Об исцелении «бесноватых». – Достоверность свидетельств новозаветных писаний о существовании одержимых нечистыми духами. – Свидетельства древних церковных писателей. – Состояние беснования с точки зрения современной медицины. – Три категории бесноватых: а) Мк. 5:1–5 ; Лк. 8:27–36 , ср.: Мф. 8:28–34 ; б) Мф. 9:32–33 ; Лк. 11:14 ; в) Мф. 17:15–21 ; Мк. 9:16–29 ; Лк. 9:38–43 . – Современные «бесноватые» и беспомощное положение в отношении к ним врачебной науки. – Чудеса и «внушения». В Евангелии нередко сообщается об исцелениях Господом «бесноватых». Действительно ли были одержимые злыми духами, или этим именем названы нервнобольные, страдавшие различными душевными недугами, манией, психозом и т. п.? Читая Евангелие, Деяния Апостольские и полемические творения христиан первых веков, мы твердо удостоверяемся в том, что тогда действительно существовали «одержимые демонами». Этот общепризнанный в то время решительно всеми – иудеями, христианами и язычниками – факт. Тогда говорили о бесноватых точно так же, как теперь – о подверженных падучей болезни. Пример этот не так неудачен, каким представляется на первый взгляд, потому что не со вчерашнего только дня начали различать между первыми и последними. И тогда умели различать между падучей болезнью и беснованием. Так, например, в Евангелии ( Мф. 4:24 ) говорится о том, как «приводили к Иисусу всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их». Почти на каждой странице Евангелия встречаются такие примеры, свидетельствующие как об общеизвестности, так и об отличии беснования от других родов болезней. «Иисус стал на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима, и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли слушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов, и исцелялись» ( Лк. 6:17–18 ). «Привели к Нему бесноватого – слепого и немого, и исцелил его, так что немой и слепой стал говорить и видеть. И дивился весь народ, говоря: не это ли Христос, Сын Давидов? Фарисеи же, услышав это, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силой Везельвула, князя бесовского» ( Мф. 12:22–24 ). «Созвав двенадцать апостолов, Он дал им силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней» ( Лк. 9:1 . Ср.: Мф. 10:7, 8 ; Лк. 10:17 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Когда Он шел с двумя учениками в Эммаус и изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании, то глаза их были удержаны, так что они не узнали Его, однако сердце их горело в них ( Лук. 24:32 ). Впрочем, все это были явления подготовительные; централь­ными из явлений Воскресшего было явление Его одинна­дцати: тогда Он вдунул в них Духа Святого... По–видимому в переходном состоянии Воскресшего до восшествия к Отцу 40 , – в Его явлениях было нечто материально–телесное. Когда одиннадцать и бывшие с ними сму­тились при явлении им Воскресшего и подумали, что видят духа, Он сказал им: что смущаетесь и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня, и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет 41 , как видите у Меня. Он даже спросил у них пищи и ел перед ними ( Лук. 24:37–43 ). Этот материально–телесный элемент в явлениях Воскресшего ученикам до восшествия Его к Отцу, конечно, составлял их особенность от позднейшего явления Его Савлу ( Деян. 9:3–6 ). Но что это было за телесность, для которой не служили препятствием затворенные двери, для которой вкушение пищи и даже сама видимость были делом не необходимости, а снисхождения, этого мы не можем постигнуть. Во всяком случае это была телесность, наличность которой в явлениях Вос­кресшего не придавала им значения внешней убедитель­ности и не изменяла существенного характера их, как духовного общения с Ним. Поэтому то и апостол Павел своего дамасского видения Воскресшего не отличает от Его явлений ученикам до вознесения: «Он воскрес и явился Кифе, потом двенадцати. Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили. Потом явился Иакову, также всем апостолам. А после всех явился и мне, как некоему извергу» ( 1Кор. 15:4–7 . Ср. Деян. 22:17,18 ). Наконец, воскресший из гроба Господь, по явлении Своем ученикам, восшел от них к Отцу Своему, на что предуказал уже при явлении Марии Магдалине. Какова бы ни была телесность в явлениях Его ученикам, смысл Его воскресения и Его явлений должен быть понимаем во свете этого последнего момента явлений Воскресшего – Его отшествия к Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Тёпа 14 апреля 2012, 09:16 Ребята,а давайте вдруг в один день в одно время остановимся среди этой беготни,суеты и дел и все вместе помолимся Господу и просто хотя бы поблагодарим Его за всё, каждый своими словами, но все одновременно..предлагаю 15 июля в полдень, например neonila 11 апреля 2012, 22:39 Liubite drug druga....Miloserdie...Otsiuda nacinaetsa vse. Николай 11 апреля 2012, 20:43 Интересно, а существует ли сейчас такое государство, где гражданином страны мог бы стать любой православный человек, являющимся резедентом какой-нибудь другой страны, как это было в Византии? Интересно, пошла бы наша власть на то, чтобы дать российское гражданство нуждающимся, в случае их притеснения в другой стране по религиозному признаку? Борис 9 апреля 2012, 12:02 В республиках Кавказа Российской Ферации до 80% родителей выбирают для своих детей модуль для обучения " Основы мусульманской религии " , у нас в русскоязычных субъектах России, где проживает до 80% россиях крещенных, поддерживающих православие,и отмечающих православные праздники выбирают в школах для своих детей четвероклашек только от 15до 30% модуль " Основы православной религии " . Утрачиваем и забываем традиции и обычаи своих отцов и дедов.которые уверен большинстве своем были православными.Идем в потестанты, то кришнаиты ищем свою " духовность " , какая может быть духовность продав веру, корни духовные свои, и традиции своих предков.Отсюда наши беды. Прости нас Господи по молитвам наших православных предков наших ваш покорный слуга 7 апреля 2012, 20:32 " приняв всеоружие БОжие, дабы противостоять в день злой и все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истинною и облекшись в броню праведности, И обув ноги в готовность благовествовать мир, А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого, И шлем спасения возьмите и меч духовный1, который есть слово БОжие Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых " (Ап.Павел к Ефес. 6.-13.-18)

http://pravoslavie.ru/52635.html

Здесь мы ясно видим, что вся земная жизнь Спасителя была одновременно и невидимой бранью с сатаной и его воинством, в результате которой они были низвержены с неба и посрамлены. Эта брань ангелов просматривается и в Евангелии. Ангел возвещает о рождении Христа Деве Марии ( Лк. 1:26–38 ), ангелы славословят перед пастухами при рождении Христа ( Лк. 2:8–15 ), после крещения сатана искушает Христа в пустыне, а потом ангелы служат Христу ( Мф. 4:1–11 ), Христос изгоняет бесов. Особенно примечателен случай с бесноватыми в Гергесинской земле. Глаза видели только исцеление бесноватых и что стадо свиней ринулось с крутизны в море. Но тут на самом деле шла невидимая битва. Бесы испугались, что будут прежде времени мучимы и посланы в бездну. Здесь шла брань, в бездну же они были низвергнуты на Кресте ( Мф. 8:28–34 ; Лк. 8:26–39 ). Или случай, когда через Петра ко Христу подступает сатана ( Мф. 16:23 ). В Гефсиманском саду во время страшных мук укреплял Христа ангел ( Лк. 22:43 ). Так шла война ангелов архистратига Михаила с ангелами сатаны. Но вот настал день низвержения прелукавых сил. «Ибо идет князь мира сего, и во Мне (во Христе) не имеет ничего» ( Ин. 14:30 ), не мог сатана заставить Христа согрешить, и потому: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли (на Крест – Г. Ф.), всех привлеку к Себе» ( Ин. 12:31–32 ). «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин. 3:8 ). Так сатана оказался окончательно поверженным на землю, «у врага совсем не стало оружия» ( Пс. 9:7 ) и «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком на суд великого дня» ( Иуд. 1:6 ). Небесное воинство кровью Христовой, Крестом Его, победило все темные силы ада. Так Крест Христов очистил не только землю, но в известном смысле и небо, куда еще имели доступ лукавые силы, чтобы обвинять и клеветать на праведных. Теперь же кровью Его умиротворено земное и небесное, и соединено под главою Христом ( Кол. 1:20 ; Еф. 1:10 ). Местом обитания демонов являются теперь уже только преисподняя и земля, на которой сатана больше не является князем, ибо «изгнан