Богородицы в монастыре Калишта (XVI в., напротив, на юж. стене,- вмч. Пантелеимон и св. Ермолай). В Кастории образ К. О. появляется со 2-й пол. XIV в., после включения ее в состав Сербского гос-ва, в храмах св. Таксиархов (1359/60), свт. Николая Чудотворца «ту Дзодза» (3-я четв. или 60-80-е гг. XIV в.). В пещерной ц. Пресв. Богородицы на о-ве Мали-Град на оз. Преспа (ныне Албания) образ К. О. относится ко 2-му слою росписи, выполненному касторийскими мастерами в 1368-1369 гг. по заказу серб. кесаря Новака ( Джурич. 2000. С. 261). Подписанное по-гречески с указанием «Охридский» изображение святителя находится на юж. стене рядом со свт. Елевферием Иллирийским, почитаемым в визант. Иллирике, т. е. на территории Юж. Албании. Парное изображение этих святых может иметь особый смысл для болг. истории нач. XI в., т. к. здесь посредством иконографии зафиксирована связь «архиепископии в Охриде с римской префектурой Иллирии», что «должно было обосновывать легитимность вхождения епархий, находящихся за пределами фемы Болгарии, в архиепископию Болгарии» ( Пентковский. 2013. С. 86). В 1378 г., при вел. жупане Андрии Гропе, была построена и расписана ц. во имя К. О. (св. Климента Старого) в Охриде. На юж. стене, где традиционно помещаются образы покровителей храма, изображен К. О., по сторонам к-рого располагаются фигуры свт. Николая Чудотворца и равноап. Наума Охридского ( Грозданов. 1968. С. 105; Он же. 1980. С. 152). Родственные связи с Андрией Гропой имел принадлежавший к правившему в Юж. Албании роду Феодор Музаки - строитель ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» в Кастории (1383/84; Пентковский. 2013. С. 103); в программу росписи ее алтаря включен образ К. О. (как сщмч. Климент Анкирский атрибутирован в кн.: Χατζηδακης Μ. Ψηφιδοτα τοιχογραφιες. Αθνα, 1992. Σ. 108). Годом позже изображение святителя появилось на фресках касторийской ц. свт. Николая Чудотворца «ту Кирици» (ок. 1385). В XVI в. образы К. О. появляются на Св. Горе Афон. Так, в парекклисионе св. Иоанна Предтечи в Протате (1526) К. О. изображен в юго-зап. части алтаря, рядом представлены образы Охридских архиепископов святителей Феофилакта Болгарского и Николая Кавасилы; создание росписи приходится на время архиепископства Прохора Охридского ( Он же. 1983. С. 96-98). Изображение К. О. в росписи ц. Димитрия в с. Палатиция близ г. Верия (1569-1570, зограф из Кастории) обусловлено близостью храма к скиту св. Иоанна Предтечи.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гос. образование в Сев.-Вост. Руси во 2-й пол. XIII-XV в. Столицей княжества Москва стала в 60-х гг. XIII в., после того как блгв. кн. Александр Ярославич Невский († 1263) завещал ее своему младшему сыну блгв. кн. Даниилу Александровичу (род. в 1261). Новое княжество, выделенное из территории Великого княжества Владимирского, располагалось в среднем течении р. Москвы и в верховьях р. Клязьмы. Оно занимало юго-зап. положение в Суздальской земле, граничило на юге с Рязанской землей, а на западе - со Смоленской. В 80-х гг. XIII в. Даниил Александрович примкнул к коалиции князей, возглавляемой его старшим братом блгв. кн. Кн. Даниил Александрович по завещанию кн. Ивана Дмитриевича получает Переславль. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 202) Кн. Даниил Александрович по завещанию кн. Ивана Дмитриевича получает Переславль. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 202) Димитрием Александровичем и противостоявшей группировке во главе со средним братом Андреем Александровичем. После смерти Димитрия в 1294 г. Даниил становится главой этой коалиции, ориентировавшейся на правителя зап. части Орды Ногая. Но после поражения последнего от хана Тохты (1299) группировка распалась: ее покинул главный союзник Даниила - Тверской блгв. кн. Михаил Ярославич , а в 1302 г. умер другой союзник - кн. переяславский Иван Дмитриевич. Тем не менее Даниил Александрович в первые годы XIV в. сумел хорошо укрепить свое княжество. В 1300 г. он, вмешавшись в усобицу рязанских князей, завладел низовьями р. Москвы и г. Коломной. Примерно в то же время в состав московских владений вошел ранее принадлежавший смоленским князьям Можайск (с верховьями р. Москвы). В кон. 1302 г. Даниил занял Переяславль, завещанный ему умершим бездетным племянником Иваном Дмитриевичем. На рубеже XIII и XIV вв. на службу к Даниилу приехало немало служилых людей из Юж. Руси, из княжеств, чьи правители ранее были союзниками Ногая и теперь лишились своих столов. Это значительно укрепило военную силу московского князя.

