Видим также здесь, как приятно людям, любовь между собой имеющим и собравшимся воедино, обедать, ужинать, есть, пить и веселиться. Видим это в мире, а там избранные Божии возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом (Мф 8:11), есть и пить будут за трапезою Христовой в царстве Его (Лк 22:30). Тогда насытятся от тука дома Господня, и потоком сладости Его напоятся (Ис 65:13-14; Пс 35:9), ибо там источник жизни. Видим также здесь, как любят люди одеваться в одежды красивые и светлые, а там избранные Божии облекутся в виссон чистый и светлый, в ризу спасения и одежду правды (Откр 19:8; Ис 61:10). Тогда уничиженное тело святых преобразится так, что будет сообразно славному телу Христову (Фил 3:21). Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их (Мф 13:43). Еще видим здесь, что всякий желает во дворе царском жить и слыть придворным его слугой, а там избранные Божии и святые будут жить в доме Божием, во дворе Небесного Царя. Блаженны живущие в дому Твоем (Господи), во веки веков восхвалят Тебя (Пс 83:5). Еще примечается здесь, что всякий хочет слышать сладкое пение, и сколь сладко утешается им, сказать невозможно, а там услышится сладкое пение Ангелов святых и избранных. Во граде том, на каждой его улице, поют пресладкую песнь: Аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя (Откр 19:6-7). Также видим и слышим здесь, сколь приятно и радостно торжествуют люди над побежденными врагами своими, от которых много напастей и бедствий претерпели. А там избранные Божии будут во веки торжествовать над врагами своими, смертью и адом, петь победную песнь и в радости духа восклицать, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало ? ад! где твоя победа? Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом (1 Кор 15:54-55, 57)! Ничто так здесь людям не приятно, как согласие, мир и любовь между собой иметь. Бесспорна эта истина у всех, не только у христиан, но и у язычников, все того желают и ищут. Там будет между избранными Божиими совершенный мир, согласие и любовь, потому что все будут совершенно друг друга любить и все одного хотеть, чего один Отец Небесный хочет, и не хотеть, чего Он не хочет. Тогда исполнится совершенно воля Небесного Отца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

«Вихорь» крутится сам, «солома» разлетается «пред лицом ветра» (руах). Ни «мякина», ни «солома», никакие отходы обмолота, тем более пылевой «вихрь» – не несут в себе семени (см. Пс.1:4 ). Главное горе нечестивых – развеяние. Сравнение с соломой – тоже страшное (она быстро загорается): «Ты послал гнев Свой, и он поел их, как солому» ( Ис.5:11 ). Сжигание соломы – евангельский образ вечных мук: Христос «очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:12 ). Пс.82:15,16             Как огонь палит лес,                         и так пламень пожигает горы 446 ,                   так погони 447 их бурей Твоей                         и ураганом Твоим приведи их в смятение. Пожар в лесу на горах при самом сильном ветре – зримый образ гнева Божьего. Из этого пожарища – только два пути: признать свой позор и взыскать имя Божие (ст.17), либо погибнуть окончательно (ст.18): Пс.82:17             Исполни лица их позором,                         и взыщут имя Твое, Господи. «Порождения ехидны! кто указал вам бежать от будущего гнева? и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам " » ( Мф.3:7,9 ). Имя, которое нужно «искать» и найти прогневавшим Бога – Иисус Мессия (Иисус Христос). Пс.82:18             Да постыдятся и смятутся навсегда-навсегда,                         и посрамятся и погибнут. «Змии, порождения ехидны! как убежите вы от суда геены?» ( Мф.23:33 ), «дополняйте же меру отцов ваших» ( Мф.23:32 ). Пс.82:19             Да познают, что Ты – Которого одного имя Господь,                         Всевышний над всею землей. «Да познают» – на Страшном Суде (свт. Иоанн Златоуст ). Пс.83:11             Лучше 448 день во дворах Твоих, чем тысяча;                         я избрал стать при пороге 449 в доме Бога моего,                         чем вращаться 450 в шатрах нечестия. «Я избрал» – ср.: «блажен, кого Ты избрал и приблизил, он обитает при дворах Твоих» ( Пс.65 /64:5). Найден еще один аспект взаимности (стремления навстречу Бога и человека) – избрание:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Вместо эпиграфа Просите у Господа дождя во время благопотребное; Господь блеснет молниею и даст вам обильный дождь… (Книга пророка Захарии, Глава 10, стих 1) Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены [к Тебе]. Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением… (Псалом 83, стихи 6,7) Знойный полдень… Пик антициклона… Чист до горизонта небосвод… Млеет на асфальтах и в бетонах Злой жарой измученный народ. Радио - синоптик обречённо Вновь пугает сухостью погод. Нету ветра… Центр антициклона… Чист и ясен летний небосвод. …. На асфальт и камень тротуарный …. Вышел человек немолодой. …. У него набор кистей малярних …. И ведро с обычною водой. …. Той водой, как краской светозарной, …. В семь штрихов наносит знак большой …. На асфальт горячий тротуарный …. Странный человек немолодой. Этот знак наполнен доброй силой, Красотой неброской наделён. Этот знак – сакральных знаний символ, Иероглиф золотых времён… Миг один… И что-то изменилось: Потянулся люд со всех сторон К знаку, что наполнен чудной силой, Смыслом сокровенным наделён. …. Устремляясь ввысь в порыве чистом, …. Знак исчез – он превратился в пар… …. Маляр молча окунает кисти – …. – Вновь наносит знак на тротуар. …. Знак за знаком он рисует быстро. …. Летний зной возносит Небу в дар …. Два плода в его искусстве чистом – …. – Чувство счастья да белёсый пар. Вроде грустный, вроде бы весёлый, Вроде строго, вроде бы шутя, Странный маляр Вечные Глаголы Сослагает в формулу дождя. Очевидцев тротуар был п о лон… Несколько мгновений погодя, Колыхнулся ветерок весёлый, Над былым безветрием шутя. …. Даже вечность делится на сроки… …. …Вот в ведре иссякла благодать… …. Но зато от Северо-Востока …. Ветер тучу начал нагонять. …. «Отче наш…» – молитвы этой строки – …. – Маляр еле слышно стал шептать… ……. Поменяв синоптикам все сроки, …. Полилась на город благодать – – Дождь прохладный… Осеняет маляр Всех крестом – в благословенье знак – – И уходит в дождевые дали

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/11/...

Возвращаемся к гимну о матери семи братьев-мучеников. Как мы видели, он начинается с четырех уподоблений. Нанизывание уподоблений – прием, чрезвычайно характерный для библейской афористики; но ветхозаветная притча (машал), как правило, придерживается симметричной структуры, при которой одному предмету соответствует одно уподобление, двум предметам – два уподобления. Вот примеры из Книги притчей Соломоновых: «Слушай, сын мой (а), наставление отца твоего и не отвергай (б) завета матери твоей: потому что это – (а) прекрасный венок для головы твоей и (б) украшение для шеи твоей» ( Притч.1:8–9 ); «(а) Бойся Господа и (б) удаляйся от зла; это будет (а) здравием для тела твоего и (б) питанием для костей твоих» ( Притч. 3:7–8 ). В Новом завете появляется иная, концентрическая структура, при которой различные уподобления располагаются вокруг одного, центрального предмета. Пример – тринадцатая глава Евангелия от Матфея, дающая цикл притч о Царстве Небесном: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; […] подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, […] подобно закваске, которую женщина взяла и положила в три меры муки, доколе не вскисло все. […] Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, […] купцу, ищущему хороших жемчужин, […] неводу, закинутому в море…» ( Мф. 13:24, 31, 33, 44, 45, 47 ). Как известно, христианская доктрина систематически настаивает на единстве смысла для огромного ряда символов (когда, например, все ветхозаветные образы невинной жертвы или царственного величия «прообразуют» единого и единственного Христа, а все образы природной плодовитости и культового «присутствия» Бога в освященном веществе указывают на чудесное материнство Девы Марии); содержательная структура самой доктрины стимулировала формальную структуру «концентрического» уподобления и дала ей возможность необычайно пышного развития. Пример – Акафист Богородице, где одному и тому же предмету, то есть героине гимна, придано в общей сложности 144 уподобления. И позднее в литературах, преемственно связанных с христианской традицией, парадигма концентрической структуры сохраняет свою продуктивность: примером могут служить не только культовые тексты (в православном обиходе – все новые «акафисты», возникающие от позднего средневековья до наших дней по образцу Акафиста Богородице 83 , в католическом обиходе – некоторые секвенции, а начиная с эпохи Контрреформации и тоже до наших дней – литании 84 ), но и мирские разработки, секуляризующие сакральную модель («Строфы на смерть моего