779. Там же. 8.3.1. Здесь подразумевается император Домициан. 780. В [данном] случае (лат.). 781. В черновике Кьеркегора читаем: ««Перед всем миром», — это выражение, которое никак не может раздражать даже самую полемичную натуру, поскольку предполагает публичность столь бескрайнюю, что ее тревожащие границы даже не прочитываются, — причем всё предполагается с такой дерзостью, с такой лирической чрезмерностью, словно сама природа должна тут выступить свидетельницей этого празднества» (Pap III В 41.24. [Без даты] 1841 г.). 782. Ломкость, хрупкость (нем.); здесь: капризность, недоступность. 783. Источник цитаты не найден. 784. См.: Мф 10,32: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным»; Мк 8, 38: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов о роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». 785. Становление — «Tilblivelse» (дат.): вхождение в наличное существование. 786. Совместное [владение] собственностью (лат.). 787. Далее, в черновике Кьеркегора: «Когда Господь дал Адаму спутницу, даровав ему Еву, это никоим образом не предполагало активного семейного общения, поскольку Ева не привела с собою целое скопище подружек» (Pap III В 41.25. [Без даты] 1841 г.). 788. Перед началом этого абзаца в черновике стоит подчеркнутая фраза: «Но супружество невозможно без взаимной доверительности» (Pap III В 39. [Без даты] 1841 г.). 789. Брачное ложе (лат.). 790. См.: Мф 6, 27: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» 791. См.: Мф 10, 39: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее»; Мф 16,25: «…ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…» 792. Источник цитаты не обнаружен. 793. В скандинавской мифологии Валгалла (Valhalla, букв.: «зал мертвецов») — это обитель мертвых героев, погибших в битве. Каждое утро они встают, чтобы снова и снова сражаться в смертельном бою, однако к вечеру все раны затягиваются и они отправляются на пирушку с Одином.

http://predanie.ru/book/219811-ili-ili/

8 . Кто это летит ко Мне 776 , как облака и как голуби с своими птенцами? 9 . Меня ждали острова и впереди корабли фарсийские, чтобы перевезти детей твоих издалека и серебро и золото их вместе с ними ради святого имени Господня и ради того, чтобы Святый Израилев был славен. 10 . И иноземцы построят стены твои, и цари их будут служить тебе, ибо во гневе Моем Я поражал тебя и по милости Моей возлюбил тебя. 11 . И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы привозили к тебе достояние народов и приводили 777 царей их. 12 . Ибо народы и цари, которые не послужат тебе, погибнут, и народы совершенно истребятся. 13 . И слава Ливана к тебе придет с кипарисом, певгом и кедром, чтобы вместе 778 прославить место святое Мое, и место ног моих прославлю. 14 . И пойдут к тебе с боязнью сыновья унижавших тебя и раздражавших тебя, и поклонятся следам ног твоих все оскорблявшие тебя, и будешь называться: город Господень, Сион Святого Израилева. 15 . За то, что ты был оставлен и презрен и не было у тебя 779 защитника, Я сделаю тебя радостью вечною, веселием в роды родов. 16 . И будешь насыщаться молоком народов и питаться богатством царей, и узнаешь, что Я – Господь Спаситель твой и Избавитель твой, Бог Израилев. 17 . И вместо меди принесу тебе золото, и вместо железа принесу тебе серебро, и вместо дерева принесу тебе медь, и вместо камня – железо, и поставлю владык твоих в мире и надзирателей твоих в правде 780 . 18 . И не слышно будет более неправды в земле твоей, ни опустошения и бедности в пределах твоих, но назовутся стены твои спасением и ворота твои – красотою 781 . 19 . И не будет уже для тебя солнце светить днем 782 , и восход луны не будет для тебя освещать ночь, но будет для тебя Господь светом вечным и Бог – славою твоею. 20 . Ибо не зайдет солнце твое, и луна от тебя не скроется, потому что Господь будет для тебя светом вечным, и окончатся 783 дни скорби твоей. 21 . И народ твой, весь праведный, во веки наследует землю, охраняя насаждение 784 , дела рук Его во славу Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

