«Иисус говорит Симону-Петру, – читаем мы у Евангелиста Иоанна, – Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Выражение «больше, нежели они», т. е. прочие ученики – должно было напомнить Петру о том, как он перед отречением своим уверял Господа – «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф.26:38 ). Вот почему теперь Петр уже не говорит Господу, что любовь его ко Христу сильнее, чем у других апостолов, а лишь со смирением отвечает: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Спаситель тогда восстановляет Петра в апостольском достоинстве, говоря: «Паси агнцев Моих» ( Ин.21:15 ). Так Господь вопрошает Петра трижды и три раза повторяет ему Свои слова: «паси овец Моих» Троекратное восстановление Петра в апостольском достоинстве и троекратное повторение вопроса: «любишь ли ты Меня» имело в виду напомнить Петру о его троекратном отречении. И Петр это понял, почему опечалился, когда Господь спросил его в третий раз: любишь ли ты Меня? и сказал Ему: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» ( Ин.21:17 ). Вот смысл Евангельского повествования, на которое ссылаются паписты. Где же здесь речь о вручении Петру какого то верховного главенства? Что Господь словами: «Паси овец Моих» не вручил Петру верховного главенства над другими апостолами, это особенно открывается из дальнейших строк Евангельского повествования: «Петр, обратившись видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус... Его увидев, Петр говорить Иисусу: Господи, а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» ( Ин.21:20–22 ). Выражение «что тебе до того» ясно показывает, что Петр не получил никакого верховного главенства над прочими апостолами, так как верховному главе, конечно, нужно было бы знать все, что касалось судьбы подчиненных ему апостолов, почему Господь в таком случае, не сказал бы Петру: «что тебе до того». Этим мы и закончим разбор Евангельских оснований, приводимых папистами в доказательство мнимого главенства апостола Петра, а в лице последнего и всех римских пап.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

« Иисус , повествует Евангелист, взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, едите: сие есть Тело Мое» «И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета » ( Мф.20:26–28 ; Мк.14:22 ; Лк.22:19 ; 1Кор.11:24 ). 5) Евр.13:9–10 . « Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь, ибо хорошо благодатию укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими ». В означенных словах о Причащении не говорится совсем; под яствами же, не давшими пользы, разумеются древние ветхозаветные жертвы. Что это так, открывается из дальнейших слов: « Так как тела животных, которых кровь для очищения греха » и т. д. (Ст.11). 1) Откр.17:4 . « И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями блудодейства ее ». Означенное свидетельство приводится сектантами исключительно для того, чтобы в дерзком кощунстве излить свою злобу на Православную Церковь . « Жена, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями » ( Откр.17:18 ). Так объяснил апостолу Иоанну Ангел. Следовательно, в приведенном свидетельстве говорится о каком-то городе, полном зла и всяких мерзостей («чаша блудодейства»), а совсем не о Причащении, как кощунственно утверждают сектанты. По учению сектантов, причащение должно понимать в духовном смысле. Причащение, толкуют сектанты, состоит в слушании и изучении Слова Божия. В доказательство сектанты ссылаются на следующее место св. Писания. 7) Ин.6:63 . « Дух животворит; плоть не пользует не мало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь ». Прежде всего необходимо выяснить, о какой плоти говорит Христос, что она не пользует ни мало? О Своей, или о какой другой? Если Спаситель говорит о Своей плоти (а для нас только это и важно, так как в Причащении мы вкушаем Плоть Христову, а не другую какую), то становится не понятным, почему Плоть нашего Христа Бога не пользует ни мало? Тогда зачем было и воплощаться Христу, страдать на кресте Своего Плотию и с ней пречистою возноситься на небо, если она, как толкуют сектанты, не пользует ни мало? И как в таком случае понимать слова Самого Христа, сказанные Иудеям: « Истинно, истинно говорю вам: если не будете Есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни » ( Ин.6:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

