Тиханъ же сказа ему приказ дрьжавнаго, яко: «Веллъ тоб принять от святыя купли сына своего, великаго князя Ивана». Он же усумнся и рече: «Кто есмь аз и откуду, яко деръзнути ми на толикое дло великое, не мощно ми и помыслити, кто есмь аз, гршный?» Видя же его старець Тихонъ ни мало уклонна, возвщаеть игумену Нифонту 607 и всмъ преимущим старцем, сказа же имъ и прещение дрьжавнаго. И слышав сиа игумен и старцы таков приказ от боголюбиваго государя и милостиваго царя, и с великим трепетом потекоша, и начаша молити старца Касияна, еже не ослушатися боголюбиваго государя. Он же послуша их и рече: «Буди Божиа воля!» И егда приеде старець Касианъ во град Москву, и увд государь его приздъ, и того часа скоро самъ дрьжавный государь всея Русии приде на подворие монастырьское. И егда узр старца Касьана, и снемь царскый венець со главы своея и поклонися, глаголя: «Честный старче Касияне, кланяюся тоб на твоих великих трудех, еже в толицей старости и немощи не ослушася нашего слова и бысть ми сопричастникъ радости моей. И нын тоб челом бию: приими от святыя купли во святмь кресщении на руки своя Богомъ дарованнаго ми сына Ивана вашихъ ради молитовъ». Старець же Касиянъ слыша сиа и рече: «Буди, царю дрьжавный, Божия воля и твоя, государя всея Русии». И посла его князь велики с великою честию и брежениемь с сыном своим, великим княземъ Иваном, в честную святую обитель Живоначалныя Троица великаго чюдотворца Сергия. 608 Игуменъ же бысть тогда во святй той обители старець Иасаф, еже и бысть митрополит посл. 609 Егда же крестиша царя, великого князя Ивана Василиевичя всея Русии, и прияста его от святыя купли архимандрит Данила Переславьский и старец Касиян, 610 и даста на руки отцу его, великому князю Василью Ивановичу, всея Русии самодерзцу; боголюбивый же великий князь приим сына своего у старца Касияна с великою радостию, что желаемое у Бога получил. И егда же прихаша во град Москву, что же боголюбивый и милостивый отець его, князь великий Василие Иванович всея Русии, от великиа радости на многых побдных милость показа: овх от казни смертныя свободи, а инхъ ис темницы пусти; и во вся монастыри посла милостыню. И во всем граде Москв бысть благоденьство и радость неизреченная; и не токмо же сиа бысть на Москв, но и во всей Русской земли. Архимандрита же и старца же Касияна великому чрежению и чести сподоби, и великими дарованми одари, и отпущаеть ихъ во своя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В частности, исследователь полагал, что после захвата Фокой Константинополя Маврикий действительно отправил своего сына Феодосия к Хосрову II просить о помощи (Theoph. Sim. VIII. 9. 11). Но легенда о перстне Маврикия, позднее присланном в Никею, где находился Феодосий, с приказом о его незамедлительном возвращении к отцу, была целиком придумана Феофилактом Симокаттой для обоснования ложного свидетельства о последующем убийстве наследника (Theoph. Sim. VIII. 9. 12; 11. 1). Точно так же Феофилакт будто бы придумал историю персидского вторжения в римские провинции в период правления Фоки (Theoph. Sim. VIII. 12. 10-11), а в действительности боевые действия между римлянами и персами начались только через несколько лет после переворота Ираклия в 610 году, что, по мнению исследователя, было связано с поддержкой Хосровом II неоспоримых прав Феодосия на римский престол. Правда, Пауль Шпек в своей критике текста Феофилакта Симокатты не учитывал сведения ни армянской, ни сирийской историографии. Как уже было отмечено, Псевдо-Себеос упоминает кампанию Аштата Йезтайяра в римской Армении в 606/607 годах и осаду персами Феодосиополя, в которой Лже-Феодосий принимал непосредственное участие, а автор «Хузистанской хроники» сообщает о коронации претендента в Ктесифоне несторианским католикосом Сабришо I, что по определению было несовместимо со статусом истинного Феодосия, провозглашенного римским августом отцом, императором Маврикием, еще 26 марта 590 года [PLRE 1992: 1293], к тому же являвшегося халкидонитом. Зачем римскому августу, провозглашенному таковым при жизни своего предшественника, было короноваться в персидской столице у епископа, который с точки зрения Эфесского собора 431 года являлся еретиком? Ответ на этот вопрос очевиден лишь в том случае, если признать, что претендент являлся самозванцем и к реальному сыну Маврикия не имел ни малейшего отношения. Что же касается легенды о перстне Маврикия, эта легенда могла быть отзвуком реальных событий, которые, по-видимому, отличались от версии Феофилакта лишь тем, что в действительности перстень Маврикия был отправлен Феодосию не отцом, а его убийцей Фокой уже после казни Маврикия, дабы спровоцировать возвращение наследника и создать условия для расправы над ним.

