Ариосто Лодовико (1474–1533) — знаменитый итальянский поэт. 169 Святая Екатерина Сиенская (1347–1380) — монахиня доминиканского ордена, прославилась подвигами милосердия и мистическими видениями. 170 Клепем — пригород Лондона. 171 Уимблдон — пригород Лондона. 172 Бриен Готье де (ум. 1205 г .) — брат короля Иерусалима, зять Танкреда, короля Сицилии. После смерти Танкреда папа поддержал права Бриена на Сицилийское королевство. 173 Карл Великий (742–814) — франкский король, объединивший под своей властью большую часть Западной Европы. В 800 г . папа провозгласил Карла императором. Это было попыткой возрождения на христианской основе Римской империи. Империя Карла Великого превратилась в Священную Римскую империю. Позднейшие легенды рисовали его седобородым старцем, прожившим триста лет. Карл прославился войнами с испанскими маврами. 174 Символ Веры — краткое изложение христианских догматов, впервые сформулированное Вселенским собором 325 г . в Никее. 175 Труверы — французские придворные поэты XII–XIII вв. Рима. 176 Не так, как мир дает — цитата евангельского текста: «…мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. XIV, 27). 177 «Что Мне и Тебе?» — Ин. II, 4; «Кто Матерь Моя?» — Мф. XII, 48. 178 Нищий, который просит камень вместо хлеба — аллюзия на текст: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» (Мф. VII, 9) 179 А Церковь всегда можно построить заново… — парафраза обетования Христа о Церкви: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. XVI, 18). 180 Клара — Святая Клара Ассизская (1194–1253), последовательница святого Франциска, основательница монашеского ордена кларисс, прославилась мистическими видениями. 181 …а видел он, как верблюд во славе проходит сквозь игольное ушко — в Евангелии рассказано, что Христос заповедал богатому юноше раздать все имущество бедным, и тот ушел в печали, потому что жалел свое богатство. Тогда Христос сказал ученикам: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. XIX, 24). Честертон говорит о поступке Бернарда, раздавшего, в отличие от юноши из притчи, свои богатства. 182

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

захватили Лиссабон. Многие из этих крестоносцев навсегда остались в Испании, и только очень незначительная часть направилась в Святую Землю, где принимала участие в неудачном походе против Дамаска. Раймунд Антиохийский (1099-1149) — Раймунд де Пуатье, князь Антиохии с 1136 г., дядя Алиеноры Аквитанской. Нуреддин (Нур ад-Дин) — Нур ад-Дин Махмуд, " светоч веры " (1118-1174), сын мосульского атабека Имад ад-Дина Зенги I (см. прим. 61 к гл. II), которому наследовал в 1146 г. Владел Алеппо и Эдессой. Успешно вел борьбу с крестоносцами, разгромив короля Иерусалимского Амальрика (Амори) I. Генрих Лев — герцог Баварии и Саксонии из рода Вельфов (1129-1195), сын Генриха Х Гордого, наследовал своему дяде Вельфу VII в 1142 г. Расширил на восток свои владения за счет славян, присоединил Мекленбург и Померанию, став одним из самых сильных феодалов Германии. За отказ предоставить военную помощь императору Фридриху I Барбароссе против ломбардцев был по решению рейхстага изгнан из своих владений и в 1181 г. бежал к английскому королю Генриху II, на дочери которого Матильде был женат. Вернулся в Германию в 1188 г., но, отказавшись отправиться в третий крестовый поход под началом императора, был вновь изгнан. Вернувшись через несколько месяцев, попытался отвоевать свои владения силой. Его сын Оттон, герцог Люнебург-Брауншвейгский, сумел добиться императорской короны в 1198 г., но не смог закрепить ее за Вельфами. Альбрехт Медведь — маркграф Бранденбургский (ок. 1100-1170), сын Оттона Богатого, графа Балленштедтского и Аршелебенского, которому наследовал в 1123 г. Безуспешно боролся с Генрихом Львом за обладание Саксонией, добился успеха в войне с вендами (см. прим. 21), населявшими Бранденбургскую марку. В 1157 г. завершил покорение вендов, способствуя заселению своих новых владений немцами и голландцами. Венды (полабские славяне) — племена бодричей и лютичей, жившие с 40-х гг. XI в. на побережье Балтийского моря между устьями Лабы и Одры. Карл I Великий (ок. 742-814) — король франков с 768 г., император с 800 г., сын Пипина Короткого и Берты Большеногой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