иконы. Правду ли толкуют сектанты? Нет, неправду. Если бы они знали Священное Писание , то увидели бы, что иметь св. иконы людей научил Сам Господь много-много веков тому назад. Когда Господь вывел из Египта евреев, то сказал им через вождя их Моисея: «Сделайте Ковчег из дерева ситтим.... и обложи его чистым золотом.... и сделай наверху его вокруг него золотой венец» ( Исх.25:1–16 ). Это и было тогда образом Господа Бога. Что Ковчег Завета (так его называли) являлся для евреев изображением Господа Бога, это видно из следующих мест Св. Писания: «Когда подымали Ковчег чтобы нести, Моисей, обращаясь к Ковчегу говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои», ( Числ.10:35 ) а когда Ковчег ставили, Моисей говорил: «Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым» ( Числ.10:36 ). Кроме Ковчега Господь повелел Моисею сделать изображение Ангелов, говоря: «И сделал из золота двух Херувимов: чеканной работы сделай их... И будут Херувимы с распростертыми вверх крыльями» ( Исх.25:1, 18–22 ). Когда Израильский царь Соломон устроил храм Божий, то также украсил его изображениями Херувимов. «И сделал в давире двух Херувимов из масличного дерева»,– повествует о Соломоне книга Царств ( 3Цар.6:23 ). «И вырезал на стенах Херувимов»,– добавляет книга Паралипоменон ( 2Пар.3:7 ) Когда пришел на землю Господь наш Иисус Христос, то не только не отменил священных изображений, но Сам ходил в храм, где были священные изображения и молился в нем. «И ходил Иисус в храме в притворе Соломоновом»,– повествует евангелист Иоанн ( Ин.10:23 ). Из этого ясно видно, что Спасителю нашему были и суть угодны священные изображения. Вот почему с самых первых дней у христиан вошло в закон делать священные изображения Господа во Св. Троице, Пречистой Богородицы, св. Ангелов и св. угодников. При этом христиане изображают Господа Бога в тех образах, в котором он благоволил открываться людям. Так Бог – Отец изображается в образе величественного старца, так удостоился Его видеть св. пророк Даниил. «И видел я,– повествует пророк,– что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на нем было бело, как снег, и волосы главы его, как чистая волна» ( Дан.7:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Имеется ли таинство брака у сектантов? Нет, потому что сектанты не имеют у себя Богопоставленных пастырей, которые одни только могут совершать таинства. Как называется сожительство мужчины с женщиной, не освященное молитвами пастыря Церкви? Такое сожительство называется блудом; блуд же есть страшный грех пред Богом, Который заповедал человеку: «не прелюбодействуй» (Исх., 20, 14). VIII. Таинство елеосвящения. Как учит Слово Божие о таинстве елеосвящения? Святой Апостол Иаков заповедует: «Волен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он сделал грехи, простятся ему» ( Ин. 5, 14–15 ). Есть ли таинство елеосвящения у сектантов? Нет, потому что у сектантов не имеется Богопоставленных пресвитеров Церкви, которые одни только, как заповедует ап. Иаков, имеют власть совершать таинство елеосвящения. Есть ли у них помазание больных елеем с молитвой, что заповедано в Слове Божием? Нет вовсе. IX. Какой же вывод по отношению к сектантам должно сделать из всего сказанного? Вывод должно сделать тот, что сектанты, как не имеющие в своем обществе Богопоставленных пастырей и святых таинств, не имеют на себе благодатных даров св. Духа и не принадлежат к Церкви – великому Телу Христову. Кто же не составляет единого Тела с Христом, тот, по слову Спасителя «не может делать ничего» почему «извергается вон, как ветвь, и засохнет: а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» ( Ин. 15, 5–6 ). Часть вторая. X. О вере и добродетели. Чем еще отличается современное сектантство от Православия? Учением о вере и добродетели. Справедливо ли утверждают сектанты, что они, как рожденные от Бога, не могут грешить, по слову св. ап. Иоанна, который сказал: «Всякий рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин. 3, 9 )? Нет, не справедливо, так как сектанты не