478 Вот эти ссылки: в правилах Никейского собора 1, 2, 5, 9, 10, 15 и 16 соответствуют 21–23, 80, 32, 25 и 61, 62, 14 и 15 апостольским, (Bevereg. Codex. I гл. 4, § I); в 3, 9, 21 и 23 правилах Антиохийского собора соответствуют 15 и 16, 14, 38 и 40 правилам апостольским; в 21 прав. Гангрского собора разумеются многие правила апостольские, поставляемые рядом с Писаниями, след. писанные (Ср. Bevereg. Codex. I, V, 1); ссылка второго вселенского собора в послании к римской церкви (Феодорит, Ц. И. V, 9. Дeяhuя I, 2 -е изд. 118) на παλαιος ϑεσμος рядом с Никейскими определениями соответствует 35 пр. апостольскому (Bevereg. ib, I, V, 2); третьего всленск. Собора в 8 правиле соответствует 34 и 35 апостольскому; Карфагенского в 60 правиле 1 апостольскому, Константинопольского 394 года в единственном правиле соответствует 74 апостольскому; четвертого вселенского в 22 правиле соответствует 40 апостольскому. Трулльский собор уже прямо упоминает все 85 апостольских правил (во 2 пр.). 479 Ап. прав. 80-е читается так: »От языческого жития пришедшего и крещенного, или от порочного образа жизни обратившегося несть праведно вдруг производити во епископа«. 2-е правило 1 вселенского собора читается так: «Поскольку по нужде, или по другим побуждениям человеков, многое произошло не по правилу церковному, так что людей, от языческого жития недавно приступивших к вере и краткое время оглашенными бывших, вскоре к духовной купели приводит и тотчас по крещении возводят во епископство или пресвитерство; посему за благо признано, дабы впредь ничего такового не было. Поскольку и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание. Ибо ясно писание апостольское, глаголющее: не новокрещену (т. е. епископу подобает быти), да не разгордевся в суд впадет ( 1Тим.3:6 ) и всех диаволю» и т.д. «Дрей, Экгорн и другие, очевидно, намеренно закрывают глаза, когда говорят, что под именем церковного правила нужно разуметь текст из послания Ап. Павла к Тимофею, ибо отцы собора прямо отличают правило церковное от божественного Писания».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Если бы нарушения канонов (конечно, это есть зло и оно крайне нежелательно) автоматически производили раскол, то... «кто был бы чист от скверны?» Может быть, вы, братья, не нарушили ни одного священного канона? Разве существуют соборные решения относительно нового стиля? 60 Однако существует решение Вселенского собора (правило 101 Пято-Шестого Вселенского собора), которое осуждает употребление лжицы или другого «инструмента» для Божественного Причащения и предписывает, под угрозой отлучения, причащать верных точно так же, как сейчас причащаются иереи, то есть в руки принимая Тело и из чаши – Кровь Господню 61 ? И после этого Церковь , не созывая нового Вселенского собора для изменения вышеприведённого решения, изменила его на практике. Находится ли она по причине этого в расколе или просто живёт и поэтому в силах изменить, не через слова, но через действие, своё прежнее решение, имеющее временный характер и не затрагивающее незыблемых и неизменяемых догматов веры. Но даже различия в праздничном цикле и, в более широком смысле, в круге чинопоследований (и они крайне нежелательны, и они есть зло) автоматически не приводят к расколу. Издавна в эортологической и в обрядовой сфере в Церкви Христовой существовали различия и своеобычные особенности. Вот несколько примеров подобных расхождений, существовавших в древней Церкви, в Церкви отцов: 1 .               Различия в праздновании Пасхи между Православными Церквами (в Малой Азии Пасху неизменно праздновали 14-го Нисана, на какой бы день недели Пасха ни приходилась, в других же странах праздновали Пасху только в воскресный день после 14-го Нисана) существовали не только до I Вселенского собора, но и после него, несмотря на то что этот собор вынес частное определение по данному вопросу. Празднование Пасхи то совпадало на Востоке и Западе, то приходилось на разные дни. Прошло более двух столетий, прежде чем исчезло это расхождение и Восток и Запад стали совершать празднование Пасхи одновременно 62 . Но, несмотря на это, Церкви Востока и Запада были едины: существовало эортологическое различие, но было каноническое общение.