вон». Откр.12:10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Начало же этому восстановлению положено первым пришествием Христа и основанием христианской Церкви. Так учит об этом святоотеческая традиция понимания мессианско-эсхатологических ветхозаветных пророчеств. Блаженный Иероним, объясняя Ос 2:18, цитирует Ис 11:6-7 и говорит, что и то, и другое пророчества Осии и Исайи уже исполнились: «Когда Петру было открыто, чтобы он принял Корнилия из язычников, то повелено было ему ничего не считать нечистым, что принимается с благодарностью и относительно чего он впоследствии услышал: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян 10:9). Таким образом, по пришествии Господа, после торжественного воскресения Его и вознесения к Отцу, две стены соединены посредством краеугольного камня чрез Того, Кто из обоих соделал одно (Еф 2). И ту, которая называлась непомилованною, он назвал помилованною, и того, кто назывался не Моим народом [назвал] Своим народом, и, по примирении всего, будут истреблены лук и меч и война. Ибо не будет нужды в орудиях для воюющих, когда не будет воюющих. Израиль соединится с язычниками, и исполнятся слова Второзакония: «Веселитесь, язычники, с народом Его» (Втор 32:43). Ибо «ведом в Иудее Бог, у Израиля велико имя Его. И было в мире жилище Его и пребывание Его на Сионе» (Пс 75:2-3), то есть в Церкви, в которой Он сокрушил силу луков, щит, меч и войну, и, по сокрушении и истреблении их, верующие будут спать безопасно и покоиться при одном пастыре» . Видит пророческие слова исполнившимися и святитель Кирилл: «Древле, когда мы пребывали в заблуждении и назывались чадами гнева, лукавые и сопротивные силы, подобно некоторым злым зверям, или плотоядным птицам и весьма опасным драконам, губили нас. Когда же во Христе мы познали истинного Бога и чрез веру и первоначальную любовь очистились от преступлений, тогда мы получили спасение и «власть наступать не змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лк 10:19). Тогда мы наступили на аспида и василиска, попрали льва и змия (ср. Пс 90:13), потому что Христос защищает и ограждает Своих непобедимою силою и посылает нам в душу Свой мир» .

http://bogoslov.ru/article/4784932

31 Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим! 32 Да превозносят Его в собрании народа, и в сонме старцев да хвалят Его! 33 Он превращал реки в пустыню и источники вод – в жажду. 34 Землю плодоносную – в солончатую, за злобу живущих на ней. 35 Он превращал пустыню в озера водные и землю безводную – в источники вод. 36 И селил там алчущих, и они строили город для обитания, 37 и засеивали поля, и насаждали виноградники, и получали плод от растений. 38 И Он благословил их, и они весьма умножились, и скота их не умалял. 39 Но умалились и стали бедствовать, вследствие страдания от зла и болезни. 40 Излилось унижение на князей их и Он оставил их блуждать в непроходимой, а не по пути. 41 И помог убогому от нищеты, и положил отечества, как овец. 42 Увидят праведные и возвеселятся, и всякое беззаконие заградит уста свои. 43 Кто премудр и сохранит это, те и уразумеют милости Господни. Псалом 107 1 Песнь. Псалом Давида. 2 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: воспою и пою в славе моей. 3 (Возстань слава моя) возстаньте, псалтирь и гусли, возстану рано. 4 Буду исповедаться Тебе, Господи, среди народов, воспою Тебе среди племен. 5 Ибо велика, превыше небес, милость Твоя, и до облаков истина Твоя. 6 Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле слава Твоя! 7 Да избавятся возлюбленные Твои, спаси десницею Твоею и услышь меня. 8 Бог изрек во святилище Своем: " Превознесусь и разделю Сихем и долину жилищ размерю: 9 Мой – Галаад, и Мой – Манассия, Ефрем – защита главы Моей, Иуда – царь Мой, 10 Моав – сосуд надежды Моей, на Идумею простру сандалий Мой. Мне иноплеменники покорились " . 11 Кто введет меня в укрепленный город? Или кто доведет меня до Идумеи? 12 Не Ты ли, Боже, отринувший нас, и не Ты ли, Боже, не исходишь с силами нашими? 13 Дай нам помощь в скорби, ибо тщетно спасение человеческое. 14 При помощи Божией явим силу, и Он унизит врагов наших. Псалом 108 В конец. Псалом Давида. 1 Боже! К хвале моей не будь безмолвен. 