Иез. 40 :2. В видении Божием повел меня 1016 на землю Израилеву и поставил меня на весьма высокой горе, а на ней были как бы городския постройки, прямо (к полудню) 1017 . Иез. 40 :3. И привел Он меня туда: и вот муж, которого вид был как бы вид блестящей меди, и в руке его была вервь строителей и трость для измерения, и он стоял у ворот. Иез. 40 :4. И (он) 1018 сказал мне: видел-ли ты, сын человеческий? смотри глазами своими и слушай ушами своими, и положи на сердце свое все, что я покажу тебе, ибо за тем ты пришел сюда, чтобы я показал тебе, а ты покажешь все, что видишь, дому Израилеву. Иез. 40 :5. И вот ограда снаружи вокруг храма, а в руке мужа трость измерения в шесть локтей, а локоть в шесть ладоней 1019 . Он измерил ограду 1020 : ширина 1021 (ея) равна мере и вышина ея равна мере 1022 . Иез. 40 :6. И вошел в ворота, обращенныя к востоку, семью ступенями, и измерил комнаты 1023 : шесть 1024 в одну сторону, и шесть в другую, и притвор 1025 у двери равен мере. Иез. 40 :7. И комната 1026 равна мере в длину и равна мере в ширину, а притвор 1027 внутри комнат 1028 -шесть локтей, и комната вторая равна мере в ширину и равна мере в длину, а притвор-пяти локтей. Иез. 40 :8. И третья комната равна мере в длину и равна мере в ширину. Иез. 40 :9. А притвор у ворот, что близ притвора у дверей, осьми локтей. А столбы 1029 двух локтей, и притвор внутри ворот 1030 . Иез. 40 :10. И комнаты при воротах: одна против другой, три с одной стороны и три с другой, и один размер у трех и один размер столбам 1031 с той и другой стороны. Иез. 40 :11. И измерил ширину отверстия 1032 ворот:-десять локтей, а ширина ворот 1033 -тринадцать локтей. Иез. 40 :12. И пред комнатами свод 1034 в один локоть: в один локоть (с одной стороны) и в один локоть (с другой),-(таков) размер 1035 его в ту и другую сторону; а комнаты: шести локтей в одну сторону, и шести локтей в другую сторону 1036 . Иез. 40 :13. И измерил ворота от стены (одной) комнаты до стены (другой) комнаты: в ширину было двадцать пять локтей 1037 , столько было от (одной стороны) ворот до (другой стороны) ворот 1038 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Глава 40 Вторая речь Господа. 1–9. Бог правосуден. 10–27. Описание бегемота (10–19) и крокодила (20–27). Иов.40:1 .  И отвечал Господь Иову из бури и сказал: Иов.40:2 .  препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне. Ср. Иов 38.1–3 . Иов.40:3 .  Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Предшествующая речь об устрояющей всеблагой премудрости Божией implicite содержит ту мысль, что Бог не может быть неправосудным. Окончательному выяснению данной истины и посвящается вторая речь Господа. Поэтому она и начинается полным недоумения вопросом: «ты хочешь ниспровергнуть суд Мой?» Настаивая на не заслуженности своих страданий, Иов тем самым обвинял Бога в неправосудии. Но прав ли он в этом? Неужели он может выступить в роли и положении защитника высшей, чем божественная, справедливости? Иов.40:4 .  Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? Порицающий и отвергающий Божественное Правосудие, Иов не в состоянии взять на себя заботу об охранении правды среди людей. Чтобы быть правосудным, надо обладать соответствующею силою для защиты правды. И, конечно, у Иова ее нет. У него не такая мышца (ср. Иов 22.8 ) и голос (ср. Иов 37.2 и д.), как Бога, т. е. он не всемогущ (ср. Пс. 28 ). Противоположение бессилия Иова в деле охранения правды божественному всемогуществу в данном отношении представляет несомненное доказательство того, что Бог правосуден. Иов.40:5 .  Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; Иов.40:6 .  излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; Иов.40:7 .  взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; Иов.40:8 .  зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою. Иов.40:9 .  Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя. Продолжение мысли о неспособности Иова защитить правду и уничтожить зло. Иронический характер речи (ст. 5; ср. Пс 103.1 ) содержит хотя не прямое, но все же довольно ясное указание на то, что Бог управляет миром по законам самой строгой правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К тому же заключению о времени написания отдела 40–66 гл. приводит сравнение его с главою 1-й, с которою отдел имеет близкое сходство. Так, сопоставляя между собою главы 43:22–28 и 66:1–4, с одной стороны, и гл. 1:11–20, с другой стороны, мы видим во всех трех местах обличение Израиля за тщетное его празднование, небогоугодные его всесожжения и жертвы, хлебные приношения и фимиам, так как Господь не требовал даров подобного рода 302 и даже ненавидит их (66:3 и 1:13–14) 303 . Затем в той же 43 главе (24 ст. и след.) идет речь о том, что Господь «изгладит» грехи Израиля, и Израиль призывается к суду; ср. 1 гл. 18 ст.: «тогда придите и рассудим, говорит Господь; если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю». – Из других мест отдела 40–66 гл. очень напоминают 1-ю главы 58-я и 59-я. В 58:3 и дал. говорится о небогоугодном посте и почитании субботы, ср. 1:13 и дал. С 59:14: «Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова отца твоего: уста Господни изрекли это», ср. 1:19–20. – 59:2, 3: «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать, ибо руки ваши осквернены кровью», ср. с 1:13, 15 и дал.; 59:20: «И придет Искупитель Сиона и сынов Израиля, обратившихся от нечестия очень напоминает 1:27: «Сион искупится правосудием, и обратившиеся сыны его правдою»; о правосудии и правде, как в 58 гл., 59:11, 14..., так и в 1-й главе, идет речь с особенною выразительностью. – Еще: слова 1:2: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» парал. 49:26; 63:8–10, 1, 4: «племя злодеев» паралл. 57:3–4. Останавливает внимание также сходство стихов 7-го и 8-го главы первой с 64:10–11 304 . В 1:25 – делается сравнение нравственного испытания и очищения с плавлением металла, как и в 48:10. В сходных чертах в 1:28–31 и главах 65-й и 66-й представляется воздаяние нечестивым 305 . – 65:6, ср. с 1:24 306 . – Такое близкое сходство 1-й главы по содержанию, словесному выражению и даже языку 307 с отделом 40–66 гл. легко обменяется, если допустить близость 1-й и 40–66 глав по времени происхождения: если, именно, написав отдел 40–66 гл., пророк присоединил к нему вступительную 1-ю главу, в которой, как это и должно было быть, вспоминались или повторялись мысли и выражения отдела 40–66 гл. В данном случае естественнее предполагать, что во введении воспроизводится содержание целого, чем то, что у писателя 40–66 гл. – если, то есть, это был не пророк Исаия – встречаются целые отделы, составленные по подражанию одной первой главе, и что она вся воспроизводится в различных местах отдела 40–66 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Иов.40:15 .  горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; Пользуясь острыми зубами, бегемот питается посевами и растительностью смежных с Нилом местностей (прибрежные возвышенности – «горы» по сравнению с низменностью реки), но своим появлением здесь не производит смятений среди животных ( «и там все звери полевые играют»): он не плотояден. Иов.40:16 .  он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; Иов.40:17 .  тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; Вдали от реки (ст. 15) гиппопотам появляется лишь тогда, когда чувствует недостаток в пище. Обычное же его местопребывание при воде, среди лотоса (евр. «цеелим» ­­ «тенистые деревья») и другой растительности. Иов.40:18 .  вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Вместо синодального: «вот он пьет из реки и не торопится», буквальный перевод должен быть такой: «пусть река поглощает его, он не страшится». Вода – родная стихия бегемота; ему не страшны разливы Нила и течение такой быстрой реки, как Иордан. Иордан в смысле собственного имени употребляется лишь как пример быстрой реки. Буквальное понимание: «бегемот не боится Иордана» недопустимо потому, что во времена Иова в нем не водилось гиппопотамов. Другие экзегеты понимают «йарден», как имя общее: «течение воды», и сближают его с словом «йор» – «канал», служащим для обозначения Нила. Иов.40:19 .  Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром? Человек не может овладеть бегемотом ни открытою силою ( «в глазах его»), ни при помощи хитрости. Иов.40 – Иов.41.26 . Описание левиафана. Иов.40:20 .  Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? Под именем левиафана ( Иов 3.8 ; Пс 73.14, 103.26 ) разумеется, как думают, крокодил. Право на такое понимание дает между прочим еврейское выражение данного стиха: «тимшок» («можешь ли вытащить»), составляющее намек на коптское название крокодила – «temsah» и современное арабское «timsah». Еврейский язык не имеет особого имени для этого животного, как не встречающегося в Палестине. Крокодила нельзя поймать обычным при ловле рыб способом, – удою, невозможно и вытащить его из воды, захватив за язык веревкою. Невозможность объясняется тем, что язык крокодила прикреплен перепонкою к двум краям нижней челюсти, в силу чего животное не может ни протянуть его, ни высунуть наружу. Древние, вслед за Геродотом (II, 68), верили, что у крокодила совсем нет языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 40 1–6. Вторичное освобождение Иеремии. 7–16. Наместник Годолия. Иер.40:1–6 . Иеремия получил от Навузардана полную свободу распорядиться своею судьбою. Он мог или идти с своими соотечественниками в Вавилон или остаться с Годолией, наместником, с небольшою общиною иудейскою в Иудее. Иеремия избрал последнее и остался вместе с Годолией в г. Массифе. Иер.40:1 .  Слово, которое было к Иеремии от Го­с­по­да, по­сле того как Навузардан, начальник телохранителей, отпустил его из Рамы, где он взял его скован­ного цепями среди про­чих плен­ных Иерусалимлян и Иудеев, пере­селя­емых в Вавилон. Надписание, содержащееся в этом стихе, относится собственно только к Иер 42.4–22 и Иер 43.8–13 , которые стоят в тесной связи с историческими повествованиями, содержащимися в XL и XLI-й главах. В силу этого и надписание, которому бы следовало быть пред Иер 42.4 ст., отнесено к началу XL-й гл. – Рама была первою остановкою плененных иудеев (город этот в 2-х часах пути к северу от Иерусалима). Иер.40:3 .  и навел его Го­с­по­дь и сделал то, что сказал; по­тому что вы согрешили пред Го­с­по­дом и не слушались гласа Его, за то и по­стигло вас это. Навузардан говорит так, как говорил Иеремия, применяясь к его точке зрения. Впрочем, и по своему языческому складу мыслей, он мог верить в еврейского Бога, Которого евреи оскорбили своим непослушанием и Который за это стал помогать халдеям. Иер.40:5 .  Когда он еще не отошел, сказал Навузардан: пойди к Годолии, сыну Ахикама, сына Сафанова, которого царь Вавилонский по­ставил начальником над городами Иудейскими, и оставайся с ним среди народа; или иди, куда нравит­ся тебе идти. И дал ему начальник телохранителей про­доволь­ствие и подарок и отпустил его. Иеремия, очевидно, сначала не высказал желания оставить своих плененных соотечественников. Но потом, когда он услыхал, что и в Иудее еще остается община под управлением иудейского же начальника, он счел лучшим для дела остаться в Иудее, где могла снова возродиться теократическая жизнь. Иер.40:6 .  И при­шел Иеремия к Годолии, сыну Ахикама, в Массифу, и жил с ним среди народа, оставав­шегося в стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.40:8 .  Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло: Пс.40:9 .  «слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более». Пс.40:10 .  Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. Враги с нетерпением ждут его полной гибели. Они лицемерно посещали Давида во время болезни, приходили за тем, чтобы убедиться в его немощи и когда выходили от него, обсуждали виденное, злоумышляя на Давида. Они в болезни Давида видели кару от Бога ( «слово велиала пришло на него»), почему думали, что она (болезнь) должна привести к смертному исходу. Жестокая болезнь, неисцелимая, переживалась им. Давид сейчас может надеяться только на Бога: даже тот человек, который обязан бы поддерживать его, близкий ему ( «человек мирный со мною»), на которого Давид полагался и который делил с ним трапезу (высшие знаки близости), усилил тяжесть его положения ( «поднял на меня пяту») своей изменой. Известно из исторических книг, каким доверием Давида пользовался Ахитофел и какое впечатление произвела на него его измена. Своим поступком Ахитофел прообразовал Иуду, близкого ученика Спасителя, которому Он вверил заботу о материальном содержании себя с учениками и который, хотя и пользовался знаками любви к себе своего Учителя, особенно на Тайной Вечери, однако предал его врагам ( Ин. 13:18 ). Пс.40:11 .  Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им. Пс.40:12 .  Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо мною, Пс.40:13 .  