Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЯРЕ (митрополичьи, Патриаршии), высшие светские чиновники рус. митрополичьего, затем Патриаршего двора. Наиболее раннее упоминание о Б. митрополита содержится в «докончании» (договоре) вел. кн. Василия Димитриевича с митр. св. Киприаном (между 1392 и 1404), где упоминаются Б. и слуги, служившие митр. св. Алексию . Имена неск. митрополичьих Б., сопровождавших претендента на Русский митрополичий престол Митяя в его поездке в К-поль, названы в «Повести о Митяе». В нач. XV в. Б. могли быть и духовные лица: одним из Б. митр. Киприана был чернец Андрей Ослебятя. Б. у митрополита было сравнительно немного - Митяя в поездке сопровождали 6 Б., при оформлении меновой грамоты Василия Димитриевича с митр. Киприаном на слободу Караш присутствовали 5 Б. В XIV в., в период борьбы московских князей с тверскими и суздальскими за великое княжение Владимирское, неустойчивая светская власть нуждалась в поддержке митрополитов и потому практически не вмешивалась в процесс формирования митрополичьего двора, состав к-рого был достаточно пестрый. Начиная со времени правления Василия Димитриевича появляются первые примеры назначения вел. князем высших должностных лиц митрополичьего двора. По свидетельству родословцев, Василий Димитриевич «дал в бояре» митр. Киприану племянника свт. Алексия Степана Феофановича, а также др. своего приближенного - Димитрия Афинеевича. Это действие, с одной стороны, являлось знаком милости, с др.- ставило Киприана под контроль доверенных людей вел. князя. В Государеве родословце сообщается: «От Степана пошли Фомины, что словут митрополичьи. И Степанов род Феофановича весь служит у митрополитов» (Редкие источники. С. 123-124). Начиная с 60-х гг. XV в. на протяжении XVI в. известные историкам митрополичьи Б. принадлежали только к этой фамилии (исключение составляют упомянутые в 1526 братья Ю. Г. и В. Г. Мануиловы). Это не было случайностью, т. к. в 69-й гл. постановлений Стоглавого Собора (1551), фиксировавшей уже традиц. к этому времени практику, архиереям предписывалось после смерти Б. выбирать для них преемников «от тех же родов». Стоглавый Собор также постановил, что все пожалования боярского сана не должны делаться «без царева ведома»: «И повелит царь которым быти в боярех... и святителем у себя тех и держати». По-видимому, мн. митрополичьи слуги и Б. были убиты в период опричнины. Кн. А. М. Курбский сообщает, что «по убиении» митр. сщмч. Филиппа «не токмо многих клириков, но и нехиротонисанных мужей благородных сколько сот помучено разными муками и погублено»; о казни «советников и приближенных митрополита» свидетельствуют также опричники Таубе и Крузе. Однако, несмотря на казни, в одном из актов 1598 г. Патриаршим боярином по-прежнему значится представитель рода Фоминых - Иван.

