Град сей враги кругом обступили, разрушить пылая. Но, лишь толпы их прошли подгородное поле, Афина Вестницей нам, от Олимпа нисшедшая, ночью явилась, 715 Брань возвещая, и в граде пилосцев собрала не робких, Но беспредельно пылавших сразиться. Нелей, мой родитель, Мне запретил ополчаться и скрыл от меня колесницу, Мысля, что я еще млад и неопытен в подвигах ратных. Я же и так между конников наших славой покрылся, 720 Пеший: меня на сражение так устремила Афина. — Есть Миниейос река, и падет она в шумное море Близко Арены; Денницы священной мы там ожидали, Конные вои, а пешие тою порою стекались. С оного места, со всею мы силой, с оружием в дланях, 725 В полдень пришли совокупно к священному току Алфея. Там, всемогущему Зевсу принесши избранные жертвы, Богу Алфею тельца и тельца Посейдону заклали; Но Афине Палладе ярмом не смиренную краву. После воинством целым толпа близ толпы вечеряли; 730 И наконец опочить, но с оружием каждый, легли мы Вдоль по брегу Алфея; а гордые духом эпейцы Около града стояли уже и разрушить пылали. Но предстало им прежде великое дело Арея. Только лишь ясное солнце взошло над пространной землею, 735 Мы наступили на них, помоляся Афине и Зевсу. И едва лишь пилосцы с эпейцами бой завязали, Первый я мужа сразил и похитил коней быстроногих Мулия воина; зять он Авгеаса был властелина, Дщери старейшей супруг, светлокудрой жены Агамеды , 740 Знавшей все травы целебные, сколько земля их рождает. Мужа сего, наступавшего, свергнул я пикою медной; Грянулся в прах он, а я, на его колесницу вскочивши, Между передними стал. И надменные мужи эпейцы Друг перед другом побегли, увидев сраженного мужа, 745 Конных вождя, браноносца эпеян, храбрейшего в битвах. Я на врагов убегающих грянул, как черная буря; Взял пятьдесят колесниц, и от каждой два ратоборца Землю грызли зубами, сраженные пикой моею. Я поразил бы и двух Акторидов, младых Молионов, 750 Если бы их не отец, многомощный земли колебатель, Сам из сражения спас, покрывши облаком темным. Зевс пилосским мужам даровал и победу и славу;

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

слезы» 71 . В рассказе кладут на брачное ложе кошку 72 , Украшенную, как невеста: свадебные подарки, рукоплесканья, смех: блестящая свадьба. Но кошка, когда увидела мышь, пробегавшую среди [гостей] 705. (она, хотя и была невестой, все же оставалась кошкой), бросилась на нее и получила обед, но не свадьбу. Таков и всякий лжеучитель: ведь природные качества не меняются быстро. – Но весьма ловок в делах тот человек, 710. которого ты не одобряешь; он совершенный начальник; он лавирует между старыми и новыми течениями. Тот, другой – благочестив, но полезен только одному себе. – Кто это говорит? Какой испорченный человек! Ведь нет такого, кто жил бы только сам в себе, 715. ни среди хороших, ни среди дурных. Но подобно этому воздуху, который, смотря по тому, что он впитывает, бывает благовонным или зловонным, и мы быстро приспосабливаемся к соседям: к хорошим хуже, к дурным же очень [быстро], 720. потому что легче подражать злу. И если такой человек становится у нас епископом, если он наихудший и полон мерзости, то тогда [исполняется написанное: ] «терновник царствует над деревьям» 73 . Если же [становится епископом] наилучший, то тогда снова великий Израиль в столпе огненном, 725. ведущем его 74 , шествует в землю надежды, достичь которой стремимся все мы, хотя [этот человек] не вертится без дела и не завсегдатай площадей, не Протей 75 , изощренный в коварной перемене образов, и не Меламп 76 или ктолибо другой, непостоянный, 730. с легкостью принимающий любое обличье в зависимости от внезапного изменения обстановки. Итак, почему ты, скажи мне, называешь бесполезным того, глядя на которого мы могли бы стать лучше? Или почему ты называешь наилучшим и ловким епископом 735. того, глядя на которого ты с презрением отвергаешь моих? Несомненно, что излишнее неприятно мудрецам, тогда как благородное в высшей степени убедительно. Будь ты тем, как подсказывает твоя душа, а я буду этим. Может быть, ты думаешь, что наилучший из живописцев 740. не есть тот, кто пишет движущиеся фигуры простыми