VII, 174 и след.; VIII, 102–111; 283–305). Этот обычай укрепился в Риме. Всегда существовало в нем особое здание, где представители курий вкушали сообща. В определенные дни сенат творил в Капитолии священный обед. Во время торжественных праздников столы расставлялись на улицах и весь народ садился за них. Вначале этими обедами заведовали главные жрецы; потом эту обязанность возложили на особых жрецов, называвшихся epulones (Цицерон – De oratore III, 19; Pro munera, 36). Эти древние обычаи дают нам понятие о той тесной связи, которая соединяла между собою всех членов одной гражданской общины. Человеческое общежитие было основано на религии; его символом был общий стол. Надо представить себе одно из небольших первичных обществ, собранное или все, или по крайней мере – в лице семейных вождей, за одним общим столом; все одеты в белом и на голове у каждого венок; все сообща творят возлияния, читают общую молитву, поют одни и те же гимны, вкушают одну и ту же пищу...; среди них присутствуют их предки и боги–покровители разделяют с ними обед. Отсюда берет свое начало тесная духовная связь между членами общества...» 777 . Переходим к семитам. У евреев издавна существовал обычай устраивать общественные трапезы в соединении с жертвоприношением. «Среди них не было священной трапезы, имеющей в виду почитателей, если не была принесена жертва» и, наоборот, «жертвы не были приносимы без гостей» 778 . В книге Бытия мы читаем: «И заколол Иаков жертву на горе и позвал родственников своих ( есть хлеб ); и они «ели (и пили) и ночевали на горе» 779 . В первой книг Царств Самуил представляется председателем такого жертвенного торжества: Саул отыскивая Самуила, справляется о нем у девиц, вышедших черпать воду, и получает ответ: «Вот, он впереди тебя; только поспешай, ибо он сегодня пришел в город, потому что сегодня у народа жертвоприношение на высоте; когда придете в город, застанете его, пока он еще не пошел на ту высоту, на обед; ибо народ не начнет есть, доколе он не придет; потому что он благословит жертву, и после того станут есть званные; и так ступайте, теперь еще застанете его» 780 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во гробе плотью, а в аду душой, как Бог, в раю же с разбойником, и на престоле Ты был, Христос, с Отцом и Духом, всё Собою наполняя, не имеющий пределов. Яко живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения. Как живоносный, как более прекрасный, чем рай, Твой гроб – источник нашего воскресения – явился воистину блистательнее всякого царского дворца! Эти тропари заимствованы из богослужения Великой субботы и напоминают о погребении Иисуса Христа, о котором в Евангелии от Иоанна говорится: После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко ( Ин.19:38–42 ). Чтение этих тропарей указывает на еще один аспект символизма великого входа: он служит напоминанием о погребении Иисуса Христа. Эта тема прослеживается в целом ряде комментариев, начиная с первой трети V века, когда Исидор Пелусиот говорит о том, что «простертие чистой плащаницы над Святыми Дарами означает служение Иосифа Аримафейского» 777 . Однако включение тропаря «Благообразный Иосиф» произошло достаточно поздно: о нем ничего не известно ранее XIV века 778 . Два других тропаря были добавлены еще позже. При чтении трех указанных тропарей с дискоса и чаши снимаются покровцы и кладутся по краям престола, а воздýх священник снимает с плеча диакона и, подержав его над дымом от кадила, которое держит диакон, возлагает на Святые Дары, вновь произнося тропарь «Благообразный Иосиф». Затем он трижды кадит Святые Дары, произнося окончание 50-го псалма: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы» ( Пс.50:20–21 ). Чтение заключительных стихов 50-го псалма в данный момент Литургии впервые зафиксировано в XII веке и связано с тем, что в них упоминается алтарь (престол) и жертва 779 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 3 1–6. Выступление Иоанна Крестителя. – 7–17. Проповедь Иоанна Крестителя. – 18–20. Взятие Иоанна Крестителя в темницу. – 21–38. Крещение и родословие Господа Иисуса Христа. Лк.3:1 .  