787. Гл. 17. 788. Гл. 18. 789. Гл. 20. 790.  …достойно любят тебя (Песн. 1. 3). 791.  Благ и праведен Господь (Пс. 24. 8). 792.  …спасающем правых сердцем (Пс. 7. 11). 793.  …лицо Его видит праведника (Пс. 10. 7); Гл. 23. 794. Гл. 25. 795. Гл. 6, Слово 22. О тщеславии. 796. Гл. 11. Народ мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили (Ис 3. 12). 797. Гл. 12. 798.  Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого (1 Кор. 2. 11). 799. Гл. 14. 800. Гл. 15. 801. Гл. 16. 802. Гл. 17. 803. Гл. 19. 804. Гл. 23. 805. Гл. 24. 806. Гл. 29. 807.  Какая польза человеку, …а душе своей повредит? (Мф. 16. 26). 808. Гл. 34. 809.  Я прославлю прославляющих Меня (1 Цар. 2. 30). 810.  Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк. 6. 26). 811.  …чтобы видели их люди (Мф. 23. 5); Гл. 36. 812. Мф. 5. 16; Гл. 37. 813. Гл. 38. 814. Гл. 41. 815. Гл. 42. 816. Гл. 45. 817. Слово 23. О гордости. Гл. 2. 818. Гл. 4. 819. Гл. 6. 820. Гл. 8. 821. Иак. 4. 6. 822.  Высокосердый — надменный сердцем (Притч. 16. 5). 823. Гл. 9. 824. Гл. 11. 825.  Они вопиют, но нет спасающего; ко Господу — но Он не внемлет им (Пс. 17. 42). 826. Гл. 13. 827. Гл. 17. 828. Гл. 18. 829. Гл. 19. 830. Гл. 28. 831. Гл. 34. 832. Гл. 36. 833. Слово 8. О безгневии и кротости. Гл. 1. 834. Гл. 2. 835. Гл. 3. 836. Гл. 4. 837. Гл. 5. 838. Гл. 6. 839. Гл. 7. 840. Гл.8. 841. Гл.9. 842. Гл. 10. 843. Гл. 11. 844. Гл. 12. 845. Гл. 13. 846. Гл. 14. 847. Гл. 15. 848. Гл. 18. 849.  Иссохло от печали око мое (Пс. 6. 8). 850. Гл. 19. 851. Гл. 20. 852. Гл. 23. 853. Слово 9. О памятозлобии, Гл. 6. 854. Гл. 5. 855. Гл. 6. 856. Гл. 9. 857. Гл. 12. 858. Гл. 14. 859. Гл. 14. 860. Гл. 15; Лк. 6. 37. 861. Гл. 16. 862. Гл. 18. 863.  При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою (Пс. 93. 19). 864. Слово 4. О послушании, Гл. 43. Ты посылаешь на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня (Пс. 70. 20). 865. Гл. 44. 866. Гл. 44. 867. Гл. 44.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

