Бог является источником истинной премудрости и разума. Он… дает мудрость мудрым и разумение разумным (Дан. 2, 21). Он подает человеку сердце разумное, чтобы… различать что добро и что зло (3 Цар. 3, 9). Можно приобретать у Бога премудрость и разум, как некое богатство и источник жизни (Притч. 16, 22), и терять (21, 16; 23, 26). Особенно ярко этот энергийный характер Божественной Премудрости изображен в следующих словах Писания: Премудрость подвижнее всякого движения и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя… Она есть отблеск вечного света, и чистое зеркало действия Божия, и образ благости Его… пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков… Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше (Прем. 7, 24—29). Будучи сама одним из высших даров Святого Духа (Прем. 7, 14; 9, 17), она предстает в Писании распределительницей всех благ: жизни и счастья (Притч. 8, 32—36; Сир. 14, 25), безопасности (Притч. 3, 23—26), благодати и правды, славы и богатства (Притч. 3, 13—16; Прем. 8, 5), равно как и всех добродетелей (Прем. 8, 7). Еще в Ветхом Завете Премудрость изображалась как некая личность, сопутствующая всем действиям Бога в мире. При творении она веселилась пред лицом Божиим (Притч. 8, 27—31). Она правит вселенной (Прем. 8, 1), направляет историю мира (Прем. 10, 1—19) и обеспечивает людям спасение (Прем. 8, 13). Она открывает им Божественную волю (Прем. 9, 9), призывает воспользоваться всеми ее благами (Притч. 8, 1—21), вкусить от Ее трапезы (Притч. 9, 4—5). В новозаветных писаниях Господь наш Иисус Христос предстает как Учитель высочайшей Премудрости, подтверждаемой силами и чудесами (Мф. 12, 42; Мк. 6, 2; Лк. 2, 40). Он обещает Своим последователям дар премудрости, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся (Лк. 21, 15). Христос строит Свою речь по образцу ветхозаветных речей Премудрости Божией: «Придите ко Мне» (Мф. 11, 28; ср.: Сир. 24, 21); «приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6, 35; ср.: Ис. 55, 1; Притч. 9, 1—6). Здесь обещано больше, чем можно ожидать от речей какого-либо мудреца. Апостол прямо именует Христа Премудростью Божией (1 Кор. 1, 24, 30), потому что в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2, 3). Во Христе откровение Божественной Премудрости достигает своей полноты (Мф. 13, 35; Рим. 11, 33). В Нем все ветхозаветные высказывания о Премудрости Божией получают свою окончательную значимость: Он и есть воплощенная Ипостасная Божественная Премудрость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Сергий 2 декабря 2021, 14:55 Хорошая статья, как по мне все и так очевидно, что жену нужно любить и уважать и не совершать над ней никакого насилия, только в таком случае возможна полноценная совместная жизнь, а принуждением даже кошку не заставишь в лоток сходить :) что уж говорить о людях. 1Кор. 7:3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу. 1Кор. 7:4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. 1Пет. 3:7 Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Анна 2 декабря 2021, 14:38 первая статья из серии была очень удачная.а дальше пошло по нисходящей - всё хуже и хуже... прибавилось юмора, убавилось точности и тонкости... к большому сожалению... Елена, зачем? Краткость - сестра таланта. Ольга 2 декабря 2021, 12:39 Уважаемая Елена, а на какие источники ссылаетесь при утверждении о необразованности крестьян, о качестве их семейных отношений? Или жители деревни, сотрудники сельскохозяйственных предприятий автоматически не умеют читать и любить, если по Божьему промыслу они сеют и собирают хлеб? Земледелец - это единственная профессия, владея которой даже в совершенстве, можно прослыть неучем и выслушивать от представителей других профессий претензии. Если бы дела обстояли так, как описывается в статье, наверное, крестьяне не смогли бы вырастить будущего ПАТРИАРХА Тихона Белавина, священников, святых. И с каких пор Господь стал Господом только тех, кто не живет в деревне? Больно. Елена О. 2 декабря 2021, 12:29 Надеюсь батюшка нашёл что сказать молодому человеку из Писания и Предания. А не из истории западных демократий). Павел Завгородний 2 декабря 2021, 11:38 1. С темы, однако, свернули. Дело в том, что все речи про этот самый " абъюз " имеют целью само понятие семьи дискредитировать. Ещё действует юридически Семейный кодекс, и до демонтажа семьи как общественного института должно быть открыто множество " окон Овертона " . Первое - это обсуждение, признание факта. И потихоньку, несмотря на разницу между теми, кто во всем обвиняет мужей и теми, кто во всем обвиняет жён, договорятся люди до той мысли, что и нечего цементировать эти семейные узы, коли и жену и мужа (да и детей потом) может так переклинить, что семья станет опасным местом, там, где " все друг друга насилуют физически, психологически и экономически " .

