XI в.); Георгий III Таойский (50-60-е гг. XI в.); Гавриил III Сапарский (1065-1080); Димитрий (1080-1090); Василий III (1090-1100); Иоанн VI (нач. XII в.); Симеон IV (Гулаберисдзе; нач. XII в.); Савва II (40-50-е гг. XII в.); Николай I (Гулаберисдзе; 50-е гг. XII в.); Михаил IV (Мирианисдзе) (1178-1187); Феодор II (1188-1204/05); Василий IV (нач. XIII в.); Иоанн VII (1205/06-1210); Епифаний (1210-1220); Евфимий II (1220-1222); Арсений III (20-30-е гг. XIII в.); Георгий IV (30-е гг. XIII в.); Николай II (30-е гг. XIII в.); Михаил V (40-е гг. XIII в.); Арсений IV (Булмаисимисдзе; 1241/42-1249/50); Николай III (1250-1282); Авраам I (1282-1310); Евфимий III (10-е гг. XIV в.); Василий V (30-60-е гг. XIV в.); Дорофей I (60-е гг. XIV в.); Шио I (1356-1364); Николай IV (70-е гг. XIV в.); Георгий V (80-90-е гг. XIV в.); Елиоз (Гобирахисдзе; 90-е гг. XIV в.); Михаил VI (1419-1426); Давид II (Багратиони; 1425/26-1428); Феодор III (1429-1435); Давид III (1435/36-1438/39); Шио II (1439-1443/47); Давид IV (Чавчавадзе; 1443/47-1459); Марк (1460-1466); Давид V (1466-1479). Католикосы-патриархи Вост. Грузии (Мцхетские): Николай V (1479-1488); Евагрий (1488-1492; 1500/03); Авраам II Абалаки (1492-1497); Ефрем I (1497-1503); Дорофей II (1503-1505, 1511-1516); Иоанн VIII (1505-1509); Дионисий (1510-1511); Василий VI (1517-1528, 1529-1531); Мелхиседек II (Багратиони; 1528-1529, 1540-1545, 1548-1552); Малахия (1532-1534); Герман (1535-1546); Николай VI (40-е гг. XVI в.); Симеон V (1547-1548); Зебеде I (1552-1556); Доментий I (1556-1560); Николай VII (Бараташвили; 1561-1584); Николай VIII (Багратиони; 1584-1589); Дорофей III (1589-1595); Доментий II (1595-1610); Зебеде II (1610-1611); Иоанн IX (Авалишвили; 1612-1616); Христофор I (1616-1622); Захария (Джорджадзе; 1623-1632); Евдемон I (Диасамидзе; 1632-1642); Христофор II (Урдубегисдзе-Амилахвари; 1642-1660); Доментий III (Мухранбатони) (1660-1676); Николай IX (Амилахвари; 1678-1688, 1692-1695); Иоанн X (Диасамидзе; 1688-1692, 1695-1700); Евдемон II (Диасамидзе; 1700-1705); Доментий IV (Багратиони; 1705-1741); Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили; 1724-1737); Кирилл II (1737-1739); Николай X (Херхеулидзе; 1741-1744); Антоний I (Багратиони; 1744-1755, 1764-1788); Иосиф (Джандиери) (1755-1764); Антоний II (Багратиони; 1788-1811).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Пантелеимона (1295-1315) и вмц. Екатерины (кон. XIII - 10-е гг. XIV в.): крестово-купольный храм с 3 сторон обстроен галереями (амбулаторием). Юж. придел во имя апостолов Петра и Павла и часть юж. галереи относятся к визант. периоду; сев. придел, сев. и зап. галереи пристроены в 1801 г., во время реконструкции храма, предпринятой крупным фессалоникийским торговцем И. Г. Кафтандзоглу. Портик с юж. стороны храма и крыльцо у зап. входа сооружены в 1907 г. архит. Д. Грекосом под рук. П. Папагеоргиу на средства прихожанина С. Спиридоноса. 8-гранный барабан с вост. стороны поддерживают не колонны, а 2 простенка, к-рые отделяют алтарь от диаконника и протесиса (жертвенника), и 2 столпа - с зап. стороны. По мнению А. Ксингопулоса, это характерная особенность храмов Юж. Греции IX-XII вв. Когда в нач. 80-х гг. ХХ в. в ходе реставрационных работ были обнаружены фрагменты фресок XI в., стало ясно, что здание XIV в. включало в себя фрагменты более древней постройки. Древние здания монастырского комплекса не сохранились. В кон. XIX в. игум. Каллиником Георгиадисом были построены сев. ворота, в 1926 г. игум. Иоакимом Ивиритом - резиденция игумена, в 1937 г.- ризница с б-кой и храм в честь Успения Пресв. Богородицы. С 1968 г. началось возведение комплекса зданий Патриаршего института патристических исследований (К-польский Патриархат). До 1972 г. на территории мон-ря существовала древняя ц. во имя свт. Григория Паламы. Живопись Икона Божией Матери «Одигитрия». 60–70-е гг. XIV в. (Музей мон-ря Влатадон) Икона Божией Матери «Одигитрия». 60–70-е гг. XIV в. (Музей мон-ря Влатадон) Фрески наоса, раскрытые во время реставрационных работ 1981-1982 гг., были созданы между 1360 и 1383 гг. фессалоникийскими мастерами. В куполе изображены Христос Пантократор и ангельские силы, в барабане - пророки (под записью), росписи алтаря не сохранились. На подпружных арках - сцены двунадесятых праздников («Рождество», «Крещение», «Преображение», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие» и «Сошествие во ад»), на стенах - изображения святых в 2 яруса (напр., прп.