отца» испанского поэта XV века Хорхе Манрике, в которых герой уподоблен подряд чуть ли не всем героям римской истории, очень распространенная схема барочного сонета 85 и многое другое 86 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Возникает в этой связи вопрос, почему Александр Ярославич сравнивался с Веспасианом: только ли потому, что тот " побеждая, был непобедим " ? Или все же подразумевался и другой, более глубокий и сокрытый смысл? Правильнее, как мне кажется, второе предположение. Чтобы подчеркнуть непобедимость Александра Невского можно было сравнить его, например, с Александром Македонским, пожалуй, в истории более известным, чем Веспасиан. Но Александр Ярославич сравнивается именно с Титом Флавием Веспасианом, " иже бе пленилъ всю землю Иудейскую " в 69 г. В этом сравнении легко угадывается прямая параллель с подавлением Александром Ярославичем новгородского восстания 1259 г. Веспасиану подавление восстания в Иудее принесло славу в Риме. Александру укрощение новгородцев принесло славу в Орде. Оба воспользовались славой для укрепления своей власти, но каждый, разумеется, по-своему. В приводившемся уже послании к римлянам апостол Павел говорит, что власти " надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести " . " Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь " [Гл. XIII, 5-7]. Благоверный князь Александр и следовал апостольской заповеди. Ну, а на счет того, что он " потопил восстание " русских против ордынцев, так Бог ему судья (и дар чудотворений тому свидетельство), как и Николаю II, который не захотел сдержать февральские события 1917 г. " временно ценою пролития крови мирных граждан " , как предлагал ему председатель Госдумы М. В. Родзянко, оказавшийся впоследствии правым насчет того, что потом сдержать эти события оказалось невозможным, и сколько мирных граждан onchakn и в революцию, и Гражданскую, и в ходе репрессий? Несть им числа... Запад (и " западники " ) никогда не простят России, что она предпочла " дикий Восток " " культурному Западу " , а в итоге — сохранила свою самостоятельность, вместо того, чтобы раствориться на периферии католического мира и стать его буфером в столкновении с тем же Востоком (83). Заслуга Александра Невского заключается в том, что не иначе как Провидением Господним, он сумел распознать оба зла и из двух избрал меньшее. Его выбор во многом способствовал тому, что мы не стали " подобием " , а сберегли свою самобытность и высочайшую духовную культуру — Православие...

http://pravoslavie.ru/archiv/mezhdvukhzo...

Вот здесь унимается даже и язык, – это неудержимое зло ( Иак.3:8 ), как замечает апостол Иаков, зло, от которого происходит большая половина человеческих грехов; но здесь оно удерживается, суетные беседы с суетными людьми пресекаются, а душе дается доступ беседовать с Богом. И что еще? Здесь же, в храме Господнем, почему-то сладостнее бывает слушать и слово Господне, которое со всею силою являет, что николиже тако глаголал кто от человек ( Ин.7:46 ), как Богочеловек Иисус Христос . Не от того ли и случается, что, стоящие во храме, внимательные рабы Господни, ощущают иногда неземную радость. И в храме славы Твоея стояще, – взывают к Богу, – на небеси стояти мним? Все это, сказанное нами, ясно выразил Давид: сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны, – взывал он пред Господом, – насыщаются от тука дома Твоего, и от потока сладостей Твоих Ты напояешь их ( Пс.38:8, 9 ). А опыт разве не тому же учит? Не случалось ли на душе каждого из нас быть какому-то горю: тяжелому чувству, которое бывает от грехов? И где это безотрадное чувство порою отходило от нас, исчезало, и мы, как бы на крыльях голубиных, в радостях духовных возносились к небесам? Где это благодатное изменение встречали более, как не в храме Божием? Да услышит тебя Господь в день печали, предвозвестил и Дух Божий через пророка всякому из нас: – да пошлет тебе помощь из святилища, и с Сиона да подкрепит тебя ( Пс.19:2, 3 ). Потому-то и преславный царь в мире Давид желал лучше быть у порога в доме Божием (Ср. Пс.83:11 ), нежели покоиться в царских своих чертогах. И происходящий по плоти от Давида Господь наш, Сын Бога живого, любил посещать дом Отца Своего; потому и в последние дни земной жизни Своей избрал его местом постоянных посещений. Все это не должно ли вразумлять нас и склонять к тому, чтобы мы любили обитель Бога своего, и даже место, где стоит храм Его? Кто имеет друга по сердцу, немало приятности доставляет ему не только друг, но и жилище его, и то место или улица, на которой стоит дом его. Господи! – взывал Давид, – возлюбил я обитель дома твоего и место жилища славы Твоея ( Пс.25:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Вскоре Пимен и ученики его пришли к удрученному горестью старцу и постучались у двери. «Кто там?» – спросил ученик пустынника. «Скажи отцу твоему, – отвечал угодник Божий, – что Пимен пришел с братией принять от него благословение». Услышав столь несносное имя, старец воспылал гневом. «Скажите Пимену, – с досадою воскликнул он, – что у меня нет времени видеть его с братией».