http://pravoslavie.ru/143199.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МУЧЕНИК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мученик (гр. μρτυς, лат. martyr), древнейший сонм святых , прославляемых Церковью за мученическую смерть, принятую ими за веру. Понятие мученичества Основным значением греч. μρτυς является " свидетель " , и в этом значении это слово может относиться к апостолам как свидетелям жизни и воскресения Христа, получившим благодатный дар исповедовать Божество Христа , явление Бога Слова во плоти и наступление нового царства, в котором человек усыновляется Богу (ср. Деян. 2, 32 ). Явившись апостолам после воскресения, Христос говорит: “Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями (μρτυρες) в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли” ( Деян. 1, 8 ). С распространением гонений на христиан этот дар свидетельства приписывается по преимуществу мученикам, которые своей добровольной смертью за веру засвидетельствовали силу данной им благодати, превратившей страдания в радость; тем самым они свидетельствуют о победе Христа над смертью и о своем усыновлении Христу, т.е. о реальности Царствия Небесного, достигнутого ими в мученичестве. В этом смысле “мученичество есть продолжение апостольского служения в мире” ( В.В.Болотов ). Вместе с тем мученичество – это следование путем Христовым, повторение страстей и искупительной жертвы Христа. Христос выступает как первообраз мученичества, свидетельства собственной кровью. Отвечая Пилату , Он говорит: “Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать (μρτυρσω) об истине” ( Ин. 18, 37 ). Отсюда и наименование Христа свидетелем (мучеником) в Апокалипсисе : “...от Иисуса Христа, Который есть свидетель (μρτυς) верный, первенец из мертвых и владыка царей земных” ( Откр. 1, 5 ; ср. Откр. 3, 14 ). Два этих аспекта мученичества в полной мере проявляются уже в подвиге первого христианского мученика, первомученика Стефана . Стефан, предстоя осудившему его синедриону , “воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога” ( Деян. 7, 55 -56); он таким образом свидетельствует о Царствии Небесном, открывшемся для него во время и в результате мученичества. Само же мученичество напоминает страсти Христовы. Когда Стефана побивали каменьями, он “воскликнул громким голосом: Господи, не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил” ( Деян. 7, 60 ). Слова прощения реализуют тот образец, который дал Христос при распятии, сказав: “Отче прости им, ибо не знают, что делают” ( Лк. 23, 34 ). Таким образом, в своем мученичестве Стефан следует путем Христа.

