Dr. Sebastiá Janeras Скачать epub pdf 1. La Iglesia de la Pentarquía Las relaciones entre Roma y los patriarcados consistían sobre todo en que los papas y los patriarcas se informaban mutuamente de la elección mediante las cartas sinodales. El obispo de Roma respondía en signo de comunión. No se trataba, pues, de nombramiento o de colación de cargos. Roma era a veces el lugar de apelación en los litigios. La comunión se expresaba también con la inclusión de los nombres en los dípticos, proclamados normalmente por el diácono durante la celebración eucarística. Comunión, pero diferente concepción de la Iglesia. En Oriente se formó la idea de la Iglesia del Imperio bajo la dirección del patriarca y el emperador. En Occidente, donde el Imperio romano había caído bajo los bárbaros el 476, se desarrolló una Iglesia papal independiente de la autoridad del Estado y la fuerza de las circunstancias ayudó al Papa a asumir funciones seculares y políticas. En Oriente la concepción eclesiológica partía de la iglesia local en torno al obispo, para agruparse en metropolías y en patriarcados. La coronación de Carlomagno, en la Navidad del año 800, por el papa León III, culminó un proceso de alejamiento de Roma respecto del Imperio bizantino que venía gestándose de hacía años, a medida que el Papa se volvía hacia el mundo germánico. Y en este punto entra un tema de capital importancia para la vida de la Iglesia de Oriente y para las relaciones entre Oriente y Occidente: la cuestión iconoclasta. a) La persecución iconoclasta. El emperador bizantino León III Isáurico (715–741), tal vez, dado su origen, por su convicción personal dualista y maniquea, tal vez con miras políticas frente al mundo islámico muy cercano (el Islam no admite la figuración humana, sino sólo ornamental, en sus mezquitas), o tal vez para atajar la influencia dominante de los monjes, grandes propagadores del culto a los iconos, prohibió, el 730, la veneración de las imágenes. Es la primera persecución iconoclasta, en la que destacaron dos grandes defensores del culto a los iconos: san Germán de Constantinopla y san Juan Damasceno. El papa Gregorio III, en un sínodo romano del año 731, defendió el culto a las imágenes, contra lo cual reaccionó el emperador León. Su sucesor Constantino Coprónimo intensificó la persecución contra los iconodulos. Después de un período más tolerante bajo León IV, Irene, su viuda, regente en nombre de su hijo Constantino y favorable a los iconodulos, convocó un concilio en Nicea (II), el séptimo ecuménico, el año 787, al cual el papa Adriano I envió sus legados. En dicho concilio se restableció el culto a los iconos.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

IV, V и VI. Сурожская, Фулльская и Боспорская К оглавлению IV. Сурожская епархия Когда именно положено начало епархии Сурожской, или Сугдайской, определенно не известно. Но можно думать, что жители Судака и окрестных его поселений с давних пор более или менее были просвещены христианством. К такой мысли ведут частию смежность этих мест с епархиею Готскою, частию их положение на берегу Черного моря, где они, подобно другим южным поселениям Крыма, должны были находиться в постоянных сношениях с производившими здесь торговлю греками-христианами; а еще более то, что в четвертом веке, когда на Крымский полуостров приходили от Церкви Иерусалимской несколько миссионеров для распространения Евангелия и когда точно утвердилось оно в стране Херсонской, все эти места до самой Феодосии и далее находились под властию Херсонеса . Известно, наконец, что не только в уставе Льва Премудрого епархия Сугдайская считалась в числе архиепископий , но и в осьмом столетии святой Стефан исповедник носил имя архиепископа Сурожского, как видно из жития его, существующего на славянском языке во многих древних списках, из коих сокращено оно и для печатной нашей Чети-Минеи . Впрочем, из всех иерархов Сурожской епархии, бывших до половины X в., сохранилась память только о трех, и сохранилась почти единственно в помянутом нами житии святого Стефана. О первом иерархе говорится здесь только мимоходом — то, что по смерти его сурожане пришли в Царьград к тамошнему патриарху Герману (управлял паствою с 715 по 730 г.) просить себе нового епископа. Вторым, вследствие этой просьбы, послан был к ним от патриарха Германа святой Стефан, родом каппадокиянин, пастырь ревностнейший по вере и благочестивейший. В это время император Лев Исаврянин воздвиг гонение на иконопочитателей и, преследуя их во всей своей империи, прислал, между прочим, нечестивое повеление свое и в Сурож. Святой Стефан, ревнуя о правоверии, отправился защищать его лично пред императором, смело обличил его со всем собором иконоборцев, был мучим и посажен в цареградскую темницу, предсказавши своему мучителю скорую кончину. По смерти Льва Исаврянина (741 г.) ходатайством царицы Ирины, супруги нового императора Константина Копронима, которая была дочь корчемского (керченского) царя и слышала о добродетелях и чудесах святого Стефана еще в своем отечестве, он был освобожден из темницы и снова явился на свой престол. Третьим первопрестольником Сурожским был Филарет, которого святой Стефан, прозревши свое близкое к Богу отшествие, поставил вместо себя архиепископом из своих клириков .

