Близкое сходство 2-й части книги пр. Исаии с первою замечается сколько в раскрываемых мыслях, столько же в образах и выражениях. Так выше указано уже было на образ «отрасли Господа». Как самый этот образ, так и другие, напр. образы запустения страны, полевых зверей, зверей пустыни, процветания пустыни, пасения стад в опустевшей земле и т. п. в первой части книги пр. Исаии тесно примыкают к основной его мысли, образно выраженной в 6:13 так: «вся земля эта запустеет, но... святое семя будет корнем ее». Всем этим образам можно найти много соответствующих во 2-й части. С образом «отрасли Господа» срав. напр. следующие места: 44:3–4; 58:11; 53:2 333 . С другими из означенных образов ср. 43:19, 20: «Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне. Полевые звери прославят Меня – шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный Мой народ» (ср. с этим местом особ. 34:35 гл., 32:2...). Или: «бедные и нищие ищут воды, и нет ее, язык их сохнет от жажды... открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды; посажу в пустыне кедр, ситтим, и мирту, и маслину, насажу в степи кипарис, явор и бук вместе (41:17–19, ср. особ. 33:16; 35 гл., 32:2; 30:25; 14:8 – о «кипарисах радующихся» и «кедрах ливанских», составляющих «славный лес, сад», 10:18... 37:24) или 55:13: «горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле – рукоплескать вам; вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт» (ср. 5:6; 7:19–25; 27:4; 30:13...); или 49:9–10: «они при дорогах будут пастись, и по всем холмам будут пажити их,.. при источниках вод», и 65:10: «и будет Сарон пастбищем для овец, и долина Ахор местом отдыха для волов народа Моего», ср. особ. 5:17; 30:23 и дал., 32:14 и дал. Образы «запустения страны» и «развалин»: см. напр. в 58:12: «и застроятся (потомками) твоими пустыни вековые; ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Святой первоверховный апостол Павел написал: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся, и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7:29–32). «Ибо проходит образ мира сего». О чем говорят эти строки? В чем их эсхатология? «Эсхатос» в переводе с греческого «конечный», «последний». Эсхатология – это учение Православной Церкви о конечных судьбах мира. Духовная история человечества такова… Сотворение Богом мира и людей. Их грехопадение, изгнание из рая и ожидание Спасителя-Мессии. С Рождеством Христовым, земной жизнью и Вознесением Господним человеческая история пришла к своей кульминации, к высшей точке напряжения, и к своему завершению. Искупление Богом человеческого рода завершилось. Если сравнивать с литературой, роман написан. Осталось черкнуть постскриптум – послесловие. Мы, дорогие братья и сестры, живем в «постскриптуме». Оркестр сыграл уже симфонию. Тянется последний чистый звук скрипки. Эсхатологические последние времена, так часто обозначаемые в Посланиях святыми апостолами. Вспомним притчу о сеятеле (см. Мф. 13:24–43). Все уже сделано. Поле засеяно. Есть злаки и плевелы. Сейчас время роста того и другого в максимальную меру. Одни люди становятся с Божьей помощью праведниками. Другие – грешниками. Одни «воссияют, как солнце, в Царстве Отца их», других «ввергнут в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов». Вот в чем дело. Постскриптум. Спаситель совершил Свое дело. Мы растем на поле жизни и превратимся в злаки либо в плевелы. Святые Ангелы ждут, пока восполнится число праведников на небе. И в конце притчи призыв-клич Христа, который оканчивается не точкой, нет. Он оканчивается восклицательным знаком: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13:43). Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София услышали и все правильно поняли. Они расставили верные акценты в своих коротких, но пламенных святых жизнях.

