57 PL IV, 1445. 58 De baptismo, XIX. (Русск. пер.: СПб, 1847, ч,2, с.27.) 59 Ibid. 60 См. J.M.Vansleb. Histoire de l " Eglise d " Alexandrie. Paris, 1677, p.83. 61 Под пасхальными спорами имеется в виду различное истолкование в раннехристианской Церкви смысла празднования Пасхи и, соответственно, времени ее празднования, которое выявилось при обуждении этого вопроса папой Виктором (183–199) с представителями церквей Малой Азии. Для малоазийских христиан Пасха была воспоминанием страстей Христовых и поэтому праздновалась в день иудейской Пасхи 14 нисана; западные, греческие и египетские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 нисана в воспоминание воскресения Христа. Окончательное решение о праздновании воскресной Пасхи было принято на 1 Вселенском соборе в Никее (325). 62 Апостольское Предание, XX. 63 См. у Григория Нисского — PG 46, 577. 64 Клиники — от греч. kline–лoжe, кровать; klineres — прикованный к ложу, больной. 65 Epist. 69. 66 Евсевий Кесарийский, Церковная история, VI, 43. (Русск. пер.: с.357–358.) 67 Orat. XL PG 36, 360. 68 59–е правило Трулльского собора. 69 31–е правило того же собора. 70 12–ое правило Двукратного собора. 71 Возможно, что 58–ое правило Лаодикийского собора не имело в виду совершение Евхаристии в домовых церквах, которые в это время вряд ли существовали. Вероятно, в некоторых местах, особенно удаленных от больших центров, верные не имели еще специальных зданий для церковных собраний, а продолжали собираться в частных домах. Лаодикийский собор нашел это недопустимым и, запрещая совершение Евхаристии в домах, тем самым требовал устройства отдельных храмов. Если даже смысл этого правила таков, то последующее церковное сознание, которое совершенно забыло о первоначальной христианской практике, восприняло его как запрещение совершения Евхаристии в домовых церквах. 72 Иоанн Зонара — византийский канонист XII века, составитель комментариев на правила «апостолов», соборов и святых отцов. 73 Зонара, Толкование 59–го правила Трулльского собора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Поводом к изданию настоящего правила могли послужить распри между Ивой едесским и Афанасием перрским, разбирательством которых занимался собор на своих 10-м и 14-м заседаниях; и раз необходимо было положить конец самовольным поступкам клириков и прочих, которые разрушают церковный мир и составляют заговоры против своих старейшин, собор, ссылаясь на подобные определения гражданского законодательства, издает настоящее правило, которое имеет быть мерилом на все времена и которое и ныне должны бы иметь в виду все те, которые, не всегда разбирая есть ли что достойное осуждения в епископе, готовы вступить в заговор против своих церковных старейшин, чем, конечно, только вред церкви причиняют. Примечания 109. Аф. Синт., II,264. 110. Harduini, II, 609,610. " Гражданские законы, говорит Вальсамон в толковании этого правила (Аф. Синт., II, 264), назывались внешними законами потому, что большую часть их составили люди, знавшие внешнюю письменность ( ), т.е. Эллины " 111. Tum.IX, гл.37; ср. mum.XI, гл.6 (Аф. Синт., I,230,258). 112. Нечто подобное мы находим и у Вальсамона, который говорит: " Я думаю, что тому же наказанию подвергаются посвященные лица и тогда, когда они замышляют нечто подобное и против мирских особ " . Аф. Синт., II,264. Правило 19. Дошло до слуха нашего, что в областях не бывает установленных правилами соборов епископов, и от сего многие церковные дела, требующие исправления, остаются в небрежении. Посему определил святый собор, согласно с правилами святых отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что откроется. А епископам, которые не приидут на собор, хотя находятся в своих градах, и притом пребывают в здравии, и свободны от всякого необходимого и неотложного занятия, братолюбно сказати слово прещения. (Ап.34, 37; I всел. 5; II всел. 2; трул. 8; VII всел. 6; антиох. 20; лаод. 40; карф. 18, 73). В настоящем правиле упоминаются " соборы епископов " (οο ), под которыми надлежит разуметь соборы митрополичьей области, на которых присутствуют все епископы этой области, под председательством митрополита. Об этих соборах мы говорили в толкованиях 37 правила Апостольскаго и 5 пр. I вселенского собора

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1315...

