Ряд лат. памятников, восходящих к греч. оригиналу: Breviarium apostolorum (по мнению Б. де Геффье, ок. 600 г., древнейший список - VIII в.), соч. «О жизни и смерти отцов» Исидора Севильского († 636) сообщают, что Иуда Иаковлев кроме Месопотамии проповедовал в Понте и был похоронен в «Берите Армянском» ( Schermann. 1907. P. 211; Isid. Hisp. De ortu et obitu patrum. 78//PL. 83. Col. 155; Виноградов. 2005. С. 145). Во 2-й редакции Жития ап. Андрея, написанного между 815 и 843 гг. Епифанием Монахом (BHG, N 102), зафиксировано предание об участии ап. Фаддея (не указано, от 12 или от 70) в миссионерских путешествиях ап. Андрея Первозванного . Во время 1-го путешествия при описании событий в Амисе (Понт) Фаддей назван 1-м среди 8 учеников ап. Андрея ( Виноградов А. Ю. Греч. предания о св. ап. Андрее. СПб., 2005. С. 292). В начале 3-го путешествия ап. Фаддей вместе с ап. Андреем отправился из Иерусалима в Эдессу, где остался у Авгаря, а Андрей последовал в Иберию (Там же. С. 311). Ребек Апостольские списки 2-го сир. типа сообщают о том, что ап. Иуда Иаковлев был убит в Ребеке кочевым племенем блеммиев (т. н. Греко-сирийский аноним в ркп. XII-XIV вв.- Schermann. 1907. P. 172; Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol. 2. Р. 468; Maten. Cod. 871 - Esbroeck. 1994. P. 113). По мнению Р. А. Липсиуса, Ребек - это Рафака на Синае ( Lipsius R. A. Die Apokryphen Apostelgeschichten und Apostellegenden. Braunschweig, 1883. Bd. 1. S. 29; 1884. Bd. 2/2. S. 160). Р. Бёрнет локализует Ребек в Нубии ( Burnet. 2009. P. 203). В «Хронике» Псевдо-Симеона Логофета (кон. Х в.) говорится, что ап. Иуда-Фаддей-Леввей, сын Иосифа Обручника, был повешен и застрелен из лука блеммиями в г. Ребекка (ν Ρεβκκ τ πλει - Schermann. 1907. P. 178). Береника В поэме Павлина Ноланского, написанной в 405 г., местом мученической кончины ап. Леввея названа Ливия ( Dolbeau. 1994. P. 100). Раньше считали, что привязка Леввея к Ливии вызвана лишь сходным звучанием имени апостола и топонима (The Poems of St. Paulinus of Nola/Transl., annot. P. G. Walsh. N. Y., 1975. P. 378), но после введения в научный оборот соч. «О рождении и кончине пророков и апостолов», где говорится о смерти Фаддея-Леввея в Беренике Ливийской (ныне Бенгази, Ливия) ( Dolbeau. 1994. P. 106; Виноградов. 2005. С. 145-146), Ф. Дольбо сделал вывод, что речь идет о «реальной традиции, быть может ошибочной, но, конечно, древней» ( Dolbeau. 1994. P. 101).