КАРЛ ВЕЛИКИЙ (лат. Carolus Magnus) (742–814) – франкский король с 768 г., с 800 г. император Священной Римской империи; из династии Каролингов. Его завоевания (в 773–774 гг. Лангобардского королевства в Италии, в 772–804 гг. – области саксов и др.) привели к образованию обширной империи. Политика К.В. (покровительство Церкви, судейские и военные реформы и др.) содействовала формированию феодальных отношений в Зап. Европе. До конца дней остававшийся неграмотным, он уделял большое внимание образованию. В 787 г. был издан указ о создании школ при монастырях, в 789 г. – об обязательном образовании всего свободного мужского населения (указ остался невыполненным). При дворе сложился ученый кружок во главе с К.В., названный Академией. Всячески культивировалась латинская словесность. Эпоху правления К.В. и его ближайших преемников принято называть Каролингским Возрождением. К.В. интересовался также германскими древностями, повелел записывать песни и сказания на народных языках, составить германскую грамматику. КАРМИРИС ИВАН – профессор догматического и нравственного богословия Афинского университета; работал в области исследований догматических памятников Православной церкви и влияния инославных исповеданий на православное богословие. Автор двухтомного труда «Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви» на греческом языке. КАРОЛИНГИ – королевская (с 751 г.) и императорская (с 800 г.) династия во Франкском государстве. КАРСАВИН ЛЕВ ПЛАТОНОВИЧ ( 1882–1952) – русский религиозный философ всеединства; профессор-медиевист (с 1913 г.) Петербургского университета, с 1918 г. доктор богословия. В 1918 г. участвовал в создании «Всероссийского Братства мирян в защиту Церкви» (по благословению митрополита Петроградского Вениамина). В 1922 г. был арестован и выслан из России. Жил в Германии, где примкнул к евразийскому движению, став на некоторое время его философом и идеологом; с 1928 г. жил и работал в Литве; погиб в сталинских лагерях. В брошюре «Восток, Запад и русская идея» (1922) сделал попытку классифицировать культуры на основе анализа их религиозного основания. См. две его статьи в настоящем издании и комментарии к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1390) и др.], приписывает составление первого лекционария Иерониму Стридонскому , который предпринял эту работу по распоряжению папы Дамаса. Среди первых составителей лекционариев традиция называет также Амвросия Медиоланского ; Клавдиана Мамерта (ум. ок. 473), брата вьенского архиепископа св. Мамёрта; епископа Медиоланского Венерия (ум. 409), которого в свое время рукоположил во диакона Амвросий и с которым дружил Иоанн Златоуст , и его пресвитера Музея, упоминаемого Иеронимом ( De vir. ill. 214); папу Григория Великого и императора Карла Великого (742–814). 923 См.: Homiliarius in Evangelia Dominicalia ас temporalia iussu Caroli Magni in usu Ecclesiae collectus, editusque saepe numero ut Spirae 1482. Basiliae, 1493 (и последующие переиздания). Изданием Comes Hieronymi занимались Этьен Балюз (Stephanus Baluzius) в In Christi nomine anni circuli liber comitis (на основе рукописи 816 г.; см.: Fage R. Les CEuvres de Baluze, catalogues et decrimes. Tulle, 1882; idem. Comptement des oeuvres de Baluze, catalogues et decrimes. Tulle, 1884) и Памелиус (Comes Hieronymi IX saeculi; см. также его: Liturgica latinorum. Coloniae, 1571). См. также: Deutsche Predigten des 12. und XIII. Jahrhundertes/Aus gleichzeitigen Handschriften zum Erstenmale hrsg. ... Dr. Karl Roth; Nebst einem geschichtlichen Vorberichte, und einer Stammtafel des Bruders Berhtolt [i.e. Berthold] von Regensburg; entworfen von J.R. Schugraf. Quodlinburg; Lpz., 1839; Deutsche Predigten aus dem 13. und 14. Jahrhunderte/Hrsg. Dr. H. Leyser. Quodlinburg, 1838; Deutsche Predigten des 13. Jahrhunderts zum Erstenmal herausgegeben/Hrsg. F.K. Griesbacher. Stuttgart, 1844; Evangeliarium quadruplex lati- nae versionis antiquae etc./Ed. G. Bianchini (лат. Blanchinus) . 2 vols. Romae, 1749; idem. Demonstratio historiae ecclesiasticae quadripartitae. Romae, 1752–1754; Liturgia antiqua hispanica, gothica, isidoriana, mozarabica, toletana mixta. Romae, 1746. 924 Botte B. Le canon de la messe romaine: Edition critique. Louvain, 1935; Botte B., Mohrmann Ch.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что народ – этнос − создается и единство его поддерживается: − не общностью языка, которая может только способствовать формированию народа; − не общностью территории, что может являться завершением становления народа; − и даже не общностью земных целей. А только и единственно: − общностью духовной. Именно она, общность духовная, ведет к созданию законов, общественных институтов, архитектуры, искусства, стиля поведения людей, наконец, в которых воплощается тот Дух, к коему прилежит народ, с которым обобщается народ. Следствием этого является непреложный, и слишком хорошо проявившийся в русской истории закон, что любое взаимодействие с народом другого духа, выходящее за рамки сугубо материальных отношений, является разлагающим, истощающим и, в конечном итоге, уничтожающим неосмотрительно вступивший в такие контакты народ-этнос, как системную целостность. Атомизирующим народ в совокупность Иванов, родства не помнящих. Не умеющих и не могущих оказать друг другу какую-либо поддержку. При этом носители другого, чуждого духа, приобретая рычаги влияния, необходимо уничтожают все, что было создано не тем духом, которому они сами себя поработили. В IX - X веках в полной мере ощутили это на себе несчастные хазары. В XX - XXI веках пришел видно наш черед. Вспомните: «Весь мир насилья мы разроем до основанья, а затем…». Самое страшное – когда в сознание народа внедряется кошмарно похожая на истину ложь . На нашу долю за последнее столетие пришлось целых три: ложь коммунизма , ложь европейско-американской цивилизации и ложь религиозной всеядности. Все они порождены одним духом. Ладно. Слово воеводе Волку. Но генерал Волк грустно посмотрел мне в глаза, тяжело вздохнул и сказал: « Довольно информации. Приоритеты обозначены верно». И воевода Волк, в тайном крещении Роман, поставил в Докладе Великому Князю точку . Продолжение следует Древняя Русь и Великая степь. С. 127-128,163; От Руси до России. С. 49. Карл Великий ( Carolus Magnus ): 742-814 – франкский король (768) из династии Каролингов. Создатель и император (800) Священной Римской империи