Вот почему 14 апостольское правило говорит: «Не позволительно епископу оставляти свою епархию, и во иную проходити, аще бы и от многих убеждаем был, разве когда будет некоторая вина благословная, сие творити его понуждающая, яко могущего большую пользу обитающим тамо принести словом благочестия. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению». 71 15 правило 1 Вселенского собора: «По причине многих смятений и происходящих неустройств, заблагоразсуждено совершенно прекратить обычай, вопреки апостольскому правилу обретающийся в некоторых местах, дабы из града в град не преходил ни епископ, ни пресвитер, ни диакон. Аще же кто по сем определении святого и великого собора таковое что-либо предпримет, или допустит сделать с собою такое дело; распоряжение да будет не действительно, и перешедший да будет возвращен в Церковь , в которой рукоположен во епископа или пресвитера или диакона». Антиохийского собора правило 3: «Аще кто-либо из священного чина, оставив свой предел, прейдет в другий, потом совершенно преселясь, пребудет в ином пределе долгое время: таковому не священнодействовати, а наипаче, когда собственный епископ призывает и убеждает его возвратиться в свой приход, а он не повинуется. Аще же упорствовати будет в безчинии: то совершенно да будет извержен от священнослужительства, без возможности восстановления в прежний чин. Аще же изверженного по сей причине приимет иный епископ: то и сей подлежит эпитимии от общего собора, яко нарушитель церковных постановлений». Западный канонист Беверегий замечает по поводу сих правил, что «то учение, по которому епископы и клирики должны оставаться в той церкви, к которой назначены, древние христиане всегда чтили свято». 72 Известно, что римский епископ Юлий в письме к восточным епископам порицал Евсевиан за то, что они дозволяли епископам переходить с места на место, 73 а Евсевий Кесарийский упорно отказывался от предложенной ему клиром и народом кафедры Антиохийской и именно под тем предлогом, что канонам церковным противно перемещение епископов с одной кафедры на другую, за каковой поступок был похваляем Константином Великим .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Глава 1-я – о священных сосудах и святотатстве 72-е правило святых Апостол и 73-е – того, кто берет из церкви воск или елей, а также и того, кто присвояет на свое и обыкновенное употребление сосуд освященный, сделанный из золота или серебра, или завесу, как подлежащего наказанию беззакония, если не святотатства, подвергают отлучению. А Ахар, взявший то, что еще не было принесено Богу и не было освящено, а только было обещано, подвергся жестокому наказанию, быв побит камнями со всем родом (Иис. Нав. Глав. 7, 24–25) 226 . А 10-е так называемого I и II Собора яснее толкуя смысл сих самых правил, говорит: присвояющих сосуды или одежды, вне алтаря находящиеся, которые посвящены для украшения храма, светильники, наприм. или привески 227 , и обращающих в употребление неосвященное для себя или для других, Апостольское правило отлучает и мы купно отлучаем, а тех, кои святую чашу, или дискос, или лжицу, или досточтимое облачение трапезы, или глаголемый воздух, или какой бы то ни было из находящихся в святом алтаре священных и святых сосудов или одежд, восхитят для собственной корысти или обратят в употребление несвященное (ибо единое из сих есть осквернение святыни, а другое святотатство), подвергаем совершенному извержению, как соделавших нечестивое дело. А Великий Григорий Нисский в 8-м правиле говорит: святотатство в ветхозаветном и божественном Писании признано достойным не меньшего осуждения, как убийство. Ибо и обличенный в убийстве и похитивший посвященное Богу равно подлежали побиению камнями (Иис. Нав. гл. 7-я). А церковный обычай, допустив, не ведаю как, снисхождение, принял более легкое очищение сего недуга, ибо святотатцев подвергал епитимии на меньшее время, чем прелюбодеев; а прелюбодеев удаляет от общения на 18 лет 228 . Ищи еще в 16-й главе буквы Ε правило 2-е святаго Кирилла и 4-ю главу законов там изложенных. Законы Преступление святотатства подобно оскорблению величества Закон относительно святотатства простирается на того, кто похитил что-либо из священных вещей, или употребил их на свою нужду, или содействовал по коварству, чтобы случилось что-нибудь такое.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