http://pravenc.ru/text/1237747.html

171 Примечательно также, что блаж. Феодорит иногда смягчает, говоря о тех или иных епископах – противниках никейской веры, свои оценки их неортодоксальных воззрений (например, в повествовании об Акакии Кесарийском), 172 но решительно заявляет, что император Констанций вел «войну против евангельских догматов» (τν χατ τν εγγελιχν δογμτων... πλεμον). Мысли императора блаж. Феодорит сравнивает с колеблемыми ветром тростями, упрекая, таким образом, Констанция в непостоянстве. 173 Из сочинения блаж. Феодорита становится также очевидно, что он ставит «священство» выше «царства». 174 Для настоящего исследования особенно важна содержащаяся в «Церковной истории» блаж. Феодорита информация о Сердикском 175 и Ариминском соборах. 176 Кроме того, в «Церковной истории» цитируется ряд чрезвычайно важных соборных документов, неизвестных по другим источникам, в том числе весьма спорное исповедание веры западных отцов Сердикского собора, 177 Никская формула, 178 а также документы, связанные с неким Иллирийским собором второй половины IV в. 179 «Светские» исторические сочинения Немногочисленные (по понятным причинам), но тем не менее важные свидетельства по церковной истории IV – начала V в. содержатся также в сочинениях языческих историков Аммиана Марцеллина и Олимпиодора. Аммиан Марцеллин родился во второй четверти IV в. в Антиохии. Родным языком историка был греческий, но его историческое сочинение было написано на классическом, хотя и несколько эллинизированном латинском языке. Во времена императоров Констанция (337–361) и Юлиана Отступника (360–363) Аммиан Марцеллин служил в римской армии. 180 После гибели императора Юлиана в 363 г. Аммиан Марцеллин покинул военную службу. Скорее всего, следующий период своей жизни Аммиан Марцеллин провел в путешествиях по восточным провинциям Римской империи, затем он приехал в Рим и жил здесь до своей смерти (ок. 400). В древней столице Империи Аммиан Марцеллин и написал свой труд, который был посвящен истории Римского государства с момента восшествия на престол императора Нервы (96) до смерти императора Валента (378) и включал 31 книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

(Кадирли). Античный и средневек. город в 22 км к северо-востоку от Аназарва. Основан в кон. I в. по Р. Х. рим. имп. Веспасианом как Флавиополь. Уже в нач. III в. здесь была христ. епископская кафедра (еп. Александр упом. ок. 211). В 260 г. город был разграблен персид. войском Шапура II, но затем восстановлен. Во время Диоклетианова гонения здесь пострадал мч. Иулиан из Аназарва. Местные епископы участвовали в Соборах в Никее (325; I Вселенском), Антиохии (341), Халкидоне (451; IV Вселенском), Мопсуестии (550), К-поле (680-681; VI Вселенском). Со средневековья до XX в. место древнего города было известно под названием Карспазары (вероятно, в связи с тем, что здесь жила община армян - переселенцев из Карса). Следов древнего города почти не сохранилось. Известна мечеть Ала-джами, к-рая перестроена из базилики ранневизант. эпохи (предположительно кон. V - нач. VI в.). Использование здания как культовой постройки способствовало относительно хорошей сохранности памятника. Это 3-нефная базилика довольно больших размеров (общая длина до 40 м); близка по форме и элементам декора к храмам Сев. Сирии. Внешние стены имеют множество дверей и окон. Главный портал на юж. стене фланкирован 2 арочными окнами с запада и 3 с востока; в вост. части юж. стены есть еще 2 дверных проема. На 2-м уровне сев. и юж. стены имеют по 7 прямоугольных окон, освещавших галереи базилики (отчасти это напоминает фасады базилики св. Апостолов в Аназарве). В XII-XIII вв. арм. община перестроила базилику в храм меньших размеров, создав новые перекрытия над алтарной апсидой и частью наоса. Позднее (возможно, в XV в.) постройка была преобразована в мечеть ( Hild, Hellenkemper. 1990. S. 378-379; Hill. 1996. P. 176-179). Чатыкёрен Деревня рим. эпохи находилась в 10 км от Севасты; древнее название неизвестно. Хорошо сохранилась 3-нефная базилика на кладбище (34,4×14,8 м; основной неф 20,9×14 м), с нартексом, обходной галереей с востока от алтарной апсиды, а также с дополнительной апсидой в юж. части вост. стены. Сохранилось неск. колонн основного нефа высотой 2,77 м. По форме капителей время постройки можно определить как V, так и VI в. ( Hild, Hellenkemper. 1990. S. 224-225; Hill. 1996. P. 147-148). Эмирзели