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/05/...

Есть известие, что Карл родился 2 апреля 742 г. Если так, то ему. было 28 лет, когда под его властью соединились все франкские государства, и он правил ими в продолжение 44 лет. Его государственная деятельность распадается на три существенно различные стороны и потому может быть рассматриваема с трех точек зрения: 1) как деятельность полководца и завоевателя, 2) как деятельность администратора и законодателя и 3) как деятельность покровителя искусств и наук и вообще интеллектуального развития. Продолжительное правление Карла Великого особенно было богато войнами; редкий год проходил без того, чтобы он сам не водил войск или не отправлял их под начальством своих сыновей, на некоторые же годы приходилось сразу по несколько войн. С 769 г. по 814 г. Карл имел 54 похода, в которых он выступал против аквитанцев, саксов, лангобардов, испанских арабов, тюрингов, бриттов, авар, славян, датчан, баваров и греков. Уже при первом взгляде на военные экспедиции Карла можно подметить, что они носят совсем другой характер, чем войны королей Меровингского дома. Те, в сущности, были раздоры между отдельными германскими племенами, походы с целью водвориться где?нибудь или награбить добычи. Военные же предприятия Карла прежде всего отличаются систематичностью. Они внушены были государственной необходимостью, вызваны были политическими соображениями. Война велась Карлом исключительно для того, чтобы соединить разные племена Галлии и Германии в одно политическое целое, дать государству прочные границы и защитить остатки прежней унаследованной от Рима культуры от варварского истребления. Поэтому войны Карла были более оборонительные, чем наступательные, преследовали культурные цели и имели важное историческое значение. В особенности знаменита его продолжительная борьба с саксами, занявшая с небольшими перерывами 32 года его деятельной жизни. Саксы, оставшиеся до времен Карла язычниками и упорно чуждавшиеся всякого воздействия со стороны римской культуры, были старинными, исконными врагами франков.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

