К пятидесятническому движению, как правило, причисляют церковную орг-цию «Свободные евангелические собрания» (De Frie Evangeliske Forsamlinger), основанную пастором Э. Нуркиллом (1858-1938) в нач. XX в. Он сблизился с лидером пятидесятнического движения Барраттом, но впосл. со своими сторонниками (т. н. свободными друзьями - de frie venner) создал независимую орг-цию. В наст. время на территории Н. функционируют ок. 70 общин этой орг-ции (более 3 тыс. чел.). В этой орг-ции практикуют крещение взрослых без требования вступления в общину, не регистрируют своих членов и не получают дотаций от гос-ва. Представителем т. н. движения веры (trosbevegelsen) в Н. является независимый Христианский центр в Осло (Oslo Kristne Senter), основанный в 1985 г. проповедником О. М. Олешером (2511 чел. в 5 отделениях на 2017). Центр самостоятелен, но находится в тесном общении с австрал. пятидесятнической организацией «Церковь Хиллсонг». Христианская церковь Брюнстада (Brunstad Christian Church; в Н. известна также как Brunstad Kristelige Menighet или как «друзья Смита» («Smiths venner»)) - международная евангелическая внеденоминационная орг-ция, основанная в Н. на рубеже XIX и XX вв. морским офицером Й. О. Смитом (1871-1943). Изначально Смит посещал методист. собрания, затем сблизился с пятидесятническим движением, возглавляемым Барраттом, впосл. отошел от пятидесятничества и создал независимую группу своих сторонников - «друзей Смита». Во время первой мировой войны Смит патрулировал берега Н. и в ряде прибрежных городов основал общины из примкнувших к нему верующих. В 30-х гг. XX в. общины «друзей Смита» возникли во внутренней Н., а также в Дании и Швеции, в 50-х гг.- в Зап. Европе (гл. обр. в Германии, Швейцарии и Нидерландах), в сер. 60-х гг.- в Сев. Америке, в 70-х гг.- в Юж. Америке, Азии и Австралии, в 80-х гг.- в Африке. В 70-х гг. были предприняты попытки основать подпольные общины в странах Вост. Европы, но лишь в 90-х гг. «друзья Смита» смогли утвердиться в этом регионе. В настоящее время орг-ция насчитывает 220 общин (20-30 тыс. чел.) в 65 странах на всех континентах. В Н. насчитывается 8417 чел. (2017) приблизительно в 20 общинах. Ежегодные собрания, в к-рых участвуют неск. тыс. чел. из разных стран, проходят в Конференц-центре «Ослофьорд» в Стокке, находящемся в собственности орг-ции.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

