В 30-х гг. XII в. была завершена новая редакция L. P., созданная, вероятно, сотрудниками папской курии, среди которых мог быть кард. Пандульф († после 1138), написавший продолжение ( Franklin. 2013. P. 11-12). В этой редакции биографии Римских епископов от ап. Петра до Стефана II (III) (752-757) воспроизведены без изменений; от Павла I (757-767) до Адриана II (867-872) значительно сокращены; к ним добавлены аннотированный перечень понтификов от Иоанна VIII до Дамаса II (1048), а также краткие биографии Римских пап от Льва IX до Урбана II (1088-1099). Редакция завершается подробными жизнеописаниями Пасхалия II (1099-1118), Геласия II (1118-1119), Каллиста II (1119-1124) и Гонория II (1124-1130). Дюшен считал автором этих биографий кард. Пандульфа, сторонника антипапы Анаклета II ; по мнению Ж. Марка, Пандульф составил только последние 3 текста, а биография Пасхалия II принадлежит др. автору, работавшему вскоре после кончины понтифика (см.: Vogel. 1975. P. 121-127). У. Пршеровский поддержал т. зр. Дюшена, но др. исследователи отстаивают правоту Марка ( Franklin. 2013. P. 11). По-видимому, позиция Пандульфа в конфликте между папой Иннокентием II и Анаклетом II стала причиной того, что его редакция L. P. не использовалась в Римской курии. Текст этой редакции был обнаружен Марком лишь в 1910 г. в рукописи, предположительно созданной в кон. XII в. в аббатстве Псальмоди (Tortosa. Catedr. 246; изд.: Liber Pontificalis. 1925. P. 131-217). Редакция Пандульфа была переработана мон. Пьером Гийомом, библиотекарем аббатства Сен-Жиль; этот текст содержится в рукописи, созданной в 1142 г. в приорате Сен-Жиль-д " Аси (Vat. lat. 3762). В манускрипте сохранились глоссы историка и юриста Ландольфо Колонны († 1331), сотрудника папской канцелярии Джованни Каваллини деи Черрони († 1349) и канониста Пьера Бойе (Буайе), еп. Орвието († 1388). Глоссы Бойе содержатся также в рукописи Vat. Barber. lat. 584 (копия манускрипта Пьера Гийома, выполненная Бойе); в них L. P. рассматривается как источник канонического права: Бойе использовал прецеденты, заимствованные из папских биографий, чтобы доказать необходимость реформы Церкви.