http://drevo-info.ru/articles/1068.html

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма восьмая 1 252 В конец, о людях, удаленных от святынь, Давида, для написания на столпе, когда удерживали его иноплеменники в Гефе, 55. 2 253 Помилуй меня, Боже, ибо меня попирал человек; всяк день, нападая, преследовал меня. 3 254 Попирали меня враги всяк день, ибо много надменных, нападающих на меня. 4 255 Вовеки не убоюсь, ибо я уповаю на Тебя! 5 Бога восхвалю словами песнопений моих; на Бога уповал, не убоюсь: что сотворит мне плоть? 6 Всяк день словами моими гнушаются враги; на меня замышляют они зло. 7 Соберутся они и притаятся; за моей стопой наблюдать будут, подстерегая душу мою. 8 Но легко Ты отринешь их, во гневе низложишь народы! 9 Боже, поведал я жизнь мою Тебе; дороги Тебе слезы мои по обетованию Твоему. 10 Да обратятся враги мои вспять в тот день, когда я призову Тебя! Вот познал я, что Ты Бог мой! 11 Восхвалю Бога речами, восхвалю Господа словами песнопений моих. 12 На Бога уповаю, не убоюсь: что сотворит мне человек? 13 На мне, Боже, обеты, и я исполню их во славу Твою; 14 Ибо избавил Ты душу мою от смерти, очи мои от слез и стопы мои от преткновения. Угождать буду Господу во свете Его среди живых! 1 256 В конец, да не погубишь, Давида, для написания на столпе, когда убегал он от Саула в пещеру, 56. 2 257 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и на сень крыл Твоих надеяться буду, пока не исчезнет беззаконие. 3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, сотворившему мне благо. 4 258 Послал Он помощь с Небес и спас меня, предал позору угнетателей моих; послал Бог милость Свою и истину Свою, 5 И избавил душу мою от нападения львов, когда проводил я ночи в смятеньи. Сыны человеческие! Зубы их оружие и стрелы, и язык их меч острый. 6 Вознесись на Небеса, Боже, и по всей земле да воссияет слава Твоя! 7 Сеть раскинули враги для ног моих и стеснили душу мою; ископали пред лицом моим яму, и сами упали в нее. 8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое; воспою и пою в славе моей! 9 259 Воспрянь, слава моя! Воспряньте, псалтирь и гусли! Я встану рано.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Крещение Господне      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 7:32 мин. Размер 7.3 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, в день навечерия великого праздника Господня – Богоявления, или Крещения Христова, мы с вами молимся за продолжительным, но удивительным по своему содержанию богослужением, которое объединяет и чтение часов, и вечерню, и Божественную Литургию святителя Василия Великого, и вот скоро под пение тропаря: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа» – выйдет из алтаря духовенство для совершения Великого освящения воды. Сегодняшнее богослужение более всего напоминает богослужение навечерия праздника Рождества Христова, и также сегодняшний день называется сочельником. Эта схожесть богослужений объясняется тем, что до V века было принято вспоминать Рождение и Крещение Господа нашего Иисуса Христа в один день, и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Пресвятой Троицы в водах Иорданских. На берегах Иордана раздался «глас Господень на водах»: Бог Отец при Крещении Христа Спасителя являет Себя Своему созданию – человеку голосом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», а Дух Святой нисходит на Христа «в телесном виде, как голубь». Богоявление Господне не осталось незамеченным людьми, после этого явного чуда многие внимательнее стали присматриваться к этому малоизвестному (как им ранее казалось) тридцатилетнему Человеку из Назарета Галилейского. Кто-то стал Его учеником и, оставив свою семью и привычную жизнь, пошел за Ним, чтобы слушать Его Благую Весть, пить воду, от которой никто не будет жаждать вовек. И в дальнейшем эта вода – благодать Истины Христовой – сделалась в тех людях, свидетелях Богоявления на Иордане, источником воды, текущей в жизнь вечную. «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте» (Ис. 55: 1), – взывает пророк Исаия. Как чувство физической жажды является проявлением нашего естества, так и духовная жажда естественна для каждого человека. Страдая и мучаясь от жажды Богообщения, мы ищем встречи с Богом, стремимся к Нему приблизиться, исполнять Его волю и заповеди. Но не будем забывать, что до Богоявления на Иордане, до крещения Духом Святым имело место быть крещение Иоанново – крещение Иоанном Предтечей людей, жаждущих встречи с Богом, «в воде в покаяние».

