По смерти Илия, Судией над Израилем стал пророк Самуил. «Из года в год он ходил и обходил Вефиль и Галгал, и Массифу; и судил Израиля во всех сих местах; потом возвращался в Раму, ибо там был дом его, и там судил он Израиля; и построил там жертвенник Господу» 710 . Самуил соорудил жертвенник вопреки закону, повелевавшему служить Богу на одном месте, ибо «не был ещё построен священный храм, и служили Богу в разных местах» 711 . – Когда Самуил состарился, «собрались все старейшины Израиля и пришли в Самуилу в Раму, и сказали ему: вот ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу» 712 , «потому что прошение сие было противно божественному закону (– теократическому принципу, на котором была построена не только религиозная, но и социальная жизнь Евреев) 713 . Владыка – Бог был для них и Бог и Царь, а Пророк был Его первый служитель, как бы приставник, или военачальник, или народоправитель» (от Лица Иеговы) 714 . Но Господь сказал пророку: «Послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними» 715 . Права были исчислены, народ их принял 716 , и Бог указал ему царя. – Это был Саул. «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его, и сказал: вот Господь помазывает тебя в правители наследия Своего во Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним» 717 . «Самуил, помазав Саула, лобызал его. Сим самым сообщил Саулу пребывающую в нём благодать. Ибо и Господь, дунув на Апостолов, сказал: «примите Дух Свят» (Иоан. ХХ, 22)» 718 . – Помазание Саула на царство не было актом, совершённым торжественно, в виду всего народа; напротив, оно было выполнено тихо, незаметно и в уединённом месте 719 . «Поскольку же жившие порочно не верили Божиим пророкам. Посему, чтобы не думали, будто бы приговор сделан по человеческой милости, Самуил приказал бросить жребий» 720 (о царе) в присутствии представителей от всего народа 721 . Жребий пал на Саула, и он, помазанный Богом прежде, указанный Им теперь, был признан народом за своего царя. «Поскольку просили они (Евреи) поставить им царя для успехов в брани, а не ради благочестия, чтобы он наставлял их в божественном; то Бог (и) избрал (им в царя) превышавшего всех ростом, так что они удивлялись не душевной (его) доблести, но телесному росту» 722 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Подобным образом, хотя и без символических черт и наименований обрисовывает Антихриста и ап. Павел во 2-м послании к Фессалоникийцам, по поводу их чрезмерно ускоряющих ожиданий второго Христова Пришествия. «День тот не придет, – предостерегал он, – доколе не придет прежде отступление, и не откроется человек греха сын погибели, – противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога…, беззаконник…, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих – за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» 713 . Рядом с этим зверем – Антихристом, как бы в виде его дополнения и необходимого приспешника, будет действовать, по Апокалипсису, другой зверь – его лжепророк с двумя рогами, как бы агнчими, цель деятельности которого – приводить всю землю на поклонение первому зверю и служение ему. Для этого диаволом дана будет ему сила «… творить великия знамения, так что и огонь низводить с неба на землю перед людьми» 714 . В целях расширения власти антихриста, усиления и явного почитания его (во отвержение всех иных почитаний), по его распоряжению, люди сделают себе образы антихристовы, в которые он вложит дух, чтобы «… образ зверя и говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя». Мало этого. Для отличения «своих» и приведения всех к явному почитанию и жизненному подчинению антихристу, дано будет нарочитое начертание на правую руку или на чело людей, и без того «… нельзя будет ни покупать, ни продавать» тогда ничего (число начертания – 666) 715 . И всеми такими средствами достигнут эти два исчадия ада цели своей: и подчинятся им люди, и признают их. «И поклонятся ему (антихристу) все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнеца, закланного от создания мира» 716 . И не одни внешние знамения и чудеса, да насилие этих двух зверей подведут их под это «действие заблуждения»: нет, не принявшие в свое время «любве истины», но «полюбившие неправду», они сами – своею охотою – «будут верить лжи» 717 , и, даже в последних страданиях своих, будут хулить Бога от страданий своих и язв своих, и не раскаются в делах своих 718 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Поликарп и с ним пресвитеры – Церкви Божией