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Тщательному рассмотрению подлежат и те кандидаты священства. которые обратились к нашей вере из ереси. В 19-м правиле 1 Никейского Собора о бывших павлианах говорится, что они, «явясь беспорочными и неукоризненными, по перекрещении, да будут рукоположены.» Наконец, недостаток веры предполагается и в новообращенных - неофитах. Апостол Павел писал Тимофею о епископе, что тот «Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3:6). 80-е Апостольское правило гласит: «От языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится.» Согласно 2-му правилу I Вселенского Собора; эта норма распространяется и на пресвитеров, а в соответствии с 3-м правилом Лаодикийского Собора - на все священство вообще: «Недавно крещенных не подобает производити в чин священнический.» Недостаток твердости христианской веры можно подозревать и в том, кто не смог обратить всех своих домашних, ибо, по слову апостола Павла, епископом можно ставить того, кто «Детей имеет верных» (Тит. 1:6). 45-й канон Карфагенского Собора гласит: «Епископы и пресвитеры и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами.» Вера ставленника должна выражаться в его жизни и делах. Вера без дел мертва - учит апостол Иаков (Иак. 2:17). Поэтому 12-е правило Лаодикийского Собора требует: «Епископов... поставляти на церковное начальство... таких, которые с давняго времени испытаны и в слове веры, и в житии, сообразном правому слову.» Тяжкие грехи, виновные в которых в Древней Церкви подлежали публичному покаянию, составляют препятствие к священству. К таким грехам относятся убийство, кража, гробокопательство, святотатство (6 прав. Григ. Нисск.), блуд, прелюбодеяние, содомия. 61-е Апостольское правило гласит: «Аще верный обвиняем будет в любодействе, или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет: да не вводится в клир.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432392/

(Соб. халк. прав.30.) Остаётся заключить, что клятва почиталась дозволительною. Ибо Отцы Собора, и притом вселенского, не могли обратиться, для отвращения сомнений, к такому средству, которое воспрещает глас совести, озарённой благодатию и законом евангельским. поскольку мрак языческого суеверия не вдруг исчезал пред светом веры христианской, находя себе убежище в старых привычках и предрассудках: то и во времена VI вселенского Собора (трулльского) замечено было, что некоторые христиане держались суеверных языческих обычаев, и клялись подобно язычникам, счастьем, роком, или какими нибудь ничтожными предметами. В следствие сего Собор трулльский правилом 94–м постановил: « клянущихся клятвами языческими правило епитимии подвергает: а мы таковым отлучение определяем».Воспрещение клятв языческих было бы совсем излишне, если б не дозволено было употреблять никаких. О теперь самое воспрещение их указывает, что они противополагаются клятве христианской, и так как нимало не согласны с её духом и чистотой, то и признаются по суду церковному предосудительными для христианина. Постановление трулльского Собора свидетельствует, что такое различие между клятвами наблюдаемо было и прежде, и что правило т. е. древний закон церковный подвергал епитимии клявшихся по образцам клятв языческих. Собор трулльский не указал, в каких определениях древнейших, и какая назначена епитимия сим грешникам; впрочем, в древних церковных постановлениях остались следы разграничения клятв дозволенных от запрещённых, к которым всегда относимы были языческие. Так, в 61–м правиле IV карфагенского Собора (398г.). Сказано: « клирика тварями клянущегося со всею строгостию нужно обличать; если же недозволенные закоснеют во грехе отлучать от церкви». Но ещё подробнее клятвы недозволенные означаются в правилах Василия Великого , которые вошли в состав законоположения, принятого в руководство в Церкви православной. Св. Василий Великий поставляя употребление языческих клятв наряду с отпадением от веры и идолопоклонством, даёт такое постановление: « Клявшиеся языческими клятвами через дванадесят лет могут быть приняты к приобщению Святых Таин. (Прав. 81). Но как обычаи языческие совершенно противоположны обрядам и учреждениям христианским; так осуждение клятв языческих не служит в укоризну употреблению клятвы христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