МАЗХАБ (араб. «путь», «образ действия») – религиозно-правовая школа в исламе. Насчитывается четыре суннитских М. – ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский, и один шиитский – джафаритский. Помимо этого некоторыми учеными в суннизме помимо упомянутых «М. по ибадату» (поклонению Аллаху) выделяются также два «М. по вероучению» – матуридитский и ашаритский. Ханафитский М. был основан в середине VIII века известным мусульманским богословом и мыслителем Абу Ханифой (699–767). Считается самым либеральным и популярным из М. Большая часть мусульман Пакистана, Афганистана, Турции, Ирака, стран Средней Азии и Казахстана придерживается Ханафитского мазхаба. В России ханафитский М. доминирует среди суннитов, проживающих за пределами Дагестана, Чечни и Ингушетии. Эпонимом шафиитского М. стал имам Абу Абдаллах Мухаммад бин Идрис аш-Шафи’и (767–820) Шафиитский М. преобладает среди мусульман Юго-Восточной Азии, Сирии, Иордании, Ливана, а также Восточной Африки. В России его исповедуют чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, а также целый ряд других дагестанских народов. Маликитский М. был основан имамом Маликом бин Анасом аль-Асбахи (711–795). Он распространен преимущественно среди мусульман Северной Африки. Ханбалитский М. получил название в честь имама Абу Абдаллаха Ахмада бин Ханбала (780–855). Он считается наиболее консервативным и наименее популярным из М. Ханбалитский М. распространен преимущественно среди мусульман Аравийского полуострова. Все четыре М. суннитского ислама считаются равнозначными и равноправными, однако смешение норм разных мазхабов (тальфик) порицается. МЕДРЕСЕ (мадраса; от араб. глагола дараса – изучать) – среднее или высшее мусульманское учебное заведение для подготовки духовенства, учителей, реже – чиновников. Обучающие в М. обычно называются талибами или шакирдами. Самым известным М. в России является казанское М. «Мухаммадия», основанное в 1882 году. МЕКТЕБ (араб. «место, где пишут») – начальное мусульманское учебное заведение. В России М. обычно называют воскресные школы и курсы по изучению ислама или арабского языка при мечетях. В некоторых мусульманских странах М. называется также любая средняя общеобразовательная школа.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЛИКИТЫ Последователи мазхаба, названного по имени его основателя - факиха и мухаддиса Малика ибн Анаса (ок. 713 - 795), считают Коран и Сунну единым (насс) и главным источником права, трактуют Сунну как продолжение Корана. Малик ибн Анас аль-Асбахи род. в Медине в семье мастера по изготовлению стрел. Сам Малик был торговцем шелковыми тканями. С детства обучался кораническим наукам у родственников, напр. его дядя - выдающийся знаток хадисов Абу Сухайль Нафи. Кроме того, Малик ибн Анас изучал Фикх у Рабии ибн Абд ар-Рахмана, затем 13 лет провел в кружке Абд ар-Рахмана ибн Хирмиза аль-Араджа аль-Хашими, обучаясь у него и его учеников Ибн Шихаба аз-Зухри и Абу аз-Зинада. Постепенно Малик ибн Анас стал самым авторитетным факихом (законоведом) Медины и ее духовным руководителем (имамом). Он не примкнул к к.-л. политическим течениям, отказывался от административных назначений. Считал, что «клятва, данная по принуждению, недействительна» (за отстаивание этого положения был подвергнут телесному наказанию). Страдая хроническим заболеванием, Малик ибн Анас почти не покидал Медины, в диспутах и ученых встречах участвовал редко. Составил свод аль-Муватта, включающий хадисы, высказывания и решения сподвижников Мухаммада по определенным правовым темам. Свод сохранился в 2 редакциях: 1-я принадлежит его ученику Мухаммаду аш-Шайбани (ум. в 805); 2-я - Яхье ибн Яхье аль-Лейси (ум. в 848-849). В дальнейшем Асад ибн аль-Фурат ат-Туниси (ум. в 828-829) переработал этот свод и назвал его аль-Мудаввана. Абд ас-Салам ат-Танухи (ум. в 854-855) переработал и дополнил его, выпустив под названием аль-Мудаввана аль-кубра. Среди учеников Малика ибн Анаса основатель шафиитского мазхаба (см. ст. Шафииты ) - Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (ум. в 820). В шафиитском мазхабе были использованы мн. положения, разработанные Маликом ибн Анасом. М. опираются на нормы, сформировавшиеся еще при жизни Мухаммада. Из адатов они признают, но лишь в некоторых случаях, только обычное право Медины. Круг консенсуса (иджма) также ограничен согласным мнением исключительно мединских улемов (правоведов-богословов), причем это мнение должно быть согласовано по каждому конкретному вопросу. Вместе с тем М. применяют один из методов иджтихада (право выносить самостоятельное решение), разработанный Маликом ибн Анасом,- аль-истислах («стремление к пользе», др. название: аль-масалих, аль-мурсала, «независимые полезные действия»), возможность решения отдельных вопросов вопреки общим установлениям, если этого требуют здравый смысл и конкретные интересы общины.

