632. κηρστω – провозглашать, обявлять, проповедывать. 633. Икос обязательно оканчивается теми же словами, что и кондак (когда икосов было много, эти слова пелись всем народом в качестве припева). Но б. ч., как и здесь, это не механическая прибавка, а тесно связанная с содержанием икоса. Здесь этот припев отчасти разрешает недоумение поэта о том, почему пресв. Дева оказалась выше всего творения. 634. λατρεω – В.К. 77, 451. 635. παρ с вин. п. – возле, мимо, вопреки. 636. κτσαντος – Р.Б. 39, 38. 637. πατω – топтать, попирать, нарушать; этот глагол и в тропаре «Христос воскресе» – «поправ». 638. πειλ – угроза. 639. прим. 365. 640. В.К. 81, 500. 641. πιλαμπω – сиять при ч.-л., на ч.-л.; о дне и т. п. – наступать. 642. не на половине земли, как весна природы. 643. как всякая весна; εφρσυνος – Р.Б. 53, 116. 644. спасение; ср. тропарь. Вопреки природе. 645. прим. 529. 646. Особенно. 647. Более чем помышление. Так выдвигается из душевной жизни умственная сторона. 648. прим. 301. 649. В.К. 86, 567. 650. δορυφορω прим. 364; слав. пер. должен бы быть: «копьеносят»; но и в др.-сл. так как ныне, как будто в греч. стояло бы δωροφορω – дарить; «копьеносят» соответствует дальнейшему «Царице». 651. в греч. нет. 652. τγμα – поставленное в строю, отделение войска, полк. 653. πληθυς др.-поэт. форма πλθος – множество, толпа, большинство. Противополагается «чины» ангелов. 654. В.К. 99, 673. «Искупление»: первое условие и первая ступень спасения. 655. Γρμμα – В.К. 77, 44. Так часто называется Св. Писание, но чаще γραφ. В греч. род. п. приложен к «закон»: «закон писания», т. е. писанный закон пришел и исчез как тень. Ср. 2Кор. 3, 11. 656. т. е. получило осуществление, преобразовалось из слов и букв в события, в дела. Ср. 2Кор. 3, 6 и Мф. 5,18. Греч. «пробежало мимо», т. е. быстро стало исполняться, осуществляться с введением Богородицы во храм. 657. κλεκω – оставлять, переставать, прекращаться. 658. прим. 603. 659. греч.: «со введением». 660. греч «в храме Божием» может относиться и к «засияли лучи благодати».

http://predanie.ru/book/220854-vvedenie-...

Имябожники вполне правы, когда в защиту своей теории чуда ссылаются на произведения иудейско-раввинской литературы (еврейское объяснение чудес Спасителя, сказание об Уриме и Туммиме). Действительно, и в раввинско-иудейской, и в апокрифической христианской, особенно еретической, в частности гностической, литературе существовало то самое учение и чудотворности имени Божия своей собственной силой, какое проповедуют ныне имябожники. Почитатели Мемры приписывали олицетворяемому ими имени Божию, в особенности тетраграмме, действенность, свойственную лишь Богу. По их учению произносимое имя Божие – («Шем») это та же Мемра, но только в своем проявлении во вне, а не в своей внутренней жизни. По памятникам иудейско-раввинской письменности имя Божие, как и Сам Бог, творит и разрушает мир; небо и земля созданы его буквами 646 ; Бог при творении мира запечатал бездну камнем с именем Своим 647 , но когда Давид разрыл землю для основания святилища, камень этот был поднят и волны бездны грозили залить землю, но Давид написал на черепке имя Божие и бросил его в поток и испуганная бездна возвратилась в свои границы 648 . Раввин Неемия повествует, что Чермное море было укрощено жезлом Моисея, на котором написано было имя Божие 649 . Другой раввин учил, что языческие боги бессильны потому, что они не носили имени Бога Израилева 650 . Всякий, произносящий святое имя во время нужды, спасается и ему открываются тайны 651 . Имя служит наилучшим оружием. Моисей убил египтянина произнесением имени Божия 652 и делал чудеса своим посохом, на котором написано было открытое ему в купине имя Божие. Им побеждал неприятелей и Иисус Навин 653 . Каин боялся, что убитый им Авель воскреснет и убьет его именем Божиим. Пророк Исаия, желая скрыться