290 Едва ли можно утверждать, что в 52:4 следует перевести: «наконец» т е «Ассур теснил его – Израиля – наконец» ( – и на основании этого выводить, что, следовательно, во времена пророка еще не приходили вавилоняне), – как думают Геферник и др. Гефериик говорит, что стоит в противоположность «в начале» – в том же стихе. Но может означать просто: «некогда», «в прежнее время», или стоять, как противоположение слову: «и теперь» в 5 ст. скорее следует рассматривать, как выше и нижеследующие выражения: «за ничто», «без серебра», «даром»; хотя, впрочем, в параллельном месте у Иеремии 50:17 слову соответствует: «последний». 291 Ср. Иер.50:17, 11 , где пр. Иеремия, по всей вероятности, имел в виду Ис.52:4 и 5: «прежде объедал его царь Ассирийский, а сей последний Навуходоносор, царь Вавилонский, и кости его сокрушил». Здесь прямо указывается царь Вавилонский Навуходоносор; как о прежде теснившем Израиля, говорится (не об Египте, а) о царе ассирийском. 292 Особенно следует обратить внимание на слова: «и не будет более слышим голос послов твоих» – 2:13. Не ясное ли здесь указание на посольство Рабсака, который «возглашал громким голосом слово царя Ассирийского?» ( Ис.36:13 ). Нельзя думать, что слова 3:8–10: «разве ты (т. е. Ниневия) лучше Но-Аммона, находящегося между реками, окруженного водою, которого вал был море (ср. Ис.18:1–2; 19:5–6 ), и море служило стеною его? Ефиопия и Египет… служили ему подкреплением,.. но и он переселен, пошел в плен», непременно указывают на упоминаемое в ассир. надписях (Schrader, Keilinschr. s. 288 f) разрушение Фив Ассурбанипалом, что, следовательно, пророк Наум не мог пророчествовать при Езекии, но позднее. В словах 3:8–10 можно видеть указание на поход Саргона, битву его с фараоном при Рафии (ок. 720 г. ср. Ис. 20 гл.), следов. пр. Наум после 14 года Езекии (или 714 г. до Р. X.) вполне мог написать то, что заключается в 3:8–10 его книги. 293 Кроме того, в обеих частях книги Египет называется , 30:7; 51:9; 30:7: «помощь Египтян мимолетна и напрасна; поэтому Я назвал их – храбры они сидеть дома».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

590. Epistolae ad Serapionem. Tom. II, pag. 551, 552. 591. Patrologiae Graecae. Tom. XXIX. Contra Evnomium, lib. 5, De Spiritu Sancto, guod non sit creatura pag. 709, 710 и 711, 712; по слич. Quod Spiritus creator est. pag. 713, 714. 592. Четьи-Минеи, 2 января. Житие святого Силвестра папы Римского. Словопрение его с избранными учителями еврейскими об истинной вере. 593. «Благовестник». М., 1850. Толкование на Евангелие от Луки, гл. 15, ст. 4. 594. Беседа 49, гл. 4. По переводу Московской Духовной Академии 1855 г. 595. Chrisostomi op. omn. Tom. I, pag. 757. Parisiis, 1842. 596.  Это не то, чтобы кто видит Отца, кроме того, Кто есть от Бога: Он видел Отца (Ин. 6. 46). 597. Chrisostomi op. omn. Tom. I, pag. 736. 598.  …Царь царствующих и Господь господствующих, единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете (1 Тим. 6. 15, 16). 599.  В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои (Ис. 6. 1, 2). 600. Chrisostomi opera omnia, pag. 721 и 722. 601.  Бога не видел никто никогда (Ин. 1. 18). 602.  Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1. 18). 603.  Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6. 16). 604. Patrologiae Graecae. Tom. XXVIII. S. Athan. Alex. Archiep. — quest. 28, pag. 614. 605.  Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12. 29). 606. Беседа 4, гл. 11. 607. Беседа 4, гл. 13. 608. Беседа 4. гл. 9, 10. 609. Беседа 4, гл. 9, 10. 610. Лев. 4. 5. 611. Пс. 131. 10. 612. 1 Цар. 24. 7. 613.  Выходит дух его, и он возвращается в землю свою (Пс. 145. 4). 614.  …образовавшийся дух человека внутри него (Зах. 12. 1). 615.  Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий (Пс. 103. 4). 616.  …восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли (Пс. 47. 8). 617.  …как колеблются от ветра дерева в лесу (Ис. 7. 2). 618.  …огонь и град, снег и туман, бурный ветер (Пс. 148. 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

