Задача человека – освободиться из бездны своего падения, избавиться от сети страстей. К этой цели всегда направляла человека божественная благодать, указывая ему путь спасения (добродетели). Для руководства в нравственной жизни человеку даны были законы, и из них сперва естественный ( φυσικς νμος) 621 . Сущность естественного закона заключается в требовании жизни, согласной с природой 622 , с идеей естества 623 . Добродетель с точки зрения этого закона есть правильное действование всех естественных сил человека 624 , средина между недостатком и излишеством 625 . Естественный закон дан был в добрых задатках души человека 626 , но еще яснее открыт в природе 627 . Естественная этика поэтому может быть значительно углублена при естественном созерцании (философском умозрении) природы. Созерцание, устанавливая конечность мира, правильно указывает человеку цель его стремлений – искать опору бытия не в мире, а в Боге и только в Нем 628 . Оно же делает и дальнейший шаг в своих указаниях, определяя самый путь жизни в достижении намеченной цели – отрешение от тленной жизни 629 и уподобление промыслительной благости Божией 630 . Так созерцание прямо приводит к аскетике, а вместе с тем и аскетика получает рациональное обоснование и приводится в связь с выводами созерцания. – Естественный закон, однако, оказался недостаточным: созерцание доступно было немногим. Поэтому на смену естественному закону пришел писанный 631 . Принципом этого закона является послушание воле Божией из страха наказаний 632 . Добродетель по нему есть исполнение воли Божией, выраженной в Писании 633 . Писание содержит в себе заповеди для очищения страстных сил души и догматы для просвещения ума 634 . Но закон писанный сам был предуказанием высшего и совершеннейшего закона, по духовности своей более свойственного человеческому естеству 635 , именно – закона евангельского, или духовного. Этот закон призывает всех уже не к простому согласию с природой, а к полному возвышению над ней и над естественной добродетелью 636 . По этому закону нужно любить ближнего не как себя, а больше себя 637 . Он предписывает чистую духовную жизнь в Боге 638 и усиливает нравственные требования; но он зато и подает человеку обожение 639 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

После смерти Сисебута и краткого правления его сына Реккареда II королевский престол занял Свинтила (621-631), талантливый военачальник кор. Сисебута. Кор. Свинтила изгнал византийцев из пределов Испании и окончательно объединил королевство, став первым вестготским королем, правившим всей Испанией ( Isid. Hisp. Hist. 62-63). По словам И. С., помимо воинской доблести у кор. Свинтилы было много др. достоинств: «вера, благоразумие, трудолюбие, глубокие познания в юридических делах и решительность в управлении государством» (Ibid. 64). Между королем и И. С. установились тесные дружеские отношения. В правление Свинтилы в 624/5 г. под председательством И. С. в г. Гиспалис состоялся еще один церковный Собор, на котором был низложен еп. Марциан, преемник брата И. С., еп. Фульгенция, по кафедре в Астиги (ныне Эсиха, Испания), и на его место избран Габенций; также был осужден арианствующий еп. Синтарий ( Braulio Caesaraugustanus. Epistola 3. 4//PL. 80. Col. 650-651; Bareille. 1924. Col. 99; S é journ é . 1929. P. 30-31). Однако, поскольку деяния этого Собора не сохранились, нек-рые исследователи высказывали сомнения в его реальности (см.: Cazier. 1994. P. 54). Последние годы жизни И. С. В 631 г. в результате заговора готской знати и при поддержке франкского кор. Дагоберта кор. Свинтила был свергнут с престола. Новым королем стал предводитель заговорщиков Сисенанд (631-636), при этом Свинтила был оставлен в живых и в последующие годы жил в Толете. Вероятно, такая бескровная передача власти была достигнута не без посредничества Церкви, в т. ч. и И. С. ( Fontaine. 2000. P. 135). Отношения между И. С. и новым королем первоначально складывались сложно. Сохранились 2 письма И. С. к его другу еп. Браулио, в к-рых И. С. описывает аудиенции при дворе кор. Сисенанда в 632-633 гг. В 1-м случае во время аудиенции И. С. по вине придворных потерял нек-рые документы, в частности послание от еп. Браулио ( Isid. Hisp. Ep. 11. 2). Во 2-м случае И. С. отправился к королю с предложением относительно проведения церковного Собора и для обсуждения кандидатуры на епископскую кафедру г. Тарракона (ныне Таррагона, Испания); король не принял кандидатуру, к-рую предлагал И. С. по рекомендации еп. Браулио (Ibid. 13. 1-2). Однако в целом король дорожил расположением И. С., рассчитывая на его поддержку во время буд. церковного Собора, на к-ром король предполагал узаконить низложение Свинтилы и свое восшествие на королевский престол ( Fontaine. 2000. P. 136-137).