http://pravenc.ru/text/2463643.html

In S. Stephanum, 699–702. In mediam hebdomadam jejuniorum, 701–4. In ramos palmarum, 703–8. In S. V. Deiparam, 707–10. Contra hæreticos et in S. V. Deiparam, 709–14. In proditionem Servatoris, 713–20. In Latronem et in proditorem, 719–22. Sermo catechisticus in S. Pascha, 721–4. In S. Pascha 1–7, 723–56. In synaxin Archangeli (Theodori Stud.), 755–6. De Pænitentia et in Herodem, 757–66. 69 (IX). De Pænitentia, 1–3, 681–708. De eleemosyna, 707–12. De jejunio 4–7, 711–24. De patientia, 1–2, 723–30 (genuinæ). De salute animæ, 735–8. In catechumenos, 739–42. Contra virginum corruptores, 741–4. Contra hereticos, 745–8. De eleemosyna. 747–52. Epistola ad monachus, 751–6. In Annuntiationem Deipara, 755–60. De remissione peccatorum (Matt., XVIII,8),753–64. De non judicando proximo (Joan., VII, 26), 763–6. De Pænitentia, 765–8. De fide, 7.67–72. De spe, 771–74. De caritate, 773–76. 61 (X). In caritatem secundum Deum, 681–4. In illud Si Filius Dei es (Mt., IV, 6: Nestorii), 683–8. In proditionem Judæ, 687–90. In illud Memor fui Dei (Ps., LXXVI, 4), 689–98. In Rachelem et in infantes, 697–700. In Herodem et in infantes, 699–702. In Martham, Mariam et Lazarum, 701–6. In illud Exeuntes Pharisæi (Matt.. XII, 14), 705–10, In meretricem et pharisæum, 709–12. In Assumptionem D.-N. J.-C, 711–12. In Transfigurationem. 713–6. In Ramos Palmarum, 715–20. In laudem S. Joannis Theologi, 1–2, 719–20–22. In Transfigurationem, 721–24. De siccitate, 723–26. In Jordanem fluvium, 725–8. In pharisæum et meretricem, 727–34. In triduum resurrectionis Christi, 733–8. In Christi natalem diem, 737–38. In illud Ascendit Dominus (Joan., VII, 14) et de Melchisedech, 739–42. In mediam Pentecosten, 741–4. In Samaritanam, 743–46. In mulierem peccatricem, 745–52 (est Amphilochii. In illud Pater si possibile (Matt., XXII, 39), 751–6, (id.). In parabolam Samaritani, 755–8. In natale S. Joannis Baptistæ, 757–62. In S. Theophania, 761–64. In natale D.-N. J.-C, 763–68. In Zacchæum Publicanum, 767–8. In centurion cm, 769–72.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Алексия Комнина, греч. царя, заповеди, 15, 205, 206. Алексий Аристин, толкователь Номоканона, 205, 206. Алексий, патр. константинопольский, 205, 206. Алексий, митр. киевский, 177, 765. См. Жития и Службы. Алексию Михайловичу, царю, благод.Слово Паисия Лигарида, 189. Алексий, игумен, биограф, 673. Алексий, протопоп новгородский, еретик, 187. Алексий Григорьев, поп, владелец, 362. Алексий, диакон, то же, 270. Аллилуиа. Сказание Максима грека , 200, 201. Димитрия грека, 730, см. 269. Алфавит, книга, Сборник, 660. Амартол см. Георгий. Амвросий, еп. медиоланский, 87, 299. Его житие см. Жития. Амвросия, епископа, Истор. рос. Иерархии, 327, 408, 411. Аммос, прор., 63, 89–91, 677. Аммон, авва, 165, 181, 185, 189, 701, 730, 751, 757, 758, 763, 766, 767, 775, 777, 784, 795, 806, 807. Аммону, монаху, послание Афанасия алекс., 205–207. Амфилохия, еп. иконийского, сочинения, 7, 126–128, 129–133, 160, 205–207, 673, 748, 783. Его житие см. Жития Святых. Анаграммы писцов, 151, 171, 191, 192, 201, 239, 508, 546, 603, 692, 730, 733. Ананий, борзоходец, 681. Анастасия, патр. антиохийского, отрывки, 207, 760. Анастасия Синаита слова и отрывки, 12, 15, 91, 133, 142, 167, 175, 186, 189, 202–204, 225, 314, 680, 681, 704, 744, 750, 751, 753, 754, 756, 758, 763, 765, 767, 775, 780, 788, 794, 804. Анастасии пишет Зосима, 61. Ангелы. Сказание о них, 142–144, 775, 784, 804. Ангелов Адриан, келарь Троиц. Серг. мон., 86, 177, 604, 606, 611, 614. Андрея, апостола, благословение гор киевских, 714, 720–722, 725, 727, 745. Андрея, архиеп. кесарийского, толкование Апокалипсиса, 6, 119–122, 692. Андрея, архиеп. иерусалимского, слова, 664, 665, 680, 681. Андрея, архиеп. критского, слова, 180, 466, 663–665, 681, 755, 760, 786, 792. Канон покаянный, 299, другой великопостный, 399. Житие его, 678. Андрей, биограф Антония римлянина, 673, 692. Андрей Кузмин, священник села Коровицына, 227. Андрея Иванова, слуги Троиц. Серг. мон., старичинина, книги, 123, 399, 465, 496, 505, 517. Андроник, строитель Киржачский, владелец, 640.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