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Экстраординарный профессор Сергей Глаголев напечатал: 1) в „ Богословском Вестнике“ статьи: „Мнимое открытие“ (1896 – „Запретные идеи“ (1896 – 12), „Новые веяния в области естествознания“ (1896 – 12), „Религия, как предмет исторического и философского изучения“ (1897 – 5, 6:7), „Астрономия и Богословие“ ( 1897 – 9); 2) в журнале „Вера и Разум“ – статью „Нравственное воспитание без религии“ (1896 – 22). Помещал научные сообщения и в других периодических изданиях. Доцент Анатолий Спасский в течение года занимался —40— переводом толкований св. Ефрема Сирина на Четвероевангелие, каковой перевод и помещался в разных книжках „Богословского Вестника“. Доцент Иван Андреев напечатал: а) в „Богословском Вестнике“: 1) пробную лекцию „Заслуги Македонской династии в области законодательства и литературы“ (1896 г., октябрь) и 2) очерк „Св. Герман патриарх Константинопольский (715–730 г.)“ (май–июль и сентябрь 1897 г.); б) в „Русском Вестнике“ за 1897 год – несколько отзывов о новых книгах по предмету своей кафедры. И. д. доцента Павел Соколов напечатал: 1) в журнале „Вера и Разум“ четыре статьи под заглавием: „Современный нравственно-религиозный кризис на Западе“; 2) в журнале „Вопросы философии и психологии“ две статьи под заглавием: „Факты и теория цветного слуха“. И. д. доцента Иван Попов напечатал: 1) в „Богословском Вестнике“ статью: „Разбор учения Канта об основах нравственности“; 2) в журнале „Вера и Разум“ статью под заглавием: „Разбор философских учений о чувстве, как основе нравственности“. Обе статьи вошли в состав книги его „Естественной нравственный закон“, изданной в отчётном году. И. д. доцента Илья Громогласов напечатал в „Богословском Вестнике“ статью: „Кое-что о современном расколе и сектантстве и о борьбе с ними“ (1897 г., январь–февраль) и несколько мелких библиографий. И. д. доцента Павел Тихомиров напечатал: 1) в „Богословском Вестнике статью: „К вопросу о политических, национальных и религиозных задачах России“ и 2) в журнале „Вера и Разум“ статью: „Православная догматика и религиозно-философское умозрение“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