В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, Лк.3:2 .  при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. Евангелист Лука – первый из писателей, вводящий евангельскую историю точными хронологическими указаниями в общую мировую историю, дает здесь точное определение времени, когда началось служение Иоанна Крестителя, Предтечи Мессии. «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря» – правильнее: «как кесаря». Август, которому наследовал его пасынок, Тиверий, умер 19 августа 767 года. Но еще раньше, около 765 года, он назначил Тиверия своим соправителем. Откуда же евангелист считает пятнадцатый год? С начала ли его соправления Августу или с начала самостоятельного царствования? По всей вероятности, с начала его соправления Августу, так как ниже евангелист Лука говорит, что Христос крестился, будучи в возрасте около тридцати лет (стих 23). Принимая, что Христос родился в 749 году, и прибавляя к этому 30 лет, мы получаем 779 год, а вычитая отсюда 15 лет правления Тиверия, получаем 764 год, именно тот год, в который Август сделал Тиверия своим соправителем. «Понтий Пилат начальствовал в Иудее» (см. комментарии к Мф.27:2 ). Пилат правил с конца 778-го до 789 г. «Ирод» (см. комментарии к Мф.2:22 ) правил с 750 до 792 г., когда он был низложен. «Филипп, брат его», правил тоже с 750 г. до своей смерти в 786 году. Правил он Итуреей, под которой можно понимать древний Галаад (восточная сторона Иордана). Если Иосиф Флавий не упоминает названия этой области, то он подразумевал ее, по всей вероятности, под именем Ватанеи или же Авранитиды, о принадлежности которых к тетрархии Филиппа он сообщает (Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XVII, 11, 4). Трахонитская область также находилась к востоку от Иордана, выше Итуреи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XXXII Ст.1. И перестали три оные мужа отвечать Иову, потому что он был праведен в очах их 778 . 2. Но воспылал гнев Елиуса, сына Варахииля Вузитянина, из рода Рамова. На Иова воспылал гнев его за то, что он представлял свою душу праведною пред Богом 779 . 3. А на трёх друзей его воспылал гнев его за то, что не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова 780 . 4. Елиус пережидал Иова, пока он говорил; потому что они были старшие его днями 781 . 5. И увидел Елиус, что нет ответа в устах трёх оных мужей, и воспылал гнев его, 6. и отвечал Елиус сын Варахииля Вузитянина и сказал: Молод я днями, а вы престарелы; потому я робел и боялся выставлять знание своё пред вами. 7 . Я думал: дни говорят и множество лет научает мудрости 782 . 8 . Но нет! Дух в человеке и Дыхание Вседержителя вразумляет его 783 . 9 . И не многолетние бывают мудры, и не старики разумеют правое дело. 10. И потому говорю: слушайте меня! Покажу знание своё и я 784 ! 11. Вот я ждал ваших слов, вслушивался в суждения ваши, доколе вы разбирали речи; 12. я пристально смотрел на вас. Но вот никто не опровергает Иова, никто из вас не отвечает на слова его 785 ! 13. Не скажите: «мы нашли мудрость; Бог ниспровергает его, а не человек!» 786 14. Он не ко мне обращал речь, и я не вашими словами буду возражать ему 787 . 15. Устрашились, не отвечают более, не нашлось у них речей 788 ! 16. Я ждал; но они не говорят, а стоят и не отвечают более. 17. Дам ответ и я на свою долю, покажу знание свое и я: 18. ибо я полон речами, дух теснит внутренность мою 789 ! 19. Вот внутренность моя, как вино не откупоренное, как новые мехи, разрывается 790 ! 20. Поговорю, и мне будет легче, открою губы свои и дам ответ! 21. К лицу человека пристрастен не буду и льстить сыну земли не стану 791 ; 22. ибо я не умею льстить; сейчас погуби меня Творец мой 792 . Глава XLII Ст. 1. И отвечал Иов Иегове и сказал 1045 : 2. Я знаю, что Ты всё можешь, и что не разрушится у Тебя никакое намерение 1046 ! 3. Кто это помрачает Провидение, ничего не разумея? Так, я говорил, чего не понимал, что было чудно для меня и чего я не знал 1047 .