В 1870 г. было организовано правление евр. общины, в 1874 г. создано евр. Преображенское кладбище. В 1880-1893 гг. была построена Хоральная синагога в арабо-мавританском стиле на Б. Мастерской ул. (ныне Лермонтовский проспект) на 1,2 тыс. мест; к этому времени община выросла до 16,5 тыс. чел. К нач. XX в. в губернии появилось 6 синагог: в Шлиссельбурге (1870), Нов. Ладоге (1881), Колпине (1897), Ораниенбауме (1898), Кронштадте (1899), Царском Селе (1901), в С.-Петербурге - 5. Имелось евр. уч-ще (Талмуд-Тора) и 2 иудейских кладбища - Преображенское и Караимское. В 1917 - 20-х гг. XX в. количество синагог и молелен значительно выросло. Все они, кроме Хоральной синагоги в Ленинграде, были закрыты к 1941 г. (должность раввина Хоральной синагоги оставалась вакантной с нояб. 1936 по 1943). Весь период ленинградской блокады Хоральная синагога действовала и была важным центром жизни иудеев города. В послевоенное время в Ленинграде и Л. о. иудеи проводили молитвенные собрания в 8 нелегальных домашних синагогах, за что подвергались репрессиям; в 60-х гг. XX в. существовали 1 зарегистрированная (при Хоральной синагоге) и 3 незарегистрированные религ. группы иудеев, объединявшие 6 тыс. чел. В кон. 80-х гг. XX в. начался значительный рост числа общин и их членов. В наст. время зарегистрированы 11 общин в С.-Петербурге и 3 общины в Л. о. (Выборгский и Приозёрский районы). Все 3 общины в Л. о. (Выборг, Приозёрск и пос. Советский) относятся к Федерации еврейских общин России, централизованной орг-ции ортодоксального иудаизма. М. В. Шкаровский Новые религиозные движения С 1991 г. в пос. Усть-Ижора Колпинского р-на С.-Петербурга существует кришнаитская община. В нач. 90-х гг. XX в. активную деятельность в регионе развернул Богородичный центр . Под названием «Православная церковь Божией Матери Державная» в 1999 г. были зарегистрированы первые общины данной секты в Выборге и в дер. Кисельня Волховского р-на, где был создан «богородичный монастырь», к-рый возглавил «епископ Санкт-Петербургский» данной секты Мартин Калистратов.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ МЕКАНЕ ЙЕСУС [англ. Evangelical Church Mekane Yesus], крупнейшая лютеран. орг-ция Эфиопии. После неудачных попыток нем. миссионеров начать проповедь лютеранства в Эфиопии в сер. XVI в. и в сер. XIX в. первые успешные обращения зафиксированы в 80-х гг. XIX в. У истоков лютеранства в сев.-вост. части Африки стоят швед. миссионеры, прибывшие на территорию совр. Эритреи в 1866 г., а затем осуществлявшие миссию на севере и востоке Эфиопии. В 1911 г. им удалось создать прочную церковную орг-цию. В 1927 г. в страну прибыли миссионеры из Германии. Во время второй мировой войны и оккупации Эфиопии фашистской Италией деятельность всех протестант. миссий была прекращена, их представителей выслали из страны. По окончании войны в различных частях Эфиопии начали функционировать миссионерские орг-ции из Норвегии (c 1948), Дании (c 1952) и Исландии (1954). Американская лютеранская церковь (предшественница Евангелическо-лютеранской церкви в Америке ) направила в 1957 г. в Аддис-Абебу и в сев. провинции страны большое количество миссионеров. Нек-рые из них сотрудничали с радиостанцией «Radio Voice of the Gospel», к-рая транслировала христ. программы на большую часть территории Африки. Е. ц. М. Й. была основана в 1958 г. путем объединения лютеран, обращенных американцами, с религ. группами, осозданными миссионерскими орг-циями из др. стран. При этом в ее состав вошли и общины, созданные ранее пресвитерианскими миссионерами. В сер. 60-х гг. 20 тыс. чел. были прихожанами этой церкви. Несмотря на усиление гонений со стороны властей в 70-80-х гг., к 1991 г. орг-ция насчитывала уже более 1 млн чел., в 1997 г.- 2,3 млн чел. Деятельность распространена в основном в зап. части страны среди этносов оромо, камбатта, сидамо и тиграи. Благодаря поддержке Евангелическо-лютеранской церкви Америки, Всемирной лютеранской федерации , церквей европ. стран и миссионерских орг-ций Е. ц. М. Й. проводит эффективную миссионерскую работу, строит много новых церквей, принимает активное участие в программах по борьбе с голодом, в разработке программ по улучшению водоснабжения, а также в реабилитационных программах по благоустройству сельскохозяйственных районов. Занимается предоставлением медицинской помощи, созданием специальных школ для детей-инвалидов. Центром богословского образования является ДС Мекане Йесус в Аддис-Абебе, принимающая на обучение ок. 150 студентов, в т. ч. женщин. К работе в ДС привлекаются преподаватели из-за рубежа. Активно поддерживает экуменические связи, являясь членом Всемирной лютеранской федерации, Всемирного Совета Церквей , Всеафриканской конференции церквей , Лютеранского сообщества Центр. и Вост. Африки. Согласно данным на 2007 г., имеет более 6 тыс. общин, общее количество верующих - ок. 3 млн чел.