http://bogoslov.ru/article/6192254

граждан 40 тыс. было евреев платящих подати, из трех кварталов один был заселен исключительно евреями. 605 При таком количестве евреев в Александрии можно, на основании современных примеров, решительно утверждать, что все, так называемые интеллигентные профессии, а тем более – торговля и промышленность были захвачены здесь евреями. Само собою разумеется, что едва ли хорошо жилось христианам в кабале у капиталистов евреев. Это тем более вероятно, что евреи в то время пользовались необычайно широкими правами. Во всех делах своей общины не касающихся государственных и общественных интересов все евреи по закону 398 г. были автономны, обращаясь за разрешением всех этих дел к своему патриарху, постановления которого обязаны были приводить в исполнение правительственные чиновники. 606 Патриарх еврейский, равно как и другие представители еврейской религии были освобождены от несения общественных повинностей. 607 Честь патриарха ограждалась строгими законами против оскорбителей этой высокопоставленной личности, каралась даже заочная публичная оскорбительная речь христианина о еврейском патриархе. 608 Евреям разрешен был даже особый сбор „aurum coronarum“, который находился в распоряжении патриарха и часто служил для политических интриг, почему разрешение его часто отменялось, но в 404 г. Гонорий опять разрешил сбор этой подати. 609 Законами 409 и 412 гг. воспрещалось судьям и чиновникам, беспокоить евреев в субботы и праздники. 610 Имущество евреев охранялось строгим законом, повелевающим, втрое и вчетверо взыскивать за разграбление еврейского имущества. 611 Строго каралось и разрушение еврейских синагог. 612 Широки были гражданские права и каждого еврея: они могли вступать в куриалы 613 , а в 404 г. им предоставлено было право занимать даже придворные должности. 614 Словом, от Феодосия Великого и вплоть до Юстиниана византийское правительство всячески покровительствовало евреям. 615 Пользуясь этим, евреи чувствовали себя в Византийской империи, конечно, господами и держали себя по отношению к христианам заносчиво и задорно.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Но в ряду всех других земных тварей предметом особеннейшей промыслительной попечительности Божией является человек, которого Бог больше любит, чем любит друг своего друга, или отец и мать свое родное дитя 602 . Назначая ему пределы жизни, Он от его рождения до смерти неусыпно блюдет за его судьбой, удовлетворяя и без прошений, и по его прошениям всем его существенным нуждам, устрояя все внешние жизненные его условия и положения и все направляя к полезному и лучшему, хотя часто тяжелыми и недоведомыми для людей путями 603 . Самым же осязательным свидетельством промыслительной любви Божией к человеку служит история судеб падшего человечества 604 и Божественного домостроительства, направляемая единственно к тому, чтобы спасти падшего человека, и спасти, так как он создан свободно-нравственным существом, не против его воли, а согласно с его желанием, и не путем насилия и принуждения, а только побуждения и убеждения 605 . По этой же причине Бог, тогда как, вследствие Своей святости, любит в людях одно доброе и содействует только доброму, в то же время, по Своему благоснисхождению, попускает и терпит злое 606 , хотя его следствия преграждает и направляете к торжеству добра 607 . По этой же причине, тогда как Он любит праведников, терпит и грешников, в ожидании от них покаяния и обращения, к которому призывает и побуждает Своими бесчисленными и