Семейство мое присоединяется к моим приветствиям и от всего сердца благодарить Ваше Высокопреосвященство за Ваше покровительство правому делу и за отражение лукавых стремлений Булах. Им, как живым свидетельницам той мерзости, которая совершается этою н…ю т…ю, нельзя быть равнодушным к исходу дела. Путь, который Вами избран для достижения цели, есть наилучший. Пустить ее теперь нельзя уже и потому, что о ней во всяком случае начинается исследование, так что до окончательного разъяснения дела о заточении Мазуриной было бы даже странно водворять ее вновь в училище, в качестве Начальницы. Да и без того, одно оклеветание Вансловой есть черта, не дозволяющая ставить ее над училищем. Все постановления Устава, опредляющие ея права, не могут быть безусловны. В том случае, когда она проявила бы черты, несовместимые с должностью (Начальницы, а она их проявила), буква Устава не могла бы дать ей прав, сопряженных с подразумеваемою годностью ее для места Начальницы. Дела Мазуриной я уже не оставлю; но в нем есть трудности, при которых конца нельзя достигнуть – без особой помощи Божией – с желанною быстротою. Но для отражения ее посягательств на управление училищем доволно и того, что Ржевскому Исправнику поручено наследование». 6-го ч., в день Крещения Господня, служил в Кафедральном соборе и был, в крестном ходу на р. Волгу. На этот раз было больше порядка между духовенством чем в прошедшем году. 7-го ч. писал я во Владимир преосвящ. Иакову, епископу Муромскому, викарию Владимирскому: Приветствую Вас с новым годом, желая Вам от Господа обновления сил и освобождения от немощей и недугов. Посылаю Вам присем в подлиннике записку об употреблении марок в нашем «Копеечном» обществе 470 . Записка эта написана известною Вам Л. П. Львовою 471 , которая ближе стоит к этому делу, чем г. Жизневский 472 . Подобает и ересем быти да искуснии в вас явятся: – в СПБ. Пашковские сборища вызвали учреждение «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви». Достохвальное учреждение! Нельзя не пожелать ему успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

5. ... κ το δουλου σο ιω λειτουργο... ...Господи раба твоего Иоанна служителя... Сначала недостаёт слова: μν σθητι, помяни. Конца также нет. Последнее слово допускает и другие чтения, как-то: λεπτουργο, λεντουργο. Вероятнейшим же кажется первое чтение, по которому слово: λειτουργς надобно принимать в смысле священника. По-видимому, надпись эта была сделана прежде иконы Иисуса Христа, потому что она покрыта нижней рамой Спасителева изображения, представляющей также красную ленту, только более широкую и более тёмную. На этой раме читается другая надпись, красиво и тщательно сделанная буквами в вершок величиной, белого цвета; она есть воспроизведение 5-го, и читается так: 6. Μνη σθτι κε ν βασιλε σου ( το δο) λου σο ιω( ννου) λειτουργο μασ... μβσ... Помяни Господи во царствии твоём раба твоего Иоанна служителя Амас... В ней также слово: λειτουργο даёт повод к разным чтениям. Конец её невразумителен. Икона, к которой относится эта двукратная надпись, очевидно есть икона «ктиторская». Св. первомученик Стефан ясно имеет отношение к Стефану протоктитору. Изображенный вместе с ним Евангелист Иоанн вследствие сего также должен иметь отношение к Иоанну Литургу, тоже потому ктитору. Далее мы ещё вскоре встретимся с этим лицом. Правее иконы на прилегающем к ней столбе существует надпись, написанная как бы углём, большими буквами и небрежной рукой. Она содержит в себе следующее: 7. Μην Ма ιβ μρ β κοιμ θη ν κυρ δολος το Θεο ιω Κκκος. τους , ςψλθ. νδ δ. Месяца Мая 12 в понедельник почил в Господе раб Божий Иоанн Коккос. года 6739 (1231). инд. 4. В ней есть три сомнительные места. Первое: знак, сделанный после дня недельного β. Он может означать или час дня (именно 7-й), или ту особенность, что день тот был праздничный день Св. Духа. С последним, впрочем, трудно согласиться. Второе: буква ψ в означении года, которую можно счесть и за Ф; от чего разница выйдет на 200 лет. Полагаю, что вернее читать ψ, ибо только в таком случае 12-е мая падает на понедельник. Третье: прибавка в конце надписи, необычная в подобного рода заметках, где означением года обыкновенно оканчивается всё. Ясно, что это должно быть означение индиктиона, пропущенное в своём месте. Буква δ может составлять самое слово: индиктион, и может означать число его, т.