http://pravenc.ru/text/180963.html

2003. С. 59). В кон. XIX в. в Новоладожском у. проживало ок. 6 тыс. старообрядцев. К нач. 1917 г. в Петрограде и губернии жили ок. 15 тыс. староверов всех согласий. До кон. 20-х гг. XX в. их деятельность была активной, затем начались гонения. По наблюдениям современных исследователей, в 20-30-х гг. XX в. в Л. о. было много выходцев из подмосковной Гуслицы , населенной преимущественно последователями Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви). В 30-х - нач. 40-х гг. XX в. в Л. о. были закрыты все храмы и молельные дома, последними - церкви в Гатчине (1 нояб. 1940) и в дер. Ротково (7 июня 1941). В послевоенный период возродились общины поморского (Древлеправославная поморская церковь; см. в ст. Поморцы ) и белокриницкого согласий. 8 дек. 1946 г. был открыт храм федосеевцев в дер. Лампово (ранее деревня относилась к Царскосельскому у., достаточно густо населенному старообрядцами - выходцами с Новгородчины). В 1918-1919 гг. Лампово поддерживало контакты с Ригой, оттуда прибывали духовные отцы, старообрядцы обучались богослужебному пению, писали по-славянски. Эту старинную деревню, известную деревянной резьбой, ныне посещают старообрядцы из разных мест, что в целом нехарактерно для совр. старообрядческой жизни в Л. о. (наблюдения показали разбросанность, малочисленность и изолированность последователей «старой веры» в регионе). В 60-х гг. XX в. в Ленинграде и области имелись 2 зарегистрированные и 3 незарегистрированные общины поморцев (ок. 4 тыс. чел.), а также 2,5 тыс. поповцев белокриницкого согласия, вынужденных существовать нелегально (регистрация общины в Ленинграде состоялась только в 1983). В настоящее время в С.-Петербурге и Л. о. зарегистрировано 8 общин старообрядцев (ок. 2 тыс. членов). Беспоповцы относительно многочисленны в Волховском и Киришском районах (центром старообрядческого книго- и иконописания была дер. Лавния в Волховском р-не). Федосеевцы населяют ряд деревень в Бокситогорском р-не - это тихвинские карелы и т. н. озеряне (по названию оз.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

До 1934 г. собрания пермской общины баптистов проходили в здании кирхи под рук. пресв. М. Д. Самоделкина, в 1934-1935 гг.- в частных домах под рук. пресв. В. В. Диско. В сер. 30-х - сер. 40-х гг. XX в. собрания не проводились. С 1947 г. баптисты г. Молотова собирались в домах верующих в Ераничах, Гайве, Н. Курье (ныне все в черте Перми) и др. под рук. пресв. Г. М. Меликова. К нач. 50-х гг. Пермская община насчитывала ок. 300 чел. B 1955 г. она приобрела в В. Курье частное строение, которое было перестроено под молитвенный дом. В 1958 г. в Пермской обл. насчитывалось ок. 1,2 тыс. баптистов, в 1962 г. - 720 чел., входивших в 20 общин и групп в Перми, Александровске, Березниках, Верещагино, Гремячинске, Кизеле, Красновишерске, Краснокамске, Кунгуре, Соликамске, Чусовом, Верхнемуллинском, Нытвенском и Соликамском районах. На рубеже 60-х и 70-х гг. ХХ в. баптисты открыли в Перми 2 подпольные школы для обучения детей. В 1976 г. в городе была обнаружена и закрыта нелегальная типография Совета церквей евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). Несмотря на противодействие властей, в Перми и нек-рых др. населенных пунктах Пермской обл. группы сторонников Совета церквей ЕХБ сумели привлечь на свою сторону новых последователей. В нач. 80-х гг. ХХ в. была предпринята попытка разгромить пермскую общину Совета церквей ЕХБ. В 1982 г. состоялся уголовный процесс над руководителями общины Пирожковым, Перевозчиковым и А. С. Новожиловым, входившими в Совет старших братьев. В результате Пермский областной суд приговорил Новожилова к 1,5 годам лишения свободы, а Перевозчиков и Пирожков получили условный срок. В 1983 г. состоялись товарищеские суды по местам работы и жительства над 41 сторонником Совета церквей ЕХБ в Перми, Березниках, Краснокамске, Губахе, Кизеле, Соликамске, поселках Усьва Гремячинского р-на и Сёйва Гайнского р-на Коми-Пермяцкого автономного окр. С нач. 90-х гг. стали офиц. регистрировать общины баптистов региона в городах Березники (17 авг. 1992), Чайковский (25 марта 1993), Краснокамск (15 дек. 1993). К апр. 2019 г. в П. к. были оформлены еще 8 общин баптистов, входящих в Российский союз ЕХБ. Среди них: 3 общины в Перми («Церковь Надежды» (27 окт. 1999), церкви Св. Троицы (29 дек. 1999) и Преображения (11 мая 2000)), а также общины в Чернушке (9 янв. 2001) и Соликамске (11 марта 2001).

