На полунощнице кафизма 17-я, тропари обычные. По «Честнейшую Херувим…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Утреня. По возгласе «Благословен Бог наш…» – чтец: «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма). На «Бог Господь» – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 8-й: «Страсти уздою…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «В пучину лютую впадох...». По 2-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 8-й: «Предложив тайную пост трапезу…» (см. по 3-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «От всякаго прещения...». По 3-м стихословии – малая ектения. Седален Богородицы (иконы; по выбору, см. по 1-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы (иконы; по выбору, см. по 2-м стихословии). Полиелей. Величание Богородицы (иконы) и избранный псалом. Седален Богородицы (иконы) по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы (иконы), глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде» (со стихом). Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы (иконы), глас 6-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь». Каноны: 1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – Богородицы (иконы) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) . 2-я песнь – трипеснцы Триоди на 8 (в начале поется ирмос 1-го трипеснца, глас 8-й: «Видите, видите, яко Аз есмь Бог ваш, прежде век...», а в конце на катавасию ирмос 2-го трипеснца, глас тот же: «Видите, видите, яко Аз есмь Бог ваш, освятивый…». Припев к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к Богородичну 1-го трипеснца: «Пресвятая Богородице, спаси нас»). 8-я и 9-я песни – Богородицы (иконы) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и трипеснцы Триоди на 8 .

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-15/

Только 4 М. переходят в категорию осмогласников: славники Сретению Господню «На херувимехо седяи/Иже на херувимех носимый», Успению Богородицы «Богоначальным мановением», вмч. Пантелеимону «Всемилостивыи Господи» и Усекновению главы Иоанна Предтечи «Днесь безаконообразеная мати». Остальные осмогласники и четверогласники были распеты заново. Первый четверогласник - славник Успению Богородицы «Придете празднолюбных собор» - впервые встречается в рукописях кон. XV - нач. XVI в., к нач. XVII в. их известно уже 4, к середине столетия - 12. Четверогласники находятся в певч. книгах Стихирарь месячный, Праздники, Обиход. У большинства из них порядок гласов 5, 6, 7, 8, пять из них созданы по образцу славника свт. Николаю Мирликийскому «Вострубим трубою песнеи» и имеют тот же инципит. В единичных случаях четверогласники распеты на нечетные гласы (тропарь «Днесь спасение» - на гласы 1, 3, 5, 7, славник св. Василию Блаженному «Придете рустии собори» - на гласы 5, 7, 3, 1 и богородичен «Достойно есть») или на четные гласы (тропарь «Воскрес из гроба» и «Достойно есть»). Наибольшее количество четверогласников наблюдается в рукописях РГАДА. Ф. 381. 319 и РГБ. Ф. 379. 64-66. Лишь немногие песнопения сохранили нерегулярную смену гласов внутри текста, и только в одном случае использован термин «троегласен» (ипакои по 3-й песни пасхального канона «Предвариша утро яже с Мариею» в ркп. РНБ Погод. 424. Л. 429 - гласы 4, 5, 6). В XVI в. М. встречаются редко, в большинстве случаев те же тексты не имели гласовых обозначений. Однако традиция не была забыта. Примером может служить рукопись РНБ. Q.I.184, известная своей архаичностью. В ней записаны М. Усекновению главы Иоанна Предтечи «О дивное чюдо как глава носима на блюде» (Л. 192, гласы 8, 2, 8) и чина нощи Великого пятка «Тебе одеющагося светом яко ризою» (Л. 273 об., гласы 5, 4, 1), зафиксированные ранее соответственно в Стихираре XII в. БАН 34.7.6 (Л. 198) и в рукописи XV в. РГБ. Ф. 304. 408 (Л. 277 об.) с тем же порядком гласов. В кон. XVI - нач. XVII в. М. вновь появляются в певч. книгах. Смены гласов уже не варьируются от списка к списку; напр., стихира святым Константину и Елене (21 мая) «Свете пресветелыи» содержит смену гласа с 5-го на 1-й (РНБ. Q.I.512. Л. 546; Кир.-Бел. 586/843. Л. 576; 665/922. Л. 290 об.). Некоторые песнопения сохраняют традиц. порядок, установившийся в предшествующий период. Напр., стихира на Воздвижение Креста «Глас пророка твоего Моисея» в рукописях сер. XV в. РНБ Кир.-Бел. 637/894 (Л. 6) и 1-й пол. XVII в. РНБ. Кир.-Бел. 593/850 (Л. 60) имеет один порядок гласов: 8-й глас сменяется 4-м. Однако встречается и другая практика. В стихире Рождеству Богородицы «Неплоды бесчадена Анна» порядок гласов нестабилен: в рукописи РНБ. Кир.-Бел. 637/894 (Л. 3 об.) - 4, 4, 2, в рукописи XV в. РНБ. Кир.-Бел. 9/1086 - 4, 2, 4, 2, 4, а в РНБ Кир.-Бел. 593/850 (Л. 589) - 4, 5. В некоторых списках гласовые обозначения могут отсутствовать притом, что крюковая строка остается неизменной.

