Глава 23 1–11. Воцарение Иоаса, 8-го царя иудейского. 12–15. Гибель Гофолии. 13–21. Первые шаги молодого царя и его религиозность и преданность теократии. 2Пар.23:1 .  Но в седьмой год ободрился Иодай и принял в союз с собою начальников сотен: Азарию, сына Иерохамова, и Исмаила, сына Иегохананова, и Азарию, сына Оведова, и Маасею, сына Адаии, и Елишафата, сына Зихри. При общем и нередко дословном сходстве рассказа в главе ( 2Пар.23 ) о произведенном первосвященником Иодаем политическом перевороте в Иудейском царстве с рассказом в главе ( 4Цар.11 ) об этом же событии (см. «Толковую Библию», т. II, с. 513–515), рассказ 2 Паралипоменон имеет и некоторые особенности в содержании и особенно в изложении по сравнению с 4 Царств. Особенности эти касаются частью отличающей книги Паралипоменон преимущественной документальности, частью столь же характерной для этих книг точки зрения левитского священства. В первом отношении имеет значение то обстоятельство, что в ст. 1 названы по именам все участники заговора Иодая. Что касается хронологической даты события, то в принятом тексте LXX она обозначена 8-м годом царствования Гофолии ( ν τ τει τ γδω), но в кодексах XI, 19, 52, 55, 60, 64, 71, 74, 93, 106, 108, 119, 120, 121, 134, 158, 236, 243 у Гольмеса, в кодексах Александрийском, Альдиноском, Комплютенском, в Вульгате, славянском и русском текстах, согласно с еврейским текстом, назван 7-ой год. 2Пар.23:2 .  И они прошли по Иудее и собрали левитов из всех городов Иудеи и глав поколений Израилевых, и пришли в Иерусалим. Здесь два новых, не отмеченных в 4 Царств, частных обстоятельства предпринятого по инициативе первосвященника Иодая, переворота. Первое: подготовительная агитация в пользу этого переворота со стороны поименованных в ст. 1 глав движение приняли левиты и священники, вместе с главами народных поколений 7 , прибывшие в Иерусалим для указанной им цели. Такое участие священников и левитов в политическом движении, организованном по инициативе первосвященника, вполне естественно и только случайно не упомянуто в 4 Царств. Приглашение всех упомянутых лиц в Иерусалим могло быть приурочено к какому-либо празднику, так что государственная тайна предприятия могла оставаться ненарушенной. В кодексе 240 у Кенникота к словам (ст. 2) «пришли в Иерусалим» прибавлено: «все общество» (kol qahal).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ввиду всего этого естественно, что он мог обратиться с авторитетным властным словом ко всем " двенадцати коленам, находящимся в рассеянии " .О жизни святого Апостола Иакова сохранилось довольно много сведений. Он был старшим сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы, от первой его жены, родным братом упоминаемых в Евангелии Иосии, Симона и Иуды (Матф. 13:55) и названным братом Господа Иисуса Христа. Он сопровождал Иосифа и Марию с младенцем Иисусом во время их бегства в Египет. По-видимому, он с братьями своими довольно долго не вполне веровал в Господа Иисуса, как в Мессию (Иоан. 7:3-5) [ 4 ], почему, быть может, и не удостоился быть в числе ближайших двенадцати Его учеников. Но потом он всем сердцем уверовал, и Господь, по воскресении Своем, удостоил Иакова Своим явлением особо (1Кор. 15:7) [ 5 ].По вознесении Христовом он, как предназначенный к тому Самим Господом, был поставлен первым епископом иерусалимской церкви, и в качестве такового, а также, как пользовавшийся особенно высоким уважением и самих апостолов, председательствовал на первом Апостольском соборе в Иерусалиме (Деян. гл.15). Надо полагать, что вся его деятельность сосредотачивалась в Палестине, и он не ходил с проповедью по другим странам, подобно остальным апостолам. Жизнь свою окончил мученической смертью около 64 г., будучи сброшенным иудейскими начальниками с портика иерусалимского храма.Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, в результате войны с римлянами, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение Иакова праведного. Предание приписывает святому Иакову, брату Господню, составление древнего чина Божественной литургии, который до сих пор совершается в Иерусалиме в день его памяти 23 октября (5 ноября). не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