http://pravenc.ru/text/155027.html

Коломенская кафедра, как наиболее близкая к Москве и состоявшая в особых отношениях с княжеской властью, вероятно, изначально была создана как викарная - Коломенский епископ должен был замещать митрополита в его отсутствие в Москве. Это предполагало частое пребывание в столице, поэтому двор К. е. появился в Московском Кремле, недалеко от великокняжеского и митрополичьего дворов. Статус митрополичьих викариев Коломенские епископы утратили в 60-70-х гг. XV в., когда его получили епископы Сарские и Подонские после переноса их резиденции на юж. окраину Москвы (см. Крутицкая и Коломенская епархия ). Тем не менее Коломенские епископы пользовались большим влиянием в Русской Церкви до 1-й трети XVI в. Одной из самых видных фигур церковной жизни кон. XIV в. был Коломенский еп. Герасим (1374/75-1388). После кончины митр. св. Алексия († 1378), доверенным лицом которого был Коломенский архиерей, и до решения вопроса о замещении митрополичьей кафедры еп. Герасим на рубеже 70-х и 80-х гг. XIV в. являлся местоблюстителем митрополичьего престола; в авг. 1380 г. он благословил вел. кн. св. Димитрия Иоанновича и русское войско на битву с ордынцами перед сражением на Куликовом поле. Герасим в период местоблюстительства рукоположил во иерея выдающегося миссионера, буд. Пермского еп. св. Стефана . В кон. 70-х гг. XIV в. уроженец Коломны («един из коломенских попов») Митяй (Михаил) являлся кандидатом вел. кн. Димитрия Иоанновича на замещение вакантной после кончины свт. Алексия митрополичьей кафедры; очевидно, что сделать успешную карьеру ему помогла тесная связь кафедры с великокняжеской властью. В 1392-1405 гг. К. е. возглавлял еп. Григорий, он же, вероятно, ученик прп. Сергия Радонежского Григорий Голутвинский , первый игум. коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления муж.ского монастыря , создание к-рого благословил, прибыв в Коломну, прп. Сергий. В XV в. Коломенскую кафедру занимали бывш. архимандриты московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , связанного с Московскими вел. князьями: Иларион (1406-1408) и Геронтий (между 1451 и 1453-1473). Геронтий первым из Коломенских епископов был поставлен в сан митрополита всея Руси. В 1507-1518 гг. К. е. возглавлял Митрофан, бывш. архимандрит Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыря и духовник вел. кн. Иоанна III Васильевича , состоявший в переписке с прп. Иосифом Волоцким .