могут считать себя рожденными от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Именно, невозможно потому, что отпавшие не только не каются в своих грехах, а наоборот « снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему » (Ст.6). Само собою разумеется, что до тех пор, пока люди эти не оставят своего греховного поведения и не обратятся к Богу, обновлять таинством покаяния их невозможно. Что же касается людей, сознающих свою греховность и обращающихся к Богу, то для них обновление через таинство покаяния вполне доступно, так как Господь не только не отвергает кающегося грешника, но, по словам Спасителя, на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста-девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии » ( Лк.15:7 ). Вот почему отвергать необходимость покаяния невозможно. Раз люди грешат, то, естественно должны и каяться, без греха же нет ни одного человека: « Если говорим, что не имеем греха , пишет св. Иоанн Богослов, – обманываем самих себя и истины нет в нас » ( 1Ин.1:8 ). Сектанты далее говорят, что они и не отрицают необходимости для человека каяться в своих грехах, но только не признают отпущения грехов кающимся через особых пастырей: грехи им, уверяют сектанты, разрешаются непосредственно Самим Богом, При этом сектанты ссылаются на следующие места св. Писания: 2) 1Ин.2:1–2 . « Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа праведника. Он есть умилостивление за грехи наши ». 3) Мф.6:12 . « И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим ». Конечно, грехи в таинстве покаяния отпускает верующим Сам Господь во имя Сына Своего, Иисуса Христа, но это разрешение грехов кающимся подается Господом не непосредственно, а через посредство особых лиц – пастырей Церкви. Так установил Сам Господь, Иисус Христос, когда о воскресении Своем даровал апостолам, а в лице их всем пастырям Церкви власть прощать грехи верующим, сказав: « Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся » ( Ин.20:22–23 ). Вот почему христиане всегда исповедывали свои грехи пред особыми Богом установленными пастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Имеются ли в Слове Божием указания на существование св. Предания? Имеются. Св. Апостол Павел писал в послании к Фессалоникийцам: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2, 15 ). И в другом месте: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните, и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор. 2, 2 ). Где ныне сохраняется св. Предание? Оно сохраняется в Церкви, которая по слову апостола «столп и утверждение истины». Изложила ли Церковь впоследствии св. Предание письменно? Да, например, в постановлениях Вселенских Соборов, в 85-ти правилах св. апостолов, и в тех отеческих творениях, которые одобрены на Вселенских Соборах. А не может ли св. Предание через устное распространение забыться пли затемниться? Нет, не может. Церковь Христова находится под водительством Духа Святого, о котором Спаситель сказал: «Утешитель Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин. 14,25 ). XXII. О св. Писании. Чем еще объясняется причина заблуждений сектантов? Причина заблуждений сектантов объясняется еще тем, что они не понимают многих мест св. Писания и толкуют их неправильно. Разве есть в св. Писании места неудобовразумительные? Есть. Св. апостол Петр писал, что в посланиях апостола Павла «есть нечто неудобовразумительное, что невеждый и не утвержденные к собственной своей погибели превращают» ( 2Пет. 3, 16 ). Кто же может толковать непонятные места св. Писания? Толковать Писание могут только те люди, которые получили на это особый дар св. Духа. Откуда это видно? Это видно из того, что даже апостолы не прежде научились понимать Писание, как Господь, по сказанию Евангелиста: «отверз им ум к у разумению писаний» ( Лк. 24, 45 ). Почему люди простые, не богопросвещенные не могут толковать св. Писания? Премудрый Сирах пишет: «Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом, и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах» ( Сир. 38, 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

