(542/2, 378) 8. Если кто полагает, что некоторые могут достичь благодати Крещения милосердием, а другие – свободной волей, о которой ясно, что она есть порок во всех тех, кто родился во грехе первого человека, то он обнаруживает, что чужд истинной вере. На самом деле – он утверждает, что свобода воли не была ослаблена во всех людях после грехопадения первого человека, или, по крайней мере, он верит, что человек хотя и был поражен, но таким образом, что некоторые еще могут сами, без Божественного Откровения, познать тайну вечного спасения. Насколько это учение противно учению Христа, Сам Господь показывает, свидетельствуя, что не то что некоторые, а никто не может прийти к Нему, если Отец не привлечет его [ Ин 6, 44 ], и говоря также Петру: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» [ Мф 16, 17 ]. И Апостол говорит то же: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» [ 1Кор 12 , З] 342 . (545, 385) 15. «По отношению к тому состоянию, в котором Бог создал Адама, Адам изменился к худшему через свое беззаконие. По отношению к состоянию, в которое его ввергло это беззаконие, верный изменился к лучшему благодатью Божией. Первым изменением мы обязаны первому грешнику, а второе «изменение», по словам псалмопевца, происходит от «Десницы Всевышнего» [ Пс 77 (76), 11] 343 . Заключение Цезария Арльского (546, 396) Итак, согласно утверждениям из Священного Писания, приведенным выше, и определениям Святых Отцов, мы должны, с помощью Божией, проповедовать и верить, что грех первого человека столь извратил и ослабил свободную волю, что никто с тех пор не может ни любить Бога, как должно, ни веровать, ни делать доброе для Бога, если благодать милосердия Божия его в этом не предваряет. Потому мы веруем, что праведный Авель, и Ной, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и все множество святых прежних времен получили свою дивную веру, за которую святой Павел восхваляет их в своей проповеди [ Евр 11 ], не через доброту природы, данную изначально Адаму, но через благодать Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

N. Paulus. Luther und Poligamie в «Literarische Beilage der Kölnischen Volkszeitung», 1908, 18, (30 апреля); Его же, Caietan und Luther über die Poligamie в Historischpolitische Blätterr, 1906, t. С. XXXV, р. 90; W. Rockwel, Doppelebe der Landgrafen Philipp von Hessen, Marburg, 1904: Denifle, Luther und Lutherthum, 1904; W. Walther, Für Luther wider Rom, Halle. 1906. S. 707 сл.; Kolde, Martin Luther, t. II. р. 196–197; Brieger, Preussische Jahrbücher, 1909, t. I, р. 42; I. Paquier, L’etat religieux et le marriage d’apres Luther, Revue du Clergé Francais, 15 мая 1911, р. 385–417). 76 Еще откровеннее был Карлштадт. «Нечего попусту совеститься, писал он Лютеру – будем двоеженцами и троеженцами, будем иметь столько жен, сколько можем прокормить. Плодитеся и множитеся: не так ли Лютер? Пусть же исполнится заповедь неба», (Bossuet. Historie de variations des églises protestantes, Т. I). 79 См. Словари Ширлица, стр. 115, Прешейна, 316 ср. С. Зарина «Аскетизм по православно-христианскому учению», II, 610–614 сл. 80 Напр., из защитников второбрачия d-r I. Richterich, ор. cit., S. 743: архим. Д. Георгиадис, ор. cit., стр. 32. 84 Иудно 16, 22, 23: «многие желали ея, но мущина не познал ея во все дни ея жизни, с того дня как муж ея, Манассия, умер. Она приобрела великую славу и состарелась в доме мужа своего», ср. Лук. 2:36–38 . Первосвященник не мог жениться на вдове ( Лев. 21:14 ), а есть известие, что и сам он не мог жениться овдовев (Vitringa de Synogoga Vetera. 