http://pravenc.ru/text/2564236.html

Наиболее известными являются: «Summa super titulis Decretalium» (Сумма на титулы Декреталий, 1241/43) кард. Готфрида Транийского, «Apparatus» (ок. 1251/54) папы Иннокентия IV , эксцерпты из «Summa aurea» (1251/53) и «Lectura» (1270/71) Генриха (Энрико) Сузанского, кард.-еп. Остийского, а также «Novella Commentaria in quinque libros Decretalium» (Новые комментарии на пять книг Декреталий, ок. 1338) Иоанна Андреа . Оригинальный характер носит «Summa juris canonici» (Сумма канонического права, между 1218 и 1221) Раймунда Пеньяфортского . Новеллы пап 2-й пол. XIII в., создававшиеся как дополнения к «Liber Extra», были глоссированы Бернардом Компостельским Младшим, папой Иннокентием IV, Бернардом Пармским (Бернардо ди Ботоне), Генрихом Сузанским и др. Вильгельм Дуранд Старший свел процедурное право из Декрета Грациана и «Liber Extra» в «Speculum iudiciale» (Судебное Зерцало, 70-80-е гг. XIII в.), пользовавшееся большим авторитетом в XIV-XVI вв. Помимо комментариев на «Liber Sextus» Иоанна Андреа (Novella Commentaria in Sextum Librum Decretalium - Новые комментарии на шестую книгу Декреталий, 1338-1342) авторитетными считались созданные в нач. XIV в. аппараты глосс франц. Д. Жана Лемуана (впосл. кард. Иоанн Монах) «Glossa aurea» (Золотая глосса, ок. 1301) и Д. из Болоньи Гвидо де Баизио Архидиакона. Неаутентичные своды декреталий Бонифация VIII и Бенедикта XI глоссировал Иоанн Монах. Комментарии на «Clementinae» написали Гийом из Монлозёна, Жеслен де Кассань. Экстраваганты пап 1-й четв. XIV в. были глоссированы Гийомом из Монлозёна, Жесленом де Кассанем, Иоанном Монахом. В декретистике и декреталистике довольно рано сложилась система ординарных глосс; своды декретального права использовались в преподавании и в судопроизводстве только вместе с ординарной глоссой, содержащей общепризнанную трактовку положений их титулов и глав. Ординарной глоссой на «Liber Extra» во 2-й пол. XIII в. считался аппарат глосс Бернарда Пармского, созданный в 40-60-х гг. XIII в. В нач. XIV в. этот труд был переработан и включен в комментарий Иоанна Андреа.

http://pravenc.ru/text/171624.html

XVII в.- к Саввинову Сторожевскому мон-рю, упразднена в 20-х гг. XVIII в.), балахнинский Покровский (мужской, в г. Балахне; основан в 1-й пол. XVI в., упразднен в 1783), балахнинский Христорождественский (женский, в г. Балахне; основан не позднее сер. XVI в., упразднен в 1764), Черноезерская Троицкая (Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, пуст., Соловецкая пуст. на Красной горе; мужская, близ совр. с. Троицкого Воскресенского р-на; основана в 60-70-х гг. XVI в., упразднена, вероятно, в 10-х гг. XVIII в.), нижегородский Симеоновский (мужской, в Н. Новгороде; основан в 1574, упразднен в 1715), нижегородский Успенский (мужской, в Н. Новгороде; основан не позднее XVI в., в 1593 приписан к арзамасскому Спасскому мон-рю, упразднен в 1621), Троицкий в Березопольском стане (основан не позднее 2-й пол. XVI в., в 1598/99 отдан «пустым» Дудину Амвросиеву Николаевскому мон-рю), нижегородский Духов (мужской, в Н. Новгороде, в Нижегородском кремле; основан в 1574, упразднен в 1764), Воскресенский Матюшевский (мужской, в совр. с. Матюшеве Сосновского р-на; основан между 1588 и 1608, в 1614 приписан к Дудину Амвросиеву Николаевскому мон-рю, упразднен не ранее 70-х гг. XVII в.), Дорофеева Успенская (муж. пустынь, в совр. с. Дорофееве городского окр. Сокольский; основана в 80-90-х гг. XVI в., с 1655 приписана к Саввинову Сторожевскому мон-рю (по др. сведениям, позднее - к Кривозаозерскому (Кривоезерскому) мон-рю), упразднена в 1708), Казанская-Великовражская (муж. пустынь, в совр. с. Великий Враг Кстовского р-на; основана в кон. XVI в. (по нек-рым данным - в XIV в.) как приписная к Симонову Новому московскому в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскому монастырю , упразднена в 1724), Скоробогатовская «Пречистыя Богородицы» (муж. пустынь, в совр. дер. Скоробогатово Ковернинского р-на; основана ок. 1604/05, впервые упом. в 1606, приписная к Дудину Амвросиеву Николаевскому мон-рю, упразднена в 70-х гг. XVII в.), Пелеговская Богоявленская (Троице-Сергиева Богоявленская) (муж. пустынь, на р.