е. 4. Предполагая последнее, мы находим, что в 1231 г. индиктион был действительно 4-й. Надпись эта, несмотря на то, что содержит в себе имя Иоанна, и находится возле самой иконы евангелиста, не имеет отношения к вышеупомянутому Иоанну Литургу, видимо современнику Стефанову.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Помыслы исповедовать надобно те, в которых воля наша участвует и соизволяет. Послушание Вы еще не постигли преблаженного послушания Вы рассудите силу даяния и приятия; да еще, хотя мы и от неограниченной гордости нашей считаем себя старшими, да и Вы писали некогда, что к послушанию законному и свидетельствованному готовы. Но почему мы так скоро забываемся? Писано есть, что «меньший от большего без прекословия благословляется» ( Евр.7:7 ). От чего видно, хотя Вы любовь к Богу и ближнему отчасти стяжали, но преблаженного послушания, и отсечения своей воли, и облегчения своего легкости течения, и пользы вкуса не постигли. А впредь да полагаем начало на самом деле с помощию Божиею исполнять послушание, и от того блаженного деяния от Премилосердого Господа Бога милости в чувстве сердца ожидать. Без послушания никто не узрит Господа Сам Спаситель наш Господь Иисус Христос рекл о себе: «Снидох с небесе не да творю волю мою, но волю пославшаго меня Отца» ( Ин.6:38 ). И хотя Он был Премудрый и Пресовершенный, не имел нужды в учении, не требовал руководства, но при всем том жил в послушании у Иосифа и Матери своей и повиновался им. Спаситель наш оставил нам сей пример, коему мы должны следовать. И сказал ученикам Своим и их последователям: «Слушаяй вас, и мене слушает, а отметаяй вас, мене отметает, а отметаяй меня, отметает пославшаго меня» ( Лк.10:16 ). Ясно всякий видит, что послушание есть то, что направляет нас на путь совершенства, от слова Никифора Астраханскаго о послушании. Святый Иоанн Лествичник пишет в 1-й степени своей Лествицы: «Прельстишихся убо возложившие уповать на самих себя, и возмнившие не обретати нужды о путеводителе». А в 4-й степени свойства же послушания суть сии: «Послушание есть отвержение своего рассуждения, хотя бы кто и богат был оным. Послушание есть гроб воли и воскресение смирения. Послушание есть недоверенность себе самому во всяких добрых делах даже до конца жизни. Святые Отцы псалмопение против бесов почитают оружием, молитву – стеною, нелицемерные слезы – банею, а блаженное послушание назвали такой добродетелию, без которой никто из заплетенных страстями не узрит Господа». От послушания рождается смирение

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Е буква всех алфавитов, основанных на кириллице. В церковнослав., рус., белорус., болг. алфавитах - 6-я по счету, в укр., серб. и македон. алфавитах - 7-я. Рус. совр. название буквы употребляется как существительное среднего рода («прописное Е»). Старослав. и церковнослав. название «естъ» («есть») представляет собой форму 3-го лица ед. ч. наст. времени глагола «быти». В древнейших слав. азбучных акростихах Е связано преимущественно с глагольной формой 3-го лица ед. ч. наст. времени «есть», напр., в молитвах «Аз есмь свет миру»: «Есть гнев Мои на грешникы» ( Кобяк Н. А., Поздеева И. В. Славяно-русские рукописи XV-XVI вв. НБ МГУ. М., 1981. С. 143); «Аз преже о Господе Бозе начинаю вещати»: «Есть бо начало и свершение всем глаголам от Него» ( Петров. 