от Манассии, произнес имя Божие, и кедр скрыл Его 654 . Елиезер произнес имя Божие и все поле моментально покрылось огурцами 655 . Первосвященник мог узнавать с помощью Урима и Туммима будущее потому, чго на нем было написано имя Божие 656 . Когда филистимлянин высоко бросил Давида, Ависага произнесла «имя», и Давид остался висеть между небом и землей, а потом, с помощью того же средства, спустился вниз 657 . Вообще, в раввинской литературе «имя» часто играет роль летательного аппарата. Когда Валаам, спасаясь от первосвященника, поднялся на воздух, последний произнес «имя» и полетел вслед за ним 658 . Пророк Илия вознесся на небо с помощью «имени» 659 . Некий Измаил поднялся с помощью имени до шестого неба 660 . Насколько распространена была вера в чудодейственность имени в иудейской среде, показывает разсказ св. Епифания Кипрского , повествующего, что когда Иосиф из Тивериады исцелил бесноватого «во имя Иисуса Христа Распятого», и когда это стало известно иудеям, «много шума последовало в городе; рассказывали, что Иосиф, отперев сокровище хранилища (τ γαζοφολκια) и нашедши там написанное имя Бога, творит великие знамения» 661 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

645 Название этого сборника: «Pravila aleasa, ecoasa si tocmita, su dintru multe sfinte scripture cercata si gasita»... Cf. Popovicii, Op. cit., p. 94–95. 646 Полное название: «Pravila acesta iaste direptatoriu de leage, tocmeale sfintilor apostoli, tocmite de 7 saboare, catra aceasta si a pre acuviosilor parinti invetatorilor lumii». Popovicii, Op. cit., p. 95. 647 О номоканоне Котелерия см. Zacharia von Ling., Die Handbücher des geistlich. Rechts. S. 23–24. 649 «Indreptarea legii cu Dimnedeu, care are foata judecata archiereasca si imperateasca de toate vinele preoteaci si mireneaci... ear’acum de antaiu prepuse toate de pre elineasce pre limba rumaneasca cu nevointa si userdia si cu toata cheltuieala a pre sfintului de Christosu chir Stefanu cu milalu Dumnedeu mitropolitu Tergovistei, exarchu plaiului si a toata Ungrovlachia. In Tergoviste... Martie in 20. vleat 7160, а lui Chriatosu 1632, v. pes. vel.» Сербский перевод полного заглавия этого румынского сборника см. в моем " Зборнике», стр. CXIII. 651 Этот сборник называется Лупуловым потому, что он был издан во время владычества этого князя в Молдавии; а по замечанию в конце сборника, его перевел тот же Евстратий, составитель первого канонического сборника на румынском языке. Сборник Лупула мог быть одною из таких компиляций, как «Книги законные», о которых написал ученый трактат профессора А. Павлов (Спб., 1885). ибо в этом сборнике мы находим, Кроме всего прочего, и Νμος γεωργικς, и Περ ποινν, находящиеся также в «Книгах законных». 652 О том, какие из канонов Синопсиса входят в Indreptarea и какие нет, мы указали в § 22 этой книги (стр. 90 и сл.) 653 См. «Anastasiana» в Pitra, Jur. eccles. historia et monum. II, 238 и сл., а в частности 243, n. 2. 654 Перевод Доброго имеет такое название: «Regula legis divinae volun­tati accomodata, continens jam canonica et imperatoria pro causis status tam ecclesiastici quam secularist». Popovicii, Op. cit., p. 115. О бухарестском изда­нии ib. 655 «Monualu de provila bisericeasca». Это систематический сборник в 6 глав, из которых четыре последние говорят о браке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Есть ли в Св. Писании буквальное повеление совершать обряд умовения ног. Н. Булгаков, Декабрь, стр. 678–679. Следует ли ходить с крестным ходом на иордань в приморских городах. П. И. Мессарошь, стр.679–681. Миссионерские вопрошения интеллигента о. Иоанну Кронштадтскому . Михаил С–ко. Стр. 682–683. Из миссионерских записок и дневников Штунда в пределах Рязанской губернии (с переложением на ноты штундовых богослужебных кантов). Д. Андреев. Стр. июль, август, стр. 