W. F. Skene. Edinb., 1871. T. 1. P. 95; Joannis de Fordun Scotichronicon/Cum supplementis et continuatione W. Boweri. Edinb., 1759. Т. 1. P. 114). Согласно шотл. Житию, святой скончался в 332 г. (The Legends. 1904. P. 59). До XX в. исследователи также считали Н. современником св. Мартина (см.: ActaSS. Sept. T. 5. P. 320-321; Forbes. 1872. P. 422; Lives. 1874. P. XII-XIII, XXVII; Simpson. 1940; ср.: Fahy. 1964. P. 35). После того как свидетельство Элреда было признано недостоверным, деятельность Н. обычно датировали V в., т. к. Беда Достопочтенный утверждал, что святой жил задолго до прибытия св. Колумбы в Британию ( Levison. 1940. P. 288; Chadwick N. K. 1950. P. 12; Fahy. 1964. P. 45-46; Boyle A. Saint Ninian. 1968. P. 67-69; Thomas. 1981. P. 282-283). По мнению болландиста П. Грожана, деятельность Н. можно условно отнести ко времени ок. 500 г. ( Grosjean. 1958. P. 361-362); согласно А. Маккуорри, святой жил в VI в. ( Macquarrie. 1987). Многие исследователи пытались идентифицировать бриттского кор. Тудваэла, о к-ром сообщается в «Чудесах...» (Thuuahel, Tuduael) и в сочинении Элреда (Tuduuallus). Вероятно, предание о наказании и раскаянии гордого короля было связано с попытками церковной общины Уитхорна отстоять свои права в конфликте с местными бриттскими правителями, к-рые считали себя потомками Тудваэла. По одной из версий, Тудваэл жил в V в. и упоминается в валлийских родословиях как предок бриттской правящей династии о-ва Мэн ( MacQueen. J. 1961. P. 8-9; ср.: Fahy. 1964. P. 41). По др. версии, Тудваэл - отец Риддерха Хаэла, бриттского правителя Думбартона в кон. VI в., к-рый упоминается в Житии св. Колумбы (rege Roderco filio Tothail - Adamn. Vita Columb. I 15; см.: Macquarrie. 1987. P. 12-13). Грожан полагал, что составители первоначального Жития Н. заимствовали имя правителя из Жития Колумбы, поэтому сведения о Тудваэле нельзя считать достоверными ( Grosjean. 1958. P. 378). Предание о Тудваэле могло быть заимствовано из утраченного ныне Жития св. Финниана из Маг-Биле.

http://pravenc.ru/text/2577673.html

Наиболее выдающимся византийским историком IV в. был антиохийский грек Аммиан Марцеллин (ок. 330—400 гг.). Приверженец Юлиана Отступника, с которым участвовал в походе против персов, и сторонник восстановления языческой религии, Аммиан Марцеллин на склоне своих лет написал исторический труд на латинском языке, известный под названием «Res Gestae» — «Деяния» . Это произведение было задумано автором как продолжение знаменитого исторического сочинения Тацита и охватывало период от правления императора Нервы до конца IV в. Сохранилось лишь 18 книг труда Аммиана Марцеллина (кн. 14—31), посвященных событиям 353—378 гг., современником, а зачастую и участником которых был сам автор. Аммиан Марцеллин предстает перед нами отнюдь не как компилятор, а как мыслящий историк, глубоко озабоченный судьбами Римского государства, стремящийся добросовестно осветить события своего времени. В его сочинении подкупает достоверность фактического материала; большинство его известий выдерживает проверку данными других источников. В значительной мере это объясняется тем, что основой исторического повествования автора служили его собственные жизненные наблюдения и рассказы очевидцев. Аммиана Марцеллина часто рассматривают как последнего великого римского историка. Это суждение верно лишь отчасти. Нельзя отделить непроходимой гранью позднеантичную историографию от ранневизантийской; напротив, между трудами римских и византийских историков имеется прямая преемственность. Справедливее поэтому считать Аммиана Марцеллина последним представителем античной историографии и первым крупным византийским историком. Он близок не только римским, но и византийским авторам (Прокопию, Агафию, Феофилакту Симокатте), которые, подобно самому Аммиану Марцеллину, во многом оставались еще на почве античной исторической науки. По своему мировоззрению Аммиан Марцеллин был поклонником античной культуры, религии и философии. Приверженец язычества, он осуждал, однако, излишнее увлечение внешними сторонами языческого культа. Ему были чужды проявления грубого языческого антропоморфизма; больше влекла его мистическая философия неоплатоников, особенно Плотина. Всю жизнь он был крайним идеалистом, верил в безграничное превосходство духа над телом, в бессмертие души.