На региональном уровне. Система митрополий в церкви развивалась в тесной связи с соборным институтом. Собрание епископов области должно было иметь одного Первого, «primus», и это был епископ столицы, митрополии. 34-ое Правило корпуса, известного как «Апостольские Правила» (4в. по Р.Х.), определяет два положения, выражающих богословскую составляющую синодальной системы. 73 Первое касалось первенства: в каждой области (народе) должен быть один Первый («прот»), причем им не мог быть любой епископ области, а конкретно только митрополит. Должность прота не подлежит передаче, ее занимает постоянно определенный епископ (сдача должности не известна древней церкви). И здесь важно заметить, что Первый («прот») должен рассматриваться другими епископами области как их «глава». Этот титул, как мы видели, имел христологический подтекст, который подчеркивает богословское значение первенства. Второе положение 34-го Апост. Правила, определяющего митрополичью систему 74 то, что Первый не мог действовать без согласия всех остальных епископов области. Первенство зависит от соборности. Один зависит от многих так же, как и многие от одного. Правило подразумевает, что это не просто вопрос порядка, а богословие. 75 Интересно, что все, о чем говорит правило, увенчивается отсылкой ко Св. Троице. 76 Первенство и соборность появляются еще раз, чтобы придать им триадологическое и христологическое основание. 77 (Замечание для патриархатов: с точки зрения первенства и соборности, институт патриархатов подпадает под категорию местного первенства и соборности. Патриархия – это единица, состоящая из нескольких митрополий, опирающаяся первоначально на апостоличность кафедры 78 , роль же ее в сохранении православной веры, а также ее политический вес признавалась и объявлялась на вселенском соборе. Позднее и на сегодняшний день эти взгляды не применяют с необходимостью для образования новых патриархий, но в любом случае, как раньше, так и сейчас, положения 34-го Апост.Правила, как было сказано, действуют вполне, что касается первенства и соборности). 79

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

О всем этом см. в окружном послании Никейского собора сужд. о Пасхе. Theodotet. H. E. I,10. Также Архим. Иоанн. Опыт курса церковного законоведения. СПб., 1851. Т.1. С.146. 72. См. Анатолиевы мысли о Пасхе у Евсевия, Церковн. истор. VII,32. 73. Это видно из некоторых мест книги Деяний апостольских (2:46; 20:7), а также из слов св. Игнатия Богоносца (ad Ephes., 31), Иустина мученика (Apol. 2,38), св. Климента Александрийского (Stromat. P.318), Тертуллиана (De corona milit. Cap.3; De oratione. Cap.14), св. Киприана (De oratione dominic.,147). 74. Loc. cit. P.255. 75. Apol. Cap.33. 76. Epist. 28, 38, 62, 55. 77. Optat adv. Donat. Lib. VII. 78. Constit. Apost. VIII,54; V,2. 79. Epiphan. Haer. XLII. 80. Император так говорит об этом в своем послании к Евсевию: " Многократно читал я твое письмо и понял, что ты в точности соблюл правило церковного учения. Да, твердо пребывать в том, что угодно Богу и согласно с апостольским преданием, есть дело святое. Но ты по своему благоразумию прекрасно поступил, что, решившись соблюсти Божественные заповеди, апостольское и церковное правило, отказался от епископства над Ангиохийскою церковию и восхотел остаться в той, над которою по воле Божией с самого начала принял епископство " . См. соч. Евсевия о жизни царя Константина, kh.III гл.62, в русском переводе, изданном при С.-Петербургской Духовной Академии в 1849 г. T.II. С.220. 81. См. его послания к смирнянам, триллианам, филадельфийцам. 82. См. его первое послание к коринфянам. То же самое свидетельствуют Тертуллиан (De baptismo. Cap.17; De praescript. haer. Cap.41), св. Ириней (Haer. V,3), св. Климент Александрийский (Strom. VI). 83. Св. Игнатий Богоносец, напр., так говорит в послании к смирнянам: " Без епископа никто не должен делать ничего такого, что относится до церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому дана будет от него власть священнодействия. Нельзя без епископа ни крестить, ни совершать вечерю " (посл. к мир. " Христианское чтение " , 1828. Т.32). 