http://pravenc.ru/text/153299.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КИННАМ [греч. Ιωννης Κνναμος] (до 1143, К-поль? - после 1185), визант. историк, автор сочинения, известного под названием «Изложение деяний счастливого порфирородного василевса господина Иоанна Комнина и повествование о деяниях его прославленного сына порфирородного василевса господина Мануила Комнина» (Επιτομ τν κατορθωμτων τ μακαρτ βασιλε κα πορφυρογενντ κυρ Ιωνν τ Κομνην κα φηγσις τν πραχθντων τ οιδμ υ ατο τ βασιλε κα πορφυρογενντ κυρ Μανουλ τ Κομνην). Сведения об И. К. содержатся в основном лишь в его сочинении. Вероятно, он происходил из знатной к-польской семьи, представители к-рой служили в гражданской администрации. Возможно, его учителем был известный визант. ритор Никифор Василаки . И. К. был грамматиком (секретарем) имп. Мануила I Комнина (1143-1180), в 50-60-х гг. сопровождал императора во время многочисленных военных кампаний на Балканах и в М. Азии. Никита Хониат в своей «Истории» упоминает, что И. К. участвовал в богословских диспутах в К-поле в правление имп. Андроника I (1183-1185). Свергнутый и казненный император неоднократно упоминается в сочинении И. К., но без к.-л. осуждений по его адресу, что позволяет считать, что исторический труд И. К. был завершен до 1185 г. Сочинение И. К. дошло до нас в 5 рукописях: Vat. gr. 163 (XIII в.), Neap. III B 26 (XVI в.), Vat. Barber. 167, 192, 242 (все XVII в.). В древнейшей и лучшей из них (Vat. gr. 163) испорчено заглавие и утрачены последние листы, т. о., подлинное название работы не установлено. Повествование охватывает период с 1118 по 1176 г.- от начала правления имп. Иоанна II Комнина до событий византийско-тюрк. войны в М. Азии, предшествовавших битве при Мириокефале 1176 г. Из-за повреждения рукописи финал сочинения И. К. неизвестен. По жанру работа И. К. близка к образцам классической античной историографии. Автор рассказывает о современной ему эпохе как очевидец или человек, близко знакомый с подробностями тех или иных событий.

http://pravenc.ru/text/471300.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД († 20.10.1575), архиеп. Новгородский (1571-1575). В кон. 1568 или в 1569 г. он стал архимандритом Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря в Москве (впервые упом. в данной грамоте 1569/70 г.). Исследователи полагают, что Л. принадлежал к числу сподвижников близкого к Иоанну IV Васильевичу Грозному Левкия (который еще в авг. 1568 был настоятелем Чудова мон-ря) и поэтому пользовался доверием царя. Однако среди соборных старцев, управлявших мон-рем при Левкии, имени Л. нет, а с его приходом к власти состав соборных старцев сильно изменился. За время пребывания Л. на посту не сохранилось ни новых царских грамот, ни подтверждений старых, выданных при Левкии и ранее. Вместе с тем в годы его настоятельства владения мон-ря в разных уездах увеличились за счет земельных вкладов (всего зафиксировано 10 вкладов за 1569-1571). 4 дек. 1571 г. по свидетельству т. н. Новгородской II летописи митр. Кирилл III поставил Л. Новгородским архиепископом; это назначение говорит о доверии к нему царя. 23 дек. Л. прибыл в Новгород. Связи, установившиеся во время его пребывания в Чудовом мон-ре, он использовал при формировании своего аппарата власти. Его введенный дьяк Ф. Фатьянов неоднократно упоминается как послух в чудовских актах 60-х гг. XVI в. В тех же актах упоминается Иван Кузьмин сын Нефнев,- близкий родственник др. введенного дьяка - Меньшего Кузьмина сына Нефнева (или одно и то же лицо). Первоначально архиепископ пробыл в Новгороде сравнительно недолго: в марте 1572 г. он выехал в Москву, получив известия о смерти митр. Кирилла. 29 апр. в Москве церковный Собор под председательством Л. дал царю разрешение в нарушение канонических правил вступить в 4-й брак. После избрания в мае 1572 г. новым митрополитом Полоцкого еп. Антония Л. получил от него настольную грамоту и вернулся в Новгород, но и на этот раз пробыл там недолго. Уже 23 авг. 1572 г. Л. снова направился в Москву вместе с настоятелями др. новгородских мон-рей. Вероятно, с этими поездками было связано получение Софийским домом двора казненного казначея Хозяина Тютина на Ильинке, где было начато строительство архиепископской резиденции.