http://pravenc.ru/text/Нижегородская и ...

Вол. 628) датируется нач. 80-х гг. XVI в., а сама редакция могла быть написана суздальским агиографом иноком Григорием в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVI в. ( Клосс. 2001. С. 370-372). На основании каких источников Григорий добавил в первоначальный текст Жития прп. Евфимия эпизод, где идет речь об устройстве М. м., неизвестно. Кроме того, агиограф в данном эпизоде указывает лишь на намерение («и абие помысли») прп. Евфимия основать обитель и поставить церковь, не сообщая, когда оно было осуществлено. Поэтому следует критически оценивать встречающееся в лит-ре мнение ( Тихонравов. 1857. С. 115; Сахаров. 1870. С. 15; Зверинский. Т. 2. С. 87. 690; Смирнов. 1896. С. 134; Добронравов, Березин. 1898. С. 441; Сухов. 1909. С. 335-336; Колобанов. 1976. С. 37; он же. 1982. С. 111) о том, что ц. свт. Василия Великого и мон-рь в 50-х гг. XIV в. были основаны прп. Евфимием Суздальским (на тот момент простым иноком, не имевшим сана священника) во время его путешествия в Суздаль, предпринятого по просьбе вел. кн. Нижегородско-Суздальского Бориса Константиновича для устроения Спасо-Преображенского мон-ря. Тем более что Бережецкая дорога, по к-рой должен был проходить прп. Евфимий, во 2-й пол. XIV - нач. XV в. пролегала в стороне от М. м. Об этом свидетельствует текст жалованной грамоты вел. кн. Василия II Васильевича , датируемой предположительно 30-ми гг. XV в., в к-ром дорога, проложенная через М. м., названа «непошлой», т. е. новой, в противоположность «пошлой» - прежней Бережецкой дороге, пролегавшей вдоль монастырских владений (АИ. Т. 1. 70. С. 122; АСЭИ. Т. 2. 439. С. 482). Обнаружить к.-л. сведения о существовании М. м. в кон. XIV - нач. XV в. (еще при жизни прп. Евфимия Суздальского) можно на основе анализа неск. грамот, данных суздальскому Евфимиеву мон-рю на «воды» и рыбные ловли в Гороховецком у. Две хронологически наиболее ранние грамоты, исходившие от Нижегородского кн. Даниила Борисовича (датируемые издателями периодами ок. 1394-1404 и ок. 1405-1415), не содержат прямого упоминания о М.

