Архиерейский С. – собрание всех правящих архиереев Поместной Церкви, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами, для решения каких–либо церковных вопросов. 2. Поместный С. – собрание всех архиереев Поместной Церкви, представителей белого духовенства, монашества и мирян для решения важнейших церковных вопросов (избрания Патриарха и др.). 3. Вселенский С. – собрание представителей Поместных Церквей для решения вероучительных и канонических вопросов. Вселенских С. было семь: I Никейский (325 г., против ереси Ария), II Константинопольский (381 г., против ереси Македония; на I и II Вселенских С. был принят Символ веры ); III Ефесский (431 г., против ереси Нестория), IV Халкидонский (451 г., против ереси монофизитов), V Константинопольский (553 г., «О трех главах»), VI Константинопольский (680–681 гг., против ереси монофелитов); VII Никейский (787 г., против ереси иконоборцев). Церковь почитает святых отцов Вселенских С., установивших основные догматы христианской веры и церковные каноны . Собор святых – группа святых, объединенных по какому–либо признаку и имеющих в календаре общую память. Раньше других (до V в.) было установлено празднование С. двенадцати апостолов (30 июня ст. ст.); наряду с ним Церковь празднует С. семидесяти апостолов (4 января ст. ст.), С. вселенских учителей и святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о (30 января ст. ст.), память святых отцов каждого Вселенского С. в отдельности (кроме IV), а также общую память отцов семи и шести Вселенских С. В последние десятилетия в календаре Русской Церкви появились праздники С. святых отдельных епархий (С. святых Белорусских, Брянских, Владимирских, Волынских, Воронежских, Ивановских, Казанских. Карельских, Кольских, Костромских, Крымских, Московских, Новгородских, Псковских, Радонежских, Ростово–Ярославских, Рязанских, Санкт–Петербургских, Сибирских, Смоленских, Соловецких, Тамбовских, Тверских, Тульских, Эстонских), особо почитаемых обителей (С.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Papstgeschichte von dem Anfang bis zur Gegenwart. Muenchen, 1940. S. 42–45. По вопросу о еретичестве Гонория есть существенное различие между православными богословами и западными. Православные считают его безусловным еретиком. Лебедев А. П. так прямо и говорит: «Между самими папами были еретики, например, Гонорий» (Указ соч. С. 90). Болотов В. В. занимает более умеренную позицию в оценке монофелитства Гонория: «Защитники Гонория правы в том, что Гонорий мало сознательный и самостоятельный монофелит, но факт остается фактом: он подтвердил послание Сергия и стал в ряды монофелитов» (Указ. соч. С. 472). Карташев А. В. высказывается более жестко: «Как uзbecmho…VI Вселенский Собор 680–681 гг. анафематствовал папу Гонория и этим отнял всякое право у римских богословов замалчивать и перетолковывать соблазнительный для них факт еретичества папы» (Указ. соч. С. 405). Так же строг в суждении о папе Гонории и проф. Сидоров А. И. : «…Вина Гонория (вольная или невольная – это уже другой вопрос) заключалась еще в том, что он в решении проблемы «действий» и «воль» Христа пошел против всей предшествующей традиции западной патристики… Гонорий коренным образом порывал с традицией своих предшествеников, или, точнее сказать, выпячивал один аспект ее… в ущерб и противовес другому. Подобное нарушение органичной антиномичности христианского вероучения характерно для всех еретиков, пытающихся свести эту антиномичность на плоскость одноплановой рассудочности, и естественно, что Гонорий разделил и участь их, подпав церковному осуждению» (Указ. соч. С. 22). Западные богословы стремятся смягчить проблему осуждения Гонория. Вот их обычные аргументы: «Точный анализ его посланий обнаруживает, что Гонорий совсем не мыслил по-монофизитски. Употребляя выражение «одна воля», он имел в виду нравственное единство воли во Христе и хотел исключить противоречие между волей человеческой природы во Христе и Божественной волей. Поэтому осуждение Шестого Вселенского Собора 681 года, который причислил Гонория к основателям монофелитства, было очень