разнообразными средствами 608 . Не иными побуждениями и целями руководится Бог и в управлении целыми народами и государствами. Потому что «Бог Сам раздает земные царства и добрым, и недобрым, и раздает не без намерения, не по случаю или счастью, но сообразно с ходом дел и времен, для нас сокрытым, для Него же совершенно известным» 609 . Некоторые из царей даются Им для улучшения и пользы подданных и для сохранения правды, некоторые же для устрашения, наказания и укорения, а иные – для унижения или возвышения народов, смотря по тому, чего бывают они достойны 610 . «И то находится во власти Вседержителя, чтобы каждый на войне или был побежден, или победил, одни получили царства, а другие соделались подданными царей» 611 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

95 . Есть и другой знак, данный Моисеем, относящийся к Господу Иисусу: Он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и рука побелела как снег... И вновь он положил руку в пазуху и вынул ее, и она стала как плоть человеческая ( Исх.4:6, 7 ), – тем самым знаменуя, что Господь Иисус вначале был божественным Сиянием, а потом принял плоть, и в это должны веровать все народы. И с полным основанием говорится, что он вложил руку, потому что Христос – это десница Божия. Кто не верит в Его божественность и воплощение, будет подвергнут бичеванию за нечестие, как тот царь: он не поверил очевидным знакам и, подвергшись бичеванию, молил о прощении. Этим доказывается, как сильно надо любить достойное! Моисей особо доказал это, предложив себя за народ, когда умолял Господа простить Свой народ или вычеркнуть Моисея из книги живых 607 . 16 . 96. Так же и Товит с полной очевидностью явил сущность достойного, когда, оставив пир, пошел хоронить мертвых или когда приглашал нищих к своей скудной трапезе 608 . Точно так же Рагуил: когда его дочь сватали, он, памятуя о достойном, не скрывал ее недостатков, чтобы не обмануть просителя, умолчав о них. На просьбу сына Товита Товии выдать за него дочь, Рагуил ответил, что по закону, конечно, он обязан ее отдать ему как близкому родственнику, но он уже раньше выдавал ее замуж шесть 609 раз, однако все ее мужья умерли. Благочестивый муж больше страшился за других и предпочитал, чтобы его дочь осталась незамужней, чем ради брака с нею подвергнуть жизнь чужих людей опасности. 97 . Как быстро он ответил на все вопросы философов! Они толкуют о недостатках домов: скрывать ли их продавцу или, наоборот, показывать 610 , а наш праведник решил не скрывать недостатков дочери! И при этом он не старался сбыть ее с рук, а его просили отдать ее в жены! Мы не сомневаемся, насколько он достойнее тех философов, понимая, что дочь гораздо важнее денег от продажи вещи. 17 . 98. А теперь рассмотрим другой случай, когда при пленении люди сохранили высшую красоту достойного. Ведь никакие трудности не препятствуют проявлению достоинства, которое во время трудностей еще больше возвышается и сияет, чем при благополучии. И вот среди оков, среди сражений, пожаров, рабства, которое для свободных людей страшнее всякого наказания, среди мучений умирающих, гибели родины, ужаса живых, крови погибших у наших предков не угасала забота о достойном, но продолжала сверкать и блистать в благочестивых душах среди праха и пепла поверженной родины.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

