Состав: исследования: 1) ко Святому Причащению, неполное (1–33); 2) по Святом Причащении, неполное апостольское чтение на часах ко Святому Причащению (33 об.–41); 3) молитва Всем Святым без начала и конца (1–45 об.), несколько отличная от той, что в 435 на л.л. 130 об.–133; 4) молитва ко Святому Причащению: «Господи Иисусе Христе Спасителю наш взаконивый нам любовь» (45 об.–47 об.), без конца; 5) канон Иисусу Христу (48–59), службы: 6) Благовещению Пресвятыя Богородицы, неполная (59 об.–73 об.); 7) в пяток пятой недели Вели поста «вечер» (73 об.–84 об.); 8) канон радостен Пресвятей Богородице, творение Игнатия иеромонаха (79 об.–84 об.); 9) канон молебен Ангелу хранителю (84 об.–93); службы: 10) Николаю чудотворцу 6-го декабря (93–104); 11) пророку Илии (104 об.–111 об.); каноны: 12) живоначальной Троице, творение Митрофаново (112–118 об.) «Катавасиа вместо достойна есть по вся воскресении после канона троичного пред заутренею» (119–121 об.), без конца; 13) Ангелу хранителю, отличный от предыдущаго, без конца (122–128 об.); 14) Иисусу Христу, без конца, отличный от предыдущаго (129–137 об.) 439. Канонник , в четвертку, 179 лл., полууставом XVI–XVII в.в., с черными заставками, в кожаном переплете. Первые 6 листов XVII–XVIII в.в. На обороте 179 листа приписка скорописью: «1763 году апреля 27 церкви Введения Пресвятыя Богородицы Златоверховой диакон Павел Васильев продал сию книгу... и подпиоал своею рукою». Состав: 1) келейное правило (1–6 об.), каноны: 2) Иисусу Христу, творение Феоктиста, инока Студийския обители (7–16 об.); 3) Благовещению Пресвятыя Богородицы, творение кир-Феофана (17–27 об.); 4) Пресвятей Богородице, молебен, творение священно-инока Игнатия (28–36 об.); 5) Пресвятей Богородице, благодарен, с акафистом (36 об.–57); 6) Ангелу хранителю, молебен, инока Иоанна (57–67 об.); 7) Ангелу хранителю молебен, отличный от предыдущаго (68–75); 8) Ангелам, творение Иосифово (75 об.–82); 9) Иоанну Предтече, творение Иосифово (82 об.–90 об.); 10) животворящему Кресту, творение Григория Синаита (91–98 об.); 11) святым славным и всехвалным апостолом, творение кир-Феофана (99–105); 12) Всем Святым (105 об.–115); 13) последование Святыя Купины иже во святей горе Синайстей поется, егда кто произволит, егда бывает молния страшна (115–124); последования: 14) ко Святому Причащению (124–172 об.); 15) по Святом Причащении (173–179).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

417. Послание к смирнянам, гл. 8//Писания мужей апостольских, изд. цит., с. 305/343. 418. Очерк…, с. 133. 419. Поучения огласительные, XVIII, 23//Поучения огласительные и тайноводственные. изд. цит., с. 307. 420. С. 56. 421. Пространный Христианский Катехизис…, с. 58. 422. Там же. 423. Сщмч. Климент Римский ок. 95 г. Р. Х. писал: «И апостолы наши знали чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши предведение, поставили вышеозначенных служителей (то есть епископов. — О. Д.), и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение». Первое Послание к Коринфянам, XLIV//Писания мужей апостольских, изд. цит., с. 101/139. 424. Против ересей, кн. III, гл. 3, изд. цит., с. 282. 425. Пространный Христианский Катехизис…, с. 58. 426. Там же, с. 57. 427. Пространный Христианский Катехизис…, с. 59. 428. См., например, правило 7-е II Вселенского Собора. Правила Православной Церкви, изд. цит., т. 1, сс. 271-272. 429. Пространный Христианский Катехизис…, с. 60. 430. Там же. 431. Там же. 432. Там же, с. 63. 433. Там же. 434. Там же, с. 64. 435. Там же. 436. Иустин (Попович), архим. Православная Церковь и экуменизм. М., 1997, сс. 73-74. 437. Помазанский М., протопр. изд. цит., с. 180. 438. Тридентский Собор, Sess. XIII, cap. 4. Цит. по: Яннарас X., изд. цит., с. 188. 439. Пространный Христианский Катехизис…, с. 67-68. 440. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в рус. пер. в 12-ти томах. СПб., 1898— 1094, т. 3, с. 815. 441. См.: Фокин А. Преложение Святых Даров в таинстве Евхаристии по учению свт. Иоанна Златоуста//Альфа и омега, (9/10). М., 1996, сс. 117-130. 442. Яннарас X., изд. цит., сс. 185-189. 443. Пространный Христианский Катехизис…, с. 70. 444. Там же, с. 71. 445. Там же. 446. Там же, с. 71-72. 447. К Траллийцам, гл. III.//Писания мужей апостольских, изд. цит., с. 286/324. 448. Пространный Христианский Катехизис…, с. 72.