http://pravenc.ru/text/2561724.html

В состав П. о. вошли Римский дукат, соседние с ним районы лангобардской Тусции и Кампании, Сабина, Пентаполь, Эмилия, а также Корсика. Над Равенной было фактически установлено совместное франкско-папское управление. Формально папе был передан также ряд городов Кампании (Капуа, Сора, Теано и др.), реально оставшихся во владении герцогов Беневенто. Папе Римскому Адриану I пришлось отказаться от претензий на Романью, основную часть Тусции, Венецию и Истрию. Территории, перечисленные в «Pactum Hludovicianum», были подтверждены привилегиями императоров Оттона I (962) и Генриха II (1020). Проявлением суверенитета П. о. стало начало чеканки папой Адрианом I монеты с собственным изображением. Папа Римский Лев III коронует имп. Карла Великого. Миниатюра из рукописи «Большие французские хроники». 1370–1380 гг. (Paris. Nouv. acq. fr. 28876. Fol. 115v). Фото: gallica.bnf. fr Папа Римский Лев III коронует имп. Карла Великого. Миниатюра из рукописи «Большие французские хроники». 1370–1380 гг. (Paris. Nouv. acq. fr. 28876. Fol. 115v). Фото: gallica.bnf. fr Имп. коронация Карла Великого в Риме (25 дек. 800), символизировавшая восстановление Зап. Римской империи, означала интеграцию П. о. в состав Франкской державы, однако папа Римский Лев III (795-816) и его преемники Стефан IV (V) (816-817) и Пасхалий I сохраняли фактическую независимость. Нет свидетельств того, что имп. Карл Великий собирал налоги в П. о. или формировал там войско. Имп. Людовик Благочестивый в «Pactum Hludovicianum» подтвердил привилегию свободного избрания папы Римского, за императором сохранялось лишь право его утверждения. Беспорядки в Риме, начавшиеся после смерти папы Пасхалия I и избрания на Папский престол Евгения II (824-827), вынудили вмешаться в ситуацию имп. Лотаря I (с 817, коронован в 823, самостоятельно правил в 840-855), сына и соправителя Людовика Благочестивого. В нояб. 824 г., прибыв в Рим, Лотарь I издал «Constitutio Romana» (Римское уложение), устанавливавшее имп. контроль над П. о. при сохранении светской власти папы Римского.