586 Это путь, которым, по учению неоплатоников, человек доходит до просветления: от явлений природы к себе, внутрь себя, и забыв о себе, соприкоснуться с Единым ( το εν) в области чистой интуиции. Следует отметить слова бл. Августина о том, что разговор шел «может быть, и не так и не в таких словах»: Моника вряд ли была осведомлена в фразеологии неоплатоников, но разговор был проникнут мистикой, и бл. Августин вспоминал о нем в привычной для него форме. 588 Глагол этот можно толковать двояко: 1) облегченно вздохнули в надежде получить желанное; 2) вздохнули от неудовлетворенности. В этом последнем смысле, вероятно, и употреблено здесь: душа, стремящаяся к Богу, вздыхает о своем бессилии. 590 «Да утихнет в душе не только всякое волнение, происходящее от тела, но и всё, что ее окружает: успокоится земля, успокоится море и воздух и само прекрасное небо» (Плотин. Энн. 5, 1, 2). 591 Увидеть то, что выходит за пределы этого мира, нельзя путем обычного размышления: «Ум должен... как бы отпустить себя, не быть умом» (Энн. 3, 8, 9). 594 1Фес. 4, 13–14 : «Не хочу оставить вас, братья, в неведении об умерших, дабы вы не печалились, как те, кто не имеет надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним». 597 Бл. Августин пытается открыть смысл слова через его этимологию. Стоики очень любили этот прием, но и этимологии их были обычно фантастическими. Такова и приведенная здесь: το βαλανειον будто бы от βαλειν ανιαν – «прогонять скорбь». 607 Моника и Патриций, родители бл. Августина в этой земной жизни, в будущей жизни его брат и сестра. 610 «Несовершенно веруют те, кто не желает говорить о том, во что они веруют: вера ведь требует поверить и тому, что сказано: «Исповедую его перед Ангелами Божиими " » (Бл. Августин. «На Псалмы», 115, 2). 631 «Если кто-либо удивляется чувственному миру, созерцая его огромность, красоту и упорядоченность... пусть он поднимается к его образцу, к миру более реальному, пусть созерцает чистый разум и непостижимую мудрость, царящую над ним» (Энн. 5, 1, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Именно на это крещение кровью указала истекшая из ребра Спасителя Кровь, в то время как истекшая вода означает обычное крещение (ibid., 16). Во-вторых, крещение едино потому, что оно существует только во вселенской Церкви, а крещение еретиков следует признать недействительным, поскольку у них нет ничего общего с вероучением вселенской Церкви, с которой они лишены общения, и совершают они крещение не по установленному обряду (ibid., 15) 606 . Поэтому еретиков следует крестить заново истинным крещением (De pudic., 19) 607 .Обычно право совершать крещение принадлежит епископу, в случае его отсутствия – пресвитерам и диаконам с позволения епископа; наконец, в особых случаях крестить может даже мирянин 608 , поскольку что одинаково приемлется всеми, то одинаково может быть и преподано (De bapt., 17). Наиболее подходящее время для крещения – это праздник Пасхи и время от Пасхи до Пятидесятницы включительно; впрочем, всякий день есть день Господень, и всякое время удобно для крещения: если в отношении торжественности и есть различия, то для благодати это не имеет значения (ibid., 19). Тем, кто собирается креститься, нужно приготовиться к этому молитвой и постом, коленопреклонениями, бдениями и исповеданием всех прошлых грехов (ibid., 20). По мнению Тертуллиана , покаяние необходимо для крещения; без него крещение бесполезно: «Не для того мы крестимся, чтобы перестать грешить, а потому, что уже перестали, уже омыты сердцем. В этом состоит первое крещение слушающего – в безоглядном страхе... Если же мы перестаем грешить только после крещения, то облекаемся в одежду невинности уже не добровольно, а по необходимости» (De paenit., 6) 609 . Впрочем, Тертуллиан признает, что недостаточная подготовка ко крещению не отменяет действенности таинства и очищения души, однако это еще не дает никакой гарантии на будущее (De paenit., 6). Обязательным элементом таинства крещения является торжественное отречение от диавола, всей его свиты и ангелов, а также исповедание веры и тройное погружение (De corona, 3) 610 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