http://sedmitza.ru/text/444006.html

2); CPG, N 4308-4309; PG. 47. Col. 393-422; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 131-164), написаны по просьбе монахов Димитрия и Стелехия, вероятно, после 372 г., в первые годы аскетических подвигов И. З. ( Παπαδπουλος. 1999. Τ. 1. Σ. 131) или в период его диаконства ( Baur. 1929-1930. Bd. 1. S. 133). Посвящены теме истинного сердечного сокрушения, необходимого для духовного возрастания. Трактат «К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни» (Πρς τος πολεμοντας τος π τ μονζειν νϒουσι; Adversus oppugnatores vitae monasticae libri 1-3; CPG, N 4307; PG. 47. Col. 319-386; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 44-124), состоит из 3 книг, написан между 378-385 гг. ( Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 463). Поводом для его написания послужили нападки на христ. отшельников, живших вблизи Антиохии и бравших на воспитание городскую молодежь, в результате чего нек-рые из их учеников предпочли встать на иноческий путь. Это вызвало негодование их родителей, дело дошло до избиения монахов. И. З. опровергает обвинения в адрес монахов и убеждает как верующих, так и неверующих родителей без опасений посылать детей на обучение к христ. подвижникам, поскольку если родители действительно желают счастья детям, то они не должны им в этом препятствовать, т. к. подлинно счастлив только тот, кто живет с Богом. «Увещательное Слово к Стагирию подвижнику, одержимому демоном» (Λϒος παραινετικς πρς Σταϒεριον σκητν δαιμονντα; Ad Stagirium a daemone vexatum (lib. 1-3); CPG, N 4310; PG. 47. Col. 423-494; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 165-246), состоит из 3 книг, написано ок. 381 г. или неск. позднее ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 3; Baur. 1929-1930. Bd. 1. S. 134; Παπαδπουλος. 1999. Τ. 1. Σ. 132). Стагирий, юноша знатного происхождения, оставил мирскую жизнь и встал на монашеский путь, однако по попущению Божию начал страдать припадками беснования и пытался лишить себя жизни. Не имея возможности встретиться с ним лично, И. З. послал Стагирию свое сочинение, в к-ром утешал его в постигшем несчастье.