1894. С. 18; Демкова, Дробленкова. 1968. С. 58; Кобяк. 1987. С. 148); «Аз превечен в Троицы, начала и конца не имыи»: «Есть человеку насладитися оная доброты и различныя красоты» (Там же. С. 154) и др.; с формой 1-го лица ед. ч. наст. времени «есмъ» - в молитве «Аз есмь Бог»: «[Добръ бо есмъ.] Есмъ бо» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 59); с образованным от формы «есть» существительным «естество» - в молитве «Азбука об Адаме»: «Естество свое наго видев» (Там же. С. 60); в стихирах на попразднство Богоявления: «Естеством Си сьпрестолен Си Отцу и Духови» ( Попов. 1985. С. 45) и др. Реже Е соотнесено с союзом «егда» - в молитвах «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Егда хощеши явити таиная» ( Соболевский. 1902. С. 33, 35; Кобяк. 1987. С. 146); «Аз Ти благодарю, Бог»: «Егда Моисеи моляшеся» (Там же. С. 153). В азбучной молитве свт. Константина Преславского Е соотнесено со словами «еже будет»: «Еже будет на успех всем» ( Степанов Ю. С. Константы: Словарь рус. культуры: Опыт исслед. М., 1997. С. 423). В рус. словарях-азбуковниках с алфавитным принципом расположения статей за названием буквы следует имя Бога: «Елои. Боже» ( Ковтун Л. С. Азбуковники XVI-XVII вв. Л., 1989. С. 183).

http://pravenc.ru/text/180843.html

Разделы портала «Азбука веры» Арабское число × Допустимые числа от 1 до 999999 Число на кириллице Знак перед тысячами ВЫКЛ. а в г д з и к л м н п ч р с т у ф х ц Цифры в церковнославянских (а также в греческих, еврейских и латинских) книгах обозначаются буквами. Церковнославянская буква-цифра имеет над собой титло простое и после себя точку. В двузначных и многозначных числах титло ставится на второй букве от конца.   1 2 3 4 5 6 7 8 9 Единицы Десятки Тысячи записываются теми же буквами, как и единицы, десятки и сотни, но с добавлением перед буквой символа . Числа составляются также как и в современной арабской нотации: сначала пишутся тысячи, затем сотни, затем десятки и единицы, за исключением чисел оканчивающихся на 11…19, где последние два знака переставляются согласно славянскому прочтению (например, один-на-дцать, то есть сперва «один», а потом «дцать»=10). г. — 3 — 14 — 345 ипи. — 8888 — 123456 Если в многозначной цифре число сотен, десятков или единиц нулевое, то на их место ни какой знак вроде нуля не подставляется, а число становится короче. — 2019 вк. — 2020 в. — 2000 Большие числа (десятки и сотни тысяч, миллионы и миллиарды) в разных источниках могут  выражаться не через знак , а специальным образом обведенной буквой, использовавшейся для обозначения единиц. Впрочем, для больших чисел эти обозначения были довольно нестабильны. 10 000 — , (тма) 100 000 — р ,  (легеон, несведь) 1 000 000 — а ,   (леодр) 10 000 000 —  (вран) 100 000 000 —  (колода) 1000 000 000 —  (тма тем) Церковнославянская система чисел является абсолютной калькой греческой системы счисления. Греческая (ионийская, новогреческая) система счисления — алфавитная запись чисел, в которой в качестве символов для счёта, употребляют буквы классического греческого алфавита и некоторые буквы доклассической эпохи, такие как (дигамма), (коппа) и (сампи). γ — 3 ιδ — 14 τμε — 345 ηωπη — 8888 ρκγυν — 123456 Еврейская система счисления в качестве цифр использует 22 буквы еврейского алфавита. Алфавитные обозначения чисел были заимствованы евреями у древних греков. Еврейские числа записываются справа налево; перед последней (левой) буквой ставится двойная кавычка — гершаим (). Если буква всего одна, то после неё ставится одиночная кавычка — гереш (). Для обозначения 1–9 тысяч используются первые девять букв, после которых ставится апостроф. Исключения составляют числа оканчивающиеся на 15 и 16, которые представляются как 9+6 и 9+7 соответственно (ибо «Не поминай Имени Божия всуе»).