http://pravenc.ru/text/674918.html

Однако история знает исторические прецеденты совсем иного рода. К примеру, процедура формирования Земских соборов Древней Руси не основывалась на четких правилах, и состав их участников всегда определялся произвольно «по случаю», равно как и компетенция Соборов. Здесь только с большой натяжкой можно говорить о правовом обычае (ведь практика их созыва едва ли не каждый раз варьировалась, и, стало быть, обычаев было несколько), но какой Собор легитимен, а какой – нет, определялось вовсе не путем сличения с формальными признаками, а исходя из фактического состояния дел. Этот аспект тем более важен, что хотя нет никаких оснований считать Земские соборы голосом всей Русской земли ( полного представительства всех или большей части сословий, равно как и территорий на них никогда не было), но в период безвластия именно они, а не правительство или священноначалие, ассоциировались с верховной властью и пользовались всеми ее правами и прерогативами . Еще б ольшие затруднения возникают при обращении к монархической форме правления, если мы попытаемся приложить к ней формулу «легальность порождает легитимность». Здесь обнаруживается невероятное множество различных прецедентов, с которыми связывалась легитимность власти монарха, не порожденная ни законом, ни правовым обычаем. Казалось бы, легитимность власти совершенно несовместима с государственным переворотом: попираются права на престол правящей династии и конкретного государя, нарушается установленный порядок преемственности власти и т.п. Однако в действительности мы знаем массу успешных насильственных попыток захвата верховной власти со «счастливым финалом». Так, франкский королевский род Фарамонда (V в.) был лишен власти, которая затем почивала на потомках короля Пипина Короткого (751-768) более 200 лет, а после была похищена Гуго Капетом (987-996) и его сыновьями. В 630 г., на Толедском соборе, был смещен законный король готов Флавий Свинтила (621-630), а новым королем объявлен Сисенад (631-636), и архиепископ Севильи св. Исидор (память 4 апреля), до того дня поддерживавший свергнутого короля, первым подписал соборный акт.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

Осий , советник по церковным вопросам св. равноап. имп. Константина Великого. Свидетельств о его деятельности как епископа Кордубы почти нет. Из его письма имп. Констанцию II известно о том, что имп. Максимиан, неоднократно посещавший Кордубу, преследовал христиан; в то время Осий объявил о своей приверженности христ. учению и, т. о., стал исповедником. Достоверных свидетельств о присутствии в Кордубе в V в. вандалов, свевов и вестготов нет, но считается, что Кордуба, как и Гиспалис (ныне Севилья), ок. 426 г. подверглась нападению вандалов, а ок. 440 г.- свевов. Вестготы прибыли в Кордубу в 458-459 гг. в качестве рим. федератов, боровшихся с варварами-завоевателями, и изгнали из города свевов. Более поздние известия о действиях вестготов в Кордубе относятся лишь к 40-м гг. VI в.; вероятно, до этого момента город оставался самоуправляемой общиной, сохранявшей устройство позднеримского периода. По свидетельству Исидора Севильского, знать Кордубы вступила в конфликт с вестгот. кор. Агилой I (549-555), который захватил город и осквернил ц. св. Ацискла, въехав в нее на коне ( Isid. Hisp. Hist. 45). Вскоре жители Кордубы победили Агилу I в сражении, отобрали у него королевские сокровища и заставили бежать в Эмериту (ныне Мерида). Атанагильд (король вестготов в 555-567), соперник Агилы, обратился за помощью к восточнорим. имп. Юстиниану I . Войска императора захватили часть Бетики, в т. ч. Кордубу, и удерживали эти земли до начала правления кор. Леовигильда (568-586). В конфликте Леовигильда с его сыном мч. Эрменегильдом (см. ст. Ерминингельд ) жители Кордубы поддержали мятежного королевича. В 572 г. войска Леовигильда захватили город и подвергли его жестокому разорению. После этого значение Кордубы как экономического и культурного центра снизилось и оставалось таковым до падения Вестготского королевства. В кон. VI - нач. VIII в. в городе чеканили монету (вестготы часто размещали монетные дворы на территориях, близких к зонам военных действий (в данном случае против византийцев), в связи с необходимостью выплачивать деньги войскам). Известны серии монет кордубской чеканки, изготовленных при королях Реккареде I (586-601) (с легендой «Corduba pius»), Свинтиле (621-631), Сисенанде (631-636), Эгике (687-702) и Витице (702-708/9). При вестготах в Кордубе, кроме церковных, др. зданий почти не возводили. В более поздней Хронике Альфонсо III (кон. IX в.) упоминается дворец, построенный по указанию кор. Родерика (710-711), к-рый, судя по фрагментарным археологическим данным, был расположен поблизости от базилики св. Винцентия, в районе совр. епископского дворца.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

