К.- сложный многострофный гимн, состоящий из неск. циклов, к-рые представляют собой серии монострофов. Каждый отдельный цикл называется «песнью» (δ) К. и состоит из ирмоса (начального монострофа) и тропарей, повторяющих метрическую структуру ирмоса. Число песней в каноне примерно соответствует числу библейских песней чина утрени. Большинство существующих К. состоит из 8 песней (1-й и с 3-й по 9-ю; 2-я песнь обычно пропускается). Меньшее число К. содержит все 9 песней, включая 2-ю. Кроме полных К. (таковыми считаются и 8- и 9-песненные композиции) известно достаточно много неполных: трипеснцев, четверопеснцев, реже двупеснцев и однопеснцев, состоящих из 3, 4, 2 и 1 песни соответственно. Основным признаком формы К. является тематическая привязка каждой его песни к соответствующей библейской песни утрени. В большинстве случаев это осуществляется с помощью ирмоса, к-рый или кратко пересказывает содержание библейской песни, или содержит прямую цитату из нее, или предлагает ее аллегорическое толкование и т. д. Тропари содержат прямые отсылки к библейской песни гораздо реже, за исключением тропарей 7-й и 8-й песней К., в к-рых, напротив, отсылки к соответствующим песням вавилонских отроков можно назвать общим местом византийских и поствизантийских гимнографов. Тематически связывая песнь К. с библейской песнью, ирмос одновременно задает метрическую и, следов., мелодическую модель для тропарей и их певч. исполнения; именно этим обусловлено его наименование (ερμς - «последовательность, сцепление, связь»). Помимо описанных особенностей формы, являющихся обязательными (деление на песни, соответствие библейским песням, наличие ирмосов), К., как правило, обладают и другими. В большинстве К. каждая песнь заканчивается тропарем, посвященным Божией Матери,- богородичном . Этот тропарь повторяет метрическую структуру остальных тропарей песни, но содержательно может как развивать их тематику, так и представлять собой совершенно самостоятельное прославление Пресв. Богородицы. Помимо богородична нек-рые каноны имеют в конце каждой песни и др.

http://pravenc.ru/text/1470225.html

На великопостной утрене три канона – из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди. Трипеснцы состоят: в понедельник – из 1-й, 8-й и 9-й песней; во вторник – из 2-й, 8-й и 9-й песней; в среду – из 3-й, 8-й и 9-й песней; в четверг – из 4-й, 8-й и 9-й песней; в пятницу – из 5-й, 8-й и 9-й песней . Песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: канон Минеи со ирмосом на 6 (ирмос единожды), затем трипеснцы на 8. Кроме того, 2-й трипеснец Триоди содержит один или два тропаря, не входящие в число 14; эти тропари должны петься с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4, без ирмоса, т. е. ирмосы в этот счет не входят. В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмосы предваряют пение тропарей, а в 3-й (кроме среды) и 6-й служат катавасией и поются только по окончании тропарей. Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, непременно заканчиваются катавасией – ирмосом второго трипеснца. Канон стихословится с библейскими песнями (в изложении специального раздела Ирмология – для Великого поста). Полностью текст библейской песни исполняется только в песнях с трипеснцами. (Таким образом, за седмицу целиком пропевается весь цикл Песней Священного Писания.) В остальных песнях в качестве припевов к тропарям используется только необходимое количество последних стихов. Если случатся два святых , то в песнях с трипеснцами два канона Минеи поются на 6, путем соединения в обоих канонах двух тропарей в один. Богородичен первого канона опускается. Примечание. Оба канона Минеи поются на 6 (со ирмосом) следующим образом: ирмос канона первого святого, два тропаря этого канона за один, тропарь перед Богородичном (Богородичен опускается); из канона второго святого – два тропаря за один, тропарь перед Богородичном и Богородичен. О пении канонов двух святых в песнях без трипеснцев Типикон умалчивает. Согласно распространенной практике, оба канона Минеи поются на 8 , предваряемые не входящим в счет ирмосом канона первого святого. В 3-й (кроме среды) и 6-й песнях ирмос первого канона Минеи поется в начале песни, а ирмос канона второго святого на катавасию.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-18/