http://pravenc.ru/text/1841782.html

Наиболее известными являются: «Summa super titulis Decretalium» (Сумма на титулы Декреталий, 1241/43) кард. Готфрида Транийского, «Apparatus» (ок. 1251/54) папы Иннокентия IV , эксцерпты из «Summa aurea» (1251/53) и «Lectura» (1270/71) Генриха (Энрико) Сузанского, кард.-еп. Остийского, а также «Novella Commentaria in quinque libros Decretalium» (Новые комментарии на пять книг Декреталий, ок. 1338) Иоанна Андреа . Оригинальный характер носит «Summa juris canonici» (Сумма канонического права, между 1218 и 1221) Раймунда Пеньяфортского . Новеллы пап 2-й пол. XIII в., создававшиеся как дополнения к «Liber Extra», были глоссированы Бернардом Компостельским Младшим, папой Иннокентием IV, Бернардом Пармским (Бернардо ди Ботоне), Генрихом Сузанским и др. Вильгельм Дуранд Старший свел процедурное право из Декрета Грациана и «Liber Extra» в «Speculum iudiciale» (Судебное Зерцало, 70-80-е гг. XIII в.), пользовавшееся большим авторитетом в XIV-XVI вв. Помимо комментариев на «Liber Sextus» Иоанна Андреа (Novella Commentaria in Sextum Librum Decretalium - Новые комментарии на шестую книгу Декреталий, 1338-1342) авторитетными считались созданные в нач. XIV в. аппараты глосс франц. Д. Жана Лемуана (впосл. кард. Иоанн Монах) «Glossa aurea» (Золотая глосса, ок. 1301) и Д. из Болоньи Гвидо де Баизио Архидиакона. Неаутентичные своды декреталий Бонифация VIII и Бенедикта XI глоссировал Иоанн Монах. Комментарии на «Clementinae» написали Гийом из Монлозёна, Жеслен де Кассань. Экстраваганты пап 1-й четв. XIV в. были глоссированы Гийомом из Монлозёна, Жесленом де Кассанем, Иоанном Монахом. В декретистике и декреталистике довольно рано сложилась система ординарных глосс; своды декретального права использовались в преподавании и в судопроизводстве только вместе с ординарной глоссой, содержащей общепризнанную трактовку положений их титулов и глав. Ординарной глоссой на «Liber Extra» во 2-й пол. XIII в. считался аппарат глосс Бернарда Пармского, созданный в 40-60-х гг. XIII в. В нач. XIV в. этот труд был переработан и включен в комментарий Иоанна Андреа.

http://pravenc.ru/text/171624.html

Вол. 628) датируется нач. 80-х гг. XVI в., а сама редакция могла быть написана суздальским агиографом иноком Григорием в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVI в. ( Клосс. 2001. С. 370-372). На основании каких источников Григорий добавил в первоначальный текст Жития прп. Евфимия эпизод, где идет речь об устройстве М. м., неизвестно. Кроме того, агиограф в данном эпизоде указывает лишь на намерение («и абие помысли») прп. Евфимия основать обитель и поставить церковь, не сообщая, когда оно было осуществлено. Поэтому следует критически оценивать встречающееся в лит-ре мнение ( Тихонравов. 1857. С. 115; Сахаров. 1870. С. 15; Зверинский. Т. 2. С. 87. 690; Смирнов. 1896. С. 134; Добронравов, Березин. 1898. С. 441; Сухов. 1909. С. 335-336; Колобанов. 1976. С. 37; он же. 1982. С. 111) о том, что ц. свт. Василия Великого и мон-рь в 50-х гг. XIV в. были основаны прп. Евфимием Суздальским (на тот момент простым иноком, не имевшим сана священника) во время его путешествия в Суздаль, предпринятого по просьбе вел. кн. Нижегородско-Суздальского Бориса Константиновича для устроения Спасо-Преображенского мон-ря. Тем более что Бережецкая дорога, по к-рой должен был проходить прп. Евфимий, во 2-й пол. XIV - нач. XV в. пролегала в стороне от М. м. Об этом свидетельствует текст жалованной грамоты вел. кн. Василия II Васильевича , датируемой предположительно 30-ми гг. XV в., в к-ром дорога, проложенная через М. м., названа «непошлой», т. е. новой, в противоположность «пошлой» - прежней Бережецкой дороге, пролегавшей вдоль монастырских владений (АИ. Т. 1. 70. С. 122; АСЭИ. Т. 2. 439. С. 482). Обнаружить к.-л. сведения о существовании М. м. в кон. XIV - нач. XV в. (еще при жизни прп. Евфимия Суздальского) можно на основе анализа неск. грамот, данных суздальскому Евфимиеву мон-рю на «воды» и рыбные ловли в Гороховецком у. Две хронологически наиболее ранние грамоты, исходившие от Нижегородского кн. Даниила Борисовича (датируемые издателями периодами ок. 1394-1404 и ок. 1405-1415), не содержат прямого упоминания о М.