http://pravenc.ru/text/2563868.html

Гимнография Типикон Великой ц. (Mateos. Typicon. P. 12-14) под 3 сент. указывает пение последования А. с тропарем и чтениями на литургии. Евергетидский и Мессинский Типиконы предписывают совершать в день памяти А. аллилуйное богослужение (см. Знаки праздников месяцеслова ), причем первый указывает соединять службы А. и прп. Феоктиста , ученика Евфимия Великого. По иерусалимским уставам - ранним греч. рукописным спискам (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.), первопечатному рус. Типикону 1610 г., Типикону, используемому ныне в РПЦ (Типикон. Т. 2. С. 119-120),- отправляется шестеричная служба А. и Феоктиста. Последование, помещенное в совр. печатных греч. и рус. Минеях, в целом не изменилось со времени действия Студийского устава. Канон Иосифа 4-го гласа с акростихом «ρδβλθυοτεΑνθος σε μλπω ποιμνων κα μαρτρων» (греч.-            ), вошедший в греч. печатные Минеи без 2-й песни, известен по Минеям студийского типа (напр.: ГИМ. Син. 159. Л. 22, XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 4); др. канон, 8-го гласа, анонимный, без акростиха, указанный уже в Евергетидском Типиконе, вошел в печатные рус. Минеи с ошибочно помещенным акростихом канона Иосифа (Минея (СТ). Сентябрь. Л. 20 об.). Общий тропарь 4-го гласа священномученика «      », помещенный в рус. Минеях, указан уже в Типиконе Великой ц., Мессинском Типиконе и студийских Минеях, где помещены также кондак с икосом 4-го гласа (РНБ. Греч. 227-1. Л. 7, XII в.); в греч. печатной Минее имеется др. тропарь, 1-го гласа - «Τς πομνης σου θεφρον στερρς προσττης γενμενος» (Стада твоего, о богомудрый, явившись крепким предстателем), приписываемый Анфиму IV , Патриарху К-польскому (Μηναον. Σεπτμβριος. Σ. 44). Самогласен стиховных стихир утрени «                » Ефрема Карийского известен по рукописям богослужебных книг иерусалимской традиции (Стихирарь. БАН. РАИК. 95 и 14. Л. 8 об.- 9, XV в.). По греч. рукописям известно еще 3 канона А., не вошедшие в печатные богослужебные книги,- Феофана 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа с акростихом «ρδβλθυοτεΑνθιμον μν τν καλν μου προσττην» (Анфима пою, доброго моего предстателя), Георгия 4-го гласа и Германа 3-го гласа без акростихов (Ταμεον. Ν 4-6. Σ. 32-33). Известны и др. тексты А., не вошедшие в печатные богослужебные книги: 2 корпуса стихир на Господи воззвах 3-го (БАН. РАИК 95. и 14. Л. 8 об.- 9, XV в.) и 4-го гласов (Евергетидский Типикон), седален 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (РГБ. Сев. греч. 480. Л. 5, XII в.). Позднее последование А. составлено Д. Григориадисом (К-поль, 1840 - Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 9).