http://sedmitza.ru/lib/text/435756/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ Предмет христ. богослужения, один из важнейших предметов в наборе литургической утвари и в церковном убранстве каждого правосл. храма, название к-рого определяется местом его нахождения на престоле (жертвеннике) в алтаре. От др. типов крестов, используемых во время литургии и в иных чинопоследованиях, отличается тем, что содержит мощи, а также размером, определенной формой, богатством и изысканностью декора. Особым видом Н. к. является воздвизальный крест, содержащий частицу истинного Древа Креста Господня, т. е. Креста Распятия, и используемый в богослужениях нек-рых праздников (Воздвижения Креста Господня и ряд др.). В древнейших толкованиях на литургию, таких как «Мистагогия» прп. Максима Исповедника (VII в.) или «Сказание о Церкви и рассмотрение таинств» свт. Германа I, патриарха К-польского (715-730), среди покровов и сосудов на престоле крест как предмет из дерева или металла в драгоценном окладе с изображением Распятия не упоминается. В поздневизант. сочинениях этого жанра Н. к. назван среди алтарной утвари: в соч. «О святой церкви» архиеп. Симеона Солунского (до 1424) короткая 13-я глава посвящена тому, для чего полагаются на престол Евангелие и крест - как символы Христа, Его жертвенности (PG. 155. Col. 706). В трудах по литургике синодального и более позднего периода указаны точное положение Н. к. среди богослужебных предметов на престоле - сразу после покровов, мощей, Евангелия и перед ковчегом-дарохранительницей,- его символическое значение, отмечено, что Н. к. могут быть разного вида ( Вениамин. Новая скрижаль. С. 15; Никольский К., прот. Руководство к изучению богослужения правосл. Церкви. М., 2002. С. 13). При всем типологическом и функциональном многообразии служебных крестов разграничение их форм и функций в средние века не было точно определено. В церкви Св. Софии в Фессалонике алтарный крест (Н. к.) использовался в церковных процессиях, станциональных службах ( Darrouz è s J. Sainte-Sophie de Théssalonique de après un rituel//REB. 1976. T. 34. P. 63). Напрестольные отличаются от др. храмовых крестов, напр. от выносных (запрестольных) или благословенных, размерами: в сохранившихся памятниках XII-XVIII вв. они достигают 30-50 см.

http://pravenc.ru/text/2564676.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), свт. (пам. 12 мая), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730). Сведения о жизни Г. до 712 г. восходят к поздним источникам, однако они не противоречивы и не опровергаются общей информацией об эпохе, поэтому вполне могут соответствовать действительности. Отец Г., патрикий Юстиниан, после смерти имп. Константа II (668) участвовал в заговоре против Константина IV и был за это казнен, а Г. подвергся оскоплению. Высказывалось предположение, что Юстиниан и Г. происходили из семейства Германа, племянника имп. Юстиниана I (527-565), и находились в родственных отношениях как с ним, так и с буд. имп. Юстинианом II (685-695 и 705-711) (Stein). Нек-рые источники говорят о родстве Г. с имп. Ираклием (610-641). Во всяком случае Г. несомненно принадлежал к высшей аристократии. Он стал клириком храма Св. Софии в К-поле, а ок. 705/6 г. был рукоположен на митрополию Кизика. Впервые имя Г. упоминается в близком ему по времени историческом сочинении в контексте Собора 712 г., созванного имп. Варданом Филиппиком для пересмотра решений Вселенского VI Собора 680-681 гг.: среди подписавших деяния Собора 712 г. (вскоре осужденного как монофелитский) помимо председательствовавшего патриарха Иоанна VI приводятся имена 2 епископов - Г. Кизического и прп. Андрея Критского , причем прямо указано, что Г. впосл. стал патриархом. Это известие сохранилось в хронике Феофана Исповедника ( Theoph. Chron. P. 82.12-21), но его необходимо рассматривать с т. зр. источника, к-рый переписывает Феофан. По-видимому, это было некое тенденциозное сочинение, описывавшее историю Византии 685-718 гг., с тем чтобы представить приход к власти имп. Льва III в 717 г. как спасительное событие после мн. лет хаоса и плохого управления. Если автор, близкий к иконоборцу Льву III (не исключено, что это был и сам император), счел нужным особо отметить участие Г. в еретическом Соборе, то это означает, что отношения между патриархом и императором были весьма непростыми уже с воцарения.