http://pravenc.ru/text/2564560.html

д., эффективно отражал попытки турок вторгнуться на Пелопоннес в 60-х гг. XIV в. Во многом благодаря Мануилу М. д. к кон. XIV в. превратился в некую зону безопасности среди быстро разрушавшегося визант. мира. Из К-поля, находившегося под постоянной угрозой со стороны турок и внутренних междоусобиц, в Морею постепенно переселялось все больше знатных фамилий, в т. ч. купцов и деятелей культуры. После смерти Мануила в М. д. правил его брат Матфей Кантакузин (1381-1382). Фактическим соправителем своих сыновей-деспотов в 60-х - нач. 80-х гг. XIV в. был сам Иоанн Кантакузин, к-рый после отречения от имп. престола переселился в Морею и умер здесь в 1383 г. За неск. лет до этого Матфей попытался передать власть в М. д. своему сыну Димитрию, но это решение встретило противодействие в К-поле, где правящая фамилия Палеологов не могла более мириться с автономией Мореи в столь значимом регионе своей империи. Уже в 1382 г. имп. Иоанн V Палеолог назначил деспотом своего 3-го сына Феодора I, после прибытия к-рого в Морею Матфей Кантакузин был вынужден отречься от престола. Спустя примерно год, вскоре после смерти Матфея, Димитрий был вынужден отказаться от прав на М. д. Владение окончательно перешло дому Палеологов. Деспот Феодор I правил до своей смерти (24 июня 1407). Он активно поощрял расселение албанцев в своих владениях и их поступление на военную службу. Укрепив т. о. армию, Феодор начал расширять территорию М. д. В 1388 г. он захватил венецианский Аргос, но после прибытия на Пелопоннес свежих сил венецианцев был вынужден оставить крепость. После неск. лет войны, в 1394 г., Феодор заключил мир и военный союз с Венецией против турок. Для обороны полуострова союзники реконструировали фортификационные сооружения на Истмийском перешейке. С их помощью первые попытки ограниченных сил турок вторгнуться на Пелопоннес были отбиты; в 1395 г. Феодор захватил Коринф, а в 1396 г.- Афины. В ответ на эти успехи султан Баязид I возглавил новый поход на полуостров. Под его натиском оборона М.

http://pravenc.ru/text/2564168.html

Дальнейшие детали биографии Н. не поддаются реконструкции из-за скудости источников. Т. н. Дионисиевский каталог (перечень Александрийских патриархов, составленный в XIX в. на основе разрозненных документов, хранившихся в архиве Патриархии) датирует вступление Н. на престол 1370 годом и отводит на его правление 15 лет. Позднейшие ученые (В. Грюмель , Ж. Насралла), исходя из вышеупомянутой переписки вост. патриархов с Римским престолом, отнесли начало Патриаршества Н. к сер. 60-х гг. XIV в. Его преемник Марк IV фигурирует в ряде документов 2-й пол. 80-х гг., что позволяет считать окончанием правления Н. середину 80-х гг. XIV в. Ист.: Miklosich, M ü ller. Vol. 1. P. 532; Tomus Synodicus II//PG. 151. Col. 716; RegPatr, N 2526, 2541, 2571; Abü-l-bbs Amad al-Qalqašnd. Kitb ub al-aš. Al-Qhira, Т. 11. P. 392-393. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Αλεξ. Σ. 577f; Grumel. Chronologie. P. 444; Прохоров Г. М. Публицистика Иоанна Кантакузина: 1367-1371 г.//ВВ. 1968. Т. 29(54). С. 318-328; он же. [Беседа Кантакузина с легатом Павлом]//Там же. С. 328-334; Nicol D. M. The Confessions of a Bogus Patriarch: Paul Tagaris Palaiologos, Orthodox Patriarch of Jerusalem and Catholic Patriarch of Constantinople in the XIVth Century//JEcclH. 1970. Vol. 21. N 4. P. 289-300; Setton K. M. The Papacy and the Levant. Phil., 1976. Vol. 1. P. 310; Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 58, 62-63, 71; PLP, N 20678; Панченко К. А. Забытая катастрофа: К реконструкции последствий Александрийского крестового похода 1365 г. на Христианском Востоке//Арабы-христиане в истории и лит-ре Ближ. Востока. М., 2013. С. 202-219. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/2577719.html