http://pravenc.ru/text/2564560.html

века. М., 2002. С. 96-107. (Тр. ГИМ; 135); Договорные грамоты московских князей XIV в.: Внешнеполит. договоры. М., 2003; О времени написания Слова похвального Сергию Радонежскому Епифания Премудрого//От Др. Руси к России нового времени: Сб. ст. в честь А. Л. Хорошкевич. М., 2003. С. 407-419; Суздальское ополье в XIV-XV вв. и владения Спасо-Евфимьева мон-ря//Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России. Владимир; Суздаль, 2003. С. 26-30; Дмитрий Донской. М., 2005; О времени написания сгоревшей в 1812 г. Троицкой летописи//Ad fontem=У источника: Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 2005. С. 237-242; Житие тверской кнж. Софьи Ярославны//Проблема святых и святости в истории России. М., 2006. С. 96-117; Был ли митр. Киприан в 1380 г. в Москве?//Ανθολογιον: Власть, общество, культура в слав. мире в ср. века: К 70-летию Б. Н. Флори. М., 2008. С. 258-275; Внутриполит. договоры московских князей XIV в.//Вестн. РГНФ. 2008. 1(50). С. 34-43; Десятские и сотские Др. Руси// Горский А. А., Кучкин В. А., Лукин П. В., Стефанович П. С. Древняя Русь: Очерки полит. и соц. строя. М., 2008. С. 270-425; Первый московский кн. Даниил Александрович//ДГВЕ, 2005. М., 2008. С. 294-318; Волго-Окское междуречье и Ниж. Новгород в ср. века. Н. Новг., 2011; К истории крепостного строительства в Моск. Кремле XV в.//Московский Кремль XV ст. М., 2011. Т. 1. С. 100-107; Московские Рюриковичи: (Генеалогия и демография)//Ист. вестн. М., 2013. Т. 4. С. 6-73; «Не зело близ града Ростова»//Родина. 2014. 5. С. 29-32. Библиогр.: Список науч. тр. В. А. Кучкина//Неисчерпаемость источника: К 70-летию В. А. Кучкина. М., 2005. С. 13-31; Список науч. тр. В. А. Кучкина (2003-2013 гг.)//«По любви, въ правду, безо всякия хитрости»: Друзья и коллеги к 80-летию В. А. Кучкина: Сб. ст. М., 2014. С. 11-18. Лит.: Творогов О. В. Кучкин В. А.//Энциклопедия «Слова о полку Игореве». М., 1995. Т. 3. С. 127-128; Флоря Б. Н. К 60-летию В. А. Кучкина//АЕ за 1993 г. М., 1995. С. 240-242; он же. В. А. Кучкин//Неисчерпаемость источника. 2005. С. 5-12; Кучкин В. А.//Историки России XX в.: Биобиблиогр. слов./Авт.-сост.: А. А. Чернобаев. Саратов; СПб., 2005. Т. 1. С. 515; Владимиру Андреевичу Кучкину - 80 лет//«По любви, въ правду, безо всякия хитрости». 2014. С. 7-10. М. В. П. Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук

http://pravenc.ru/text/2462357.html

  Traité de tactique, connu sur le titre «Traite de castrametation redige a ce quon croit»/Ed. A. Martin. P., 1898. P. 29, 39, 51   Розен. Имп. Василий Болгаробойца. С. 40   Всеобщая история Стефаноса Таронеци. С. 200–201   Annales Hildesheimenses/Ed. G. Waitz. Hannover, 1878. P. 25   Thietm. IV 58; VI 92; VII 72. Р. 198, 382, 486; Назаренко. Немецкие латинояз. источники. С. 134–135, 139–141   Thietm. VIII 32. P. 530; Назаренко. Немецкие латинояз. источники. С. 137, 142   List Brunona. S. 98–99   Добрыня и Василий Казимиров//Былины. М., 1916. Т. 1. С. 43   Сага о Дитрихе Бернском (Веронском) XIII в.   Известны 2 отличающихся друг от друга описания этого обретения: в кн. митр. Самуила (Миславского) «Краткое ист. описание Киево-Печерской лавры» (СПб., 1817. С. 105–106) и, по сведениям И. И. Жиленко, в неопубл. рукописи XVIII в. из Киево-Печерской лавры – НБУВ ИР. П. 390 (194).   Молдован. «Слово». С. 95–96, 98   древнейший список – БАН. 4.9.37, 2-я пол. XIII в.   Владимира Святославича   ПСРЛ. Т. 1. Стб. 130–131; Т. 2. Стб. 115, 117   Срезневский. Память. С. 5–6   Янин, Зализняк. Берестяные грамоты. С. 6   ПСРЛ. Т. 2. Стб. 919–920   ПСРЛ. Т. 2. Стб. 821   ПСРЛ. Т. 1. Стб. 479   СКСРК, XIV в. Вып. 1. Прил. 2. д 60. С. 653   СКСРК, XI–XIII. 304. С. 276   ГИМ. Увар. 70. Л. 244 об.– 245, кон. XIII – нач. XIV   БЛДР. Т. 4. С. 226   A Russian Church Slavonic Kanonnik, 1331–1332/Ed. A. H. van den Baar. The Hague, 1968. P. 199, 241, 256, 260   Срезневский И. И. Древние изображения. Табл. II–III   ПСРЛ. Т. 4. Ч.1. С. 351–352   ДДГ. 21. С. 58   ПСРЛ. Т. 30. С. 141   Поппе. С. 44   РНБ. Кир.-Бел. 6/1083. Л. 300–302 об., 80-е гг. XV в.; Синодик Успенского собора Московского Кремля, XVI в.//ДРВ. М., 17872. Ч. 6. С. 438, 491   ПСРЛ. Т. 6. С. 273–274   Самойлова. С. 26   ПСРЛ. Т. 19. Стб. 475–476   ПСРЛ. Т. 19. Стб. 398   СбРИО. Т. 59. СПб., 1887. С. 436–437   Маясова. С. 52. Прим. 32   РГАДА. Ф. 381. 122   РНБ. Соф. 382. Л. 67–71 об.). В тексте канона есть упоминания, свидетельствующие о том, что он был создан, когда существовала церковь, освященная во имя равноап. кн. Владимира: «Придете вси, снидетется к честьней церкви Володимера святого, нареченаго Василия, преблаженаго великаго князя угодника Христова преславнаго» [[Соф. 382. Л. 69; тот же текст есть и в др. списках XIV–XV вв.: Соф. 209. Л. 131; Соф. 386. Л. 77 об.

