расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ III предыдущая статья следующая статья печать библиотека 12 , С. 610 опубликовано: 27 июля 2011г. ГРИГОРИЙ III католикос Картли (Мцхетский) (ок. 802-814), предстоятель Грузинской Православной Церкви. Сведения о нем содержатся в списке 19 католикосов в груз. хронике «Обращение Картли» (Мокцеваи Картлисай) из Шатбердского сборника (X в.). Ист.: Обращение Картли св. Ниной//Шатбердский сб. X в./Изд.: Б. Гигенеишвили, Э. Гиунашвили. Тбилиси, 1979. С. 327 (на древнегруз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Грузинская Православная Церковь Грузинская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Католикосы Картли Предстоятели Грузинской Православной Церкви Григорий III , католикос Картли (Мцхетский) (ок. 802-814), предстоятель Грузинской Православной Церкви См.также: ГРИГОРИЙ II католикос Картли (Мцхетский) (ок. 760-767), предстоятель Грузинской Православной Церкви ДАВИД I католикос Картли (Мцхетский) (ок. 947-955) ИОАНН II (приблизительно кон. 20-х гг. VII в.), католикос Картли (Мцхетский), Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИОИЛЬ II католикос Картли (Мцхетский) (668-670) ВАВИЛА Католикос Мцхетский (Картли) (приблизительно в нач. 20-30-х гг. VII в.) ВАРФОЛОМЕЙ Католикос Мцхетский (Картли), занимавший кафедру в сер. 90-х гг. VI в. и, возможно, вторично в 20-х гг. VII в. Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/166732.html