2Кор.9:6 .  При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Апостол, конечно, имеет в виду здесь награду, какую милостивый получит на небе (ср. Мф 5:7 ). 2Кор.9:7 .  Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Но при этом не должно быть никакого принуждения для имущего класса христиан: Бог любит и ценит только тех, кто дает добровольно (цитата из кн. Притч.22:8 по тексту 70-ти. В подлинном тексте этого выражения не имеется). 2Кор.9:8 .  Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, 2Кор.9:9 .  как написано: расточил, раздал нищим: правда его пребывает в век 10 . На вопрос о том, откуда у христиан могут найтись средства для благотворения, если они уже роздали что могли, Апостол отвечает, что Бог будет им посылать такие средства на добрые дела. Еще в Ветхом Завете о щедром раздаятеле милостыни сказано, что «его правда», т. е. его праведные дела, «пребывает во век» ( Пс 111:9 ). Это значит, что Бог будет всегда награждать праведника и внешним благополучием (ср. Пс 111:3 ). 2Кор.9:10 .  Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, Ап. имеет здесь в виду изречение из кн. Исаии ( Ис.55:10 ), где подлежащим в выражении «дающий семя» – конечно, подразумевается «дождь». С дождем сравнивается у пророка благость и всемогущество Божие. У Апостола подлежащим служит подразумеваемое выражение «Бог». Тот Бог, говорит Апостол, Который дарует сеятелю семя, дает Коринфянам и средства на благотворение и потом еще «умножит плоды правды вашей» (ср. Ос. 10:12 ), т. е. вознаградит богато за ваше расположение к бедным. 2Кор.9:11 .  так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ту же мысль Ап. раскрывает здесь полнее. Полученное от Бога богатство сделает Коринфян еще более готовыми на подаяние милостыни. А как велико значение этой добродетели-щедрости! Чрез нее мы, слабые люди, возбуждаем во многих благодарные чувства по отношению к Богу и, таким образом, содействуем Его славе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Важно понять, что мученичество «отнюдь не было изобретением человеческим, или последствием одного человеческого произволения: оно было даром Божиим человечеству, и потому было сверхъестественно, как и святый апостол Павел сказал: Вам даровася еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати ( Флп.1:29 )» (свт. Игнатий Брянчанинов) 238 . Свой сверхъестественный подвиг мученики не могли совершить без благодати Божией. «Первоначально предоставлялось им явить свое произволение; но по приятии ими первых мук, нисходила к ним помощь Свыше, соделывала для них муки и смерть за Христа вожделенными». Страдания за Христа становились для них началом вечных райских радостей 239 . Засвидетельствовав своей добровольной смертью за веру силу данной им благодати, превратившей страдания в радость, мученики тем самым свидетельствуют о победе Христа над смертью и о своем усыновлении Христу, т. е. о реальности Царствия Небесного, достигнутого ими в мученичестве 240 . Принятием страданий и смерти мученик утверждает, что царство смерти кончилось, и восторжествовала жизнь. Подвиг мученичества является доказательством самого главного положения христианства – победы Христа над смертью, Его воскресения из мертвых. Это свидетельство уверенности в превосходстве подлинной жизни во Христе и со Христом над жизнью этого мира, уверенности в том, что Христос воистину «смертию смерть попрал» 241 . В этом смысле «мученичество есть продолжение апостольского служения в мире» ( В.В. Болотов ). Вместе с тем мученичество – это последование Христу в Его искупительных страданиях 242 . Эти два аспекта мученичества в полной мере проявляются уже в подвиге первого христианского мученика, архидиакона Стефана. На суде синедриона он, «воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:55–56 ). Так Стефан засвидетельствовал о Царстве Небесном, открывшемся для него во время и вследствие его подвига. Мученическая смерть Стефана напоминает смерть Спасителя. Когда святого побивали каменьями, он «воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» ( Деян.7:60 ). Стефан фактически повторил то, что сказал при Распятии Сам Христос: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Так в своем мученичестве Стефан следует путем Христа 243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Блаженный Иероним, блаженный Феодорит и святой Кирилл Александрийский относят это пророческое созерцание ко времени восхождения Христа Спасителя на небо, по воскресении Его, когда Ангелы и небесные силы с удивлением спрашивали Его об Его багряном виде» (ср. Пс.23:7–8 , – Комм. СПб. Академии, с. 904). Но ближе к тексту будет думать, что вопрошающими через пророка здесь являются сыны Израиля, или даже представители современного Христу человечества вообще, которые, видя радикальный переворот, произведенный христианством во всех областях жизни ( Лк.1:51–53 ), задаются естественным вопросом – кто же Он – Виновник всего происшедшего? Самое построение этой фразы (вопрос), равно, как и следующей за ней (ответ) довольно близко напоминает аналогичное же место из одного псалма: «Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани... Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – Царь славы» ( Пс.23:7–10 ). «Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать». Вот ясный ответ на поставленный выше вопрос, данный Самим героем-победителем. Самим возвращающимся триумфатором. Он называет себя здесь «изрекающим правду», «сильным... спасать». Мы уже много раз имели случай выяснять ту «правду», во всех оценках этого основного пункта всего ветхозаветно-теократического мировоззрения, о которой пророк Исаия говорит особенно часто ( Ис.1:17, 21, 26 ; Ис.5:16 ; Ис.32:1, 16–17 ; Ис.45:24–25 ; Ис.48:18 ; Ис.51:5 ; Ис.53:11 ; Ис.57:12 ; Ис.58:8 ; Ис.59:3, 14, 16–17 и др.). Грядущий Победитель называется здесь только «изрекающим» правду. Но мы уже хорошо знаем, что у Мессии (было – Раба Иеговы) «слово» равносильно «делу», по категорическому заявлению Самого Всевышнего: «слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». ( Ис.55:11 ). Конкретный вид «правды», который имеется здесь в виду, это – судя по контексту – осуществление праведного воздаяния боговраждебным силам языческого мира, олицетворенным в виде Едома.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