А. изображается как апостол (в хитоне с клавами и в гиматии), реже как епископ (в фелони, с омофором, с евангелием в руках) в миниатюрах следующих рукописей: Минологий Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 76, 976-1025 гг.) - в рост; Синаксарь Давидо-Гареджийской пуст. (Тбилиси. А 648. fol. 10v (20), 1030 г.) - в рост, с омофором; Минологий (Vind. hist. gr. 6. fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост; Служебное Евангелие с минологием (Vat. gr. 1156. fol. 255v, 3-я четв. XI в.) - в рост; Минологий (ГИМ. Греч. 175. Л. 1об., посл. четв. XI в.) - в рост; Минологий (Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 11v, 1327-1340 гг.) - по пояс; Погодинский Пролог (РНБ. Погод. 59, кон. XIV в.) - в омофоре (юным!); греко-груз. рукопись (РНБ. O. I. 58. Л. 80, 100об., XV в.) - в рост. В монументальной росписи: мозаика в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XII в.; настенный минологий ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 г.,- оплечно; настенный минологий ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- оплечно; настенный минологий ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в мучении; настенный минологий ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.,- в мучении; в ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. На минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ) представлен в мучении. Изображения А. имеются в рус. минейных иконах на октябрь посл. трети XVIII в. (ЦМиАР) и кон. XVIII в. (ЦМиАР); в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского , 1713-1714 гг. (РНБ). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., предписывает в единоличных изображениях писать А. старцем с длинной, остроконечной бородой (Ч. 3. § 7. 7), а в сцене мучения указывает, что А. «был побит камнями» (§ 22. Окт. 1); в рус. иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., о нем сказано, что «сед, брада поменьши Афанасиевы, на нем амфор [омофор], риза багор светлой, испод лазорь, а в руце книга» (Большаков. С. 35).

http://pravenc.ru/text/114726.html

Советская власть в регионе установлена в нояб.-дек. 1917 г. и просуществовала до восстания Чехословацкого корпуса в июне 1918 г. В 1918-1919 гг. территория совр. К. о. находилась под контролем Временного сибирского правительства, Уфимской директории и «Омского правительства». Летом-осенью 1919 г. в результате наступления Красной Армии в регионе была восстановлена советская власть. В авг. 1919 г. Курганский у. передан в состав Челябинской губ., а Шадринский у.- Екатеринбургской губ. В 1923-1934 гг. территория входила в состав Уральской обл., в 1934-1943 гг.- Челябинской обл. К. о. образована 6 февр. 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР из 32 районов Челябинской и 4 районов Омской областей. В авг. 1944 г. в состав созданной Тюменской обл. вошли 4 района. В годы Великой Отечественной войны регион стал местом эвакуации предприятий из европ. части СССР: заводов сельскохозяйственного машиностроения, деревообрабатывающих станков, механического, автоагрегатного, металлопрокатного, телефонного, насосно-компрессорного, швейной фабрики и др. В послевоенные годы на сформированной индустриальной базе происходило дальнейшее развитие промышленности К. о.- вступили в строй машиностроительный завод, завод химического машиностроения, арматурный, автобусный заводы и завод медицинских препаратов. В 50-60-х гг. ХХ в. К. о. вошла в зону освоения целинных и залежных земель, в результате чего посевные площади в области увеличились на 20%. Численность населения К. о. возросла с 999 тыс. чел. в 1959 г. до 1 млн 104,9 тыс. чел. в 1989 г. Религия Большинство верующих в К. о.- православные. В 2014 г. на территории области действовали 125 зарегистрированных религ. орг-ций: 82 православные, 1 община старообрядцев, 1 католическая, 22 протестантские, 1 иудейская, 17 мусульм. общин, 1 кришнаитская. Русская Православная Церковь Наиболее ранние сведения о Православии в регионе относятся к 20-м гг. XIV в., однако деятельность Русской Православной Церкви в тот период носила эпизодический характер. Распространение Православия началось в XVII в. вместе с проникновением на территорию совр. К. о. рус. населения. С этого времени край входил в состав Сибирской и Тобольской епархии РПЦ (см. Тобольская и Тюменская епархия ). С 70-80-х гг. XVIII в. территория К. о. оказалась разделенной между 3 епархиями - Тобольской (Курганский окр.), Пермской (Шадринский и до 1797 Далматовский уезды; см. Пермская митрополия , Пермская и Кунгурская епархия ) и Оренбургской (Исетско-Тобольское междуречье в составе Челябинского у.; см. Оренбургская митрополия , Оренбургская и Саракташская епархия ).