in Codex Carolinus//NGWG. 1896. S. 103-157; Duchesne L. Les premiers temps de l " État pontifical. P., 19042. P. 79-94; Caspar E. Pippin und die römische Kirche: Krit. Unters. zum fränkisch-päpstlichen Bunde im VIII. Jh. B., 1914; idem. Das Papsttum unter fränkischer Herrschaft//ZKG. 1935. Bd. 54. S. 132-266; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. St. Louis, 1914. Vol. 1. Pt. 2. P. 331-360; Baumont M. Le pontificat de Paul Ier (757-767)//MArHist. 1930. Vol. 47. P. 7-24; Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longobardi. Bologna, 1941. P. 583-624; idem. Gli inizi del governo temporale dei papi sull " esarcato di Ravenna//ARSRSP. 1966. Vol. 89. P. 25-35; Seppelt F. X. Geschichte der Päpste von den Anfängen bis zur Gegenwart. Münch., 1964. S. 139-148; Rabikauskas P. Paolo I//BiblSS. 1968. Vol. 10. Col. 283-285; Miller D. H. Papal-Lombard Relations during the Pontificate of Pope Paul I: The Attainment of an Equilibrium of Power in Italy, 756-767//CathHR. 1969. Vol. 55. P. 358-376; idem. Byzantine-Papal Relations during the Pontificate of Paul I: Confirmation and Completion of the Roman Revolution of the 8th Century//BZ. 1975. Bd. 68. S. 47-62; Fuhrmann H. Das frühmittelalterliche Papsttum und die konstantinische Schenkung//Settimane di studio del Centro italiano di studi sull " alto medioevo. Spoleto, 1973. Vol. 20: I problemi dell " Occidente nel secolo VIII. P. 257-329; Angenendt A. Mensa Pippini regis: Zur liturgischen Präsenz der Karolinger in St. Peter//Hundert Jahre deutsches Priesterkolleg beim Campo Santo Teutonico (1876-1976)/Hrsg. E. Gatz. Freiburg, 1977. S. 52-68; idem. Das geistliche Bündnis der Päpste mit den Karolingern (754-796)//Hist. Jb. 1980. Bd. 100. S. 1-94; Hallenbeck J. T. Pavia and Rome: The Lombard Monarchy and the Papacy in the 8th Cent. Phil., 1982. P. 90-106; Noble Th. F. X. The Republic of St. Peter: The Birth of the Papal State, 680-825. Phil., 1984. P. 99-112; Stoclet A. J. Les établissements francs à Rome au VIIIe siècle: «Hospitale intus basilicam beati Petri», «domus Nazarii», «schola Francorum» et palais de Charlemagne//Haut Moyen Âge: Culture, éducation et société: Études offertes à P.

http://pravenc.ru/text/2578523.html

В VIII в. формирование Папского гос-ва (Римской республики) привело к укреплению власти папы Римского, фактически ставшего суверенным правителем Центр. Италии. В условиях конфликта с лангобардами, обострившегося после низложения кор. Ратхиса (749), папа Римский Павел I (757-767) осуществил централизацию управления республикой и упрочил контроль над всеми гражданскими и военными должностными лицами. Укрепление позиций «клерикальной» партии при Павле I вызвало недовольство рим. знати, влияние к-рой существенно снизилось. Летом 767 г., во время предсмертной болезни понтифика, представители знатного рода из г. Непет (ныне Непи, близ Витербо) - дукс Тотон и его братья К., Пассив и Пасхалий - прибыли в Рим во главе отряда воинов и вооруженных крестьян из Тусции. Представитель «клерикальной» партии Христофор, примицерий нотариев, убедил Тотона и «прочих злоумышленников» не убивать Павла I и не вмешиваться в избрание нового папы (так Христофор утверждал в речи перед участниками Собора 769 г.). Однако как только понтифик скончался, Тотон захватил Латеранский дворец и провозгласил папой К., к-рый на тот момент был мирянином. Мятежники заставили Георгия, еп. Пренесте (Палестрины), возвести К. в достоинство клирика (orationem clericatus... tribui). Согласно Liber Pontificalis, епископ умолял мятежников отказаться от этого замысла, чтобы в Церкви не случилось «такого неслыханного новшества» (talis inaudita novitas), однако под страхом смерти ему пришлось подчиниться их требованиям. На следующий день в дворцовой капелле св. Лаврентия К. был возведен еп. Георгием в сан субдиакона, затем - диакона; после этого горожане принесли ему клятву верности. В ближайшее воскресенье в базилике св. Петра состоялось епископское рукоположение К., к-рое совершили еп. Георгий, Евстратий, еп. Альбана (ныне Альбано-Лациале), и Цитонат, еп. Римского Порта (ныне Порто) (согласно обычаю, рукоположение папы возглавлял епископ Остии, однако занимавший эту кафедру Георгий находился во Франкском королевстве - LP. T. 1. P. 482; Duchesne. Fastes. T. 3. P. 128-129). Вскоре после этого епископ Пренесте тяжело заболел и спустя нек-рое время скончался.