http://pravenc.ru/text/2580038.html

объединений; 8 культовых сооружений). В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XX в. баптисты начали сближение с меннонитами (гл. обр. церковными меннонитами); с 1966 г. они совершали совместные богослужения и вошли во Всесоюзный совет Евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). В 1989 г. в К. было зарегистрировано 11 общин меннонитов, в 1992 г.- 9, а в 2011 г.- 5 общин. Методисты в К. насчитывают ок. 1 тыс. чел. Возникновение методистских церквей связано с деятельностью проповедников Корейской методистской церкви (Чан Сап Сон, Тэ Хон Юн, Ин Ги Ли) и Российской объединенной методистской церкви (РОМЦ). Территория К. входит в Восточную конференцию РОМЦ. Адвентисты седьмого дня, на численности к-рых также сказалась массовая эмиграция, в наст. время имеют в К. 68 религ. общин. Пятидесятники представлены общинами Союза христиан евангельской веры (20 религ. объединений; 14 культовых сооружений) и Евангельскими христианами в духе апостолов (1 религ. объединение; 1 культовое сооружение). Новые пятидесятнические объединения насчитывают 76 религ. объединений, крупнейшими из которых считаются Сун Бок Ым (12 общин; 9 культовых сооружений) и Ассамблеи Бога (2 общины; 1 культовое сооружение). У неопятидесятников и харизматов наибольшее число религ. объединений в К., к ним можно отнести и т. н. пресвитерианские церкви, созданные корейско-амер. миссионерами. Среди пресвитерианских общин, опирающихся на учение о дарах Св. Духа, к наиболее крупным относятся миссия «Грейс», религ. центр к-рой расположен в США (штат Калифорния), и церковь «Благодать». Первые общины «Грейс» возникли в К. в 1990 г.; на 1 янв. 2011 г. к миссии относятся 72 религ. объединения и 30 культовых сооружений. У церкви «Благодать» имеется 54 религ. объединения и 27 культовых сооружений. В 1996-2006 гг. в К. появилось более 259 протестант. харизматических объединений, относящихся к более чем 30 деноминациям, среди них - орг-ция «Новая жизнь» (57 религ. общин; 26 культовых сооружений) и миссия «Агапе» (51 религ. объединение; 33 культовых сооружения), Церковь полного Евангелия (32 общины; 5 культовых сооружений).

http://pravenc.ru/text/1319864.html

проживало 814 молокан). По сведениям епархиальных властей, в 1914 г. в Пензенской губ. проживало 892 последователя молокан. Последние сведения о существовании общин молокан в регионе относятся к 20-м гг. XX в. Община лютеран (см. ст. Лютеранство ) сложилась в Пензе в XIX в. Членами общины стали эстонцы и латыши, а также немцы и французы. В 20-х гг. XIX в. в общине насчитывалось до 150 чел. Обряды совершали пасторы, приезжавшие из Саратова. В 1822 г. совет общины получил разрешение на приобретение у Е. В. Кожиной здания на ул. Дворянской под строительство кирхи. В связи с нехваткой денег на завершение переоборудования здания совет общины в 1827 г. обратился в Главное управление духовных дел иностранных исповеданий МВД с прошением о выделении 5 тыс. р. на погашение долга и завершение внутренней отделки здания, однако имп. Николай I Павлович в выделении средств отказал. Перестройка купленного здания в церковь затянулась до 1837 г. В нояб. того же года в Пензу был назначен собственный пастор, а община перешла под управление Московской евангелическо-лютеранской консистории. 6 марта 1838 г. кирха была освящена и названа Александровской в честь наследника российского престола цесаревича Александра Николаевича (буд. имп. Александр II). В 1864-1918 гг. при кирхе действовало приходское уч-ще, в к-ром обучались дети обоих полов от 7 до 15 лет как протестантского, так и правосл. вероисповедания. Уч-ще содержалось за счет благотворителей, обучение было платным и составляло 30 р. в год. При кирхе действовало благотворительное об-во. В 1897 г. численность лютеран в Пензенской губ. составляла 913 чел., в 1910 г. община насчитывала 652 чел. Деятельность общины прекратилась в 20-х гг. XX в. Здание кирхи снесено в 1968-1969 гг. В 80-90-х гг. XX в. община не возродилась. В 1-й пол. XIX в. в Пензенской губ. появились хлысты , в офиц. документах они начали фигурировать с 60-х гг. XIX в. Хлысты проживали в Городищенском у. (села Селикса и Чемодановка), Нижнеломовском у. (села Блиновка, Б. Верхи, Низовка, дер.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