690 Мф 4, 23. По новому Синодальному русскому переводу: И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях — ред. 691 По новому Синодальному русскому переводу: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься — ред. 692 Мф. 10, 5. 693 Иез 16, 50–53. 694 По новому Синодальному русскому переводу: В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли — ред. 695 т. е. приобрел — ред. 696 У пер.: должно разуметь — ред. 697 У пер.: должно 698 3ах 5. разуметь — ред. 699 Пс 37, 5. 700 Деян 15, 10. 701 Мк 2, 23; Лк 6, 1. 702 1 Цар 21, 1–6. 1 703 Ос 6, 6. 704 1 Цар 20. 705 Ин 7, 22. 706 Ос 6, 6. 707 У пер.: Милосердия — ред. 708 По старому Синодальному русскому переводу: Никогда не осудили бы невинных — ред. 709 Эта нумерация — по старому Синодальному русскому переводу Евангелия. По новому переводу — стих 9, начало 10–го — ред. 710 Стих 10 — по новому Синодальному русскому переводу — ред. 711 Стихи 11–12 — по новому Синодальному русскому переводу — ред. 712 Конец 14–го (стиха) и далее — по новому Синодальному русскому переводу — ред. 713 Ис 42, 1–2 — По новому Синодальному русскому переводу: Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах — ред. 714 Мф 7, 13. 715 По новому Синодальному русскому переводу Евангелия: И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. — ред. 716 У пер.: разумеет — peд.V 717 По новому Синодальному русскому переводу: бесов — ред. 718 По новому Синодальному русскому переводу: бесов — ред. 719 По новому Синодальному русскому переводу: бесам — ред. 720 Мф 19, 28; Лк22, 30. 721 Лк 11,20. 722 Исх 8, 19. Дана ссылка на: Исх 4, 29 — ред. 723 Втор 9. 724 Лк 17,21. 725 Ин 1,26. 726 Мф 3,2. 727 МФ 21.43. 728 Ин 5, 19. 729 У пер.: Евангелия Марка — ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

6. Итак, от этого стенания 707 – Дух Божий и дух пророческий; это стенание благое, неизреченное, ибо оно небесное. Ведь то, что Павел слышал на небе, было неизреченно, 708 так что люди не должны об этом говорить. Но то, что сокрыто от людей, ведомо Богу, ибо все ведает Испытующий сердце ( Рим. 8. 27 ). Но испытует Он то, что очистил Дух. Стало быть, познал Бог, о чем молит Дух и какова мысль Духа ( Рим. 8. 27 ), ибо ходатайствует за святых ( Рим. 8. 27 ), так ты читаешь, потому что и Христос ходатайствует за нас ( Рим. 8. 34 ). А за кого Христос пострадал ( 1Петр. 2. 21 ) и кого Он очистил Своею кровью, 709 за тех и Дух ходатайствует. Прощай и люби нас как сын, ибо мы тебя любим. 24 (Maur. 82). Амвросий Марцеллу 710 1. Ко мне попало дело по твоему судебному разбирательству, которое не ты затеял, но ты принял, ибо это был и долг родственной любви, и изъявление достохвальной милости к бедным. Однако я вынужден был вникнуть в него по обязанности святого предписания, 711 которой меня облекла власть блаженнейшего апостола, а также из уважения к твоей учености и правилам твоей жизни. Ибо не успел я сам заинтересоваться, что за застарелая тяжба у вас никак не кончится, на меня возложили обязанность разобраться в этом деле. 2. Признаюсь, я не посмел отказаться, когда с каждой стороны наперебой выступали адвокаты, 712 говоря, что при моем разбирательстве станет ясно, на чьей стороне закон и право. Чего же больше? Когда уж истекли сроки и оставалось лишь несколько часов, в течение которых префект 713 должен был слушать другие дела, адвокаты потребовали испросить срок еще в несколько дней, чтобы я выступил в качестве поручителя. 714 Мужи-христиане яростно сопротивлялись тому, чтобы префект разбирал дело епископа. Между тем говорили, что документы оформлены неверно, и при этом каждый отстаивал свою точку зрения, а также что лучше это дело разобрать с епископом в качестве судьи, нежели с префектом. 3. Смущенный этим и в то же время памятуя об апостольском предписании, которое гласит: Не внутренних ли вы судите ( 1Кор. 5. 12 )? И опять-таки: А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными ( 1Кор. 6. 4–6 ), я согласился взять дело на рассмотрение с тем условием, что буду настаивать на примирении. Ибо я видел, что, если я возьму твою сторону, тот может не успокоиться, если же приговор будет вынесен в его пользу, защита, твоя и святой сестры, уступит. Таким образом, условия для вынесения приговора были неравны. Они также могли заподозрить, что на меня оказывает давление твой епископский сан. Ведь разве бывает, что проигравший признаёт кого-то более правым, чем себя? Правда и то, что обе стороны в этом застарелом споре понесли бы нестерпимые убытки, если бы по окончании его лишились выигрыша или хотя бы великодушного прошения.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