http://pravenc.ru/text/1842056.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН [сир.  ], митр. Нисибинский в юрисдикции Церкви Востока (740/1-767), церковный писатель. Согласно «Хронографии» Илии бар Шинайи , митр. Нисибинского (1018/19), К. занял кафедру Нисибина (ныне Нусайбин, Турция) в 123 г. хиджры, т. е. в 740/1 г. Новоизбранный католикос Мар Аба II (741-751) отказался признать К., поскольку считал, что его поставление прошло с нарушением церковных правил. К. в свою очередь вопреки канонам самовольно сместил одного из епископов, назначив на его место другого. Конфликт с католикосом, в который были вовлечены мн. архиереи, продлился не менее 4 лет; его подробности известны из послания Мар Абы ( Chabot. 1898). Тем не менее К. удалось сохранить за собой кафедру Нисибина. Из «Хронографии» Илии бар Шинайи известно, что в 758 г., при К., были завершены строительные работы в апсиде и алтаре «великой церкви» в Нисибине, к-рые обошлись в 56 тыс. динаров. Григорий Бар Эвройо, яковитский мафриан Востока (XIII в.), в «Церковной истории» приводит 2 рассказа, касающиеся К., к-рые относятся ко времени уже следующего католикоса, Иакова II (753-773). Первый связан с постройкой несторианами церкви в г. Тагрит (ныне Тикрит, Ирак) в обмен на открытие яковитской церкви в Нисибине. Несторианский еп. Тирханский Цлиба Заха сначала обратился с этим предложением к мафриану Павлу в Тагрите, а потом в Нисибине к К., к-рого убедил пойти на компромисс с яковитами и передать им ц. св. Дометия (Мар-Диматай). После кончины мафриана Павла (757) Цлиба Заха просил разрешения на строительство церкви у яковитского патриарха Георгия I (758-789/90), находившегося в заключении в Багдаде; строительство началось лишь в 767 г. Второй рассказ, об участии К. в освобождении из заточения католикоса Иакова, более подробно передает несторианский арабоязычный писатель Мари ибн Сулейман (XII в.; И. С. Ассемани ошибочно атрибутировал это сообщение Амру ибн Матте (XIV в.) - Assemani. BO. T. 3/1. P. 113). Католикос Иаков был заключен в тюрьму по приказу халифа аль-Мансура (754-775) вместе с оспаривавшим его власть и низложенным ранее католикосом Сурином. В этой ситуации придворный медик Иса фактически взял на себя управление церковными делами и стал вымогать деньги у епископов, ссылаясь на свое влияние на халифа. Получив письмо Исы с подобными требованиями, К. отправился в Багдад, где при помощи сановника по имени Рабиа добился аудиенции у халифа и предъявил ему послание. Разгневанный халиф велел сослать Ису, конфисковать его имущество и отпустить католикоса Иакова. Согласно повествованию обоих хронистов, вместе с Иаковом были также освобождены из багдадской тюрьмы Антиохийские патриархи яковитский Георгий и мелькитский Феодор I (751-773; Бар Эвройо называет его Феодоритом, очевидно путая с его преемником), однако, согласно др. источникам, их заключение следует относить к более раннему (в случае Феодора) или к более позднему (в случае Георгия) времени.