– «Не отойдем отсюда, – отвечали на это в один голос Пимен и братии, – не отойдем от кельи, пока не сподобимся принять благословение у св. мужа...» Палимые зноем, испытывая жажду, остались они у дверей кельи. Наконец, старец, видя смирение и терпение пришельцев, умилился, отворил им двери, принял их с братским целованием и беседовал с любовью. «Поистине, не только справедливо все то, – сказал пустынник своим посетителям, – что я до сего времени слышал о вас; но я вижу в вас добрых дел стократ более»... И с этого времени старец был другом и собеседником преп. Пимена. (Составл. по кн. «Уч. благоч»., изд. 14-е. Спб., т. I, ч. II, стр. 82–83). 7. Три вида перенесенных обид «Однажды три инока претерпели бесчестие, – повествует св. Иоанн Лествичник . – Один из них был угрызаем скорбью, но смолчал; другой порадовался за себя, но опечалился за оскорбившего его; третий же, воображая единственно вред ближнего, пролил теплые слезы. Таким образом, здесь были видимы делатели страха, воздаяния и любви». (Леств., сл. VIII. §27, стр. 125–126. 8. Библейские примеры прощения обиды 1 . Иосиф. После смерти Иакова все дети его, братья Иосифа, опасаясь, чтобы он не стал мстить им за то зло, которое они некогда сделали ему, продав его в рабство в Египет, где по устроению Божию он вскоре сделался первым при дворе фараона министром, послали сказать ему, что отец перед смертью завещал ему простить их за грех их против него: «Скажите Иосифу, – говорил он, – прости братьям твоим, рабам Бога отца твоего». Иосиф плакал, когда ему говорили это. Пришли и сами братья его, пали перед ним и сказали: «Вот, мы рабы твои». Иосиф, успокаивая их, сказал: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога. Вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть, и сохранить жизнь великому числу людей. Итак, не бойтесь. Я буду питать вас и детей ваших», – и таким образом успокоил их и осыпал благодеяниями до конца жизни своей. ( Быт.46 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вся душа человеческая вообще пропитана прародительской греховностью. «Лукавый князь тьмы, – говорит святой Макарий Великий . – еще в начале поработил человека и всю душу его облек грехом, все ее существо и всю ее осквернил, всю ее поработил, не оставил в ней свободной от своей власти ни одну ее часть, ни мысли, ни разум, ни тело. Вся душа пострадала от страсти порока и греха, ибо лукавый всю душу облек в свое зло, то есть в грех» 83 . Чувствуя немощное барахтанье каждого человека в отдельности и всех людей вместе в бездне греховности, православный с рыданием молится: «В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призывая бездну: от тли, Боже, мя возведи» 84 . Но хотя в людях изуродован и помрачен образ Божий, представляющий собой целостность души, он все-таки не уничтожен в них, ибо с его уничтожением было бы уничтожено то, что человека делает человеком, а это значит – был бы уничтожен человек как таковой. Образ Божий и далее составляет главную драгоценность в людях ( Быт.9:6 ) и частично проявляет свои главные особенности ( Быт.9:1–2 ), Господь Иисус Христос и пришел в мир не для того чтобы вновь сотворить образ Божий в падшем человеке, а для того, чтобы его обновить – «да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми» 85 ; да обновит «растлевшее от грехов естество наше» 86 . И во грехах человек все-таки являет образ Божий ( 1Кор.11:7 ): «Образ есмь неизреченный Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений» 87 . Новозаветное домостроительство спасения как раз предоставляет падшему человеку все средства для того, чтобы он с помощью благодатных подвигов преобразил себя, обновил образ Божий в себе ( 2Кор.3:18 ) и стал христообразным ( Рим.8:29 ; Кол.3:10 ). С обезображиванием и помрачением души человеческой как единого целого обезображен и помрачен разум человеческий во всех потомках Адамовых. Это помрачение разума проявляется в его медлительности, ослеплении и неспособности принять, усвоить и постичь духовные вещи, так что «мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах – кто исследовал?» ( Прем.9:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Глава 26 Перепись народа. – Повеление о разделе земли в Ханаане. Чис.26:1 .  