http://pravenc.ru/text/2463433.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД (Протасьев), еп. Рязанский и Муромский (1573-1586). Монашеский постриг принял в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре . В волоколамских синодиках, в к-рых сохранились записи рода бывш. волоцкого игумена митр. Даниила , указано и имя Л., что дает основание называть Л. сродником Даниила ( Титов. 1891. С. 25; Геронтий (Кургановский), архим. Волоколамский Иосифов второклассный муж. мон-рь и его совр. состояние. СПб., 1903. С. 103). В хозяйственной документации Волоколамского мон-ря за 1554-1556 гг. встречается имя «козначея Левонида» (Книга ключей и долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в./Ред.: М. Н. Тихомиров, А. А. Зимин. М.; Л., 1948. С. 51, 55, 56, 57, 59, 60, 61); это позволяет предполагать, что Л. некоторое время исполнял обязанности казначея в обители. В 1563 г. Л. стал игуменом Иосифова Волоколамского мон-ря. Вскоре после этого в составе группы церковных иерархов сопровождал царя Иоанна IV Васильевича Грозного в походе на Полоцк (см. Ливонская война ). Во время похода духовные лица постоянно совершали молебны и окропляли воинство св. водой. После возвращения из взятого русскими войсками Полоцка Иоанн IV встречался со старшим сыном в Иосифовом мон-ре. 20 дек. 1563 г. Л. получил от Иоанна IV жалованную тарханную грамоту на все монастырские владения, которые освобождались от главных налогов - дани, ямских денег, от посошной службы, от мыта и тамги для купленных на нужды мон-ря товаров. Монастырским рыболовам разрешалось ловить рыбу на Селигере, «где похотех», кроме царских тоней (АФЗХ. Т. 2. 302. С. 315-323). Актом милости была и передача мон-рю в февр. 1565 г. завещанного обители кн. Дмитрием Ивановичем Оболенским-Немым с. Локныш с деревнями в Рузском у., несмотря на «опалу» боярина (Там же. 316. С. 334-335). Л. заботился о том, чтобы освободить приходские церкви во владениях мон-ря от дани и др. пошлин в пользу архиерея или об их замене оброком определенного размера. С этой целью он обратился к митр. Кириллу III , представив ему и прежние грамоты митрополитов и Новгородских архиепископов на храмы в разных десятинах. Документы сгорели во время пожара Москвы в 1571 г. (Там же. 359. С. 399).

http://pravenc.ru/text/2463443.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИПАТИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Ипатиевский мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Ипатиевский мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Ипатиевский [Ипатской, Ипацкой, Ипатиев, Ипатьев, Ипатьевский] во имя Святой Троицы мужской монастырь (Костромской и Галичской епархии), находится в г. Костроме. Мон-рь, возведенный на холме близ устья впадающей в Волгу р. Костромы, с 2 сторон окружен водой: с востока -р. Костромой, с юга - речкой Игуменкой, правым притоком р. Костромы. Точное время основания И. м. неизвестно; согласно переписным книгам (1595), в монастыре был погребен боярин Иван Дмитриевич Красный, убитый летом 1408 г. (см.: Соколов. 1890. С. 44; Павел (Подлипский). 1832. С. 65). Впервые И. м. упоминается в 1435 г.: весной этого года был заключен мир между вел. кн. Московским Василием II Васильевичем и претендентом на великокняжеский престол галическим кн. Василием Юрьевичем Косым «на мысе у святаго Ипатия, межи Волгы и Костромы» (ПСРЛ. Т. 25. С. 252; Т. 8. С. 99). Обитель стала пользоваться покровительством вел. князей: в июне 1443 г. вел. кн. Московский Василий II указной грамотой предоставил И. м. право владения перевозом через р. Кострому (АСЭИ. Т. 3. 229). Позднейшая легенда (60-е гг. XVI в.) связывает основание И. м. с татар. мурзой Четом (в крещении Захария): на том месте, где ему чудесным образом явились Богородица с ап. Филиппом и со сщмч. Ипатием , еп. Гангрским, был построен деревянный храм во имя Св. Троицы и собралась братия ( Павел (Подлипский) . 1832. С. 1-4). Считалось, что Захария был погребен в И. м.; его могила сохранялась до сер. XVIII в. ( Соколов. 1890; Веселовский. 1946. С. 56-91; Кузьмин. 