в Филиппах: милость и мир от Бога Вседержителя и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего, да умножится вам. Глава I. Похвала филиппийским христианам за любовь к братьям-узникам и за твердость в вере Я весьма сорадовался вам в Господе нашем Иисусе Христе о том, что приняли у себя образцы истинной любви и, как прилично было вам, проводили связанных священными узами, которые суть царское украшение для истинных избранников Бога и Господа нашего. Радуюсь также и тому , что твердый корень вашей веры, известный с первых времен, пребывает и доныне и приносит плоды, достойные Господа нашего Иисуса Христа, Который претерпел за грехи наши саму смерть, но Которого воскресил Бог, расторгнув узы ада 707 . Вы, не видев Его, веруете и, веруя, радуетесь радостью неизреченной и преславной 708 , – каковой многие желают достигнуть, – зная, что вы спасены благодатью, не делами, но по воле Божией чрез Иисуса Христа 709 . Глава II. Увещание к добродетели Поэтому, препоясавши чресла ваши 710 , служите Богу в страхе 711 и истине; оставив тщетное пустословие и заблуждение многих, веруйте в Того, «Который воскресил из мертвых Господа нашего Иисуса Христа и даровал Ему славу» 712 и Престол одесную Себя, Которому 713 все покорено небесное и земное, Которому все дышащее служит, Который придет Судией живых и мертвых и Которого кровь взыщет Бог от не верующих Ему. Воскресивший же Его из мертвых воскресит и нас, если будем исполнять волю Его, поступать по заповедям Его и любить то, что Он любит; если будем удаляться всякой неправды, любостяжания, сребролюбия, злоречия, лжесвидетельства, не воздавая злом за зло, порицанием за порицание 714 , ударом за удар, проклятием за проклятие и если будем помнить то, чему учил Господь, говоря: не судите, чтобы не быть вам судимыми 715 . Прощайте, и будет вам прощено 716 . Милуйте, чтоб вам быть помилованными. Какой мерой мерите, такой возмерится вам 717 . И блаженны бедные и гонимые за правду, ибо их Царствие Божие 718 . Глава III. Не по гордости пишу это. Павел ваш учитель

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Псалом 58 1. В конец. Не погуби. Давид. В столпописание 713 . Когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его 714 Избавь меня, Боже, от врагов моих и от восстающих на меня освободи меня. Избавь меня от совершающих беззаконие и от мужей кровожадных спаси меня. Ибо вот, они уловили душу мою: напали на меня сильные, не за беззаконие мое и не за грех мой, Господи! Не совершая 715 беззакония, я жил право 716 ; восстань на помощь мне и воззри! И Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, поспешно посети 717 все народы, да не помилуешь всех, совершающих беззаконие. К вечеру они возвратятся и голодные, как пес, будут ходить вокруг города. Вот они будут разглагольствовать устами своими, а в устах их меч 718 : «Кто услышит?» Но Ты, Господи, посмеешься над ними: уничижишь все народы. Крепость мою чрез Тебя я сохраню, ибо Ты, Боже, заступник мой. Бог мой милостию Своею поспешит 719 ко мне. Бог мой явит мне (ее) на врагах моих. Не убивай их, дабы не забыли закона Твоего 720 ; рассей их силою Твоею и низложи их, защитник мой, Господи, (За) грех уст их, (за) 721 слово языка их. И да будут уловлены в гордости своей, и за клятву и ложь будут оповещены в кончине (своей), В гневной кончине 722 , и не будут существовать. И узнают, что Бог владычествует Иаковом и концами земли. К вечеру они возвратятся и голодные, как пес, будут ходить вокруг города. Они сами разбегутся, чтобы насытиться, а если не насытятся, то будут роптать. Я же воспою силу Твою и скоро возрадуюсь о милости Твоей, ибо Ты был защитником моим и прибежищем моим в день скорби моей. Ты – мой помощник, я Тебе воспою 723 , ибо Ты – Бог, мой защитник, Боже мой, милость моя! 720 Оставшись в живых и перенося наказания за свои грехи, они могут покаяться и других предотвратить от подобных грехов и сами познать закон Божий, а по смерти их сего уже не будет. Бл. Феодорит, свт. Афанасий, Зигабен, преосв. Ириней так понимают это место. 721 По-греч. вин. пад. μαρταν... λγον; руководствуемся толкованием свт. Афанасия и бл. Феодорита. 723 Слав. наст. вр. пою соответствует по-греч. буд. вр. ψαλ, лат. psallam и евр. буд. вр. В старинных слав. Псалтирях читалось вспою (у Амфилохия). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Тогда с неумолимой последовательностью справедливость Божия потребует восстановления справедливости и по отношению к Сему Восстановляющему… и так до бесконечности. Кроме того, с точки зрения справедливости закона теория “заместительной жертвы” несправедлива, а потому беззаконна, ибо жертва Адама-Богочеловека бесконечно превышает преступление Адама-человека. В этом смысле принцип “око за око” не соблюдён. “Можно сказать, что дело обстоит не так, будто судья выносит приговор обвиняемому, а затем какое-то третье невинное лицо платит штраф или отбывает срок наказания. На самом деле судья выносит приговор обвиняемому, затем снимает свою мантию и принимает наказание вместо обвиняемого” . 714 Первый вариант в этом примере несправедлив, но и второй не привносит ни справедливости, ни разума. Во-первых, по какому закону судья волен поступить так? Судья всегда руководствуется прежде объявленным законом, а не придумывает его на ходу ради милости. Такого закона, чтобы судья имел право нести наказание вместо подсудимого, Ветхий Завет не знает. Если судья не может отменить наказания т.к. наказание предписывает закон, то не может он и брать его на себя, ибо сего закон вовсе не предусматривает. Никто не должен быть наказываем смертью за другого; но каждый должен быть наказываем смертью за своё преступление ( Втор.24:16 ). Во-вторых, такое поведение не может считаться нормальным. Над судьёй в этом аналоге закон, который превыше самого судьи и не им писан. Судья подневолен закону, он раб и служитель закона. Он и закон – две разные величины и соотносятся они как слуга и повелитель. Совсем не так в Боге. Бог есть Творец закона (господин субботы Мф.12:8 ). Он создал закон не для Себя, а для нас. Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению ( 1Тим.1:9-10 ).

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Декабря в 15 день выдано жалованье учителям октября с 1-го числа генваря по 1-е число 715-го году Иосифу Гагину 31 р. 8 алт. 2 деньги, Ягану Густаву Вурму 25 руб. – (Кн. 69, лл. 11 об., 19, 23 об.). д) в 1715 г. Державнейший царь, государь милостивейший. По твоему великого государя указу учим мы нижеименованные рабы твои учеников французскому и немецкому языку со всякою нашею прилежностию, а твое великого государя жалованье по нашим окладом давано нам за заслуженные месяцы, месяца за три и за два, как заслужим. И на прошлой 714 год нам нижеимянованным рабом твоим твое великого государя жалованье по гепварь нынешнего 715-го году по окладом нашим выдано сполна; а с генваря по апрель месяц нынешнего 715 г. твоего великого государя жалованья по нашим окладом нам нижеимянованным рабом твоим не выдано. Всемилостивейший государь! Просим вашего царского высокодержавия, да повелит ваше царское высокодержавие нам рабом твоим свое великого государя жалованье по нашим окладом за заслуженные месяцы генваря с 1-го по первое число апреля нынешнего 715 году выдать, чтоб нам будучи у того учения быть чем пропитаться, также и долгами расплатиться. Вашего царского величества нижайшие раби Осиф Гагин французския науки учитель, Иоанн Густав Вурм немецкия науки учитель. Помета: 1715 г. апреля в 1 день. Выписать. И против вышеписанного челобитья и пометы из школьной росходной книги прошлого 714 году в приказе Книг печатного дела выписано: Великого государя жалованья немецких школ учителем в год: французской науки Иосифу Гагину 125 руб., немецкой науки Ягану Густаву Вурму 100 р. И июня в 9 день по указу великого государя и по помете на выписке типографии справщика Федора Поликарпова великого государя жалованье вышеписанных школ учителем генваря с 1-го июля по 1-е число прошлого 714 г. по россчету окладов их выдано, а имянно: Иосифу Гагину 62 р. 16 ал. 4 д., Ягану Густаву Вурму 50 р. Да сентября в 24 д. того ж 714 году по указу великого государя и по помете на выписке типографии справщика Федора Поликарпова им же вышеписанным учителем великого государя жалованья июля с 1-го числа октября по 1-е число 714 г. по рощету окладов их выдано: Иосифу Гагину 31 р. 8 алт. 2 ден., Ягану Густаву Вурму 25 руб. Да декабря в 15 день того ж 714 году по указу великого государя и по помете на выписке типографии справщика Федора Поликарпова им же вышеписанным учителем октября с 1-го 714 г. генваря по 1-е число нынешнего 715 г. великого государя жалованье досталное окладов их выдано: Иосифу Гагину 31 р. 8 алтын 2 ден., Ягану Густаву Вурму 25 рублев. Итого им учителем на прошлой 714-й год великого государя жалованья по трем выпискам дано: Иосифу Гагину 125 рублев, Ягану Густаву Вурму 100 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Мир между Антонием и Цезарем был