891 VII, 19, 20: επσκοπε , πιθ - σεις ατη τας χερας , παρεσττος του πρεσβυτερου κα των δ t α xo νων και των διακονισσν , χα ρεζ . Ευχ . Θε о ς δ αινιος κ . τ . λ .Pitra, Ι , 56 892 Аф. Синт., VI, 172 893 Аф. Синт., II, 255. 894 Впрочем носили одежду как монахини. Синтагма Властаря Г, 11,см. Аф. Синт., VI, 172. 895 Harduini, II, 1176. 896 У протестантов есть ныне нечто подобное древним диакониссам, а именно: существуют общины женщин, всю свою жизнь посвятивших делам благотворения. Конечно, эти протестантские диакониссы не получают специального церковного посвящения, так чтобы их можно было считать равныии древним диакониссам, а именуются лишь диакониссами и занимаются теми делами по преимуществу, какими занимались древние диакониссы. Община эта, основанная 1835 года с центром Kaiserswerth, вполне организована и вмела в 1877 году 900 станций в разных частях света с 5.700 диакониссами. Благотворное влияние этой общины на общество должно быть признано с благодарностью. Нечто подобное диакониссам (только без церковного посвящения) есть и в России. Это, “Крестовоздвиженская община,” учрежденная во время крымской кампании великой княгиней Еленой Павловной. 897 Ср. об этом Zhishman, Eherecht etc., S. 485—489, 500—1 898 Аф. Синт., II, 257. 899 Ср. Zhishman, Eherecht etc.; S. 503. 900 Harduini, II, 607. 901 Аф. Синт., II, 259. 902 См. наше толкование 9 правила этого собора. 903 Аф. Синт., II, 260. 904 Аф. Синт., II, 264. 905 Harduini, II, 609, 610. “Гражданские законы, говорит Вальсамон в толковании этого правила (Аф. Синт., II, 264), назывались внешними законами потому, что большую часть их составили люди, знавшие внешнюю письменность ( ξω γραφς ), τ . е. Эллины” 906 Тит. IX, гл. 37; ср. тит. XI, гл. 6 (Аф. Синт., I, 230, 258). 907 Нечто подобное мы находим и у Вальсамона, который говорит: “Я думаю, что тому же наказанию подвергаются посвященные лица и тогда, когда они замышляют нечто подобное и против мирских особ.” Аф. Синт., II, 264. 908 Подробно об этих соборах см. Zhishman, Die Synoden nnd die Episeopal-Aemter, S. 57 и сл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

Яко же и выше рех, какова злая пострадах от юности моея даже и доселе, пространнейшее изобличити. Се убо являет (аще убо и юн еси сих лет, но обаче ведети можеши): егда божиими судьбами отец наш, великий государь Василей, 606 пременив порфиру ангельским пременением, 607 тленное все и мимотекущее земное царство оставил, прииде на небесная во онь век нескончяемый, предстояти царю царем и господину государем, мне же оставшу со единородным братом, святопочившим Георгием, 608 мне убо трею лет сущу, брату же моему лета единаго, родительнице же нашей, благочестивой царице Елене, 609 в сицевых бедне во вдовстве оставше, яко же во пламени отовсюду пребывающи, ово убо от иноплеменных язык от круг преседящих, брани непременительныя приемлюще ото всяких язык, литаонских, 610 и поляков, и Перекопи, Надчитархана, 611 и от нагаи, и от Казани, ово же от вас изменников беды и скорби разными виды приемлюще, яко же подобен тебе, бешеной собаке, князь Семен Бельской да Иван Ляцкой 612 оттекоша в Литву и камо не скакаша бесящеся? И во Царьград, и в Крым, и в Нагаи, и отовсюду на православия рати воздвизающе; и ничто же успеша: Богу заступающу, и пречистые богородицы, и великим чюдотворцом, и родителей наших молитвами и благословением, вся сия яко же Ахитофель совет разсыпася. 