100–105. Октябрь, стр. 310–316. Религиозно-нравственное положение православных рабочих в немцких селениях Таврической губернии. Свящ. П. Дмитровский. Июль, август, стр. 105–111. Из чистосердечного признания раскаявшегося хлыста. Дьякон И. Смолин. Июль, август, стр. 111–113. Современное состояние Выговского общежития и поморского толка в Олонецкой епархии. К. Плотников. Июль, август, стр. 113–117. К вопросу о высоте раскольнической нравственности. Священник Виктор Пр-ский. Июль, август, стр. 117–119. Паразиты раскола. Миссионер-священник К. Попов. Сентябрь, стр. 216–232. Из исповеди раскаявшегося толстовца-интеллигента. Михаил С-ко. Сентябрь, стр. 233–237. Октябрь, стр. 353–360. Ноябрь, стр. 499–506. Декабрь, стр. 649–654. Бесчинство раскольничьих архиереев и попов в Сычевском уезде. Свящ. Н. Соколов. Октябрь, стр. 345–350. Об условиях и способах миссионерской борьбы с сектантством. Таврический епархиальный миссионер священник П. Тихвинский. Октябрь, стр. 350–353. Мои письма к бегунской наставнице (игуменье) в Казани. Сообщил Н. Ив. Ивановский. Ноябрь, стр. 493–498. Декабрь, стр. 638–648. Открытое письмо издателям московского Свободного Слова – толстовцам. Стр. 654–655. Посещение скопческого дома. Стр. 658–660. Из миссионерской полемики с сектантами и раскольниками Миссионерская беседа с раскольничьим апологетом А. Петрухиным о существенных признаках Церкви Христовой. Свящ. миссионер С. Шалкинский. Июль, август, стр. 70–95. Сентябрь, стр. 251–257. Октябрь, стр. 384–394. Старообрядческие софизмы N. Июль, август. Стр. 95–99.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При этом влиянии, каким пользовались в местной церкви пресвитеры римские, совершенно уместно было и особенное уважение к их мнению при выборе епископа 649 . Если по письму 52 на выборах Корнелия клир дал «testimonium», а народ – «suffragium», несмотря на то, что есть места, где, без упоминания о клире, усвояется народу «testimonium et suffragium» (см. выше), то понятно, что в этих местах «testimonium» усвояется клирикам, которые выражали его, вероятно, именем всей церкви, исследуя достоинства кандидата, между тем как присутствующий народ выражал свою волю криками. Единственное место, дающее нам представление о том, как народ подавал свое «suffragium» в другом случае, находится в письме Корнелия к Киприану об обращении к единению исповедников 650 , где говорится об «una vox omnium» и об «ingens populi suffragium», то есть точно также о криках согласия. По этому известию можно судить и о других сообщениях относительно участия народа в выборе епископа. Не что другое разумеется, как именно выражение согласия, когда говорится, что «episcopus… populi universi suffragio in pace deligitur». Что выражения – eligere и deligire – не имеют какого-нибудь широкого значения, это мы видим из того, что в письме 68 «власть народа избирать священников достойных» (potestas plebis eligendi dignos sacerdotes) соответствует «власти отвергать недостойных» (potestas indignos recusandi) 651 . Как здесь recusare можно понимать только как выражение нерасположения народа к недостойному кандидату в сан епископа, так и в eligere имеется в виду не что другое, как выражение согласия народа посредством криков, выражение доверия к избираемому лицу 652 . Впрочем, как ни незначительно было, по-видимому, влияние, которое народ имел на выбор епископа через свое «suffragium», в нем нельзя не видеть родственного и живого участия паствы в судьбе своего пастыря. Кроме того, эта публичность выборов служила достаточной гарантией невозможности для недостойных лиц проникнуть на епископскую кафедру. Выбранный народом, клиром и епископами кандидат на епископство, наконец, рукополагался в это звание епископами 653 , которые, в силу преемства посвящения 654 , низводили на него благодать Святого Духа 655 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