http://pravenc.ru/text/2462283.html

Это гипотеза умозрительная, но вполне основательная. «Епархия России», затем «Митрополия России», упомянутая в 60-й нотиции императора Льва Премудрого (Corpus byzantinae historiae [scriptorum]. 2 ed. Venetiis. 1729–1733. P. 326), скорее всего, существовала достаточно долго, чтобы за это время на ее территории и под ее влиянием создалась та культурная традиция, которая выжила при первых Рюриковичах, нашла отражение в таких памятниках, как древнейший памятник русской письменности – «новгородцие церы» (деревянная тетрадь с восковыми страницами, на которые нанесены тексты некоторых псалмов) нач. XI в. (открыты в Новгороде в 2000 г.), и в том расцвете церковных искусств Древней Руси, который обозначился уже в перв. пол. XI в. Следует заметить, что на Руси Устав Льва Премудрого был известен. Список митрополий Константинопольской церкви был помещен в приложении Типографской лет. (ПСРЛ. Т. 24. С. 285) В этом списке митрополия России стоит на 61-м (точнее, на 60-м месте, ибо митрополия Лаодикии повторена дважды). Список константинопольских митрополий, который указывает на древность «митрополии России», дополнен весьма интересным списком русских епископий, относящимся к 80-м гг. XIV в. Именно список «нотиции императора Льва Премудрого» был известен в XIX в. русским историкам, с полным основанием предполагавшим значительную древность первой русской архиерейской кафедры. Самый авторитетный из них – митрополит Макарий (Булгаков) – свидетельствует: «...В Греции был император Лев Премудрый (886–911); он издал церковный устав о митрополиях, подвластных цареградскому Патриарху, и в числе прочих митрополий на 60-м месте упоминает о митрополии Русской. Что же это значит? Значит прежде всего, что наша мысль справедлива: Христианство при Аскольде и Дире не только существовало у нас, но даже и распространялось, так что число последователей Христовых на Руси могло уже составить особую, хотя и небольшую епархию; значит, во-вторых, что св. вера продолжала существовать у нас и во дни княжения Олегова, когда и был издан помянутый устав; значит, в-третьих, что у нас продолжал еще существовать ряд не простых только Священников, а и Епископов, которые управляли этою Русскою митрополиею. Не станем выводить более надлежащаго и утверждать, что если наша Русь называлась уже митрополиею и наши Епископы Митрополитами, то у нас были тогда и другие низшие епархии, были архиепископии и епископии: имя Митрополита для нашего тогдашнего Иерарха было, без сомнения, только почетное, и его небольшая епархия называлась митрополией, конечно, только из уважения к месту его кафедры – «матери градов» Русских, Киеву. Но не излишним считаем заметить: не потому ли Олег и назвал Киев «материю градов Русских», т. е. митрополией, что это имя уже носил Киев в церковном отношении, получивши его от Греков, тогда как, по свойству Русского языка, Киев приличнее было бы назвать «отцом» градов?» ( Макарий (Булгаков) , архим. Ук. соч. С. 292 – 293).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010