http://pravenc.ru/text/1684746.html

правителями). Др. исследователи отмечали, что составители «Постановления Константина» стремились подчеркнуть особое положение Рима как духовного и политического центра Запада ( Arnaldi. 1986; Idem. 1987) или обосновать значение Папского престола как хранителя и защитника христ. веры ( Goodson, Nelson. 2010. P. 455). Согласно Шефферу-Бойхорсту, текст «Постановления Константина» был составлен скорее всего в канцелярии папы Павла I (757-767). Исследователи усматривали в тексте параллели с посланиями папы Павла I кор. Пипину Короткому и его сыновьям (Codex Carolinus. 12-43//MGH. Epp. T. 3. P. 507-558; см.: Levison. 1924. P. 160). Так, в «Постановлении Константина» папа Сильвестр назван «просветителем» имп. Константина (illuminatore nostro), а в послании Павла I кор. Пипину Короткому - «просветителем христианской веры» (Christianorum illuminator fidei - MGH. Epp. T. 3. P. 469-657); приближенных лангобардского герцога Павел I называл «сатрапами», а в «Постановлении Константина» так именуются приближенные рим. императора. Согласно жизнеописанию папы Стефана II (III) (752-757), предшественника Павла I, кор. Пипин Короткий (как и имп. Константин в «Постановлении Константина») шел рядом с конем понтифика во время визита Стефана II в королевство франков (vice stratoris... iuxta eius sellarem properavit - LP. T. 1. P. 447). Вероятно, при Павле I в Риме укрепилось почитание св. Сильвестра: понтифик основал монастырь святых Стефана и Сильвестра (Сан-Сильвестро-ин-Капите), в который были перенесены мощи папы Сильвестра. Кор. Пипин Короткий передал этому мон-рю обитель св. Сильвестра на горе Соракт (Codex Carolinus. 42//MGH. Epp. T. 3. P. 554-556; см. также привилегию папы Павла I аббату Леонтию и насельникам мон-ря святых Стефана и Сильвестра: MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 64-71). Нек-рые исследователи, указывая на возвеличение в «Постановлении Константина» Латеранской базилики, полагали, что текст был составлен не папскими нотариями, а одним из младших клириков храма. В таком случае «Постановление Константина» являлось лишь сказанием об основании Латеранской базилики - кафедрального собора Рима, 1-го христ. храма, построенного имп. Константином Великим. Возможно, клирики намеревались начертать этот текст на стене базилики как наставление паломникам ( Huyghebaert. 1979). Эта гипотеза позволяет объяснить расхождения между идеями, изложенными в «Постановлении Константина», и офиц. концепцией папского примата, к-рой придерживались в Римской курии (согласно этой концепции, привилегии Папского престола были основаны на «Петровом служении» (Мф 16. 18-19), а не на распоряжениях светских правителей). Среди аргументов в пользу рим. происхождения текста - выражение «pro concinnatione luminariorum» (букв.- «ради возжжения светильников»), встречающееся не только в «Постановлении Константина», но и в посланиях Римских пап VIII в. Так обозначались доходы от земельных владений, на к-рые приобретали масло для освещения рим. церквей ( Arnaldi. 1987; Gandino. 2009. P. 10).