( Ис.56:7 ; Иер.7:11 ; Лк.19:46 ) С самых древних времен у людей вошло в закон собираться для молитвы в особое место, называемое храмом. Строить храм людей научил Сам Господь Бог . Когда Он вывел из Египта евреев, то дал вождю их Моисею такое повеление: «Скажи сынам Израилевым... и устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» ( Исх.25:2,8–9 ). Евреи исполнили повеление Божие и устроили скинию или походный храм. Когда царство Еврейское утвердилось, Господь заповедал о царе Соломоне: «Он построит дом имени Моему» ( 3Цар.7:13 ). И действительно, Соломон построил великолепный храм в городе Иерусалиме. Впоследствии этот храм был врагами разрушен, а иудеи были отведены в плен. Когда иудеи возвратились «было слово Господне чрез Аггея пророка» к иудеям: «так говорит Господь Саваоф… Взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь» ( Агг.1:3,7–8 ). Иудеи исполнили повеление Господне и построили второй храм в городе Иерусалиме. Когда пришел на землю Господь наш Иисус Христос, то не только не отменил закона о храме, а еще более подтвердили важное значение его. Так Он Сам посещали храм: «И ходил Иисус в храме; в притворе Соломоновом» пишет евангелист Иоанн ( Ин.10:23 ). Господь ревновал о святости храма и не позволял клясться им, так как храм – дом Божий и в нем невидимо присутствует Сам Господь Бог . " Написано, говорил Христос: дом Мой домом молитвы наречется» ( Мф.21:13 ; Мк.11:17 ; Лк.19:46 ). И еще: «Клянущийся храмом клянется им и Живущими в нем» ( Мф.23:21 ). Мало того, Господь возвестил, что с наступлением Нового Завета храмы будут не только в Иерусалиме, но и везде, где призываются имя Господне. «И наступает время, сказал Он, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете покланяться Отцу» ( Ин.4:21 ). По Вознесении Спасителя на небо святые апостолы также ходили для молитвы в храм. Они,– пишет Евангелист Лука – «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк.24:53 ). «Петр и Иоанн,– повествует книга Деяний,– шли вместе в храм в час молитвы девятый» ( Деян.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Исполняя это повеление Господне, праведный Товит «отдавал священникам для жертвенника десятину всех произведений» ( Тов.1:7–8 ). Внимая этому Божественному закону, благочестивый царь Езекия «повелел народу, живущему в Иерусалиме, давать определенное содержание священникам и левитам, чтобы они были ревностны в законе Господнем» ( 2Пар.31:4 ). В виду этого и премудрый Сирах в своей книге поучает: «Бойся Господа и почитай священника, и давай ему часть, как заповедано тебе» ( Сир.7:33 ). К сожалению, в последнее время народ наш православный настолько охладел к тому священному труду, который, во исполнение Господнего завета совершают наши пастыри, что не только часто отказывается давать им содержание, но еще издевается над ними, называя их под влиянием сектантов наемниками. Можно ли так оскорблять своих отцов духовных? Можно ли слушать злые наветы сектантов? За что не любят сектанты православных пастырей? За то, что последние непрестанно обличают сектантские заблуждения и оберегают своих пасомых от заражения пагубным учением сектантов. Но этим-то наши священники и доказывают всем, что они не наемники, а истинные пастыри добрые, так как по слову Спасителя, «наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняешь их» ( Ин.10:12 ). Истолкование 23 главы Евангелия Матфея примирительно к учению сектантов-штундистов В своих постоянных нападках на Православную Церковь сектанты особенно любят толковать о недостатках православного духовенства. Обвиняя последнее во всевозможных измышленных ими пороках, сектанты при этом весьма часто ссылаются на 23-ю главу Евангелия Матфея, в которой, по их мнению, говорится не о ком ином, как о пастырях Православной Церкви, выведенных Христом под именем книжников и фарисеев. Само собою разумеется, что толкования, которые даются сектантами относительно означенной главы отличаются крайней произвольностью и всевозможными натяжками, показывающими с одной стороны крайне озлобленный взгляд сектантов на православное духовенство, а с другой – их полное невежество и незнакомство со способами толкования Св. Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