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Никон, по его признаниям, неоднократно делал царю замечания, будучи уверенным в том, что «еже о истинн кто аще и царю глаголет, не подобает ему гнватися, или отмещати самому себ, или обидти, по 84-му правилу святых апостол...» – Никон 1982, 194. Царь, по мнению Никона, обязан уважать эту деятельность первосвятителя и не гневаться на него. Л. 149об. (232об.) ...преступая апостолская десятое и одиннатцатое правила (...преступаючи апастолскую 10-ю и 11-ю заповдь). – «Апостольская правила» представляют собой совокупность норм, регулирующих церковные отношения, создавшихся на основании апостольского предания в первые три года христианства. Правила святых апостолов затрагивали все стороны церковной жизни, касаясь жизни клира, мирян и церковного управления. Этот важнейший сборник апостольских правил имел огромное значение в христианской церкви во все времена: в постановлениях как поместных, так и Вселенских соборов правила эти цитировались неоднократно. Сборник правил святых апостолов содержит 85 постановлений. 10-е и 11-е апостольские правила, к текстам которых патриарх Никон в своих сочинениях обращался не раз, устанавливали взаимоотношения христиан с отлучёнными от церкви. Вот их содержание: «Правило 10. Моляися со отлучеными сам такожде да отлучен будет. Толкование. Аще кто молится с еретиками в церкви или в дому со отлучеными, от церкве сам такожде да отлучен будет. Правило 11. Моляися со извержеными сам такожде осужден будет. Толкование. Аще кто молится, рекше, аще служит презвитер в церкви с презвитером, егоже епископ изверже от сана, да извержен будет и сам» (Кормчая 1653, л. 3). Правило 10-е, судя по его содержанию, выражает мысль Священного Писания о воспрещении молиться с отлучёнными от церковного общения не только в церкви, но и дома. Согласно 11-му правилу, наказанию подвергается каждый клирик, молящийся с отлучённым от церкви. А в правиле 12-м речь идёт об отлучённых вообще; здесь регулируются отношения с отлучёнными от церкви в других епархиях, где они обязуются иметь при себе представительные грамоты – Никодим 1, 70–73.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

О взаимных отношениях клириков между собою, в сфере своих служебных обязанностей, говорится: в 29, 15, 33, 13, 55, 56, 28, 11 45, 65, 70, 71, 72 и 73 ап. правилах. 29 ап. правило подвергает извержению из сана и отлучению от церкви как принявшего за деньги рукоположение клирика, так и рукоположившего: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется, яко Симон волхв мною Петром.» Господь Христос, сообщая апостолам сокровища своей Божествен, благодати ко спасению верующих, заповедал им: «туне приясте, туне дадите» (Мф.10:8). Апостолы, верные этому слову Спасителя, так и поступали в церкви Христовой. А когда Симон волхв думал за деньги приобрести от апостолов дары Святого Духа для чудотворений, то ап. Петр в ответ сказал ему: «сребро твое да будет с тобою в погибель, яко дар Божий непщевал еси сребром стяжати» ( Деян.8:18,20 ). От Симона волхва произошло поносное имя симонии, или святокупства, когда кто за деньги старается получить, или другому сообщить благодать священства, и таким образом непродаемую благодать Св. Духа делает предметом купли, чем–то служебным, подчиненным. Апостольское правило полагает за симонию чрезвычайное, двойное наказание: и извержение из сана, и отлучение от церкви. Такому же наказанию правило подвергает и рукополагающего за деньги, как виновного вдвойне, и в корыстном злоупотреблении даров благодати, и в поставлении заведомо недостойных служителей церкви. Взять за рукоположение, когда бы то ни было, прежде ли, после ли, вовремя ли рукоположения, по правилам церковным, все равно (Вас. Вел. 90 пр.). Не только за рукоположение, но кто из епископов или пресвитеров требует за преподаниие святого причастия денег или чего иного, тот должен быть извержен, по 23 пр. VI всел. соб. Точно также должен быть извержен, по 19 пр. VII всел. соб. и тот, кто за деньги принимает в монашество. 15 ап. прав, запрещает пресвитерам и прочим клирикам переходить из одного прихода или епархии в другое место без воли своего епископа: «Аще кто, пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, в иный от идет, и совсем преместяся, в другом жити будет без воли епископа своею: таковому повелеваем не служити более, и наипаче, аще своего епископа, призывающего ею к возвращению, не послушал.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