613 Тако же потом дядю нашего, князя Ондрея Ивановича, изменники на нас подъяша, 614 и с теми изменники пошел было к Новугороду (и которых хвалиши! доброхотных нам и душу за нас полагающих называешь!) и те в те поры от нас были и отступили, а к дяде нашему ко князю Андрею приложилися, а в головах 615 твой брат, князь Иван княжь Семенов сын, княжь Петрова Лвова Романовича и иные многие. И тако з божиею помощию тот совет не совершися. Ино то ли их доброхотство, которых ты хвалишь? Тако ли душу свою за нас полагают, еже нас хотели погубити, а дядю нашего воцарити? Потом же, изменным обычяем, недругу нашему литовскому почяли отчину нашу отдавати, грады Радогощ, Стародуб, Гомей: 616 и тако ли доброхотствуют? Егда несть во своей земли, кем погубити от земля и славу в прелесть вселити, 617 тогда ко иноплеменным примешаются любовию, точию да погубят безпамятно! 618

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Продолжается непогодье, хотя в воздухе 14°. По вчерашнему, в 7 ч. обедня, длившаяся до 10. Кончили Евангелие от Матфея. На чаю оказалась нежданная именинница. Несмотря на дурную погоду, Ллойд принес свою урочную почту. От г. Хитрово nichts 594 . Генерал «так себе» разочаровывает в присылке на дела Миссии сестриных 10 тысяч рублей. Должна по-видимому повториться история с завещанием Хожева 595 . Какие-то «merci» присланы ценою в 22 флорина, м б , опять чулки и холст с нитками. Отречение от всяких внешних дел и сосредоточение мозгов на проповеди . Шихашири с листом пожертвований на юбилей канцлера 596 . Как же! Его Лучезарность 597 закрыл в минувшем году ясную Миссию в пользу темного консульства и мрачной Комиссии 598 , а я возблистаю в пользу его сияющего 25-летия светленькими наполеончиками! Ожидай. Патриарший диакон с приглашением на умовение ног в четверток 599 . В 3 ч. служба, а после оной обед с двумя теплыми блюдами. Недопущенный бритоголовик 600 . Усиленное писанье и зеванье. К полночи кое-как дошел до аминя. Дебелеет 601 глава моя. Правило. Ясное небо. Beau temps 602 . Вел Среда, 8 апр Встал в некотором кураже… чего ради, не вем 603 . Разве от прощания с св. Ефремом 604 ? Служил последнюю Преждеосвященных даров обедню 605 . После чаю принялся за почту, но все дело ограничилось «номером» 606 к Товарищу Обер-Прокурора о Стефано-Парфении и письмом к г. Тимофееву. Еще поклонники, и в числе их некий юный иеромонах Киевский Пахомий нового фасона, да еще и не один, а с каким-то нигилообразным верзилой в очках. Покл Поздоровкина, пожертвовавшая о. Спиридону 607 на маслинки 30 р., а нам уделившая только 15 608 . Значит, держись табели о рангах. Вечерня в свое время. За день значительно просохло, и посланец из Патриархии сказал, что ниптир будет ξω 609 . Он же принес жалобу на некоего русского священника из Тамбова, Евгения, затесавшегося в Патриархию и занявшегося исповедию поклонниц. У проходимца отняли наисповеданные деньги, требник и епитрахиль 610 . Оказывается, что наш старец, что с Афона, аскет с подвижными манерами, недаром показавшимися мне подозрительными. О, «Афон, Афон! Как много дум наводит он»! Баня отличная. Чай с К°. Правило. Вел четверток, 9

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010