http://pravenc.ru/text/114104.html

Таким образом, земные, восточные цари принесли дары Царю царей и Востоку востоков. А во-вторых – и это, пожалуй, интереснее, – в волхвах Церковь видит первых язычников, обратившихся ко Христу. «Начаток язычников небо привело Тебе, Младенцу, лежащему в яслях, звездою призвав волхвов…» (ипакои по 3-й песни канона); «Волхва древле Валаама словесы ученики, мудрыя звездоблюстители, радости исполнил еси, звезда от Иакова, возсияв, Владыко, языков начаток вводимый приял же еси яве: слава силе Твоей, Господи» (2-й тропарь 4-й песни 1-го канона на утрене; русский перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота): «Воссияв, как звезда от Иакова, Владыка, Ты исполнил радости посвященных в тайны слов Валаама, древнего прорицателя, мудрых наблюдателей звезд, к Тебе как начаток языческих народов приведенных, и открыто принял их, дары Тебе приятные приносящих»). В событиях, непосредственно связанных с Рождеством Христовым, мы видим предвосхищение истории Церкви, предвосхищение самой Церкви – богочеловеческого Собрания. Вот на иконе и в службе пастухи – евреи, избранные из избранного народа, а вот волхвы – избранные из язычников. Те и другие пришли к новорожденному Богу, собрались у Его колыбели. Младенец Христос объединил их друг с другом, соединил с Собой, претворил в Церковь. (Да, вероятно, пастухи и волхвы пришли не одновременно, но хронология тут не так уж важна, а иконография и гимнография со смелостью, свойственной символическому мышлению, ставят рядом тех и других.) Волхвы, поклонившись Богу, Богом сохраненные от злобы Ирода, ушли, как говорит евангелист, в страну свою. Могли ли они молчать о виденном? Нет – так же, как, наверняка, не молчали и пастухи. И вот мы видим апостолов прежде апостолов, проповедающих языческим народам пришествие в мир Бога-младенца. Волхвы ушли – а звезда осталась. Она и сейчас висит над колыбелью младенца-Христа и зовет нас повторить путь волхов и поклониться новорожденному Богу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 сентября, 2021 3 августа, 2021 13 апреля, 2023 7 января, 2022 7 января, 2022 6 января, 2022 6 января, 2022 6 января, 2022 12 декабря, 2021 9 сентября, 2021 3 августа, 2021 13 апреля, 2023 7 января, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/nachatok-yazychnikov-r...