Михаил Керуларий, патриарх К-польский. Миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. N 2. Fol. 225) Михаил Керуларий, патриарх К-польский. Миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. N 2. Fol. 225) В 1055-1057 гг., когда на визант. престоле находились имп. Феодора и имп. Михаил VI Стратиотик, патриарх Михаил Кируларий как наиболее влиятельный политик Византии своим авторитетом объединял общество вокруг разрушавшейся Македонской династии. Пришедший к власти в результате переворота имп. Исаак I Комнин (1057-1059) уже не мог мириться со столь высоким общественным статусом патриарха, к-рый мог быть помехой для находившегося в кризисе гос-ва, и добился низложения Кирулария. В 50-70-х гг. XI в. большие территории М. Азии, преимущественно континентальных районов полуострова, были завоеваны тюрками-сельджуками, исповедовавшими ислам. Подобная ситуация была в истории КПЦ уже в VII-VIII вв., но в то время арабы не могли захватывать районы в М. Азии надолго, хотя и совершали опустошительные набеги на нее. Теперь значительные части территории М. Азии, а с нач. XIV в. и весь полуостров оказались под постоянным правлением мусульман. К кон. XI в. на полуострове образовались политически устойчивые сельджукские султанаты Иконийский и Данишмендидов, а также появились другие мелкие владения. Среди важнейших митрополий КПЦ со 2-й пол. XI в. под владычеством светских правителей-мусульман находились Кесария Каппадокийская, Севастия, Неокесария, Феодосиополь (Карин), Мелитина, Тиана, Анкира, Антиохия Писидийская, Пессинунт и др. ( Vryonis. The Decline. 1971). На офиц. уровне большинство сельджукских правителей относились к христианам толерантно, своими законодательными актами предоставляли им свободное исповедание своей веры, сохранность имущества. Тем не менее антихрист. настроения среди тюрок также были весьма распространены. Некоторые султаны кичились званиями «разрушителей башен и церквей». Нападения завоевателей в сер. XI в. сопровождались разграблением большого числа городов и сельской местности, а иногда и избиением населения. Христ. храмы были изначально одним из главных объектов ненависти завоевателей. Уже в 60-х гг. XI в. были уничтожены особо почитаемые храмы св. Василия Великого в Кесарии, арх. Михаила в Хонех, св. Николая Чудотворца в Мирах Ликийских. При захвате городов значительное число христ. храмов закрывали, а лучшие и крупнейшие из них перестраивали в мечети. Различные мероприятия тюрк. властей против христиан продолжались и позднее. Ок. 1134 и 1153 гг. есть сообщения в хрониках о разрушении всех христ. храмов в Кесарии, которые, видимо, были в это время полностью уничтожены. К кон. XII в. почти не осталось христ. населения в Анкире.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Феоктист, сподвижник прп. Евфимия. С кон. 60-х гг. V в. прп. Савва жил в отшельнической келлии; в 70-х гг. поселился на склоне Кедронского ущелья, юго-восточнее Вифлеема. В нач. 80-х гг. рядом с ним сложилась новая община - лавра прп. Саввы Освященного (Дайр-Мар-Саба), впосл. наиболее известная обитель И. п. (см. Саввы Освященного лавра ). Согласно Житию, прп. Савва основал или возобновил в И. п. также мон-ри: Кастеллион (492), Новая лавра (507), Спилеон (508), Иоанна Схолария (509), Гептастом (510), Занна (511), Иеремии (531). 12 дек. 490 г. Иерусалимский патриарх Саллюстий освятил соборный храм мон-ря, а прп. Савву поставил игуменом ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 103-104). План мон-ря Хирбат ат-Дайр План мон-ря Хирбат ат-Дайр Прп. Феодосий был родом также из Каппадокии; в 457 г. отправился в паломничество по Сирии и Палестине; неск. лет провел в мон-ре у башни Давида в Иерусалиме и др. обителях. Ок. 479 г. он основал киновийный мон-рь восточнее Вифлеема, на месте, где, по преданию, в пещере ночевали волхвы ( Бейт-Сахур ). Ок. 493 г. патриарх Саллюстий поставил прп. Феодосия архимандритом всех киновийных мон-рей И. п., а прп. Савву - архимандритом лавр и отшельнических келлий (Ibid. S. 115; I dem. Vita Theod. S. 239). К сер. VI в. монастырь прп. Феодосия был крупнейшим в И. п.; в нем подвизались до 400 монахов ( I dem. Vita Theod. S. 235-241). Назначение святых Саввы и Феодосия архимандритами лавр и киновий в И. п. является свидетельством сформировавшейся политики Иерусалимской патриархии по управлению многочисленным монашеством. Учитывая уроки восстания 451-453 гг. и большую роль монашества в жизни Палестины того времени, с кон. V в. Патриархия ИПЦ старалась поддерживать киновийные мон-ри в И. п. и контролировать деятельность монахов. Так, в 80-х гг. V в. лавра прп. Евфимия была преобразована в киновию игум. Фидой при участии патриарха Мартирия ( Idem. Vita Euthym. S. 62-64). В кон. V в. был преобразован в киновию мон-рь Хозива, который находился на пути паломников из Иерусалима к Иордану и посещался множеством людей.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Дальнейшее развитие межконфессиональных отношений в А. к. связано с попытками Византии подчинить княжество и восстановить правосл. Патриархов, проживавших в изгнании в К-поле, на их законном престоле. В 30-х - нач. 40-х гг. XII в. имп. Иоанн II Комнин выдвигал требование принять правосл. Патриарха в Антиохии как одно из главных условий своей поддержки кн. Раймонда. Скорый уход визант. армии из Сирии не позволил тогда добиться исполнения этого условия. Наследник Иоанна II имп. Мануил I Комнин в 50-70-х гг. XII в. продолжил политику отца, результатом чего стало возвращение в Антиохию в 1165 г. правосл. Патриарха Афанасия I . В 1171 г., после его гибели во время землетрясения, Антиохийский престол перешел к лат. патриарху Альмерию. В нач. XIII в. кн. Боэмунд IV использовал идею восстановления правосл. Патриархата в политической борьбе с Раймондом Рубенидом и киликийской партией. В 1206 г., находясь в разрыве с Римом, Боэмунд изгнал из Антиохии лат. патриарха и кафедру занял правосл. Патриарх Симеон II . В 1209 г., после примирения Боэмунда IV с папой, Симеон был вновь заменен лат. патриархом. Позднее, когда ослабленные крестоносцы были заинтересованы в поддержке различных слоев населения подвластных им земель, в Антиохии нередко пребывали одновременно и правосл., и католич. первосвятители. Кн. Боэмунд VI в 50-х гг. XIII в. за отказ признать церковную юрисдикцию Рима под давлением папы изгнал правосл. Патриарха Евфимия I , к-рый был возвращен в 1260 г., когда монг. хан Хулагу потребовал от своего союзника Боэмунда VI примириться с православными. После ухода монголов из Сирии Евфимий вновь удалился в К-поль. В XIII в. периоды возвращения правосл. Патриархов в Антиохию способствовали нек-рой стабилизации положения правосл. христиан в регионе. Однако слабость А. к. и постоянные распри между лат., греч. и арм. Церквами в Сирии приводили к падению авторитета христианства в целом. Опустошительные войны 60-х гг. XIII в. привели к резкому сокращению числа христиан. К кон. XIII в. от правосл. Церкви в Сирии, многочисленной и влиятельной накануне крестовых походов, сохранились лишь отдельные общины. Отношения с Византией