http://pravenc.ru/text/164781.html

Самым древним отличием епископского сана в облачении современных нам архиереев, бесспорно, оказывается омофор, но только не тот большой омофор, в котором епископ является к народу во славе, окруженный целым сонмом священнослужителей, а тот малый омофор, в котором епископ предстоит престолу Божию и возносит на алтаре церковном Бескровную Жертву. Малый омофор, знаменующий заблудшую евангельскую овцу ( Лк. 15: 4–5 ), которую взимает на рамена свои архиерей, следуя примеру Доброго Пастыря, имеет, надо думать, апостольское происхождение. Уже в век апостольский под именем μοφ ριον или μαφ ριον была известна у христиан одежда, покрывавшая шею и плечи (слово μοφ ριον состоит из μος=плечо и φρω=несу). Одежда эта не составляла, впрочем, исключительной принадлежности высших иерархических лиц в Христовой Церкви – апостолов и их преемников. Она носима была и Божией Матерью, и другими святыми женами, причем покрывала у них не только шею и плечи, но еще и главу 1 . В короткой накидке у восточных монахов, покрывавшей плечи и на языке древнейших греческих чинов пострижения в монашество именуемой иногда словом πλλιον 2 , также можно усматривать разновидность μοφ ριονа или μαφ ριονа. Такой-то μοφ ριον или μαφ ριον, покрывавший шею и плечи, и был, по преданию, соткан собственноручно Богоматерью для Лазаря праведного, тридцать лет епископствовавшего, после своего воскресения, в Китейском граде 3 . μοφ ριον не имел ничего общего с эфодом иудейского первосвященника, – как это прекрасно выяснено проф. И. Д. Мансветовым в его специальном исследовании об омофоре, – так что ставить эфод и омофор в генетическую связь невозможно: столько отличны они друг от друга 4 . Сближение эфода и омофора, конечно, допустимо, и еще интерполятор толкований на церковные службы и обряды свт. Германа, патр. Константинопольского (715–730 г.), дававший в рассуждениях большой простор элементу созерцания, высказывал взгляд, что архиерейский омофор «соответствует той Аароновой одежде, которую носили подзаконные архиереи» и пр. 5 . Но допуская искусственное сближение, не надо, однако, забывать коренного различия между омофором и эфодом по существу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕРМАН († ок. 1428), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ГЕРМАН (Коккель (Кокель) Григорий Афанасьевич; 1883-1937), еп. Благовещенский, сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (Ряшенцев Николай Степанович; † 1937), еп. Вязниковский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН († 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН (Полянский Борис Иванович; 1901 - 1937), архим., прмч. (пам. 22 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (Косолапов Николай Васильевич; 1882-1919), еп. Вольский, сщмч. (пам 27 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГЕРМОГЕНА (Варвара Капитоновна Кадомцева; 1870 - 1942), мон., прмц. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРОНТИЙ (XIV в.?), прп. (пам. 1 апр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_20.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Лиддская Икона Божией Матери Лиддская (Римская) – это список с нерукотворного образа Пресвятой Богородицы, явленного на одном из столпов храма в городе Лидде, близ Иерусалима. Константинопольский патриарх Герман (714–730 гг.), по приказу которого был сделан список, привез его в Константинополь и хранил, как драгоценную святыню, ежедневно молясь перед ним. Когда вспыхнула иконоборческая ересь, патриарх Герман был низложен со своей кафедры и изгнан. Написав письмо папе Римскому Григорию и вложив его в доску иконы, патриарх пустил ее в море. На другой день икона чудесным образом достигла Рима. Папа св. Григорий II (715–731 гг.) вышел вместе с духовенством на берег моря и увидел икону Богоматери стоящей на воде при устье реки Тибр. Икона невидимой силой была поднята и опущена на простертые руки папы. Позже она торжественно была внесена в церковь св. Петра и помещена внутри алтаря. Здесь Владычица Небесная подавала через Свой образ немало чудесных исцелений прибегающим к Ее заступлению и помощи. Через сто с лишним лет на Востоке было восстановлено иконопочитание. В это время жители Рима были встревожены и удивлены неоднократными заметными движениями иконы Богоматери. Во время одного из служений икона особенно сильно задвигалась, потом снялась со своего места и над головами верующих вышла из церкви. Народ во главе с папой со скорбью в сердцах проводил святую икону. Между тем чудотворный образ спустился на воды реки Тибр, затем поплыл по морю и скоро совершенно скрылся из глаз. Вскоре образ Божией Матери прибыл в Константинополь. Местные жители, думая, что это одна из тех икон, которые были брошены в море во время преследований и гонений, принесли ее царице Феодоре. Через некоторое время оказалось, что это и есть тот самый образ Богоматери, который не так давно чудесным образом удалился из Рима. Тогда патриарх во главе с духовенством и в сопровождении императора и его окружения торжественно перенесли образ Владычицы из царских палат на площадь Халкопратию и там поместили его в храме Пресвятой Богородицы.