Например, мученичен 9-й песни первого канона на утрене в понедельник (1 глас) в издании 1898 года читается так: «Уже прежде, мученицы, искушений воду непостоянную, и ран лютых бурю, ко пристанищу яве достигосте Горняго Царствия, божественныя тишины наслаждающеся». Сравнение разных изданий Октоиха, и прежде всего Московской синодальной типографии, показало, что в предшествующих выпусках книги начало выглядит иначе: «Уже прешедше, мученицы...», что соответствует и тексту в греческих источниках и в изданиях других типографий. При последующих изданиях эта ошибка была исправлена синодальными справщиками, но в наших храмах, где за богослужением использовались репринтные переиздания именно Октоиха 1898 года, на протяжении нескольких десятилетий звучал невразумительный вариант этого текста.   Работа над книгой показала, что причиной некоторой непонятности, «затемненности» смысла многих молитвословий являются именно подобные опечатки и ошибки, пропуски слов, которые зачастую переходили из издания в издание или возникали как гиперкоррекция предыдущей неудачной правки. Изучение и сравнение синодальных изданий разных лет и разных типографий показывает, что были периоды, когда исправлению и выверке текста уделялось особенное внимание — эти издания заметно выделяются в ряду прочих. В них видна установка на правильную передачу текста, на верное, недвусмысленное понимание его служащими и молящимися. Так, например, в Октоихе 1888 года печати Московской синодальной типографии справщики во многих местах привели текст к правильной редакции, которая существовала в ранних, но была искажена в последующих изданиях. Одним из многих примеров может служить 1-й тропарь 7-й песни Канона Животворящему Кресту в среду на утрени (4 глас), который из издания в издание перепечатывался в следующем виде: «Распятся хотяй на древе наг, Едине Безсмертный, облачаяй небо облаки, и иже древле праотца обнажившаго, облекл еси вечный». Издание 1888 года дает правильное прочтение этого тропаря, подтверждающееся другими изданиями XIX века и старопечатными источниками: «Распятся хотяй на древе наг, Едине Безсмертный, облачаяй небо облаки, и иже древле праотца обнажившаго, облекл еси в студ вечный».

http://patriarchia.ru/db/text/1608164.ht...

Подобным образом и другой песнотворец изображает таинство и славу Успения Пренепорочной. В святом восторге он призывает все земные и небесные существа, — да славят Препрославленную. «Девы отроковицы, с пророчицей Мариамиею воскликните ныне исходную песнь: бо Дева Богоматерь преставляется к Небесному селению» (песнь 1-я). «Да вострубят ныне трубы богословов, да огласится воздух, сияя безмерным светом, да поют Ангелы Успение Пречистой Девы» (песнь 5-я). «Да вострубят трубой духовной небесныя горы, да радуются холмы, и да играют божественныя апостолы: Царица к Сыну преставляется, с Ним царствующая (песнь 7-я). Весь канон заключается молитвенной песней: «Приими от нас песнь исходную, Мати Живаго Бога, и светоносною Твоею и Божественною осени благодатию; Императору победительная, христолюбным людем мир, оставление грехов поющим, и душам спасение подающи». После канона еще повторяется, но уже в более краткой картине и более тихом песнопении, изображение Преславного Успения. В краткой светильничной песне с умилением слышим глас Самой Преблагословенной Девы, знаменующий последний день Ее земной жизни: «Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманстей веси, погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой!» Потом в стихирах хвалитных описывается это чудесное совокупление апостолов, которые «в едином лике предстали пресвятому телу и, погребше Его честно, глас Гавриилов воспели: радуйся, благодатная Дево, Мати безневестная, Господь с Тобой!» Некоторые песни, слышанные нами на утрене, повторяются в нужных местах и на литургии. Так, часть канона (песнь 3-я из первого, песнь 6-я из второго канона) читается на блаженных (то есть вместе с известными стихами о блаженствах Евангельских: Мф. 5: 3-12). По входе поются тропарь и кондак праздника. Вместо «Достойно» поем ирмос 9-й песни: «Побеждаются естества уставы…».     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/uspenie-bogoroditsyi-o...

