Глава 15 Вторая речь Елифаза. 1–16. Упрек Иову в недостатке мудрости. 17–35. Описание гибели грешника. Иов.15:1 .  И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал: Иов.15:2 .  станет ли мудрый отвечать знанием пустым и наполнять чрево свое ветром палящим, Иов.15:3 .  оправдываться словами бесполезными и речью, не имеющею никакой силы? Иов.15:4 .  Да ты отложил и страх и за малость считаешь речь к Богу. Упрекая друзей в неразумии ( Иов 12.1–6 ), Иов сам заслуживает такого же точно обвинения. О недостатке у него мудрости свидетельствуют пустота (см. прим. к Иов 11.2 ), горячность, раздражительность речей («наполняет чрево ветром палящим», точнее, «ветром востока»), – слова мудрого проникнуты спокойствием ( Притч 14.29 ; Еккл 9.17 ) – и, наконец, отрицание страха Божия, – начала всякой мудрости ( Иов 28.28 ; Притч 1.7 ; Притч 9.10 ; Пс 110.10 ; Сир 1.15–16 ). Отрицающим страх Божий, нетвердым в благочестии Иов является по мнению Елифаза потому, что отвергает Божественное Правосудие как по отношению к себе, считая себя невинно наказанным, так и по отношению ко всем людям ( Иов 9.22 и д.) С утратою страха, чувства благоговения к Богу в речах Иова не заметно должного почтения к Господу: «за малость считаешь речь к Богу» (ст. 4). Иов.15:5 .  Нечестие твое настроило так уста твои, и ты избрал язык лукавых. Иов.15:6 .  Тебя обвиняют уста твои, а не я, и твой язык говорит против тебя. Отрицание страха Божьего составляет прямое проявление нечестия ( Пс 9:25, 27, 32, 34, 35:2 ). Следовательно, сам Иов свидетельствует о своей греховности, виновности, сам является в роли самообличителя: «тебя обвиняют уста твои, а не я». Иов.15:7 .  Разве ты первым человеком родился и прежде холмов создан? Иов.15:8 .  Разве совет Божий ты слышал и привлек к себе премудрость? В своих речах Иов не проявил обычной, свойственной человеку мудрости. Тем более он не имеет основания усвоить себе какую-то особенную мудрость, побуждающую друзей к полному молчанию ( Иов 12.13 ). Он не первый человек, и потому не наделен теми высшими качествами, какие были свойственны этому последнему. Он сотворен не прежде холмов, как бы от вечности ( Пс 89.3 ; Притч 8.25 ), не стоял в непосредственных отношениях к Богу и не посвящен Им в планы мироправления ( Прем. 9.13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1793 В изд. Ральфса – τα δ κατηρτοω μου уши исправил чтение Галликанской Псалтири, соотв. МТ . Его предпочитают современные текстологи, хотя считают необходимым упоминать и традиционный для рукописей LXX вариант, которому мы следуем (см.: Septuaginta Deutsch, ad loc). Он подтверждается, помимо копт, и слав., также древнейшим пер. с греч. – VL (corpus autem perfecisti mihi). Помимо рукописей, в защиту этого варианта говорит употребление глг. καταρτζω (ср. п. П. 1.2.3 а). Как для МТ, так и для LXX происхождение этого разночтения установить затруднительно. См. подробнее об этой проблеме: Grelot P. Le texte du Psaume 39,7 dans la Septante//Revue Biblique. 2001. 108. P. 210–213; Корсунский И.Н. Критическое рассмотрение особенных, более важных случаев новозаветной цитации и толкования в опровержение воззрений теории аккомодации//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1879. 3. С. 257–267. 1795 Греч.: ν κεφαλδι βιβλου γγραπτα περ μο. Евр.: . Пер. РБО: «Про меня написано в свитке». По значению термина KecpaXic, ср. Иез 2:9 . В собственном смысле это свиток папируса (Septuaginta Deutsch, ad loc). 1796 Псалтирь в русск. пер. с греч. текста LXX. С. 8, прим. 5. Ср. мнения современных ученых: Dorival G. Autor des titres des Psaumes//Revue des Sciences Religieuses. 1999. 73. P. 173; Rösel M. Die Psalmüberschriften des Septuaginta-Psalters//Der Septuaginta-Psalter. Sprachliche und theologische Aspekte. Freiburg, 2001. S. 132. 1797 Это также связано с эсхатологией. Конец света уже в Ветхом Завете можно прочесть как мировую осень и одновременно жертвоприношение: «И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы. Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, преданный Мною заклятию. Меч Господа наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома. И буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, и упьется земля их кровью, и прах их утучнеет от тука» ( Ис 34:4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Основание — то, что апостол очень обрадовался, получив достоверные сведения о высоких качествах и жизни Гаия. Кто это были свидетельствовавшие пред апостолом о Гаие братия, не говорится или говорится глухо (ст. 5—7).