http://azbyka.ru/converter

Форма дъва попы грамматически некорректна, при числительном «два» должно быть двойственное число попа, а не множественное, как здесь. Объяснение ошибки заключается в следующем: в глаголическом оригинале стояла буква веди с числовым значением 3, она была при переписке заменена на кириллическую веди, у которой, однако, числовое значение 2 (Mathiesen 1967). От марта до конца октября восемь месяцев, так что выражение шестию мсць тоже недостоверно. Снова ошибка на почве смешения числового значений букв глаголицы и кириллицы: глаголическая буква зело значит 8, кириллическая – 6 (Rešetar 1913). 26 октября, когда закончена была работа, день памяти св. Димитрия Солунского. Октябрьская служебная минея в древнейшем новгородском списке 1096 г. (РГАДА, ф. 381, 89) содержит канон святому, высказано мнение, что составлен он Мефодием при окончании перевода Библии (Vašica 1966b). По-видимому, никоим образом нельзя понимать буквально выражение разве макаеи. Ведь до изготовления Геннадиевской библии в 1499 г. в славянской письменности не были известны также 1–2 Паралипоменон, 1–2 Ездры, Неемии, Товита, Иудифи. Премудрость Соломона существовала в незначительных отрывках, Есфирь переведена была не раньше XII в. (подробнее о появлении этих книг у славян говорится в § 8, 11). Как кажется, выражение это не может обобщенно обозначать неканонические (апокрифические) книги (так думает Флоря 1981, с. 168), потому что в числе непереведенных остались и канонические (Есфирь, Паралипоменон), а в числе переведенных оказалась неканоническая книга Иисуса Сирахова. Поэтому наиболее приемлемым кажется мнение, что перечисленные книги составляли один из томов многотомной Библии, находившейся в тот момент в распоряжении Мефодия (Иннокентий 1990, с. 30). Название макавеи могло быть использовано для собрания этих книг с таким же основанием, с каким название книги Бытия в византийской и славянской письменности обозначало кодекс, содержащий Восьмикнижие (см. Глава 1, § 18). Если русская летопись под 898 г. повторяет это и вышеприведенные сообщения Житий Кирилла и Мефодия о переводе Св. Писания, то Иоанн Экзарх Болгарский в предисловии к переводу Богословия Иоанна Дамаскина дает отличающееся по форме и согласующееся свидетельство о том, что Кирилл мьногы труды прия, строя писмена словеньскых къниг и от евангелия и апстла прелагая избор. тогда как Мефодий, брат его, преложи вся уставьныя кънигы. 60. Это сообщение было введено в научный оборот К. Ф. Калайдовичем (1824).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

17 Так по подсчетам соферимов количество стихов (pesukim) в книге Бытия – 1534, в книге Исход – 1209, у Двенадцати малых пророков – 1050, в книге Притч – 915 и т.д. Самый большой стих по их подсчетам содержится в книге пророка Иеремии 21: 7 – 40 слов и 160 букв. В книгах Иез.38:13  и Соф.3:8  из 3 слов состоит каждый из 14 стихов; из 15 слов состоят каждые из 7 стихов; в 26 стихах употребляются все буквы алфавита. Буква алеф употребляется в Библии – 42377 раз, бет – 38218, гиммель – 29537, далет – 32530; буква каф бывает конечной в 10981 слове, мем – в 24973 словах и т.д. Во всем Законе 600045 букв. 18 К началу ХХ века в новых изданиях массоры ученые приводили 1314 разных пар ketib и qere. На основании этого Капеллус и Морин делали вывод, что в древних до-масоретских и масоретских еврейских рукописях священного текста было значительное число разночтений, но большинство из рукописей к тому времени утратилось. Букстроф считал, что чтения qere основаны не на разночтениях в разных библейских манускриптах, а на собственных критико-текстуальных, грамматических и фемистических правках древних еврейских ученых до- масоретского и масоретского периодов. – Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет... С. 228. 