http://pravenc.ru/text/1684614.html

239 Meister Eckhart. Prologus generalis in opus tripartitum. P. 2. LW I. S. 148, 5–149, 1. (Майстер Экхарт. Об отрешенности/Пер., вступит, статья и коммент. М.Ю. Реутина. М.; Спб., 2001. С. 53.) 240 Документы по истории университетов Европы X1I-XV вв. Воронеж, 1973. С. 107–109 (переиздание: Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 206–208). 242 Именно так диспутации размещены в издании Гейера (B.Geyer; LW V. S. 27–83), на основе которого сделаны предлагаемые ниже переводы. Хронологический порядок предложен в изд.: Maitre Eckhart k Paris: Une critique medievale de Pontotheologie: Les Questions parisiennes n° 1 et n° 2 d " Eckhart/Etudes, textes, trad, par E. Zum Brunn, Z. Kaluza, A. de Libera, P. Vignaux, E. Weber. P., 1984. См. также: Meister Eckhart. Quaestiones Parisienses/Ed. A. Dondaine OP, Beitr. von R. Klibansky. Leipzig, 1936. 243 Gonsalvus Hispanus (ок. 1255–1313), в недалеком будущем (с 1304 г.) генерал францисканского ордена. В 1302–1303 гг. Гонсальв – магистр «actu regens»; в эти годы его бакалавром был Иоанн Дуне Скот, возможно, лично присутствовавший на диспуте с Экхартом. 244 Эта точка зрения представлена в работе: Perger М. Von. Disputatio in Eckharts frlihen Pariser QuSstionen und als Predigtmotiv//MeisterEckhart: Lebensstationen – Redesituationen. В., 1997. S. 118. 246 Хорьков М.Л. Майстер Экхарт. Введение в философию великого рейнского мистика. М., 2003. С. 76. 247 Обе версии опубликованы: Gonsalvus Hispanus OFM. Quaestiones disputatae et de quodlibet/Ed. L. Amoros OFM. Florenz; Quaracchi, 1935. P. 100–112, 378–385. 249 О францисканско-доминиканской полемике преимущественно в период до канонизации Фомы см.: Ebeling Я Meister Eckharts Mystik. Studien zu den Geisteskarnpfen um die Wende des 13. Jahrhunderts. Stuttgart, 1941 (Neudruck: Aalen, 1966). 250 Хорьков М.Л. Майстер Экхарт. Введение в философию великого рейнского мистика. С. 56–79. См. также: Реутин М.Ю. Учение о знаке в творчестве Майстера Экхарта//Вестник РГГУ. М., 2010. Серия «Философия. Социология». No 13; с. 174–185.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/hri...

    номинально «Священная римская империя германской нации» просуществовала до 1806 г.     С. 377 король Филипп IV Красивый (1285—1314), проводивший политику объединения французских земель и уничтожения независимости отдельных вассальных владений и нуждавшийся поэтому в деньгах, потребовал уплаты регулярных налогов с духовенства, против чего резко выступил папа Бонифаций VIII (1294—1303), который был горячим сторонником теократии. После его смерти под давлением Филиппа IV папой был избран его ставленник Климент V, перенесший свою резиденцию во Францию (Лион, затем Авиньон), где папы оставались до 1378 г., пребывая в зависимости от французского престола.     meine Herren (нем.) — Итак, господа.     С. 378 прим. к стр. 297.     С. 379 Жан (1859—1914) — руководитель Французской социалистической партии; убит французским шовинистом накануне I мировой войны. Жанна Д " Арк (ок. 1412—1431) — народная героиня Франции; в ходе Столетней войны (1337—1453) возглавила борьбу французского народа против англичан. Обвиненная в ереси, сожжена на костре по приговору церковного суда. В 1920 г. канонизирована католической церковью,     С. 380 и далее Эрн, по-видимому, цитирует Рескина в собственном переводе; ср.: Рескин Д. Оливковый венок (М., 1900. С. 73, 174); его же. Последнему, что и первому. Посредник (Спб., 1906. С. 34, 38—40).     «Обращение английских писателей». — Новое время. 1914. 254.     С. 381 «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1, Кор. 13, 1).     С. 382 М. Достоевский. Дневник писателя за 1877 год, январь — август; Признание славянофила (ПСС. Т. 25. Л., 1983. С. 197—198).     Выражение «страна святых чудес» позаимствовано из стихотворения А. С. Хомякова «Мечта» (1835). Под «святыми чудесами» подразумеваются процветавшие на Западе философия, наука, искусства, литература, идеи гуманизма, свободы, равенства и братства, вера в счастливое будущее человечества (см.: Достоевский. ПСС. Т. 25. С. 434, примеч. к с. 198).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