702. См.: время всяцей вещи под небесем (Екк. 3:1). 703. Слово 11. 704. Преподобный Григорий Синаит посетил Афонскую Гору в XIV веке по Рождестве Христовом. В то время монашество в Палестине, особенно же в Египте, было почти уничтожено магометанами, покорившими своей власти Египет и Палестину еще в начале VII века. Во время святого Григория Синаита учение об умной молитве до крайности умалилось повсеместно. Его можно признавать восстановителем этого учения, как это сказано в кратком жизнеописании его, помещенном в Добротолюбии. И во времена Григория Синаита были иноки, достигшие великого преуспеяния в молитве, как, например, Максим Капсокаливи, жительствовавший в Афонской Горе — наставлениями его пользовался сам Григорий, называвший Максима земным Ангелом. Добротолюбие. Ч. 1. Преподобный Григорий научен умной молитве некоторым иноком острова Кипра; до знакомства с этим иноком он занимался исключительно псалмопением. Рукописное житие преподобного Григория Синаита. 705. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1847 года. 706. …доселе дойдешь и не перейдешь… (Иов. 38:11). 707. Слово 28, гл. 17. 708. Там же, гл. 19. 709. Слово 4, гл. 93. 710. О мнящихся от дел оправдитися, гл. 34. Добротолюбие. Ч. 1. 711. Слово 28, гл. 51. 712. …но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие (Пс. 72:16–17). 713. Гл. 14. 714. Лк. 17:21. 715. Святой Исаак Сирский. Слово 8. 716. Святой Исаак Сирский. Сл. 2. 717. тогда возложат на алтарь Твой тельцов (Пс. 50:21). 718. встань и ходи (Деян. 3:6). 719. Мф. 25:3. 720. Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! (Пс. 33:9.) 721. Ответ 115. 722. …ожидающих движения воды (Ин. 5:3). 723. Я знаю, которых избрал (Ин. 13:18). 724. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (Ин. 15:16). 725. То есть по действию Божественной благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

705. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1847 года. 706.  …доселе дойдешь и не перейдешь… (Иов. 38. 11). 707. Слово 28, гл. 17. 708. Там же, гл. 19. 709. Слово 4, гл. 93. 710. О мнящихся от дел оправдитися, гл. 34. Добротолюбие. Ч. 1. 711. Слово 28, гл. 51. 712.  …но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие (Пс. 72. 16–17). 713. Гл. 14. 714. Лк. 17. 21. 715. Святой Исаак Сирский. Слово 8. 716. Святой Исаак Сирский. Сл. 2. 717.  тогда возложат на алтарь Твой тельцов (Пс. 50. 21). 718.  встань и ходи (Деян. 3. 6). 719. Мф. 25. 3. 720.  Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! (Пс. 33. 9.) 721. Ответ 115. 722.  …ожидающих движения воды (Ин. 5. 3). 723.  Я знаю, которых избрал (Ин. 13. 18). 724.  Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (Ин. 15. 16). 725. То есть по действию Божественной благодати. 726. Цветник. Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 727. Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 728. Ср.: …роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис. 26. 19). 729. Наставление 32. 730. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5. 8). 731. Наставление 29. 732. Наставление 4. 733. Наставление 11. 734. Наставление 11. 735. Наставление 6. 736.  ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7. 8). Слово 28, гл. 56. 737. 1 Сол. 5. 17. 738.  Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою (Пс. 50. 17). 739.  …приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его (Евр. 13. 15). Добротолюбие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