22 Иустин Философ , муч. Вопросы христиан эллинам, 13. – Цит. по: URL: http://odinblago.ru/pamatniki_4/6 (дата обращения: 20.11.2016). Данную цитату Юнгеров приводит в редакции, которая отличается от современного ему русского и английского переводов. С конца XIX в. авторство данного сочинения оспаривается, но Юнгеров все же ссылается на него как на муч. Иустина. 23 Иероним Стридонский , блаж. Творения. Ч. 7. Толкование на Исайю. Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1882. С. 118–119. Данная цитата в передаче Юнгерова звучит несколько иначе: «до пришествия Христова евреи не портили текста, потому что Иисус Христос и Апостолы не обвиняли их в этом, а напротив Флавий и Филон свидетельствовали о заботе их о сохранении текста неповрежденным. После пришествия Христова евреи не портили текста, потому что пророчества о Христе были уже процитированы в новозаветных книгах и известны христианам, а, следовательно, иудейская порча не имела для христиан значения. И притом, если бы они портили текст по ненависти к христианам, то они исказили бы все места, благоприятные христианам и уличающие иудейское неверие; но этого нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

М-рь вел.-муч. Пантелеймона. Евангелие в 4°, XII века, 1, 6, 2, 11, с Евв. и заставками и фигурными инициалами. Письмо потемнело, слишком много желтых, темно-розовых одежд, часто употребляется краска ультрамарин. Выходная заставка с грифами, львом и газелью в медальонах. На полях л. 2 в букве Т – И. Предтеча, 2 ученика. Изредка виньетки; буква изображает Иосифа. Евангелисты грязного и мутного белильного письма. На 90 л. об. буква. представляет богача в над домом и нищего калеку с костылями, Закхея на дереве. На 189 л. об. ψωσις το ζωηφρου ξλου (фот. 165) 1 : под киворием на амвоне, стоящем поверх Голгофы (пещера?) из розового и белого мрамора с полуколоннами, среди 2 базилик. Святитель в типе И. Златоуста поднимает крест, по сторонам пять диаконов в темных коричневых и красных фелонях поверх светлых туник. В Голгофе дверь и под колонкою 2 ступени; слева и справа лестницы. 197. 4 сцены из ж. Космы и Дамиана, Икона их со Спасом, дающим свиток – науку каждому. 202. στφος παρϑνων πτσω πíστις Θο. Иоанн и Анна и Мария и сзади девы со свечами (фот. 166) об. Прием Марии в храме. Б. М. приемлет хлеба от ангела. Минея. 204. Св. Варвара, в коричневой мантии, зол. параманд поверх розовой туники с шитьем по низу; в чепце; древний тип VI – VII столетий. С 186-го листа идут чтения по праздникам, украшенные миниатюрами высокого иконописного характера, в типе миниатюр IX – X века: И. Предтечи и Христа беседа у Иордана (фот.168); Крещение – фот. 169 (л. 221), с двумя ангелами, Сретение, Целование, Благовещение, Преображение (л. 252) и перед ним беседа с учениками на пути к Фавору. В библиотеке Руссика находится блестящая и высокохарактерная для истории византийского искусства, хотя уже известной редакции, описанной ранее по европейским библиотекам и Синайского монастыря, рукопись IX, I, 14: Слова Григория Богослова , в малую 4°, прекрасного тонкого письма конца XI – начала XII века, с миниатюрами в заставках, чрезвычайно пышно разделанных. 2. Слово на Пасху: в заставке: Спаситель в «Сошествии во ад», среди 2 групп. 5 об. 2-е Слово «на Пасху»: Спаситель внутри голубого ореола, сидящий на радуге, среди 2 архангелов и сонма ангелов – заставка. Сбоку: пр. Аввакум молящийся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Надписание перед каноном в службе мученику Николаю Болгарскому (†1555; память 17 мая) указывает краегранесие: Новаго мученика победу воспеваю, Слове. А в богородичных слозех: Андреова 77 . В службе мученику Парфению (†250; память 19 мая) перед каноном указан акростих: Парфению пречудному венец нашей любви 78 . Последний тропарь канона, богородичен, очевидно, при подготовке к печати был отредактирован и стал Яже Херувимы… 79 , чем нарушил правильность акростиха. Служба была составлена митрополитом Никодимом, ныне Харьковским. В службе великомученику Иоанну