http://drevo-info.ru/articles/6457.html

князя. К кон. XIII в. в Новгородской епархии начинает формироваться институт владычных наместников (вероятно из среды владычных бояр), что говорит о начавшемся к тому времени усложнении адм. аппарата Дома Св. Софии, а также о расширении полномочий архиепископии в сфере суда и управления. Владычный наместник упоминается в Синодальной редакции Устава св. равноап. кн. Владимира Святославича «о церковных судех», добавленной в XIV в. в офиц. владычную Новгородскую (Климентовскую) Кормчую 80-х гг. XIII в. (ГИМ. Син. 132): «И своим тиуном приказываю церковнаго суда не обидети, ни судити без владычня наместника» (ДРКУ. С. 23). Вероятно, ок. 1282 г. произошло учреждение ладожского наместничества Новгородского архиепископа (см.: Хорошев. 1980. С. 134-135). С этим фактом связано появление печати ладожских наместников с изображением свт. Климента, папы Римского (5 экз. печатей эпохи архиеп. Климента (1275/76-1299), см.: Актовые печати . Т. 1. С. 60, 66-67, 185-186, 328; Т. 3. С. 79-83, 289, 434; Мусин. Христианизация. 2002. С. 104, 115). К периоду архиерейства Давида относятся первые печати владычных наместников в Торжке (Нов. Торге). Вопрос о времени появления наместничества в Пскове остается дискуссионным, обычно его определяют 1-й пол. XIV в. (см. обзор мнений: Мусин. 2010. С. 269-271). Владычным наместникам в Пскове в XIV-XV вв. скорее всего принадлежала «Печать архиепископа Новгородского», к-рую нашли только в этом городе ( Янин В. Л. Вислые печати Пскова//Сов. арх. 1960. 3. С. 252-256). Янин предположил, что аппарат владычного наместника со временем перемещался из одного города в другой (из Ладоги в Торжок в 1316, из Торжка на Сев. Двину в 20-х гг. XV в.- Актовые печати. Т. 2. С. 67, 86-87; Т. 3. С. 82-83). Напротив, Мусин полагает, что институт владычного наместника был создан одновременно в неск. городских центрах (Ладоге, Торжке (Нов. Торге), Пскове) в результате реформы, предпринятой архиеп. Климентом в кон. XIII в. ( Мусин. 2010. С. 271-273). По сфрагистическим данным, наместники Новгородского владыки имелись и в самом Новгороде, они исполняли адм. функции архиепископа тогда, когда сам он этого делать по той или иной причине не мог (согласно Янину и Хорошеву, они использовали анонимную печать с изображением Божией Матери «Знамение» на одной стороне и Голгофского креста - на другой - Актовые печати. Т. 2. С. 67-84; Хорошев. 1980. С. 136).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