54. Кнут завладел и королевством Этельреда, и его супругой по имени Эмма, сестрой нормандского графа Рикарда (Rikardus) 616 , которому ради мира Кнут отдал [в жены] свою сестру Маргарету (Margareta) 617 . Потом, когда граф прогнал ее, Кнут отдал ее английскому герцогу Ульву (Wolf) 618 , а сестру этого Ульва выдал замуж за другого герцога – Годвине (Gudvinus) 619 , хитроумно рассчитывая браками снискать верность и англов, и нормандцев (Nortmanni). И расчет его не обманул. Граф же Рикард, спасаясь от гнева Кнута, отправился в Иерусалим (Iherosolima) и там умер, оставив в Нормандии (Nortmannia) сына Роберта (Rodbertus) 620 , сыном которого является нынешний Вильгельм (Willelmus), которого французы (Franci) зовут Незаконнорожденным 621 . От сестры короля Кнута у Ульва были сыновья герцог Бьёрн (Bern) 622 и король Свен (Suein) 623 , а у Годвине от сестры герцога Ульва – Свен, Тости (Tostin) и Харальд (Haroldus) 624 . Это родословие мы сочли полезным для дальнейшего чтения и потому уделили ему здесь место. Схолия 39 625 . Кнут отдал свою сестру Эстрид (Estred) замуж за сына короля Руси (Ruzzia) 626 . (Adam Вгет. 1917. Р. 113–114) 6. III, 13. Некто Харальд (Haroldus) 627 , брат короля и мученика Олафа 628 , еще при жизни брата покинув родину, отправился изгнанником в Константинополь (Constantinopolis) 629 . Вступив там в войско императора 630 , он участвовал во многих сражениях против сарацин (Sarraceni) на море и скифов (Scitae) на суше 631 , прославившись доблестью и скопив большое богатство 632 . Схолия 62 633 . Вернувшись из Греции, Харальд женился на дочери короля Руси (Ruzia) Ярослава (Gerzlef) 634 ; другую взял [в жены] венгерский король Эндре (Andreas), от нее родился сын Шаламон (Salemon) 635 ; а третью – французский король Генрих, она родила ему сына Филиппа 636 . (Adam Вгет. 1917. Р. 153–154) 8. III, 17. В Норвегии во времена короля Харальда 637 , который своей свирепостью превзошел все безумства тиранов, также совершались важные события. Им было разрушено множество церквей, множество христиан погибло под пытками 638 . Это был человек могущественнейший и славный победами, прежде участвовавший во многих сражениях против варваров в Греции и Скифии (Scythia) 639 . По возвращении же на родину он вел непрестанные войны, став молнией Севера, злым роком для всех датских островов. Он разорил все прибрежные области славян, подчинил своей власти Оркнейские (Orchadae) острова, распространил свое кровавое правление до самой