713.  Волки хищные (Мф. 7. 15). 714.  Обольщают сердца простодушных (Рим. 16. 18). 715. Быт. 3. 1, 15. 716. Варсонофий Великий Ответ 59. 717. Святой Исаак Сирский. Слово 30. 718. Пс. 118. 45. 719. Лествица. Слово 28, гл. 61. 720.  Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11. 29). 721. Слово 21, гл. 3. 722.  Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4. 7). 723. Слово 21, гл. 3. 724. Слово 38. 725. Выражение заимствовано у святого Иоанна Лествичника. Слово 21, гл. 3. 726. Поучение 2 о смиренномудрии. 727. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки о мытаре и фарисее (гл. 18). 728. Лк. 18. 729. Мф 9. 13. 730. 1-я из утренних молитв преподобного Макария Великого. Канонник. 731. Добротолюбие. Ч. 3, кн. 1, ст. 1. 732.   Научи меня исполнять волю Твою (Пс. 142. 10). 733.  Дух Твой Благой да ведет меня в землю правды (Пс. 142. 10). 734. О законе духовном, гл. 2. Добротолюбие. Ч. 1. 735.  Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 13). 736. Преподобный Нил Сорский. Слово 5, «Помысел гордостный». 737. Алфавитный патерик. 738. Лествица. Слово 4, гл. 23, 24. 739. Ответ 210 740. Поучение 2. 741.  Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16. 15). 742.  Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд; Не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его (Мф. 12. 18–19; Ис. 42. 1–2). 743.  … Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его… будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал; но предавал то Судии Праведному (1 Пет. 2. 21, 23). 744. Слово 89. 745. Мф. 15. 27 и след. 746. 1 Цар. 25. 24. 747. Лк 16. 15. 748. Алфавитный патерик. 749. «Достопамятные сказания» и Алфавитный патерик. 750. Преподобных Варсонофия и Иоанна ответ 275. 751.  Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф 16. 26).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

713. Волки хищные (Мф. 7. 15). 714. Обольщают сердца простодушных (Рим. 16. 18). 715. Быт. 3. 1, 15. 716. Варсонофий Великий Ответ 59. 717. Святой Исаак Сирский. Слово 30. 718. Пс. 118. 45. 719. Лествица. Слово 28, гл. 61. 720. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11. 29). 721. Слово 21, гл. 3. 722. Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4. 7). 723. Слово 21, гл. 3. 724. Слово 38. 725. Выражение заимствовано у святого Иоанна Лествичника. Слово 21, гл. 3. 726. Поучение 2 о смиренномудрии. 727. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки о мытаре и фарисее (гл. 18). 728. Лк. 18. 729. Мф 9. 13. 730. 1-я из утренних молитв преподобного Макария Великого. Канонник. 731. Добротолюбие. Ч. 3, кн. 1, ст. 1. 732.  Научи меня исполнять волю Твою (Пс. 142. 10). 733. Дух Твой Благой да ведет меня в землю правды (Пс. 142. 10). 734. О законе духовном, гл. 2. Добротолюбие. Ч. 1. 735. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 13). 736. Преподобный Нил Сорский. Слово 5, «Помысел гордостный». 737. Алфавитный патерик. 738. Лествица. Слово 4, гл. 23, 24. 739. Ответ 210 740. Поучение 2. 741. Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16. 15). 742. Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд; Не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его (Мф. 12. 18–19; Ис. 42. 1–2). 743. … Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его… будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал; но предавал то Судии Праведному (1 Пет. 2. 21, 23). 744. Слово 89. 745. Мф. 15. 27 и след. 746. 1 Цар. 25. 24. 747. Лк 16. 15. 748. Алфавитный патерик. 749. «Достопамятные сказания» и Алфавитный патерик. 750. Преподобных Варсонофия и Иоанна ответ 275. 751. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф 16. 26).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