http://pravoslavie.ru/109997.html

Псалом 91 Благо есть прославлять благость и премудрость Господа вечного: ибо благочестивые благоденствуют в своей долголетней жизни, нечестивые гибнут как трава. 1. Псалом песни в день субботный. Сей псалом есть хвалебная песнь, назначенная для пения во храме в день субботний или в праздник субботы. Значению этого праздника вполне соответствует содержание псалма. Священный бытописатель, заканчивая повествование о сотворении мира и человека, говорит: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый. И совершил Бог к седьмому дню дела свои, который Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день и освятил его; ибо в оный почил от всех дел своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт.1:31;2:2–3 ). – Посему и псалмопевец прославляет творение Божие и благословляет Бога в своей песни. 2–4. Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь, в десятоструннем псалтири с песнию в гуслех. – Благо для души праведника, если он исповедует – громко возвещает славу Божию и воспевает имя Божие, т. е. свойства и совершенства, как они проявлены Господом в Его творении и промышлении, и возвещает заутра – при утренней молитве милость, явленную Богом в предшедший день, и – истину Божию, т. е. истинное поклонение Богу во всякую ночь, возвещает все это на псалтири десятоструннем, как самом полнозвучном, или на гуслях в созвучии с песнью – псалмом. Так и еще учил Давид и говорил: «блажен муж, который о законе Господнем размышляет день и ночь», ( Пс.1:2 ), и так именно сам поступал. «Я вспоминал о Тебе, говорит Давид Господу, на постели моей, размышлял о Тебе на утренних стражах ( Пс.62:7 ). – Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой. В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» ( Пс.118:55,62 ). 5–7. Яко возвеселил мя еси Господи в творении Твоем, и в делах руку Твоею возрадуюся. Яко возвеличишася дела Твоя Господи: зело углубишася помышления Твоя. Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 7 (1)  Некогда, во время Ахаза, сына Иоафамова, сына Юззиина, царя иудейского, подступили к Иерусалиму Рецин, царь сирийский, и Пеках, сын Ремалии, царь израильский, с намерением завоевать его; но не могли покорить его 51 . (2)  Когда донесено было дому Давидову и сказано, что сирияне идут с ефремлянами, то вздрогнуло сердце его и сердце народа его, как дрожат от ветра деревья в лесу. (3)  Тогда Иегова сказал Ешаие: «иди ты, с сыном своим Шеар – яшувом, на встречу Ахазу, к концу водопровода верхнего водоема 52 , по дороге к селу белильщиков (4)  и скажи ему: будь осторожен, но спокоен, не бойся, пусть не унывает сердце твое пред двумя остатками этих курящихся головешек, пред пылающим гневом Рецина с сириянами, и сына Ремалии. (5)  Хотя сирияне, ефремляне и сын Ремалии задумывают против тебя злое, говоря: (6)  «пойдём против Иудеи, устрашим ее, разделим ее между собою и поставим в ней царём сына Тавиэлова» 53 ; (7)  но так говорит Господь Иегова: (8)  «не состоится и не будет так! Потому что глава Сирии Дамаск и глава Дамаска – Рецин, но через шестьдесят пять лет Ефрем будет исключён из числа народов 54 , (9)  хотя теперь глава Ефрема – Самария и глава Самарии – сын Ремалии. Если не верите, так не верьте!» (10)  И продолжалъ Иегова говорить Ахазу: (11)  «проси себе знамения от Иеговы Бога твоего, проси в глубину или в высоту, сверху.» (12)  Но Ахаз отвечал: «не буду просить, не стану искушать Иегову.» (13)  Тогда пророк сказал: «слушайте же, дом Давидов! так, вам мало обременять людей, что вы еще хотите обременять Бога моего? (14)  Поэтому, Господь сам даст вам знамение. Вот, Дева беременна, рождает Сына и нарекает имя Ему: Иммануэлъ 55 . (15)  Молоком и мёдом будет питаться Он, пока научится отвергать злое и избирать хорошее. (16)  Но прежде чем отрок научится отвергать злое и выбирать доброе, та земля, за которую ты боишься, из – за двух царей, будет оставлена. (17)  Иегова наведёт на тебя, на народ твой и на дом отца твоего такие дни, каких не бывало со времени отделения Ефрема от Иуды, – царя ашшура.