строгим… Лев II (682–683) подтвердил определения Собора с поправкой на то, что виной Гонория стала его грубая небрежность, угрожавшая неповрежденности веры… Его невнимательность и неопределенность в выражениях стала причиной того, что в Средневековье некоторое время папы, вступая на папский престол, анафематствовали исповедание веры Гонория, потому что он своей небрежностью способствовал развитию ереси. Рим никогда не соглашался на осуждение Гонория из-за еретического учения или мудрования. Ошибка Гонория всегда рассматривалась как его личное заблуждение, которое не касалось самого Рима» (Papstgeschichte. S. 44–45; Historia dogmato?w. S. 385). О взгляде преп. Максима Исповедника на послание Гонория см. ниже главу «Тропос Христа, как образ нашего обожения».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

12 Монофелитство, или единовольческая ересь, вызвавшая большие церковные смуты в VII в., явилась дальнейшим развитием монофизитства, осужденного на IV Вселенском Соборе (451). Монофизитство, или евтихианство, возникло в середине V века в Константинополе, где архимандрит одного из монастырей Евтихий в противоположность несторианской ереси, разделявшей в лице Иисуса Христа Божество и человечество, впав к крайность, утверждал, что в Иисусе Христе человеческое естество при ипостасном соединении было совершенно поглощено Божеским, и поэтому в Нем следует признавать только одну Божественную природу. Монофелиты, для примирения евтихианского учения с православным, подобно православным признавали в Иисусе Христе два естества (Божеское и человеческое), но подобно монофизитам допускали лишь одну волю (Божественную), обусловливаемую единством ипостаси. Монофелитство было осуждено VI Вселенским Собором в 680681 гг. 13 Митрополит Вениамин цитирует здесь книгу: Скабалланович ?. Н. Христианские праздники. Рождество Пресвятой Богородицы. Киев, 1915. 14 Митрополит Вениамин говорит здесь о явлениях Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому и преподобному Серафиму Саровскому . В житиях преподобных Сергия и Серафима эти чудесные явления описываются следующим образом. 15 Несторий (после 381 – около 451), бывший архиепископом Константинопольским (428 – 431), учил, что от Девы Марии родился человек Иисус, с которым Бог Слово соединился Своею благодатию и обитал в нем, как в храме. Иными словами, воплощение Сына Божия Несторий считал простым обитанием Его в человеке Христе, а не соединением Божества и человечества в одном лице, в одном самосознании Богочеловека. Поэтому Несторий восстал против наименования Девы Марии Богородицей и называя Ее «Христородицей». На III Вселенском (Эфесском) Соборе (431) Несторий был осужден и предай анафеме. 16 Митрополит Вениамин говорит здесь о следующем эпизоде из жития преподобного Серафима Саровского . «До нашего времени дошли и такого рода сведения, из которых мы усматриваем не только пользу от прозорливости о. Серафима, но и объяснение тому, как этот дар действовал в нем. Раз пришли к о. Серафиму в монастырскую келию строитель Высокогорской пустыни иеромонах Антоний и приезжий из Владимирской губернии купец. Они вошли вместе. Строителя о. Серафим попросил сесть и подождать, а с купцом стал немедленно говорить. ...; По окончании беседы купец, настроенный к благочестию, поклонился старцу в ноги… и, прося молитв о. Серафима, вышел из его келии весь в слезах.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Шестой Вселенский Собор состоялся в Царьграде в 680–681 гг. и был собран против ереси монофелитов . Монофелитство возникло как компромиссный вариант: византийский император попытался таким образом склонить православных жителей империи к некоторой уступке многочисленным монофизитам, чтобы достичь внутреннего мира. Монофелиты утверждали, что у Господа Иисуса Христа две природы, но одна воля – божественная. Самым выдающимся защитником учения о двух волях во Христе был преп. Максим Исповедник . Еще до созыва Шестого Вселенского Собора, на котором монофелитство было осуждено, он пострадал за верность православному учению: ему отсекли язык и правую руку. Шестой Собор