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

говоря языком истории, не хотел принять от меня в благодарственную жертву за Твои милости ко мне дом жертвоприношений, в котором бы, по выражению Соломона, исполнителя желания Давидова, «возносились всесожжения, утром и вечером, в субботы, и в новомесечья, и в праздники, как навсегда заповедано Израилю» 775 ; «Но Ты открыл мне уши» 776 , т.е. сообщил величественное обетование о вечном продолжении моего царства, внушающее мне беспрекословное повиновение воле Твоей, или, как почти буквально сходно, но с большею определенностью выражается Давид в благодарственной молитве своей к Богу по случаю получения обетования: «Ты, Господь Саваоф, Боже Израилев, открыл ухо 777 рабу Твоему, говоря: устрою тебе дом» 778 . «Тогда я сказал, – продолжает псалмопевец, – вот иду; в свитке книжном написано о мне» 779 , т.е. готов исполнить то, что определено о мне в Твоем божественном совете, возвещено Твоим пророком и начертано в свитке его пророчества. «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня на сердце» 780 . Далее история свидетельствует нам, что Давид, смиренно покоряясь определению воли Божией относительно построения постоянного храма в Иерусалиме, не скрыл о нем от своего народа, но как о новом явлении милости Божией в дарованном ему обетовании вечного царства, так и об этом определении правды Божией, открывающем недостоинство его пред Богом, чистосердечно возвестил пред многочисленным собранием представителей от всех колен народа израильского, при чем объяснил даже и невысказанную прямо пророком Нафаном причину, по которой Господь не соблаговолил на исполнение его желания, сказав, что он, как человек воинственный, проливший много крови, недостоин воздвигнуть храм Богу мира 781 . А в следующих за приведенным нами выражением покорности воле Божией словах псалмопевца мы находим именно соответствующее такому обстоятельству исповедание его пред Господом, что он не скрывал в своем сердце о Его праведном определении, равно как не утаивал о милости Его, но и о том, и о другом возвещал в многочисленном собрании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Двоякая бывает смерть: естественная и духовная. Естественная смерть обща всем, как говорит Писание: «человекам положено однажды умереть» ( Евр. 9, 27 ), духовная же смерть – только для желающих, ибо Господь говорит: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» ( Мк. 8, 34 ); Он никого не принуждает, но говорит: «кто хочет». Но мы видим, что иному предстоит только одна смерть, естественная, а преподобному угоднику Христову предстоит смерть двоякая – сначала духовная, а потом естественная. Хорошо сказал кто-то, рассуждая о воскресении Лазаря: Христос возвратил Лазаря к жизни для того, чтобы человек, родившийся в мире однажды, научился дважды умирать, ибо естественная смерть не может быть доброй и чистой перед Богом, если ее не предварит смерть духовная. Никто не может после смерти получить Жизнь Вечную, если не привыкнет умирать до смерти. Не раньше Моисей вышел из Египта с людьми израильскими в путь, ведущий в землю обетованную, чем когда умерщвлены были египетские первородные; так и человек не войдет в Жизнь Вечную, если прежде не убьет в себе греховные вожделения. Блажен тот, кто научился до смерти умирать для греха и до погребения в гробу хоронить свои страсти в умерщвленном для греха теле ( 103, 779 ). Припомните страдания находящихся в изгнании из города, из дома, из отечества; все это имеется и с нашей жизни, ибо жизнь есть изгнание, ссылка, как говорит тот же апостол: «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр. 13, 14 ). Вспомните страдания от голода, жажды и лишения всего необходимого к существованию, и это все в изобилии есть в нашей жизни, что лучше всего видно из апостольских слов: «доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся» ( 1Кор. 4, 11 ). Ибо эта жизнь никого не насыщает вполне; насыщение возможно только на Небе, как говорит псалмопевец: «буду насыщаться образом Твоим» ( Пс. 16, 15 ). Подумайте, какое зло быть в плену, в узах, в смерти! Все это имеет жизнь, ибо жизнь есть плен и смерть, как говорит святой Павел: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим. 7, 24 ). Представьте себе страх живущих в доме, который угрожает рухнуть; такова наша жизнь, ибо «знаем, что,.. земной наш дом, эта хижина, разрушится» ( 2Кор. 5, 1 ). Поэтому святые Божии желали лучше умереть и жить со Христом, чем продолжать свои дни в этой жизни. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 958 ). «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Пс. 115, 6)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Затем Софар произносит: Сыновья его будут заискивать у нищих, и руки его возвратят похищенное им. Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах. Если сладко во рту его зло, и он таит его под языком своим, бережет и не бросает его, а держит его в устах своих, то эта пища его в утробе его превратится в желчь аспидов внутри его. Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его. Змеиный яд он сосет; умертвит его язык ехидны. Не видать ему ручьев, рек, текущих медом и молоком! Нажитое трудом возвратит, не проглотит; по мере имения его будет и расплата его, а он не порадуется ( Иов. 20:10–18 ). Софар, в понимании святителя Иоанна Златоуста , здесь особым образом подчеркивает, что настигающее лицемеров и беззаконников наказание приходит внезапно, а значит, имеет не естественные причины, а ниспосылается Самим Богом. Как пишет Златоуст, говоря здесь как бы от лица обращающегося к Иову Софара, «их погибель происходит внезапно, чтобы ты не думал, что их беды происходят по естественному стечению [событий], но [знал, что они совершаются] по некоторой Божественной и необычной силе» 779 . В связи с этими словами Софара Святые Отцы также приводят их нравственно-аллегорическое истолкование. Так, Ориген под «желчью аспидов», таящейся «под языком» лицемеров, о которой говорит Софар (см.: Иов. 20:12–14 ), понимает яд их противного истине учения 780 . Святитель же Григорий Великий , истолковывая слова Софара Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его ( Иов. 20:15 ), пишет: «Лицемер хочет знать откровения Божьи, но только не делать. Хочет мудро говорить, но не жить. А тем, что не делает того, что знает, он теряет и то, что знает, ибо, не связывая свое знание с исполнением, пренебрегая чистотой доброго делания, он утрачивает и знание. Итак, «имение» священного закона, которое чтением он «глотал», забывчивостью он «изблюет». И Бог исторгнет его из чрева его, потому что все то, чему он не захотел служить, Бог искоренит из памяти его справедливым судом, чтобы заповеди Божьи он не держал лишь в словах своих, не исполняя их в жизни... Тот... кто держит в памяти заповеди Его, но их не исполняет, держит в словах заповедей осуждения, которыми осужден будет» 781 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

И ещё апостол говорит, что и Смерть, и Погребение, и Воскресение Спасителя Христа представляют собой Предание Церкви, которое он (апостол) принял от Самого Господа и которое передаёт христианам ( 1Кор. 15:1–4 ) 777 . Согласно этому, Священное Предание, по апостолу Павлу, представляет собой не только то, что написано или не написано в Евангелии как в книге. Но, прежде всего, Предание – это доверие Церкви самого Евангелия Христова как Богопереданной веры, истины, жизни и спасения. А ещё конкретнее, да повторим основную истину всей апостольской экклесиологии: Божественное, Богочеловеческое Предание есть предание Самого Господа Иисуса Христа как Спасителя в Церковь , и как Церковь, из века в век, из поколения в поколение, вкупе со всеми Его Божественными истинами и догматами, благодатями и добродетелями 778 . Это со всей очевидностью следует из цитированных слов апостола ( Кол. 2:6–7 ): вы приняли Иисуса Господа, и других фрагментов 779 . Поэтому апостол всякое изменение Предания, то есть Евангелия, характеризует как переход к иному благовествованию и как проповедь другого Иисуса ( Гал. 1:6 ; 2Кор. 11:4 ). Апостол очень часто говорит о Предании в Послании к Тимофею ( 1Тим. 6:20 ; 2Тим. 3:14 ; ср. 1Тим. 4:6, 16 ; Евр. 13:7 ; Фил. 4:19 ; Гал. 1:9 ): О Тимофей! храни преданное тебе ( τν παρακαταθκην), и ещё: А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Но ещё конкретнее он говорит в 2Тим. 1:13–14 : Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог ( τν παραθκην) Духом Святым, живущим в нас. Этими словами апостол показывает, что Дух Святой – хранитель Предания в Церкви 780 . Предание связано, как проистекает из выше процитированных слов апостола, и с апостольской иерархией (преемством), существующей в Церкви 781 , и, как говорит святой Златоуст, со святой, духоблагодатной жизнью в Церкви, то есть со святыми, в которых живёт Святой Дух 782 ; такими были сами святые апостолы 783 и, прежде всего, Павел, поэтому он «учил (людей) не только словами, но и делами» 784 , что значит: своей жизнью и делами, образом жизни, поведением и деланием – все во Христе и в Духе Святом.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010