пс 91:13, 14 9. Святителя Кирилла, архиепископа Александрийского Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 334. Аллилуия, глас 2

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

«Начиная с Иерусалима». Иерусалим, как столица теократии, должен быть точкой отправления для проповеди о Христе (ср. Ис.2:3, 40:9 ; Деян.1:8 ). «Свидетели сему» (стих 48), т.е. всему, соделанному Христом, и свидетели Его страданий, смерти и воскресения. «И» се, «Я пошлю» (стих 49) – точнее: «и вот Я посылаю» (настоящее время ποστλλω обозначает событие, которое должно совершиться в самом скором времени). «Обетование Отца Моего на вас», т.е. что обещал Мой Отец через пророков, именно, излияние Святого Духа ( Иоил.2:28 и сл.; Ис.44:1 сл.; Иез.36:27 ; ср. Деян.2:16 и сл.). «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме». Если 49-й стих соединять с предшествующей речью Христа, то выходит, что апостолы не должны были оставлять Иерусалима до сошествия на них Святого Духа. Так как в таком случае вовсе устраняются явления Христа, бывшие в Галилее, о которых сообщают евангелисты Матфей и Иоанн, то некоторые толкователи видели здесь начало описания последнего явления Христа ученикам, бывшего в день вознесения. Таким образом, между 48-м и 49-м стихами полагают промежуток в 40 дней. Ввиду того, что иного способа соглашения евангельских повествований не находится – другие способы примирения не заслуживают доверия, – остается принять именно такое предположение, что с 49-го стиха начинается описание последнего явления Христа апостолам. Значит, евангелист Лука в своем Евангелии описывает только два явления Христа апостолам: первое – в день воскресения (стихи 36–48) и последнее – в день вознесения (стихи 49–51). «Доколе не облечетесь силою свыше». Образ облечения указывает на снаряжение в путь, может быть, воина, надевающего свое вооружение: апостолы – тоже воины Христовы! «Сила свыше» – благодать Святого Духа, которая и есть новая сила, получаемая через Святого Духа (ср. Деян.1:8 ; Лк.1:35 ). Лк.24:50 .  И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. Лк.24:51 .  И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Лк.24:52 .  Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но всякому пленнику необходим выкуп для освобождения. Однако ни брат не может выкупить своего брата, ни каждый сам себя, потому что выкупающий собой другого должен стоить намного больше, нежели тот, который пленен и уже рабствует. Но человек вообще не имеет такой силы пред Богом, чтобы мог умилостивить Его за грешника, ибо и сам он повинен греху, «потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3:23-24).     «Посему не даст Богу измены за ся» (Пс.48:8) «и цену избавления души своея» (Пс.48:9). Значит, не брата ищи для своего искупления, а Того, Кто превосходит тебя естеством; не простого человека, а Богочеловека Иисуса Христа, Который един может дать Богу искупление за всех нас, «Егоже предположи Бог очищение верою в Крови Его» (Рим.3:25). Моисей был братом израильтян и посему не мог их искупить. Как же тогда искупит обычный человек? Пророк прежде всего говорит утвердительно: «Брат не избавит;» затем с ударением добавляет вопросительно: «Избавит ли человек?» Моисей не освободил народ от греха, а лишь умолил Бога не карать за грех. Он даже за себя не мог дать умилостивления, когда впал в грех и после столь многих и великих чудес и знамений, которые видел, произнес слова сомнения: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» Посему и Господь за это слово «сказал Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтобы явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Чис.20:10, 12). Поэтому «не даст Богу измены за ся» (Пс.48:8). Ибо что может человек найти столь драгоценное, чтобы дать в искупление за свою душу? Но нашлось нечто равноценное всем вкупе людям, что и дано в цену искупления за нашу душу: это святая и многоценная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он пролил за всех нас, поэтому мы и «куплены дорогою ценою» (1Кор.6:20).    Итак, «брат не избавит, избавит ли человек?» Если человек не может нас искупить, то Искупивший нас не есть человек.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:18, 20 24. Блаженной Ксении Петербургской Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 25. Святителя Григория Богослова Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 151. Аллилуия, глас 2 Стих: Внимай, народ мой, закону моему, склоните ухо ваше к речам уст моих. Стих: Открою я в притчах уста мои, изреку загадки изначальные. Пс 77:1, 2 27. Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 318а. Аллилуия, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 30. Собор святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 334. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою — в собрании святых. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6, 8а Февраль 2. Сретение Господне Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 316. Аллилуия, глас 8 Стих: Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром. Стих: Свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля. Лк 2:29, 32 3. Праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010