655–657). Священникам в книге Левит не запрещено жениться на вдовах, я сказано лишь: «они не должны брать за себя блудницу и опороченную, не должны брать и жену, отверженную мужем своим, ибо они святы, Господу Богу твоему. Святи, его, ибо он приносит хлеб Господу Богу твоему» ( Лев. 21:7–8 ). Но в книге пророка Иезекииля сказано: «Ни вдовы, ни разведенной с мужем они (священники) не должны брать себе в жены, а только могут брать себе девиц из племени дома Израилева и вдову, оставшуюся вдовою от (44,22) Папа Иннокентий и Сириций ссылаются в своих посланиях на изречения: «Sacerdotes mei non nubent amplius», «sacerdotes mei semel nubant», при чем Сириций последнее изречение называет «lex per Moysen data», но обо они апокрифического происхождения, и Иосиф Флавий без всякого колебания вступил во второй и третий Впрочем, в последнем случае нужно считаться и с особенностями личности и судьбы историка.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Будут также иметь место и мятежи (смятения) (Мк. 13, 8). 1.2.5. Природные катаклизмы «…будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24, 7), «знамения в солнце и луне и звездах, …море восшумит и возмутится» (Лк. 21, 25). 1.2.6. Пришествие антихриста Непосредственно перед пришествием Христовым диавол воздвигает особое орудие зла — антихриста. Приставка «ντι» в греческом языке может иметь два значения «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба значения правомочны, потому что антихрист явится и противником Христа «который будет стараться истребить христианство» [ 383 ], и тем кто попытается поставить себя на место Христа. В Священном Писании наименование «антихрист» употребляется в двух значениях. В широком значении это — всякий, кто отрицает богочеловечество и богосыновство Иисуса Христа (1 Ин. 2, 22; 4, 3). В этом смысле «появилось много антихристов…» (1 Ин. 2, 18). В строгом смысле это наименование употребляется в отношении определенного лица. Господь говорил иудеям: «…иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5, 43). Ап. Павел называет антихриста «человеком греха, сыном погибели» (2 Фес. 2, 3). Антихрист будет теснейшим образом связан с сатаной, его «пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2, 9). Имя антихриста неизвестно, известно только его число — «666». По объяснению сщмч. Иринея Лионского, имя его неизвестно «потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого» [ 384 ]. По словам св. Иоанна Дамаскина, антихрист «рождается… от блудодеяния, тайно воспитывается, внезапно восстает, возмущается и делается царем» [ 385 ]. Антихрист, «превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею» (2 Фес. 2, 4), «приидет во имя свое» (Ин. 5, 43), то есть будет бороться против всех религий, будет отрицать все предметы религиозного чествования как в христианском, так и в языческом понимании. Характерной его чертой будет богохульство (Откр. 13, 5–6), он усвоит себе Божественное достоинство и потребует себе Божеского поклонения: «в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2, 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Глава 52 (1) Восстань, восстань, Облекись в силу свою, Сион! Облекись в одежды нарядные свои, Иерусалим, город святой! Ибо не будет входить в тебя более Необрезанный и нечистый. (2) Стряхнись от пыли, Поднимись, сядь 377 , Иерусалим; Освободи себя 378 от цепей на шее твоей, Пленная дочь Сиона! (3) Ибо так говорит Иегова: «За ничто вы проданы были, «И без серебра искуплены будете». (4) Да, так говорит Господь Иегова: «В Египет сходил народ Мой вначале, «И был там переселенцем; " И Ассур 379 без всякой вины теснил его; (5) «И теперь, что у Меня здесь, – говорит Иегова, – «Когда взят народ Мой за ничто, – «Властители его неистовствуют 380 , – говорит