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Скачать epub pdf 55. Неделя 7 по Пасхе. О святых отцах первого Вселенского Собора. О единении верующих во Христе (Ин. 17:1–13; Деян. 20:16–18; 28:36) «Да будут едино как и Мы» ( Ин. 17:11 ). Три дня тому назад, братия и сестры, святая Церковь праздновала Вознесение Господне, а в течение сорока дней до этого праздника она прославляла Воскресшего Господа, воспоминала явления Его апостолам и народу и призывала нас к благодатному общению с Ним, Воскресшим, в душах и сердцах наших. Этот призыв и общению с Господом, к единению с Ним, а также и к единению со всеми верующими в Него, получил особое подкрепление в последних словах, сказанных Господом перед вознесением на небо: И се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Какое великое утешение было дано апостолам, а вместе и нам этими словами Спасителя! Незадолго до Голгофы Христос дал апостолам обетование и ниспослании им Духа Святого ( Ин. 16:7 ), при Своём же вознесении Он и Сам непреложно «обещался с нами быти до окончания века» (пасхальное песнопение). Чтобы сильнее расположить нас к единению с Господом Иисусом Христом святая Церковь сегодня предлагает нашему назиданию молитву Спасителя перед Его страданиями и смертью. В этой молитве Он указывает на Свою общность, на Своё теснейшее единение с Отцом Небесным. Обращаясь к Нему, Спаситель говорит: Всё моё – Твоё, и Твоё – моё... И ученики, которых Ты дал Мне, – Твои. И вслед за этим молится об учениках: «Отче Святой! Соблюди их имя Твоё, чтобы они были едино, как и Мы... и да наследуют жизнь вечную... Сия же жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа. Знать же Бога и пребывать в единении с Ним значило пребывать в вечности и неизреченной радости. О даровании апостолам духовной радости также молится Спаситель в этой молитве: Ныне к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они (ученики) имели в Себе радость Мою совершенную ( Ин. 17:18 ). После вознесения Спасителя апостолы сразу же и ощутили эту радость, ибо сказано в Евангелии, что с великой радостью ( Лк. 24:52 ) возвратились они в Иерусалим и пребывали в Сионской горнице в тесном единении и единодушии, молитве и молении ( Деян. 1:14 ) до дня святой Пятидесятницы, когда они преизобильно преисполнились даров Святого Духа. С тех пор, находясь сами в духовном единении друг с другом, они и верующих, и поставленных ими пастырей призывали к единению, к единомыслию ( Рим. 15:5 ), к жизни в союзе мира и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

2. Ибо Сам Бог, Которого мы ищем, будет, как я надеюсь, способствовать нам, дабы труд наш не был бесплодным, и чтобы мы поняли, почему в святом псалме сказано: «да веселится сердце ищущих Господа. Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда» ( Пс.104, 3–4 ). Но ведь то, что всегда ищется, похоже, никогда не находится; и каким же образом тогда сердце ищущих, если они не могут найти то, что ищут, будет веселиться, а не, наоборот, печалиться? Ибо в псалме говорится о сердце ищущих, а не находящих Господа. И все же пророк Исайя свидетельствует о том, что тот, кто ищет, может найти Господа Бога, ибо говорит: «Ищите Господа, и как только найдете Его, призывайте Его; когда же приблизится Он, да оставит нечестивый путь свой, и беззаконник – помыслы свои» 94 ( Ис.55, 6–7 ). Но если Он может быть найден, почему же тогда сказано: «ищите лица Его всегда»? Но, быть может, Его следует искать даже найденного? Ведь таким образом следует разыскивать непостижимое, дабы не было сочтено, что ничего не найдено, когда было обнаружено, насколько