695. Вв. 407. 696. ВК. 103, 716; др.-слав. «неприкосновенному». 697. ВК. 91, 624. 698. δοιπορω, путешествовать, идти. 699. γεννω, а в начале кондака τκτω – РБ. 54, 126. 700. Прим. 513. 701. Прим. 647. 702. 66, 8. 703. ν κρυφ – скрытно, тайно; обычно без предлога:­ κρφα, κρβδην. Для всего тогдашнего мира, кроме св. семейства, пастухов и волхвов, рождество Христово было тайной. 704. Вв. 522; ср. «Едем» – по евр. нега, роскошь; в др.-слав. нет. 705. Вв. 695. 706. τ το – составляющее принадлежность рая; др. – слав. «рай». 707. φανω ВК. 77, 451. 708. Ис. 11, 1; имеется в виду рай с его деревьями. 709. πτιστος (ποτζω-поить) – неорошенный, поздн. сл. (с Григория Чудотв. III в.). М. б. указание на бессеменность рождения. 710. греха, получившего начало именно в раю. 711. νρυκτος (ν – отриц. частица и отгл. прил. от ορττω – рыть, копать) – не выкопанный, не вырытый; неологизм (у класс. νορττω – выкапывать); ср. прим. 709. 712. πριν – прежде. 713. πιθυμω – желать (сильно, страстно). 714. 2Цар. 23, 15 – 17. 715. РБ. 60, 168. 716. ευθς – тотчас (о месте – прямо). 717. Ожидание Адамом и Давидом Мессии представляется настолько сильным, как жажда. 718. прим 660 документа, 718)οαντρφω – кормить, воспитывать вместе с кем – л. или с чем – л. (как здесь), отс. – приучать к чему-л., заставить сжиться с ч.-л.: «с детства сжившиеся с благочестием»; др. – слав, «во блазей вере воспитани»; но возможен и смысл: «вместе (трое) воспитанные в благочестии» (дат. орудия). 719. εσβεια – благочестие, набожность, благоговение к Богу, родителям, отечеству; др. слав. см. предыд. прим.; дат. п. от предл. σν или дат. орудия. 720. πτοταψρονω – презирать, пренебрегать. 721. ВК. 80, 480. 722. ВК. 80, 485. 723. πτοω – пугать; поэт, сл.; общ. и стр. зал.: бежать – от испуга, сильно волноваться, увлекаться. 724. Вв. 598. 725. пр. сов. 726. Вв. 364. 727. Дан. 3, 52. ВК. 81, 500. 728. Прим. 304. 729. ВК. 56, 269. 730. κπλαγς – устрашенный, пораженный; поздн. сл. 731. φωτοφν(ε)α – световое явление, (пр)освещение; оч. поздн. сл.

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

   Но (то, что происходит) сейчас, возможно ли это? И на что это похоже?    Можно ли смеяться над каким-нибудь забавным вымыслом,     700    когда «забот полон рот»? (Это будет) «смех сквозь    слезы». В рассказе кладут на брачное ложе кошку,    Украшенную, как невеста:    свадебные подарки, рукоплесканья, смех: блестящая свадьба.    Но кошка, когда увидела мышь, пробегавшую среди (гостей)     705    (она, хотя и была невестой, все же оставалась кошкой), бросилась на нее    и получила обед, но не свадьбу.    Таков и всякий лжеучитель:    ведь природные качества не меняются быстро.    — Но весьма ловок в делах тот человек,     710    которого ты не одобряешь; он совершенный начальник;    он лавирует между старыми и новыми течениями.    Тот, другой — благочестив, но полезен только одному себе.    — Кто это говорит? Какой испорченный человек!    Ведь нет такого, кто жил бы только сам в себе,     715    ни среди хороших, ни среди дурных.    Но подобно этому воздуху, который, смотря по тому, что он впитывает,    бывает благовонным или зловонным,    и мы быстро приспосабливаемся к соседям:    к хорошим хуже, к дурным же очень (быстро),     720    потому что легче подражать злу.    И если такой человек становится у нас епископом,    если он наихудший и полон мерзости, то тогда (исполняется написанное «терновник царствует над деревьям» (Суд. 9:14).    Если же (становится епископом) наилучший, то тогда снова великий Израиль в столпе огненным,     725    ведущем его (Исх. 13:21), шествует    в землю надежды, достичь которой стремимся все мы,    хотя (этот человек) не вертится без дела и не завсегдатай площадей,    не Протей, изощренный в коварной перемене образов,    и не Мелампо или кто-либо другой, непостоянный,     730    с легкостью принимающий любое обличье    в зависимости от внезапного изменения обстановки.    Итак, почему ты, скажи мне, называешь бесполезным    того, глядя на которого мы могли бы стать лучше?    Или почему ты называешь наилучшим и ловким епископом     735

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3052...