644 …Кто это?..  — Л. Эндрюс. " Рождественская проповедь " (1622). 645 …Я не знаю, как это получается… — Там же. 646 …Христос — не сумасброд….  — Там же. 647 …слово в слове, бессильном промолвить слово — В " Рождественской проповеди " (1618) Л. Эндрюса: " Verbum infans, Слово без слова; вечное Слово, бессильное промолвить слово " . Элиот вспоминает свое стихотворение " Gerontion " ( " Геронтион " ): " Слово в слове, бессильном промолвить слово " (Перевод А. Сергеева). В поэме " Пепельная среда " (1930) — вновь перекличка с Эндрюсом: " …Есть Слово без слова. Слово в мире и ради мира…. " (Перевод А. Сергеева). 648 …О мудрых мужах с Востока, Волхвах, он пишет: " …В холод шли они в это время года… " — Л. Эндрюс. " Рождественская проповедь " (1622). Элиот перефразировал это описание в стихотворении " Паломничество волхвов " (1927). См. коммент. к эссе " Критикуя критика " . 649 …Добавлю и далее; какая плоть?.. — Л. Эндрюс. " Рождественская проповедь " (1611). 650 …Я говорю сейчас с вами здесь… — Дж. Донн. " Пятьдесят проповедей " (1649), проповедь 14. 651 …Воспоминание о вчерашних удовольствиях… — Дж. Донн. " Восемьдесят проповедей " (1640), проповедь 80. 652 Ньюмен — см. коммент. к " Идее христианского общества " . 653 Вкусом к духовной жизни (фр.). 654 Гюисманс — см. коммент. к " Шарлю Бодлеру " . 655 …У Донна неоднократно выдают себя последствия иезуитского влияния в начале его жизни… — Джон Донн родился в католической семье и получил строгое католическое воспитание. Его дядя — Джаспер Хейвуд (см. коммент. к " Сенеке в елизаветинском переложении " ) был иезуитом, священником-миссионером. 656 Тауншенд, Орелиан (15837—1643?) — поэт-кавалер при дворе Карла I, автор придворных " масок " ; его лирические стихотворения впервые собраны воедино и изданы шекспироведом Э.К. Чемберсом в книге " Стихотворения и маски " (1912). 657 Антология Каролинских поэтов — трёхтомная антология " Поэты каролинской эпохи " , т. е. периода Карла I (1625–1649), вышла в Оксфорде в 1905 г. Составитель — Дж. Сейнтсбери (см. коммент. к " Критикуя критика " ).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

23 . Никак нельзя говорить такое о святых Отцах! Упреки в адрес других, порицание и осуждение не входят в нашу задачу здесь, да это и не в нашем обычае. Мы, конечно, не смотрим свысока на самих тех, кто делает это, 648 однако, когда речь идет и вопрос ставится об истине, 649 пока прежде открыто не осуждена ложь, невозможно утвердиться в истине, воплощать ее в жизнь 650 с точным видением разума 651 и остерегаться противоположного ей. 652 И даже те, кто шествует прямым путем, идут по нему намного более уверенно, если дорога, ведущая в сторону, ясно указана. 24 . Но поистине были у Отцов эти поклоны, посредством которых особенно смирялась душа. Для совершения их они благоговейно вставали со своих мест, если только им не физическая немощь; с великой почтительностью и великим смирением разума и тела падали они на лица свои перед Крестом. Эти  совершались помимо тех , которые имели место в сердце. Однако всякий раз, когда они вставали, совершали они много поклонов, насколько позволяли им время и телесные ; они целовали Крест пять или, может быть, десять раз, совершая поклон и целование после каждой молитвы. 653 такие действия, мог внезапно обрести жемчужину, 654 которая в одной единственной вмещала бы все остальные. А бывало, что стоял на ногах или на коленях, и восхищалась мысль его молитвенным изумлением – , неподвластное воле плоти и крови, а также душевным движениям. Или он был в одном из тех состояний чистоты молитвы, которые мы изъясним позднее. 