По 1-м стихословии глаголем седальны Октоиха (писаны наряду в Осмо- гласнике, по 1-м стихословии). По 2-м стихословии глаголем седальны Триоди. Посем, Господи помилуй (3), Слава и ныне, и глаголем псалом 50-й. Канон В канон добавляется трипеснец Триоди, песни 2-я, 8-я и 9-я: Песнь Тропари Тропари Тропари Катавасия Октоих Октоих Октоих Триодь Триодь Триодь Триодь Октоих Октоих Октоих Малая ектения. Седален Минеи. Слава и ныне, Богородичен 4 Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Малая ектения. Кондак и икос святаго Минеи. 7 Октоих Октоих Октоих Триодь Триодь Триодь Триодь Триодь Триодь И абие: Достойно есть: Малая ектения. Ексапостиларий Октоиха: Предтечу Иоанна: Слава, святому Минеи. Аще ни: Слава, и ныне, Богородичен: Сладость Ангелов: Хвалитные псалмы, Слава, и ныне: Тебе слава подобает: И славословие вседневное, от чтеца. Ектения просительная. На стиховне стихиры Триоди, глас 3: Любезно людие пост облобызаим: Стих: Исполнихомся заутра: и поем паки туже стихиру. Стих: И буди светлость: Мученичен: Царей и мучителей: Слава, и ныне, Богородичен: Богородице, предстательство всех молящихся: Посем, Благо есть: Трисвятое, по Отче наш: тропарь святаго Минеи. Слава и ныне, Богородичен от менших, еже писано: В конец утрени. Ектения сугубая Возглас: Премудрость: Сый благословен: И присоединяем час 1-й, и бывает совершенный отпуст. Часы обычные, тропарь и кондак святаго рядового. На Литургии все последование обычное. Во вторник вечера По предначинательном псалме кафисму чтем 9-ю. На Господи воззвах: стихиры Осмогласника 3 и Минеи 3. Слава Минеи, аще есть. Аще же ни, Слава и ныне, Крестобогородичен Минеи. Свете Тихий. Прокимен дне: Милость Твоя, Господи: И абие Сподоби Господи: Ектения просительная, по обычаю постовым распевом. На стиховне поем стихиры Триоди самогласны, глас 1: Радостно приимем вернии: Стих: К Тебе воздвигох: Та же стихира. Стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: Мученичен: О, добрыя купли вашея, святии: Слава, и ныне, Крестобогородичен: Дева Нескверная:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Начало каждой песни канона запевается в алтаре. После канона поются «Всякое дыхание» и стихиры на «хвалите»; за ними поются, с припевами «Да воскреснет Бог», стихиры Пасхи: «Пасха священная нам днесь показася». В сих стихирах говорится: «друг друга обымем, рцем братие», и при пении их бывает целование. При целовании произносятся приветствия, подобные тем, какие были у учеников Христовых в день Его воскресения ( Мф. 28:6–7 ; Лк. 24:34–35 ). После целования читается слово св. Иоанна Златоуста на Пасху. По окончании слова поется в честь сего святителя тропарь. Затем произносятся ектении «Помилуй нас, Боже» и «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви», и следуют молитвословия, предшествующие отпусту, а именно: диакон говорит: «Премудрость», певцы поют: «Благослови», священник: «Сый благословен Бог наш», певцы: «Утверди, Боже». Священник же, вместо славословия «Слава Тебе, Христе Боже», поет начало тропаря «Христос воскресе», который оканчивают певцы. Затем священник говорит отпуст с крестом. После отпуста он, возвышая крест, трижды произносит приветствие: «Христос воскресе». Весь народ ответствует ему: «Воистину воскресе». И поется тропарь «Христос воскресе» и оканчивается пением: «И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному воскресению». Во время пасхальной утрени все находящиеся в храме стоят с возженными свечами. Часы (1, 3, 6 и 9) в Пасху и во всю седмицу состоят не из псалмов, а из пасхальных песнопений. Песнопения о воскресении Христовом, заменяющие собою обыкновенную службу часов, поются также и вместо полунощницы и повечерия. Так как пост Великой субботы, по древним церковным правилам, должно оканчивать в полночь, то посему литургия в день Пасхи совершается в самые ранние часы. На литургии в день Пасхи читается Евангелие от Иоанна о Божестве Господа нашего Иисуса Христа ( Ин. 1:1:17 ), ибо в воскресении особенно открылось Его Божество. Евангелие читается священнослужителями на разных языках, особенно на древних: еврейском, греческом, римском, на которых была надпись на кресте Спасителя. Чтение высокого благовестия св. Иоанна Богослова сопровождается звоном (благовестом). «На всяком возгласе, или статии Евангелия ударяют в церкви, по однажды, в кандию. Параекклисиарх же, вне церкви, в великое било и в великий кампан. На последнем же возгласе ударяют во вся кампаны и в великое било».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Располагаясь в самом начале Рождественского поста, Введение открывает собой рождественскую тематику: на праздничной утрене в качестве катавасии используются ирмосы первого канона Рождества Христова, и с этого времени в богослужении некоторых дней Рождественского поста появляются черты предпразднства Рождества. Песнопения праздника — торжественны и разнообразны (их русский комментированный перевод можно найти в книге: Скабалланович М. Введение во храм Пресв. Богородицы. К., 1916. (Христианские праздники; 3)). Основная часть их восходит уже ко времени господства Студийского устава. Тропарь Введения: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: " Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение! " », — составлен по подобию тропаря праздника Благовещния Пресвятой Богородицы (об этом прямо сказано в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в.: Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей... К., 1898. Т. 1. С. 322). Замечательны два канона праздника. Первый, 4-го гласа, написан свт. Георгием Никомидийским. В этом каноне первые буквы тропарей песней с 1-ю по 7-ю образуют акростих: «Su t [ ên chari ] n, Despoina, tô logô didou» (Ты благодать, Владычице, слову даждь), в котором согласно современным изданиям Минеи недостает нескольких букв (отмечены квадратными скобками) — такой пропуск указывает на то, что изначально в каноне была 2-я песнь, которая была со временем опущена, — в тропарях же 8-й и 9-й песней этого канона содержится двойной алфавитный акростих — сначала в прямом (в 8-й песни), а затем в обратном (в 9-й песни) порядке, причем его образуют не только первые буквы, но и начала отдельных строк тропарей канона; в целом канон написан по образцу благовещенского канона. Второй канон праздника, 1-го гласа, авторства гимнографа Василия, также первоначально имел 2-ю песнь. Кроме введенских канонов, содержащихся в современных печатных Минеях (это два упомянутых канона праздника, а также канон предпразднства), в греческих рукописях сохранились и иные каноны Введению Пресвятой Богородицы: 1-го гласа, авторства Иосифа; 3-го гласа, авторства Георгия; 4-го гласа, авторства Георгия; 1-го гласа, без атрибуции.