http://pravenc.ru/text/2057118.html

Иосиф Флавий, «Древности», xvii. 11, 1; Тацит, «История», т. 9: «Post mortem Herodis… Simo quidam regium nomen invaserat; is a Quintilio Vare obtinente Syriam punitus», и т. д. 133 Три переписи, в 726, 748 и 767 A. U., упоминаются в надписи на памятнике в Анкире; об одной, в Италии, относящейся к 757 A. U., сообщает Дион Кассий; другие, в Галлии, датируются 727, 741 и 767 A. U. Тертуллиан, прекрасный юрист, говорит о переписи, проведенной в Иудее при Сентии Сатурнине в 749 A. U., — именно ее, должно быть, и имел в виду Лука. См. Грутер, Хушке, Цумпт, Пламптре, цит. соч. 134 Светоний, «Жизнь Августа», 28, 101; Тацит, «Анналы», i. 11; Дион Кассий, Iii. 30; lvi. 33. Перечень Августа, по словам Тацита, содержал «opes publicœ, quantum civium sociorumque in armis [что следовало отнести и к Ироду], quot classes, régna, provinciœ, tributa aut vectigalia, et necessitates ас largitiones. Quœ cuncta sua manu perscripserat Augustus, addideratque consilium coërcendi intra terminos imperii, incertum metu an per invidiam». 135 Иосиф Флавий, «Древности», xvi. 9, §4. См. Марквардт, Rom. Staatsverwaltung, I. 249. 136 Намек на это повеление зачастую находили в процитированных выше отрывках из Светония и Тацита. Молчание Иосифа Флавия легко объяснимо: он не претендовал на то, что пишет историю империи; он почти ничего не сообщает о периоде с 750 по 760 A. U. Флавий не был столь беспристрастным историком, как Лука, и не заслуживает большего доверия, чем он. Кассиодор (Variarum, iii. 52) и Свида (под словом απογραφ) прямо утверждают, что всеобщая перепись была проведена, и сопровождают свои слова конкретными подробностями, которых нет у Луки; например, Свида пишет, что Август выбрал двадцать уполномоченных, людей с безупречной репутацией, и направил их во все концы империи, чтобы они собрали данные о населении и имуществе и привезли некоторую сумму в государственную казну. На этом основании Хушке, Визелер, Цумпт, Пламптре и Мак–Клеллан считают их свидетельство исторически верным (в то время как Шюрер считает, что эти сведения были позаимствованы у Луки, но не может объяснить наличие дополнительных подробностей). Визелер также цитирует слова Иоанна Малалы, антиохийского историка, который говорит — возможно, опираясь на более ранние источники, — что «Август, на 39–м году и 10–м месяце своего правления [то есть в 5 или 6 г. по P. X.], издал повеление о всеобщей регистрации по всей империи». Юлий Цезарь начал измерять всю империю, а Август завершил этот труд. 137

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

На VII Вселенском соборе 787 года, восстановившем почитание икон, присутствовали представители трех восточных патриархов синкелл Иоанн и игумен Фома, активно поддержавшие соборные решения. 43 С начала иконоборческой смуты омейядский халиф Хишам (724–742 гг.) более не имел поводов видеть в своих подданных-мелькитах сторонников Византии. С этим, как считается, связано восстановление православных патриарших престолов в Александрии (731 г.) и Антиохии (742 г.) 44 Тем самым к середине VIII столетия в сиро-египетском регионе окончательно восстановились православные церковные структуры и сложились механизмы самоуправления православной общины, отстаивавшие ее интересы перед мусульманскими властями. Миряне уже не играли такой роли в управлении общиной, как в эпоху Серджуна – Иоанна Дамаскина . Однако в православной общине VIII–X веков достаточно отчетливо наблюдается сращивание светской элиты и церковной теократической иерархии, «перетекание» влиятельных мирян на посты архиереев. Приемный сын Серджуна Косма стал епископом Маюмы. В IX веке двое потомков Мансура занимали кафедру Иерусалимского патриархата (Сергий в 844–860 гг. и Илия в 880–909 гг.). Александрийскими патриархами не раз становились представители влиятельной корпорации врачей – Политиан (767–801 гг.) и знаменитый историк Евтихий (Саид ибн Батрик) (934–940 гг.). Выходцы из сословия катибов (писцов) восходили на престол антиохийских патриархов – Илия I (905–932/4 гг.), Феодосий II (935–942 гг.) и Христофор (960–967 гг.) 45 Арабские власти неоднократно вмешивались в избрание патриархов, добиваясь рукоположения своих ставленников, иной раз даже христианских чиновников халифской администрации, не носивших ранее духовного сана. Мусульмане были озабочены в первую очередь обеспечением лояльности мелькитских иерархов; именно поэтому первым антиохийским патриархом в 742 году был поставлен монах-сириец Стефан, не владевший греческим языком и ничем не связанный с Византией. 46 Политические симпатии мелькитских иерархов, балансировавших между двух империй, могли весьма различаться. С одной стороны, около 757 году антиохийский патриарх Феодор (751–773 гг.) был сослан в Заиорданье по обвинению в контактах с Византией. 47 С другой стороны, некоторые архиереи сотрудничали с мусульманской властью, коль скоро это не касалось их религиозных убеждений. Дальше всех по этому пути пошел антиохийский первосвятитель Иов (811/2–843 гг.). Около 821 года по приказу халифа он короновал императорской диадемой византийского мятежника Фому Славянина (за что был отлучен Константинопольским синодом), а в 838 году сопровождал арабскую армию в походе на Аморий и уговаривал сдаваться гарнизоны осажденных арабами византийских крепостей. 48