25 . Таким способом исполняли они эти большие количества молитв – как я сказал, а не так, как кажется многим другим, кто говорит, что всякий раз вставали для каждого отдельного , ибо жалкая плоть не способна к таким количествам, вставать каждый раз для каждой отдельной молитвы. Они никогда не смогли бы совершать такое количество , если бы им приходилось 655 вставать со своего места сто, или шестьдесят, или пятьдесят раз в день – не говоря уже о трехстах или более, как было в обычае у некоторых святых. Иначе не оставалось бы возможности для чтения и других необходимых дел, 656 и невозможно было бы продлить молитву, 657 если бы случилось, что по благодати дан был дар слёз в молитве его, или просветленные движения исходили из молитвы его, как часто случалось с теми, кто удостаивался одного из этих видов благодати в такие минуты. Напротив, он был бы исполнен поспешности в службе и суеты во всем служении своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Познание и уникальность личности и исторического синергизма Согласно о. Г. Флоровскому , богопознание и познание смысла бытия начинается с постижения, «прежде всего, Личности Христа», «воплощенного Сына Божия» 647 . «Постижение смысла», логосов тварного мира связывается не только с Личностью Логоса, но и «с познающей личностью» 648 . Флоровский говорит о творческом и личном, уникальном характере познания 649 , об «уникальном опыте встречи с Богом» 650 . «За всяким мыслительным построением ощущается его творец и носитель – живая и ищущая… личность» 651 . При этом познание личности отражает ее природную неповторимость. И, прежде всего, Сам Бог дает познать Себя, является «инаковым для одного, инаковым для другого» 652 . Отсюда возникает «личный», не противоречащий догмату, познавательный опыт «сынов Церкви», что «делает возможным благословенное существование «богословских мнений»» 653 . Ибо, согласно прот. Г. Флоровскому, «познание не есть “пассивное восприятие”» или рационалистическое «зеркальное отражение “вещей в себе”», но личный и «творческий подвиг» 654 каждой задуманной в предвечном Божественном Совете уникальной, «единственной личности» 655 человека. Исповедуя бытийную связь познавательного процесса, самопознания и уникальности личности, о. Г. Флоровский убежден, что любой факт человеческой истории «связан с сознанием и неповторим» в своей «непреходящей ценности» 656 . «Исторический процесс дуалистичен, он определяется соучастием благодати и человеческой свободы и таинственным слиянием их энергий» 657 . Поэтому история «слагается из человеческих решений, зависит от человеческой свободы» 658 и есть «область не только особого или особенного, а именно личного бытия» 659 . Личность есть истинный субъект истории 660 , призванный к со-трудничеству с Творцом 661 . Таким образом, и «вопрос спасения, как и любой человеческий выбор, – личный вопрос, и решать его можно только в контексте конкретного индивидуального бытия». В человеческой истории «спасаются или гибнут личности» 662 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

И у св. Василия довольно ясно заметен общий восточной этике наклон в сторону платоно-дуалистической тенденции. Однако, эта тенденция находит у св. Василия полное примирение с христианством, когда он, одинаково, впрочем, со св. Афанасием и  Оригеном , 648 утверждает, что не тело, не плоть, а свободная душа является виновницей порока и, с другой стороны, что зло не есть самодавлеющее начало, а лишь оскудение добра. «Тело не может быть обвинено теми, которые стараются очернить его, называя первым виновником порока; достойна же укоризны за нерадение душа, ослабившая власть свою над телом, но также не по самой природе имеющая в себе зло, а поставившая себя во зле чрез оскудение в ней добра, потому что порок есть не что иное, как оскудение добра». 