http://patriarchia.ru/db/text/65842.html

Труд Ф. Спасского ныне малодоступен для исследователей, к тому же теперь, после выхода месячных Миней издательства Московской Патриархии, он нуждается в продолжении. После выхода сентябрьской и октябрьской Миней архимандрит Иннокентий (†1994), приложивший много усилий по их изданию, писал, что Минеи “воплощают в жизнь замыслы многих поколений русских людей, стремившихся передать в той или иной форме рукописной традиции самобытное русское предание о своих святых, составляющих нетленную структуру Церкви” 7 . Ниже автор отметил: “Настоящее издание литургических памятников и источников агиографии Русской Церкви является важным научно-богословским вкладом в богословскую литературу Русской Православной Церкви” 8 . На Юбилейном Соборе в 1988 году митрополит Питирим отмечал: «В рамках подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси закончена работа над богослужебными Минеями. Проделан большой исследовательский труд, собран и обработан обширный литургический, исторический и агиографический материал, что позволило почившему митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Антонию назвать это издание “энциклопедией русской святости”» 9 . Выпущенные Минеи максимально вобрали в себя богослужебные тексты, отразив ситуацию, изменившуюся по сравнению с Синодальным периодом. В те времена месячные Минеи не были ориентированы на такой охват богослужебных текстов, поскольку наряду с Синодальными Минеями существовал большой пласт служб, издававшихся в епархиях, в монастырях небольшими брошюрами. Изданные Патриархийные Минеи в максимальной степени включили в себя такие издания, а также по возможности службы, сохранившиеся в рукописной традиции. Годовой круг книг открывает Сентябрьская Минея, выпущенная в 1978 году. Перед каноном службы преподобному Макарию Каневскому чудотворцу (†1678; память 7 сент.) имеется надписание, указывающее акростих канона 10 : Макария молитвами помилуй нас, Спасе 11 . В создании акростиха участвуют все буквы тропарей канона, то есть и богородичнов, частично седальна, а также кондака и икоса. В 8-й песни третий тропарь нарушает акростих, так как он начинается не с “А”, а с буквы “Н”. Богородичен восьмой песни не участвует в акростихе, а девятая песнь дает последнее слово акростиха Спасе.