211 Приговор об отлучении от церкви гражданского губернатора Пентаполя Андроника. Письмо написано в феврале 412 г. из Птолемаиды – во все христианские общины. 212            Этот город Киренаикии был построен на месте древних Эугесперид – города, известного в классическую эпоху. 214 Право убежища в церкви, признаваемое на местах в качестве обычая, было узаконено лишь в 419 г. в западной части Империи и только с 23 марта 431 г. в восточной  (CTh. IX, 45, 4). Конституция же, действовавшая во времена Синезия (СТн. IX, 45, 3 от 27 июля 398 г.), требовала выводить осужденных из церкви, где они укрылись (в первую очередь это относилось к куриалам и государственным должникам). Таким образом, формально Андроник своим запретом не нарушал закона, если бы речь шла не о жертвах его произвола, а о действительных преступниках. 215 Эти три легендарных правителя славились своей неимоверной жестокостью. Фаларис, тиран Акраганта (IV в. до н. э.), известен тем, что медленно поджаривал своих врагов внутри медного быка. О ненависти египтян к фараону четвертой династии Кефрену (правил ок. 2600 г. до н. э.) ср.: Геродот, И. 127–128. Сеннахерим – царь ассирийский, сын и преемник Салманассара, разрушившего царство Израильское, проводил жизнь в войнах, обложил данью Езекию, царя Иудеи, но не смог завоевать Иерусалим ( 4Цар. 18:13 ; Ис. 36:1 ). 216 Во время написания этого Письма в западной части Империи правил сын Феодосия Гонорий, а в восточной части – Феодосий II. 217 По преимуществу ариане, которые преобладали в Киренаике во времена правления Константа II (337–361) и Валенса (364–378) и сохранились до времени епископства Синезия. Ср.: Письмо 22 (4) против евномиан, которое датируется как раз 412–413 гг. 218            Очень приблизительный перевод фразы: θγων ναγος πολαει τς προτροπς. Французский переводчик передает это так: et guand on a touche I’impur, on s’attire la malediction celeste. 219 Синезий был не первым епископом, использовавшим санкцию отлучения от церкви, однако первым провинциальным епископом, решившимся на это. Подобные ситуации имели место в IV в., но по инициативе видных деятелей церкви или же епископов, имеющих резиденцию в столицах (Константинополе, Медиолане). Синезий впервые применил эту санкцию в провинции, имеющей второстепенное значение для Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

696 ...Должна быть чистым научным познанием. – В.Э. Сеземан излагает основные положения книги Германа Когена «Логика чистого познания» (1902). 702 ...это была одна из первых и главнейших работ. – Имеется в виду работа Германа Когена «Теория опыта Канта» (1885). 705 В. Соловьев молился перед смертью за евреев. – Об этом пишет С.Н. Трубецкой в своих воспоминаниях (Трубецкой С.Н. Смерть Соловьева//Вестник Европы. 1900. Сентябрь. С.412). См. также: Соловьев С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. М., 1997. С. 378–379. 709 ...доклад проф. Когена тоже по вопросу об иудаизме... – Доклад «Сущность иудейской религии» был прочитан Германом Когеном на заседании Общества 25 апреля 1914 г. 711 Этот вопрос, как указал еще Соловьев, есть вопрос христианский. – Об этом идет речь в указанной выше статье. 714 «...не будете совершенны, как Отец». – Неточная цитата из Евангелия ( Мф.5:43,44,48 ). В Евангелии: «Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». 716 …прав Таркивиан (?), сказав, что Душа каждого человека – христианка и указывая, что в самой природе человека заложена эта Двойственная борьба. – Имеется в виду Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160 – после 220) и 17-я глава его трактата «Апологетик». 720 «Новое время» – одна из крупнейших российских газет (1868–1917). С 1869 г. выходила ежедневно. С 1876 г. газета издавалась А.С. Сувориным, с 1912 г. – его сыном, А.А. Сувориным. 723 Московское о во отказывает ему в возможности прочесть его доклад у себя и мотивирует это довольно странно: несогласием во взглядах. – В Москве Герман Коген прочитал две лекции по иудаике – 1 и 3 мая 1914 г. В возможности выступить в московском РФО ему было отказано. Первоначальный повод к отказу («различие философских посылок») позже был переведен председателем Общества Г.А. Рачинским в «бытовую» плоскость и объяснялся началом экзаменов в институтах. 724 ...читал доклад Столпнер... – Доклад Б.Г. Столпнера «Каббала как особый тип религиозного сознания» был прочитан в московском РФО 20 апреля 1914 г.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