заключен, по Диону Кассию 9 , после смерти Фульвии, скончавшейся в начале 714-го года. Визелер заключает отсюда, что Ирод прибыл в Рим в начале (весною), а не в конце (зимою) 714-го года 10 . Но полный и формальный мир между триумвирами был заключен не немедленно по смерти Фульвии, и Ирод мог прибыть в Рим не тотчас по заключении мира. На осень или зиму 714-го года указывает известие Иосифа, что Ирод имел остановку в Брундузие, – следовательно Брундузийская война была уже кончена и Антоний находился в Риме. По Диону 11 , Брундузийский мир и прибытие Антония в Рим падают на вторую половину (конец) 714-го года. То же следует из заметки Иосифа, что во время путешествия Ирода уже начинались (осенние) непогоды. Таким образом Ирод был в Риме осенью или зимою 714-го года 12 . Каспари относит возведете Ирода в царское достоинство на весну 715-го года в виду того, что описываемое Иосифом путешествие Ирода в Рим и его хлопоты там не могли окончиться в одну зиму 13 . Но осенние непогоды на Средиземном море начинаются иногда уже в конце июля, так что до конца 714-го года оставалось 4–5 месяцев. Свое путешествие, как это неоднократно и выразительно отмечает Иосиф, Ирод совершал с возможною поспешностью. По известиям древних географов обычный дневной путь корабля равнялся 500–700 стадий. След. все путешествие Ирода могло продолжаться не много более одного месяца 14 . Принимая весну 715-го года, Каспари явно противоречит указываемому Иосифом консуляту, который оканчивался в декабре 714-го года. В следующих 15 – 16 главах той же книги Иосиф подробно рассказывает о войне Ирода с Антигоном. Из Италии Ирод прибыл морем в Птолемаиду, собрал здесь многочисленное войско и открыл войну сперва в Галилее и Самарии, потом перешел в Иудею и начал осаду Иерусалима. При содействии римского воеводы Созия, Ирод наконец взял город и умертвил Антигона. Случилось это, замечает Иосиф, при консулах Марке Агриппе и Каниние Галле, в сто восемьдесят пятую олимпиаду, в третьем месяце в праздник поста, так что иудеи во второй раз испытали такое же точно несчастие, какое было с ни-ми при Помпее, ибо и сей воевода взял Иерусалим в тот же самый день за двадцать семь (по друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Державнейший царь, государь милостивейший! По твоему великого государя указу учимся мы раби твои в школе науки французского и цесарского языков, а твое великого государя жалованье поденные кормовые деньги генваря с 1-го прошлого 714-го генваря по 1-е число нынешнего 15-го году по окладом нашим выдано, а давано нам за три и за два месяца, как заучим. А генваря с 1-го апреля по 1-е число нынешнего 715 году за заученые три месяца твоего великого государя жалованья поденных кормовых денег по окладом пайщик по рощету не выдано. Всемилостивейший государь! Просим вашего величества, да повелит державство ваше нам рабом твоим за вышеписанные заученные за три месяца за генварь, за февраль и за март свое великого государя жалованье поденной корм по указной нашей даче выдать, чтоб нам рабом твоим будучи во учении было чем прокормитца. Вашего величества нижайшии раби французской школы ученики: Борис Алтуфьев, Галактион Чижев; цесарской науки ученики: Петр Копьев, Митрофан Дроводелов, Иван Козаков. Помета: 1715 году апреля в 8 день. Выписать. И против вышеписанного челобитья и пометы из росходной школьной книги прошлого 714 году выписано: в прошлом 714-м году декабря в 20 день по выписке за пометою типографии справщика Федора Поликарпова великого государя жалованья поденные кормовые деньги немецкой школы науки цесарского и французского языков октября с 1-го прошлого 714 году генваря по 1-е число нынешнего 715 году по их указным дачам, выданы сполна. А генваря с 1-го апреля по 1 число нынешнего 715-го году по их указным дачам, итого на 90 дней, великого государя жалованье тех школ учеником не выдано. И великому государю французской да цесарской наук ученики Борис Алтуфьев, Петр Копьев с товарыщи 5 человек бьют челом; а о чем, и то писано в челобитье их выше сего. А в прошлом 714 году маия в 29 день по указу великого государя и по доношению за приписанием руки тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина – Пушкина велено вышеписанных школ ученикам его великого государя жалованье давать доколе в тех школах учение будет из денег, которые присланы из разных приказов на школьные расходы. И буде великий государь пожалует их школьных учеников, укажет им свое великого государя жалованье на вышеписанные месяцы