Древнейший пример такого объединения так называемой культовой ассоциации мы находим в 210–195 году до Рождества Христова 601 на острове Тера. Подобного же рода институты встречаются в Галикарнасе 602 , Лидии 603 , на Крите 604 и в Смирне 605 . «Фамильными обществами образуется переход к культовым союзам в широком смысле, к тем обществам, в которых можно указать следы фамильной взаимосвязи» 606 ... В первой лиши сюда относятся экономические ассоциации. Это, прежде всего «персональные» общества, societas, т. е. «объединение нескольких лиц на время – для достижения определенной цели» 607 . Эти цели распадались на промышленные, ремесленные, сельскохозяйственные, иногда имеющие в виду банковые операции. «От таких отношений societas был очень небольшой шаг до основания обществ с постоянной целью» 608 . Употребляя юридическую терминологию, ανος – societas – временное объединение, легко и незаметно мог перейти и перешел в ανος – Uerein, оставаясь совместно существовать с ним 609 . К хозяйственно-экономическим же обществам принадлежали имущественные, которые были обусловлены в своем появлении способом ведения государственного хозяйства в Греции, именно, системой отдачи на откуп той или другой отрасли жизни или промышленности. Этим путем были вызваны к жизни горнопромышленные общества 610 , общества с целью аренды пошлин 611 , торговые гильдии 612 и из этих последних особенно часто, в силу условий самого труда, общества корабельщиков – ναληοι, μποοι αναληροι 613 . Но несравненно больше по количеству у Греков были общества с теми или другими идеальными целями: эти общества почти поглощали собою немногочисленные хозяйственно-экономические ассоциаций. Сюда подходят: «политические, религиозные, научные и художественные общества; благотворительные, общества для возбуждения того или другого интереса, союзы и объединения должностных лиц, факультативные, цеховые общества, союзы для юридической защиты, образовательные и атлетические; нравственно-социальные (своего рода – масонские ложи) и общежительные общества всякого рода» 614 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава III. Распространенное в новейшей литературе мнение о движении израильтян при выходе из Египта по направлению к Суэцу Большинство новейших библеистов, а вместе с ними многие путешественники по Египту и некоторые египтологи, расходясь между собой в частных подробностях, согласны вообще во мнении относительно пути движения израильтян при выходе их из Египта по направлению к Суэцу; это мнение можно назвать средним сравнительно с изложенными выше двумя крайними теориями, и сущность его состоит в следующем. Евреи из земли Гесем направились на восток, вдоль долины Тумилат, к выходу из Египта и имели первую стоянку в Сокхофе, полагаемом на протяжении этой долины. Далее, достигнув самого высокого пункта Суэцкого перешейка, приняли другое направление и, при движении по западной стороне бассейна соленых озер, достигли залива Чермного моря и перешли его около Суэца 602 . В частности, под Сокхоф Еберс 603 и Ляут 604 разумеют местность, которая в египетских текстах называется именем Сехет, и которая, по мнению первого из указанных египтологов, была, вероятно тождественной с Тавбастум, находившимся к северо-северо-востоку от биркет Тимзаг 605 . Из Сехета евреи направились к востоку и пришли к одной из крепостей, составлявших лииию укреплений, которые были предназначены преграждать со стороны востока путь азиатским кочевникам в Египет. Еще Диодор Сицилийский упоминает в своей истории о существовании на восточной стороне Египта стены, построенной для удержания азиатских номадов от хищнических набегов на египетскую страну 606 . Это классическое свидетельство нашло себе полное подтверждение со стороны древних египетских текстов, на основании которых построение стены с бастионами должно быть отнесено еще к эпохе древней египетской империи 607 . Сохранился современный Аменемхату I, фараону XII династии, гиератический папирус, находящийся в настоящее время в берлинском собрании папирусов и впервые переведенный Гудвином и французским египтологом Шаба 608 : этот папирус содержит в себе рассказ Санеха или Синеха об оставлении им по каким-то неуказываемым автором причинам двора фараонова и о бегстве по восточной дороге из Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Итак, зло, как я сказал выше, есть неведение благой Причины сущего. Это неведение, повредивши ум человеческий, ясно же открывши чувства, сделало его совершенно чуждым божественного ведения 600 и (напротив) наполнило страстным