23. Топелиус Цакариас (1818–1898) — финский писатель, писавший на шведском языке; «Рассказы фельдшера» (5 циклов) созданы в 1853–1867 гг. 24. Поэма Э. Тегнера (1820). 25. Конунг Ринг и Ингеборг — персонажи поэмы Э. Тегнера «Сага о Фритьофе». 26. Эрикссон Джон (1803–1889) — шведский техник-изобретатель. 27. Фу (фр.). 28. Локоть — старинная мера длины, около о,6 м. 29. Бремер Фредрика (1801–1865) — шведская писательница, автор семейно-бытовых романов. 30. Дядя Сельмы Лагерлёф, Уриэль Афзелиус, служил аудитором, т. е. юристом, в военном суде. 31. Дан. 5:28 слл. 32. Старое название столицы Норвегии г. Осло. 33. Оксеншерна Аксель (1581–1651) — граф, шведский политический деятель. 34. 28 января отмечается праздник в честь франкского императора Карла Великого (742–814), причисленного клику святых. 35. Речь идет о книге финско-шведского писателя Цакариаса Топелиуса (1818–1898). 36. Бланш Август (1811–1868) — шведский беллетрист, автор комедий, драм и новелл; много писал о Стокгольме. 37. Сетерберг Герман (1812–1897) — шведский врач и поэт-скальд, автор многих широко известных песен. 38. Бельман Карл Микаэль (1740–1795) — шведский поэт, автор дидактических поэм, сатир, застольных песен. 39. Шведская миля равна ю км. 40. Альмлёф Элизабет (1831–1882) — знаменитая шведская комедийная актриса. 41. Kapл XI (1655–1697) — шведский король, отец Kapлa XII, разгромленного Nempoм I под Полтавой. 42. Гycmab I Васа (1496/97—1560) — король Швеции с 1523 г., основатель династии Васа; избран королем в результате возглавленного им восстания, освободившего страну от датского господства. 43. Пехотный полк, созданный в 1526 г. 44. Сен-Бартельми — один из Малых Антильских островов (Атлантический океан); в 1784–1877 гг. принадлежал Швеции. 45. Королевский Каролинский медико-хирургический институт — медицинское и одонтологическое высшее учебное заведение в Стокгольме, основанное в 1810 г. 46. Альгамбра — дворец мавританских властителей Гранады, построенный в XIII–XIV bb. 47. Фредриксон Густав (1832–1921) — актер стокгольмского Драматического театра в 1863–1907 гг.

http://predanie.ru/book/218176-devochka-...

Карбасников Николай Павлович (1852–1922), издатель и книгопродавец в Москве, Петербурге, Варшаве и Вильно. Основал частное издательство в 1871 (с 1908 – «Т-во Н. П. Карбасников»), выпускавшее художественную, научно-педагогическую и литературоведческую литературу. Комиссионер АН, Варшавского и Московского ун-тов, один из основателей Русского об-ва издателей и книгопродавцов, и председатель правления об-ва. После Октябрьской революции в эмиграции. Умер в Варне. После 1917 книгоиздательская фирма под именем Карбасникова существовала во Франции; Кареев Николай Иванович (1850–1931), историк, философ, социолог, общественный деятель, магистр (1879), доктор (1884) всеобщей истории, член-корр. Петербургской АН (1910), член-корр. Краковской АН (1910), почетный член АН СССР (1929). Преподаватель истории 3-й московской гимназии (1873–1878), «сторонний преподаватель» историко-филологического ф-та М.у., профессор Варшавского ун-та (1879–1884). С 1885 – в Петербурге. Приват-доцент, профессор, заслуженный профессор (1885–1899, 1906–1929) историко-филологического ф-та Петербургского ун-та (ЛГУ), основатель и председатель Исторического об-ва при Петербургском ун-те (с 1889), редактор его печатного органа «Историческое обозрение». Преподаватель Александровского лицея, профессор ВЖК, Петербургского педагогического ин-та (1886–1889,1890–1899,1906–1916). Профессор Русской высшей школы общественных наук в Париже (1901–1905). Зав. историческим отделом Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона и Нового Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890–1916), издатель и главный редактор «Научного исторического журнала» (1913–1914). Депутат I Государственной думы, председатель Петербургского городского к-та партии кадетов (1906). Секретарь, зам. председателя, председатель Литературного фонда (1892–1917); Карл Великий (742–814), франкский король (с 768), император (с 800) из династии Каролингов; Карл X (1757–1836), французский король (1824–1830) из династии Бурбонов, до восшествия на престол граф д’Артуа. В период Великой Французской революции первым эмигрировал из Франции (1792). В ходе Июньской революции 1830 был свергнут и бежал из Франции;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Т. I. col. 112 — 113 В " . 89 О пребывании Максима в Африке в 647 году можно судить на основании одного письма Максима к Иоанну кубикулярию. Рекомендательное письмо к Иоанну кубикулярию (col. 641 — 648) написано из Африки («τον της χρας τατης υπρχον…[ипарха этой страны]»; между тем нигде в целом письме провинция эта не поименована), а повод написания письма не оставляет места сомнению в том, что оно написано именно в 647 году. 90 По словам Феофилакта, державшего небольшую речь перед чтением африканских соборных посланий на латеранском соборе, африканский (общий) собор был созван в IV индиктионе (=646 году) (См. у Манси — t. X, р. 918; у Хардуина — р. 731). А время вступления на карфагенскую епископскую кафедру Виктора, 16 июня IV индиктиона, позволяет еще ближе определить время созвания собора и заставляет отнести его к первой половине 646 года. Рассказ о созвании африканских соборов биограф Максима поставляет раньше передачи факта диспута; между тем, несомненно, что он говорит именно о тех самых соборах, которые составились в 646 году. Биограф Максима, значит, не везде хронологически последователен. Замечание биографа, что соборы в Африке составились одновременно с созванием собора в Риме, должно быть отвергнуто, как совершенно несогласное с действительностью: никакого собора в Риме в это время не было. 91 Жизнеописание Максима, 1.1, col. 84 ИД " . 92 Проконсульская Африка с примасом Карфагенским не принимала участия в соборе, так как Фортунат Карфагенский сам был монофелит и не присутствовал на соборе, а преемник его Виктор не был еще избран. Hefele, b. III, s. 182. 93 Mansi, t. X, p. 920 — 921; Harduin, p. 733 — 736. 94 Mansi, t. X, p. 929 et sq.; Harduin, p. 742 et sq. 95 Mansi, t. X, p. 925; Harduin, p. 737. 96 Anastasius Bibliothecarius, p, 47; сравни: Pagi, t. II, p. 814. 97 Так выясняется положение дела на основании одного письма Максима к Фалассию. У Манси — t. X, р. 677. 98 Об этом говорит следующее исповедание (professio), которое должны были прочитать, вероятно — при своем избрании, преемники Северина: «Profitemur etiam cuncta decreta pontificum Apostolicae sedis, i. e. sanctae recordationis Severini, Ioannis, Theodori atque Martini custodire, qui adversus novas quaestiones in urbe regia exortas… cuncta zizaniorum scandala amputasse noscuntur, profitentes juxta duarum naturarum motum ita et duas naturales operationes, et quaecunque damnaverut, sub anathemate damnamus» (Hefele, b. Ill, s. 169). Странно, что Гефеле приписывает Паджи тенденцию — вывести отсюда заключение, что Северин отверг монофелитство на соборе, между тем как Паджи, основываясь на показании Гарнериуса, признает за более достоверное то, что Северин издал только декрет, а собора не созывал. См. Pagi, t. II, p. 818. 99