определил признавать в Иисусе Христе две воли – Божественную и человеческую, сообразно двум природам. Спустя 10 лет (в 691 г.) этот Собор вторично собрался для дополнения решений предыдущих Соборов, относящихся к правилам благочестия. Этот Собор получил название Пято-Шестого или Трулльского (он был собран в зале со сводами – труллами). Пято-Шестой Собор принял для руководства Церкви 85 апостольских правил, правила Вселенских и Поместных Соборов и некоторых святых отцов. Позднее к этим правилам были прибавлены правила Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов. Эти правила легли в основу церковного управления. Седьмой Вселенский Собор состоялся в Никее в 787 году и был собран против ереси иконоборчества . Это был последний Вселенский собор. Иконоборческая ересь появилась при императоре Льве Исавре (717–741). Иконоборцы считали, что почитание святых икон является идолопоклонством. Император, при поддержке некоторых епископов, запретил почитать иконы и приказал выносить иконы из храмов и частных домов для уничтожения. Всех, кто оказывал сопротивление воинам, сжигавшим иконы, заключали под стражу и казнили. Одним из самых активных защитников почитания икон стал преп. Иоанн Дамаскин . В наказание за написанные им послания в защиту икон ему отрубили правую руку. Житие этого святого рассказывает о чуде: после молитвы св. Иоанна перед иконой Богородицы отрубленная рука соединилась с телом .

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Преподобный Андрей Критский Хотя Патриарший престол был вдовствующим, местоблюститель Феодор увидел потенциал монаха и его благочестие – ведь он прославился своей воздержностью, целомудрием и рассудительностью в догматических вопросах – и сделал монаха Андрея патриаршим архидиаконом в древнем городе, где Христос принёс Себя в жертву плотью. В этой должности он в составе группы официальных представителей Патриарха Иерусалимского принял участие в Вселенском Соборе (680–681 гг.) в Константинополе. В его житии сказано, что святой опровергал еретические учения, благодаря глубокому знанию православной догматики. Позже, после завершения Собора, когда высокие чины столицы Империи признали его способности, его перевели из Иерусалима в Константинополь и поставили архидиаконом Святой Софии (что было одной из высочайших церковных должностей во всём христианском мире), приблизив к Императорам и Патриархам. Через некоторое время начальство благочестивого отца Андрея решило, что даже почётная архидиаконская степень для него недостаточна, и при правлении Императора Юстиниана II он был назначен в Критскую митрополию (а именно, на кафедру города Гортины), почему мы его до сего дня величаем Критским. Однако кое-что, особенно важное для нашего понимания Канона, произошло в 712-м году. Состоялся разбойничий собор, на котором догматы Вселенского Собора – где, напомним, преподобный Андрей присутствовал в официальном порядке – были отвергнуты, и диавол попытался снова нанести удар в виде монофелитской ереси по исповеданию истины Церковью. Преподобный Андрей по причинам, которые не совсем понятны, принял участие в этом разбойничьем соборе и поддержал еретиков в отвержении Константинопольского Собора . Что побудило преподобного Андрея на восстание против веры, мы не знаем. Известно, что он был не единственным архиереем, это сделавшим. Но мы знаем, что в следующем, 713-м, году он пришёл в себя, покаялся в своем заблуждении и был принят в церковное общение. Новый период его жизни ознаменовался многими сочинениями, в основном песнопениями; и вместе с другими знаменитыми песнотворцами, такими как преподобный Иоанн Дамаскин и преподобный Герман Константинопольский (– вв.), преподобный Андрей получил общее признание как один из «изобретателей» особой формы песнопений под названием «канон». Эта форма произошла из древней практики простого пения девяти библейских песен на утрени, в которые со временем были добавлены последовательные рассуждения, вставляемые между стихами каждой песни как тропари (в итоге они заменили само пение библейских песен, кроме времени Великого поста).