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1413 Эта форма является напр. в Leofrici Exoniensis Missali (р. 217, ed. F. E. Warren, Oxon. 1883), в некотором Poutificali Gemmeticensi (Martene: de ant. eccl. rit. t. 11. p, 367) и в Salisburiensi (см. Maskell: Monumenta Ritualia Eccl. Angl ed. 2. Oxon. 1882. vol. 11 p. 282). Слова о совершении таинств и Admonitio ad sacerdotes (ib. p. 246), кажется, у отцов наших служили, как пример, при поставлении пресвитера. Эта форма, с формулами Canonum Hippolyti и Constitutionum Apostolicarum связанная некоторым сродством, имеет вид довольно великой древности и, за исключением слов о высшем священстве, кажется в равной степени годной и для поставления пресвитера. Есть такие, которые думают, что она – Римская и приспособлена для нашего употребления Августином Кентерберийским. 1414 См. Conc. Carth. III (397 г. по P. X.) canonem 26: Ut primae sedis episcopus non appelletur princeps sacerdotum, aut summus sacerdos, aut aliquid hujusmodi, sed tantum primae sedis episcopus. Думают, что на этом соборе присутствовал св. Августин Иппонский. Место об этом имени, указанное Баронием и др., несомненно, не принадлежит Августину. 1415 О сём предмете ср. Mabillonii: commentarium praevium in ordinem capp. XVI и XVIII (Migne: Patrol. Lat. t. 78. pp 912–913 и 919–20) и Martene: de ant. eccl. rit. lib. 1, cap. VIII, art. III, sec. 9, 10; t. II, p. 278 sq. и чин Мабиллона VIII (=Martene 1), который находится в кодексах IX века, откуда открывается, что не делалось никакого различия в форме, если посвящаемый был только диакон. Ибо правило XIII Сардикийского Собора мало соблюдалось на Западе, как, между прочим, открывается из перевода Дионисия Малого, который слова правила: ν μ κα ναγνστον κα διακνoν κα πρεσβυτρου πηρεσαν κτελσ переводит так: „если прежде не был облечён должностью чтеца и служением диакона или пресвитера“. Приводятся примеры Иоанна диакона, ученика св. Галла (Walafridus Strabo in vita S. Galli, с. 23–25 в 625 г. по P. X.), Константина антипапы (в 767 г.) и пап: Павла I (в 757 г.), Валентина (в 827 г.) и Николая 1 (в 858 году). За этот, между прочим, обычай порицал Латинян Фотий, патриарх Константинопольский . Николай не отрицал самого дела, но обвинял Греков в назначении мирянина в патриархи. Ер LXX, ар. Labb. et Cossart: Concil. VIII, р. 471 В). Поставление диакона во епископа per saltum разумеется в обряднике Сирийцев Несториан у Морина: de sacr. ord. parte 11. p. 388, ed. Antverp. 1695 – Denzinger: Ritus Orientalium t. II, p. 238 (1864).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010