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева–от смертной гибели святым Твоим рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей. 7. Купина в горе огненеопальная и росоносная пещь халдейская яве предписа Тя, Богоневесто, Божественный бо невещественный в вещественнем чреве Огнь неопально прияла еси. Темже из Тебе Рождшемуся поем: благословен еси, Боже отец наших. Купина, в огне не опалявшаяся, и халдейская печь, источившая росу, ясно прообразовали Тебя, Богоневеста, ибо Ты неопалимо приняла божественный, невещественный Огонь в вещественное чрево. Поэтому Родившемуся от Тебя мы восклицаем: благословен Ты, Бог отцов наших! В печи с отроками Ты некогда явил прообраз Твоей Матери, Господи! И этот Ее прообраз спас их от огня, в котором они ходили не опаляясь. Ее, прославленную через Тебя до крайних пределов земли, мы ныне воспеваем и превозносим на все веки. 9. Яже прежде Солнца Светильника Бога возсиявшаго, плотски к нам пришедшаго, из боку Девичу неизреченно воплотившая, Благословенная Всечистая, Тя, Богородице, величаем. Благословенная, пречистая Богородица, неизреченно из девственного чрева воплотившая Бога, к нам во плоти пришедшего, сиявшего светом прежде солнца, Тебя мы величаем. Ирмос 9-ой песни второго канона [Св. Андрея Критского .] Гл. 8: Чужде матерем девство, и странно девам деторождение; на Тебе, Богородице, обоя устройшася. Тем Тя, вся племена земная, непрестанно величаем. Чуждо матерям девство и несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое. Поэтому все мы, племена земные, непрестанно Тебя величаем. 9. Святителя Феодосия Черниговского Тропарь, гл. 4: Преудобрен [одаренный высшим совершенством] во архиереех, святителю Феодосие, был еси светило своему стаду, таже преставился еси в вечныя обители. Умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника 1-й на 4 и апостола на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Преображения: «Лицы израильтестии…». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 7-й, кондак и икос апостола, глас 4-й; седален апостола, глас 8-й: «Молниями твоих словес...». «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Сокровенную молнию...» (см. в службе ап. Матфия). Примечание. Типикон умалчивает о седальне апостола, глас 2-й: «Незаходимое солнце явися...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Август. Киев, 1893. Л. 101 об.) этот седален также отсутствует. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен апостола, «И ныне» – светилен праздника: «Свете неизменный...» (см. в службе ап. Матфия). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и апостола, глас 4-й и глас 2-й – 4 (со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам см. в Минее (напр., в прокимне на Литургии). Стих 1-й: «Во всю землю изыде вещание их/и в концы вселенныя глаголы их»; стих 2-й: «Небеса поведают славу Божию,/творение же руку Его возвещает твердь». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника. На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь апостола . Кондак воскресный. На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак апостола. На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь апостола. Кондак праздника. На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песнь 4-я – 4, и апостола, песнь 6-я – 4. На входе – «…Воскресый из мертвых…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь апостола; кондак воскресный. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак праздника.

http://patriarchia.ru/bu/2021-08-22/

Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – ипакои праотцев, глас 2-й (единожды). По 6-й песни – кондак и икос праотцев, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» – светилен праотцев: «Адама восхвалим...», «И ныне» – Богородичен Минеи: «Солнце великое...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и праотцев, глас 2-й – 4 (с припевами: «Благословен еси, Господи...», «Яко праведен еси о всех...»; первая стихира – дважды). «Слава» – праотцев, глас 7-й: «Приидите вси, верно торжествуим...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира 7-я. На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праотцев: «Верою праотцы оправдал еси...». Кондак только праотцев . На Литургии блаженны гласа – 6 и праотцев, песнь 3-я – 4. По входе – тропарь воскресный, тропарь праотцев. «Слава, и ныне» – кондак праотцев. Прокимен – Песнь отцев, глас 4-й: «Благословен еси, Господи Боже отец наших...», стих: «Яко праведен еси о всех...». Аллилуиарий – праотцев, глас 4-й: «Моисей и Аарон во иереех Его...», стих: «Призываху Господа...». Апостол и Евангелие – Недели праотцев (Кол., 257 зач.; Лк., 76 зач.). Примечание. В Неделю святых праотец, согласно Уставу, читается Апостол Недели 29-й (Кол., 257 зач.) и Евангелие Недели 28-й (Лк., 76 зач.). См. также примечание 4 декабря. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа...»; и праотцев: «Радуйтеся, праведнии...». Примечание. «Егда убо бывает Неделя святых праотец, оставляется последование прилучившагося святаго в ту Неделю, и поем прежде в пяток на повечерии» (Типикон, 11 декабря, Маркова глава). 1 См.: Минея-Декабрь. М., 2002. Ч. 1. С. 406–421. 2 «Егда убо бывает Неделя святых праотец, оставляется последование прилучившагося святаго в ту Неделю, и поем прежде в пяток на повечерии» (Типикон, 11 декабря, Маркова глава).