2) РГБ, ф. 304 I, 680 (л. 348 об. – 361). Минея четья на август, 60-е годы XVI в. Филигрань: Кораблик – Лихачев, 3353 (1561 г.). Вероятно, копия списка Унд., 232. 3) ГИМ, Воскресенское собр., 154б (л. 1062 об. – 1069). Воскресенский список Софийской II летописи, 50–60-е годы XVI в. Опубликован в составе ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. С. 124–128. 4) РНБ, F.IV. 144 – Эттеров список Львовской летописи, 60-е годы XVI в. Опубликован в составе ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. СПб., 1910. С. 212– 217. Софийская II и Львовская летописи восходят к общему источнику – Своду 1518 г. 5) ГИМ, Синодальное собр., 808 (л. 1095–1110 об.) Милютинская минея на август, 1654 г. Копия списка Унд., 232 (!). Соловецкий вариант По сравнению с вариантом Ундольского отличается еще большим количеством искажений и пропусков, особенно чудовищен пропуск после слов «помянув послати по икону Пречистыя» (следующий текст начинается словами: «Благолюбивый же Кипреян митрополит Киевьский всея Руси, слышав таковую речь от господина своего»). Показательное чтение – «виждь, смири онаго варвара». 1) РНБ, Соловецкое собр., 804 914 (л. 476–484). Сборник 80-х годов XV в. Филигрань: Голова быка под стержнем с короной и 6-лепестковым цветком – типа: Пиккар, XV, 211 (1479, 1480 гг.). Хотя Второй вид извода А Повести о Темир-Аксаке наихудшим образом отражает текст Пахомиевской редакции, а Соловецкий вариант искажает его до неузнаваемости, тем не менее Соловецкий список был выбран как наиболее «образцовый» и опубликован в Памятниках литературы Древней Руси (XIV – середина XV века). М., 1981. С. 231–242 (естественно, с ошибками). Заголовок: «Месяца августа 26, на память святых мученик Андреяня и Натальи. Повесть полезна от древняго писания сложена, являющи преславнаго бывшаго чюдеси о иконе Пречистыя Богородица, еже нарицается Владимерьская, како приде от Владимеря в боголюбивыи град Москву, избави нас и град нашь от безбожнаго и зловернаго царя Темирь Аксака». 2) БАН, 21.3.3 (л. 237–243). Сборник 20-х годов XVI в. 3) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 652 (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пресв. Богородицы Мавриотиссы. Несмотря на политические изменения и войны, в 1-й пол. XIII в. культурная жизнь в регионе продолжалась, и Кастория наряду с Охридом и Веррией являлась одним из основных художественных центров, важнейшим из которых была Фессалоника. Местная художественная традиция отличалась нек-рым консерватизмом, но не была изолирована от общих для всего Балканского п-ова процессов. К XIII в. помимо упомянутых выше ктиторских композиций на фасадах храмов относится целый ряд памятников: 2-й слой росписи ц. первомч. Стефана (рубеж XII и XIII вв.) и более поздние отдельные композиции; поновленные фрески ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы (2-я пол. XIII в.); 1-й слой росписи ц. Панагии Кумбелидики (60-80-е гг. XIII в.); фрески ц. вмч. Георгия Победоносца в Оморфоклисье (1295-1317); мн. иконы, в т. ч. рельефные. Однако искусство 1-й пол. XIV в. в К. м. не представлено ни фресками, ни иконами. Древо Иессеево. Роспись ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы. 1259–1264 гг. Древо Иессеево. Роспись ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы. 1259–1264 гг. В XIV в. Кастория процветала, Иоанн VI Кантакузин называл ее великим городом ( Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 451). Ок. 1309 г. Иоанн II, фессалийский дука и правитель Нов. Патр, женившись на Ирине, внебрачной дочери визант. имп. Андроника II Палеолога, провозгласил себя дукой «Великой Влахии и Кастории» или «господином земель Афинских, Неопатрских и дукой Кастории». После 1318 и до 1332/33 г. Кастория подчинялась визант. вельможе Стефану Гавриилопулу. Во время гражданской войны между императорами Андроником II и Андроником III последний в 1328 г. занял Касторию. В 1334 г. из-за предательства полководца Сиргиана город захватили войска серб. кор. Стефана IV Душана, но спустя неск. месяцев по мирному договору Кастория была возвращена Андронику III. Кастория была окончательно включена в состав серб. гос-ва в 1342/43 г. После смерти Стефана Душана в Кастории сначала правил его брат Симеон Урош, или Синиша (1356-1359), а затем Марко Кралевич и Остоя Райкович.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010