http://pravenc.ru/text/540881.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 13. Адемар Шабаннский. «Хроника» (около 1030 г.) Адемар (ок. 988–1034), монашествовавший сначала в Лиможе, а затем в Ангулеме (в Аквитании), был автором проповедей и разного рода исторических сочинений, из которых наиболее известным является «Хроника», или «История», посвященная истории франков и доведенная до 1028 г. Помимо данных об участии русского корпуса на византийской службе в военных действиях на юге Италии в конце правления Василия II, в «Хронике» содержится одна из первоначальных версий апокрифической традиции о проповеди Бруно Кверфуртского на Руси (ср. также 14). В свое время исследователи считали этот рассказ позднейшей (XII в.) интерполяцией в сочинение Адемара, пока не было показано (Werner 1963. S. 297–326), что так называемая редакция С (Paris, Bibliothèque nationale, ms. lat. 5926), в которой содержится рассказ о Бруно-Бонифации, является поздним авторским изводом «Хроники». Издания: Adem. Caban. 1897; Adem. Caban. 1999 (нам недоступно). Переводы: На французский язык: Mém. passé 6. Р. 151–209 (выдержки). Литература: Кроме введений к названным изданиям, см.: Manitius 2. S. 285–294; RFHMAe 2. Р. 124–126. 1.       II, 55. [Датский король Кнут захватывает Англию 369 и женится на вдове английского короля Этельреда II, сестре руанского графа Рикарда 370 .] А когда норманнами (Normanni) правил Рикард (Richardus), граф Руана (Rotomensis) 371 , сын [упомянутого] Рикарда, множество их во главе с Родульфом (Rodulfus) 372 , вооружившись, двинулись к Риму, а оттуда, с согласия папы Бенедикта 373 – в Апулию (Appulia) 374 , все опустошая. Против них Василий (Basilius) 375 направляет войско, и в двух и [даже] трех сражениях побеждают норманны. В четвертой схватке с народом русь (Russi) 376 они были побеждены, и повержены, и превращены в ничто, и без числа влекомы в Константинополь, [где] до конца жизни томились в темницах 377 . Откуда пошла пословица: грек повозкой зайца ловит 378 . Тогда на три года была перекрыта дорога на Иерусалим, так как из-за гнева на норманнов греки хватали и отводили в Константинополь всякого путешествующего, кого только ни встречали, и там бичевали их в темницах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1028 Несмотря на необычность их интимной связи, Руссо всегда называл г-жу де Варанс «большой любовью своей жизни». 1031 Сковронская отсылает к известному французскому каламбуру, связанному с некоим тезкой Руссо, который имел обыкновение хвастаться этим обстоятельством; ему отвечали: «Tu es Jean, tu es Jacques, tu es roux, tu es sot, mais tu n’es pas Jean-Jacques Rousseau». Игра слов строится на омонимии фамилии Rousseau со словами roux и sot. Каламбурный перевод с французского: «Ты и Жан, ты и Жак, ты и рыжий дурак, но не Руссо Жан- Жак» (см.: Влахов С., Флорин С. Непереводимое в переводе. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. школа, 1986. С. 378). Подобный каламбур с той же фамилией И. П. Липранди приписывал Пушкину, так якобы отозвавшемуся о молдавском писателе-дилетанте И. П. Руссо (ок. 1790 – не ранее 1853): «Это правда, что он Иван, что он Яковлевич, что он Руссо, но не Жан-Жак, а просто рыжий дурак» ( Липранди И. П. Из дневника и воспоминаний//Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. 