В.В. Виноградов Причина, причинять, вина Причина, причинять, вина. [...] можно ли, не зная истории лексической системы русского литературного языка в ее взаимодействии с народно-областными словарями, воспроизвести семантическую историю слова причина? В «Материалах для словаря древнерусского языка» И. И. Срезневского приведен лишь один пример употребления этого слова из списка (по-видимому, позднего) дипломатического документа середины XV в. «Посольство к Великому князю Рязанскому Ивану Федоровичу от Короля Польского Казимира 1456 г.»: «От Ивашка причина была» (2, с. 1494). По Срезневскому, значение слова причина здесь: «начало, почин». В памятниках делового и повествовательного стиля XVII–XVIII вв., близкого к деловой разговорной речи, встречается употребление слова причина в значении: «беда, несчастье, помеха» (см. Якубинский Л. П. История древнерусского языка. М, 1953, с. 264–265). Слово причина в его отвлеченном, «философском» значении утвердилось в русском языке с начала XVIII в. и вросло в его основной словарный фонд. Причина, как перевод латинск. causa нередко встречается в языке Тредиаковского (Тредиаковский, т. 1, с. 505, 509, 533). Но предпосылки для такого семантического развития были уже даны и в предшествующей истории слова причина на русской почве. Можно ли воспроизвести историю значений слова причина в русском литературном языке изолированно от историко-семантического анализа слова вина (ср. греч. α τα)? Можно ли отделять историю литературного слова причина от истории глагола – причинить, причинять, от народно-областных слов – причина, притча и притка? Решение всех этих вопросов зависит от широкого сравнительно-исторического изучения развития лексики народных диалектов в их разнообразных связях и взаимодействиях с литературным языком, а также от изучения исторических связей русского литературного языка с родственными славянскими языками. (О некоторых вопросах русской исторической лексикологии//Виноградов. Избр. тр.: Лексикология и лексикография, с. 79–80). [...] понятие просторечия как будто является родовым по отношению к разновидностям простой речи, обозначаемым выражениями: низкое просторечие, низкий слог, низкое слово, простое употребление, простое наречие и т. п. (Сухомлинов, вып. 8, с. 93). Во всяком случае, стилистический диапазон просторечия очень широк. Вот примеры из «Словаря Академии Российской» XVIII в. Приказная строка – говорится в низком просторечии и значит то же, что ябедник, крючкотворец (3, 378). [...] Причина – в просторечии иногда означает неприятное или вредное приключение (6, 769–770). (Виноградов. Очерки, с. 212). Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

«Диалоги о житии и чудесах италийских отцов» в 4 кн. — свидетельство отхода от античных традиций мышления, еще очень сильных у более ранних представителей патристики. В вопросе о свободе воли Г. сильно ограничивает и смягчает предестинационизм Августина, прокладывая путь точке зрения, характерной для позднейшего католицизма. ГРИГ0РИЙ НЙССКИЙ (Γρηγριος ο Νσσης) (ок. 335, Кесария Капиадокийская, — 394, Нисса), греческий богослов и философ, представитель патристики. Младший брат Василия Великого, член каппадокийского кружка. Изучал риторику и философию, выступал как профессиональный учитель риторики, затем вел аскетическую жизнь и в 371 г. был поставлен епископом г. Ниссы; сторонники арианства добились его низложения в 376 г., однако он был возвращен в 378 и стал митрополитом Севастнйским в 379. На II Вселенском соборе 381 г. выступал в защиту иикейской ортодоксии, но в целом, в отличие от своего брата Василия, вел тихую жизнь ученого. Из всех каппадокийцев Г. Н. — самый последовательный приверженец платонизма и неоплатонизма и ближе всего к Оригену; философские интересы (как нечто отличное от догматико–теологических) играют у него наибольшую роль. Г. Н. отвергает общепринятую в патристике и схоластике и восходящую к Аристотелю концепцию первоматерии (ср. доводы, излагаемые, но отклоняемые Плотином (Επη. II 4, II): для него материя — чистая потенциальность, возможность чувственно воспринимаемых атрибутов, обретающая реальность только в них и по отнятии их обращающаяся в ничто. Лишь действие «семенных» формообразующих сил или причин (ср. понятие «семенных логосов» в стоицизме), которые заброшены в небытие материи вневременным творческим актом Бога, чтобы прорастать без Его дальнейшего вмешательства (PG, 44,610с), и во множественности которых остается неразрушимым единство Логоса, «по ступеням» возводят это небытие последовательно к оформлению, жизни, способности чувства, способности разума и воли, наконец, к «обожению». Свет и огонь — предел материального мира, за которым начинается мир умопостигаемый.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