В 20-30-х гг. XX в. большинство общин и храмов были ликвидированы, наставники репрессированы, новгородские староверы не имели зарегистрированных служителей. В 1927 г. в состав Новгородского окр. Ленинградской обл. вошел Солецкий р-н, где проживало значительное количество староверов. В Сольцах действовали 2 старообрядческие общины поморского и федосеевского согласия, существовавшие вплоть до 90-х гг. XX в. В кон. 40-х гг. XX в. предпринимались попытки регистрации общин в Волотовском и Маловишерском р-нах, но они оказались безуспешны. Несмотря на это, в Н. о. продолжали деятельность незарегистрированные старообрядческие общины в Ст. Руссе, Крестцах, а также в Валдайском, Волотовском, Демянском, Крестецком, Маловишерском, Марёвском, Новгородском, Парфинском, Пестовском, Поддорском, Старорусском, Холмском и Чудовском р-нах. К 60-м гг. XX в. большинство новгородских старообрядцев перешли в поморское согласие. Богослужения проводились на дому. В 1985 г. была зарегистрирована поморская община в Ст. Руссе, ей в пользование передан храм во имя свт. Николая Чудотворца (1371, восстановлен в кон. XVIII в., колокольня - 1750). В 1989 г. регистрацию получила поморская община в Новгороде, занявшая храмы бывш. Михалицкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря . 11 марта 2014 г. зарегистрирована поморская община в г. Крестцы. Эти 3 общины находятся в юрисдикции Древлеправославной поморской церкви . Кроме них постоянно действуют поморские общины в с. Городцы Волотовского р-на, дер. Горка и с. Бурга Маловишерского р-на, дер. Костково Валдайского р-на, г. Окуловка. Общая численность активных представителей (исповедников) поморского согласия в Н. о.- ок. 2-2,5 тыс. чел. Наиболее тесные связи поморские общины Н. о. поддерживают с крупными центрами поморского согласия России и ближнего зарубежья - Невской поморской общиной в С.-Петербурге и Рижской Гребенщиковской старообрядческой общиной (Рига, Латвия). 19 сент. 2001 г. в Вел. Новгороде зарегистрирована община Русской православной старообрядческой церкви , занявшая ц. Иоанна Богослова на Витке бывш. Радоковицкого мон-ря (1383-1384, реставрация - 1952). В 2014 г. общине Белокриницкого согласия была также передана ц. во имя прор. Илии на Славне (1455; в 2017 начаты ремонтно-реставрационные работы). Разрозненные группы старообрядцев-поповцев действуют в Маловишерском и Демянском р-нах. Общая численность последователей Белокриницкой иерархии в Н. о.- ок. 200-250 чел.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Советская власть в регионе установлена в нояб.-дек. 1917 г. и просуществовала до восстания Чехословацкого корпуса в июне 1918 г. В 1918-1919 гг. территория совр. К. о. находилась под контролем Временного сибирского правительства, Уфимской директории и «Омского правительства». Летом-осенью 1919 г. в результате наступления Красной Армии в регионе была восстановлена советская власть. В авг. 1919 г. Курганский у. передан в состав Челябинской губ., а Шадринский у.- Екатеринбургской губ. В 1923-1934 гг. территория входила в состав Уральской обл., в 1934-1943 гг.- Челябинской обл. К. о. образована 6 февр. 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР из 32 районов Челябинской и 4 районов Омской областей. В авг. 1944 г. в состав созданной Тюменской обл. вошли 4 района. В годы Великой Отечественной войны регион стал местом эвакуации предприятий из европ. части СССР: заводов сельскохозяйственного машиностроения, деревообрабатывающих станков, механического, автоагрегатного, металлопрокатного, телефонного, насосно-компрессорного, швейной фабрики и др. В послевоенные годы на сформированной индустриальной базе происходило дальнейшее развитие промышленности К. о.- вступили в строй машиностроительный завод, завод химического машиностроения, арматурный, автобусный заводы и завод медицинских препаратов. В 50-60-х гг. ХХ в. К. о. вошла в зону освоения целинных и залежных земель, в результате чего посевные площади в области увеличились на 20%. Численность населения К. о. возросла с 999 тыс. чел. в 1959 г. до 1 млн 104,9 тыс. чел. в 1989 г. Религия Большинство верующих в К. о.- православные. В 2014 г. на территории области действовали 125 зарегистрированных религ. орг-ций: 82 православные, 1 община старообрядцев, 1 католическая, 22 протестантские, 1 иудейская, 17 мусульм. общин, 1 кришнаитская. Русская Православная Церковь Наиболее ранние сведения о Православии в регионе относятся к 20-м гг. XIV в., однако деятельность Русской Православной Церкви в тот период носила эпизодический характер. Распространение Православия началось в XVII в. вместе с проникновением на территорию совр. К. о. рус. населения. С этого времени край входил в состав Сибирской и Тобольской епархии РПЦ (см. Тобольская и Тюменская епархия ). С 70-80-х гг. XVIII в. территория К. о. оказалась разделенной между 3 епархиями - Тобольской (Курганский окр.), Пермской (Шадринский и до 1797 Далматовский уезды; см. Пермская митрополия , Пермская и Кунгурская епархия ) и Оренбургской (Исетско-Тобольское междуречье в составе Челябинского у.; см. Оренбургская митрополия , Оренбургская и Саракташская епархия ).

