Александр Парменов: «Владыка и сам был памятником своей эпохи» 17.05.2021 16:53:42 16 мая 2021 года на центральной площади города Волоколамска, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, состоялось торжественное открытие памятника митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаеву), первому игумену возрожденного Иосифо-Волоцкого монастыря, закрытого большевиками в 1922 году. Владыка возглавлял монастырь с 1989 до дня своей кончины (†4 ноября 2003 г.), с 23 мая 1963 года являлся епископом Волоколамским, председателем Издательского отдела Московской Патриархии (до 1994 года). Автор памятника – заслуженный художник России Юрий Хмелевский. На открытии памятника выступили помощник Президента Российской Федерации В.Р. Мединский, губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), председатель Патриаршего Совета по культуре. Освящение памятника совершил епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай (Погребняк), главный редактор Издательского отдела Московской Патриархии. После речей перед собравшимися выступил хор московского Сретенского монастыря. На открытии памятника присутствовали наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Сергий (Воронков) и наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Иоанн (Лудищев). Рядом с памятником установлены две таблички: «Питирим, митрополит Волоколамский и Юрьевский» и «Установлен Патриаршим советом по культуре, 2021 год».   16 мая в древнем Волоколамске был открыл и освящен памятник человеку, который сам был памятником своей эпохи, а точнее – связующим звеном между Россией, которую мы потеряли, той страной, которую пытались обустроить в XX веке, и, наконец, Россией, которую мы пытаемся воссоздать в нынешнем столетии. Но, конечно, в первую очередь митрополит Питирим был священнослужителем, то есть той «лествицей», которая связывает земное и небесное, дольнее и горнее. Господь одарил владыку Питирима необыкновенным талантом – быть выдающимся специалистом в многих сферах деятельности, с которыми ему приходилось соприкасаться.

http://radonezh.ru/2021/05/17/aleksandr-...