84. Выражения в этом правиле отдельные собрания - ином алтарь с точностью объясняются тем, что первоначально по городам все духовенство принадлежало к кафедральной церкви епископа (которая нередко одна была в целом городе) и составляло ее клир. Правило говорит, собственно, об основании особой церкви, отдельно от епископской, и о самовольном служении там пресвитеров, отложившихся от своего епископа. См. Славян. Кормч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Таким образом, мы все это оговорили, но древность, надо полагать, не сохранила для нас в предании никакого точного сведения, на каком из названных собраний божественные апостолы передали через Климента 85 настоящих правил [ 311 ] . Однако можно сказать, что апостолы составили их во время упомянутого крупнейшего и замечательного своего собрания, когда им предстояло разлучиться и разойтись на проповедь Евангелия. Многие еретики, а пожалуй, и некоторые из западных (сказал же я «пожалуй», потому что, по свидетельству Антония Фореста иезуита в «Приготовлении к священству», их Тридентский вселенский собор утвердил все правила, числом 85), будучи обличаемы настоящими правилами во введении новшеств, отверзают на них свои уста, говоря, что они ни в совокупности, ни по отдельности не являются подлинными правилами святых апостолов. Мы же со многим усердием постарались оградить их тысячей щитов и всеми стрелами сильных, как поется в псалме 312 , чтобы и от одного вида этого многочисленного всеоружия издали устрашался всякий враг. Скажу об этом яснее: мы позаботились исследовать, какие правила Соборов подтверждают эти апостольские правила дословным их повторением, а какие утверждают их одним названием апостольских. Дословным повторением подтверждаются следующие: 5-е апостольское правило подтверждается 13-м правилом VI Вселенского собора; 17-е и 18-е – правилом VI Всел. 3; 22-е и 23-е – правилом Двукрат. 8; 26-е – правилом VI Всел. 6; 27-е – правилом Двукрат. 9; 29-е – правилом VII Всел. 5; 30-е – правилом VII Всел. 3; 34-е – правилом Антиох. 9; 38-е – правилом VII Всел. 12; 40-е – правилом Антиох. 24; 41-е – правилом Антиох. 25; 53-е – Деяниями VII Всел.; 64-е – правилом VI Всел. 55; 73-еправилом Двукрат. 10. Только именем апостольских подтверждаются следующие: 12, 13 и 16-е апостольские подтверждаются письмом Александра Александрийского , которое он послал к Александру Константинопольскому (Феодорит. Церковная история. Кн. 1, гл. 4 или, по другим источникам, 3) 313 ; 14-е и 15-е апостольскоеправилом I Всел. 15, а также и письмом, которое послал Константин Великий Евсевию Кесарийскому (Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 3, гл. 59 и 60 или, по другим источникам, 61) 314 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Апостольские правила 8-е и 9-е Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священного списка, при совершении приношения не причастится: да представит причину, и аще есть благословна, да будет извинен. Аще же не представит: да будет отлучен от общения церковного, яко соделавшийся виной вреда народу и на совершившего приношение наведший подозрение, аки бы неправильно совершал. Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного. Апостольские правила 45-е и 46-е Епископ, пресвитер или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да будет извержен. Епископа или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром? Или кая часть верному с неверным? Апостольское правило 73-е Сосуд златый или сребряный освященный или завесу никто уже да не присвоит на свое употребление. Беззаконно бо есть. Аще же кто в сем усмотрен будет: да накажется отлучением. Каноническое послание святого отца Дионисия, епископа Александрийского, к епископу Василиду, правило 2-е О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входити в дом Божий, излишним почитаю и вопрошати. Ибо не думаю, чтобы они, аще суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступити к святой трапезе, или коснутися Тела и Крови Христовы. Ибо и жена, имевшая дванадесятилетнее кровотечение, ради исцеления, прикоснулася не Ему, но токмо воскрилию. Молитися, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминати Господа и просити помощи невозбранно есть; но приступати к тому, еже есть Святая святых, да запретится не совсем чистому душею и телом. Правило 3-е Вступившие же в брак сами себе должны быти довлеющими судиями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживатися друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражнятися в молитве и потом паки купно быти (см. 1Кор. 7, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Приступили к расследованию первого отдела обвинений – о растратах монастырского имущества – и прочитаны были следующие каноны: 38, 41 и 73 правила апостольские, 12-е правило седьмого вселенского собора и 10-е двукратного. При расследовании второго отдела обвинений, о противозаконном управлении монастырем, прочитаны были 27-е апостольское правило, 4-е правило седьмого вселенского собора, сигиллиодная грамота синайским отцам вселенского патриарха Гавриила от 1705 года и такая же грамота патриарха Мефодия, в которых излагаются правила управления монастырем. Затем производился суд по третьему отделу