— О верности и проч.: усиленная речь о твердости Гаия в исполнении, или хранении, чистоты и непоколебимости в христианской истине, как во всем он поступает сообразно истине Евангельской (ср. прим. к 2 Ин. 4). — Я весьма обрадовался (ст. 3), потому что для меня нет большей радости и проч.: греческое слово выражает усиленную радость, еще более усиленную, чем выражение — весьма обрадовался. Такой формой усиленного выражения пользовался иногда святой апостол Павел, например Еф. 3:8. — Дети мои, которых часто называл так Иоанн в первом своем послании. Это христиане, стоявшие под непосредственным руководством апостола Иоанна, хотя и всех христиан, стоявших и под руководством прочих апостолов и учеников и преемников апостольских, апостол и мог, и желал, без сомнения, называть детьми своими по духу, по вере, по Христе.     5Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. 6Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно роди Бога, 7ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. 8Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.    5—8. Ты как верный поступаешь: делаешь согласно с требованием веры Христовой, соответственно своему призванию к вере, ты — как верный сын Церкви Христовой. — Для братьев и странников: братьев — всех верующих во Христа, которые по этой вере стали братьями между собою и имеют братское общение между собою, как братья; и странных, или странников, — тех, которые приходят из других мест, более или менее далеких, приходят по какому-либо случаю. Понятие ближних — общее понятие верующих, понятие странников — более частное понятие верующих, не живущих в том или другом определенном месте, где живут верующие, но переходящих с места на место по каким-либо побуждениям.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Скачать epub pdf Глава 10 Иносказательные изречения Господа о двери во двор овчий и о добром пастыре (10–18), и распря о сем между иудеями (19–21). Речь Господа о Себе как Мессии в праздник обновления (22–39) и удаление Его на Иордан (40–42). 1. Ин. 10:1 . Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; Иез. 34 ; Пс. 22 д.; Пс. 79 д.; Иер. 23 д.; Мих. 2:12 . 2. Ин. 10:2 . а входящий дверью есть пастырь овцам. 3. Ин. 10:3 . Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовёт своих овец по имени и выводит их. Мк. 13:34 ; Деян. 14:27 ; Ис. 43:1, 45:3 . 4. Ин. 10:4 . И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5. Ин. 10:5 . За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Истинно, истинно говорю вам и пр.: продолжается речь к фарисеям, начатая в конце предшествующей главы в ответ вопрос – И они не слепы ли (40–41). После грозного ответа на насмешливый вопрос их, Господь иносказательно раскрывает им, что они не истинные, как они мечтали, руководители религиозной жизни народа, и гибельные руководители, если бы только слушался их народ, – что они только развращают народ, ясным выражением чего служит их злобное противодействие истинному руководителю народа – Мессии. Эта речь Господа идёт не прерываемая, как обыкновенно, спорливыми фарисеями, потому что они не понимали сначала иносказательной речи Его (ст. 6), и это дало Ему удобство беспрепятственно, не прерывая, за один раз представить прекрасное иносказание во всех его чертах. Когда уже Он окончил изображение, тогда только поняли Его враги Его, и произошла между ними, как нередко, распря (ст. 19–21). – Кто не дверью входит во двор овчий и пр.: образ выражения заимствован от пастушеской жизни в Палестине. Для ночлега стад, когда почему-либо неудобно было оставлять их на ночь на пастбище, пользовались иногда природными пещерами, по местам довольно обширными, иногда делали особенные более или менее обширные искусственные загороди, иногда открытые, иногда крытые; сюда на ночь загонялись стада, закрывались двери, и кто-нибудь из пастухов, большею частью не главных, оставались при дверях на страже (ср. прим. к Лк. 2:7–8 ). – Кто не входит во двор овчий прямым законным путём – чрез дверь, тот этим самым показывает, что он не собственник стада и не законный пастух, а хищник – вор и разбойник, ибо собственнику и пастуху нет нужды входить не чрез дверь. – Перелазит инуде: через изгородь, которая большею частью была не очень высока, или проломав дыру, или чрез подкоп и пр. – Вор – тот, кто похищает собственность другого без шуму, тайком; разбойник – тот, кто отнимает силою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Апостол уверен в галатах. Они едины во Христе и не поддадутся на соблазн (5:10–12). б. 5:13:26. Плоть и Дух «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (5:13); ибо