Исландии. Правя множеством народов, он всем был ненавистен из-за своей жадности и жестокости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Освобожденье же от всех этих зол и краткий путь ко спасению есть истинная, (соединенная) с ведением любовь к Богу 621 и всецелое отречение от душевной (любви) к телу и миру сему. Благодаря этому отречению (καθ’ ν) мы, отвергая стремление к удовольствию и страх пред страданием, освобождаемся от злого самолюбия; восшедши (же) к ведению Создателя, и получивши 622 вместо дурного самолюбия благое и духовное (νοερν), отрешенное от телесной —42— любви (στοργς), мы непрестанно служим Богу этим прекрасным самолюбием, всегда в Боге ища утверждения души. Вот истинное и действительно угодное Богу служение – строгое попечение о душе путем добродетелей 623 . Кто, таким образом, к телесному удовольствию не стремится и страдания совершенно не боится, тот стал бесстрастным и вместе с удовольствием и страданием (ταταις) и рождающим их самолюбием за раз убил (и) все (происходящие) через них 624 и от них страсти с изначальнейшим из зол неведением (γνοας) – и весь предался устойчивому и пребывающему и всегда тождественному Благу по естеству, всецело пребывая с Ним неподвижно и откровенным лицем взирая славу 625 Божию, созерцая из световидного в себе 626 сияния божественную и неприступную славу 627 . Итак, после того как нам Словом (π το λγου) 628 указан прямой и легкий путь спасаемых, будем 629 , сколько есть силы. удаляться от удовольствия и страдания настоящей жизни будем и со многим увещанием учить руководимых нами, делать то же са- —43— мое (τοτο), – и (тогда) совершенно освободимся и освободим (других) от всякого примышления страстей и демонской злокозненности 630 . Будем также домогаться одной только любви, – и никто не сумеет отделить нас от Бога, «ни скорбь, ни теснота, ни голод, ни беда, ни меч», ничто другое из перечисленного Св. Апостолом в (своем) месте 631 , ибо через действенное (κατ’ νργειαν) 632 ведение, при непоколебимом пребывании в нас любви, мы получим (χορηγομενοι) 633 от Него вечную и неизреченную радость и утверждение души, удостоившись которого будем иметь в отношении к миру спасительное неведение, (и) не (позволим) уже (себе) более, как прежде, откровенным лицом чувства без (руководства) целомудренного помысла, смотреть, как на славу, на видимую сторону (πιφνειαν) чувственного бытия, около которой, бесспорно, имеют (свое) происхождение страсти, но, напротив, откровенным лицом