О них возносилась особая «молитва об оглашенных». Затем оглашенные оставляли церковь . В Риме, в Африке и в некоторых местностях Испании оглашенные получали также освященную соль (sacramentum salis). Эльвирский собор определил продолжительность К. в два года, если болезнь не вынудит к сокращению срока (правило 42); однако тот же собор потребовал трехлетнего К. для языческих жрецов (правило 4), пятилетнего для тех, которые, уже состоя оглашенными, впадали в тяжкие грехи (правила 11:73), и даже до конца жизни (правило 68). Апостольские постановления предписывают для всех трехлетний К., допуская, впрочем, возможность сокращения срока для ревностных оглашенных (8:32). Многим и это продолжительное время испытания казалось недостаточным; они откладывали крещение, часто на неопределенное время. Некоторые делали это из ревности, чтобы лучше приготовиться, но большинство по лености или небрежности, потому что боялись снова потерять благодать крещения или надеялись перед смертью через крещение мгновенно очиститься от всех грехов, освободиться от наказания и получить блаженство. Перед началом времени поста епископы в своих проповедях приглашали оглашенных являться к крещению ( Василий Великий . Беседы. 3. 12). Избрание в кандидаты к крещению должно было предотвратить возможность доступа к крещению недостойных. Самое избрание совершалось через то, что имена признанных достойными вносились в книгу. Эти лица назывались в римской церкви electi (избранными), в прочих западных церквах – compétentes, а у греков их именовали: «просвещаемые», «крещаемые» или «тайноводствуемые». Время непосредственного предуготовления к крещению или «просвещению» обычно определялось в 40 дней; иногда этот срок сокращался (до двух недель). Особенность наставления оглашенных в это время состояла в изъяснении Символа, который до сих пор был им совершенно недоступен как «тайна», как составная часть disciplinae arcani. Эта торжественная церемония называлась traditio symboli. Просвещаемые должны были усвоить Символ в течение известного времени (обычно около 8 дней) и затем открыто, перед общиной, прочитать.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Это совсем не значит, как позднее говорили обновленцы, что Патриарх призывает к сопротивлению и борьбе. Как видно из Послания, оказывается, Всероссийский церковный комитет помощи голодающим с августа по декабрь 1921 года существовал нелегально. Все это время патриарх хлопотал перед советской властью, прося у нее утверждение «Положения о Церковном Комитете» и официальное разрешение для сбора пожертвований. В Кремле долго не желали утверждать. Это было бы нарушением инструкции Наркомюста от 30 августа 1918 года о запрещении благотворительной деятельности всем религиозным организациям. Но все-таки пришлось уступить - боялись мирового скандала накануне Генуэзской конференции. 8 декабря Церковный Комитет получил Святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея РусиДалее в своем послании от 28 февраля 1922 года Святейший Патриарх продолжает: «Однако в декабре Правительство предложило нам делать, при посредстве органов церковного управления: Св. Синода, Высшего Церковного Совета - пожертвования деньгами и продовольствиями для оказания помощи голодающим. Желая усилить возможную помощь вымирающему от голода населению Поволжья, Мы нашли возможным разрешить церковно-приходским Советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные предметы, не имеющие богослужебного употребления, в чем и оповестили Православное население 6 (19) февраля с.г. особым воззванием, которое было разрешено Правительством к напечатанию и распространению среди населения....Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, не освященных и не имеющих богослужебного употребления. Мы призываем верующих чад Церкви и ныне к таковым пожертвованиям, лишь одного желая, чтобы эти пожертвования были откликом любящего сердца на нужды ближнего, Лишь бы они действительно оказывали реальную помощь страждущим братьям нашим. Но мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство - миряне отлучением от Нее, священнослужители - извержением из сана (Апостольское правило 73, двукратн. Вселенск. Собор. Правило

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/15/ob...