http://pravoslavie.ru/159217.html

Необходимо сказать, что сочинение Феодора Раифского до недавнего времени в полном объеме не издавалось. Известна была только первая часть его труда, которая неоднократно переиздавалась, начиная с XVI века, под названием «De Incamatione», и в таком виде она вошла в «Патрологию» Миня (PG. Т. 91. Col. 1484–1504). Полное издание трактата было осуществлено только в 1938 году Ф. Дикампом 770 . В предисловии к этому изданию Дикамп датирует трактат 580–620 годами. Отмечает он и специфику рукописной традиции сочинения. Из десяти манускриптов, учитываемых им, пять содержат обе части, три – только первую, одна – первую часть и начало второй и одна – выдержки из второй части; указывается еще на три рукописи, в которых наличествует начало второй части 771 . Данное критическое издание трактата позволило исследователям заняться изучением его на более солидной основе. Спустя некоторое время после публикации Дикампа с оригинальным предложением относительно авторства этого сочинения выступил В. Элерт. Им высказывается гипотеза о тождестве Феодора Раифского с известным монофелитом Феодором Фаранским, осужденным на Латеранском Соборе 649 года и Шестом Вселенском Соборе (680–681 гг.). По мнению Элерта, Феодор был первоначально пресвитером в Райфе, а затем епископом Фаранским. Родился он около 570–580 годов, а умер, скорее всего, до 638 года. Его сочинение «Приуготовление» датируется 580–620 годами. Далее Элерт предполагает, что Феодор Фаранский (то есть Раифский) тождествен также пресвитеру Феодору, о котором упоминает в своей «Библиотеке» патриарх свт. Фотий 772 . Данная гипотеза Элерта получила признание у многих византинистов и историков христианства. Идентичность Феодора Раифского и Феодора Фаранского считают вероятной Г. Г. Бек 773 , Б. Альтанер 774 , Ф. Винкельман 775 и другие исследователи. Однако эта гипотеза встретила и критические возражения. Серьезные сомнения в тождестве двух Феодоров и вытекающей отсюда поздней датировке трактата высказал Ш. Мёллер. Согласно его мнению, если трактат написан в 580–620 годы, то необъяснимо умолчание в нем об оригенистских спорах, дискуссиях относительно «Трех глав» и ереси тритеитов 776 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Первый Вселенский Собор Спустя чуть более 50 лет, на Втором Вселенском Соборе (381 г.) епископ Нового Рима получил второе место в диптихах среди всех епископов христианского мира, уступая с тех пор в первенстве чести только епископу Рима Древнего (правило 3 помянутого Собора). Стоит отметить, что Предстоятелем Константинопольской Церкви в период проведения Собора являлся один из величайших отцов и учителей Церкви – Святитель Григорий Богослов. Вскоре после окончательного разделения Римской Империи на Западную и Восточную части в Константинополе немеркнущим светом просиял еще один равноангельный отец и учитель Церкви – святой Иоанн Златоуст, занимавший кафедру архиепископа в 397-404 гг. В своих трудах этот вселенский великий учитель и святитель изложил подлинные, непреходящие идеалы жизни христианского общества и сформировал неизменные основы социальной деятельности Православной Церкви. К сожалению, в первой половине V века Церковь Нового Рима была поругана константинопольским патриархом-еретиком Несторием (428 – 431 гг.), низвергнутым и преданным анафеме на Третьем Вселенском (Эфесском)  Соборе (431 г.). Впрочем, уже Четвертый Вселенский (Халкидонский) Собор восстановил и расширил права и преимущества Константинопольской Церкви. Своим 28 правилом указанный Собор сформировал каноническую территорию Константинопольского Патриархата, в состав которой вошли диоцезы Фракия, Азия и Понт (то есть большая часть территории Малой Азии и восточная часть Балканского полуострова). В середине VI века, при святом равноапостольном императоре Юстиниане Великом (527-565 гг.), в Константинополе состоялся Пятый Вселенский Собор (553 г.). В конце VI века, при выдающемся канонисте, святом Иоанне IV Постнике (582-595 гг.), константинопольские предстоятели впервые стали пользоваться титулом «Вселенский (Οικουμενικς) Патриарх» (при этом исторически основанием для такого титулования считался их статус епископов столицы христианской империи-ойкумены). В VII веке константинопольская кафедра, усилиями лукавого врага нашего спасения, вновь стала источником ереси и церковных смут. Патриарх Сергий I (610-638 гг.) стал основоположником ереси монофелитства, а его еретичествовавшие преемники устроили настоящее гонение на защитников Православия – святого римского папу Мартина и святого Максима Исповедника, которые в конце концов были умучены еретиками. По милости Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа созванный в Константинополе при равноапостольном императоре Константине IV Погонате (668-685 гг.) Шестой Вселенский Собор (680 г-681 гг.) уничтожил монофелитскую ересь, осудил, отлучил от Церкви и предал анафеме патриарха Сергия и всех его последователей (в том числе константинопольских патриархов Пирра и Павла II, а также  римского папу Гонория I).