149 Мазырин А. Священномученик Митрополит Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церковной оппозиции. Круг его ближайших последователей//Богословский сборник. Вып. 11. М.: ПСТБИ, 2003. С. 370. 150 «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее…» Из материалов следственного дела священномученика митрополита Кирилла Казанского/Публикация, вступление и примечания Н. Кривошеевой, А. Мазырина//Богословский сборник. Вып. 8. М.: Изд-во ПСТБИ, 2001. С. 337–338; Архив УФСБ по Кемеровской обл. Д. П-17429. Л. 32–42 об. 151 То есть когда не будет Синода, что вскоре и произошло, когда из шести членов Синода, избранных Собором, к 1921 году в России на свободе остался только один. 152 Группа епископов во главе с архиепископом Григорием (Яцковским) после ареста митрополита Петра заявила о создании Временного Высшего Церковного Совета и провозгласила его высшим органом церковной власти. 153 Акты Святейшего Патриарха Тихона, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943//Сост. М. И. Губонин. М.: ПСТБИ: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1994. С. 467. 154 Письмо митрополита Сергия от 11 мая 1926 года управляющему Московской епархией//Акты Святейшего Патриарха Тихона... С. 467–469. 157 «Святитель Агафангел был старейшим архиереем Русской Церкви, ревностным и мудрым архипастырем. Общение Владыки-старца с митрополитом Сергием, ставшим на вершине власти, вызывало у митрополита Агафангела тревогу о будущем Церкви, вверенной окормлению Заместителя Местоблюстителя: появились основания для недоверия. Возможно, это обстоятельство и заставляло митрополита Агафангела некоторое время настаивать на передаче ему прав Местоблюстителя. «Вы полагаете, в этом будет благо для Церкви, если я откажусь? – спросил он у посланца от украинских епископов. – Вспомните мое слово, что это не ко благу Церкви " ». (Ради мира церковного… Кн. 2. С. 217). 158 Своеобразное свидетельство о том, что митрополит Сергий никого другого, кроме себя, Патриархом видеть не хотел, дошло до нас из материалов следственного дела епископа Евгения (Кобранова). На допросе 22 декабря 1926 года он показал, как, «желая улучшить отношения с митрополитом Сергием, предложил во время обеда тост «за будущего патриарха, подобного Тихону«». Далее епископ Евгений утверждал, что «тогда Сергий ответил: «Если ты говоришь обо мне, то я согласен. Если за другого, то нет»» (ЦА ФСБ РФ. Д. Р-31639. Л. 92.; Цит. по: Мазырин А. Священномученик митрополит Кирилл//Богословский сборник. Вып. 11. М., 2003. С. 372).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Изображение святителя Макария встречается в росписях и других русских храмов. Следует назвать роспись XIX века в Благовещенском соборе в Казани, где изображено посвящение архиепископа Гурия, первого Казанского святителя, в 1555 году 22 . Ярославская фреска в храме Николы Надеина изображает событие, происшедшее три года спустя. Будучи написанной в позднее время, она, однако, в своей основе восходит к 40-м годам XVII века, точно повторяя первоначальный вариант. Это замечательная информация о событиях XVI века и дополнительный штрих к иконографии святителя Макария. 2 Словарь русских иконописцев XI–XVII веков/Редактор-составитель И. А. Кочетков. М., 2003. С. 208; Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. М., 1916. Т. 4. С. 58. См. также: Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М., 1984. С. 110. 6 Федорычева Е. А. Образ святого Николая Чудотворца в системе росписи церкви Николы Надеина в Ярославле//Краеведческие записки. Материалы VIII и IX Тихомировских чтений. Ярославль, 2005. Вып. 8. С. 445. 8 Канн П. Я. Нарва. Страницы истории города. Таллин, 1979. С. 42–43; М. Маханько пишет: «Для Москвы и ее имперских мечтаний было важно также, что завоевание Ругодива произошло 11 мая, в день обновления Царьграда. О важности этой символической ассоциации с Константинополем свидетельствует еще одна реликвия, связанная с Ругодивом и хранившаяся в Москве. По одному из поздних Чиновников Успенского собора, среди реликвий упомянут «крест царя Константина, что под Ругодивом в полон взят в первый поход» (Маханько М. Собирание в Москве древних икон и реликвий в XVI веке и его историко-культурное значение//Искусствознание. М., 1998. 1. С. 117–118). 9 ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 296; Об этом же говорит новгородский богослов-полемист инок Зиновий Отенский в Похвальном слове на обретение святых мощей святителя Никиты Новгородского (Калугин Ф. Зиновий, инок Отенский и его богословско-полемические и церковно-учительные произведения. СПб., 1894. С. 332–333). 11 ПСРЛ. Т.13.Ч.2.С.305. См. также: Макарий (Веретенников) , архимандрит. Новгородский архиепископ Пимен (1552–1570)//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2003. (35). С.100; Макарий (Веретенников) , архимандрит. Митрополит Макарий – почитатель Святителя Николая Чудотворца//Правило веры и образ кротости... Образ Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 256–257.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Ю. Фрески ц. Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999. С. 83. Ил. 24; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. Табл. XXXIV. С. 217, 317; Демус О. Мозаики визант. храмов: Принципы монументального искусства Византии/Пер. с англ.: Э. С. Смирнова. М., 2001. С. 91; Димитрова Е. Манастир Mamejчe. Скопье, 2002. Ил. 21; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: иконогр. программа росписи. СПб., 2002. С. 40, 42. Ил. 26; Христ. искусство Болгарии: Кат. выст. 1 окт.- 8 дек. 2003 г. М., 2003. 41. С. 44; Деяния и Послания апостолов: Греч. иллюм. ркп. 1072 г. из собр. НБ МГУ: Сб. ст./Ред.-сост.: Э. Н. Добрынина. М., 2004. Ил. 4, 42, 81. С. 23, 71, 120; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. Кат. 98. С. 296-299; Vocotopoulos P. L. Iconografia e stile nel bacino mediterraneo e nei Balcani//Le icone: Il viaggio da Bisanzio al " 900/A cura di T. Velmans. Mil., 2005. P. 91. Tav. 58; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 106. С. 472-473; Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Выст. из частных собр. к 60-летию ЦМиАР: Кат. М., 2007. Кат. 13. С. 29. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) ЕПАФРОДИТ ап. от 70 (пам. 8 дек. и 30 марта, 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. визант. 30 марта, 17 и 18 мая; пам. зап. 22 марта) ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля) ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КАРП (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая)