http://pravenc.ru/text/115778.html

Саркофаги раннехрист. некрополя в Салоне (совр. Солин. Хорватия). IV–V вв. Саркофаги раннехрист. некрополя в Салоне (совр. Солин. Хорватия). IV–V вв. С кон. XIX в. зона открытий распространилась на территорию Греции и Балкан. Комплексы базилик и некрополей IV-V вв. были изучены в Фессалонике, Софии, Никополисе-на-Истре (Болгария) и др. городах. Решающим для развития А. х. в Греции был период массовых раскопок базилик в сер. 20-70-х гг. XX в. под рук. А. Орландоса , Г. Сотириу . К 1929 г. было изучено ок. 40 базилик, к 40-м гг.- 75, к 1954 г.- ок. 100, а к нач. 70-х гг.- ок. 300, что позволило приступить к разработке типологии храмов (Ш. Дельвуа, П. Лемерль ). Гигантские размеры и роскошь базилик Греции кон. IV - нач. V в. в Коринфе, Филиппах, Никополе (Эпир), в Фессалии (Неа-Анхиалос), Македонии (Стоби) представили особый стиль церковной архитектуры, ориентированной на Сирию и зап. провинции. Были изучены перестроенные в христ. церкви языческие храмы (Гефеста на агоре, Парфенон и Эрехтейон на акрополе Афин; ротонда-мавзолей имп. Галерия в Фессалонике). А. х. дала также представление о процессе христианизации Балкан и островов архипелага (Кипр, Лесбос, Делос, Крит) кон. IV - сер. V в. Коринф. Руины визант. Базилики в Коринфе на месте проповеди ап. Павла. Вима алтаря. Коринф. Руины визант. Базилики в Коринфе на месте проповеди ап. Павла. Вима алтаря. Удалось проследить распространение раннего христианства из Средиземноморья на запад (Испания, Португалия), север (Британия, Шотландия, Исландия, Ирландия) и юг (Сев. Африка, Египет, Нубия, Эфиопия). В 60-80-х гг. XX в. активизировалось изучение копт. древностей. В Н. Египте открыли первые обители кон. IV - сер. V в. антониевой и пахомиевой традиций, сотни скитов отшельников ( Келлии ), мон-ри пещерного типа (Эсна, VI в.). В Нубии раскопана столица митрополии Фарас (Пахорас) (К. Михаловский ) и собор Ст. Донголы (630) с портретами епископов и точными датами эпитафий (первый храм на месте собора был построен в сер.- 2-й пол. V в.; христианство сохранялось в течение 900 лет в исламском окружении: титулатура и формуляры остались визант., сохранялся греч. язык богослужения). Собираются сведения о зарождении христианства в Эфиопии (экспедиция Д. У. Филлипсона 1993-1994; Аксум ).