3-е изд., доп. СПб.: Акад. проект, 1998. Т. 1. С. 340–341. (Пушкин. б-ка); впервые опубл.: 1866 ) . 1032 Богородск – до 1930 г. название г. Ногинска в Московской области. Брат – Иван Федорович Экземплярский. 1038 Напротив этих слов, на чистом обороте л. 16, кн. Шаховской написал карандашом: «Дочь отбивает любовника у матери». 1039 Вероятно, это тот же студент, который ранее назван Томиловым. В каком случае кн. Шаховской неверно прочел его фамилию, выяснить не удалось. 1041 Сковронская переводила для «Современных известий» телеграммы с европейских языков и составляла «Иностранное обозрение». Их доставляли ей на дом посыльные информационных агентств. 1044 Не исключено, что это упоминаемый далее лакей И. В. Попов , пойманный на противозаконной продаже водки и взятый Гиляровым на поруки; позднее он занимал важное место в редакции; помощница издателя А. М. Гальперсон в 1887 г. писала о нем: «Иван Васильевич Попов, раздатчик газет для городских подписчиков и розницы, в то же время и кассир» (ИРЛИ. Ф. 71. 65. . Л. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Несколько современных ученых предположили, что до создания книги существовало устное предание, разработанное гильдией женщин-рассказчиц, 375 но все же автор книги, как и его пол, доподлинно неизвестны. Поскольку автор книги неизвестен, трудно определить и время создания книги. Если ее написал Самуил, то это, скорее всего, произошло до 1010 г. до н.э., то есть до времени восхождения Давида на престол. Однако, Самуил помазал Давида задолго до того, как он одел венец ( 1Цар.16 ). Книга упоминает Давида так, как будто читатели уже хорошо знакомы с ним. Это создает впечатление, что книга была написана после того, как Давид занял трон, или, по крайней мере, тогда к книге была добавлена родословная (ок. 1010 до н.э.). Если это так, то странно, что родословие не называет Давида «царем», но с другой стороны, возможно, этого не нужно было делать, потому что читатели и так знали, кем был Давид. Некоторые, делая вывод из рассказа об обычае обмена сандалиями, относящемуся к раннему периоду ( Руфь 4:7 ), считают, что текст был написан значительно позже описанных событий. Хотя такое предположение может быть справедливым, фраза «в прежние времена» (ивр.), лефаним) иногда относилась к прежнему поколению (см. Иов 42:11 ). С другой стороны, фраза может быть позднейшей вставкой, цель которой – разъяснить обычай новому поколению. 376 Мнения ученых о времени создания книги варьируется в довольно широких пределах, начиная от времени правления Давида и до самого позднего периода после вавилонского пленения. 377 Расчеты зависят от различных переменных, каждая из которых в высшей степени субъективна и зависит от исходных предпосылок, от которых отталкивается ученый. Среди этих предпосылок характер богословия книги, социальные и судебные установления повествования (как напр., обычай обмена обувью в 4:7), цель и задачи книги (напр., была ли книга написана как полемический трактат против реформ Ездры/Неемии или нет), 378 возможные параллели с другими повествованиями иудейской Библии и предполагаемая датировка их составления (напр., параллели с повествованием Иосифа, Эсфири, Товита и Юдифи) и, наконец, природа языка (напр., арамеизмы). 379