http://pravenc.ru/text/200153.html

 Приметы и предрассудки//Указ. соч. С. 143.  Щедрин А Письма в Италию к брату Сильвестру 1825 — 1830. СПб., 1999. С. 44.  Гумилева А. Указ. соч. С. 125.  Скарская Н. Ф, Гайдебуров П. П. На сцене и в жизни. М., 1959. С 250-251.  Красных Е. Князь Феликс Юсупов: «За все благодарю…». М; 2003. С. 389.  Вяземский П. А Указ. соч. Т. 8. С. 394.  Сабанеева Е. А Воспоминания о былом. Из семейной хроники. 1770-1838 гг. СПб., 1914. С. 53.  Камаровская, графиня. Воспоминания. М., 2003. С. 182.  Воспоминания Марии Александровны Паткуль… СПб., 1903. С 81-82.  БЧ. 1835. Т. 9. С. 33-35.  Пантелеев Л. Ф. Воспоминания. M., 1958. С 32.  Пушкин А. С. Дневники//Пушкин А С. Полн. собр. соч. В 10 т. M., 1964-1966. Т. 8. С 33.  Остафьевский архив. СПб., 1899. Т. 3. С. 254 — 255.  РА. 1902. Кн. 1.С 626.  Лонгинов М. Н. Воспоминания о Гоголе//Гоголь в воспоминаниях современников. M., 1952. С 72.  Воспоминания на святках//Новый живописец. 1832. Ч. 5. С. 194-195.  Карсавина Т. И Театральная улица. Л., 1971. С 97 — 98.  Янькова Е. П. Указ. соч. С 334.  Дмитриев А А//ИВ. 1901. 10. С 234-239.  Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. M., 2004. Т. 2. С 50 — 51. Глава IV  Панаев И. И. Онагр//Панаев И. И. Полн. собр. соч. M., 1912. Т. 2. С 161.  Мария Павловна. Мемуары. M., 2003. С. 97.  Достоевский А. М. Воспоминания. С 210.  Кузминская Т. А Указ. соч. С 138 — 139.  Каменская М. Воспоминания. С 267.  Достоевский А М. Указ. соч. С. 108 — 109.  Воспоминания Марии Александровны Паткуль… С. 69.  О происхождении суеверия, насчет мая месяца, по сходству сего слова с римским//ОЗ. 1830. Ч. 42. С. 241.  Зайцев Б. К. Маша//Зайцев Б. К Сочинения. В 3 т. М., 1993. Т. 1. С. 278.  Записки графа Михаила Дмитриевича Бутурлина//РА. 1897. Кн. 2. С. 554.  Орлова-Савина П. И. Автобиография. М., 1994. С. 34.  Фонвизин М. А. Сочинения и письма. Иркутск, 1979. Т. 1. С. 366.  Некоторые факты и мысли о мужьях, извлеченные из дружеской переписки двух женщин. Г-жи Клеопатры Леонидовой//БЧ. 1838. Т. 30. С. 33.  Даль В. И. Указ. соч. С. 66.

http://sueverie.net/povsednevnaya-zhizn-...