К сему присовокупляет Собор 50-е и 51-е правила VI-ro Вселенского Собора, которыми запрещаются всякие непристойные игры, зрелища, и проч.; 42-е и 43-е апостольские правила, не позволяющие игр в особенности служителям церкви; из постановлений Юстиниана, на тот же предмет 170 (гл. 92); 61-е и 62-е правила VI-ro Вселенского Собора, подвергающие отлучению на 6 лет за волхвование и гадание всякого рода, и языческие игрища; 65-е правило того же Собора, которое запрещает христианам обычаи языческие «в новомесячии»; Кирфагенского Собора правило 15-е, запрещающее детям священническим выходить на непристойные позорища (гл. 93). Наконец Собор излагает церковные правила касательно того, какие дни года назначаются для общего христиан празднования, и в какие должны прекращаться позорища и дела судебные. Эти правила суть следующие: а) после пятидневного делания, субботу и день воскресный праздновать, и посвящать сии дни молитве и общественному богослужению 171 ; б) страстную неделю и святую всю праздновать, даже рабам, упражняться в пении псалмов, церковных поучениях и благочестивых размышлениях: и в сии дни не дозволяется быть никаким зрелищам, или играм народным 172 (гл. 95); в) день пред Рождеством Христовым и Богоявлением, дни памяти св. апостолов, праздновать, и ни позорищ, ни судов не творить; в продолжение 15-ти дней до Пасхи, и после Пасхи, освобождать рабов от их работ, и должников не истязать; в дни Пасхи никто не ввергается в темницу, кроме прелюбодеев, гробных татей, отправителей и делателей фальшивой монеты: прочих преступников миловать в сии дни; если случается в день воскресный какой-либо гражданский праздник, например рождение царя, и пр., то отлагать празднество до другого дня; все, преступающие сии правила, лишаются своего имения и чести 173 (гл. 94). При сем, кто в продолжение трех недель, без всякой уважительной причины, не будет ни одного раза при богослужении, тот, если принадлежит к причту церковному, да извержется, – если мирянин, отлучится от св. приобщения» 174 (гл. 96). III раздел

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Правило 2 Первого Вселенского Собора, Никейского Поскольку, по нужде, или по другим побуждениям человеков, многое произошло не по правилу церковному, так что людей, от языческаго жития недавно приступивших к вере, и краткое время оглашенными бывших, вскоре к духовной купели приводят, и тотчас по крещении возводят в епископство, или пресвитерство: посему за благо признано, дабы впредь ничего таковаго не было. Поскольку и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание. Ибо ясно писание апостольское глаголющее: «не новокрещену, да не разгордевся в суд впадет, и в сеть диаволю» ( 1Тим. 3:6 ). Аще же, в продолжении времени, душевный некоторый грех обретен будет в некоем лице, и будет обличен двумя, или тремя свидетелями: таковый да будет исключен из клира. А поступающий вопреки сему, яко дерзающий сопротивляться великому собору, подвергает себе опасности исключения из клира. ( Ап. 61 , 75 , 80 ; I Всел. 9 ; Неокес. 9 , 10 ; Лаод. 3 ; Сердик. 10 ; Двукр. 17 ; Василия Вел. 89 ; Григория Нис. 1 , 4 ) . Издавая это правило, Никейский Собор ссылается на существующее, относительно затронутого в нем вопроса, каноническое предписание и говорит, что поспешное поставление в епископа или пресвитера людей, только что перешедших из язычества и принявших крещение, является нарушением церковного правила ( παρ τν καννα τν κκλησιαστικν), а именно, 80-го Ап. правила, которое повторяется и вполне подтверждается Никейским Собором. В последнем не упоминается только случай, «когда устраивается самой Божественной благодатию», что кто-либо, только что крещенный, становится вдруг епископом, как об этом говорится в 80-м Ап. правиле, но нет сомнения, что собор признавал и этот случай, о чем нам лучше всего свидетельствуют примеры Амвросия и Нектария из конца IV века, упомянутые нами в толковании 80-го Ап. правила. Возобновляя 80-е Ап. правило, Никейский Собор обращает внимание на то, что с течением времени в этом отношении произошло много такого, что противоречит церковному правилу, и случалось это частью по необходимости, частью по настоянию самих людей ( πο νγκης λλως πειγομνων τν ανθρπων).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