познанием (γνσεως) бытия чувственного (τν ασθητν). Обильно вкушая этого познания (ς), по подобию неразумных скотов, одним только чувством. И находя (ερν) на опыте, что вкушение (μετ’ ληψις) чувственного бытия может служить к поддержанию видимой его телесной природы, человек, конечно, как погрешивший уже в (по —38— знании) мысленной красоты божественного велелепия, принял ошибочно за Бога видимую (τν φαινομνην) тварь, обоготворивши (ее) ради пользы ее для поддержания тела, и, разумеется, возлюбил и тело свое, имеющее по природе свойство с признанной за Бога тварью, со всяким тщанием служа твари паче Создавшаго 601 (через) заботу и попечение об одном только теле. Ибо 602 не иначе кто может служить твари, как заботясь о (своем) теле 603 , подобно тому, как и Богу никто не (может иначе) служить, как очищая душу добродетелями. Совершая этому телу пагубное служение и сделавшись в отношении к нему 604 самолюбивым, человек непрерывно имел в себе действенными удовольствие и страдание, так что всегда вкушал от древа 605 преслушания, заключающего 606 в себе в чувственном (κατ τν ασθησιν) опыте смешанное познание 607 добра и зла. А если кто, быть может, скажет, что древом познания добра и зла является видимая тварь, то не погрешит в истине; ибо она предлагает (χει) —39— вкушение, естественно производящее удовольствие и страдание 608 . И еще. Так как видимая тварь имеет и духовные идеи (λγους), питающие ум, и природную силу, услаждающую чувство, а ум развращающую, то и названа она древом познания добра и зла, как предлагающая ведение добра, будучи созерцаема духовно, и зла, будучи воспринимаема телесно; ибо она становится учительницей страстей для воспринимающих ее телесно, наводя на них забвение вещей божественных 609 . Потому-то, вероятно, Бог и запретил человеку ее вкушение, отлагая его на время, дабы человек, – что было весьма справедливо, – сперва познал чрез благодатное (ν χριτι) причастие (μετοχς) 610 свою Причину и чрез такое причастие укрепил данное (ему) по благодати бессмертие в бесстрастии и непреложности 611 , (потом же), ставши уже как бы Богом в силу обожения, безвредно с дерзновением вместе с Богом созерцал Божии создания и получил ведение о них, как Бог 612 , а не человек, имея по благодати одно и то же с Богом премудрое (μετ σοφας) ведение сущего, в силу претворения ума и чувства к обожению 613 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

584 τ δαμνια πργματα. В этих нападках находим отголоски старинного спора между сторонниками философии и риторики, уже в классическую эпоху противопоставлявшими Платона и Исократа. 585 Не дошедшее до нас произведение Синезия (некоторые исследователи склонны считать, что оно было посвящено охоте и содержало изящное описание различных охотничьих историй). Ср.: Письмо 102 (101), 9–11. 586 Эллинизм здесь и ниже (и вообще, как правило, у Синезия) понимается в культурном смысле. Ср.: Письма 102 (101), 6; 122 (51), 8. 587 Вероятно, речь идет о недошедших до нас стихах Синезия (хотя, возможно, имеются в виду некоторые из его гимнов). 591 Коза Амалфея вскормила своим молоком самого Зевса – вместо Реи, которая пыталась сохранить младенца в тайне и поручила его воспитание нимфам. 593 Ср.: Платон. Протагор, 310d; Государство, 426b и т. д. («клянусь Зевсом»); Протагор, 310b; Горгий, 481с; Лахет, 197а и т. д. («клянусь богами»). 597 Телхины (от глагола δλγω: очаровывать, одурманивать) – вулканические божества морской глубины, спутники Посейдона, олицетворяющие зависть и клевету. 604 Образ восходит к Гомеру. Ср.: Илиада, 2. 41; Одиссея, 3. 215. Ср. также: Гимны, I. 112 и 642; IX. 48. 607 Посольская миссия Синезия была весьма успешной (принято считать, что все пять городов Пентаполя получили налоговые льготы). Дар Пэонию был одним их ходов в этой дипломатической игре. 608 Письмо адресовано константинопольскому другу Синезия; отправлено из Кирены в Константинополь в 405 г. Никандру адресовано также Письмо 43 (75). 609 Синезий нередко говорит о своих произведениях как о детях, – и в этом он следует традиции. Ср.: Платон. Федр, 278а; Теэтет, 149а-151а; Аристотель. Никомахова этика, IX, 7, 3. Этой же традиции следовали Либаний, Фемистий, Овидий, блаж. Августин и другие авторы. 610 Противопоставление восходит к Платону. Ср.: Пир, 197е; Законы, 643b, Горгий, 481b. Ему следовали также Аристотель (Никомахова этика, X, 6,1176b 32–1177а 6), Плотин (Эннеады, 3, 2, 15), Ямвлих (Египетскиемистерии, 3, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