2004. С. 708-709). Ктиторы и вклады Монастырю покровительствовали представители боярских фамилий, считавшие мурзу Чета своим родоначальником,- Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы. Первые значительные вклады в И. м. с сер. XV в. делали Сабуровы. Ок.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (2.02.1526, Туров (совр. Белоруссия) - в ночь на 13.02.1608, Острог (совр. Украина)), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой. Сын великого гетмана литовского Константина Ивановича Острожского († 1530) и кнж. Александры Семеновны Слуцкой, имел родного брата Илью († 1539). Получил домашнее образование, в повседневной жизни и в переписке обычно пользовался польск. языком, в совершенстве владел церковнослав. языком, немного латинским. В результате длительного имущественного спора с невесткой Беатой (урожд. Косцелецкой) К. К. получил половину родовых имений. Его главной резиденцией продолжительное время, до приобретения Острога, было Дубно на Волыни. В более поздний период К. К. принадлежала 1/3 Волыни. В молодости К. К. регулярно участвовал в боях с крымскими татарами (в 1543, 1544, 1547, 1550). Военная деятельность повлияла на его первые продвижения по службе. В 1550 г. кор. Сигизмунд II назначил его на высший в то время пост на Волыни - маршалка Волынской земли, одновременно К. К. получил должность владимирского старосты, в 1559 г. он также стал киевским воеводой - высшим должностным лицом на укр. землях. Т. о., К. К. являлся наиболее влиятельным правосл. магнатом в Великом княжестве Литовском. Для его карьеры в 50-60-х гг. XVI в. имели значение связи с могущественной семьей Радзивиллов, прежде всего с виленским воеводой и канцлером Николаем Радзивиллом Чёрным. Положение К. К. укрепил заключенный в 1553 г. брак с католичкой Софьей Тарновской, единственной дочерью великого гетмана Польского королевства Я. А. Тарновского. Этот брак принес К. К. (учитывая скоропостижную смерть единственного сына Тарновского Яна Кшиштофа) огромные поместья Тарновских, расположенные гл. обр. в М. Польше (в т. ч. Тарнов (Тарнув)) и на древнерусских землях в границах Польши. Брак с католичкой не ослабил связей кн. Острожского с Православием и одновременно способствовал сближению его с польск. шляхетскими кругами.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА († не позднее 1477), прп. (пам. 18 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), основатель и 1-й игумен Космина Яхренского (Яхромского) в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря. Житие Житие К. («Житие и жизнь новаго чюдотворца, иже на Яхрени. Творение Григория смиреннаго Суждаля града обители преподобнаго Еуфимия», нач.: «Должни есмы проповедати человеколюбие Божие…»), единственный источник сведений о преподобном, было создано иноком Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря Григорием, по-видимому в 50-60-х гг. XVI в. (см. Григорий Суздальский). В наст. время известны 5 списков Жития К. Начало изучению памятника положил в XIX в. П. М. Строев . Он отметил, что Житие К. не вошло в Великие Минеи-Четьи св. митр. Макария и почти не содержит фактической информации ( Строев. Словарь. С. 72). Архиеп. Филарет (Гумилевский) в 1862 г. указал список Жития 2-й четв. XVII в. (РНБ. Ф. 573. Собр. СПбДА. 277, далее: Д; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 111-112). В. О. Ключевский в исследовании о Житиях русских святых, кратко охарактеризовав сочинения Григория, обратил внимание на список Жития XVII в.- Погодинский (РНБ. Погод. 729, далее: П; Ключевский. Древнерусские жития. С. 284). Скептически оценивая достоверность памятника, историк заключил, что в нем «среди словообильных и напыщенных назиданий и размышлений, путающих ход рассказа, с трудом можно уловить две-три ясные биографические черты» ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 286). Н. П. Барсуков представил сведения о Епархиальном списке 3-й четв. XVII в. (ГИМ. Епарх. 493, далее: Е; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 319), архим. Леонид (Кавелин) об Уваровском списке 1-й трети XVII в. (ГИМ. Увар. 1006, далее: У; Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания гр. А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 2. С. 428). Также известен список А. С. Волынского 2-й пол. XVII в. (РНБ. Погод. 642, далее: В).