Новому (†1340; память 2 июня) перед каноном указан акростих: Новому мученику нову приношу хвалу 80 , который сохранился с дефектами. Служба на Перенесение мощей (память 3 июня) царевича Димитрия из Углича в Москву опять возвращает нас к труженику московского печатного двора. Перед каноном имеется надписание: Канон, глас 1. Егоже краегранесие со альфы поряду. Прочая же имеяй измарагд, да разумеет 81 . Алфавитный акростих сохранился с незначительными изъянами. Последняя буква, то есть “я” — это последний тропарь 8-й песни перед богородичном. Начиная с богородична и далее до конца канона читается: итавас. Таким образом, это второе творение старца Савватия. В каноне Югской иконе Богоматери (память 3 июня) имеются признаки акростиха. Тропари с богородичнами дают следующее: О Благодатная то… благодати. Далее, возможно, криптограмма: Мпрепспр 82 . Второй канон службы преподобному Паисию Угличскому (†1504; память 6 июня) имеет, очевидно, подпись автора-гимногафа: 9-я песнь дает чтение Ром[а]н 83 . Канон на обретение мощей благоверных князей Василия и Константина Ярославских имеет почти без изменений сохранившийся алфавитный акростих 84 . В богородичне 8-й песни канона заканчивается буквой “щ”. 9-я песнь дает следующее сочетание букв Пркп, что может быть прочитано как Прокоп или же Прокопий 85 . Перед каноном службы Собору Сибирских святых, составленной в наше время, читаем: краегранесие: Собор Сибирских святых любовию благочестно восхваляем 86 . В восьмой песни канона читаются пять тропарей, в отличие от других, и поэтому в последнем слове акростиха отсутствует первая буква. “Служба собору Сибирских святых составлена Преосвященным епископом Максимом на основании ранее изданных служб и житий Сибирских святых” 87 .

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

Семейство моё присоединяется к моим приветствиям и от всего сердца благодарит Ваше Высокопреосвященство за Ваше покровительство правому делу и за отражение лукавых стремлений Булах. Им, как живым свидетельницам той мерзости, которая совершается этой н…ю т...ю, нельзя быть равнодушным к исходу дела. Путь, который Вами избран для достижения цели, есть наилучший. Пустить её теперь нельзя уже и потому, что о ней во всяком случае начинается исследование, так что до окончательного разъяснения дела о заточении Мазуриной было бы даже странно водворять её вновь в училище, в качестве Начальницы. Да и без того, одно оклеветание Вансловой есть черта, не дозволяющая ставить её над училищем. Все постановления Устава, определяющие её права, не могут быть безусловны. В том случае, когда она проявила бы черты, несовместимые с должностью (Начальницы, а она их проявила), буква Устава не могла бы дать ей прав, сопряжённых с подразумеваемой годностью её —365— 1881 г. для места Начальницы. Дела Мазуриной я уже не оставлю; но в нём есть трудности, при которых конца нельзя достигнуть – без особой помощи Божией – с желанной быстротой. Но для отражения её посягательств на управление училищем довольно и того, что Ржевскому Исправнику поручено исследование“. 6-го ч., в день Крещения Господня, служил в Кафедральном соборе и был в крестном ходу на р. Волгу. На этот раз было больше порядка между духовенством, чем в прошедшем году. 7-го ч. писал я во Владимир преосвящ. Иакову, епископу Муромскому, викарию Владимирскому: Приветствую Вас с новым годом, желая Вам от Господа обновления сил и освобождения от немощей и недугов. Посылаю Вам при сём в подлиннике записку об употреблении марок в нашем „Копеечном“ обществе 220 . Записка эта написана известной Вам Л. П. Львовой 221 , которая ближе стоит к этому делу, чем г. Жизневский 222 . Подобает и ересем быти, да искуснии в вас явятся: – в СПб. Пашковские сборища вызвали учреждение „Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви“. Достохвальное учреждение! Нельзя не пожелать ему успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010