601 См. например: С. 356–357. Stark, R. The Future of Religion. Secularization, Revival and Cult Formation/R. Stark, W.S. Bainbridge. – Berkeley: University of California Press, 1985. – 571 p.; Oakes, L. Prophetic Charisma. The Psychology of Revolutionary Religious Personalities/L. Oakes. – Syracuse: Syracuse University Press, 1997. – 246 p.; С. 131–134. Хоффер, Э. Истинноверующий/Эрик Хоффер. – Минск: ЕГУ, 2001. – 200 с. и др. 602 См. например: Bradley, R.T. Charisma and Social Structure. A Study of Love and Power, Wholeness and Transformation/R.T. Bradley. – New York: Paragon House, 1987. – 365 p.; Wallis, R. The Social construction of charisma/R. Wallis//Social Compass. – 1982. – Vol. 19:1. – P. 25–39. и др. 603 Smith, A. We Need to Press Forward: Black Religion and Jonestown, Twenty Years Later/A. Smith. – [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://jonestown . sdsu.edu/?page_id=16595. – Дата доступа: 12.12.2014. – P. 1–16. 604 С. 42. Assmann, J. Das kulturelle Gedächtnis. Schrift, Erinnerung und politische Identitat in frühen Hochkulturen/J. Assmann. – München: C.H. Beck, 2002. – 344 s. 606 Parsons, A.S. The Secular contribution to religious innovation: A case study of the Unification Church/A.S. Parsons//Sociological Analysis. – 1989. – Vol. 50:3. – P. 209–227. 607 С. 80. Williams, M.A. The demonizing of the demiurge: The innovation of Gnostic myth/M.A. Williams//Innovation in Religious Traditions. Essays in the Interpretation of Religious Change. Edited by Michael A. Williams, Collett Cox, Martin S. Jaffee. – Berlin & New York: Mouton de Gruyter, 1992. – P. 73–107. 608 Oden, T.C. The New Pietism/Thomas C. Oden//New Religious Movements: A Perspective for Understanding Society. Ed. Eileen Barker. – New York & Toronto: The Edwin Mellen Press, 1982. – P. 86–106. 610 Костюченко, В.С. Классическая веданта и неоведантизм/В.С. Костюченко. – М.: Мысль, 1983. – 272 с. 611 Klostermaier, K. Will Indians Past be Americans Future? Reflections on the Caitanya Movement and Its Potentials/K. Klostermaier//Journal of Asian and African Studies. – 1980. – Vol. 15:1–2. – P. 94–103.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

I. Комитет, которому усвояется имя „Deutscher Evangelischer Kirchenausschuss“ имеет своей целью, как и прежде, помогать Конференции в осуществлении возложенной на неё задачи: способствовать единообразному развитию интересов отдельных местных церквей. Далее, он должен блюсти 604 общие интересы евангелических церквей, преимущественно: 1) в их отношениях к другим христианским и нехристианским обществам в Германии и вне Германии; 2) в церковном попечении о протестантах в немецких колониях; 3) в заботе о церковных нуждах немцев-протестантов за границей, немцев-переселенцев и моряков, – соображаясь с их вероисповеданием 605 . II (как в первой редакции). III (начало, как в первой редакции)... Далее, он следит за развитием законодательства и применением законов в тех областях, которые касаются церковной жизни, принимает к обсуждению те или другие, принадлежащие к области его компетентности 606 , предложения церковных правительств, побуждает подлежащие власти к принятию необходимых для защиты важнейших общих евангелическо-церковных интересов, а равно для удовлетворения общих нужд; преимущественно же, – в целях охранения этих интересов 607 , – входит в сношения с Имперским правительством, а также, в случае нужды, с местными правительствами через посредство властей церковных; в особенных случаях выпускает публичные воззвания. Комитет заботится о собрании законов, правил, синодальных актов и прочих постановлений, имеющих —556— значение для церковной жизни отдельных местных церквей. IV. Конференция назначает в Комитет 15 своих членов; к ним принадлежит председатель Конференции: далее, – три представителя старых провинций Пруссии, два представителя новых и по одному – из Баварии, Саксонии и Вюртемберга. Если председатель Конференции принадлежит к одной из этих церковных областей, то соответствующее назначение выпадает, пока председатель состоит членом Комитета; если же он оставляет своё место до истечения его избирательного периода, то Комитет заботится о назначении на его место другого члена Конференции, принадлежащего той же области. В таком случае заместитель председателя Конференции вступает, – до следующего заседания её, – в Комитет в качестве экстраординарного члена. Остальные 7 членов Комитета назначаются из тех депутатов Конференции, которые не имеют собственного права выбора 608 (welchen kein eigenes Benennungsrecht zusteht). Если один из этих депутатов избран Председателем Конференции и через то членом Комитета, то назначается только шесть членов. При назначении членов Комитета следует заботиться о приблизительно равномерном распределении духовных и светских лиц и потому избирателям рекомендуется предварительно сговориться между собой. Члены Комитета избираются на время до окончания следующей сессии Конференции. Если в это время кто-либо из назначенных в Комитет выступает из Конференции, то Комитет заботится об избрании на его место другого лица из той же церковной области.