819 Феодосий, епископ Ефесский, Василий, епископ Антиохии Писидийской, и Сисинний, епископ Пергии Памфилийской, были анафематствованы на VII Вселенском соборе как главные деятели Иерийского иконоборческого собора 754 г. 823 Император Никифор гневался на папу Льва за то, что тот в 800 г. венчал в Риме императором Карла Великого – это противоречило концепции единой империи и нанесло сильный ущерб интересам Византии. 826 Текст приводится по изд.: Творения святого отца нашего Никифора, архиепископа Константинопольского. Минск, 2001. Сс. 102–111. 828 82-е правило этого собора предписывает не изображать более на иконах Христа символически в виде агнца, но только в человеческом образе; см. выше, с. 367, прим. 1. 832 Св. Павел был патриархом Константинопольским с 780 г. по 31 августа 784 г., когда удалился в монастырь и сообщил императрице Ирине, что больше не желает возглавлять Церковь , поскольку она из-за иконоборчества «отколота от остальных кафолических престолов и анафематствуется ими»; см.: Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. Приск Паннийский. Сказания/Пер. В. И. Оболенского. Рязань, 2005. С. 392; Афиногенов Д. Е. Константинопольский Патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997. С. 16. 833 Святитель цитирует определение VII Вселенского собора, см.: Деяния Второго Никейского собора, 7-е деяние//Деяния Вселенских соборов. Т. IV. СПб., 1996. С. 599. 836 Свт. Никифор цитирует «Послание папы Агафона и римского собора ста двадцати пяти епископов», содержащееся в деяниях VI Вселенского собора (см.: Деяние четвертое//Деяния Вселенских соборов… Сс. 60–61). 841 Здесь и в предыдущем параграфе подразумевается принятое на VI Вселенском соборе 82-е правило, где говорится об иконах; см. выше, с. 367, прим. 1. Читать далее Источник: Антология восточно-христианской богословской мысли : Ортодоксия и гетеродоксия : В 2-х т./Под науч. ред. Г.И. Беневича и Д.С. Бирюкова ; Сост. Г.И. Беневич. – М., СПб.: Изд. «Никея», РХГА, 2009./Том. 2. - 748 с.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

57 PL IV, 1445. 58 De baptismo, XIX. (Русск. пер.: СПб, 1847, ч,2, с.27.) 59 Ibid. 60 См. J.M.Vansleb. Histoire de l " Eglise d " Alexandrie. Paris, 1677, p.83. 61 Под пасхальными спорами имеется в виду различное истолкование в раннехристианской Церкви смысла празднования Пасхи и, соответственно, времени ее празднования, которое выявилось при обуждении этого вопроса папой Виктором (183–199) с представителями церквей Малой Азии. Для малоазийских христиан Пасха была воспоминанием страстей Христовых и поэтому праздновалась в день иудейской Пасхи 14 нисана; западные, греческие и египетские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 нисана в воспоминание воскресения Христа. Окончательное решение о праздновании воскресной Пасхи было принято на 1 Вселенском соборе в Никее (325). 62 Апостольское Предание, XX. 63 См. у Григория Нисского — PG 46, 577. 64 Клиники — от греч. kline–лoжe, кровать; klineres — прикованный к ложу, больной. 65 Epist. 69. 66 Евсевий Кесарийский, Церковная история, VI, 43. (Русск. пер.: с.357–358.) 67 Orat. XL PG 36, 360. 68 59–е правило Трулльского собора. 69 31–е правило того же собора. 70 12–ое правило Двукратного собора. 71 Возможно, что 58–ое правило Лаодикийского собора не имело в виду совершение Евхаристии в домовых церквах, которые в это время вряд ли существовали. Вероятно, в некоторых местах, особенно удаленных от больших центров, верные не имели еще специальных зданий для церковных собраний, а продолжали собираться в частных домах. Лаодикийский собор нашел это недопустимым и, запрещая совершение Евхаристии в домах, тем самым требовал устройства отдельных храмов. Если даже смысл этого правила таков, то последующее церковное сознание, которое совершенно забыло о первоначальной христианской практике, восприняло его как запрещение совершения Евхаристии в домовых церквах. 72 Иоанн Зонара — византийский канонист XII века, составитель комментариев на правила «апостолов», соборов и святых отцов. 