2 Ибо уста грешника и уста льстивого открылись против меня, наговорили на меня языком льстивым,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(25) Обратил их сердце ненавидеть народ Его, строить козни против рабов Своих. (26) Послал Он Моше, раба Своего, Агарона, которого избрал. (27) Они представили им слова знамений Его, чудеса в стране Хама. (28) Наслал Он мрак и сделалось темно – не противились [казни] слову Его. (29) Обратил Он воды их в кровь, рыбу их умертвил. (30) Закишела земля их жабами, [которые вошли] в покои царей их. (31) Он повелел – и нахлынуло мошкара – во всем краю их. (32) Вместо дождя послал на них град, огонь разгорающийся – на землю их. (33) Побил виноград и смоковницы их, поломал деревья в краю их. (34) Повелел – и нахлынула саранча, акриды – без числа. (35) Пожрали всю траву в стране их, сожрали плоды земли их. (36) И поразил каждого первенца в стране их, начатки сил всех их. (37) И вывел [сынов Израиля] с серебром и золотом, не было среди колен их падшего. (38) Радовался Египет исходу их, ибо страх пред ними объял его. (39) Простер Он облако завесой, огонь – чтобы светить ночью. (40) Просил [Израиль] – Он привел перепелов, хлебом с неба насытил их. (41) Разверз Он скалу – потекли воды, потекли рекою по местам иссохшим, (42) ибо помнил Он слово святое Свое Аврагаму, рабу Своему. (43) И вывел народ Свой в ликовании, в песнопении – избранников Своих. (44) Отдал Он им земли народов, добро племен унаследовали, (45) – чтобы соблюдали уставы Его, учения Его хранили. Славьте Бога! 106. (1) Славьте Бога! Благодарите Бога, ибо Он добр, ибо вовеки милосердие Его. (2) Кто расскажет о могуществе Бога, возвестит все хвалы Его? (3) Счастливы соблюдающие правосудие, творящие справедливость во всякое время! (4) Вспомни меня, Бог, в благоволении к народу Твоему, посети меня спасением Твоим, (5) дабы увидеть мне благоденствие избранных Тобою, веселиться весельем народа Твоего, славиться с наследием Твоим. (6) Совершали проступки мы, как и отцы наши, грешили, злодействовали. (7) Отцы наши в Египте не поняли чудес Твоих, не помнили множества милосердия Твоего, ослушались они у моря, в Красном (8) Но Он спас их ради имени Своего, чтобы сделать известным могущество Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

32 Ибо кто Бог, кроме Господа? Или кто Бог, кроме Бога нашего? 33 Бог опоясывает меня силою и сделал непорочным путь мой: 34 Он совершентвует ноги мои, как у оленя, и на высоте поставляет меня. 35 Приучает руки мои к войне, сделал медным луком мышцы мои, 36 ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддержала меня, и наказание Твоё исправило меня совершенно, и наказание Твоё научало меня. 37 Ты расширил шаги мои подо мною, и не ослабели ступни мои. 38 Буду преследовать врагов моих и настигну их, и не возвращусь, пока они не погибнут. 39 Сожму их, и они не смогут встать, падут под ногами моими. 40 И Ты опоясал меня силою на брань, низложил всех, возстающих на меня, под ноги мои. 41 И показал мне хребет врагов моих, и ненавидящих меня истребил. 42 Они вопили, но не было спасающего, ко Господу, но Он не услышал их. 43 И развею их, как прах пред лицом ветра, счищу их, как уличную грязь. 44 Избавишь меня от народного возмущения, поставишь меня главою народов. Народ, которого я не знал, послужил мне, 45 по слуху повиновался мне; иноплеменники солгали мне, 46 иноплеменники одряхлели и уклонились от стезей своих. 47 Жив Господь и благословен Бог мой! И да будет превознесен Бог спасения моего: 48 Бог, Который воздает за меня и покорил мне народы, 49 избавил меня от гневных врагов моих. От возстающих на меня Ты поднимешь меня, от мужа неправедного Ты избавишь меня. 50 Поэтому я исповедаюсь Тебе, Господи, среди народов и имени Твоему пою, 51 прославляя спасение царя Твоего. Ты творишь милость помазаннику Своему Давиду и семени его до века.    Псалом 18 1 В конец. Псалом Давида. 2 Небеса проповедуют славу Божию, и о творении рук Его возвещает твердь. 3 День дню изливает слово, и ночь ночи возвещает знание. 