В послании Патриарха от 28 февраля 1922 года «Ко всем верным чадам Российской православной церкви» говорилось только о добровольном пожертвовании небогослужебных предметов: «...добровольное пожертвование священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской церкви и карается Ею, как святотатство, мирянин отлучением от Нея, священнослужитель извержением из сана (апостольское правило 73, Двукратный Вселенский Собор, правило 10)». Для уяснения того, как вести себя в процессе принудительного изъятия церковных предметов, особенно священных сосудов, митрополит Вениамин направил в Москву к Патриарху председателя правления «Общества приходов» Ю.П. Новицкого с целью «иметь документ, на основании которого можно было призвать Церковь к участию в помощи голодающим. Я просил дать воззвание, которого у нас не было, в котором говорилось бы о пожертвовании Церковью церковных ценностей, а затем инструкции Епархиальным Архиереям. Патриарх сказал, что разрешит жертвовать не только теми предметами, какие у него указаны в воззвании, но и священными сосудами». Воззвания и инструкцию Юрий Петрович не привез, передал все на словах. Владыка митрополит колебался, а прот.Николай, как видно из материалов дневника, с Божией помощью в соответствии с канонами Церкви и в рамках декрета 1918 года решил действовать самостоятельно. К сожалению, это было ему не впервой. Так поступать иногда приходилось владыке Григорию и раньше, и на последующем его долгом пути служения Церкви Божией. Кровавых и других эксцессов в процессе изъятия в соборе не было допущено. Как видно из материалов дневника, прот.Н.Чуков сделал все возможное для сохранения ценностей, и 5 пудов богослужебных предметов, за которые к тому же дважды было заплачено, после ограбления собора все-таки остались в алтаре. Через все дальнейшие аресты и ссылку владыка Григорий пронес эти записи, сохранив их - теперь они показывают, как настоятель, причт и прихожане защищали соборные святыни. Верующие приносили личные ценности и средства, а настоятель использовал в ходе этой кампании все свое умение, такт и мудрость. Святыни собор выкупил и, что самое главное, спасена была от отправки в музей чудотворная икона Казанской Божией Матери и чтимый образ свт. Николая.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Юстиниане II Римотмите, был собран Собор в Константинополе для дополнения деятельности Пятого и Шестого Соборов изданием нужных правил. На нем присутствовало 224 епископа, в числе которых несомненно был епископ Василий Гартинский с острова Крита, подписавшийся в качестве представителя собора Римской церкви. Он был и на VI-м Соборе, где он подписался, как легат апостольского престола. Заседания происходили в зале с круглыми сводами, Труллоне (τρολλον), почему этот собор и называется Трулльским. Он называется также пято-шестым (πενθκτη, QuiniSexta) или просто Шестым Вселенским Собором. Шестым он называется в 1-м правиле Седьмого Вселенского Собора. Дело во всяком случае не в том, что Трулльский собор был другой, а в том, что он считал сам себя созванным в дополнение к Пятому и Шестому Вселенскому Собору. Следовательно, он рассматривал свою деятельность, как продолжение деятельности этих Соборов, отождествляясь с ними, конечно, не исторически, а юридически. В этом смысле и первое правило VII Вселенского Собора называет его Шестым. Догматических определений этот собор не издавал, но издал 102 правила. Нужно заметить, что Трулльский Собор в истории права Восточной Церкви играет совершенно особое выдающееся значение. На нем была сделана ревизия действующих источников канонического права. Вследствие этой ревизии правилами этого Собора: 1). отвергнуты источники права испорченные, именно, Апостольские Постановления (2-е пр.); 2). утвержден состав канонических правил, собранных трудами частных лиц в сборники (2-е пр.); 3). исправлены и дополнены прежние правила (14, 16, 29, 30 и др.); 4). изданы новые постановления, как напр., 12-е правило, при чем некоторые из этих новых правил прямо направляются против обычаев и практики римской церкви (13, 55, 67, 73, 82) и армянской (33, 56). Сверх того, вообще было этим Собором воспрещено «подделывать или отвергать, или принимать другие правила, кроме предлежащих, с ложными надписями, составленными какими-то людьми, дерзнувшими торговать истиной».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