на 90 дней выдать, и иметца им порознь по их указной даче в даче быть:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Помета: выписать. И против вышеписанной пометы в приказе Книг печатного дела выписано: в прошлом 714 году декабря в 8 день по указу великого государя и по выписке за пометою типографии справщика Феодора Поликарповича Поликарпова немецких школ, что на Новгороцком подворье, сторожу Ивану Маркову великого государя жалованья июля с 1-го числа 714 году генваря по 1-е число нынешнего 715 году, итого на полгода, половину окладу ево пять рублев из приказу Книг печатного дела из школьных денег выдало с роспискою. А генваря с 1-го числа июля по 1-е число нынешнего 715 году по окладу ево полугодового жалованья в даче не было. И ныне великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичу, всеа великия и малыя и белыя России самодержцу, сторож Иван Марков бьет челом, а о чем, и то писано в челобитье ево выше сего. И буде великий государь пожалует ево Ивана, укажет ему свое великого государя жалованье выдать и иметца ему генваря с 1-го числа июля по 1-е число нынешнего 715 г., и того на полгода, в даче имется быть пять рублев. Помета: 1715-го августа в 11 день. По указу великого государя выдать ему сторожу полугодовое жалованье по окладу ево пять рублев с генваря по июль 715 г. из школьных росходов с роспискою. Вместо отца своего Ивана Маркова сын его Федор Иванов руку приложил и денег пять рублев отец мой взял и росписался. (Кн. 130, л. 49; кн. 71, л. 8 об.). Державнейший царь, государь милостивейший! В прошлом 714 году по твоему государеву указу дано мне твое великого государя жалованье по моему окладу на полгода с генваря по июль месяц 714 году из 10 рублев половина 5 рублев, а на другую полгода с июля по генварь 715 году мне нижеименованному рабу твоему твоего великою государя жалованья 5 рублев не выдано. Всемилостивейший государь! Прошу вашего величества, вели, государь, мне нижеименованному рабу твоему на другую полгода выдать по окладу моему сполна. Вашего величества нижайший раб розноязычных школ сторож Иван Марков. Генваря в день 1716 году. Челобитную писал гварнизонного полку писарь Иван Клушенцов. Вместо отца своего Ивана Маркова сын его Федор Иванов руку приложил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Из всех этих событий датировано только завоевание Мултана, да и то весьма приблизительно – 95 г. х., что может относиться и к концу 713 г. (год начинался 26.IX.713 г.), и к первой половине 714 г. У Халифы есть еще промежуточная дата – убиение в 94 г. х. 350 некоего Сасийа, что не связывается ни с каким местом. Завоеванием Мултана кончается период быстрых успехов Мухаммада б. ал-Касима в Индии. Ат-Табари не отмечает завоевание Мултана среди событий 95 г. х., а вместо этого говорит: «В этом году завоеван последний ал-Хинд, кроме ал-Касарджа и ал-Масандала». 351 Что это за города или области, остается неизвестным. Итак, за четыре года, с 711 по 714 г., владения Халифата увеличились примерно на 600 000 кв. км, а число налогоплательщиков не менее чем на миллион. Потеряли независимость два государства и два исчезли совсем. Инерция наступательного порыва мусульманского общества превратила ал-Валида Строителя в Завоевателя без всяких усилий с его стороны. Только в борьбе с Византией успехи были невелики. Отдельные глубокие прорывы в Малой Азии сменялись борьбой за пограничные крепости. Здесь кроме Масламы отдельными группами командовали сыновья ал-Валида – ал-Аббас и Марван. Так, в 94/713 г. ал-Аббас «завоевал» Антиохию в Писидии, но в следующем, 95/714 г. он вновь ведет бой за приграничные крепости. 352 Маслама в 711 и 712 гг. вел боевые действия в районе Малатийи и Сусийи. 353 А в 714 г., по сведениям Халифы, он же совершил поход на Ширван и завоевал Дербент. По рассказам участников похода, к Масламе, осаждавшему Дербент, пришел человек, который за гарантию сохранения жизни ему и его семье указал слабое место в обороне города. Воспользовавшись этим, Маслама ворвался в город и после ожесточенного боя взял его. О походе на Дербент или завоевании его в этом году не сообщает больше ни один историк. Единственным косвенным и очень слабым указанием на возможность этого похода является отсутствие упоминания о действиях Масламы в других районах. История о взятии Дербента Масламой с помощью предателя рассказана с большими подробностями ал-Куфи без даты, но в связи с карательным походом Мухаммада б.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010