В 715 году арабы стали готовиться ко второй осаде самого Константинополя, и их флот, под начальством Амра (Умара) зиму 716–717 г., стоял в киликийских гаванях 185 . Что византийцы здесь его не тревожили, понятно: военный силы были стянуты с окраин для защиты столицы. Точно также арабы стояли в киликийских гаванях и в 671 году, перед первой осадой Константинополя, после чего, как мы видели, империя оспаривала у них не только Киликию, но Сирию и Палестину 186 . Несомненно однако, что на этот раз арабы временно заняли самые горные проходы: в 717 г., говорит Рамзай, «it is practically certain», что перевалы через Тавр вполне в их руках. Отсюда ли, или из Армении, они проникли в Каппадокию; взятие Кесарии (726) и Харсиана (730) в Каппадокии были их последние успехи по эту сторону Киликийских Ворот. Однако в последние 10 лет Льва III им пришлось уступить обратно всю горную страну; дело за­вершилось сильным их поражением при Акроине (740); но уже ранее первая большая крепость по эту сторону Ворот, Тианы, была взята назад и удержана византийцами. Взятие Германикии въ746 г. по южную сторону восточного перевала было последним актом, возвратившим империи всю горную страну таврского хребта с его перевалами и южными склонами и отрогами. Если так обстояло дело с городами, дорогами, гаванями, перевалами, то можно быть уверенным, что внутри горной страны население все время сознавало своим государем христианского «василевса», и что фактической власти арабы тут не имели никогда. Насколько слаба была их власть даже в равнинной Киликии почти вплоть до времен Гаруна, видно из таких фактов: в 6252 (760) г. некто Феодор, сириец из округа Илиополя близ Ливана, возобновил в тылу Сирии и Киликии, попытку мардантов, и победа над ним очень не дешево обошлась сарацинам 187 . Еще интереснее второй случаи. В 6264 (772/3) году в ромейские пределы сделал набег Алфадал Бадинар; когда он возвращался с партией в 500 пленных, монсуестяне вышли к нему на встречу, дали ему формальное сражение, убили до 1.000 арабов и отняли добычу 188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Engberding H. Monophysitische Liturgien (Chalk. II, 697 f)· «Без превращения и изменения Ты соединил с Собой человеческую природу по Ипостаси, неизреченным и непостижимым способом, без превращения и смешения» (Грегорианская литургия, 715). «Напротив, в Одном Сыне и Одном Христе полностью сохраняются обе природы в их своеобразии, Одна природа, одно Лицо, одна Ипостась, одна воля» и т. д. (730). Автор приходит к выводу, что ни в одной из этих литургий нельзя с уверенностью установить умаления человеческой природы Христа. 51 И противоположности тому восторженному иллюминату, которого из него приходится делать Э. Хонигману (E. Honigmann) для отождествления его с Петром Иберийцем! (Pierre l’Ibérien et les écrits du Ps. — Denys//Ac. Roy. de Belg. 1952). К тому же в таком случае для его отчетливой халкидонской интонации невозможно найти никакого объяснения. Еще меньше поддается Дионисий, великий эстет позднеантичного и христианского мышления, у которого все как бы цветет, предложенному Стиглмером (Stiglmair) отождествлению со строгим и жестким Севиром Антиохийским. Подобные гипотезы оказываются несостоятельными уже при простом феноменологическом взгляде на вещи. 52 Литература о византийской школьной философии VI b. см. у Мёллера ( Moeller Ch.//Chalk. I, 640). Оттуда: Valdenberg V. La philosophie byzantine au IV e siècle//Byzantion. 1927. — Pp. 237–268. Überweg-Geyer II, 123–126. «Деяния» превозносят философское рвение молодого Максима (PG 90, 69 f. но не дают никаких подробностей. 53 Faulhaber М. Hohelied-, Proverbien- und Prediger-Catenen. Wien, 1902; Beck H-G. Kirche und Theologische Literatur im byzantinischen Reich//Byzantinisches Handbuch. Bd II. T. 1. München, 1959. — SS. 471, 539–540, 653 (далее Handbuch). Последняя версия: PG 122, 537–686. Частично издано: PG 87 II, 1755–1780. 54 Буквальный перевод текста Пс 118:2, приводимого в немецком оригинале книги: Блаженны исследующие откровения Его. — Пер. 55 Житие. — Сс. 153–154. 56 Handbuch. — S. 437. 57 Mystagogia, с. 5; 91, 681 А; ср. с. 15; 695С. 58