http://pravicon.com/info-103

Список епископов Константинополя   Апостол Андрей Первозванный     Апостол Стахий   38-54     Онисим   54-68     Поликарп I   69-89     Плутарх   89-105     Седекион   105-114     Диоген   114-129     Елевферий   129-136     Феликс   136-141     Поликарп II   141-144     Афинодор   144-148     Евзоий   148-154     Лаврентий   154-166     Алипий   166-169     Пертинакс   169-187     Олимпиан   187-198     Марк I   198-211     Филадельф   211-217     Кириак I   217-230     Кастин   230-237     Евгений I   237-242     Тит   242-272     Дометий   272-284     Руфин I   284-293     Пров   293-306     Митрофан   306-314     Александр   314-337     Павел I   337-339, 341-342, 346-351     Евсевий Никомидийский   339-341     Македоний I   342-346, 351-360     Евдоксий Антиохийский   360-370     Демофил   370-379     Евагрий     Максим     Григорий I Богослов   379-381     Нектарий   381-397     Иоанн I Хризостом   398-404     Арсакий Тарсийский   404-405     Аттик   406-425     Сисиний I   426-427     Несторий   428-431     Максимиан   431-434     Прокл   434-446     Флавиан   446-449     Анатолий   449-458     Геннадий I   458-471     Акакий   471-488     Фравит   488-449     Евфимий   489-495     Македоний II   495-511     Тимофей I   511-518     Иоанн II Каппадокиец   518-520     Епифаний   520-535     Анфим I   535-536     Мина   536-552     Евтихий   552-565, 577-582     Иоанн III Схоластик   565-577     Иоанн IV Постник   582-595     Кириак   596-606     Фома I   607-610     Сергий I   610-638     Пирр I   638-641, 654     Павел II   641-653     Петр   654-666     Фома II   667-669     Иоанн V   669-675     Константин I   675-677     Феодор I   677-679     Георгий I   679-686     Павел III   687-693     Каллиник I   693-705     Кир   705-711     Иоанн VI   712-715     Герман I   715-730     Анастасий   730-754     Константин II   754-766     Никита   766-780     Павел IV   780-784     Тарасий   784-806     Никифор I   806-815     Феодот I   815-821     Антоний I   821-836  