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Можно было легко поцарапать руки 618 . Чтобы сделать одну циновку, авва Макарий потратил три дня 619 . Некоторые отшельники плели лен, например в Нитрии 620 или в других местах 621 . Как кажется, сырье для работы могло быть различным, в зависимости от времени года. Одна апофтегма говорит нам, что некий старец «не делал ничего в свое время: в сезон сетей он делал паклю, а когда все плели нити, он ткал лен, чтобы дух его не был занят работой» 622 . Но другой старец считал, что ткать лен монаху не пристало, ибо, продавая хорошую ткань, он рискует пристраститься к деньгам, ведь «если видят, что кто-то принес корзины, циновки или решето, то говорят: “Это монах”, но если видят, что кто-то продает хорошую льняную одежду, то говорят: “Смотри-ка, – торговец!”» 623 . Подобная критика только подтверждает, что монахов, которые ткали лен, было не так уж мало, и, касаясь рукой веретена, они тем не менее могли иметь душеполезные мысли. Один из них говорил: «Я роняю веретено и перед тем, как поднять его, вижу смерть перед своими очами» 624 . Другой ему вторит: «Я живу уже долгое время, забросив веретено, и спрашиваю себя, доживу ли я до того времени, когда вновь возьму его, думая о смерти» 625 . Приведем также слова аввы Агафона: «Я не позволяю ни одной худой мысли войти в сердце мое, когда тяну веретено наверх из ямы» 626 . Изготовление сетей для рыбы и силков для дичи также входило в круг монашеских занятий. Авва Ахил, например, занимался этим, хотя мы знаем, что он также плел веревки, по крайней мере по ночам 627 . Некоторые монахи изготовляли папирус, но это было более сложным занятием 628 . Упоминается и другое книжное ремесло – каллиграфия. Особенно даровитым в этом деле был Евагрий 629 . Мы знаем имена еще двух каллиграфов, живших в Скиту: Марка, ученика аввы Сильвана, и Пафнутия 630 . Но тот старец, который не советовал монахам ткать лен, предостерегал и монаха-переписчика книг, говоря, что «ему следует смирять сердце свое, поскольку это занятие приводит к гордыне» 631 . Однако не таков был один синайский пустынник, который получил заказ на переписку книг, но умер, так никому ничего не написав, ибо проводил все свои дни в слезах и размышлении о смерти 632 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1572–1582 гг. Скульп-тор Х. Б. Монегро Рассказ о реформе И. во 2-й Книге Паралипоменон (34. 1 - 35. 19), который, по-видимому, зависит от 4 Цар 22. 1 - 23. 28, позволяет выделить 3 этапа осуществления религ. реформы И.: в 8-й год царствования (ок. 632/631) юный царь начал «прибегать к Богу Давида» (2 Пар 34. 3); в 12-й год (628/627) И. уничтожил идолопоклоннические жертвенники и объекты в Иерусалиме, Иудее и «по всей земле Израильской» (34. 4-7); в 18-й год правления (622/621), «по очищении земли и дома Божия», т. е. храма (2 Пар 34. 8; ср. рассказ 2 Пар 33. 15-16 об очищении храма дедом Иосии царем Манассией ; в отличие от версии в 4 Цар 23 подробности очищения храма в 2 Пар не приводятся), И. ремонтировал Иерусалимский храм, в ходе работ первосвященник Хелкия обнаружил «книгу закона Господня, данную рукою Моисея» (2 Пар 34. 14). Ознакомившись с содержанием книги, царь заключил договор пред Господом, обязуясь соблюдать записанные в ней законы, и устроил в Иерусалиме празднование Пасхи и праздник опресноков в течение 7 дней. И. утвердил постоянное пребывание ковчега завета в храме (2 Пар 35. 3). По его указанию были учреждены священнические череды в соответствии с предписаниями Давида и Соломона (2 Пар 35. 3-5, 10). При И. деятельность пророков Софонии (Соф 1. 1) и Иеремии (Иер 1. 2) во многом способствовала осуществлению проводимых царем религ. реформ. Об успехе религ. реформы И. убедительно свидетельствуют т. н. лахишские письма (остраконы), которые включают список личных имен, содержащих имя Господа (YHWH) в сокращенной форме, при этом отсутствует именование к.-л. языческого божества ( Horn. 1988. P. 139-141). Но, как свидетельствуют пророки Иеремия и Иезекииль, отдельные группы в Иудее и егип. диаспоре какое-то время еще продолжали совершать языческие обряды (ср.: Иер 7. 18; 44. 15, 17-19, 25; Иез 8. 5-16), заявляя, что бедствия обрушились на них именно после того, как они прекратили поклоняться языческим божествам (Иер 44. 18; ср. упоминания об этом в т. н. элефантинских папирусах (V в.)).