На греч. язык был переведен ряд сочинений Л., в т. ч. проповеди и слова ( Λουκς (Βνο-Γιασεντσκι), ρχιεπ. Λογι κα μιλες/Μετφραση: Α. Ντανλιν. Θεσ., 2003-2004. 3 τ.), «Очерки гнойной хирургии» ( Idem. Δοκμια για τη χειρουργικ των πυογνων λοιμξεων/Μετφραση: Β. Ζορου, Α. Γρηγοριδου, Α. Τσλλιου. Αθνα, 2011), а также опубликованы популярные книги, посвященные священноисповеднику. Во имя Л. в Греции было освящено более 40 новопостроенных храмов (напр., в 2007 парекклисион при ц. равноапостольных Константина и Елены в Ано-Льосия (Б. Афины); архим. Нектарий (Андонопулос) подарил этому приходу частицу мощей Л. из мон-ря Сагмата). Рядом с с. Лефкакия близ Нафплио в 2014 г. был заложен камень в основание монастырского собора во имя священноисп. Луки. Почти в каждом греческом храме есть икона этого святого. По просьбам верующих мощи Л. доставляются для поклонения в отдаленные епархии. В 2001 г. из Греции в Симферополь была привезена серебряная рака для мощей Л. в дар Свято-Троицкому мон-рю. Тропарь и кондак Л. составлены протопресв. Василием Фермосом. Молебный канон написан Иоилем (Франгакосом), митрополитом Эдесским, Пелльским и Алмопийским, др. молебный канон - протопресв. Стилианом Макрисом из Наусы. Память Л. внесена в «Новый Синаксарист» под 29 мая ( Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 9: Μος. Σ. 329), т. е. по старому стилю, т. к. он был составлен в афонском монастыре Симонопетра. В «Синаксаристе» Фанарийского еп. Агафангела память Л. упоминается дважды: 29 мая и 11 июня (приводится с Житием) ( Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), π. Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 5: Μος. Σ. 458; 2009. Τ. 6: Ιονιος. Σ. 210-214). В Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии память Л. совершается 11 июня, а 29 мая празднуется перенесение его мощей в мон-рь Довра (Εγκλπιον Ημερολγιον 2016/Ιερ Μητρπολις Βροιας, Ναοσης κα Καμπανας. [Βροια], 2015. [Σ. 42, 44]). О. В. Л. Иконография

http://pravenc.ru/text/2110802.html

Изображение единичных житийных сцен, как правило мученической кончины В., встречается в миниатюрах рукописей (Минологий Василия II - Vat. gr. 1613. Fol. 390, 976-1025 гг.; ркп. 1-й трети XII в. из «Stiftsbibliothek» (Гёттвайг, Австрия) (Cod. 109. Fol. 1) и в настенных минологиях (ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386). Лит.: Ерминия ДФ. С. 161, 207; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 74. Кат. 18; С. 93. Кат. 24; С. 97. Кат. 30; С. 99. Кат. 34; С. 100. Кат. 35; С. 101. Кат. 37; С. 113. Кат. 52; С. 137. Кат. 83; С. 167. Кат. 318; С. 328. Кат. 273; Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня: XI-XV вв. М., 1983. С. 70, 71 95, 96); Jolivet-Le vy C. Les eglises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 78, 86, 102, 119, 130, 203, 242, 269, 280, 300, 319; LCI. Sp. 416-419; Невьянская икона. Екатеринбург, 1997. Кат. 127; Евсеева. Афонская книга. С. 276; Гладышева Е. В. Икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий»: Вопр. иконографии//Искусствознание. М., 1999. 2. С. 498-509; она же. Иконогр. программа новгородской иконы «Спас на престоле с избранными святыми»//Там же. 2003. 1. С. 176-211; Джурич В. Визант. фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 247, 514, 515; Лавров А. С. Колдовство и религия в России: 1700-1740 гг. М., 2000. С. 430; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. С. 42, 121 130); Иконы Пскова. М., 2003. Кат. 19, 93. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/155013.html