4 (20). «О надписаниях псалмов» (Ες τς πιγραφς τν φαλμν, In inscriptiones Psalmorum, CPG 3155; PG. 44. Col. 432–608 ; GNO. V. P. 24–175; SC. 466). Этот трактат был написан свт. Григорием Нисским по просьбе одного своего друга, возможно, епископа (νθρωπε το Θεο, Prooem. I) в начале или середине 380–х гг. (См. Reynard. P. 11; 15; 161, n. 1). Он посвящен объяснению нравственно-религиозной цели названий («надписаний») псалмов и состоит из двух частей. В 1–й вводной части (1.2–9.28) свт. Григорий Нисский показывает, что в Псалтыри, которую он аллегорически рассматривает как лестницу духовного совершенства (I.2.3), все псалмы расположены не в хронологической, а в систематическом порядке так, чтобы их последовательное чтение постепенно возводило человека на высшие ступени религиозно-нравственного совершенства. Согласно свт. Григорию Нисскому , таких ступеней – пять, соответственно чему и Псалтырь разделяется на пять частей (I.5.11): 1-я часть ( Пс. 1–40 ) – отвращение от порока и обращение к добродетели (I.5.12); 2-я часть ( Пс. 41–71 ) – жажда Бога (I.5.12); 3-я часть ( Пс 72–88 ) – созерцание небесного (I.6.13); 4–я часть ( Пс. 89–105 ) – презрение ко всему земному и просвещение Божественным светом (I.7.14–19); наконец, 5–я часть ( Пс. 106–150 ) – соединение с Богом (I.8.20–26). Во 2–й части (в PL Cap. 10–25; в GNO. P. 69.4–175.25; в SC II. 1.29–16.85), свт. Григорий Нисский дает объяснение названиям псалмов по тексту LXX и показывает, как каждое из них побуждает человека к той или иной добродетели. Дополнением к трактату является «Беседа на шестой псалом о восьмом дне» (Ες τν κτν ψαλμν περ τς γδης, In sextum Psalmum, CPG 3156; PG. 44. Col. 608–616 ; GNO. V. P. 187–193), в которой раскрывается духовный смысл восьмого дня. 5 (21). «Беседы на Екклезиаста» (μιλαι ες τν κκλησιαστν, Homiliae in Ecclesiasten, CPG 3157; PG. 44. Col. 616–753 ; GNO. V. P. 277–442. SC. 416). Восемь бесед, или гомилий, охватывающие три первые главы книги Екклезиаста ( Еккл.1:1–3:13 ), были произнесены свт. Григорием Нисским ок. 378–379 гг. в г. Ниссе (Vinel. P. 20). В своих толкованиях свт. Григорий Нисский уделяет большое место нравственному смыслу книги Екклезиаста, лишь изредка прибегая к аллегории, и показывает, что эта «возвышенная и богодухновенная» книга является для христианина «тайноводством к возвышеннейшим учениям» ( π τ ψηλτερα τν μαθημτων μυσταγωγα, Hom. 5//P. 353.12), поскольку она отвлекает ум от чувственного и преходящею мира, от всего, что представляется в нем великим и славным, и устремляет в мир горний и небесный, где человек может обрести подлинное блаженство. Вместе с тем в центре толкований свт. Григория Нисского стоит понятие „природа“ (φσις, См. Vinel. P. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010