http://pravenc.ru/text/76478.html

ап. Тит (64 или 67 - ок. 106, пам. 25 авг.); св. Филипп (60-70-е гг. II в., пам. зап. 11 апр.); Диодор или Диоскор (2-я пол. II или 1-я пол. III в.); свт. Мирон (255 - ок. 280 или ок. 330-340, пам. 8 авг.); сщмч. Кирилл (ок. 280-304, пам. 9 июля, 6 сент.); сщмч. Петр Новый (после 304, пам. греч. 14 и 16 июля); Павел (упом. ок. 325); Елиан (упом. в 343); Василий I (упом. в 381-382); св. Диоскор (2-я пол. IV - нач. V в., без пам.); прп. Евмений (кон. IV - нач. V в. или ок. 668, пам. 18 сент.); Сапий (упом. в 422); Иконий (упом. в 431); Мартирий (упом. в 449-457); Феодор (упом. в 536-553); Синесий (V-VI вв.); Еварест (V-VI вв.); Георгий (?) (VI в.); Иоанн I (упом. в 597-599); Еклиссиодор († 624); Павел (упом. в 667-668); Василий II (упом. в 681-691); Стефан I (нач. VIII в.); Георгий (VIII в.); свт. Андрей Критский (ок. 710-740, пам. 4 июля); Илия I (упом. в 787); Никита I (VIII в.); Никита II (VIII в.); Иоанн II (VIII в.); Георгий (кон. VIII в.); свт. Василий III (847-858, впосл. архиепископ Фессалоникийский, пам. греч. 1 февр.); Василий IV (упом. в 880); Илия II (после 920, не позднее 961); Андрей II (кон. X в.); Никита III (X в.); Стефан II (упом. в 1027-1030); Иоанн III (упом. в 1089); Лев (кон. XI в.); Михаил (кон. XI в.); Константин I (кон. X - нач. XI в.); Илия III (упом. в ок. 1120-1130); Василий IV (1-я пол. XII в.); Константин II (1-я пол. XII в.); Николай I (сер. XII в.); Иоанн IV (упом. в 1166-1172); Мануил I (2-я пол. XII в.); Мануил II (2-я пол. XII в.); Николай II (упом. в 1195-1221); Никифор I Мосхопул (упом. в 1285-1322); Антоний Омологет (упом. в 1306); Илия IV (XIV в.); Макарий (упом. в 1357); Анфим, митр. Афинский (1365/66-1370); Игнатий, митр. Ст. Патр (упом. в 1381); Прохор, митр. Ставропольский (упом. в 1410); Паисий Гортинский (упом. в 1439); Неофит (Пателарий) (1646/47 или 1652-1679); Никифор II (Скотакис) (1679-1683); Каллиник I (1683-1687); Арсений I (1687-1688); Афанасий (Каллиполитис) (1688-1697); Каллиник II (1697-1699); Арсений II (1699-1701); Иоасаф (Киминис) (1702 - ок. 1710); Константин (Халкиопулос) (1711-1716, 1719-1722); Герасим I (1716-1719); Даниил (1722-1725); Григорий, еп. Гортинский (ок. 1725); Герасим II (Летидзис) (1725-1755); Анфим (1756); Герасим III (1756-1769); Захария (Маридакис) (1769-1786); Максим (Прояннакопулос) (1786-1800); Герасим IV (Пардалис) (1800-1821); Мефодий (1823); Каллиник III (1824-1830); Мелетий I (Николетакис) (1831-1839); Порфирий (Фотиадис) (1839); Каллиник IV (Гаргаладос) (1839-1842); Каллиник V (Хугиас) (1842-1843); Хрисанф (1843-1850); Софроний I (1850); Дионисий I (1850-1856); Иоанникий (1856-1858); Дионисий II (Харитониадис) (1858-1868); Мелетий II (1868-1873); Софроний II (1873-1877); Мелетий II (1877-1882); Тимофей I (Кастринояннакис) (1882-1897); Евмений II (Ксирудакис) (1898-1920).

http://pravenc.ru/text/166273.html

Латинская Романия прекратила существование. В 1262 г. ахейский кн. Гийом II Виллардуэн вынужден был за свое освобождение из плена уступить новому визант. императору 3 укрепленных цитадели - Мистру, Монемвасию и Майну, тем самым открывая путь для восстановления греч. власти на части Пелопоннеса. В процессе отвоевания Пелопоннеса, а затем и всего Балканского п-ова у франков Мистра играла роль основного опорного пункта Византии. В 60-70-х гг. XIII в. имп. Михаил VIII завоевал Фессалию, Эвбею, крепости Авлон и Диррахий в Эпире. В 1262 г. в переданных византийцам районах Пелопоннеса был образован Морейский деспотат, признававший сюзеренитет к-польских Палеологов, но управлявшийся самостоятельно отдельными представителями этой династии. Начальный период истории Мореи - почти непрерывные войны между греками и франками. Первым из полномочных правителей (кефали) Мистры стал представитель знатного визант. рода Кантакузинов, отец буд. имп. Иоанна VI (1341-1354). При следующем правителе - Андронике Палеологе Асене (ок. 1294-1321) под управление Мистры была собрана значительная часть территории и крепостей Пелопоннеса. Под властью лат. Ахейского княжества остались Патры, Велигости, Востица и Халандрица. Следующим правителем был назначен вел. доместик Иоанн Кантакузин, к-рый воспринял это назначение как ссылку, однако в 1349 г. отправил в Мистру младшего сына Мануила. С этого момента и до тур. завоевания в 1460 г. Мистра и пров. Морея управлялись членами царствующего дома (сыновьями императора или его братьями). Дискуссионным остается вопрос о статусе деспотата в составе Византийской империи. Внешнеполитическое положение Мистры в кон. XIV в. было трудным из-за вмешательства Венеции в ее внутренние дела и осложнялось тур. экспансией. В 1397 г., стремясь лишить деспота Мистры возможности оказать помощь осажденному К-полю, тур. султан Баязид отправил на Пелопоннес 60-тысячное войско Якуб-паши и Тимурташа. После разграбления страны турки удалились в Фессалию, но деспот Феодор Палеолог продал Мистру и др.