Церковь Востока отмечает память И. С. 15 июня и в 5-ю пятницу по Богоявлении вместе с памятью «сирийских учителей», а западносир. (яковитская) Церковь - 5 дек. Ист.: BHO, N 553; BHG, N 968-969; ActaSS. Oct. T. 8. P. 346-358; Iun. T. 2. P. 175-176; Ioan. Chrysost. In Eph. 21//PG. 62. Col. 153 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к ефессянам//Творения: В 12 т.. Т. 11. Кн. 1. С. 188); Sancti Ephraem Syri Hymni et Sermones/Éd. Th. J. Lamy. Mechliniae, 1889. T. 3. P. 837-935; Theodoret. Hist. rel. II 1-22//PG. 82. Col. 1305-1324 (рус. пер.: Феодорит Кирский. История боголюбцев, с приб. «О божественной любви»/Пер.: А. И. Сидоров. М., 1996. С. 153-165); Bedjan. Acta. 1896. T. 6. P. 380-404; SynCP. Col. 149, 398-400; MartRom. Comment. P. 21, 231, 461; Beck E., Hrsg. Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen auf Abraham Kidunaja und Julianos Saba. Louvain, 1972. 2 Bde. (CSCO; 322-323. Syr.; 140-141); ЖСв. Окт. С. 423-427; Νικδημος. Συναξαριστς. 1993 3. Τ. 1. Σ. 373-377. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17, 323; Т. 3. С. 430-431; Scher A. Kita  b " ašhar šuhada " al-mašriq. Mosul, 1906. Vol. 2. P. 33-41; Schiwietz S. Das morgenländische Mönchtum. Mödling bei W., 1938. Bd. 3. S. 56-69; Festugi è re A. J. Antioche païenne et chrétienne. P., 1959. P. 247-252; V öö bus A. History of Asceticism in the Syrian Orient. Louvain, 1960. T. 2. P. 42-51; Janin R. Giuliano Saba//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1226; Παπαδπουλος Γ. Σ. Ιουλιανς//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 948-950; Griffith S. H. Julien Saba, «Father of Monks» of Syria//JECS. 1994. Vol. 2. N 2. P. 185-216; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 219; Aubert R. Julien Sabas (52)//DHGE. 2003. T. 28. Col. 529-531; Van Paassen J. Julian Sabas, St.//NCE. 2003 2. T. 8. Col. 51; Fiey J. M. Saints syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 125-126. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня)

http://pravenc.ru/text/1237835.html

Bd. 17. S. 543-631; Keown G. L., Scalise P. J., Smothers T. G. Jeremiah 26-52. Waco (Tex.), 1995; Schmid K. Buchgestalten des Jeremiabuches. Neukirchen-Vluyn, 1996; Рофэ А. Повествования о пророках. М.; Иерусалим, 1997; Friebel K. G. Jeremiah " s and Ezekiel " s Sign-Acts: Rhetorical and Nonverbal Communication. Sheffield, 1999; Wells R. D., Jr. The Amplification of the Expectations of the Exiles in the MT Revision of Jeremiah//Troubling Jeremiah/Ed. A. R. P. Diamond, K. M. O " Connor. Sheffield, 1999; Parke-Taylor G. H. The Formation of the Book of Jeremiah: Doublets and Recurring Phrases. Atlanta, 2000; Albertz R. Israel in Exile: The History and Literature of the 6th Cent. B.C.E. Atlanta, 2003. И. п. к. в богослужении Согласно Иерусалимскому Лекционарию V-VIII вв., И. п. к. чаще всего использовалась за богослужением в течение Великого поста: отрывок Иер 5. 2-29 читался в 1-ю пятницу ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 50), Иер 1. 11-17 - в 1-ю субботу (Ibid. P. 54), Иер 10. 6-10 - во 2-е воскресенье (Ibid. P. 51), Иер 1. 1-10 - во 2-й вторник Великого поста (Ibid. P. 53), Иер 1. 18-2. 3 - во 2-й четверг (Ibid. P. 55), Иер 4. 36-5. 9 - в Неделю ваий (Ibid. P. 84), Иер 9. 2-10 - в Великий понедельник (Ibid. P. 86), Иер 11. 18-20 - в Великую пятницу (Ibid. P. 103, 105), Иер 31. 31-34 - в Великую субботу (Ibid. P. 112); отрывок Иер 23. 2-6 - на Рождество Христово (Ibid. P. 10), Иер 30. 23-28 - в неделю о Страшном Суде (Ibid. P. 42), Иер 31. 13-20 - в 3-й четверг по Пасхе (Ibid. P. 125), Иер 38. 1-3 - в день памяти прор. Иеремии (1 мая) (Ibid. T. 2. P. 8); также Лекционарий содержит перечень чтений из И. п. к., к-рые использовались на литаниях (литиях) (Ibid. P. 76-79). В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. указаны лишь 2 чтения из И. п. к.: Иер 11. 18-12. 15 - на тритекти в Великий четверг ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 72) и Иер 38. 31-34 - на вечерне в Великую субботу (Ibid. P. 86). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитал. редакцию Студийского устава , в Великий четверг и Великую субботу назначаются те же чтения из И. п. к., что и в Типиконе Великой ц.; паремии из И. п. к. указаны в день праздника Положения пояса Пресв. Богородицы ( Arranz. Typicon. P. 184) и в день памяти св. Григория Богослова (25 янв.) (Ibid. P. 113). В совр. правосл. богослужении И. п. к. читается на Страстной седмице: Иер 11. 18-12. 15 - на 1-м часе в Великий четверг и на 9-м часе в Великую пятницу, Иер 38. 31-34 - на вечерне в Великую субботу. Рубрики: Ключевые слова: ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец)