http://pravoslavie.ru/106730.html

31 . Какой силой вразумлен ты, разбойник? Кто научил тебя поклоняться презираемому и вместе с тобой Распятому? О свет вечный, просвещающий омраченных! Посему справедливо и услышал он: надейся не потому, что дела твои дают право тебе надеяться, но потому, что находится здесь благодатный Царь. Долговременно бы должно быть прошение; а благодать дарована весьма скоро. Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Поскольку сегодня услышал ты голос Мой и не ожесточил твоего сердца (см. Пс.94:7–8 ), я весьма скоро изрек определение против Адама, весьма скоро прощаю тебе. Ему сказано было: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:17 ). Ты ныне покорился вере, ныне тебе и спасение. Он пал, вкусив от древа; и ты посредством древа вводишься в рай. Не бойся змея, не извергнет тебя; ибо пал он с неба. Не говорю Я тебе сегодня: отойдешь ты, но: ныне со Мною будешь ( Лк.23:43 )». Надейся, не будешь извержен, не бойся пламенного меча: он устыдится Владыки. Как велика и неизъяснима благодать! Верный Авраам еще не вошел туда, куда разбойник входит. Еще не вошли Моисей и пророки, а разбойник беззаконный входит. Удивлялся этому и прежде тебя Павел, говоря: А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать ( Рим.5:20 ). Терпевшие зной еще не вошли, а в одиннадцатый час пришедший вошел. Никто не ропщи на Домовладыку, поскольку говорит Он: друг!., не обижаю тебя ( Мф.20:13 ). Не имею ли Я власти располагать Моим, как хочу? Разбойник хочет добро творить, но смерть предупреждает. Я не только ожидаю дел, но и веру приемлю. Пришедши пасти в вертоградах, Я пришел пасти и в кринах (см. Песн.6:1–2 ). Обрел Я овча погибшее ( Лк.15:4–5 ): беру его на рамена мои, ибо он верит так, как сам сказал: Я заблудился, как овца потерянная; помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! ( Пс.118:176 ; см. Лк.23:42 )». 32 . «Я предвозвестил в песнях о винограде невесте Моей, и эти слова говорил ей: Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста ( Песн.5:1 ). На том месте, где Он распят, был сад ( Ин.19:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Иисус Навин у стен Иерихона. Миниатюра из Восьмикнижия. Кон. XIII в. (Ath. Vatop. 602/515) Иисус Навин у стен Иерихона. Миниатюра из Восьмикнижия. Кон. XIII в. (Ath. Vatop. 602/515) Завоевание Ханаана произошло прежде всего благодаря помощи Бога и Его особой заботе об Иисусе Навине, нежели благодаря человеческим усилиям. Владение этой землей ставится в зависимость от верности Израиля Господу, от повиновения закону, данному на Синае: «Если вы преступите завет Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и пойдете и будете служить другим богам и поклоняться им, то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам [Господь]» (Нав 23. 16). Когда кто-нибудь преступает завет с Богом, весь народ терпит поражение: Бог не будет продолжать благословлять Израиль, пока есть грех в его среде (Нав 7). Чтобы в дальнейшем жить в безопасности на земле Господа, Израиль должен свято хранить завет с Ним, заключенный на Синае. Верность завету - единственное и необходимое условие вечного обладания землей, обещанной праотцам. Обеспечение хранения и исполнения закона - главная задача Иисуса Навина как преемника Моисея. Придя в землю своего наследия, в Св. землю, народ должен был восстановить свой завет с Господом: совершить обрезание (Нав 5. 1-9) и отпраздновать Пасху (5. 10-12). Описание завоевания земли как дара Господа и примера Его божественной милости стало повторяющимся мотивом в следующих библейских книгах, которые использовали его с целью воспитания народа. Авторы этих текстов, имеющих прежде всего богослужебное значение, обращались к теме дарования Богом земли, чтобы напомнить о любви и верности Бога Своему народу, о Его готовности прийти на помощь и избавить от врагов (см., напр.: Пс 43. 2-8; 77. 54-55; 79. 8-9, 11; 104. 43-45; 113. 1-8; 134. 10-12; 135. 17-22). Обращаясь к теме завоевания земли во времена И. Н. к., пророки в Израиле и Иудее стремились показать милосердие Бога к израильскому народу в истории, так что особенно трагично выглядели преступления и нарушение завета последующими правителями Израиля (см., напр.: Иер 2. 6-7; 32. 20-23; Иез 20. 5-6; Ос 11; 13. 4-6; Ам 2. 9-10; Мих 4-6).