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Непонимание особенности православной традиции и недооценка её значения часто приводили исследователей к неправильным выводам при характеристике традиционализма. Наиболее ярко это можно проследить на примере движения коливадов 603 . Вторая половина восемнадцатого века совпала на Афоне с новым расцветом исихастской традиции. Именно к этому периоду относится начало деятельности группы образованных афонских монахов-традиционалистов, из-за своего несогласия с практикой поминовения усопших по воскресным дням получивших от своих противников ироническое название «коливады». Сам термин «коливады» 604 является, на наш взгляд, некорректным, не отражающим суть и масштаб движения. Более того, он отвергался и самими традиционалистами: «нас часто обвиняют и называют коливадами» 605 . Спор о поминовении усопших был лишь одним из частных, пусть и не второстепенных вопросов, в полемике коливадов и их противников. Не умаляя его важности 606 , подчеркнём, что движение коливадов ставило главной своей задачей не отмену поминовения усопших по воскресным дням (как утверждают некоторые исследователи), а было движением духовного возрождения, ставившим задачей восстановление и распространение традиции. Оно не сводимо к полемике по вопросам о поминовении усопших или периодичности Причащения. Именно из-за не первостепенной значимости этих вопросов коливады не пошли на церковный раскол, смирившись с временным поражением, они сосредоточились на просветительской деятельности и распространении исихастской практики. Их преданность традиции, однако, означала не фанатизм а, напротив, готовность пойти на определённый компромисс – согласиться с решением, принятым Патриархией, и отказаться от критики оппонентов, совершавших поминовение усопших по воскресным дням. Обращаясь к своим врагам, Никодим Святогорец писал: «Итак, братия и отцы, отложив в сторону ненависть и зависть и злословие против братьев, воспримем знамение и отличие учеников Христовых – любовь, и мир друг с другом, и единомыслие, и единодушие» 607 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Колика бо зла претерпе от иудеи нас ради грешных? И 599 не точию не прогневася на ня, но и моляшеся за них Отцю, глаголя: Отче, отпусти им грех сей. И вси же 600 святии, сим путем шествовавше, обретоша благодать, еже не точию не воздааху зла оскорбившим, но и благо им творяху, и моляхуся о них, и покрывааху недостатки их, радующеся о исправлении их 601 , егда в чувство зол своих 602 прихождаху, и любовию и милование тех наказовааху. Пятый помысл печалный Не мал есть нам подвиг на дух скорбный, понеже вметает душу в погибль и нечаяние. И аще скорбь человеческа 603 от человек 604 будет, благодушно претерпевати подобает и за оскорбивших молитися, якоже и преже реченно бысть, ведяще известно, яко не без Божия промысла 605 вся нам случаются, и вся на ползу посылает нам Бог и на спасение душам нашим, аще и в настоящее время не мнится нам полезно, но послежде известится, яко тако полезно есть, яко же Бог строит, а не яко же мы хощем. Сего ради не подобает человеческими соотводитися помыслы, но вседушно веровати, яко всевидящее Божие око вся 606 зрит, и без Его воли ничто же может быти нам, и ради милости своея сия посылает нам, да искусившеся в сих и претерпевше венчаны будем от Него, понеже без искушений 607 никтоже венчан бысть когда. Того ради о сих всех благодарение Господеви возсылати, яко 608 Благодавцу и Спасителю нашему. Уста бо присно благодаряще 609 благословение 610 приимут от Бога, и в сердце благодаряще впадает благодать, глаголет святый Исаак. Сохранятижеся от роптания на оскорбивших, понеже убо той же глаголет: вся немощи носит Бог человеку, присно же ропщуща не терпит, аще не покажет его. Подобает же имети нам скорбь полезну, еже о гресех с надежею благою к Богу покаянием, ведяще известно, яко несть грех побеждаяй человеколюбие Божие, но 611 вся пращает кающимся и молящимся. Сия убо скорбь с радостию размешена бывает и ко всякому благу усердна сотворяет человека и ко всякой болезни терпелива. Скорбь бо 612 по Бозе, рече апостол, покаяние во спасение неотложно содевает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