 1. Учение о Святом Духе в святоотеческой традиции 1.1. Начальный период. Обетование Святого Духа в прощальной беседе Господа с учениками раскрывает нам содержание заповеди любви к Нему и учеников друг ко другу: “кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Ин 14:23,26). Далее в беседе с учениками о Своем скором возвращении Господь, вероятно, говорит о возвращении в Духе Святом 1 . Об этом свидетельствует прежде всего дар Духа Святого, который дается ученикам. Это толкование, предложенное в древности святителем Кириллом Александрийским, было забыто и в православном богословии появилось вновь лишь в XX веке. Позднее Господь является тесному кругу учеников при затворенных дверях, выражающих отделенность Его и Его Церкви от мира. Прощальная беседа — это беседа Господа с Церковью, а день пришествия Святого Духа и возвращения Христа в Духе понимается не как астрономический день, но как мировая эпоха нового христианского человечества 2 . Поскольку Христос пребывает в Церкви, Он может являться верующим в Духе. Возможность таких явлений видна из случаев с апостолом Павлом (Деян 9:3–7; 1 Кор 15:8), диаконом Стефаном (Деян 7:55–56), тайнозрителем Иоанном (Откр 1:1) и др. Господь продолжает являться верным и до нашего времени 3 . Мужи апостольские и апологеты, время жизни которых было близко к веку Апостолов, также оставили свои свидетельства о Святом Духе, иногда четко не различая Сына и Духа 4 . Святитель Ириней Лионский учил о Духе Божием, сошедшем на Господа в “виде голубине”, как о Том Духе, о Котором сказано Исаией: “И почиет на Нем Дух Божий” 5 . При этом Дух уподобляется влаге, без которой из сухой пшеницы не может быть сделана одна масса и один хлеб, “так и мы, будучи первоначально сухим деревом, никогда бы не произвели плода жизни без добровольного орошения свыше” 6 . 1.2. Век тринитарных споров. В каппадокийском синтезе учение о Троице венчается фундаментальным трудом святителя Василия Великого “О Святом Духе”. Святитель Василий приводит семь аргументов, подтвержденных Священным Писанием, поясняющих, почему Святой Дух не тварь: в Нем нет переворота или перемены ни по сущности, ни по действованию; Он не освящаемое, но освящающее; Он не имеет нужды во святыне, потому что свят в сущности; Дух дает свободу и сыноположение, которые тварь дать не может; тварь не может подобно Духу вселиться существенно в разумную душу; Дух, в отличие от твари, ничего в Себя не приемлет — ни добродетель, ни порок 7 .