http://pravenc.ru/text/293947.html

И Иаков: « Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов » ( оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная ему, и той чаяние языков ) (Быт. XLIX, 10). И Малахия: « Лучше кто–нибудь из вас запер бы двери медные ( зане в вас затворятся двери ) и не изменится предположенное: Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву » ( зане от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех, и на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чиста ) (Мал. 1:10, 11). И еще Давид: « Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости; ибо Господь Всевышний страшен, — великий Царь над всею землею… Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном » ( вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования: яко Господь вышний, страшен, Царь велий по всей земли. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне ) (Пс. 46:1–6). И еще другой: « Веселитесь, язычники, с народом Его » ( возвеселитеся языцы с людьми его ) (Втор. 32:43). И Ты сам, пришедши, не призвал ли тотчас волхвов, эту твердыню язычников, силу диавола, могущество бесов, и по снисхождению не сделал ли их провозвестниками? Ты призываешь волхвов; пророки говорят о язычниках; и по воскресении из мертвых Ты говоришь ученикам: « идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа » ( шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ) (Матф. 28:19). Когда же пришла эта несчастная, бедная, просящая о дочери, умоляющая облегчить ее несчастие, тогда Ты говоришь: « Я послан только к погибшим овцам дома Израилева »? Когда пришел сотник, Ты говоришь: « Я приду и исцелю его » ( Аз пришед исцелю его ) (Матф. 8:7); когда говорил разбойник, Ты отвечаешь: « ныне же будешь со Мною в раю » ( днесь со Мною будеши в раи ) (Лук. 23:43); когда принесен расслабленный, Ты говоришь: « встань, возьми постель твою, и иди » ( востани, возми одр твой и иди ) (Матф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Глаголю же: в елико время наследник млад есть, ничимже лучший есть раба, Господь сый всех: но под повелители и приставники есть даже до нарока Отча. Такожде и мы, егда бехом млади, под стихиами бехом мира порабощени: егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына своего единороднаго, раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем. И понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына своего в сердца ваша, вопиюща: авва Отче. Темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом ( Гал. 3:24-26 ). «Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: Он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, Чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа». ( Гал. 4:1-7 ). Нарекутся – не в смысле получения просто имени сынов Божиих, а в смысле обозначения вместе с бытием и признания таковыми ( Мф.13:43 ; Ис.4:3; 62:2 ; Ос. 1; 6, 9; 2:23 ; Лк.1:32, 35 ; Иак.2:23 ; Апок.2:17; 3:5, 12; 22:4 ). «Получить имя сына Божия значит не стать таковым, а выступить в явлении и быть признанным в качестве такового» (Zahn Тн., стр. 195). Тогда праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца их. Имеяй уши слышати да слышит ( Мф.13:43 ). «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» И будет останок в Сионе и останок во Иерусалиме, святи нарекутся вси написаннии в жизнь во Иерусалиме ( Ис.4:3 ). «Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме». И узрят языцы правду Твою, и царие славу Твою, и прозовут Тя именем новым, имже Господь наименует е  ( Ис.62:2 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Потому и Павел вменяет это в великое до­стоинство, когда говорит: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). » Διαψαλμα« – перемена тона (в славянском нет этого слова). Другой (Акила): «постоянно». В еврейском: «сел». «Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь, Боже, с силами нашими» ( Пс.43:10 ). Другой переводчик говорит (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «хотя ты от­ринул». Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «и однако ты отринул». Четвертый (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «но при том ты отвергнул». «И не выходишь, Боже, с силами нашими». Другой (Симмах): «и не ходишь в войсках наших». За отвержением тотчас следует посрамление и опасность – терпеть от всех бедствия. «Силами» пророк называет свои войска, так как в них за­ключается сила царя, по премудрому устроению Божию, чтобы был союз между начальником и подчиненными. Царь имеет нужду в подданных, а они – в начальнике, так что они много содействуют друг другу. Чтобы не было гордости, Бог устроил так, что великое часто имеет нужду в малом. Это сделал Он и с неодушевленными предметами. Так иногда колеблю­щийся столп поддерживается подложенным под него камуш­ком и тяжело нагруженный корабль управляется малым рулем и избавляется от опасностей. Что значит: «ныне Ты отринул... нас»? То, что мы, говорит, и при таких страданиях не отсту­паем от Тебя, славословим, воспеваем, хвалимся Тобою. «Обратил нас вспять пред врагами нашими, и ненавидящие нас расхищали себе» ( Пс.43:11 ). Другой переводчик (Симмах) говорит: «ты поставил нас ниже всякого врага». Смотри, как говорит он о тяжелых бедствиях и как прискорбными чертами изображает несчастья, показывая, что и враги, хотя были великими грешниками, однако потерпели достаточное наказание. 