весь Закон заключается в одной фразе: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (5:14; Лев.19:18). Чтобы избежать соблазнов плоти, нужно ходить по внушению Духа. «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (5:18). Апостол приводит длинный список «дел плоти»: «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство…ссоры…пьянство, бесчинства» (5:19–26) и плодов Духа: «любовь, радость, мир…(5:22–23). с 6:1–10. Различные предписания «Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (6:1). «Носите бремена друг друга» (6:2). Если «кто-то почитает себя чем-то, будучи ничто, то обольщает сам себя» (6:3). «Каждый да испытывает свое дело» (6:4). «Сеющий в плоть свою от плоти и пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (6:8). «Доколе есть время, будем делать добро» (6:10). Эпилог. (6:11–15) Иудействующие «проповедники» хотели сохранить обрезание, а значит и Закон. Однако, «сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти» (6:13). Апостол же хвалится лишь крестом Господа нашего Иисуса Христа (6:14). «Во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (6:15). Таков заключительный вывод Послания. Конец. (6:17–18) «Никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (6:17): речь идет о шрамах, оставшихся после издевательств, которые претерпел за Христа апостол Павел (BJ, ком. sub loco). 7 Вероятно, до нас не дошли несколько писем ап. Павла: 1). Послание к Коринфянам, которое он написал до 1 Кор; 2). Послание, которое, по всей видимости, было написано до 2 Кор., как мы увидим дальше; 3).Послание к Лаодикийцам, упоминаемое в Кол ( Кол.4:16 ). 11 Arch. Nicolas Afanassief. L’église du Saint-Esprit//Cogitatio fidei. 83. Paris, Cerf, 1975, Р. 196. Перевод цитаты осуществлен с фран. Языка, так как нам было недоступно указанное издание. – Прим. Пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Неем.6:11 .  Но я сказал: может ли бежать такой человек, как я? Может ли такой, как я, войти в храм, чтобы остаться живым? Не пойду. Неем.6:12 .  Я знал, что не Бог послал его, хотя он пророчески говорил мне, но что Товия и Санаваллат подкупили его. Неем.6:13 .  Для того он был подкуплен, чтоб я устрашился и сделал так и согрешил, и чтобы имели о мне худое мнение и преследовали меня за это укоризнами. Неемия, как видно из ст. 11, понял скрытую цель предложения Шемаии и потому ответил ему отказом, убедившись, что Шемаия подкуплен врагами. Неем.6:14 .  Помяни, Боже мой, Товию и Санаваллата по сим делам их, а также пророчицу Ноадию и прочих пророков, которые хотели устрашить меня! Как видно из сопоставления ст. 7 и 14, в среде пророков, как и во всем народе, было два направления: одни из пророков содействовали Неемии, другие же, в том числе Шемаия и пророчица Ноадия, были против обособления от соседей и реформирования в строго законном духе. Эти два направления в иудействе, начавшись со времени Неемии, сохранились и в дальнейшей истории (см. об этом М. Поснов , Иудейство. К характеристике внутр. жизни иуд. народа в послепленное время. Киев, 1906. Стр. 5–104). Неем.6:15 .  Стена была совершена в двадцать пятый день месяца Елула, в пятьдесят два дня. Год окончания стены Иерусалима не называется, вероятно, потому, что предполагается известным из ранних указаний (ср. Неем. 1:1, 2:1, 5:14, 12:26 ). Это был 20-й год Артаксеркса, и именно, вероятно, Артаксеркса Лонгимана (ср. прим. к ( 1Ездр. 7:1 ) или 445 (444) г, до Р. Х. Элул был 12-м месяцем года. -В ст. 15-м обращает на себя внимание то обстоятельство, что для возведения стены указывается слишком краткий срок (52 дня). Ввиду краткости срока, а также и свидетельства И. Флавия (Иуд.Древн. XI,5, 7) ), что постройка стены продолжалась 2 года и 4 месяца, некоторые экзегеты склонны видеть в ст. 15-м порчу текста. Но с общим ходом рассказа о построении стены указание ст. 15-го на краткий срок вполне гармонирует. Рассказ отмечает, что постройка велась ускоренно, что строителей было много и работали они с ревностью. Кроме того, из рассказа видно, что стена собственно не вновь строилась, а только починялась, причем для некоторых частей стены (ср. Неем. 3:13–15 ) не потребовалось даже и починки. По вычислениям Рисселя, из 12 978 анг. футов протяжения стены починялось не более 8 тыс. Как видно из гл. 3, это пространство было разделено на 40 отделений, в среднем по 200 ф. на каждое. При значительном количестве работающих и при облегчении работы тем, что строительный материал находился под рукой, так как камни разрушенной стены не были увезены, – не удивительно, что стена была окончена в 52 дня. Еще быстрее были построены стены Афин при Фемистокле и стены Александрии при Александре Великом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но к вечеру того же дня Он оставил Иерусалим с тем, чтобы в следующие дни речами Своими довершить Свой разрыв с законными вождями того народа, во главе которого Он должен был бы стать. Мечта, приблизившись на мгновение, обманула. Каплей, переполнившей чашу, явились впечатления на вечере в Вифании в доме Симона Прокаженного. Предательство Иуды Согласно Матфею ( Мф.26:1–13 ) и Марку ( Мк.14:1 ), эта вечеря происходила за два дня до праздника Пасхи 183 накануне Тайной Вечери Христовой ( Мф.26:7–13 ). Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и (разбивши сосуд: Мк.14:3 ) возливала ему возлежащему на голову. Увидевши это, ученики его вознегодовали и говорили, у Мк.14:4 : «...некоторые же вознегодовали и говорили», у Ин.12:4 : «Тогда... Иуда Симон Искариот, который хотел предать Его, сказал», «...к чему такая трата? ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело (красоты: ργον δ καλν – красивый, прекрасный поступок) сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда имеете; возложивши миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие, в целом мире сказано будет в память ее и о том, что она сделала» ( Мф.26:8–13 – Прим. ред.). Сердца всего христианского мира источают вместе с этой женщиной миро любви к Спасителю, вдохновляясь красотой дела ее, но у учеников оказались закрыты глаза на красоту и на смысл душевного движения этой женщины. Они оставались в прозаически моралистическом недоумении перед этой расточительностью и перед нерасчетливой нецелесообразностью этой траты, которая должна была бы быть обращена для нищих. Они были даже правы со своей ограниченной точки зрения, поскольку неспособны были постигать происходящее и зреть красоту – характерный случай столкновения между моралистическим и художественным восприятием жизни. Смущение и вопрошание у Матфея приписывается вообще ученикам (ο μαθητα), у Марка – некоторым (τινς), у Иоанна же – Иуде; не в том, конечно, смысл, чтобы он был единственный, но он явился здесь выразителем общего настроения (причем евангелист уже прибавляет, что он намеревался (μλλων) предать Христа, тем свидетельствуя, что трагический процесс раздвоения в душе Иуды начался ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

– «По слову Твоему»: но предсказанию, данному мне от Тебя Святым Твоим Духом (ст. Лк.2:26 ). Теперь умру спокойно, с миром, «ибо видели очи мои спасение Твое», т. е. спасение, Тобой обещанное миру, – спасение, устрояемое искупительной жертвой Мессии, которого видят теперь очи мои. Дело спасения созерцает старец в лице Младенца, имеющего совершить оное. – «Уготовал пред лицем всех народов»: в пророческом воодушевлении созерцает старец дело спасения уже совершившимся или совершающимся «перед лицем» – в виду всех народов мира, характеризуя далее (ст. Лк.2:31 ) отношение этого спасения к язычникам и Иудеям. Это спасение или Спаситель есть «свет» к просвещению язычников и слава народа Божия. – Оно вышло от Израиля ко всем язычникам ( Ин.4:22 ) и снова со временем возвратится к Израилю ( Рим.11:25–36 ), как солнце, совершив круг свой ( Еккл.1:5 ), исходя от востока, озарив вселенную в течении своем и снова возвратясь к востоку, откуда начало путь свой. «Свет»: см. прим. к Лк.1:78–79 парал. – «И славу»: прославление народа. В приготовлении этого спасения для всего человечества в продолжение всей истории народной жизни евреев и в совершении дела спасения у них – величайшая слава народа этого на все времена. Лк.2:34–35 . «Благословил их» (святое семейство) «Симеон»: призвал на них благословение Божие.– «Лежит сей» (Младенец) «на падение и на восстание»: указывается на следствия того нравственного суда, который произведен будет явлением и действиями Христа ( Ин.3 и дал. ср. Ис.8:14 . Мф.21:22, 44 . Деян.4:11 . Рим 9:33 . 1Пет.2:6 ). Многим предстоит соблазниться о Мессии, преткнуться об этот камень соблазна и пасть нравственно в неверие и через неверие в развращение: другим же многим предстоит восстать через веру в Иисуса как Христа в новую нравственную жизнь. « «На падение и на восстание»: на падение неверным, на восстание верующим. Для одних Он камень претыкания и камень соблазна ( 1Пет.2:7 ), именно для тех, которые не познали, ниже уразумели, но во тьме ходят, или служат идолам, или не прозирают далее письмени, и не хотят, и не могут просветиться чем-либо, кроме письмени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Бог и Евангелие могут назидать вас, устраивать вообще вашу христианскую жизнь более, чем я – человек, и по совершении сего назидания или устроения сделать вас наследниками (ср. прим. к Мф.5:5 ) царствия своего небесного вместе со всеми освященными благодатью Господней и предназначенными к вечной славе в царствии небесном ( Мф.13:43 ). 33. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал. 34. Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне, послужили руки мои сии. 35. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых, и памятовать слова Господа Иисуса; ибо Он сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать. 36. Сказав сие, он преклонил колена свои, и со всеми ими помолился. 37. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, 38. Скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля. В заключение этой своей сердечной речи апостол свидетельствует, опять призывая в свидетели истинности своих слов самих слушавших эту речь пресвитеров (сами знаете), о своем полном бескорыстии, с каким он действовал в Эфесе, и убеждает к такому же образу действий пресвитеров, сообразно заповеди самого Господа. – Ни серебра, ни золота, ни одежды, т.е. ничего из того, что обыкновенно считается за блага временные, необходимо нужные для удовлетворения обычным житейским нуждам, я ни от кого не пожелал, не только не брал, но даже не пожелал, что указывает на полнейшее бескорыстие. – Нуждам моим и бывшим при мне и пр.: из этого изречения видно, что своим рукоделием ( Деян.18:3 ) апостол пропитывал и содержал необходимым для жизни не только себя, но и своих сотрудников и спутников, чтобы ничем не быть в тягость обществу и не подать повода к нареканию в своекорыстии ( 1Кор.9:4 и дал. 2Кор.11:7 и д. 2Кор.12:14 и д. 2Фес.3:8 и д.). – Во всем деннонощном труде моем показал я вам своим примером, что так трудясь, как я трудился для содержания себя и своих сотрудников, надобно поддерживать слабых (точнее – немоществующих): как связь речи, так и все воззрение апостола на дело труждающихся в проповеди евангельской побуждают под слабыми разуметь здесь не столько бедных-неимущих (которые, впрочем, не исключаются при сем, как показывает далее приведенное изречение Господа), сколько слабых или немощных в истинно-христианском образе мыслей и чувств, немощных духовно (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Глава 23 Законы: о принятии в израильскую общину; о чистоплотности стана; о беглых рабах; о профессиональных блудниках и блудницах; о процентах; об обетах; о пользовании чужим садом и жатвой. Втор.23:1 .  У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне. Втор.23:2 .  Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне. Втор.23:3 .  Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки, Втор.23:4 .  потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя; Втор.23:5 .  но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя. Втор.23:6 .  Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки. Втор.23:7 .  Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его; Втор.23:8 .  дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне. В «общество Господне», т. е. израильскую общину, не могли быть принимаемы в качестве ее членов: 1) кастраты, так как закон чужд всякой противоестественности (см. Втор 22.5 , с прим.), почему «запрещается делать (умышленно) каженниками не только людей, но и скот» (блаж. Феод., Толк. на кн. Втор., вопр. 15); 2) сыновья профессиональных блудниц, не признанные их отцом; 3) аммонитяне и моавитяне: «во-первых, потому, что беззаконен их корень: родились они от беззаконного сочетания ( Быт 19.36–38 ); а потом и по причине нечестия, участниками в котором сделали и израильтян, украсив жен, и чрез них народ Божий уловив в служение идолам ( Чис. 25.1 )» (бл. Феод., Т. на кн. Втор., в. 16). Внуки идумеян и египтян, поселившихся среди евреев, могли быть принимаемы в израильскую общину, вероятно по причине сравнительной чистоты их нравов и религиозных воззрений. Относительно религии Египта некоторые ученые держатся того мнения, что последняя была ничем иным, как прикровенным монотеизмом, недоступным сознанию массы, но постигаемым и ревниво хранимым жрецами. Указание на идолослужение идумеян ( 2Пар 25.14 ) относится сравнительно к позднейшему времени, причем неизвестно еще, было ли идолопоклонство идумеян полным идолослужением или же только проявлением неумеренного сенсуализма в области религии, подобно чествованию израильтянами Иеговы в виде вылитого Аароном золотого тельца ( Исх. 32.1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010