http://pravenc.ru/text/2578947.html

Эти суннитские школы – ханэфитов, Малика, Шафэи и ханбалитов. Основатель первой из них, „великий имам“ (имам азэм) Номан бен-Сабит абу-Ханифэ (умерший в 767 г. по Р. Х.), был персидский купец и преподавал право многочисленным слушателям в Сирии. И по своей национальности и по месту своей деятельности чуждый родной почве ислама, „великий имам“ оказался в известном смысле рационалистом: он дал довольно широкое место началам человеческого разума и создал самую толерантную и человечную правовую систему, какая только могла явиться на почве ислама. – В ином направлении учил младший современник абу-Ханифэ, Малик ибн-Анас (ум. 795 г. по P. X.). В истории ислама он известен тем, что собрал 1.700 достоверных мусульманских преданий. Преподавая право в самом центре мусульманской ортодоксии, „городе пророка“ – Медине, Малик остался верен суровой букве преданий. Его консервативная система представляла настолько заметную разность сравнительно с учением абу-Ханифэ, что ученик Малика, Мухаммед эш-Шафэи (ок. 819 г. по P. X.), счел нужным выступить в Багдаде с посредствующей системой, тесно примыкая, впрочем, к „добрым преданиям и обычаям“ мусульман 66 . А ученик Шафэи, Ахмед бен-Ханбаль (ок. 855 г. по P. X.), выглядит уже консервативнее и правовернее самого Малика, и ханбалиты представляют самую строгую и нетерпимую школу в мухаммеданском мире. Держась за букву аль-корана и суннета, они объявляют ересью всякий опыт научной обработки вероучения. Грубейший антропоморфизм в учении о Боге и верование, что не только коран, но даже крышки его переплета и футляр его – несотворенны, характеристичны для их теории, а поднимаемые ими при аббасидах народные движения, кончавшиеся резней и пожарами, показывают, какого духа эти люди в их житейской практике. В настоящее время османы и большая часть народностей азиатской Турции считаются последователями ханэфитской школы, системы Малика держатся кое-где в северной Африке, учение Шафэи господствуем в Египте, Сирии и на мусульманском востоке, а ханбалиты – во внутренней Аравии 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Дальнейшее развитие мусульманского общества потребовало развития правоведения - фикха. Правоведы-факихи составили своды или кодексы мусульманского права - шариат . Обычное право - адат , которое регулировало различные отношения у завоеванных арабами народов и племен, в какой-то мере было согласовано с шариатом и даже приравнено к нему. Во второй половине VIII - IX вв. выработка норм мусульманского права была завершена. При этом сунниты разделились на последователей четырех богословско-правовых школ - мазхабов . Основателями этих школ (существующих до настоящего времени) были Абу Ханифа (около 699-767), Малик ибн Анас (708/715-795), аш Шафии (767-820) и Ибн Ханбаль (780-855). Они были признаны непререкаемыми авторитетами, применявшими иджтихад - самостоятельное, не зависимое от других толкование религиозного права. После них " двери иджтихада " были закрыты и применение мусульманского права к новым общественным и политическим явлениям стало производиться при помощи фетв . Уже в первое столетие существования ислама в нем произошел раскол: выделились, кроме суннитов , шииты - сторонники Али, мужа дочери пророка - Фатимы и двоюродного брата Мухаммеда, которые признавали исключительное право Али на верховное руководство мусульманской общиной - имамат . Самыми распространенными праздниками мусульман являются: Кроме праздников, общих для всех мусульман, у шиитов существует множество торжественных дат, связанных с почитанием имамов -мучеников, когда проводятся траурные церемонии и оплакивания. Это прежде всего ашура (шахсей-вахсей) - в память о мученической кончине имама Хусейна, сына Али, внука Мухаммеда. Мусульмане мира объединены в ряд организаций, важнейшие из которых следующие: Экспансия ислама В конце XX - начале XXI века наблюдается заметный рост числа мусульман в европейских странах, связанный с растущим числом мигрантов и большой рождаемостью в семьях мусульман. Растущая мусульманская часть общества начинает оказывать всё более заметное влияние на его развитие. Американский доктор теологии Питер Хэммонд считает, что ислам это не религия, и даже не культ. По его мнению, это всеобъемлющая, тотальная, детально разработанная система жизни, включающая в себя религию, право, политическую и социальную системы, военные аспекты. В своей работе «Рабство, терроризм и ислам: исторические корни и современная угроза» исследователь отмечает:

http://drevo-info.ru/articles/1020.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЮДОВИК БЛАГОЧЕСТИВЫЙ Имп. Людовик Благочестивый, воин Христов. Миниатюра из сочинения Рабана Мавра " Похвала Св. Кресту " . 20-е гг. IX в. (Vat. Reg. Lat. 124. Fol. 4v) Имп. Людовик Благочестивый, воин Христов. Миниатюра из сочинения Рабана Мавра " Похвала Св. Кресту " . 20-е гг. IX в. (Vat. Reg. Lat. 124. Fol. 4v) [Лат. Hludovicus Pius; нем. Ludwig der Fromme; франц. Louis le Pieux] (июнь/авг. 778, Кассиногил (ныне Шаснёй-дю-Пуату, деп. Вьенна, или Касёй, деп. Жиронда, Франция) - 20.06.840, Ингельхайм (ныне Ингельхайм-ам-Райн, Германия)), кор. Аквитании (с 781), имп. франков (с 814). Младший сын Карла Великого и его 2-й жены Хильдегарды. От 1-й супруги Ирмингарды (с 794 по 818) у Л. Б. было 6 детей: Лотарь I (795-855, император с 817), Пипин I Аквитанский (797-838, король Аквитании с 817), Ротруда (?), Берта (?), Хильдегарда и Людовик Немецкий (ок. 805-876, король Баварии с 817, король вост. франков с 843). От 2-го брака с Юдифью (с 819 по 840) имел дочь Гизелу (ок. 820-876) и сына Карла Лысого (823-877). От Теоделинды Сансской († 794) у Л. Б. были дочь Альпаида (род. в 793/4) и сын Арнульф (793/4-841). Вошедший в историю эпитет «Благочестивый» (лат. Pius) в имени монарха встречается у т. н. Астронома, анонимного автора «Жизни Людовика Благочестивого» (Vita Hludowici Pii, после 842), в грамотах и легендах на монетах. Как личное прозвище императора его использовал Ноткер Заика (Hludowicus agnomine pius - Notker der Stammler. Taten Kaiser Karls des Grossen/Hrsg. H. F. Haefele. B., 1959. S. 81. (MGH. SRG. N. S.; 12)); прозвище стало общеупотребительным не ранее Х в. Современники и потомки давали противоречивые оценки деятельности Л. Б. Мн. исследователи, гл. обр. франкоязычные, обвиняли императора в политической слабости, нерешительности, несамостоятельности и непоследовательности, полагая, что ему больше подходит прозвище Простоватый (франц. le Débonnaire). В 80-х гг. XX в. исследователи стали положительно оценивать личность и политику Л. Б. (П. Годман, Р. Коллинз; в нач. XXI в.- М. де Йонг, К. Букер); его правление рассматривается как кульминация каролингского периода европ. истории (Т. Шиффер).

http://pravenc.ru/text/2561074.html

Вышел 40-й том «Православной энциклопедии»      Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии, Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины. Из биографий Римских Пап с именем Лев наиболее подробна посвящена деятельности Папы Римского Льва Великого (понтификат 440-461), спасшего Рим от варваров и активно влиявшего на ход Вселенского Собора в Эфесе 449 г. В статье присутствует подробный анализ христологии, сотериологии, учения о творении человека, учения о Боге и Троице Папы Льва Великого. Также значительные по объему статьи посвящены Папе Льву III (понтификат 795-816), короновавшему Карла Великого (800), Папе Льву IV (понтификат 847-855), восстановившему частично римские укрепления, Папе Льву IX (понтификат 1049-54), с чьей деятельностью связывают схизму 1054 г., Папе Льву X (понтификат 1513-21), чей портрет с кардиналами кисти Рафаэля из галереи Уффици хорошо знаком любителям ренессансной живописи, Папе Льву XIII (понтификат 1878-1903), ставшему узником Ватикана в связи с объединением Италии и долгим отсутствием урегулирования вопроса о политическом статусе римского папства. В данном томе «Православной энциклопедии» присутствует также статья о Латеранских соглашениях 1929 года.