http://pravenc.ru/text/2458773.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Спас на Бору), находился в Московском Кремле . XIV-XV вв. Источники сведений по ранней истории обители отсутствуют. Косвенные свидетельства и предания позволяют говорить о некой исторической канве событий, связанных с ранним этапом существования мон-ря. Топоним «на Бору» в названии М. П. м. дополняет сведения летописей о Боровицком холме как о начальной территории княжеской крепости на месте Москвы. М. П. м. был основан в 1-й трети XIV в.; верхней границей предполагаемой даты следует признать 1330 г. Исследователи допускали возможность возникновения церкви на месте мон-ря и до 1330 г., основываясь на летописном известии о привозе в Москву в 1318 г. останков св. блгв. Тверского кн. Михаила Ярославича , к-рые были временно помещены в Спасскую ц. (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 412). Л. А. Беляев указал на то, что в более поздних сводах появляются слова «в церкви святаго Спаса в монастыре», и отнес их возникновение ко времени после организации монастыря ( Беляев. 1994. С. 178). В. Д. Назаров считал, что «рождение Спасского монастыря с уверенностью можно относить к 1310-м годам» ( Назаров В. Д. Введение//АРГ: АММС. С. 224). Согласно пространной летописной статье, 10 мая 1330 г. кн. Иоанн I Данилович Калита перевел братию из разных мон-рей на свой княжеский двор к заложенной каменной Преображенской ц. В эту 1-ю на территории Московского Кремля обитель из Данилова мон-ря была переведена и архимандрития во главе с настоятелем Иоанном (впосл. епископ Ростовский) (см. ст. Данилов во имя преподобного Даниила Столпника московский мужской монастырь ) (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 45-46). Как сообщается в Никоновской летописи, перевод архимандритии состоялся при поддержке свт. Феогноста , митр. Киевского и всея Руси (1328-1353) (Там же. Т. 10. С. 203). Согласно «Книге степенной» царского родословия (кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в.), в ведение архимандрита кремлевской обители были отданы «все наследие» Данилова мон-ря «и иные села… да вкупе оба монастыря под единем началом и под единою паствою нескудно устраяются» (Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. М., 2007. Т. 1. С. 539). Одной из причин перемещения в Кремль мон-ря, основанного родоначальником Даниловичей, могло быть желание кн. Иоанна Калиты иметь вблизи княжеского дворца собственный духовный центр.

http://pravenc.ru/text/2564210.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕОТОМИЗМ Сформировавшееся в кон. XIX в. интеллектуальное течение в католич. культуре, фундаментом к-рого является представление об исключительном значении и первенствующем положении наследия Фомы Аквинского . До 60-х гг. XX в. Н. был офиц. философским и богословским учением католицизма . После Ватиканского II Собора утратил господствующую позицию, оставаясь, однако, и в наст. время заметным направлением католич. мысли. Становление Уже Тридентский Собор признал Фому Аквинского ведущим авторитетом в области богословия (см.: Berger. 2001. S. 88-91), однако в посттридентской схоластике XVI-XVIII вв. томизм приобрел гораздо более широкое значение в качестве фундамента католич. интеллектуальной культуры - философии, богословия, этики и права. Комментарии Каэтана , Ф. ди Сильвестро (Феррарца), Ф. Суареса , Г. Васкеса и др. схоластов делаются ведущими руководствами по философии и богословию. В программах крупнейшей сети католич. образовательных учреждений, управляемой иезуитами, прямо указывается, что «о св. Фоме… нужно говорить только с почетом, и каждый раз, когда будет уместно, с дорогой душой идти за ним; а если [у св. Фомы будет найдено] что-либо менее подходящее - то отступать от него с уважением и грустью», преподаватели богословия также «во всем придерживаются учения святого Фомы и принимают его за собственного доктора; и прикладывают все усилия, чтобы и студенты относились к нему наилучшим образом» (Ratio studiorum et Institutiones scholasticae Societatis Jesu. B., 1887. Bd. 2. S. 330, 332, 300. (Monumenta Germaniae Paedagogica; 5); цит. по: Шмонин Д. В. Regulae professoribus, или Как иезуиты учили философии//Вестн. РХГА. СПб., 2009. Т. 10. Вып. 4. С. 96). В то же время отделение в составе томистского синтеза философского содержания от богословского сыграло важную роль в становлении философии как автономной дисциплины. За период XVII-XVIII вв. были созданы десятки академических курсов «ad mentem Doctoris Angelici» (в духе ангелического доктора). В период Французской революции вместе с разрушением системы церковного образования утратил значение и культивировавшийся в ее рамках томизм.