http://pravmir.ru/konstantinopolskij-pat...

Тело Христово, Церковь , одновременно и «храм Святого Духа». Духом пронизано земное существование Христа, Духом совершается Его мессианское помазание, Дух превращает тело в soma pneumatikon, «духовное тело», проникнутое энергиями Духа, как говорит Павел. Именно в Духе Церковь есть таинство Воскресения. При совершении каждого таинства, мы молимся о ниспослании Духа и Его действии (так называемая эпиклеза), ибо Церковь не обладает магическим образом силой своего Господа. Притом, именно эпиклеза позволяет ясно выявить всеобщее «царское священство» всех верных и сакраментальное священство епископа и священников, которые становятся его уполномоченными в условиях умножения приходов (почему эти последние не были наделены епископскими полномочиями, до сих пор остается для меня загадкой, ведь появление института «делегатов» епископа привело к немалому изменению изначальной роли самих епископов, при том, что приход как таковой и есть местная евхаристическая община). Эпиклезис есть и призыв и свидетельство: призыв совершается литургическим служением всей общины, предстоятель, епископ (священник), свидетельствует об исполнении этого прошения. Таким образом даже «миряне», «носители Духа», которого все получают в крещении и миропомазании, становятся ответственны за истину, в особенности те из них, кого можно назвать «стяжавшими Духа», и которые переживают истину более интенсивно (отсюда проистекает зачастую решающая роль монахов в истории Церкви). Это происходит отнюдь не вопреки епископату, не вопреки его сакраментальному установлению, ведь они имеют общие корни – истинный профетизм всегда сакраментален – но для «очистительного контроля», чтобы сакраментальное священство не «объективировалось» и соответствовало своему истинному призванию: епископы не могут быть пассивными орудиями Духа, но сотрудниками Его, святителями в прямом смысле этого слова. Послание восточных патриархов 1848 г. утверждает, что епископы являются «судьями и свидетелями», а миряне «щитами», защитниками истины. Фундаментальная тема «рецепции» распространяется таким образом на весь Народ Божий. (В течение первых веков епископы избирались всеми верными своих диоцезов, как клириками, так и мирянами). История Церкви знает примеры, когда даже собор епископов оказывался «разбойничьим», как, например Эфесский 449 г. или собор в Иерии 754 г. За подобным собором следовали волнения и протесты. Но речь идет совсем не о демократических консультациях. Иногда и один человек в силу своего профетического дара мог свидетельствовать о истине. Такую роль сыграл Максим Исповедник в 658 г. когда решался вопрос о монофелитстве, ереси в конечном итоге, существенно искажавшей представление и полноте человеческой свободы. Пророк, рано или поздно, оказывается услышанным епископатом, пробуждает его, и тот признает в одиноком свидетельстве голос Церкви: так, менее, чем через двадцать лет после мученичества Максима состоялся Вселенский собор 680–681 гг., осудивший монофелитство.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/r...

Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. M., 1965. С. 100). У Платона калокагатия означает соразмерность души и тела. 180 Ср.: Трубецкой E. Н. Три очерка о русской иконе. M.. 1991; Флоренский Π. А. Иконостас//Собр. соч. Париж, 1985. Т.1. С. 193–316. 181 Сами названия этих религий: христианство, магометанство, буддизм – свидетельствуют о центральном значении живых личностей Христа, Магомета, Будды. 188 Правильное название книги – «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Книга впервые была издана в 1881 г. и впоследствии неоднократно переиздавалась в России и за границей. В 1930 г. в Париже изд-во Ymca-press выпустило ее с предисловием Б. П. Вышеславцева . Автор книги долгое время оставался неизвестен, и лишь недавно установлено, что им является архимандрит Михаил (Козлов). Подробнее см.: Символ. 1992. 27. 191 По тому же методу рассудочного отрыва одной стороны в двуединстве «нераздельно и неслиянно» связанных противоположностей построены классические образцы ересей – арианства, монофизитства и монофелитства. Арианство – еретическое учение, разработанное александрийским священником Арием ок. 318 г., в котором отрицалась божественная природа Иисуса Христа. Монофелитство – учение, возникшее в VII в., его сторонники исходили из признания в Иисусе Христе двух природ, божественной и человеческой, но утверждали, что ему присуща единая воля. Осуждено как ересь на III Вселенском соборе (680–681 гг.). Монофизитство – богословское учение (V в.), согласно которому Иисусу Христу присуща только божественная природа. Осуждено как ересь в 451 г. на Халкидонском Вселенском соборе. Ереси никогда не поднимаются до принципа coincidentiae oppositorum (Совпадение противоположностей (греч.) – термин Николая Кузанского), а потому не мистичны. 196 Поэтому трёхчленный ритм может быть выражен и так: 1) работа подсознания, 2) образ, возникший в подсознании, и 3) проникновение образа в подсознание и его дальнейшая работа там. Тогда первый и третий моменты – скрыты и подсознательны; а второй видим и сознается.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

1432 Минимумом, свидетельствующим о вступлении человека в общение с православными, согласно мысли автора, является принятие им епитимии от православного клирика даже в час смерти, хотя, как пишет преп. Феодор далее, полным свидетельством такого общения служит лишь возможность после исполнения епитимии причаститься Тела и Крови Господней. Ред. 1434 Написано в 826 г. от лица православных пастырей, которых император Михаил II Травл приглашал к состязанию с иконоборцами. В ТФС указано другое время написания 823 г. Ред. 1439 V Вселенский Собор 553 г.; он же Второй Константинопольский, поскольку собирался в Константинополе. Ред. 1441 Проипарктиты (προπαρκτται) допускали предсуществование человеческих душ прежде рождения в здешнем видимом мире. 1442 VI Вселенский Собор; собирался в 680–681 гг. в Константинополе по поводу ереси монофелитства. Ред. 1451 Ныне Бейрут. См.: Свт. Афанасий Великий . Слово о чуде, происшедшем в Бейруте от чтимой и поклоняемой иконы Господа и Бога нашего (Слово о страдании иконы Господа нашего Иисуса Христа) (PG. T. 28. Col. 797–812). Данное произведение признается в науке не принадлежащим авторству св. Афанасия. См. также: Преп. Феодор Студит . Опровержение иконоборцев II, 19//Преп. Феодор Студит. Творения. Т. 2. С. 273. Ред. 1467 В данном случае преп. Феодор в качестве совета очерчивает пределы служения клирика, временно (до соборного суда) отлученного от священнослужения. Все таковые его действия допускаются лишь при невозможности обратиться к православному клирику. Ред. 1469 Письмо датируется 821 апрелем 824 г. Феодосия, супруга императора Льва Армянина, с сыном Василием была сослана императором Михаилом II в монастырь на остров Халки в Пропонтиде (Мраморное море). 1489 Строгость преп. Феодора объясняется общим каноническим принципом оставления в силе решения относительно согрешившего клирика (в данном случае через общение с еретиками) до рассмотрения на соборном суде даже в том случае, если прещение, наложенное на него до этого собора, является безосновательным. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010