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-svyatit...

Помилуй мя, Господи, Сыне Божий: душа моя зле беснуется. Господи, помози ми. Даждь ми, да насыщуся и аз, яко пес от крупиц, падающих от трапезы рабов Твоих. «Помилуй нас, Господи, Сыне Давидов (Два слепца ко Христу). Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: «Помилуй нас, Господи, Сыне Давидов!» Они говорят Ему: «Господи! (Хотим), чтобы открылись глаза наши». Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним». ( Мф.20:30-31, 33-34 ). Помилуй мя, Господи, Сыне Божий! Умилосердися, Иисусе, Сыне Божий! Да отверзутся очи мои, да узрю свет Твой, и иду по Тебе. «Иисус сказал ему (отцу, у которого сын бесновался): «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него». ( Мк.9:23-25 ). Благий Учителю, Сыне Божий! Приведох к Тебе душу мою имущую бесы. «Верую, помози моему неверию», повели изыти и ктому не внити: вся Тебе повинуются. «Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: «Не плачь». И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: «Юноша! Тебе говорю, встань!» Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить». – О вдовице и сыне ее во граде Наине (см. Лк.7:13-15 ). «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же (жене плакавшей) сказал: «Прощаются тебе грехи» ( Лк.7:47-48 ). «Он, обратившись к ним, запретил им (Иакову и Иоанну) и сказал: «Не знаете, какого вы духа, ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» ( Лк.9:55-56 ). Слава Твоему человеколюбию, Незлобиве Господи! «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов» ( Лк.9:60 ). «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия» ( Лк.9:62 ). «Посему, братия более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» ( 2Пет.1:10 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-i-b...