а меня сохранишь в целости моей и поставишь пред лицем Твоим на веки. Давид молит Бога о прощении своего греха, об исцелении от болезни и о каре врагов. В этой заслуженной врагами каре Давид увидит знак благоволения к себе Бога и прощения своего греха (прошедшее время глаголов стоит вместо будущего). – «А меня... поставишь пред лицем Твоим во веки» – т. е. я буду служить Тебе вечно, во все продолжение своей земной жизни, или в смысле – это Твое благоволение будет для меня служить залогом того, что за гробом я буду предстоять пред Тобою, жить вблизи Тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 3  голоса:  5.0 из  5) Здравствуйте! Мне в этом году исполняется 40 лет. Родственники в один голос твердят, что нельзя отмечать сорокалетие. Есть ли в этом смысл? Некоторые связывают число 40 – это как сороковины. Как поступить? День рождения – 1 июля. Спасибо. Галина Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Мнение, что нельзя отмечать сорокалетие, является обычным суеверием. Порождено оно совершенно произвольной ассоциацией. Общая причина появления таких предрассудков — отсутствие подлинной воцерковленности. Если мы начнем изучать Священное Писание, то увидим, что число 40 многократно там упоминается. Образуется оно путем умножения двух других символических чисел: 4 (символ пространственной законченности видимого мира) и 10 (символ относительной завершенности). Последнее число, в свою очередь, может быть получено путем сложения двух других чисел, которые также символизируют полноту, как в мире духовном, так и мире видимом: 3 и 7. В результате число 40 выражает собой совершенную полноту. – Сорок дней и сорок ночей продолжался потоп ( Быт.7:17 ). – Сорок лет было Исааку, когда он взял себе в жены Ревекку ( Быт.25:20 ). – Странствование евреев по пустыне продолжалось сорок лет ( Исх.16:35 ; Чис.14:33 ; Втор.8:2 ). – На три сорокалетия делится жизнь пророка Моисея, продолжавшаяся сто двадцать лет. Сорок дней и сорок ночей он провел на горе Синай ( Исх.24:18;34:28 ). – После рождения мальчика женщина сорок дней проходит очищение ( Лев.12:2, 4 ). Если она рожала младенца женского пола, то очищение продолжалось восемьдесят дней (40 + 40). – Иисус Навин говорит: я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю ( Нав.14:7 ). – После победы судии Гофониила над царем Месопотамским Хусарсафемом покоилась земля сорок лет ( Суд.3:1–11 ). Сорок дней приглашал филистимлянин Голиаф евреев вступить с ним в поединок (см.: 1Цар.17:16 ). – Цари Давид и Соломон правили по сорок лет ( 2Цар.5:4;15:7 ; 3Цар.2:11 ; 3Цар.11:42 ).

http://sueverie.net/sorok-let-v-obed.htm...

Ближайший повествовательный контекст Л. к. в рамках данных книг - это пространный эпизод Исх 19. 1 - Числ 10. 11 в рассказе об исходе, который называют Синайской перикопой (СинПер). Эпизод обрамляется 2 хронологическими указаниями, охватывающими временной интервал длиной фактически в один год: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую» (Исх 19. 1). «Во второй год, во второй месяц, в двадцатый день месяца… отправились сыны Израилевы по станам своим из пустыни Синайской» (Числ 10. 11-12). В интервале между указанными датами израильтяне находились у горы Синай, где произошли важнейшие для Израиля события. Среди них наиболее тесно с содержанием Л. к. связаны сооружение походного святилища и учреждение культа (Исх 25-31, 35-40). В Исх 25-31 Бог сообщает Моисею предписания об изготовлении всех элементов скинии и культовых принадлежностей, одежды для священников и о ритуале посвящения священников; в Исх 35-40 рассказывается об исполнении этих предписаний, кроме посвящения Аарона и его сыновей, к-рое происходит только в Лев 8-9. Т. о., посвящение священников, предписанное в Исх 29, выполняется в Лев 8 в соответствии с ритуалом, описанным в Исх. Более того, место действия, т. е. скиния собрания, в котором ритуалы не только должны совершаться, но и фактически совершаются (Лев 9), создано в последних главах кн. Исход. Еще одна иллюстрация неразрывной связи между Л. к. и кн. Исход - не вполне нормированный синтаксис вводной фразы Лев 1. 1:                   эта фраза становится прозрачной, если учесть, что предпосылки для нее создает ближайший текст Исх 40. 35: «...и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию». Общепризнано, что примыкающий к Лев текст Исх 40. 36-38 - вторичная интерполяция, соотнесенная с (вторичным) концом СинПер, а именно с Числ 9. 15-17. Если эту интерполяцию изъять, то Лев 1. 1 будет следовать непосредственно за Исх 40. 35; отсюда видно, что подразумеваемый при   субъект - это   тогда как   выступает субъектом при   ( Rendtorff.