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

Песнь о грядущем Христе божественная разлеталась 639 . Нет, не забыло, конечно, представить и тех здесь искусство, Кто был у вершей – сетей рыболовных, но кто, все оставив 705 Грубые жизни дела и заботы умов недостойных, Вышнего Государя последовали повеленью. Ставши ловцами людей рыболовного вместо искусства – Жизни бессмертной они извлекли восхитительный невод 640 . В месте ином же искусство Христову представило Матерь, 710 Присного, Вечного Света вместилище, Чьей был утробой Этой утробы Творец во святом Ее лоне воспитан 641 . Средние плиты ограды святой 642 , посредством которых Место священным мужам отделяют, резец изукрасил Буквой одной многозначной, ведь славит она и царицы, 715 И императора имя; щиту же с умбоном подобно Изображение в среднем пространстве, которое высек, Крест возвещая, резец 643 . А священнослужителям были Двери открыты тройные в преграде всей этой, ведь с каждой Сделаны здесь стороны рукою усердною дверцы 644 . 720 А над престолом златым непорочнейшим здесь водрузилась       [Киворий Башня красы несказанной, в воздушный простор устремляясь 645 , и престол] Встала она на четыре пролета серебряных арок. Из серебра же колонны подняли ее, на чьих главах Свод утверждает пяты серебристые четырехчастный 646 . 725 Выше же арок наверх простирается схожее нечто С конусом, но не вполне подобное, ведь не круглится У основанья оно, обегая кругами подножье, А восьмигранником неким основа поднялась, от граней Очень широких всходя понемногу к острейшей вершине. 730 Восемь пластин серебра простирает, в местах сочлененья Стыки их длинный хребет создают. С треугольником сходны Видом они и, сплетая пути восьмичастного тропы, Сходятся в точку одну, поднимаясь к высокой вершине 647 . Изображенье кратера там также воздвигло искусство, 735 Венчик кратера отогнут и будто бы листьям подобным Сделан он. Посередине отверстья его был поставлен Образ серебряный сферы блистающий 648 . Выше над нею Крест, возвышаясь, всем виден: пусть Он милосердие явит 649 . Вышитый свой завиток выпускает аканф выше арок,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: PMBZ, N 2298; Petrid è s S. Traités liturgiques de st. Maxime et de st. Germain traduits par Anastase le Bibliothécaire//ROC. 1905. Vol. 10. P. 295; Андреев А. И. Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские. Серг. П., 1907; Jugie M. Les homélies de S. Germain de Constantinople sur la dormition de la Sainte Vierge//EO. 1913. Vol. 16. P. 219-221; idem. La mort et l " assomption de la Sainte Vierge. R., 1946. P. 226-233; idem. L " immaculée Conception. R., 1952. P. 114-119; Stein E. Die Abstammung des ökumenischen Patriarchen Germanus I.//Klio. 1920. Bd. 16. P. 207; List J. Studien zur Homiletik Germanos I. von Konstantinopel und seiner Zeit. Athen, 1939; Δυοβουνιτης Κ. Ι. Επιτομ τς ρμηνεας τς λειτουργας το Γερμανο Α Κωνσταντινουπλεως//Θεολογα. 1950. Τ. 21. σ. 258; Wenger A. Un nouveau témoin de l " assomption: une homélie attribuée а saint Germain de Constantinople//REB. 1958. T. 16. P. 46-47; Darrouz è s J. Germain I//DSAMDH. T. 6. P. 309-311; Lackner W. Ein hagiographisches Zeugnis für den Antapodotikos des Patriarchen Germanos I. von Konstantinopel//Byz. 1968. T. 38. P. 42-104; Gero S. Byzantine Iconoclasm during the Reign of Leo III, with Particular Attention to the Oriental Sources. Louvain, 1973; Lamza L. Patriarch Germanos I. von Konstantinopel (715-730). Würzburg, 1975 (рец.: Lackner W.//BZ. 1978. Bd. 71. S. 90-96); Stein D. Der Beginn des byzantinischen Bilderstreites und seine Entwicklung bis in die 40er Jahre des 8. Jh. Münch., 1980. (Miscellanea Byz. Monacensia; 25); Speck P. Artabasdos, der rechtgläubige Vorkämpfer der göttlichen Lehren . Bonn , 1981. (Poikila Byzantina; 2); idem. Klassizismus im 8. Jh.?//REB. 1986. T. 44. P. 209-227; Fazzo V. Agli inizi dell " iconoclasmo: Argomentazione scritturistica e difesa d. icone presso il patriarca Germano di Constantinopoli//Parola e spirito: Studi in onore di S. Cipriani. Brescia, 1982. Vol. 1. P. 809-832; Parson S. C. The «Historia ecclesiastica» of Germanus I of Constantinople//Εκκλησα κα θεολογα. 1982. Τ. 3. Σ. 5-66; Kazhdan A. A History of Byzantine Literature (650-850). Athens, 1999. P. 55-70.