«Истинно говорю вам, сказал он в ответе на слова апостола Петра, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ), ( Откр.21:14 ). Как заповедал Христос, так апостолы и исполнили. Никогда после этого они не поднимали вопроса о первенстве и старшинстве, а тем более о владычестве, как делают римские папы; никогда не думали считать кого-либо из апостолов, например Петра, главою над собою, а признавали друг друга равными, братьями и соработниками. В подтверждение приведем доказательства. В скором времени после выступления апостолов на проповедь , между христианами возник вопрос о том, как принимать в Церковь язычников – следует ли их обрезывать, или нет? Для решения этого вопроса, если признать католическое учение о главенстве ап. Петра, следовало бы поступить так: обратиться за разъяснением к Петру и последовать его учению; однако апостолы поступили иначе; они, по сказанию книги Деяний, собрались на собор в Иерусалиме для рассмотрения этого дела ( Деян.15:6 ). О чём это говорит? Ни о чём ином, конечно, как только о том, что апостолы не считали Петра главой над собою, а признавая друг друга равными, не видели иного способа для решения столь важного вопроса, как путь собора. Очевидно, что если бы кто из апостолов решил этот вопрос единолично, то христиане могли бы не подчиниться решению, не зная голоса других апостолов. Это раз. Второе: когда был собран собор, кто из апостолов должен был явиться председателем его? Конечно, апостол Петр, раз, по словам католиков, он был верховный глава Церкви и князь апостолов. В действительности же председателем был апостол Иаков, как предстоятель Церкви Иерусалимской (см.: Деян.15:13 ). Но возможно ли было бы последнее, если бы апостол Петр являлся на самом деле главой над апостолами? Возможно ли, спросим мы у католиков, чтобы собор, на котором присутствует сам папа в качеств члена, оказался бы под председательством одного из бискупов ? Конечно, нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

«Истинно, истинно говорю вам, учил Спаситель, кто слушает слова Мои и верует в Пославшего Меня, на суд не приходит, но переходит от смерти в жизнь». Вот почему, желая знать все необходимое для нашего спасения, мы и обращаемся к Св. Преданию, и поступая так, не только не погрешаем против Св. Писания, но заслуживаем от него себе великую похвалу. «Хвалю вас, братия,– пишет апостол Павел христианам, – что вы все мое помните, и держите преданья так, как я передал вам» ( 1Кор.2:2 ). Обращаясь к Св. Преданию, мы узнаем из него как правильно разуметь Св. Писание, как совершать богослужения и таинства, как соблюдать в чистоте священные обряды Церкви, например, крестное знамение, почитание св. икон, св. креста, освящение воды и многого другого. Но кто-нибудь спросит о том, где же в настоящее время содержится Св. Предание и кто является хранителем его? Содержится Св. Предание, прежде всего в Св. Писании, которое есть часть Св. Предания, записанная святыми апостолами, потом в творениях святых отцов и учителей Церкви, в правилах святых Вселенских и поместных соборов, в Символе веры , и в богослужебных книгах св. Православной Церкви. Хранителями же и истолкователями Священного Предания являются архипастыри и пастыри святой Православной Церкви. Только они одни могут сохранить Священное Предание в чистоте и неповрежденности, так как находятся под водительством Святаго Духа, ниспосланного Спасителем на святых апостолов. «Утешитель Дух Святой, – сказал Господь апостолам, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ). И вот при помощи Св. Духа, наставляющего и укрепляющего наших православных пастырей на всякую истину, они хранят и будут хранить в чистоте Св. Предание и научать ему других. А потому каждый православный христианин, ревнующий о своем спасении, должен с особенным вниманием относиться к поучению своего православного пастыря, доверять ему, как бы голосу самого Бога, так как пастыри говорят не от себя, а во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. «Слушающий вас, – сказал Спаситель пастырям, – Меня слушает, а отвергающейся вас, Меня отвергается, а отвергающейся Меня отвергается пославшего Меня» ( Лк.10:15 ). «Братия! Стойте и держите Предания»

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010