http://pravoslavie.ru/91559.html

Самые ранние упоминания о миссии Л. сохранились в Житии св. Лиудгера, составленном Мюнстерским еп. Альтфридом (839-849) (BHL, N 4937). В сер. IX в. было создано краткое Древнее Житие Л., сохранившееся в 8 рукописях XV в. и впервые опубликованное нидерланд. ученым М. Я. А. Молцером (BHL, N 4810b; Moltzer. 1909. S. 221-235; MGH. SS. T. 30. P. 791-795). Датировка Древнего Жития была предметом дискуссии. По мнению Молцера, оно было составлено между 786 и 849 гг., позже появления Жития св. Григория, еп. Утрехтского (BHL, N 3680), но до создания Жития св. Лиудгера. Однако др. исследователи доказали, что при написании Древнего Жития использовалось Житие св. Лиудгера. Т. о., текст был создан после 839 г., когда Альтфрид был возведен на епископскую кафедру, но до кончины Хукбальда из Сент-Аманда († 930), автора 2-го Жития Л. (BHL, N 4812). По одной из версий, Древнее Житие было написано после разграбления норманнами в 882 г. Девентера, где покоились мощи святого (см.: Levison. 1912. S. 287-288; Lintzel. 1931. S. 87; Kronshage. 1964. S. 8-9). А. Хофмайстер предположил, что оно было составлено между 840 и 864 гг., т. к., по мнению исследователя, Древнее Житие Л. использовал автор 2-го Жития св. Лиудгера, созданного между 855 и 864 гг. в аббатстве Верден (BHL, N 4939-4943; см.: MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 790; Наиск. Die Herkunft. 1964. S. 221-239; L ö we. 1965. S. 355-358). Этой т. зр. придерживаются совр. исследователи (напр.: Otten. 2006. S. 13-16). Местом составления Древнего Жития считали Девентер ( Levison. 1912. S. 288) или Утрехт ( Kronshage. 1964. S. 13-14), но более вероятно, что текст был написан в Вердене (MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 790; Drogereit. 1951. S. 61-62; L ö we. 1965. S. 360). Среди источников Древнего Жития были не только агиографические сочинения (Жития Григория Утрехтского и Лиудгера), но и устные сказания, напр. о путешествии Л. к саксам (см.: Eis. 1936. S. 42-57; Genzmer. 1951. S. 161-171; Наиск. Die Herkunft. 1964. S. 743-745), а также «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного.

http://pravenc.ru/text/2463217.html

Для противодействия учению этих сект и партий и была выдвинута мусульманская высшая школа, в которой на первом месте стояло изучение законоведения в связи с грамматическим изучением арабского языка. Представители законоведения, прозванные «столпами шариата», обработали эту область мусульманской науки и составили для своих последователей законченный системы фикха. Это были: 1) Номан бенСабит, называемый также АбуХанифа, или просто, по старшинству – «величайшим или старшим имамом» 155 (ум. в 150 г. гиджры=767 г. по Р. Хр.); 2) СуфьянасСаури (ум. в 161 г.=777–778 г.); 3) Имам Малик (ум. в 179 году=795–796 годам по Р. Хр.); 4) ИмамМухаммед АшШафий (ум. в 204 г.=819–820 г.); 5) ИмамАхмед бенАльХанбаль (ум. в 241 году=855–856 г.) и 6) ИмамДауд АзЗахири (ум. в 270 г.=883–884 г. по Р. Хр.). Системы законоведения этих ученых, различавшиеся между собой в частностях, были разработаны их учениками и оставили после себя необъятные труды, которые не могут не поразить всякого беспристрастного исследователя мусульманской юриспруденции, как говорить Мирза А. Казембек. Среди названных школ первое место занимают до наших дней ханифиты (т. е. последователи АбуХанифы), второе – шафиты, третье – ханбалиты, четвертое – маликиты; школы сауридов и захиридов в VIII в. гиджры прекратили самостоятельное существование, слившись с другими. Законоведение, оставаясь главным и почти исключительным предметом изучения и обучения при Омайядах, в правление Аббасидов было вполне обработано, так что не допускало уже никаких прибавлений и дополнений 156 . При Аббасидах же, вследствие новых политических условий, и самая система мусульманского образовали расширилась и приняла иное направление. ХалифМансур (754–775 гг. по Р. Хр.) содействовал быстрому развитию наук в халифате: в его правление появились знаменитые арабские филологи 157 , но что более важно, при нем начали переводить с сирийского на арабский язык сочинения древних греческих философов и естествоиспытателей, а ортодоксальные богословы (ИбнИсхак и друг.) положили начало историкобогословской литературе мусульман 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010