http://pravoslavie.ru/39816.html

Успение Пресвятой Богородицы.Книжная миниатюра. XI в. Греция. Афон      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 11:29 мин. Размер 11.1 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня мы совершаем праздник в честь Богоматери. Завершились дни строгого поста, прозвучали богослужебные песнопения, напоминающие утреню Великой субботы. Все в этот день говорит о том, что мы как будто празднуем не смерть, Успение, а воскресение – восхождение на небо Девы Марии. Несмотря на то, что данный праздник уходит вглубь веков, во второй половине ХХ века было немало споров относительно источников наших сведений о почитании Успения Богоматери. После провозглашения папой Римским в 1950 году догмата о «взятии Пресвятой Девы Марии в небесную славу» (лат. Assumptio Beatæ Mariæ Virginis) появилось немало жарких дискуссий. Развивая учение о непорочном зачатии Девы Марии, некоторые католические ученые постепенно пришли к совершенному отрицанию телесной смерти Богоматери: Она якобы не умирала вовсе, но в определенный момент вознеслась от земли на небо. В защиту такой точки зрения нередко приводятся слова патриарха Германа Константинопольского (715–730), отрицавшего возможность смерти для Той, Которая родила Источник Жизни Христа . Однако уже современник Германа Константинопольского преподобный Иоанн Дамаскин в одном из слов на Успение Пресвятой Богородицы восклицает: «Источник жизни, Господа моего Матерь умерла» . Преподобный Иоанн Дамаскин, как и другие византийские гимнографы, использует по отношению к Марии высокую лексику, называя Ее «земным небом», «одушевленным градом Божиим», «умственной одушевленной лестницей», «ковчегом Господа» . По мнению преподобного отца, несмотря на то, что Мария была Матерью Бога, Она не могла не умереть. Она действительно умерла, и на некоторое время Ее тело было положено во гробе, поскольку носило в себе поврежденность человеческой природы от Адама: «из-за Адама тело отсылает земле, а душу предает в небесные обители благодаря Сыну» . Некоторые современные исследователи полагают, что в своем похвальном слове Иоанн Дамаскин цитирует апокриф «История Евфимия», который появился в VII веке. Действительно, с V по VII век был всплеск появления апокрифических сочинений о жизни Девы Марии, дополняющих то, что было «недосказано» в Евангелии. По разным подсчетам, в настоящее время идентифицируется около 70 разных текстов на греческом, латинском, сирийском, коптском, армянском, арабском и иных языках. Эти апокрифы содержат далеко не всегда идентичные богословские идеи.

http://pravoslavie.ru/115370.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИКОНОБОРЧЕСТВО религ. и политическое движение, отвергавшее святость религ. изображений и иконопочитание. Хотя эпизоды или кампании И. имели место в разные исторические периоды и в разных странах, прототипическим И. как с т. зр. масштаба и продолжительности, так и по глубине аргументации, разрабатываемой его сторонниками и противниками в защиту своих позиций, считаются иконоборческие споры в Византии в VIII-IX вв. И. следует отличать от аниконизма - культа, не использующего изображений божества в качестве доминирующего или центрального культового символа, место к-рого занимает либо аниконическое изображение, либо священная пустота. Историческая ситуация И. было введено в Византии в качестве гос. доктрины имп. Львом III Исавром (717-741) как часть крупномасштабных реформ гос-ва, экономики и права. Два главных источника, свидетельствующие о событиях 1-го периода И., «Краткая история» К-польского патриарха свт. Никифора I (806-815) и «Хронография» прп. Феофана Исповедника , не сообщают практически ничего о причинах возникновения И. и его начале. Свт. Никифор упоминает о вулканических извержениях на 2 островах Эгейского м., к-рые, по его словам, были восприняты императором как знак Божественного гнева и т. о. побудили его к изменению политики ( Niceph. Const. Brev. hist. P. 128-129). Прп. Феофан пишет в «Летописи» под 724/5 г.: «...в этом году нечестивый царь Лев начал говорить об уничтожении святых и честных икон» ( Theoph. Chron. P. 404). Однако еще до открытого введения И. свт. Герман I , патриарх К-польский (715-730), в посланиях, цитируемых на Вселенском VII Соборе , обвинял митр. Иоанна Синадского и еп. Константина Наколийского (оба из Фригии), а также еп. Фому Клавдиопольского в иконоборческих взглядах, последнего особо - в истреблении икон, что свидетельствует о местном иконоборческом движении в М. Азии еще до начала офиц. И. Иллюстрация к 25-му псалму с изображением иконопочитателей и иконоборцев. Миниатюра из Лондонской (Феодоровской) Псалтири. 1066 г. (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 27v)

http://pravenc.ru/text/389050.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010