После сего поражения сказал Господь Моисею и Елеазару, сыну Аарона, священнику, говоря: Чис.26:2 .  исчислите все общество сынов Израилевых от двадцати лет и выше, по семействам их, всех годных для войны у Израиля. На пороге Ханаана делается новый подсчет народа. В результате этого подсчета оказалось, что колено Рувима имело – 43 730 чел. Симеона – 22 200 чел. Иуды – 76 500 чел. Дана – 64 400 чел. Неффалима – 45 400 чел. Гада – 40 500 чел. Асира – 53 400 чел. Иссахара – 64 300 чел. Завулона – 60 500 чел. Ефрема – 32 500 чел Манассии – 52 700 чел. Вениамина – 45 600 чел. Итого – 601 730 чел. Чис.26:11 .  но сыны Кореевы не умерли. Известно, что потомки Корея служили впоследствии при скинии в качестве певцов ( ( 1Пар 6.33 ); надписания псалмов 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 83, 84, 86, 87). Чис.26:55 .  по жребию должно разделить землю, по именам колен отцов их должны они получить уделы; Жребий должен был указать местность оседлости колена. Определение же ее количества должно было обусловливаться численностью людей, вошедших в коленное исчисление ( Чис.26:54 ). Чис.26:62 .  И было исчислено двадцать три тысячи всех мужеского пола, от одного месяца и выше; ибо они не были исчислены вместе с сынами Израилевыми, потому что не дано им удела среди сынов Израилевых. Левитам «не дано (земельного) удела среди сынов Израилевых», потому что «сам Господь удел их» ( Чис 18.20 ; Втор 10.9, 18.2 ; Иез 44.28 ). Чис.26:64 .  в числе их не было ни одного человека из исчисленных Моисеем и Аароном священником, которые исчисляли сынов Израилевых в пустыне Синайской; Чис.26:65 .  ибо Господь сказал им, что умрут они в пустыне, – и не осталось из них никого, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина. По указанию кн. Втор.2:14 , отмеченное обстоятельство стало выясняться по выходе из долины Заред ( Чис 21.12 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Чисел. 673-766 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господь всех призывает к освящению, к святости (ср.: Лев.11:44 ; 1Фес.4:7 ). Он говорит: «В приближающихся ко Мне освящусь» ( Лев.10:3 ). А в Послании к фессалоникийцам читаем: «Воля Божия есть освящение ваше» ( 1Фес.4:3 ). Мы познаем волю Божию из слова открывшегося нам Господа. Следовательно, смиренно исполняя слово Божие, мы тем самым будем исполнять волю Его и освящаться близостью к Богу. «Близок Господь к сокрушенным сердцем, и смиренных духом спасет» ( Пс.33:19 ). Приближение грешника к Богу (а все мы грешники, «ибо нет человека, который не согрешил бы» ( 2Пар.6:36 )) начинается верою в явившегося в мир Бога во плоти Иисуса Христа для спасения кающихся грешников. В сознании собственного недостоинства грешник предстает пред Господом и в молитве смиренно обращается к Нему, умоляя о прощении своих грехов и о Его благодатной помощи в деле практического становления на путь жизни праведной. И промелькнувшая в уме благочестивая мысль, и с любовью сказанное слово, и сделанное во славу Божию дело, и вообще вся христианская жизнь по вере, сопровождаемой любовью, приближает человека к Богу. Само стремление человека научиться от Христа Бога кротости и смирению, решимость поступать в жизни по Его высокому и святому примеру побуждают человека охотно исполнять заповеди Божии и смиренно осуществлять решения Его святой воли; а это и будут шаги, приближающие человека к Богу. «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте... Смиритесь пред Господом» ( Иак.4:8–10 ) 42 . «Блажен человек, у которого... в сердце стези направлены к Тебе», Господи! ( Пс.83:6 ). Как утопающий в море не может сам себя спасти, так никто из людей согрешивших не может сам собою очиститься от греховной скверны, не может извлечь себя из бездны греховной, не может сам себя сделать святым и спастись. На вопрос учеников: «Так кто же может спастись?, – Господь ответил: Человекам это невозможно, Богу же все возможно» ( Мф.19:25–26 ). «Я пришел не судить мир, но спасти мир» ( Ин.12:47 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010