73 Зонара, Толкование 59–го правила Трулльского собора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Гадания в Православной традиции прямо воспрещаются церковными канонами. В соответствии с правилом 61 VI Вселенского Собора , обращающиеся к волшебникам и другим подобным, «дабы узнать от них, что восхотят им открыть», подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии, согласно этому правилу, «надлежит подвергать и тех, которые… соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков… «Закосневающих же в сем, и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов», следует «совсем извергать из Церкви». Согласно 24 правилу Анкирского собора , на гадающих налагается пятилетняя епитимия (3 года пребывания в чине припадающих и ещё 2 года без права причащения). 36е правило Лаодикийского собора запрещает быть волшебниками или обаятелями, или числогадателями, или астрологами «освященным или причетникам». 83е правило свт. Василия Великого за гадание или обращение к гадателям назначает шестилетнюю епитимию (1 год в числе плачущих, 1 год – слушающих, 3 года – припадающих, 1 год – стоящих с верными). Согласно 13 правилу Номоканона при Большом Требнике, волхвы, чародеи и прорицатели подлежат отлучению от причастия на 20 лет. Тех, кто обращаются к цыганкам, Номоканон предписывает отлучать от причастия, гадающих на бобах или ячмене – на 6 лет ( 16 правило ). Как относиться к гадателям заповедовал Бог во времена Ветхого Завета? Гаданием занимался нечестивейший иудейский царь Манассия ( 4Цар.21:6 ), греховные действия которого стали причиной вавилонского плена иудеев. Гадание рассматривалось Творцом в единстве с такими явлениями, как колдовство, чародейство, волхвование, магия и т. п. ( Исх.22:18 ; Лев.19:26, 31, 20:6, 27 ; Втор.18:9-12 ). Гадание воспринималось как измена Богу Единому, которая должна была караться смертью ( Исх.22:18 ; Лев.20:6, 27 ). Богоизбранный народ впадал в заблуждения в силу того, что жил в окружении языческих народов, обычаи которых он нередко перенимал. Это был длинный и трудный путь воспитания преданности истинному Богу.

http://azbyka.ru/gadanie

Порядок суда над клириками (подсудность дел; от кого нельзя принимать жалобы, кто не может быть свидетелем и проч.) определяют правила 128(143), 129(144), 130(145), 131(146), 100(113), 15(15-17), 30(39), 79(90), 104(117). Осужденный судом 1-й инстанции должен оставаться под этим наказанием, пока высший суд не отменит его (прав. 29(38)). Изверженные из сана пресвитеры или диаконы, совершившие тяжкие преступления, раскаявшись, не могут вступить обратно в клир, ибо тяжкое преступление «неизбежно удаляет от священнослужения» (прав. 27(36)). Отлученный от общения в одной епархии не может быть принят в другой; покинувший свою Церковь, чтобы приобщиться в другой, он подвергается отлучению (как «обманувший Церковь Божию» - Ап. 13), согласно прав. 105(118) (об этом же: Ап. 12, 13; I Всел. 5). Собор Правило 18(27) утверждает необходимость ежегодного созыва Собора (это правило Гиппонского Собора 393), но позднейшее 95(106)-е прав. (Карфагенского Собора 407) предписывает созывать Собор только в том случае, когда возникнет необходимость. Собор должен был объявлять африканским церквам срок празднования Пасхи (правила 34(43), 51(62), 73(84)); Собор выносил решение об открытии новой епархии (правила 53(64)=98(111)). Требование полноты Собора и вытекающая отсюда обязанность епископа присутствовать на каждом Соборе отражены в правилах 76(87), 77(88), 127(141-142). Если первенствующий епископ не мог присутствовать на Соборе, он обязан был «присылать от своих соборов двух, или сколько изберут, епископов в местоблюстители, дабы составившееся таким образом собрание могло иметь совершенное полномочие» (прав. 18(27)). Епископ Собор уделил значительное внимание порядку поставления епископа, его обязанностям и правам. Согласно 13(13)-му прав., рукополагают во епископа «многие епископы», по крайней мере не менее трех (об этом и прав. 49(60)), «по повелению первенствующего»; это правило повторяет 4-е прав. I Вселенского Собора. 50(61)-е прав. утверждает право народа участвовать в избрании ему епископа, в каноническом испытании его перед хиротонией.

http://pravenc.ru/text/1681209.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010