http://pravenc.ru/text/597843.html

археологических памятников, таких, как церковь на о-ве Файлака близ побережья Кувейта и монастырские комплексы на о-ве Сир-Бани-Яс, в Абу-Даби, на городище Эль-Хаур. Христианство в этом регионе А. сохранялось и после прихода ислама. По крайней мере, в 70-х гг. VII в. несторианская митрополия Бет-Катрайе продолжала существовать и насчитывала в своем составе неск. епархий. О дальнейшей ее истории почти ничего не известно. Возможно, сохранение несторианства в Йемене IX-XIII вв. связано с продолжением религ. и торговой деятельности несториан в Персидском зал. О распространении христианства в Юж. А. см. ст. « Йемен ». Лит.: Jamme A. Le panthéon sud-arabe préislamique//Le Muséon. 1947. T. 60. Р. 57-147; Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951. С. 219-335; она же. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964; Ryckmans G. Les religions arabes préislamiques. Louvain, 1951; idem. Le christianisme en Arabie du Sud préislamique//L " Oriente cristiano nella storia della civiltà. R.; Firenze, 1963. P. 413-453; Лундин А. Г. Южная Аравия в VI в.//ППС. 1961. Вып. 8 (71). С. 118-124; он же. «Дочери Бога» в южноарабских надписях и в Коране//ВДИ. 1975. 2. С. 124-131; Fahd T. Le panthéon de l " Arabie centrale à la veille de l " Hégire. P., 1968; Fiey J. Diocèses syriens orientaux du Golfe Persique//Mémorial Mgr Gabriel Khouri-Sarkis. Louvain, 1968. P. 177-219; Höfner M. Die vorislamischen Religionen Arabiens//Die Religionen Altsyriens, Altarabiens und der Mandäer/Hrsg. von H. Gese, M. Höfner, K. Rudolph. Stuttg., 1970. S. 233-402; Геродот. История. Л., 1972; Trimingham J. S. Christianity among the Arabs in Pre-Islamic Times. L., 1979; Beaucamp J. , Robin Chr. J. Le christianisme dans la péninsule Arabique d " après l " épigraphie et l " archéologie//Hommages à P. Lemerle. P., 1981. P. 45-61; idem. L " évêché nestorien de Mašma  hig dans l " archipel d " al-Bahrayn//Dilmun: New Studies in the Archaeology and Early History of Bahrain/Ed. D. Potts. B., 1983. P.