Иегова, – «И постоянно всякий день имя Мое безславится?.. (6) «Но познает народ Мой имя Мое, «Именно – в тот день, «Когда Я – сам скажу: вот Я»! (7) Как прекрасны на горах ноги благовестника 381 , Возвещающего мир, Благовестника доброго, Возвещающего спасение, Говорящего Сиону: «воцарился Бог твой»! (8) Вот голос сторожей твоих.... Они подняли крик, Один другому восклицают, Что с – глазу на – глаз видят Возвращение Иеговы в Сион. (9) Торжествуйте, ликуйте все Развалины Иерусалима; Ибо утешил Иегова народ Свой, Освободил Иерусалим. (10) Обнажил Иегова мышцу святую Свою 382 Перед глазами всех народов, И видят все концы земли Спасение Бога вашего. (11) Возвращайтесь, возвращайтесь, Выходите оттуда, Нечистоты не касайтесь, Выходите из среды ее, Очиститесь, носящие сосуды Иеговы 383 . (12) Только не второпях выходите И бегом не бежите 384 , Потому что пойдёт впереди вас Иегова, И собирающий вас Бог Израиля. XLII 385 (13) Вот войдёт в силу раб Мой, Прославится и вознесется, И возвеличится чрезвычайно. (14) Как изумятся о тебе многие! Так обезображен, больше чем чей либо, вид Его, И лице Его – больше чем кого – либо из сынов человеческих... (15) Но Он рассеет народы многие, Перед Ним закроют цари уста свои, Ибо, чего не рассказывали им, увидят, И чего не слышали, узнают. 377 по LXX κθισον, сядь; другие переводят пленный от . Первому переводу соответствует пунктация, и он ближе к смыслу предшествующей речи, где говорилось о повержении на землю для прохода по местам не удобным, или для подставки при восседании на коня победителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Дан. 11 :7. И возстанет отрасль 384 корня ея для утверждения его 385 , и придет в силу, и войдет в укрепления царя северного, и будет действовать в них и укрепится, Дан. 11 :8. И богов их с идолами их, и все драгоценные сосуды их из серебра и золота с пленниками унесет в Египет, и он будет могущественнее царя северного. Дан. 11 :9. И войдет 386 в царство южного царя, но возвратится в свою землю. Дан. 11 :10. И сыновья его 387 соберут многочисленный и сильный народ, и войдет он 388 , шествуя и наводняя, и пройдет 389 , и остановится и (потом) даже до крепости 390 его дойдет 391 . Дан. 11 :11. И разсвирепеет 392 царь южный, и выйдет и будет воевать с царем северным, и выставит много народа и народ предастся 393 ему. Дан. 11 :12. И овладеет народом 394 и возгордится сердце его, низложит многия тысячи 395 , но не будет сильнее. Дан. 11 :13. И возвратится царь северный, и приведет многочисленный народ 396 более прежнего, и по окончании нескольких 397 лет 398 войдет быстро 399 с большою силою и великим богатством 400 . Дан. 11 :14. В те года многие возстанут против царя южного и мятежные 401 из сынов народа твоего поднимутся, чтобы исполнилось видение 402 , но изнемогут. Дан. 11 :15. И придет царь северный, и сделает насыпь 403 , и возьмет укрепленные города, силы же 404 царя южного не устоят, и возстанут отборные 405 его 406 , и не будет (у него) силы (противо) стоять. Дан. 11 :16. И поступит вступивший к нему 407 по воле своей, и никто не будет стоять против него, и он остановится в земле Сави 408 , и она погибнет от руки его. Дан. 11 :17. И вознамерится 409 войти с силою всего царства своего 410 и во всем справедливо 411 поступать с ним, и дочь жен отдаст ему на растление, но не состоится и не сбудется ему 412 . Дан. 11 :18. И обратит лице свое на острова и возьмет многие, и погубит князей позора своего 413 , но позор его возвратится на него 414 . Дан. 11 :19. И обратит лице свое на крепость земли своей 415 , и изнеможет, и падет, и не найдут 416 его. Дан. 11 :20. И возстанет от корня его царская отрасль 417 для утверждения его, возвышающая и совершающая славу царства 418 , но в те дни будет сокрушена не лицами и не войною 419 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма одиннадцатая В наставление, Асафа, 77. 