http://pravenc.ru/text/2564952.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Т. Ф. Большаков. Фотография. Нач. 60-х гг. XIX в. Тихон Федорович (8.07.1794, г. Боровск Калужской губ.- 19.12.1863, Москва), антиквар, коллекционер, родоначальник московской династии антикваров-книготорговцев. Род. в семье старообрядцев- беглопоповцев . В 1806 г. приехал в Москву, торговал кожевенным товаром в лавке своего дяди. Интересовался рус. стариной, особенно рукописными и старопечатными книгами, со временем полностью отошел от кожевенной торговли и целиком сосредоточился на торговле рукописями, старопечатными книгами, гравюрами, иконами, крестами, монетами, изделиями из серебра и др. предметами рус. старины. Антикварная лавка Б. находилась в Н. Юхотном ряду на ул. Варварка, в 1861 г. он открыл иконно-книжную лавку в Н. Новгороде в Юхотном ряду. В течение почти полувека Б. скупал предметы рус. старины в различных областях России, прежде всего на Севере. В книготорговой деятельности с раннего возраста принимал участие и его сын Сергей Тихонович (1842-1906), к-рый впосл. унаследовал и развил дело отца. При активном участии антикварной торговли Б. комплектовались мн. собрания рукописных и старопечатных книг московских и петербургских коллекционеров: Е. В. Барсова , Ф. И. Буслаева , И. П. Каратаева , А. И. Костерина, кн. М. А. Оболенского , М. П. Погодина , гр. С. Г. Строганова, А. А. Титова , Н. С. Тихонравова , гр. Ф. А. Толстого, гр. А. С. Уварова , В. М. Ундольского , И. Н. Царского , гр. С. Д. Шереметева и др. Б.способствовал поступлению собрания рукописей Погодина («Древлехранилища») в имп. Публичную б-ку в С.-Петербурге, он сам перевез туда рукописи в 1852 г. В 1853 г. Публичная б-ка почтила его званием члена-корреспондента. Б. был также коллекционером. Помимо богослужебных книг и агиографических сочинений он собирал духовные стихи, нотные крюковые рукописи дониконовского происхождения, др. тексты. В течение последних 3 лет жизни он трудился над составлением сборника сочинений прп. Максима Грека, куда вошло 216 творений древнерус. писателя-публициста XVI в. и к-рое известно в науке как «Большаковское собрание». Коллекционер разрешал исследователям пользоваться собранием, предоставлял рукописи для публикации древнерус. текстов. Ряд рукописных книг XVII-XVIII вв. Б. пожертвовал в б-ку ОИДР при Московском ун-те, за что был избран членом-соревнователем об-ва. Летом 1863 г. Б. подарил свою подборку духовных стихов исследователю П. А. Бессонову. По-видимому, ок. 200 рукописных книг из собрания Б. попало в «Древлехранилище» Погодина.

http://pravenc.ru/text/149709.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010