http://pravenc.ru/text/75810.html

Там же. Белецкий С. В. Указ. соч. С. 19. Институт истории материальной культуры: История культуры древней Руси. Т. 1. М.; Л., 1948. С. 62 (рис. 31). Седов В. В. Восточные славяне в VI–XIII вв.//Археология СССР. М., 1982. С. 182–183, 230 (таблица LVI). Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI–XIV веков//Археология СССР. М., 1964. С. 10, 41 (таблица XV (3, 4)); Алексеев Л. В. Смоленская земля в IX–XIII вв. М., 1980. С. 252–253; Голубовский П. В. История Смоленской земли до начала XV ст. Киев, 1895. С. 253. Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи… С. 27–28 (таблица XIII (3)). Седов В. В. Восточные славяне в VI–XIII вв… С. 182, 185 (рис. 13). Там же. С. 182; Рыбаков Б. А. Стригольники. Русские гуманисты XIV столетия. М., 1993. С. 97–107. Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII–XIII вв. Л., 1979. С. 37–38; Алексеев Л. В. Смоленская земля... С. 18–19, 153–154, 236–237; Орловский И. И. Борисоглебский монастырь в Смоленске на Смядыни и раскопки его развалин//Смоленская старина. Вып. 1. Смоленск, 1909. С. 213–214, 217–218; он же. Избранное. Смоленск, 2011. С. 66–67, 70, 81; Зайцев А. А. «Племя княже Ростиславле» и смоленское зодчество второй половины XII в.//Краткие сообщения Института археологии РАН. Вып. 221. М., 2007. С. 45. Зайцев А. А. Указ. соч. С. 46. Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Указ. соч. С. 58, 61, 63; Алексеев Л. В. Смоленская земля... С. 154; 228–229, 239; Орловский И. И. Борисоглебский монастырь… С. 224–227; 272–276; Орловский И. И. Избранное. С. 76–79, 116–121; Щапов Я. Н. Освещение смоленской церкви Богородицы в 1150 г.//Новое в археологии. М., 1972. С. 278, 282. Зайцев А. А. Указ. соч. С. 46. Орловский И. И. Борисоглебский монастырь… С. 276; он же. Избранное… С. 121. Орловский И. И. Борисоглебский монастырь… С. 225–276; он же. Избранное… С. 79–80; Воронин Н. Н. Смоленская живопись 12–13 веков. М., 1977. С. 148. Сапожников Н. В. Оборонительные сооружения Смоленска (до постройки крепости 1596–1602 гг.)//Смоленск и Гнездово. М., 1991, С. 58 (рис. 3), 60–62; Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска... С. 403, 406; Алексеев Л. В. Смоленская земля... С. 149 (рис 19), 150; Пронин Г. Н., Соболь В. Е., Гусаков М. Г. Древний Смоленск: Археология Пятницкого конца. Смоленск, 2011. С. 8 (ил. 4), 9 (ил. 5), 11–13.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099825/

Начиная с 1945 г. Б. принимает решение каждые 10 лет составлять самоотчеты: «Позвольте представиться» (1945), «Краткий конспект моих книг» (1955), «Самоотчет» (1965), «Еще одно десятилетие» (1975), «Оглядываясь назад» (1988); эти работы вошли в сб. «Mein Werk - Durchblicke» (1990), один из основных источников биографических сведений о Б. К 60-летию Б. К-польский Патриарх Афинагор передал ему через своего представителя золотой крест Св. горы Афонской; награда последовала за труды, посвященные греч. патристике, прежде всего прп. Максиму Исповеднику. В 1967 г. папа Павел VI назначил Б. членом Папской богословской комиссии, где он зарекомендовал себя консерватором, выступив против хиротонии женщин и не поддержав модернистские идеи Ранера и Г. Кюнга. В 1972 г. Б. возглавил редколлегию международного католич. ж. «Communio». 5-й период (1984-1988). В 1984 г. папа Иоанн Павел II отметил богословские труды Б. премией им. папы Павла VI. По инициативе Б. в Риме был проведен симпозиум, посвященный церковному деланию Адриенн. К этому времени помимо жен. общины, основанной в 1944 г., и общины священников, появившейся в кон. 70-х гг. ХХ в., возникла и муж. община, к-рой Б. отдал остаток жизни. Средоточием своей деятельности Б. считал именно эти труды «по обновлению Церкви через создание новых общин, в которых непреклонность христианского бытия по евангельским заповедям сочетается с бытием христиан в мире» (Mein Werk. S. 75), писательству он отводил 2-е по значимости место. Несмотря на множество забот, связанных с устроением общины, осенью 1987 г. ему удается довести трилогию до эпилога. В мае 1988 г. Б. узнал о десигнации его кардиналом, однако утром 26 июня 1988 г., за 2 дня до принятия сана, он неожиданно скончался. Соч.: Skizzen zur Theologie. Einsiedeln, 1960-1986. Bd. 1-5; Mein Werk - Durchblicke. Einsiedeln; Fr./M., 1990; Ты имеешь глаголы вечной жизни: Размышления над Священным Писанием. М., 1992; О простоте христиан//Символ. 1993. 29. С. 7-69; Достойна веры лишь любовь. М., 1997; Вселенская Литургия: Прп. Максим Исповедник//Альфа и Омега. 1997. 3 (14). С. 106-132; 1998. 2 (16). С. 108-140; 1999. 1 (19). С. 92-109; 2000. 1 (23). С. 67-86; 3 (25). С. 115-134; Целое во фрагменте. М., 2001.

http://pravenc.ru/text/77462.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010