378 1 379 Внемли, народ Мой, закону Моему, приклони ухо твое к словам уст Моих! 2 380 Отверзу в притчах уста Мои, изреку сокровенное от создания мира. 3 381 То, что слышали мы и познали, что отцы наши поведали нам, 4 Не утаится от потомков их; возвещу славу Господню, силу Его и чудеса, сотворенные Им. 5 382 Даровал Он откровение Иакову, закон положил Израилю, заповедав отцам нашим передать его сыновьям своим, 6 Да познают потомки, сыновья, еще не рожденные, и возрастут они, и поведают также сынам своим. 7 Да возложат на Бога упование свое и не забудут деяний Божьих, исполнять будут заповеди Его! 8 Да не будут, подобно отцам их, родом строптивым и дерзким, родом, что не сохранил правды в сердце своем и не был верен Богу духом своим. 9 383 Сыны Ефремовы, что напрягают луки и стреляют, обратились в бегство в день битвы; 10 384 Не сохранили они завета Божия, не захотели соблюдать закон Его; 11 385 И забыли благодеяния Его и чудеса Его, что явил Он им. 12 386 Чудеса, что сотворил Он пред отцами их на земле Египетской, на поле Танеос; 13 387 Разверз Он море и, как по суше, провел их; остановил воды, собрав их, словно в мехи; 14 388 И облако Его вело их днем, и всю ночь вел их столп огненный. 15 389 Расторг Он камень в пустыне и напоил их, точно из бездны великой; 16 390 И источил воду из камня, извел потоки водные. 17 Но продолжали они согрешать пред Ним, оскорбляли Всевышнего в пустыне безводной; 18 И искушали Бога в сердцах своих, испрашивая пищи, угодной им. 19 И клеветали они на Бога и говорили: «Разве может Бог даровать нам трапезу в пустыне? 20 Хотя ударил Моисей по камню, и потекли воды, и разлились потоки, но разве может Бог дать хлеб? Или даровать трапезу народу Своему?» 21 Услышал Господь и воззрел на них, и возгорелся гнев на Иакова, излился гнев на Израиля; 22 Ибо не веровали они Богу, и не ждали от Него спасения. 23 И свыше повелел Он облакам, и отверз Он врата небес; 24 391 И обильно, как дождь, послал им манну в пищу, хлеб небесный даровал им.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Еккл. 11 :10. И удаляй безпокойство 369 от сердца твоего и отринь дурное от плоти твоей, ибо юность (соединенная) с безумием 370 -суета! 371 . Глава 12 Еккл. 12 :1. И помни Творца твоего во дни юности твоей, пока не наступили бедственные дни твои и не пришли годы, о которых будешь говорить: „нет мне наслаждения в нихъ“ 372 . Еккл. 12 :2. Доколе не померкли (для тебя) солнце, и свет, и луна, и звезды, и не нашли новыя тучи 373 после дождя. Еккл. 12 :3. (Пока не наступил) тот день 374 , когда задрожат стерегущие дом 375 , и согнутся мужи силы 376 , и перестанут молоть мелющие 377 , ибо их мало останется, и померкнут смотрящие в отверстия 378 , Еккл. 12 :4. И затворят двери на торжище 379 , при слабости звука мельницы 380 , и будет он вставать по пению птицы 381 и ослабеют все органы пения 382 . Еккл. 12 :5. И в пути на высоту 383 будут смотреть с ужасом 384 , и зацветет миндаль 385 , и отолстеет саранча, и распадется каперсь 386 , ибо отходит человек в вечный дом свой и окружают (его) плакальщицы на площади. Еккл. 12 :6. Пока не порвалась серебряная цепочка 387 и не разорвалась золотая повязка 388 , и не разбился водонос у источника, и не сломилось колесо над колодцем 389 . Еккл. 12 :7. И возвратится прах в землю, как он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его 390 . Еккл. 12 :8. Суета сует, сказал Екклесиаст, все суета 391 . Еккл. 12 :9. Помимо того, что Екклесиаст был