http://pravenc.ru/text/2463319.html

Массифа – в 2-х часах пути к северо-западу от Иерусалима; она была расположена на востоке, господствующей над окружающими местностями. Иер.40:7–16 . Годолия стал вводить добрые порядки среди оставшихся в Иудее жителей, и около него стали собираться остатки иудейских отрядов, находившимся во время взятия Иерусалима вне этого города, а также те иудеи, какие спасались бегством от халдеев у аммонитян и, вообще, в заиорданских областях. Но благополучию оставшейся иудейской общины скоро пришел конец. Против Годолии был устроен заговор неким Измаилом, о котором Годолии донесли своевременно, но против которого наместник не захотел принять никаких мер. Иер.40:8 .  тогда при­шли к Годолии в Массифу и Исмаил, сын Нафании, и Иоанан и Ионафан, сыновья Карея, и Сераия, сын Фанасмефа, и сыновья Офи из Нетофафы, и Иезония, сын Махафы, они и дружина их. Измаил, сын Нафании, как видно из Иер 41.1 , был царского рода. Отсюда понятно, почему он восстал против Годолии, человека простого происхождения, на которого он, притом, мог смотреть как на изменника отечеству. – «Нетофаф» – город в Иудее, недалеко от Вифлеема. Иер.40:9 .  Годолия, сын Ахикама, сына Сафанова, клял­ся им и людям их, говоря: не бойтесь служить Халдеям, оставайтесь на земле и служите царю Вавилонскому, и будет вам хорошо; «Не бойтесь служить халдеям» – правильнее перевести, как у LXX: не опасайтесь служителей (или чиновников) халдейских, которые, конечно, были оставлены в Палестине Навуходоносором. Иер.40:10 .  а я останусь в Массифе, чтобы пред­ста­тель­ство­вать пред лицем Халдеев, которые будут при­ходить к нам; вы же собирайте вино и летние плоды, и масло и убирайте в сосуды ваши, и живите в городах ваших, которые заняли. «Собирайте вино». Замечательно, что халдеи не истребляли жатвы и плодов земли Иудейской – то и другое оказалось в целости спустя несколько недель после их удаления из Иудеи. Ассирийцы поступали иначе (ср. Ис 1.7–9 ). Иер.40:13 .  Между тем Иоанан, сын Карея, и все воен­ные начальники, быв­шие в по­ле, при­шли к Годолии в Массифу

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

они будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога», – а в 43:3 Господь говорит: «в выкуп за тебя отдал Я Египет, Ефиопию и Савею»;... выражения: «труды египтян» и «торговля ефиоплян и савейцев, людей рослых», по-видимому, прямо указывают на 18:2, 7; 19:7 и дал.; отсюда видно единство в представлении писателя книги об этих народах 293 . Можно указать в отделе 40–66 гл. и другие довольно ясные признаки написания его вскоре по удалении Сеннахерима из страны. Так в 62:8–9 и 65:21–22 говорится: «не дам зерна твоего более в пищу врагам, и сыновья чужих ( или в 61:5, ср. 1:7) не будут пить вина твоего, над которым ты потрудился»; эти слова ясно напоминают слова пророка Исаии, сказанные Езекии во время нашествия Сеннахерима: «вот тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и на другой год самородное, а на 3-ий год сейте и жните, и садите виноградные сады, и ешьте плоды их» (37:30, ср. 1:7) 294 . А слова 66:9: «доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь; или, давая силу родить, заключу ли утробу?» не суть ли утешительный отзвук на слова Езекии, чрез послов сказанные им пр. Исаии: «день скорби и наказания и посрамления день сей; ибо младенцы дошли до отверстия утробы матерней, а сил нет родить?» – Да и вообще то отношение, в каком отдел 40–66 гл. находится к отделу историческому (36–39 гл.) и к главам предшествующим, близким ко времени написания к 14 году Езекии, показывает, что сам отдел 40–66 в действительности написан около этого же времени (а не во время пред окончанием плена вавилонского или еще позднее, как утверждает отрицательная критика). Так, 40 глава есть ничто иное, как продолжение главы 35-й, на которой остановилось пророческое «видение» (ср. 1:1) Исаии пред нашествием Сеннахерима. «Утешайте, утешайте народ Мой!» говорится в 40-й главе,., «возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! не бойся: скажи городам Иудиным: вот, Бог ваш» (ст. 1 и 9-й); тот же призыв к утешению мы видим в 35:3, 4: «укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие; скажите робким душой: будьте тверды, не бойтесь: вот, Бог ваш».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010