(Ап. 7, 64, 70, 71; Антиох. 1; Лаод. 29, 37, 38; Карф. 51, 73,106). Подтверждая прежние правила (см. параллельные правила), отцы Трулльского Собора этим правилом воспрещают всякое общение с евреями, притом под угрозой извержения священных лиц и отлучения мирян. Правило 12. Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, и Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих боголюбезнейших предстоятелей, и по совершившемся над ними рукоположении, не оставляют жити купно со своими супругами, полагая тем претыкание и соблазн другим. Имея убо великое тщание, дабы все устроити к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего таковаго. Сие же глаголем не ко отложению, или превращению апостольскаго законоположения; но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее, и о том, да не допустим какого-либо нарекания на священное звание. Ибо глаголет божественный Апостол: вся во славу Божию творите: беспреткновени бывайте иудеем, и эллином и церкви Божией, яко же и аз во всем всем угождаю, не иский своея пользы, но многих, да спасутся. Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (1 Кор. 10:31-33; 11:1). Аще же кто усмотрен будет сие творящий, да будет извержен. (Ап. 5, 51; I Всел. 3; Трул. 30, 48; Карф. 3. 4, 25, 70). Что в первые века христианства епископы могли жить в браке, мы уже видели в толкованиях 5-го и 51-го Апостольских правил и 3-го пр. I Всел, Собора; однако, там же мы видели, что они в браке могли и не быть, больше того, что считалось заслугой, когда некоторые из них уклонялись от брака и жили в воздержании, для упражнения в добре ( " ) и благочестии ( εε). Следовательно, мысль о безбрачной жизни епископа была с самого начала церкви; и если эта мысль не могла быть сразу вполне осуществлена, и получить полную силу закона, то это зависело от исторических обстоятельств с одной стороны, а с другой, благодаря именно этим обстоятельствам, не могла сразу и во всей полноте утвердиться церковная дисциплина. Трулльскому Собору суждено было, как и во многих других, так и в этом отношении, сделать законом то, что преданием еще с апостольских времен в сознании церковном хранилось.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

Не человеческим измышлением вошел в мир этот дивный праздник, вобравший в себя три разновременных события истории Животворящего Древа, и не человеческими усилиями сохраняется он в мире уже в течение семнадцати столетий. Евангельское чтение праздника указывает на ту силу, которая постоянно и самовластно владеет изменчивым и непостоянным миром. Силу и власть Креста составляет великая жертва — крестные страдания Спасителя, начиная с неправедного осуждения Его на смерть до прободения ребра Его пречистого тела, из которого истекли кровь и вода, питающие мир в Жизнь Вечную. И заканчивается Евангелие уверением, что истина этого страшного рассказа засвидетельствована очевидцем той голгофской жертвы и передается для того, чтобы слушающие поверили. Православная же Церковь, рожденная в преддверии явления миру Живоносного Креста Господня и ставшая в лице апостолов очевидцем великого подвига любви — даже до смерти и смерти крестной — приняла с тех пор знамение Креста как спасительный символ для верующих, и не только как символ, но как спасительную силу, коей побеждаются враги. Свидетельства о почитании Креста Господня сохранились в дошедших до нас писаниях апостольских и в писаниях учителей Церкви. А живые примеры силы сей, являющиеся во все времена, вызвали к жизни особое правило почитания Креста, установленное на Шестом Вселенском Соборе, происходившем в 680 году в Царьграде. 73-е правило «Поелику Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения». Первый — это страшный и славный Крест Господень, из орудия казни ставший орудием силы и славы. Это Крест, вознесший от земли на небо невинного и добровольного Страдальца Христа Спасителя и с Ним пригвоздивший грехи всего мира. Крест, политый Его чистой кровью и ею омывший всякую греховную скверну. Крест, вобравший в себя множество злобных взоров, насмешек и хулений. Крест, у подножия которого плакали всего лишь два человека: Матерь Распятого, Коей Самой сердце прошло оружие Креста, и единственный ученик, любовь которого не спугнул ужас страданий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3265...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010