7. То же с преизбытком сделали и отроки в печи, ко­торые воспевали тогда и говорили: «предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле» ( Дан.3:32 ); и еще: «мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши» ( Дан.3:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Миллионы и миллионы людей, особенно в странах «третьего мира», по-прежнему нуждаются в необходимой одежде. Мф.25:43 . «был наг, и не одели Меня»… Но вернемся к следующим проблемам современного нам мира, в чем Христос может обвинить нас в день Страшного Суда: Рост хронических и эпидемиологических заболеваний – во всем мире и в нашей стране растет. Медики ожидают, что к 2013 году количество больных онкологическими заболеваниями вырастет по всему миру до 15 миллионов человек, как сообщил заместитель директора Московского научно-исследовательского онкологического института им. Герцена Валерий Старинский. «Где-то порядка 15 миллионов в 2013 году ожидается, по данным Всемирной организации здравоохранения, больных злокачественными новообразованиями. У нас (в РФ) сейчас на учете 2,6 миллиона человек» 477 , – сказал он. В 2007 году, по данным Минздравсоцразвития РФ, было выявлено 118 367 больных туберкулезом (83,2 на 100 тысяч населения). Огромное количество больных туберкулезом выходит на лиц, находящихся в местах лишения свободы. Христос с особой заботой всегда относился к больным. Сказано: «Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных» ( Мф.8:16 ). Перед Вознесением на Небеса он наставлял Своих учеников словами: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» ( Мф.10:8 ). В Церкви существует и Таинство Соборования, о котором говорится в Послании Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:14–16 ). – Но многие больные в мире по-прежнему остаются и без лечения, и без необходимого присмотра. Мф.25:43 . «был… болен… и не посетили Меня»… Рост количества осужденных и заключенных в тюрьмы – еще одна проблема. Суд – это дело Божие, и те библейские принципы проведения судебного разбирательства, которые установлены в Священном Писании, не соблюдаются мирскими судами. Впрочем, христианин только в исключительных случаях может обращаться в светский суд (см. Деян.26:32 ), для верующих существует суд церковный (см. 1Кор.6:1–7 ). Не пытаясь давать нравственной оценки светским судам, мы обратим внимание на следующие цифры:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, если Сын сам сотворил времена и сроки [потому что « Все чрез Него начало быть » (Ин. 1:3)], то каким образом осмеливаемся говорить, что было время, когда Сына не было? По твоему слову, время — больше, чем Бог–Слово, так как то, что прежде, по необходимости — и больше. 2. Но хочешь ли узнать, что Сын — совечен Отцу? Исаия говорит: « Я Бог первый и Я последний, прежде Меня не было иного Бога и после Меня не будет » (Ис. 44:6; 43:10). Итак, если ты говоришь, что Сын — позже Отца, то каким образом Отец говорит, что « после Меня не будет » иного Бога? Если же ты поймешь это о Сыне, то каким образом Он говорит: « прежде Меня не было иного Бога »? Чрез это усматривай, что Сын — совечен Отцу. Слушай же свидетельства, произнесенные о Сыне, и избегай бесчестить Его: « пролил Господь дождем огонь от Господа », и огонь на Содом (Быт. 19:24). Господом называет Отца, Господом — Сына, Господом — Святого Духа, так как говорит: « Господь есть Дух » (2 Кор. 3:17); и не сказал: Господь меньший возле Господа великого. И Моисей говорит: « и да поклонятся Ему все ангелы   Божии » (Втор. 32:43); ангел же творению не поклоняется. И чтобы ты понял, что это сказано о Сыне, послушай, что говорит Павел: « когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии » (Евр. 1:6). А также и Давид взывал: « сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих » (Пс. 109:1). И не сказал: Господь Господа моего; но сказал: « Господь Господу моему ». « Се », говорит Исаия, « Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил » (Ис. 7:14; Мф. 1:23), « что значит: с нами Бог » (Мф. 1:23). Да, называю Его Сыном, однакож, подчиненным и меньшим Отца. Снова изобличает тебя Исаия, говоря, что « младенец родился нам — Сын дан нам, и нарекут имя Ему: Великого совета Ангел, Чудный Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец вечности » (Ис. 9:6). Пророк провозглашает Властелином, Богом крепким; а ты называешь Его подчиненным? Тот называет Великого совета Ангелом; а ты называешь малым? Смотри же, прошу, что о Нем взывает также и Иеремия: « Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним » (Варух.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Правда, на последнем страшном суде воздаяние будет каждому соответственно его делам в земной жизни. Но по свидетельству того же апостола, кроме последнего всеобщего суда, для каждого человека бывает после его смерти – суд частный: Евр. 9:27 . Люди сейчас же после смерти получают еще не полное воздаяния. О чем тот же ап. свидетельствует: Евр. 11:39–40 . Этим обнаруживается бесконечная благость и милосердие Господа к людям, что Он, по смерти, после частного суда, не окончательно наказывает грешников, а только предначинательно, оставляя им время, в продолжение которого у них семя добра, с каким покаявшиеся пред смертию грешники переходят в вечность, могло бы развиться и очиститься от всякия скверны под благотворным влиянием молитв Церкви. Когда бесконечная благость Божия, так сказать, успеет совершить все, что можно совершить для блага искупленных честною Кровию Христа, тогда бесконечная правда Божия произведет всеобщий и последний суд, па котором окончательно воздастся каждому по заслугам: Мф. 25:31–32, 46 . Рим. 4:7–8 . Евр. 9:27 . И как человекам положено однажды умереть, а потом суд. Евр. 11:39 . И все сии свидетельствованные в вере, не получали обещанного, 40 . Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Мф. 25:31 . Когда же приидет Сын человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей. 32 . И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. 46 . И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Рим. 4:7 . Блаженны, чьи беззакония прощены, и чьи грехи покрыты. 8. Блажен человек, которому Господь не вменит греха. ( Пс. 31:1 – 2 ). Лк. 23:43 . И сказал ему (разбойнику) Иисус·истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Примеч . Сектанты говорят: если Господу угодно, то Он и перед смертью без постороннего ходатайства может переселить в рай даже разбойника, после же смерти никакого помилования быть не может, а потому молитвы об умерших бесполезны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010