http://pravenc.ru/text/293622.html

Песни об Отроке образуют композиционное единство из 2 центральных песней (49. 1-6; 50. 4-9), составленных от 1-го лица, и из 2 обрамляющих песней (42. 1-7; 52. 13-53. 12), в которых об Отроке говорится в 3-м лице. Библейское повествование не указывает ни точного момента, ни повода к их произнесению. 1. Первая песнь (Ис 42. 1-7). Об Отроке, на Котором почиет дух Божий (42. 1), говорит Сам Господь. Отрок возвестит народам суд и будет проповедовать закон, чтобы утвердить Царство Божие на земле. Господь поставит Его «в завет для народа, во свет для язычников» (42. 6; ср.: Быт 49. 10). Следуя другим описаниям Отрока, где Он понимается как собирательный образ народа Израиля, LXX в стих Ис 42. 1 «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой…» добавили: «Иаков, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, Израиль (Ισραηλ), избранный Мой» (ср.: 41. 8). В этих строчках иногда видели указание на некоего пророка (в частности, на Иеремию), но это более емкий и обобщающий образ, в к-ром присутствуют лишь отдельные черты гонимых вестников Слова Божия. Израиль, к-рый тоже назван «служителем» (42. 19), объявляется «слепым» и противопоставлен истинному Служителю. Отрок Господень - это и священный остаток народа Божия (ср.: Вейнберг. 2003. С. 173-174; Юнглинг. 2008. С. 584), и одновременно великий Избранник, Которого Господь «держит за руку» (Ис 42. 1). Он «не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит...» (42. 2-3). Евангелист Матфей в НЗ понимает это пророчество как исполнившееся во Христе (Мф 12. 17-21). Ап. Петр называет Христа πας - Отрок (Деян 3. 13), свидетельствуя, что в Нем исполнились мессианские пророчества из Ис 42. 1-7; 49. 1-6 (LXX). В христ. экзегезе уже очень рано пророчество о Рабе (  ) понимается как указание на тайну Боговоплощения (часто в Athanas. Alex. De incarn. Verbi). Так, блж. Иероним подчеркивает, что это именование указывает не на народ Израиля, но на Того, Кто родился от жены, Кто, «бывший под законом», «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп 2. 6-7) ( Hieron. In Is. 42).

http://pravenc.ru/text/674802.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010