(714) Благодарение исповедуем Святому Богу, что мы удостоились получить любезное письмо вашего преподобия; оправдания же в медленности нам не нужно. Ибо кто мы, уничиженные? И вообще, зачем вам сообщать нашему ничтожеству о занимающих вас надобностях? Впрочем, так как вы по смирению своему имеете обыкновение обращаться и с нижайшими, то благопотребно и вы сами написали, и мы узнали не только о том, что содержится в письме, но и о том, что указали принесшие его почтеннейшие братия и отцы. Во всем этом Бог наш покровитель и защитник от неразумно возводимых обвинений. Но и мы, смиренные, сделаем возможное со своей стороны, когда будет о том речь, пред теми, которые решаются клеветать, не для воздаяния благодарности вам, но чтобы исполнить долг любви. Для этого мы вынуждены были послать письмо и боголюбезнейшему отцу и архиерею господину Филарету, если только будет принято увещание от нас, смиренных, направленное к миру, которого нет ничего полезнее и которым должны отличаться избранные ученики Христовы. Это кратко о самом необходимом. О прочем же зачем и вообще просите нас отвечать, когда вы, богопросвещенные, имеете богоначертанную книгу Василия Великого , которая преподает спасительные и полезные правила монашеской и киновийной жизни [и] без которой невозможно ни руководить богоугодно, ни руководиться с пользою ни начальнику, ни подчиненному. Он, будучи спрашиваем обо всех предметах и побуждениях к священной жизни в киновии, отвечал Духом Святым, и следующий ему следует Духу Святому, а не повинующийся ему не повинуется говорившему чрез него Христу. Так, случающиеся между братиями по невнимательности (715) проступки не следует отдавать на суд мирских лиц; и сам святой апостол говорит: Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? ( 1Кор.6:1 ). И далее: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными ( 1Кор.6:5–6 ). А одно и то же как судиться у неверных, так и отдавать дела монахов на суд мирянам и отверзать дверь, кому не следует вмешиваться в наши дела; это совершенно несообразно и противно Церкви Божией. Делаться монахом без приготовления и слагать монашество

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

А если Он не мог сознательно говорить неправду, не мог и заблуждаться, то как и от кого Он мог узнать все то, о чем говорил? Тайны, которые Христос поведал миру, не могли быть известны Ему, как Человеку. Объявляя их, как волю Отца Своего, то есть Бога, пославшего Его в мир, Он говорил: Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру (Ин. 8, 26); а в прощальной беседе с Апостолами сказал: " Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне... верьте Мне по самым делам, которые Я совершил " (Ин. 14, 11). Итак, Иисус говорил, что все, чему учил Он, поведал Ему Сам Бог, и что как Он в Боге, так и Бог в Нем. Иисусу Христу, как Свидетелю истины, можно или вполне верить, или совсем не верить; середины быть не может. Но так как безусловно правдивого во всем, безгрешного и всемогущего, воскресшего и вознесшегося Иисуса нельзя считать недостоверным свидетелем, нельзя считать только Человеком, то остается один только исход: верить Ему безусловно во всем, хотя бы кое-что и было недоступно ограниченному уму человеческому . ГЛАВА 1. Предсказание ангела о рождении Иоанна Предтечи. Благовестие Пресвятой Деве Марии. Встреча с Елисаветой. Рождение Иоанна Евангельская история начинается рассказом Евангелиста Луки о событиях, предшествовавших и сопровождавших рождение Иоанна Предтечи и Господа нашего Иисуса Христа, но, к сожалению, Евангелист не поясняет, в каком именно году произошли эти события, а ограничивается краткими указаниями, что это было во дни Ирода, царя иудейского (Лк. 1, 5), когда вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле (Лк. 2, 1). Определение года рождения Иисуса Христа. Древнейшие Отцы и учители Церкви, упоминающие о годе Рождества Христова (Иустин мученик и Тертуллиан), говорят об этом вообще неопределенно. Живший в VI веке римский монах Дионисий, по прозванию Малый, годом рождения Иисуса Христа считая 754-й год от основания Рима; этот год и принят христианами началом нового летосчисления. Позднейшие исследования доказали, однако, что Дионисий ошибся. По свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, современника разрушения Иерусалима, Ирод Великий, в царствование которого родился Иисус Христос, был назначен на царство указом римского сената в 714 году от основания Рима и 37 лет спустя умер, за 8 дней до пасхи, вскоре после лунного затмения («Иудейские древности». Кн. 17), но так как 37-й год царствования Ирода соответствовал 750 году, по астрономическому же вычислению лунное затмение происходило в ночь с 13 на 14 марта 750 года, а иудейская пасха в том году приходилась на 12 апреля, то следует признать, что Ирод, царь иудейский, умер в начале апреля 750 года от основания Рима и что, следовательно, Иисус Христос родился ранее 750 года. Для более точного определения года рождения Иисуса Христа служат следующие данные:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010