649 Зло зарождается в нас самих чрез посредство нашей свободной воли, хотя и под воздействием (но не безусловным) диавола, 650 первого виновника зла. 651 Зло есть отчуждение от Бога ( το θεο λλοτρωσις), 652 и целью человеческой жизни является возвращение к нарушенному идеальному состоянию людей, возвращение к тому «истинному благу, которое в собственном и первоначальном смысле должно быть названо блаженным, т. е., к Богу». 653 Это возвращение к Богу близко подходит к понятию мистического созерцания Божества, 654 но само понятие мистического созерцания у него расплывается, впрочем, в общем представлении об имеющем наступить в загробной жизни блаженстве. Языческие мудрецы, – говорит Василий, – различно определяли конец человеческий. «Но, по нашему учению, конец, для которого всё делаем и к которому стремимся, есть блаженная жизнь в будущем веке». 655 Средством для возвращения к истинной жизни в Боге является отвращение от ложной жизни греха, от зла, но, прежде всего, от неупорядоченных движений плоти. 656 Мысль о необходимости обуздывать тело и его неупорядоченные движения, питаемая у св. Василия общими восточными представлениями о материи, как начале отрицательном, привела его в дальнейшем к аскетизму. Но в аскетизме св. отца совсем не заметно той жестокости, которая характерна, например, для сотицизма и которая проскальзывает у Оригена . «Писание, – говорит св. отец, – ни мало не велит истощать и расслаблять тело неумеренными изнурениями». 657 И вообще св. Василий не был строгим ригористом в этике. Он не устанавливал одних и тех же правил для всех, но сообразовался в своих этических предписаниях с нравственным состоянием отдельных людей, которых, в зависимости от их нравственных сил, делил на два класса, применяя к ним в то же время две мерки. Отсюда у него и подразделение предписаний: на обычные для всех и  προσθκας τν τελειοτρων. 658

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

649 Слово: мир – опять напечатано курсивом, в виду того, что этого слова нет в еврейском подлиннике; но очевидно, что оно и «для пояснения» текста не годится и излишне; – не годится, потому что: сделать мир – так не говорят по-русски; – излишне, потому что мысль ясна и из предшествующих слов подлинника. Весь приведенный отрывок перевода занимает в цитов. издании (Лондон, 1860) страницы 1–3. 652 " Адама – мыслящего, Думателя, Мыслителя». Примеч. переводчика. Не знаем, откуда выведено такое значение. Глагол: adam, от которого происходит имя: Адам, всюду в Писании (см. напр. Исх. 25, 5 ; Исаии 1, 18 и др.) значит только: быть красным, багровым и под., но не мыслить и под. 655 Мы приводим этот отрывок: а) потому, что перевод Скорины вообще представляет собою библиографическую редкость и б) в виду того, чтобы показать, мог ли в нем многим воспользоваться Филарет для своего перевода книги Бытия. 656 От гмызити – ворчать, кишеть; отсюда кишащее, черви и под. См. Толковый словарь Даля. Москва, 1863. 659 Речи, речь, – от латин. res, – всякая вещь, предмет. См. Носовича, Словарь Белорусского наречия, Спб., 1870. 663 Лат. quod creavit Deus ut faceret. Весь же отрывок перевода Скорины Быm. I-II, 3 см. на листах 9–11 издания его 1519 года (в Праге); экземпляр этого издания мы имели из библиотеки Моск. дух. академии. Об отношении этого перевода к Вульгате и славянскому тексту Библии см. статью Н. А. Елеонского в Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1877 г. ч. II, стр. 641. 664 Таким способом выражения автор Записок на кн. Бытия указывает на возможность и других объяснений сего опущения, напр. того, которое он высказал в отношении ко 2-й половине стиха 13-го Псалма 144-го в своей, уже известной нам Записке о переводах LXX и славянском (стр. 3), то есть, что в нынешнем еврейском тексте слова одобрения затеряны. «Халдеи полагали, что земля находится среди мира и держится силою належащих отвсюду небес, Th. Stanl. orienm. Phil. Прокл: συνεκτιχν εναι (ορανν) τν π ατο πντων, κα τς συνεχεας ατον.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010