мудр, он учил людей 392 знанию и ухом изследовал 393 красоту 394 притчей 395 . Еккл. 12 :10. Много заботился Екклесиаст (о том), чтобы найти изящныя изречения 396 , и точную запись (их) 397 и истинныя слова 398 . Еккл. 12 :11. Слова мудрых-что острыя палки для волов 399 и что вбитые гвозди 400 , а для сложения они даны от Единого Пастыря 401 . Еккл. 12 :12. А сверх сего 402 : сын мой! берегись составлять много книг,-не будет (им) конца, и большое учение 403 утомительно для тела. Еккл. 12 :13. Выслушай конец всего слова: Бога бойся и заповеди Его храни, ибо в этом все-для человека 404 . Еккл. 12 :14. Ибо все созданное 405 приведет Бог на суд 406 за всякое пренебрежение 407 , в добром-ли или в худом 408 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 15 :5. Кто пожалеет о тебе, Иерусалим? и кто поскорбит 371 о тебе? и кто пойдет молиться о мире твоем 372 ? Иер. 15 :6. Ты оставил 373 Меня, говорит Господь, пошел назад, и Я простру руку Мою на тебя, убью тебя и более не пощажу их 374 . Иер. 15 :7. И совершенно разсею их в воротах народа Моего, они лишились детей, погубили народ Мой 375 злобою своею, и не обратились. Иер. 15 :8. Умножились вдовы их более, нежели песку в море; Я навел на мать юношей бедствие в полдень, навел на нее внезапно страх и трепет. Иер. 15 :9. Истощена родившая семерых 376 , ослабела душа ея, зашло для нея солнце среди полудня, постыжена и посрамлена, а остаток их предам мечу пред врагами их, говорит Господь. Иер. 15 :10. Горе мне, мать (моя) 377 ! Зачем ты родила меня, человека спорливого и враждующого со всею землею? Я не одолжался и у меня никто не занимал, а сила моя истощилась от проклинающих меня (сказал Господь) 378 . Иер. 15 :11. Будь (им), Владыко, при исправлении их 379 , во блого против врага 380 , хотя я не прибегал 381 к Тебе во время бедствий их и во время скорби их. Иер. 15 :12. Можно-ли познать железо? и одеяние медное сила-ли твоя? 382 Иер. 15 :13. И сокровища твои отдам на расхищение, в отплату за все грехи твои и во всех пределах твоих. Иер. 15 :14. И порабощу тебя окружающим врагам твоим, в земле, которой ты не знаешь, ибо огонь возгорелся в ярости Моей, будет гореть на вас. Иер. 15 :15. Ты (все) знаешь, Господи: вспомни меня, и посети меня, и защити 383 меня от гонителей моих, по долготерпению Твоему не губи 384 меня; знай, что за Тебя я потерпел поругание от отвергающих слова Твои. Иер. 15 :16. Исполни их 385 , и будет слово Твое мне в радость и в 386 веселие сердца моего, ибо наречено имя Твое на мне, Господи, Боже 387 сил. Иер. 15 :17. Не сидел я в веселом собрании их, но боялся руки Твоей, в уединении я сидел, ибо исполнен был скорби. Иер. 15 :18. Почему оскорбляющие меня преодолевают меня? рана моя упорна, откуда я получу исцеление? она (впрочем) стала для меня как бы обманчивой, неверной, водой 388 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иов. 18 :21. Таковы дома неправедных и таково место незнающих Бога 372 ! Глава 19 Иов. 19 :1. И отвечалъ Иов, и сказал: Иов. 19 :2. Доколе будете утомлять душу мою и низлагать меня словами? Знайте только, что Господь поступил со мною так. Иов. 19 :3. Клевещете на меня и без стыда предо мною нападаете на меня. Иов. 19 :4. Пусть бы я погрешил действительно, и у меня явилась 373 погрешность говорить слова, которых не следовало (говорить), и слова мои греховны и не ко времени (сказаны) 374 . Иов. 19 :5. Если же надо мною величаетесь и нападаете на меня с позором, Иов. 19 :6. То знайте, что Господь ниспроверг меня и поднялъ надо мною ограду Свою 375 . Иов. 19 :7. Вот я посмеваюсь позору, не буду говорить 376 , буду вопить, ибо нигде (нет) суда. Иов. 19 :8. Кругом я огражден и не могу