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

Принятый ныне в РПЦ Типикон предписывает петь З. на литургии праздников: Рождества Пресв. Богородицы (здесь же говорится и о пении З. вообще во все Господские и Богородичные праздники), Рождества Христова, Благовещения Пресв. Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, Пасхи, Преполовения Пятидесятницы, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Преображения Господня и Успения Пресв. Богородицы, а также Великих четверга и субботы. В совр. практике З. поются также и на литургиях всех остальных двунадесятых праздников : Воздвижения Креста Господня, Введения Пресв. Богородицы во храм, Богоявления, Сретения Господня и, кроме того, в Лазареву субботу. Помимо дней самих двунадесятых праздников и Пасхи З. поются и за литургиями в периоды попразднств, до отдания включительно (Типикон содержит соответствующие указания лишь для праздников Рождества Христова, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Преображения Господня и Успения Пресв. Богородицы). При этом З. Пасхи не поется в дни Преполовения Пятидесятницы и отдания (но не попразднства) этого праздника, т. к. в эти дни поется З. Преполовения. В совр. греч. практике З. исполняется лишь в сам день того или иного праздника и в день его отдания, тогда как в периоды попразднств, если на утрене есть «Величит душа Моя Господа», на литургии поется обычное «Достойно есть» (см.: Ργας Γ. Τυπικν. Θεσσαλονκη, 1994. Σ. 128-129. (Λειτορυγικ Βλατδων; 1); Βιολκης. Τυπικν. Σ. 38-39). Кроме того, выбор З. в греч. традиции отличается от русской. так, на Преображение Господне в качестве З. используется тропарь 7-й песни 2-го праздничного канона Νν τ νκουστα κοσθη (при этом на отдание З. служит, как обычно, ирмос 9-й песни канона), на Рождество Христово и Богоявление в день праздника З. служит ирмос 1-го канона праздника, а на следующий день и на отдание - ирмос 2-го канона (см.: Βιολκης. Τυπικν. Σ. 125, 126, 145, 146; Τυπικν τς θω ερας μονς το γου Διονυσου. Αγιον Ορος, 2004. Σ. 132, 140, 159, 165). Поскольку по месту в службе З. является аналогом «Достойно есть», он часто уподобляется этому песнопению и по структуре.

http://pravenc.ru/text/182477.html

Две первые паремии взяты из Второзакония (первая - гл. 4, ст. 1, 6-7 и 9-15; вторая - гл.5, ст. 1-7, 9-10, 23-26 и 29; гл. 6, ст. 1-5, 13 и 18), третья - из 3-й Книги Царств, гл. 8, ст. 22-23 и Две первые паремии говорят об откровении Богом закона Израилю на горе Хориве, на пути избранного народа в Землю Обетованную. Смысл этих паремий сводится к тому, что для вхождения в эту Обетованную Землю и для владения ею абсолютно необходимо соблюдение даваемого закона и поклонение единому истинному Богу, поклонение бескомпромиссное, без всякой возможности примеси культа других . В то же время дается уже известное нам напоминание о невозможности изображения Бога, пребывающего невидимым: и . Другими словами, весь закон и, в частности, запрет поклоняться другим и запрет образа являются непременным условием исполнения обетования, данного избранному народу, и вселения его в Землю Обетованную. Земля же эта имеет прообразовательное значение: она есть образ Церкви, образ Царствия Божия. Предобразованием Новозаветного Откровения является и третья паремия. Это молитва Соломона на освящении построенного им храма: . Здесь говорится о грядущем пришествии Бога на землю, о Его участии в течении временной человеческой истории и о присутствии Его, Которому , в земном, построенном человеком, храме. Значение этих паремий раскрывается в апостольском чтении праздника. Это Послание к колоссянам, гл. 1, ст. 12-17: . Этот текст, как мы видим, указывает на исполнение пророчеств: , - это Церковь, образом которой была Земля Обетованная. Таким образом, все течение событий Ветхого Завета, весь закон, охранявший чистоту избранного народа, вся священная его история раскрывается как предуготовительный процесс к явлению на земле Тела Христова, новозаветной Церкви. И в этом подготовительном процессе ветхозаветный запрет образа ведет к явлению Того, Кто был невидим, к , явленного Богочеловеком Иисусом Христом. (2-й тропарь 4-й песни канона). Евангелие, читаемое в день Нерукотворного Спаса, на утрене и на Литургии одно и то же. Это Евангелие от Луки, гл. 9, ст. 51-56 и гл. 10, ст. 22-24. . Но Иисус укорил их: .

http://pravicon.com/text-20

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010