4 Нет наречий и языков, на которых не слышны были бы голоса их. 5 Во всю землю вышло вещание их и в концы вселенной – слова их. В солнце поставил Он жилище Своё. 6 И оно, как жених, выходящий из чертога своего, как исполин возрадуется быстро пройти свой путь: 7 от края неба исход его и встреча его на краю неба, и никто не укроется от теплоты его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Св. царь Давид, вместе со всеми верными ему людьми, молился за Саула и всех тех, которые умерли с ним. «И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем, и. о доме Израилевом, что пали они от меча» ( 2Цар. 1:12 ). «Раздавай хлебы твои при гробе праведных» – дает такой совет праведный Товит сыну своему Товии ( Тов. 4:17 ). Св. пророк Иеремия жалеет тех людей, которые не поминают умерших и не раздают за них милостыни, чтобы Господь помог им: «И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем: и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и-матери их» ( Иер. 16:7 ). В одной из книг Маккавейских прекрасно раскрыто учение и верование ветхозаветных Иудеев относительно молитвы за умерших. Иуда Маккавей, собравши «до двух тысяч драхм серебра, послал в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех» (тех, которые пали в войне с врагами еврейского народа), «и поступил весьма хорошо и благочестна, помышляя о воскресении» ( 2Мак. 12:43 ). Убитые в бою евреи сделали великий грех: не внимая на явное запрещение закона, они имели при себе под хитонами посвящённые идолам вещи, а потому Иуда Маккавей, памятуя о воскресении, и приносит в Иерусалиме жертву за убитых. Если бы Иуда не надеялся, что эти убитые воскреснут, то было бы лишним и напрасным молиться за умерших. Он был уверен, что тем, которые умерли в благочестии, приготовлена награда на небе. Для того он и принес за тех убитых такую умилостивительную жертву. В Новом Завете также заповедано молиться за умерших. Сам Господь Иисус Христос сказал, что «всякий грех и хула простится человекам, а хула на Духа не простится человекам... не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф. 12:31–32 ). Вот по молитвам тех, что живут в этом мире, и по молитвам святых, Господь помилует и на том свете. Потому и св. апостол Павел заповедует молиться за «всех человеков» (Тим. 2:1): не сказал, что нужно молиться только за живущих здесь на земле, но «за всех человеков», потому что у Бога " все живы« ( Лук. 20:38 ; сравн.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Однако же сектанты за живых молятся, а если так, то нельзя в словах псалма усматривать отрицания молитвы за умерших. В этом же смысле надо понимать и слова Господа Иисуса Христи ( Мк. 8:37 ), ибо искупил от смерти людей только один Спаситель, а человек искупить от смерти никого не может. Сектанты, основываясь на Евангелии от Марка (8:37), говорят, что нельзя давать милостыни за умерших. Но это неверно. Христос этими словами только показал, чтобы люди не рассчитывали, что на деньги они устроят свое спасение-но поможет им спастись только Сам Бог . Когда же люди из своего имущества пожертвуют в пользу Церкви и священнослужителей, то пусть думают и знают, что они получат помощь не от денег, но от Самого Господа Бога. В Св. Писании есть много мест, показывающих нам, что люди молились за умерших. Так молились сестры об умершем своем брате Лазаре ( Иоан. 11:21,32–40 ). Молился Иаир об умершей дочери ( Лук. 8:41, 49 – 55 ). Молился пророк Варух ( Вар. 3:4 – 5 ), Иуда Маккавейский ( 2Мак. 12:43–45 ). Для молитвенного воспоминания об умерших на гробах устраивали трапезы ( Сир. 7:36 ; Иер. 16:7 ; Тов. 4:17 ), постились: «И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» ( 1Цар. 31:13 ), «и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем, и о доме Израилевом, что пали они от меча» ( 2Цар. 1:12 ). Апостол Павел молился об умершем Онисифоре: «Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» ( 2Тим. 1:18 ). Что Онисифор умер, это видно из того, что ап. Павел просил ученика своего Тимофея передать приветствие не самому Онисифору, а только его семейству ( 2Тим. 4:19 ). А о самом Онисифоре апостол сказал так: «А сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь» ( 2Тим. 1:18 ). Следовательно, апостол Павел сожалеет об умершем Онисифоре и молится о нем. Таким образом примеры из Св. Писания ясно показывают нам, что как в Церкви ветхозаветной, так и в Церкви новозаветной святые и праведные люди молились за умерших и заповедуют молиться за всех человеков ( Иак. 5:16 ; 1Тим. 2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010