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Великое переселение народов и арабские завоевания. К VII в. политическое положение Римской Империи сильно изменилось. Последнее явилось результатом исторического явления, получившего название «Великое переселение народов». К этому времени западная часть Империи в течение трех веков испытывала нашествия варваров (от варварос – непонятно болтающий), как греки называли все чужие народы. В последней четверти IV в. это были гунны – кочевой народ из Центральной Азии. Завоевав сначала государство остготов (восточных готов) в низовьях Дуная и пройдя с разрушениями по западным провинциям Римской Империи, они затем вернулись назад. Им на смену пришли вандалы – германское племя из Центральной Европы, которое в 406 г., двинувшись на запад, прошло всю Галлию и достигло в 409 г. Испании. Слово «вандал» стало нарицательным в связи с разрушением ими Рима. Однако спустя два десятилетия одна их часть двинулось в Северную Африку, где было основано их королевство, а другая была разгромлена захватившими Испанию вестготами (западными готами). Их вождь Одоакр низложил в 476 г. последнего императора Западной Империи Юлия Непота, отослав знаки императорского отличия в Константинополь императору Византии Зенону. Но в 493 г. вестготы были в Италии разбиты остготами под водительством Теодориха, который основал там свое королевство. Впрочем, Византии в VI–VII вв. временами удавалось восстанавливать свой контроль над Италией. Однако на западе у греков затем появились мощные соперники в лице племени франков , на берегах Рейна. Сначала они находились в зависимости от Константинополя. Их король Хлодвиг, завоевавший в 80-е гг. V в. Галлию, принял христианство и крестил свой народ. Но высшего могущества франки достигли к концу VIII в., когда их король Карл Великий (742–814), провозгласивший курс на возрождение Римской (Западной) Империи, был коронован в Риме Папой Львом III в 800 г. как император, в чем Константинополь уже усмотрел прямой вызов себе, поскольку именно его до тех пор продолжали считать единственным центром Империи ромеев (то есть римлян).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010