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

35 Деций вместе с сыном – цезарем Этруском – погиб в битве с готами у Аврита в Мезии. Дексипп (Хроника. 15) свидетельствует, что готы разграбили Фракию, взяли Филиппополь. О «скифских» полях говорится потому, что сражение произошло при попытке Деция отбить у готов награбленное и пленников на их территории. 38 Публий Лициний Валериан (ок. 193 – после 260), римский император с 253 по 259 гг. Соправителем сделал своего сына Галлиена. Потерпев поражение от персов, умер в темнице под арестом. 39 Публий Лициний Этнаций Галлиен (218–268) – сын и соправитель Валериана. Оборонял в 254–259 гг. Римскую империю от франков, аламанов, маркоманов, готов и др. После смерти отца стал самодержцем. Был убит в результате мятежа. 41 Народ, прикочевавший из Внутренней Азии, через южную часть Восточной Европы. Часть гуннов, вторгшись в Европу, разбила в 375 г. остготское государство на Дону. Наиболее известным правителем гуннов был Аттила. Гунны вытеснили готов. 42 Изначально – скифское племя в верховьях совр. Днепра и Припяти. Затем – одно из наименований гуннских племен. 43 По античным и византийским представлениям, горный массив на севере Восточной Европы, расположенный в широтном направлении. 46 Флавий Валент (328–378) – римский император с 364 г. В 367–369 гг. победил готов в Нижнем Подунавье. В 377 г. вестготы подняли восстание, в ходе которого Валент был убит. 51 Племена, обитавшие в южных отрогах малоазийского Тавра. В 498 г. окончательно побеждены и частично переселены византийцами. 53 Под «скифами» Евнапий подразумевает готов с другими союзными народами Причерноморья и Подунавья. 56 В 366 г. вождь тервингов Атанарих послал помощь узурпатору Прокопию (см. об этом: Амм. Марц. XXVI 10, 3). 57 Гунны, в IV в. перекочевавшие из Приуралья в район Танаиса (Дона), вытеснили готов с территории от Дона до Карпат. 58 Из этого отрывка видно, что уже во время Евнапия существовали разные мнения о происхождении гуннов (называемых «уннами»). 61 Император Феодосий I Великий (347–395, император с 379 г.). В 382 г. заключил мир с вестготами и расселил их в качестве федератов на юге Нижнего Подунавья.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. и свт. Григория Богослова является 115-е письмо последнего, к к-рому он прилагает список антологии в качестве памятного дара от него и В. В. (να δ τι κα πμνημα παρ μν χς, τ δ ατ κα το γου Βασιλεου - Ep. 115. 3). Время составления антологии также вызывает разногласия. Предполагается, что она могла появиться ок. 360 г. ( Gribomont. 1963) или между 364 и 378 гг. ( Junod. 1972). По содержанию «Филокалия» является собранием выдержек из сочинений Оригена, состоящим из 27 глав, к-рые образуют 3 законченные части, посвященные: методам интерпретации Свящ. Писания (гл. 1-14); понятиям о христ. знании, основанном на вере (гл. 15-19); проблеме свободы воли (гл. 20-27). Фрагменты заимствованы гл. обр. из сочинений Оригена «О началах», «Против Цельса», новозаветных толкований и др. Исцеление царевича. Клеймо иконы «Свт. Василий Великий с житием». 1674 г. Мастер Семен спиридонов Холмогорец (ЯХМ) Исцеление царевича. Клеймо иконы «Свт. Василий Великий с житием». 1674 г. Мастер Семен спиридонов Холмогорец (ЯХМ) Из 18 бесед В. В., посвященных толкованию псалмов, подлинными признаются 15. Это беседы на псалмы 1, 7, 14 (2 беседы), 28 (на 1-ю часть псалма), 29, 32, 33, 44, 45, 48, 59, 61, 114, 115 ( Gribomont. 1981. P. 28). Авторство бесед на псалмы 37 и 132, а также на 2-ю часть 28-го псалма ставится под сомнение (Ibidem). Беседы на псалмы не связаны в единое целое, но каждая из них представляет собой самостоятельное произведение. Для них характерны аллегорический способ толкования и особый наставительный тон обращения автора к слушателям. В целом их отличает влияние толкований на псалмы Евсевия Кесарийского ( Quasten. P. 218). Датировка бесед на псалмы связана со значительными трудностями, к-рые усугубляются тем, что рукописная традиция располагает их в порядке следования соответствующих псалмов в библейском каноне, не учитывая хронологической последовательности их создания. Попытки связать отдельные беседы с известными событиями жизни В. В. и тем самым дать предположительную датировку малоубедительны ( Gribomont. 1981. P. 28-30). В целом принято считать, что беседа на псалом 7 и две беседы на псалом 14 были написаны В. В. до принятия епископского сана (370), а остальные - до 372 г. ( Bernardi. 1968). Однако тематическая близость беседы на 1-ю часть 28-го псалма и бесед на псалмы 32 и 33 к трактату «О Святом Духе» позволяет отнести их к периоду 373-375 гг. Важным основанием для датировки этих произведений было бы решение вопроса о датировке «Шестоднева», в к-ром В. В. критически отзывается о применении исключительно аллегорического способа толкования Свящ. Писания (Hex. 3. 9; 9. 1), тогда как в беседах на псалмы широко его использует ( Gribomont. 1963. P. 286-287, 292).