http://pravenc.ru/text/673725.html

Не позднее окт. 592 г. И. Б. стал епископом Герунды. Его подпись стоит под актами Соборов в Цезаравгусте (ныне Сарагоса; 1 нояб. 592), в Толете (597), в Барциноне (599), в Эгаре (ныне Тарраса; 614) и под постановлением вестгот. кор. Гундемара об особых правах кафедры Толета как первенствующей кафедры Вестготского королевства (610). Дата смерти И. Б. неизвестна. Свт. Ильдефонс Толетский ( Hildef. Tolet. De vir. illustr. 10) пишет, что преемник И. Б. на кафедре Герунды Нонит был епископом при королях Свинтиле (621-631) и Сисенанде (631-636) и что он был в числе старейших епископов на IV Соборе в Толете (633). Т. о., кончину И. Б. следует датировать периодом между 614 и 621 гг. Исидор Гиспальский указывает, что И. Б. принадлежит несколько сочинений, из них сохранилась только хроника. Согласно предисловию, это сочинение является продолжением хроники Евсевия Кесарийского, которая в свою очередь была продолжена блж. Иеронимом Стридонским и Проспером Аквитанским и доведена Виктором Туннунским до 1-го года правления визант. имп. Юстина II (565). Хроника И. Б. охватывает события 567-590 гг., т. е. периоды правления Леовигильда и начало правления Рекареда в Вестготском королевстве, правления византийских императоров Юстина II Младшего, Тиверия и начало правления имп. Маврикия. Начало хроники посвящено гонениям ариан на православных в Испании при Леовигильде. Последние события, отмеченные И. Б.,- отказ вестготов от арианства и заключение договора между имп. Маврикием и персид. царем Хосровом II. При этом И. Б., пользуясь дошедшими до него искаженными сведениями, считает византийско-персид. договор актом принятия христианства Хосровом. Т. о., заключительная часть хроники и общая ее композиция представляют собой повествование о торжестве истинной веры во всей ойкумене. В этом отношении И. Б. следовал уже сложившейся традиции церковной историографии, восходящей к Евсевию Кесарийскому. Изложение событий на протяжении почти всей хроники лапидарно; лишь 2 последних года описаны ярко и содержат элементы энкомия вестгот.

http://pravenc.ru/text/469830.html

Против К. было организовано 2 крупных военных мятежа. Весной-летом 1043 г. произошла ссора между К. и полководцем Георгием Маниаком, которому К. не доверял и объявил о смещении с поста дуки Италии. Маниак отказался подчиниться и бежал со своими сторонниками из Италии в Диррахий (ныне Дуррес, Албания), где к нему присоединилась значительная часть войск ближайших фем. Он начал поход на К-поль, встретился с имп. войском севастофора Стефана под Фессалоникой, одержал победу в сражении, но был убит случайным ударом копья. В связи с разгромом мятежа в К-поле был устроен триумф: К. принимал парад, восседая на балконе дворцовых ворот Халка; на ипподроме показывали насаженную на шест голову Георгия Маниака ( Mich. Psell. Chron. VI 76-88; Mich. Attal. Hist. P. 18-20; Cedrenus. Comp. hist. Vol. 2. P. 545-549; Scyl. Hist. P. 625-628; Zonara. Epit. hist. Bd. 3. P. 621-623). В 1047 г. мятеж поднял Лев Торник, к-рого поддерживали Евпрепия и т. н. партия македонцев (военные землевладельцы Македонии, видимо, прежде составлявшие ядро сторонников македонской династии). Не доверяя Торнику, К. в начале своего правления отправил его командовать войсками в Иверии, затем приказал постричь в монахи и держал под надзором в К-поле. Однако Торник бежал, отказался от монашеских обетов и провозгласил себя императором в Адрианополе (ныне Эдирне, Турция). Быстро собрав войско, 25 сент. 1047 г. он подошел к стенам К-поля и неск. дней осаждал город, рассчитывая на восстание против К. недовольных горожан. Однако К. наскоро собрал небольшие отряды для обороны стен и вызвал с вост. границ главные силы визант. войска. Настойчивая оборона К-поля вынудила Торника вскоре отступить; он пытался укрепить свое положение во Фракии, захватить Редест (Родосто, ныне Текирдаг, Турция) и неск. др. крепостей, но не имел успеха. Под влиянием неудач в конце осени войско Торника стало небоеспособным. Торник был окружен прибывшими войсками, схвачен и доставлен в К-поль, где 27 дек. был ослеплен по приказу К. ( Mich. Psell. Chron. VI 99-123; Mich. Attal. Hist. P. 22-30; Scyl. Hist. P. 439-442; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 561-566; Zonara. Epit. hist. Bd. 3. P. 625-631).

http://pravenc.ru/text/2057052.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010