непостижимо то, что искали. Но почему же тогда ищущий ищет таким образом то, что ищет, если постигает, что оно непостижимо, как не потому, что он не должен прекращать [поиск], пока он продвигается в самом исследовании непостижимого, и становится все лучше и лучше в поиске столь великого блага, каковое как ищется затем, чтобы быть найденным, так и находится затем, чтобы быть искомым? Ибо Он ищется затем, чтобы быть найденным более приятным образом, и находится затем, чтобы быть искомым с большей страстью. Именно так воспринимаются слова Премудрости, сказанные в книге Экклезиаста: «Едящие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать» ( Сир.24, 23 ). Ибо они едят и пьют, потому что находят, и потому алчут и жаждут, что все еще ищут. Вера ищет, разумение находит (fides quaerit, intellectus inuenit), отчего пророк и говорит: «Если не уверуете, не уразумеете» 95 ( Ис.7, 9 ). И опять-таки разумение все еще ищет Того, Кого оно находит, [ибо] как поется в святом псалме: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога» ( Пс.13, 2 ). Следовательно, человек должен иметь разумение затем, чтобы искать Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Глава 20 1–28. Союзная война моавитян, аммонитян и идумеев против Иосафата и счастливое для последнего ее окончание. 29–37. Продолжительность, благочестие и слава царствования Иосафата; новый ошибочный союз его с домом Ахава и пророческое обличении ему. 2Пар.20:1 .  После сего Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Моанитской, пошли войною на Иосафата. 2Пар.20:2 .  И пришли, и донесли Иосафату, говоря: идет на тебя множество великое из-за моря, от Сирии, и вот они в Хацацон-Фамаре, то есть в Енгедди. Описываемый здесь поход Иосафата некоторые исследователи (например, Гезениус) отождествляли с рассказываемым в 4Цар.3 союзным походом Иосафата вместе с Иорамом и царем едомским против моавитян. Но, при некоторых чертах сходства обоих рассказов, каждый из них имеет и свои отличительные черты, не позволяющие отождествлять их. Здесь, таким образом, надо видеть самостоятельный факт, не отмеченный в книгах Царств. Указание на него не без основания находят в псалме ( Пс.82 ) (евр. 83), где стихи ( Пс.82:7–9 ) так же как во ( 2Пар.20:1 ), в числе врагов, ополчившихся против народа Божьего, называются Моав, Аммон, Едом, а также в псалме ( Пс.47:4–7 ) (евр. 48), где также можно видеть указания на победу Иосафата над союзниками (см. у Н. И. Троицкого , «Псалтирь. Последовательное изъяснение славянского текста», Тула, 1904, с. 226–227). Союзные силы, предпринявшие поход против Иосафата (ст. 1), состояли из моавитян, аммонитян (ст. 1), обитателей Сеира, т.е. идумеев (ст. 10–23), и «некоторых из страны Моанитской» (ст. 1). Последнее выражение в еврейском, в Vulgata и славянском текстах читается: некоторые из аммонитян (евр.: Mehaammonim, Vulgata: de Ammoniis, слав.: «от аммонитов»), что не дает удовлетворительного смысла: об аммонитянах есть упоминание ранее в том же стихе. LXX передают: κ τν Μιναων (впрочем, в кодексах 44, 74, 106, 120, 121, 134, 234: κ τν μμαντων). Минеями назывались жители округа Маон, находившегося в южной части удела Иудина колена, к юго-востоку от Хеврона ( ( Нав.15:55 ; 1Цар.23:25,25:2 ); «Толковая Библия», т. II, с. 98, 285 и 287; Onomasticon, 696). В этом округе оставались еще потомки прежних обитателей, которые, при случае, возмутились против покоривших их иудеев. Признавая, таким образом, правильность чтения LXX, а также русского синодального перевода – «из страны Моанитской», разницу между ними и еврейско-масорецком тексте, можно объяснить из перестановки одной евр. буквы: и (см. у проф. Гуляева, с. 540–541; Ср. Fr. Böttcher, «Neue exegetisch-kritische Aehrenlese zum Alten Testamente», 1865, s. 233).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010