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

И. З. затрагивает такие темы, как пороки и добродетели (Пс 100, 142, 146), истинная молитва (Пс 7, 9, 141), домашнее пение псалмов и гимнов (Пс 41, 134, 150), священство (Пс 113, 116), девство (Пс 44, 113), достойное принятие Св. Таин (Пс 133), паломничество в Св. землю (Пс 109). Кроме того, здесь встречается полемика с арианами, манихеями и последователями Павла Самосатского (Пс 46, 109, 148). В отличие от др. своих ветхозаветных толкований в этом И. З. цитирует Свящ. Писание не только в переводе LXX, но и привлекает переводы Симмаха , Акилы и Феодотиона (см.: Пс 4, 9, 53, 55 и др.). Помимо этого комментария сохранились проповедь И. З. на Пс 41, произнесенная в 387 г. ( Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 435), проповедь на Пс 145 (CPG, 4415; PG. 55. Col. 519-528; рус. пер.: Творения. Т. 5. Кн. 2. С. 580-590), произнесенная ок. 396 г. ( Tillemont. Mémoires. T. 11. P. 560), и фрагменты комментария на Пс 103-106 ( Malingrey. 1987. P. 351-378) и Пс 115. 1-3 ( Haidacher. Drei unedierte Chrysostomus-Texte. 1907). И. З. принадлежат также 2 гомилии «На слова: «Не бойся, когда богатеет человек» (Пс 48. 17)» (In illud: Ne timueris cum dives factus fuerit homo; CPG, 4414; PG. 55. Col. 499-518; рус. пер.: Творения. Т. 5. Кн. 2. С. 574-580), произнесенные в июле 399 г. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 542-543). «Комментарий на Книгу Иова» (Υπμνημα ες τν μακριον Ιβ; Commentarius in Iob; CPG, N 4443; SC. 346, 348; Hagedorn U. und D. 1990; PG. 64. Col. 503-506), охватывает бóльшую часть Книги Иова с небольшими лакунами; сохранился в 2 рукописях IX-X вв., а также частично в составе экзегетических катен; долгое время оставался неизданным; 1-е критическое издание было подготовлено А. Сорленом, вышло в свет в Париже в 1988 г.; вслед за этим было выпущено берлинское издание 1990 г. под редакцией У. и Д. Хагедорн. Авторство И. З. в отношении данного комментария было убедительно доказано Сорленом на основании внешних и внутренних критериев (характерные для И. З. особенности употребления лексики, цитирование Свящ.

http://pravenc.ru/text/540881.html

283 Речь идет о нашествии квадов из Паннонии, которые в 375 г. перешли Дунай. 284 Валентиниан I умер 17 ноября 375 г. от апоплексического удара во время приема квадских послов. Он царствовал одиннадцать лет. 285 Валентиниан II был провозглашен августом в четырехлетнем возрасте 22 ноября 375 г. Он управлял Западом в 375—392 гг., до 383 г. — вместе с Грацианом. 286 Валентиниан II был сводным братом Грациана и племянником Валента II. 287 Фемистий ок. 317—388 — знаменитый ритор и философ, язычник по религиозным убеждениям. 288 Атанарих, один из могущественных вождей вестготов, был давним врагом Валента II. Еще в 365 г. он оказал поддержку Прокопию и сражался с римлянами в течение трех лет после гибели узурпатора. 289 Вторжение гуннов во владения остготов произошло в 376 г. Остготы потерпели поражение, а их вождь Эрманарих покончил с собой. 290 К Валенту II обратились предводители не остготов, а вестготов, которых теснили отступавшие под натиском гуннов остготы. 291 Вестготы были поселены Валентом во Фракии на правах федератов 376 г .. 292 Причиной восстания вестготов было игнорирование местными чиновниками приказа императора об обеспечении варваров жильем и продовольствием. Вымогательства местных властей и особенно правителя Фракии Лупицина вынудили вестготов к мятежу летом 377 г. У Марциапополя в 20 км от совр. Варны Лупицин был разбит и едва спасся. 293 Петр вернулся в Александрию в 379 г., а умер в 380 г. 294 378 г. 295 Валент II ждал подхода войск императора Запада Грациана, который просил его не вступать без него в битву. Но слухи о малочисленности армии вестготов и уговоры военачальника Севастиана побудили императора к решительным действиям. 296 Речь идет о сокрушительном поражении армии Валента II у Адрианополя. Римская конница бежала с поля боя, а легионеры были затоптаны несметной конницей готов. Кроме императора римляне потеряли девять военачальников и две трети легионеров. 297 Грациан был первым римским императором, отказавшимся от титула Великого Понтифика. В 382 г. он приказал вынести алтарь и статую Победы из здания Сената и конфисковать имущество коллегии весталок и других религиозных языческих объединений, лишив их государственных субсидий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010