4. Ин. 6:4 . Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Ин. 2:13, 11:55 . Приближалась же Пасха: см. прим. к Мф. 26 и парал. Это как бы мимоходом поставленное здесь замечание имеет, с одной стороны, значение хронологического указания; им даётся знать, что здесь в повествовании евангельском большой перерыв. С другой стороны, оно имеет характеристическое значение собственно в Евангелии Иоанновом. Иоанн не говорит, чтобы на этом третьем празднике Пасхи Господь был в Иерусалиме, и ниоткуда не видно, чтобы действительно был. Он не ходил в это время в Иерусалим потому, как далее говорит Иоанн, что иудеи искали убить Его ( Ин. 7:1 ), а час Его ещё не пришёл, и Он проповедовал только в Галилее, долго не бывав в Иудее и Иерусалиме, года приблизительно полтора. Теперь Он окружён народом, из коего многие по закону скоро должны отправиться в Иерусалим на праздник Пасхи. Пусть же они скажут верующим там, что вдали от них, вдали от храма, в пустыне, презренный ими в Иерусалиме торжествует предпразднство новой Пасхи чудным образом, питая тысячи народа немногими хлебами и рыбами, и затем торжественно в синагоге капернаумской разъясняет таинство этой новой Пасхи. Если же и эти напитанные и наученные поколеблются в вере, пусть знает мир, что ослепление напало на всего почти Израиля, что неверие одолело его и что за это отнимется от него Царство Божие и отдастся язычникам. Указать как можно яснее и рельефнее это упорное неверие народа и вождей – одна из самых характеристических черт Евангелия Иоаннова. 5. Ин. 6:5 . Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идёт к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Мф. 14:14 д. п. Мф. 15:32 д. п. 6. Ин. 6:6 . Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Быт. 22:1 . 7. Ин. 6:7 . Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Мк. 6:37 . 8. Ин. 6:8 . Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: Ин. 1:41, 12:22 . 9. Ин. 6:9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Если нет, то я бы посоветовал бы им внимательно прочитать книгу святителя Николая Сербского " Война и Библия " . Там всё чётко и доступно сказано. В частности: " ради добродетели достойных начальников Господь дарует народу мир и благоденствие; - ради добродетели начальников Господь отводит нападающих на народ и ему дарует победу; - если же начальники возгордятся своею силою, или мудростью, или богатством (что даруется им Богом) и отпадут от Бога, то Господь строго наказывает и начальников, и народ " . Исходя из этого, это ещё вопрос - чьим поражением станет лишение УПЦ Киево-Печерской Лавры? Ведь известно, что даже малейшее потрясение в духовной сфере является предвестником больших катастроф и бедствий в нашей привычной жизни», - предостерёг митрополит Лука. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 5. 1 Коринфянам 15:55-57: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!». 4. а пожал позорную крестную смерть. Эк.сказанул! Думать надо. А кто именно занимается там поруганием святынь. нетрудно сообразить. 3. Ответ на 2, С. Югов: Галатам, 6. 7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: То же относится к святыням. Христос посеял слово Божие ,а пожал позорную крестную смерть. Вместо сострадания -сами виноваты? Или я не так вас понял? А Зеленский, если бы пошёл на разговоры, его бы в тот же час и грохнули, а свалили бы всё на русских шпионов. Зеленский -давно уже игрушка тех, кто стоит у него за спиной. 2. Галатам, 6. 7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: То же относится к святыням. 1. БЕЗ ПОМОЩИ БОЖИЕЙ... Так может обратиться к народу с живым, реальным призывом о ежедневной неформальной спасительно-покаянной общедоступной, конкретной, кратенькой,посильной молитве В ЛЮБОМ МЕСТЕ ч 12 И 20 ч?/И в любое время, еств/. Если не поздно... Не пора? Ещё подождём..?

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/21/pl...

9:38). Идти прямо В горах идти прямо – значит идти по тропе, как бы она ни петляла, В жизни идти прямо – значит, выбиваясь из последних сил, всегда плыть против течения. Чем меньше несешь с собой груза, тем быстрее придешь к цели, Чем больше различных знаний, тем труднее понять главное. 54. «…Должно всегда молиться и не унывать…» (Лк. 18:1). Случай на моторной лодке Два друга плыли вдоль берега моря на моторной лодке. Внезапно мотор заглох. Чтобы они ни делали, он не заводился. Лодку начало сносить ветром и течением прямо на подводные камни. Погода быстро портилась. Друзья сели на весла, но, так как встречное течение было довольно сильным, лодка продвигалась вперед очень медленно. Один из гребцов постоянно бросал весла и оглядывался: не покажется ли причал? Это замедляло движение лодки, и его напарник сказал своему нетерпеливому товарищу: «Давай будем грести не останавливаясь, а то как бы не начался шторм. Тогда уж нам точно не выплыть». Друзья налегли на весла, и вскоре увидели свою пристань, к которой благополучно и причалили. Они были спасены. 55. «Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих…» (Пс. 94:10). Купцы да продавцы Раньше люди желали одного, А теперь желают многого. Раньше люди были молодцы, А теперь все – купцы да продавцы. 56. «Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.» (Пс. 7:11). Трудно… Трудно хозяину собрать зерно, растащенное мышами, Трудно человеку собрать свои мысли, разбежавшиеся по всему свету, Трудно найти центр круга, не имеющего границ, Трудно найти человека, который нашел самого себя. 57. «Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек…» (Пс. 36:27). Уклоняйся от зла Хорошо не впускать: Комаров в комнату, Мух на кухню, Спорщиков в дом, Злые мысли в свое сердце. 58. «…на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое…» (Пс. 27:7). Что такое человек? Когда после долгого пути видишь родной дом – не тянет в гости, Отца и мать не заменят дальние родственники, Мука, вода, соль и дрожжи – это еще не хлеб.

http://isihazm.ru/?id=110

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010