602 Такие злодеи не должны бы наслаждаться продолжительным счастием; они должны бы уподобляться пене или пузырям на поверхности воды, которые тотчас лопаются или уносятся ветром. Им должно бы погибнуть вместе со своими владениями, со своими полями и виноградниками. 603 Вместо того, чтобы быть счастливыми среди своих преступлений, эти недостойные люди должны бы в грехах своих быть пожраны преисподнею, так как палящий песок Аравии пожирает снег, упавший с гор. 604 Никто не должен бы помнить о таких бесчеловечных людях; даже родители их должны бы забыть их; червям должны бы быть отданы они в пищу; память их должна бы истребиться в мире, подобно тому, как засохшее дерево срубают и бросают в огонь. 605 Жена такого злодея не должна бы иметь детей, и если он умер без потомства и богатства, раннею и насильственною смертью, то никто не должен бы помогать в нужде вдове, им оставленной. Если бы Бог поступал так со злодеями, то можно бы согласиться, что Он здесь на земле наказывает преступников и что от необычайных несчастий справедливо заключение к грубым преступлениям. 606 Но опыт показывает нам совершенно противное. Он говорит нам, что Бог попускает преступникам безнаказанно идти своею дорогою. Сильный притеснитель сохраняет свою славу и своё богатство до самой глубокой старости, и если впадает иногда в опасную болезнь, то Бог сохраняет ему жизнь и возвращает ему здоровье, тогда как я, при сознании своей невинности, нахожусь в борьбе с неизлечимою болезнью и должен умереть в весне лет моих. 607 Бог наблюдает над образом жизни злодея; Он знает его преступления и не наказывает его смертию. ещё более – Он даёт болящему злодею новые силы для продолжительной и счастливой жизни. 608 Злодей восходит на высокую степень земного счастия; он доживает до глубокой старости и умирает; потому что все люди должны умереть – но умирает уже во время зимы своей жизни – скоро и тихо. Иов повторяет здесь то, что он в гл. 21:13, говорил о скорой смерти нечестивых, которую считали за благодеяние, и образ, заимствованный от зрелых колосьев, который Елифаз в 5:26, применил к нему, он применяет к престарелому возрасту преступника. См. прим. на оба места.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

593 Наводить Богъ по гнву своему ...грхъ ради нашихъ. – Шахматов установил, что этот фрагмент – вставка. Для ее соотнесения с собственно летописным текстом в предшествующей фразе были добавлены, разрезая первоначальный текст, слова «грхъ ради нашихъ попусти Богь на ны поганыя» – формулировка, повторяющаяся и в конце отрывка: «приемлемь казнь грхъ ради нашихъ», после чего следует помета: «И мы же на предлежащее возвратимся». 602 Русальи – языческие праздники, проводившиеся в зимние святки и в «зеленые святки» – в середине лета. Судя по осуждающим описаниям христианских проповедников, русалии включали театрализованные представления, пения, танцы, сопровождаемые игрой на музыкальных инструментах (См.: Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. С. 674–682). 604 Поидемь, высадимь дружину ис погреба. – Из данных слов явствует, что киевляне, находившиеся у двора, принадлежащего отцу Всеслава, полоцкому князю Брячиславу Изяславичу (ум. в 1044 г.), решили освободить «дружину» – вероятно, кого-то из знатных половчан, заключенных в темницу вместе со схваченным Ярославичами Всеславом. Следующим шагом киевлян станет освобождение самого Всеслава. 606 О кресте честный! ...от рова сего. – Эта молитва Всеслава (скорее всего реконструированная самим летописцем), как и последующие рассуждения о силе креста, опровергают предположения ученых о Всеславе как «последнем язычнике», связанном с волхвами. Перед нами – благочестивый христианин, которого за благочестие же и хвалит летописец. Примечательно, что освобождение князя из поруба состоялось 15 сентября, на другой день после двунадесятого праздника – Воздвижения честного креста. 607 Всеслав же сде вь Кыев мсяць 7. – Летописец умалчивает о княжении Всеслава. Ценный комментарий к событиям см. в статье: Кучкин В. А. «Слово о полку Игореве» и междукняжеские отношения 60-х годов XI века//ВИ. 1985. 11. С. 19–35. 608 Болеслав II – польский князь (1058–1077 гг.) и король (1077–1079 гг.). На его тетке Гертруде был женат Изяслав. Он обратится к Болеславу за помощью и в 1073 г., когда будет свергнут с престола братьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010