пройдти, пред лицемъ 377 моим Он тьму положил. Иов. 19 :9. Славу 378 совлек с меня и снялъ венец с головы моей. Иов. 19 :10. Кругомъ раззорилъ 379 меня, и я отхожу 380 . Он подсек, как дерево, надежду мою. Иов. 19 :11. Гневом Своим воспылалъ 381 на меня и сочел меня как бы врагом: Иов. 19 :12. Вместе собрались испытания Его на меня, а на путях моих окружили меня злоумышленники 382 . Иов. 19 :13. Братья мои отступили от меня, признали своими 383 чужих более, чем меня, и друзья мои стали немилостивы. Иов. 19 :14. Ближние мои не остались при мне и знающие имя мое забыли меня, Иов. 19 :15. Соседи дома и рабыни мои: я стал (как бы) 384 иноплеменником для них. Иов. 19 :16. Раба своего зову, и он не слушает, устами своими я умоляю (его) 385 . Иов. 19 :17. Прошу 386 жену мою, ласково зову детей рабынь 387 моих, Иов. 19 :18. Но они навсегда бросают меня; когда встану, они издеваются надо мною 388 . Иов. 19 :19. Гнушаются мною видящие меня, и любимые мною возстают на меня. Иов. 19 :20. Въ коже моей сгнила плоть моя и кожа 389 моя только в зубах осталась. Иов. 19 :21. Помилуйте меня, помилуйте меня, друзья! ибо рука Господня коснулась меня. Иов. 19 :22. Зачем вы преследуете меня, как и Господь? разве плотию моею не можете насытиться 390 ?

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Но, этим ближайшим ограничением своего толкования Господь хотел уклонить лишь возможное при тогдашних обстоятельствах жизни Иоанна – заключении его в темницу (срав. ст. 8), – недоверие к Его толкованию со стороны (иудеев-слушателей (срав. о. А. Михаила 1, 213). Дальнейшее основание этого условного выражения лежало в том, что Иоанн, о котором Он сказал, что он «есть Илия» не в собственном смысле есть Илья, ибо тогда, он не был бы Иоанн, а самый Илия, а лишь является, «в духе и силе» (ν πνεματικα δυνμει) «Илии» ( Луки 1:17  в пророчестве Ангела Захарии об его будущем Сыне – Иоанне), иначе сказать, что Илия, предсказанный Малахией, не в собственном смысле предсказан имеющим явиться перед первым пришествием Мессии, а лишь в прообразовательном 384 . Совершенно туже мысль выражает Господь об Иоанне и в другом месте, еще яснее указывая на прообразовательное значение его в отношении к Иоанну. На недоумение учеников по поводу предсказания Господа Иисуса Христа о Своем «воскресении из мертвых» («что значит воскреснуть из мертвых?», недоумевали они, «спрашивая друг друга» Мар. 9:10 ): «как же книжники говорят, что Илии надлежать прийти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде, и устроить все, и Сыну Человеческому надлежит, как написано о Нем, – много пострадать, и быть уничижену. Но говорю Вам, что и Илия пришел (λλυθε), (по Мф.: «и не узнали его») и поступили с ним, как хотели, как написано о нем» (11–13 сн. Мф. 17:10–12). У Матфея непосредственно к словам: «и поступили с ним как хотели», без формулы: «как написано о нем» еще добавляется: «так и Сын Человеческий пострадает от них». И вслед затем: «тогда ученики поняли, что Он говорит им об Иоанне Крестителе (ст. 12–13). Словами: «как написано», Господь Спаситель очевидно указывает на пророчество о Нем Малахии 385 . В чем же теперь, в смысле толкования Господа, прообразовательное значение Илии по отношении к Иоанну Крестителю? В чем проявились «дух и сила Илии» в Иоанне Крестителе? Блаженный Феофилакт, сказав, что предтечей первого пришествия Христова был Иоанн, а предтечей второго будет Илия» (в собственном уже, а непрообразовательном смысле) кратко выражает это так: «но Христос называет Илией Иоанна» как обличителя, ревнителя и пустынника» 386 ; – называет так по причине сходства служения обоих 387 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010