http://pravenc.ru/text/2462283.html

С 1995 г. в К. к. действует Красноярская религ. баптистская миссия, основанная миссионерами из Сев. Каролины. Самая крупная среди поместных церквей ЕХБ, церковь «Благодать» в Красноярске, была основана в 1998 г. В 1990-1994 гг. силами прихожан был построен Дом молитвы. Если в 1994 г. эту церковь посещали всего ок. 360 чел., в 2003 г. число ее прихожан выросло до 1,5 тыс. чел. Пятидесятники, появившиеся в К. к. в 20-х гг. XX в., в основном были представлены переселившимися в К. к. жителями западных регионов страны. В послевоенные годы произошел рост численности пятидесятников за счет новых переселенцев и ссыльных. После создания Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (1944) почти все пятидесятнические общины вошли в его состав, автономию сохранила лишь 1 община в Красноярске. На 1 янв. 1963 г. в К. к. насчитывалось 428 пятидесятников. С 1990 г. началось создание самостоятельных пятидесятнических организаций. Всего на нач. 2015 г. насчитывалась 31 орг-ция, входящая в состав Российского Союза христиан веры евангельской (10 - в Красноярске, 3 - в Дудинке, 3 - в Норильске, 2 - в Железногорске, 2 - в Минусинске, по 1 в городах Боготол, Бородино, Зеленогорск, Ужур и Шарыпово, в поселках Балахта, Подгорный и Шушенское, в селах Богучаны, Ермаковское и Есаулово). На территории К. к. также действуют пятидесятнические организации, принадлежащие к Объединенной церкви христиан веры евангельской (ОЦ ХВЕ). Красноярское отделение этой церкви является одним из крупнейших религ. объединений Красноярска, насчитывающим ок. 30 общин в городах и районах края, более тысячи прихожан и ок. 60 миссионеров. Среди других протестант. деноминаций - Адвентисты седьмого дня (1 община в Красноярске, 2 - в Игарке, по 1 в Ачинске, Дивногорске, Канске, Назарове, Норильске, а также в поселках Балахта, Приморск и Шушенское), 19 общин Свидетелей Иеговы, община церкви Иисуса Христа святых последних дней (Красноярск, 2002) и др. Истинно Православная Церковь (ИПЦ) в К. к. представлена Красноярским подворьем ИПЦ (1996, повторная регистрация в 2002), приходами в Канске (не позднее 2009), в с. Георгиевка Канского р-на и дер. Минушка Ирбейского р-на (2003). Армянская Апостольская Церковь

http://pravenc.ru/text/2458975.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010