http://pravenc.ru/text/164781.html

Виленский-Духов, I, 182. Винницкий-Благовещ., I, 33. Виноградский-Успенский, Киев. г., II, 713. Витебский-Марков-Троиц., I, 290. на Витке Богослов.-Радоговиц.-Новгородский, II, 660. Вишерский-Николаев.-Островский, Новг. г., II, 995. Вишерский-Саввин, Новгородск., г., I, 416. Владимир.-Богород.-Кочатков., Харьк. г., II, 714. Владимир. – Богород. – Сретен. – Нерехтский, II, 649. Владимир.-Богород.-Тотемский, II, 648. Владимир.-Въясская, Пенз. г., I, 146. Владимир.-Геронтиева, Каз. г., I, 459. Владим.-Заоникиева, Волог. г., II, 715. Владимир.-Рожд.-Богород., II, 1120. Владимир.-Сырков, Новг. г., II, 1213. Владимир.-Феодоровский, II, 1333. Владычин-Введен.-Серпухов., I, 115. Владычин-Троиц., Олон. г., II, 1215. с Водской дороги Богоявл. на Сокове, Новг. г., I, 75. Вожеозерский, Новг. г., II, 1188. Воздвиж.-Вожеозер., Новг. г., II, 1188. Воздвиж.-Воломская, Волог. г., II, 735. Воздвиж.-Крестиморовская или Крестомаровская, Нижег. г., II, 890. Воздвиж.-Маровская, Нижег. г., II, 890. Воздвиж.-Ржевский, II, 893. Воздвиж.-Симонова, Волог. г., II, 735. Воздвиж.-Чаронд., Новг. г., II, 1188. Возминский, Возмицкий или Вотьмицкий-Николаев., Моск. г., II, 1002. Вознесен.-Борколабовский или Ворколабовский, Могил. г., II, 677. Вознесен.-Брянский, II, 732. Вознесен.-Варсонофиевский на Рву-Московский, II, 729. Вознесен.-Великолуцкий, II, 730. Вознесен.-Верхошеремская, Архан. г., II, 711. Вознесен.-Высокогор., Нижег. г., I, 150. Вознесен.-Давидова, Моск. г., II, 775. Вознесен.-Зарайский, II, 724. Вознесен.-Иркутский, I, 123. Вознесен.-Кинешемский, I, 118. Вознееен.-Кинешемский, II, 720. Вознесен.-Козельский, II, 719. Вознесен.-Коротоякский, I, 119. Вознесен.-Кременский-Донской, I, 124. Вознесен.-Лаврентиев, Калуж. г., I, 274. Вознесен.-Мценский, II, 723. Вознесен.-Московский, II, 722. Вознесен.-Мошногор., Киев. г., II, 937. Вознесен.-Новый-Псковский, II, 1016. Вознесен.-Оршин или Воршин, Твер. г., II, 731. Вознесен.-Осташковский, II, 811. Вознесен.-Переяславский, II, 716. Вознесен.-Переяслав., Полт. г., I, 120.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010