обвинений – о нарушении прав в привилегий монастыря и неисполнении обязательств – и прочитана была копия соглашения, заключенного между синайским братством и Кириллом при его избрании в 1859 году. Наконец касательно четвертого отдела обвинений – о жестокостях и преступлениях несовместных не только с игуменским, но и архиерейским саном, – прочитаны были 25 и 27 апостольские правила, 9 и 16 правила собора двукратного. По окончании расследования по обвинительным пунктам, синайские уполномоченные удалились из залы заседаний синода. Один из членов синода, по поводу одного места из послания константинопольского патриарха к синайским отцам предложил вопрос: имеет ли право великая Христова церковь судить тяжбу возникшую между синайским братством и игуменом-архиепископом синайским. «Вопрос этот (говорится в синодальных актах) всем показался очень странным, ибо одна иерусалимская церковь приобрела неоспоримое законное право судить подобные распри, так как синайская архиепископия приурочена к округу иерусалимского престола. Если же иногда возникавшие между синаитами и игуменом-архиепископом распри рассматривались и подвергались суду великой Христовой церкви, то это бывало по нужде, так как в то время блажен. патриарх иерусалимский был в Константинополе и по соборным правилам не мог синодально судить в чужой епархии». Вместе с этим представлена была и прочитана копия ответного письма синайских отцов вселенскому патриарху, в котором и они решительно отказываются послать в Константинополь экзархов для суда по их делу с Кириллом, признавая законным судьею в подобных случаях одного патриарха иерусалимского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

( Ап. 37 ; I Всел. 5 ; II Всел. 2 ; IV Всел. 19 ; Трул. 8 ; VII Всел. 6 ; Лаод. 40 ; Карф. 18 , 73 ).   Это правило повторяет постановление 37 Апостольского правила, присовокупляя к нему лишь то, о чем уже упоминалось в нескольких правилах этого собора, а именно, что полным епархиальным собором считается только тот, который созван подлежащим митрополитом. Относительно прочего см. толкования 37 Апостольского правила и 5 правила I вселенского собора. Правило 24 Доброе дело есть, да церковное стяжание сохраняется для церкви со всяким тщанием и благою совестью, и с верою во всевидца и судию Бога: и распоряжати оным с рассуждением и властью приличествует епископу, которому вверены все люди и души собирающихся в церковь . Да будет же явно принадлежащее церкви, и открыто окружающим его пресвитерам и диаконам, так чтобы они знали, и не оставались в неведении о том, что собственно принадлежит церкви, и ничто от них не было сокрыто. И тако, аще случится епископу преставитися от жития сего, при очевидности принадлежащего церкви, и оно не будет расточено и утрачено, и собственность епископа не будет потревожена под предлогом принадлежащих церкви вещей. Ибо праведно есть и угодно пред Богом и человеками, чтобы собственность епископа предоставляема была кому он восхощет, а достояние церкви ей сохраняемо было, и чтобы как церковь не терпела ущерба, так и епископ, под предлогом достояния церковного, не был лишаем своея собственности, или же, чтобы близкие к нему не вошли в тяжбы, а с тем вместе и он по смерти не подвергся бесславию.   ( Ап. 38 , 39 , 40 , 41 ; IV Всел. 22 ; Трул. 35 ; Карф. 22 , 26 , 81 ).   См. толкования 38 и 40 Ап. правил. Правило 25 Епископу имети власть над церковным имуществом, да распоряжает оным со всякою осмотрительностью и страхом Божиим, на пользу всех нуждающихся: и сам да взимает из оного должную часть, аще имеет нужду на необходимые свои потребности, и на потребности странноприемлемых им братий, дабы они ни в чем не терпели лишения, по слову божественного апостола: имеюще пищу и одеяние, сими довольни будем ( 1Тим. 6:8 ). Аще же сим не довольствуется, но обращает вещи на свои домашние потребности, и доходы церкви, или плоды принадлежащих ей полей, не по согласию пресвитеров или диаконов употребляет, а предоставляет над оными власть своим домашним и сродникам, или братьям или сынам, от чего приметно происходит замешательство в церковных щетах: таковый да представит отчет собору тоя области. И аще инако донос будет на епископа и на состоящих при нем пресвитеров, что они принадлежащее церкви или от полей, или от иные собственности церковные, обращают в свою пользу, с утеснением убогих, и с причинением нарекания и бесславия домостроительству церковному, и правящим оное таким образом: то таковые да приимут приличное исправление по рассуждению святого собора.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010