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-24/

Отпуст: «Иже во славе...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь блж. Ксении, глас 7-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален блж. Ксении, глас 3-й: «Мирскую красоту оставила еси…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 1-й: «Ангелом дивящимся…». По 2-м стихословии – седален блж. Ксении, глас 5-й: «Воздержанием житие твое украсивши…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 1-й: «Аду пленившуся…». Полиелей. Величание блж. Ксении и избранный псалом. Седален блж. Ксении по полиелее, глас 4-й: «Чудна явилася еси...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 1-й (см. по 1-м или по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Обуревают мя волны...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блж. Ксении, глас 4-й: «Праведницы во веки живут, и в Господе мзда их»; стих: «Надеющиися Нань разумеют истину, и вернии в любви пребудут Ему». Евангелие – блж. Ксении. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами блаженныя Ксении…». Стихира блж. Ксении, глас 6-й: «Житие твое…». Каноны: праздника Вознесения 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и блж. Ксении на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу…». По 3-й песни – кондак и икос Вознесения, глас 6-й; седален блж. Ксении, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Всед на облаки…» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак и икос блж. Ксении, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блж. Ксении: «Якоже солнце светоносно...» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Учеником зрящим Тя...» (см. в праздник Вознесения). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: Триоди (праздника), глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени), и блж. Ксении, глас тот же – 3. «Слава» – блж. Ксении, глас 8-й: «Днесь град…», «И ныне» – Триоди (праздника), глас 2-й: «Вознеслся еси во славе…» (см. на стиховне утрени).

http://patriarchia.ru/bu/2022-06-06/

Прокимен, аллилуиарий и причастен – великомученика. Апостол и Евангелие – дня и великомученика. Б. На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 4-й и глас 2-й – 6. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Возсия днесь…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никтоже притекаяй...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Матернее возлюбив благочестие…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, вселенныя похвало...». По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Прибежище и сила наша...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Прибежище и сила наша...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и великомученика на 6. Примечание. В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален великомученика, глас 4-й. «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Треволнении страстными...». По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 5-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен великомученика: «Милостивную твою душу...», «И ныне» – Богородичен Минеи. Примечание. В современной редакции Минеи для светильна указывается Богородичен: «Пантелеимоне всемудре...». В издании синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 244 об.) назначается Богородичен: «Богородицу песньми...» (в современной редакции Минеи см. в стихирах на хвалитех).

http://patriarchia.ru/bu/2022-08-09/

Примечание. Типикон умалчивает об икосе предпразднства: «В праматери нашей образ...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 175 об.–176) этот текст также отсутствует. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 4-й. «Слава» – светилен прп. Григория, «И ныне» – светилен предпразднства. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и предпразднства, глас тот же – 4 (см. на стиховне утрени, со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 4-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондак предпразднства. На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь прп. Григория, глас 3-й: «Образ был еси воздержания...». Кондак воскресный. На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондак предпразднства. На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь прп. Григория, глас 3-й: «Образ был еси воздержания...». Кондак воскресный. На Литургии блаженны гласа – 6, и предпразднства, песнь 3-я – 4. На входе – «...Воскресый из мертвых...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь прп. Григория, глас 3-й: «Образ был еси воздержания...»; кондак воскресный. «Слава» – кондак прп. Григория, глас 3-й: «Светлое тя солнце...», «И ныне» – кондак предпразднства. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь прп. Григория, глас 3-й: «Образ был еси воздержания...»; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак прп. Григория, глас 3-й: «Светлое тя солнце...», «И ныне» – кондак предпразднства. Прокимен – воскресный, глас 1-й: «Буди, Господи, милость Твоя на нас...», стих: «Радуйтеся, праведнии, о Господе...»; и прп. Григория (общий), глас 7-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его».

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-03/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010